(Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I).
Государственное издательство, Петербург, 1921 (88 с.).
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам.
Иллюстрации в электронной публикации не всегда соответствуют книжным страницам: для удобства использования они размещены рядом с текстом, в котором упоминаются.
III.
Портреты стиля Димитрия из Алопеки.
Таблица VI. Портрет мальчика (мрамор). Эрмитаж. |
Рис. 20. Голова мальчика (мрамор). Эрмитаж. (С фотографии). |
В эрмитажном собрании находится любопытная голова мальчика, которая принималась Кизерицким и мною за римский портрет (тбл. VI, VII и рис. 20)1. Такое толкование не соответствует характеру памятника, так как в нем нет тех особых с.44 реалистических черт, которые свойственны римской портретной скульптуре даже в эпоху классицизма, какой является время Августа. Напротив, трактовка глаз и стилизация волос скорее напоминают классический период греческого искусства.
Таблица VII. Портрет мальчика (мрамор). Эрмитаж. |
Эта голова заслуживает особого внимания, ввиду того, что в собрании Duval в Morillon близ Женевы сохранилось повторение ее, на котором прибавлены крылья (рис. 21)2; этот второй экземпляр был, следовательно, использован копиистом, как изображение Гермеса. Может быть, наконец, под влиянием того же типа возникло изображение сатира, представленное пока одним экземпляром в Мадриде3.
Рис. 21. Голова мальчика (мрамор). Morillon, собр. Duval. (С фотографии Ф. Брукмана). |
Изображен мальчик с вьющимися кудрями, сплетенными в косички, проведенные от макушки до лба; на лоб спадает несколько локонов. На затылке и по сторонам лица волосы расположены свободно, покрывая уши. Шея — длинная и тонкая. Голова построена очень строго и включена в форму куба, ограниченного со всех сторон почти правильными квадратами. Эти плоскости являются единственным делящим элементом, так как структура головы, как органического целого, отступает на задний план. Интерес сосредоточен на рисунке по плоскостям, на свободном распределении линий, без расчета на строгую систематику в расположении их: формы затылка не промоделированы, уши покрыты волосами, так что почти весь профиль образует одну волнистую поверхность без всяких внутренних делений; с.45 в фас — край волос имеет свободные, почти случайные очертания, не представляя собою определенной рамки для лба, глаза расходятся, в моделировке щек не наблюдается проведения какого-нибудь формального плана. При всем том голова имеет весьма индивидуальное и очень своеобразное выражение, которое можно было бы объяснить только как портретную черту.
Художник старался передать характерные детские формы лица: рот — маленький, щеки — пухлые, округлый подбородок мало выступает. С большим вниманием промоделированы мягкие углубления около ноздрей и наружных углов рта. Но в верхней части лица художник менее считался с особенностями детских форм. Хотя мастер, по-видимому, имел в виду придать лбу характерные для ребенка выпуклые очертания, но эта выпуклость мало заметна; также плоско расположены глаза, и мягкие в натуре формы верхних век получили такие же резкие очертания, как и надбровные дуги; глаза поставлены косо, так что оси их спускаются вниз к переносице; такую же тенденцию к направлению сверху вниз имеют линии надбровных дуг. Трактовка век придает глазам особое выражение: верхнее веко образует правильную дугу, нижнее — почти прямой линией проведено вниз и уже близко к наружному углу круто сворачивает вверх. Та же жесткость стиля, которая так сильно бросается в глаза в верхней части лица, характерна и для исполнения волос. Задумана, конечно, передача мягких детских волос; но завитки их резко отделены друг от друга и кроме того расположены по трем горизонтальным ярусам, довольно ясно отграниченным один от другого; на концах они завиваются и образуют почти круглые локоны. Расположение волос не совсем симметрично; на правой стороне головы они лежат гуще, совершенно покрывая ухо, а перед ухом спадает особая группа параллельных кудрей; левое же ухо проглядывает сквозь более редкие в этом месте локоны.
Повторение этой головы в Morillon безусловно мягче, что и заставило G. Nicole относить оригинал к IV в.; v. Duhn выражается менее определенно, но признает, что с.46 тип восходит к «хорошему времени», отмечая при этом своеобразие всего облика. Но что мягкость выражения лица есть только особенность копии, явствует из форм главнейших линий, совершенно совпадающих с соответствующими частями на эрмитажном экземпляре; только переходы сглажены, что, конечно, не соответствует стилистическому характеру тех же линий.
Перечисленные особенности исполнения дают возможность довольно точного хронологического определения головы. О детских типах IV в. мы можем судить по голове младенца Диониса на группе Праксителя в Олимпии середины IV в.4, по голове Плутоса группы Кефисодота Старшего начала IV в.5 и по голове младенца Диониса в Национальном музее в Риме6, может быть принадлежавшего к недошедшей до нас группе, аналогичной Гермесу Праксителя. О детских изображениях середины V века нам дает хорошее представление головка из Браврона, находящаяся ныне в Копенгагенской Глиптотеке7. О совершенно развитых эллинистических типах, конечно, здесь говорить не приходится. Даже головка праксителевского Диониса явно значительно позже эрмитажной; не только нижняя часть лица трактована в высшей степени мягко, характерные детские формы лба также уже выработаны; волосы покрывают голову как масса, отдельные линии не играют самостоятельной роли. Голова Плутоса Кефисодота несколько строже праксителевского Диониса; главным образом в трактовке волос и лба чувствуется еще традиция V в., но, безусловно, она развитее эрмитажной головы: волосы переданы сплетающимися кудрями, лоб уже выпуклый, глаза имеют нежное выражение, с.47 характерное для круга Праксителя. Голова Диониса в Национальном музее в Риме очень близка к Плутосу Кефисодота; может быть, трактовка волос указывает на немного более раннюю дату. Эрмитажная голова, следовательно, не может быть отнесена к IV в., а оригинал ее принадлежал еще искусству V в.
Головка из Браврона во всем значительно проще эрмитажной. Равномерный овал лица, спокойное выражение глаз весьма далеки от той двойственности, которую нам пришлось установить на эрмитажной голове. Но следует отметить, что головка из Браврона имеет очень мало специфически детского выражения. Только особенности прически отличают ее от обычного идеального типа. По сравнению с нею, эрмитажная голова означает значительный шаг вперед в сторону реалистического изображения детского лица. Контраст между маленьким ртом и пухлыми щеками, маленьким подбородком и широким лицом, попытка передать выпуклые формы лба — все эти черты применены здесь впервые. Дата нашей головки лежит, следовательно, между фризом Парфенона и концом V в. С такой датировкой вполне согласуется и одна особенность в трактовке волос: тенденция к отделению от головы прядей, как будто раздутых ветром. Такая манера встречается на типе головы, посаженной на статую Артемиды Колонны в Braccio Nuovo Ватикана8, на сиракузских монетах9 и других головах того же периода; отчасти такая же трактовка волос удержана на скульптурах IV в. того художественного направления, которое сохранило формы предыдущей эпохи10.
Оригинал нашей головы принадлежал, таким образом, к эпохе Пелопоннесской войны. Повторение в эрмитажном собрании можно датировать приблизительно с.48 временем Адриана; в пользу такой датировки говорят резкое исполнение надбровных дуг и век и тенденция к пластической передаче отдельных прядей; повторение в собрании Дюваль принадлежит уже ко второй половине II в. по Р. Х. и в стилистическом отношении связано с некоторыми портретами эпохи Антонинов, отличающимися большой мягкостью работы. В частности, характерны оставленные несглаженными круглые отверстия в волосах от буравчика11.
Кого изображал оригинал этих копий, с определенностью сказать нельзя. Крылья, во всяком случае, приставлены копиистом; расположение их хорошо известно именно по копиям императорского времени12. Вероятнее всего, мы имеем дело с надгробной статуей, в которую художник старался внести портретные черты.
Рис. 22, 23. Портрет неизвестного (мрамор). Флоренция, Уффици. (Arnd-Bruckmann). |
Индивидуальный стиль предполагаемого оригинала весьма своеобразен и дает возможность отнести оригинал к довольно точно определяемой группе памятников. Ближайшими аналогиями являются бородатая голова во Флоренции13 (рис. 22, 23) и портрет неизвестного стратега в Неаполе14 (рис. 24, 25). Первый из этих портретов изображает, по-видимому, философа; голову покрывают длинные волосы, с пробором на левой стороне; к сожалению, нос реставрирован очень неудачно, сильно нарушая общее впечатление головы.
Рис. 24, 25. Портрет стратега (мрамор). Неаполь, Национальный Музей. (Arndt-Bruckmann). |
Второй портрет, отличной сохранности, изображает стратега (панцирь на груди). Прежде всего бросается в глаза полное совпадение в трактовке волос. На обоих портретах волосы разделены на отдельные пряди со слегка завивающимися концами, как на эрмитажной голове, причем преобладает тенденция к весьма высокому рельефу для каждой пряди. Расположение волос по ярусам преобладает и на этих обоих портретах и проведено также в трактовке бороды. Край волос над лбом не задуман в виде рамки для плоскости лба, а трактован натуралистически, как на эрмитажной голове; над ушами волосы образуют особенно рельефные массы. В данном случае, такая явная стилистическая близость в обработке волос тем важнее, что остальные части трудно сравнивать между собою. Различные сюжеты — портрет мальчика с одной стороны, головы философа и стратега с другой — требовали, разумеется, и различной трактовки. Но голова в Уффициях, несмотря на такие естественные различия, представляет дальнейшие аналогии. Мы отметили на эрмитажной голове весьма своеобразную трактовку глаз; почти в точности тожественную стилизацию мы встречаем на флорентийской голове: глазная щель образована из дугообразного края верхнего века и неравномерной линии нижнего века, спускающейся по направлению к наружному углу глаза вниз и затем круто поднимающейся вверх. Для выражения глаза играет большую роль утолщение мышцы над верхним веком, выделяющейся в виде особой рельефной полоски и проведенной от середины верхнего века до наружного угла, параллельно надбровной дуге. Такая особенность потому важна для выражения глаза, что она придает взгляду бо́льшую сосредоточенность: благодаря такому расположению линий, сильнее ощущается сближение линий надбровной дуги с краем верхнего века около с.49 внутреннего угла глаза при отсутствии на этом месте промежуточного штриха; такое сближение линий содействует и концентрации выражения на данной части глаза, не давая взгляду расплыться. Надбровная дуга, как отмечено, и на голове в эрмитажном собрании имеет тенденцию к сравнительно крутому спуску по направлению к переносице. На голове стратега в Неаполе утолщение мышцы над верхним веком имеется налицо, но не бросается в глаза в такой сильной степени, как на двух других головах. Притом вообще глаз трактован свободнее и лежит глубже. По-видимому, портрет стратега принадлежит к более поздней эпохе.
Связь между этими тремя головами так тесна, что не может быть сомнения в принадлежности их к одному художественному кругу. Стиль портретов в Уффициях и в Неаполе был исследован Арндтом и привел его к выводу, что они принадлежат к числу реалистических портретов конца V и начала IV вв., приписываемых Димитрию из Алопеки.
О Димитрии мы до некоторой степени осведомлены, благодаря свидетельствам древних писателей и надписям, найденным на афинском Акрополе, которые дают возможность более близкого хронологического определения времени его деятельности15. Самая поздняя из сохранившихся надписей, по эпиграфическим основаниям, датируется Келером немногим раньше середины IV в.; остальные принадлежат к началу IV в.16 Самую раннюю дату пока дает портрет гиппарха Симона, упоминаемый Плинием17; о Симоне идет речь во «Всадниках» Аристофана, поставленных в 424 г.18 Деятельность Димитрия обнимала, таким образом, последние два десятилетия V в. и первые десятилетия IV в. Стиль его работ описывается Квинтилианом19 в следующих словах: ad veritatem Lysippum et Praxitelen accessisse optime affirmant. Nam Demetrius tamquam nimius in ea reprehenditur et fuit similitudinis quam pulchritudinis amantior[1]. Слова Квинтилиана противопоставляют, таким образом, натурализм Димитрия стремлению Праксителя и Лисиппа к правдивой передаче природы и подчеркивают, что Димитрий не обращал внимания на внешнюю красоту, а шел по пути последовательного реализма. Такая характеристика Квинтилиана подтверждается подробным описанием портрета коринфского стратега Пелиха, данным Лукианом, о котором будет речь ниже, и прозвищем ἀνθρωποποιός[2], в противоположность к θεοποιός[3], которым характеризует художника тот же Лукиан20. Этим прозвищем пользуется Лукиан также при описании статуи Пелиха, но без особого определения термина, данного в другом месте посредством противопоставления с θεοποιός; оно было, следовательно, в общем употреблении и не было выдумано Лукианом специально для своего описания статуи Пелиха. Винтер21, а после него Сикс22 справедливо указали на аналогию с характеристикой живописца Дионисия, данной Плинием23: nihil aliud quam homines pinxit, ob id anthropographus nominatus[4]. Ясно, с.50 что anthropographus у Плиния — эпитет, аналогичный ἀνθρωποποιός Лукиана, и что такое прозвище должно быть понято, как намек на неидеальное направление стиля Димитрия. Для объяснения термина anthropographus упомянутые исследователи привлекают характеристику Дионисия у Аристотеля24, по словам которого Дионисий изображал людей похожими, ὁμοίους, в противоположность Полигноту, изображавшему их лучшими, κρείττους, чем они были на самом деле, и Павсону, обнаруживавшему склонность к карикатуре (χείρους). Эти сопоставления объясняют термин ἀνθρωποποιός, как характеристику натуралистического направления в искусстве Димитрия; можно было бы перевести это слово «изобразитель человека таким, каков он есть в действительности»25.
Кроме портретов Пелиха и Симона, писатели упоминают о портрете Лисимахи, которая была жрицей Афины в течение 64 лет26; об этом изображении нам также придется еще говорить. Кроме того, из сохранившихся надписей мы узнаем о двух портретных статуях и двух дарственных приношениях Афине27. Не будем касаться вопроса о статуе Афины, упоминаемой Плинием, так как она не относится прямо к нашей теме28.
Рис. 26, 27. Портрет стратега (мрамор). Париж, б. собр. Pastoret. (Arndt-Bruckmann). |
Со стороны разных ученых были сделаны попытки найти копии портретов стиля Димитрия в сохранившихся памятниках. Фуртвенглер29 приписывал Димитрию так называемого «Фемистокла» в Ватикане30, тип стратега Pastoret (рис. 26, 27)31, портрет стратега в Неаполе32, на котором с.51 Вольтерс открыл надпись Архидама33, и портрет Еврипида34. Целая серия голов была приписана Димитрию Арндтом35, на другую группу портретов указал Роберт36 и, наконец, Сикс посвятил той же проблеме любопытную статью37. Сикс первый старался отожествить упомянутый древними авторами портрет Лисимахи с дошедшим до нас скульптурным типом38.
Рис. 28. Статуя «силена» (мрамор). Флоренция, P. Corsini. (Arndt-Amelung, Einzelaufnahmen). |
Раньше чем приступить к разбору вопроса, насколько упомянутые авторы расходятся во взглядах, позволю себе указать на одно соображение, которое могло бы поставить этот вопрос на более твердую почву. В Палаццо Корсини во Флоренции находится любопытный мужской торс, реставрированный в виде силена, пьющего из чаши, которую он держит в высоко поднятой левой руке, и держащего в правой руке мех с вином (рис. 28)39. Ошибочные указания Дютшке40 были исправлены Гейдеманом41, но и в его описание вкрались ошибки, исправленные Амелунгом. Античными оказались только торс с плечами и ногами выше колен; на груди сохранились концы длинной бороды. Исследование статуи Амелунгом устранило толкование, предложенное Дютшке и Гейдеманом; но, мне кажется, и новое объяснение, предложенное Амелунгом, также нуждается в проверке. Он находит, что характеристика бороды, насколько концы ее сохранились на груди, и своеобразная грубая одежда (экзомида) подходят только для изображения Гефеста; стиль фигуры говорил бы, по мнению Амелунга, за предположение, что в торсе Корсини сохранилось повторение статуи Гефеста с.52 Алкамена. Тип головы Гефеста, однако, насколько он нам известен по мраморным и бронзовым изображениям, совершенно не соответствует данным, сохранившимся на торсе Корсини. Гефест имеет бороду округлой формы, напоминающую тип Зевса42. Что же касается одежды, то расположение ее действительно соответствует экзомиде Гефеста43, но ни на одном из дошедших до нас изображений этого бога одежда не сделана из тонкой материи44. Напрасно Амелунг называет одежду грубой. Исполнение ее, относящееся по-видимому, уже к началу III в. по Р. Х., действительно грубовато, но материя и расположение одежды вполне соответствуют льняным коротким хитонам амазонок45; о стилистической близости торса Корсини к статуям амазонок говорит сам Амелунг. Отличен лишь индивидуальный стиль мастера, но это обстоятельство ничего не изменяет по существу. M. Bieber46, по поводу торса в Касселе, объясненного Фуртвенглером как изображение Гефеста47, сопоставила ряд примеров, доказывающих, что короткая экзомида встречается на фигурах амазонок и воинов; она является, таким образом, воинским одеянием. То же самое можно сказать об одежде торса Корсини. Тонкий хитон, обнажающий правую половину груди, характерен именно для амазонок, а в сущности тожественен с хитоном, который гоплиты уже на строго-краснофигурных вазах носят под панцирем.
Одежду на торсе Корсини также следует признать воинской. В таком случае легко объясняется положение левой руки, плечо которой приподнято: фигура опиралась на копье. В правой опущенной руке, может быть, находился шлем. Далее, моделировка торса дает весьма определенные указания: плоская грудь опущена, край грудной клетки и под ним живот выступают вперед, ключицы очень резко обрисованы, а впадины под ними ясно характеризуют старческий возраст. с.53 Совершенно аналогично трактовано старческое тело на статуе «поэта» в Лувре48, о которой была речь. На ней весьма схожи формы груди, а в особенности трактовка живота и шеи над ключицами. Мы имеем, следовательно, дело с изображением старого воина, как оно появляется на полигнотовском черепке в Нью-Йорке49.
О форме бороды мы можем судить по сохранившимся на груди остаткам кудрей: концы их расположены в беспорядке от среднего деления груди до левого плеча. Пряди не образуют сплошной массы; они как бы раздуты ветром. Такие формы имеют определенно индивидуальный характер.
Получается, следовательно, такой результат: торс Корсини есть обломок портретной статуи, изображавшей старика воина с длинной, как бы раздутой ветром бородой и с выступающим животом; грудь его наполовину обнажена. Датировка второй половиной V в., предложенная уже Амелунгом, безусловно, справедлива, ввиду вполне аналогичной трактовки хитона в типе амазонки, восходящем, вероятно, к оригиналу Кресилая. С этими данными сопоставляем описание портретной статуи коринфского стратега Пелиха работы Димитрия50: …εἶδες προγάστορα, φαλαντίαν, ἡμίγυμνον τὴν ἀναβολήν, ἠνεμωμένον τοῦ πώγωνος τὰς τρίχας ἐνίας, ἐπίσημον τὰς φλέβας, αὐτοανθρώπῳ ὅμοιον, ἐκεῖνον λέγω, Πέλιχος ὁ Κορίνθιος στρατηγὸς εἶναι δοκεῖ[5]. Как на характерные особенности статуи, Лукиан указывает, таким образом, на выступающий живот, лысую голову, наполовину обнаженное тело, редкую бороду с разбросанными кудрями, как бы раздутыми ветром, выдающиеся жилы. Такое совпадение текста с характерными чертами памятника позволяет с большой степенью вероятности предположить, что торс Корсини и есть воспроизведение знаменитой статуи Пелиха.
К сожалению, среди изданных портретов нет экземпляра, дающего возможность отожествить его, на основании форм бороды, с головою Пелиха. Но индивидуальный стиль, обнаруживающийся в трактовке бороды, позволяет нам указать на одну голову, принадлежащую, по всей вероятности, к кругу того же мастера. Это — с.54 портретный бюст в Капитолийском музее, так называемый Диоген51 (рис. 29, 30). Голова изображает лысого старика с длинной бородой, свисающей на грудь; впалые глаза и щеки указывают на преклонный возраст. На грудь наброшен плащ, покрывающий затылок и левое плечо. К сожалению, поверхность лба переработана. Борода этой головы короче, чем на торсе Корсини, но концы ее стилизованы волнистыми линиями и совершенно совпадают со стилем фрагмента на торсе Корсини. Сильно выступающие жилы на правой стороне шеи напоминают слова Лукиана: ἐπίσημον τὰς φλέβας[6].
Рис. 29, 30. Бюст Диогена (?) (мрамор). Рим, Капитолийский музей. (Arndt-Bruckmann). |
Голова «Диогена» датировалась всегда эллинистическим временем и ставилась в связь со статуэткой в вилле Альбани, носящей то же имя52. Поэтому нам придется остановиться на этих портретных типах и выяснить вопрос, насколько принятые названия и хронологическое определение действительно правильны. Ибо натурализм в исполнении сам по себе не может считаться критерием, как я старался уже доказать по поводу головы собр. Браза, и что будет освещено в первом экскурсе53. Вопрос в том, как и какие натуралистические приемы встречаются в разные эпохи.
Сначала несколько слов о толковании изображений Диогена54. Я убежден, что голова Берлинского музея55 действительно изображает то же лицо, как и статуэтка виллы Альбани. Покатый лоб, плоский маленький подбородок, характерные формы челюсти под правым ухом, очертания бороды — все эти черты совпадают на обеих головах, несмотря на то, что они не восходят к одному и тому же оригиналу. Сходство головы Капитолийского музея со статуэткой Альбани очень поверхностное: глаза иначе поставлены, профиль головы другой, борода длиннее. Сходство основано на дальнем стилистическом родстве. Несколько более существенное физиономическое сходство связывает голову Капитолийского музея с рельефом в Неаполе56, изображающим сидящего бородатого мужчину с посохом в руке, на фоне скалистого пейзажа; рядом с ним ларчик и свитки, у его ног — животное, по-видимому, не собака, а овца. Нельзя усматривать в этой фигуре изображение Диогена, так как, по справедливому замечанию одного исследователя, свитки отнюдь не характерны для Диогена, а животное у ног его вовсе не похоже на античные изображения собак57. Таким образом, ни неаполитанский рельеф, ни голова Капитолийского музея не могут быть истолкованы как изображения Диогена.
Аналогично обстоит вопрос со статуэткой Альбани. Все атрибуты реставрированы, а выражение лица и характер памятника не могут являться достаточно с.55 твердым основанием для определения ее первоначального значения58. Толкование всех перечисленных памятников висит, следовательно, в воздухе, и мы можем вернуться к вопросу о стиле их, не связывая его для хронологических целей с иконографическими проблемами.
По вопросу о типе «Диогена» Альбани мы можем пользоваться только этой статуэткой, так как голова в Эксе59, восходящая, вероятно, к тому же оригиналу, совершенно переделана во вкусе времени Антонинов. Легкая, импрессионистическая трактовка волос и бороды, выражение глаз — черты, характерные для этого второго экземпляра, — всецело примыкают к копиям-переделкам конца II в. по Р. Х. Статуэтка Альбани не отличается большой тщательностью исполнения, но во всяком случае не вносит в данный образ чуждых ему черт. Бросается в глаза чрезвычайно простая постановка фигуры, которая в принципе отлична от мотивов статуй стоящих философов эллинистического периода. Для примера сравним так называемого Зенона в Капитолийском музее60 или статуэтку Гермарха в Нью-Йорке61. На этих фигурах, несмотря на умышленную простоту мотива, движение плеч, не соответствующее движению нижней части фигуры, а в особенности поворот головы привносят особый ритм. На статуэтке же Альбани вся фигура выдержана строго в одной плоскости, правое плечо выдвинуто вперед настолько же, как и правая нога, наклон головы следует движению всей правой части фигуры. Такой мотив похож на постановку Ареса Боргезе62, но еще более упрощен. Далее, «Зенон» передает старческое тело с примесью атлетических форм, Гермарх — с совершенно бездействующими мышцами. На первой фигуре грудные мышцы промоделированы в деталях, так что плоскости их с.56 раздроблены, особенно в верхней их части, выступающими и понижающимися формами; в статуэтке Гермарха проведен тот же самый принцип, но с целью характеристики отвисших масс. Тело «Диогена» охарактеризовано, как старческое, но полное; подход же к передаче этих форм совершенно иной. Мышцы груди образуют правильный рисунок и трактованы, как единые плоскости: только там, где руки прижаты к груди, образуется по несколько складок. Действительно, мы имеем дело с натурализмом, но с наиболее упрощенным видом его. Голова статуэтки совершенно не укладывается в ход развития эллинистического портрета. Длинные, параллельные друг другу, завивающиеся на концах пряди волос принципиально отличны от сильно пластичных форм на истинно эллинистических портретах. Стилизация глаза, наконец, совершенно немыслима в эпоху создания типов Гомера63 и Сенеки64, немыслимы также и гладкие формы лба и щек. Мы в данном случае не можем даже сослаться на классицистическое направление в эллинистическом искусстве, которое дает себя чувствовать на некоторых портретах; ибо попытка передать старческие формы глаза сделана, намечены глубокое положение его, складки около углов и мешки под ними, но еще очень сдержанно. Статуэтка «Диогена», следовательно, не может быть отнесена к эллинистическому времени; даже IV в. является слишком поздней датой. Действительно, трактовка тела представляет собой дальнейшее развитие принципа, проведенного на сидящем старце восточного фронтона олимпийского храма Зевса65. Очертания грудных мышц и формы живота этой фигуры являются ближайшими аналогиями к стилю «Диогена»; в круге искусства V в. мы должны искать также и аналогий в трактовке головы. Волосы исполнены по принципу, проведенному в наиболее чистом виде на голове Эсхила66, для трактовки бороды, глаз и лба мы находим параллели с.57 в головах Эпименида67 или Сократа68. Самой поздней датой для «Диогена» Альбани является эпоха Пелопоннесской войны.
Кого изображал оригинал статуэтки, мы не можем сказать. Отсутствие плаща исключает толкование ее, как изображения философа; возможно, что задуман идеальный портрет древнего поэта-сатирика вроде Гиппонакта или Эзопа. Берлинская голова, как я уже сказал, по всей вероятности, изображает то же лицо. По стилю, однако, она несколько отличается от статуэтки Альбани. Характеристика как черт лица, так и волос, гораздо суше. Весьма характерно, как волосы и борода прилегают к голове, и как волосы лишь немного выступают над ушами, образуя валики. Такая сухость и резкость соответствуют принципу, проведенному на голове Софокла в собрании Барракко в Риме69, с которой берлинский портрет связан даже мелочами в расположении волос и бороды, с их плоскими, близко сдвинутыми один к другому кудрями.
Итак, головы типа «Диогена» относятся к V в. до Р. Х.; на тот же период указывают особенности капитолийского бюста, который мы, следовательно, вправе хронологически присоединить предположительно к кругу Димитрия из Алопеки. Такому хронологическому определению не противоречило бы предположение, что тип всей статуи воспроизведен на рельефе в Неаполе. Я лично не могу согласиться с этим мнением, так как на рельефе поворот головы другой, волосы длиннее, лысина меньше, и борода еще более развевается. Но, безусловно, в основе фигуры на рельефе лежит тип, близкий к капитолийской голове и принадлежавший к тому же художественному кругу. Любопытно, что стилизация бороды этой фигуры, по весьма вероятному предположению Роберта, изображающей Гесиода, весьма близка к остаткам, сохранившимся на торсе Корсини, и что жилы на шее чрезвычайно сильно выступают; невольно здесь вспоминаются слова Лукиана: ἐπίσημον τὰς φλέβας. Независимо от других упомянутых голов типа «Диогена», стиль капитолийской головы сам по с.58 себе определенно говорит за более раннюю датировку, а именно эпохой Пелопоннесской войны. Ограничение фаса и профиля весьма простыми плоскостями, стоящими под углом друг к другу, далее чрезвычайно скромная моделировка поверхности кожи, характеристика старческих глаз не могут быть сближены с эллинистическими типами. Весьма характерно, как плоско проведены линии от ноздрей вниз к углам рта; такие линии мы встречаем на голове старухи Британского музея70. Уже в IV в. подобные складки получают формы углублений с сильно выступающими краями, на капитолийской же голове они лежат сравнительно очень плоско; щеки оставлены почти без моделировки в частностях, а впалые глаза обозначены еще более сдержанно, чем, например, на той же голове старухи в Лондоне: упомянутые черты на типах эллинистического времени, например, на головах Гомера или Сенеки, переданы чрезвычайно эффектно, с применением целого ряда мелких и мельчайших подробностей, на которые в капитолийской голове нет и намека; особенно показательно сравнение мешков под глазами, которые на капитолийском типе почти совсем не обозначены. Наконец, плавные формы бороды не сходятся с приемами, известными нам по эллинистическим портретам. Длинные сильно выступающие пряди подобного рода весьма отличны от пластически выступающих масс, например, на голове Эпикура71, и обнаруживают силу традиции парфенонского фриза; подобным образом стилизованы волосы старцев на восточном фризе и примыкающих к ним статуарных типах.
Тип, представленный пока только торсом в палаццо Корсини и восходящий к статуе Пелиха работы Димитрия, включает в круг этого мастера тип капитолийского «Диогена» и оригинал фигуры на неаполитанском рельефе. Статуэтка Альбани и берлинская голова стоят несколько особняком, хотя по своей натуралистической тенденции они родственны с этой художественной группой.
Теория Арндта о творчестве Димитрия основана только на стилистических соображениях, но громадное количество материала, находящегося в распоряжении названного исследователя, придает его мнению особое значение. Поэтому мы должны ответить на вопрос, насколько высказанное здесь предположение подтверждается выводами Арндта. Стиль Димитрия отражают, по его мнению, следующие портреты: 1) Голова на статуе в Ватикане, т. н. Ликурга: Porträts, 431—
Наиболее ярким представителем этой серии является голова Антисфена (6). С капитолийским «Диогеном» этот тип связан не только общей системой передачи форм, но и рядом характерных деталей. Фас образует широкую плоскость, стоящую под прямым углом к плоскости профиля. Резкость перехода на обеих головах чувствуется под скулами, где щеки образуют указанный угол. Рисунок по данным плоскостям проведен с какой-то своеобразной барочностью; художник избегал простых вертикальных или горизонтальных линий: брови над наружными углами глаз поднимаются высоко вверх, а потом круто спускаются вниз к переносице: оси глаз образуют также наклонные, проведенные на голове «Диогена» вниз, а на типе Антисфена вверх, навстречу линиям надбровных дуг. Сверху к переносице же стекаются линии складок на лбу, ограниченные внизу горизонтальной складкой по самой переносице. Таким образом, рисунок около глаз полон почти дикого выражения; впечатление усиливается на голове «Диогена» еще длинными, как бы раздутыми ветром кудрями над лбом, с асимметричным делением над правой бровью. Система концентрации наклонных линий вокруг переносицы — весьма характерная черта, встречающаяся и на голове «Диогена». Рот образует глубокий теневой эффект: верхняя губа исчезает под усами, нижняя мало выступает, так что формы даны нижним краем усов; эти формы образуют не прямую, а дугообразную линию, к концам которой проведены глубокие складки от ноздрей вниз. В результате получается рисунок в виде треугольника, к которому примыкают пышные массы бороды; на голове Антисфена эти массы сплоченнее, чем на портрете «Диогена», но на этой последней голове пряди бороды находят себе аналогии во вьющихся кудрях над лбом Антисфена. Обе головы, следовательно, безусловно принадлежат к одному художественному кругу.
Тип бородатого грека (7) в Капитолийском музее носит менее барочный характер. Но в более простых формах проведем тот же принцип. С головою «Диогена» этот портрет ближе связан трактовкой бороды, которая разделена на пряди, свисающие вниз отдельными волнистыми линиями; бросаются в глаза большое с.60 сходство в том, как проведена скошенная линия профиля с глубоко врезывающейся переносицей, а также очень похожие приемы в моделировке плоских, впалых щек; как характерную деталь, упомянем своеобразные волнистые линии, которые спадают вниз перед ушами, соединяя волосы с бородой.
Голова стратега в Неаполе (3) соединяет барочное расположение волос со сравнительно простым рисунком на лице; с головой «Диогена» она не имеет непосредственных точек соприкосновения, если не говорить о характерных дугообразных формах рта, но близость к типу Антисфена относит ее к той же группе. То же самое нужно сказать о голове во Флоренции (9), о головах «Ликурга» (1) и неизвестного в вилле Альбани (2); но, примыкая к типу Антисфена, они не представляют собою чего-либо в корне отличного от типа «Диогена».
Всем перечисленным головам свойственно и одинаковое отношение к рельефности форм. Эффект вида в фас обусловлен тремя крупными повышениями, более или менее ясно вырисовывающимися, и двумя понижениями: лоб сильно выступает своими выпуклыми формами и вследствие резкого отграничения его от впалых висков; далее, сильно выступают скулы, а внизу четко вырисовывается подбородок. Смотря по характеру портрета, эти контрасты более или менее смягчены, но на головах Диогена и Антисфена они особенно заметны. Голову эрмитажного мальчика мы должны более близко связать с неаполитанским стратегом и с флорентийским бюстом.
Теория Арндта, таким образом, всецело сходится с теми выводами, к которым мы пришли на основании анализа торса Корсини.
Далее, мы должны считаться с теорией Фуртвенглера. Из четырех перечисленных им голов, уже была речь о так называемом Фемистокле; эта голова безусловно относится к другому художественному кругу. Портрет Эврипида мы должны исключить по причинам, которые выяснятся при окончательной сводке материала в конце настоящей главы. Мы можем в данной связи говорить только о типах стратега Пасторе и Архидама II. К первому типу причисляются следующие головы: 1) голова из собрания Пасторе, теперь в Копенгагене: Jacobsen, Fortegnelse
Принадлежность к этому типу изображения на резном камне собрания Арндта не может быть доказана с достоверностью. Если оно действительно передает тот же оригинал, как и другие головы, оно дало бы нам одно любопытное сведение: что фигура не была одета в панцирь, а была нагой. Голова в вилле Альбани очень поверхностного исполнения. Пряди волос и бороды только слегка намечены грубыми линиями, а черты лица потеряли свою выразительность. Мюнхенский экземпляр в сохранившихся частях обнаруживает довольно тщательную работу времени с.61 Антонинов, но он до такой степени искажен реставрациями, что не допускает определенного суждения73. Голова в Magazzino archeologico исполнена очень эффектно: копиист стремился придать волосам и бороде яркую игру света и тени, глубоко подрезывая мрамор; местами он прибавил контрасты в расположении завитков, которых нет на копенгагенском экземпляре. Так как стиль такого исполнения явно противоречит общему характеру форм лица, то мы можем признать его особенностью того художественного направления, к которому принадлежал копиист. Голова Пасторе исполнена суховато, но производит впечатление тщательной передачи форм оригинала. Поэтому мы будем пользоваться при сравнении этим последним экземпляром.
Не может быть сомнения в том, что тип Пасторе по своему стилю проще и сдержаннее тех портретов, которые Арндт и я относили к кругу Димитрия. Но мы должны помнить, что в эпоху такого необычайно быстрого развития, какой является V век, в одном и том же художественном кругу прогресс должен был происходить гораздо быстрее, чем при более медленном темпе позднейших времен. Такое явление было отмечено мною по поводу головы собр. Браза. От мюнхенского Мильтиада до бронзы громадный шаг, между тем они отделены друг от друга промежутком времени не более 20 лет. В данном случае мы должны также всмотреться в принципы расположения форм и судить об индивидуальном стиле, принимая во внимание быстроту развития искусства данной эпохи.
Для типа Пасторе характерно, что каждая в отдельности форма чрезвычайно развита; пышные массы волос и бороды сильно выступают в стороны и вниз, скрывая структуру головы. Такая черта характерна и для типа Антисфена. На обеих головах кудри доведены до надбровных дуг, а борода — непосредственно под скулами — до усов. Далее, на обеих головах наблюдается асимметрия в постановке глаз, и как на типе Антисфена сдвинутый в сторону пробор нарушает строгость композиции, так на типе Пасторе криво посаженный на голову шлем увеличивает впечатление барочности композиции. Оба типа связаны между собою также деталями, встречающимися в родственных формах на голове «Диогена». Несомненно, что формы век обнаруживают большое сходство, что подбородок, выступающий из-под завитков бороды, обрисован совершенно одинаково, что пряди около висков, усы и прилегающие части бороды трактованы в том же духе, расходящиеся линии прядей под подбородком расположены как на голове «Диогена», с той только разницей, что они на голове Пасторе связаны в одну сплошную массу. Характерно, наконец, что все построение головы одинаково: широкая плоскость лица стоит под прямым углом к плоскости профиля; переход от одной части к другой дан в тех же формах. Тип Пасторе является, таким образом, предшественником типа Антисфена и вполне может быть относим к той же художественной группе.
Точно так же голова Архидама в Неаполе близко связана с сопоставленной выше серией портретов. Формы выступающего лба совершенно соответствуют охарактеризованным приемам, наблюдаемым также на типах «Диогена» и Антисфена.
В частности, бросается в глаза сходство так называемого Ликурга в Ватикане. Расчленение бороды встречается в подобных формах на голове «Диогена», далее на портретах в Уффициях и стратега в Неаполе, на котором особенно близки по своей с.62 трактовке пряди под нижней губой. Расположение плоскостей на всех перечисленных головах одно и то же. Сходен и принцип нагромождения масс в верхней и нижней частях лица.
Из сказанного следует, что из числа сопоставленных Фуртвенглером под именем Димитрия голов два портрета вполне соответствуют принципам искусства Димитрия, как они выявляются на разобранных раньше портретах, не только в общем понимании форм, но также и в исполнении частностей.
Предположения Роберта (у Pauly-Wissowa, ук. м.) для нас неприемлемы. Названный ученый усматривает стиль Димитрия в двух головах: 1) в Риме: Arndt-Bruckmann, Porträts, 285—
Очень любопытны «Иконографические этюды» Сикса в Römische Mitteilungen 1912 г., из которых два посвящены Димитрию. В первом этюде Сикс исходит из монет Кизика. Сопоставляя четыре портрета, в которых он усматривает изображение афинского адмирала Тимофея, он поставил в связь с этим типом портрет, дошедший до нас в двух экземплярах: 1) в Капитолийском музее: Arndt-Bruckmann, 367—
Второй этюд Сикса посвящен портретной статуе Лисимахи, жрицы Афины, с которой он, следуя Флашу и Арндту, отожествляет тип, известный нам пока только в одном повторении в Британском музее74. Эта идентификация, встретившая сочувствие75, также подтверждает высказанные выше предположения. Я уже указал с.63 на большое сходство в трактовке щек и резких линий, проведенных от ноздрей вниз, с трактовкой головы «Диогена». Мы должны еще прибавить, что расположение под прямым углом плоскостей фаса и профиля также соответствует приему круга Димитрия, насколько мы это могли заключить на основании приведенного материала. Далее, голова старухи подтверждает тезу Фуртвенглера о принадлежности неаполитанского Архидама к стилю Димитрия: очертания головы в профиль почти совершенно одинаковы на обеих головах76.
Выдающееся положение, которое занимал, по-видимому, Димитрий в древности, объясняет нам, почему такое большое количество портретов, восходящих к его кругу, дошло до нас. Вероятно, некоторые из перечисленных памятников являются копиями с произведений его учеников и подражателей, но во всяком случае они все преследуют одинаковые цели. Раньше чем перейти к вопросу о датировке перечисленных типов, хотелось бы указать еще на несколько голов, отражающих влияние того же великого мастера.
Портретная голова в Неаполе77 относилась Арндтом к началу IV в., т. е. ко времени деятельности Димитрия. Мне кажется, что связь между кругом этого мастера и названным портретом теснее, и что его следовало бы включить в серию голов, непосредственно отражающих его стиль. В фас, наибольшие аналогии представляет голова Архидама, на которой бросается в глаза одинаковая трактовка бороды, усов и рта, а также большое сходство в моделировке лба. Расположение волос над лбом более всего напоминает Антисфена; исполнение отдельных кудрей здесь также чрезвычайно близко к стилю неаполитанской головы; трактовка глаза находит свою ближайшую аналогию в голове «Диогена», а построение и очертания ее соответствуют проведенным данной группой принципам.
Менее ярка характеристика другой неаполитанской головы78. Простая трактовка глаза, в особенности проведение бровей, сильно напоминают голову Пасторе; формы рта те же, что на головах «Диогена» и Антисфена; эти же головы аналогичны по трактовке бороды и волос. Связь этой головы с кругом Димитрия, однако, менее тесная, чем у предыдущей, так как общий тон ее слишком спокоен для близкого последователя Димитрия. К наиболее выразительным портретам стиля Димитрия принадлежит голова в вилле Альбани, правильно определенная в хронологическом отношении уже Арндтом79. К сожалению, слишком резкая трактовка некоторых частей, как, например, глаза, несколько затрудняет понимание истинного характера головы. Такая манера, находящая себе выражение также в исполнении волос, свойственна группе копиистов конца I в. по Р. Х., из школы которых вышел, например, парижский экземпляр веллетрийской Афины80. Голова Альбани, безусловно, старше Архимеда и проще его; по времени, она ближе всего подходит к типу стратега с.64 Пасторе, но трактовка бороды связывает ее с Архидамом и его ближайшей аналогией в Неаполитанском музее. В исполнении век и надбровных дуг чувствуется жесткость еще недостаточно гибкого рисунка, как на типе Пасторе, но в расположении складок на лбу и на переносице определенно намечен принцип, охарактеризованный нами на основании портретов «Диогена» и Антисфена.
Мы несколько раз уже пытались установить абсолютную и относительную хронологию сопоставленных здесь портретов. Для выяснения характерных особенностей всего круга, а, главным образом, для установления связи с предыдущей эпохой, необходимо распределить материал на несколько хронологических групп. Голова Лисимахи относилась Сиксом и Дельбрюком к IV веку; но ни тот, ни другой не приводят аналогий, на основании которых они считают такую датировку необходимой; оба ссылаются только на прическу и стиль. Прическа самая простая: волосы, украшенные лентой, расчесаны в стороны от пробора, намеченного над серединой лба, а на затылке подобраны. При этом пробор выше ленты не обозначен; вся же масса волос наверху получила волнистую поверхность. Наиболее характерны сильно извилистые линии прядей, которые проведены в стороны, плоско прилегая ко лбу и образуя более пышные массы над ушами. Такая прическа и такой стиль в IV в., насколько мне известно, не встречаются. Прототипом такой системы мы считаем головы еще
К той же эпохе следует отнести и голову Архидама. Бо́льшая часть исследователей присоединилась к мнению Фуртвенглера, что изображен Архидам II, царствовавший от 468 по 427 год. Действительно, профиль головы доказывает, что она в хронологическом отношении не может быть отделена от Лисимахи, в особенности трактовка волос на макушке обнаруживает своим радиальным расположением древние традиции. Влияние стиля парфенонского фриза и близость к портрету Перикла Кресилая не дают возможности датировать голову Пасторе позже
с.65 В дальнейшем мы будем придерживаться таких критериев, как трактовка глаз и надбровных дуг. К более древней группе87 принадлежат головы в Неаполе
Портрет Антисфена, по трактовке бороды, не может быть относим к самым поздним произведениям, а представляет собою переходную ступень к наиболее ярким представителям реалистического портрета. Таким переходным временем мы могли бы считать период около 400 г. Те же особенности не вполне выработанного стиля обнаруживает «Диоген» и голова в Неаполе
По поводу каждого из упомянутых портретов я старался выяснить связь как в общих чертах, так и в деталях, со всею группою. Нам остается подвести итог всем отдельным наблюдениям и составить себе картину индивидуального стиля, нашедшего себе выражение в данной группе. Я еще раз подчеркиваю, однако, что я мыслю себе Димитрия лишь как центральную фигуру в сопоставленной серии памятников, считая вполне возможным, что некоторые из экземпляров, причисленных к древнейшим портретам, восходят к мастеру, родственному по художественным взглядам Димитрию, и что среди более поздних вещей перечислены работы близких к нему художников.
Мы должны установить с самого начала, что Димитрий не есть обособленная художественная индивидуальность, а что он является лишь звеном в цепи развития, берущей свое начало от портретов типа бронзы собр. Браза или, лучше сказать, древнейшего представителя этой серии — так называемого Мильтиада в Мюнхене, воспринимая, однако, влияния и со стороны других выдающихся портретистов предыдущей или современной ему эпох.
Как основную стереометрическую форму своих голов, Димитрий применяет куб. Плоскости данного куба резко отграничены одна от другой, встречаясь под прямым углом. По этим плоскостям исполнен рисунок, свободно, без расчета на симметрию и ритм линий. Такая постановка плоскостей проведена на более древних головах с большой тщательностью, причем только на головах Лисимахи и Архидама допущена изогнутость верхней плоскости головы, являющейся последствием расположения волос. Но характерно, что даже на головах с длинными возвышающимися над лбом прядями, которые в более позднее время имеют последствием более скошенные на затылке формы, угол между задней и верхней плоскостями остается прямым; так, например, на портретах Антисфена и «Диогена», на голове в Уффициях и на детской голове в Эрмитаже. Только портрет Тимофея представляет собою исключение, по-видимому, вследствие очень индивидуальных форм изображаемого лица или проявляющегося в данном случае влияния круглых мироновских типов. Ту же самую особенность мы наблюдали на головах типа бронзы собр. Браза. Стремление к индивидуализации лица посредством асимметрии сказывается на всех с.66 головах круга Димитрия: глаза не одинаковы, и оси их не образуют одной прямой линии, рот расположен косо и не по параллельной осям глаз линии, одна половина лица увеличена за счет другой, ни волосы, ни борода не расположены симметрично. В этом отношении круг Димитрия также всецело продолжает традиции первой сопоставленной нами группы портретов. О такой близкой связи свидетельствует также исполнение частностей. Трактовка волос по расположенным друг над другом ярусам, как на детской голове в Эрмитаже, на портрете в Уффициях (
Из установленных фактов следует, что художественный стиль Димитрия всецело основан на опытах, произведенных ионийскими мастерами в начале V века. Но, конечно, этот стиль не мог быть только продолжением тенденций, намеченных в тех художественных кругах; другие направления, появившиеся одновременно или несколько позже, не могли не оказывать влияния на мастера, деятельность которого началась не раньше
В трактовке и постановке глаз на головах старухи Британского Музея и неаполитанского стратега мы отметили влияние аттической скульптуры школы Фидия. По поводу головы Пасторе уже Амелунг обратил внимание на некоторую с.67 стилистическую близость ее к искусству Кресилая. Стиль Димитрия, следовательно, основываясь главным образом на стиле того художественного круга, наиболее выразительным представителем которого является портрет собр. Браза, сложился отчасти и под влиянием других художественных направлений. В целом же он представляет собою весьма индивидуальную картину и свидетельствует о творческой силе той личности, которая стояла в центре его.
Димитрий смотрел на индивидуальное человеческое лицо, как на интересный комплекс линий и форм, представляющих возможность самых разнообразных сочетаний. Эти формы и линии имеют самодовлеющий интерес, независимо от того, насколько они в состоянии создать действительную картину характера данной личности. Сравним для примера портрет Архидама с великолепной гермой Еврипида в Неаполе, на первый взгляд столь похожей на него. На голове Еврипида все формы сосредоточены и согласованы с тем характерным выражением, которое собрано в глазах и в своеобразных очертаниях рта; пряди волос и бороды не имеют самостоятельного значения, а выдержаны в скромных формах, представляя собою как бы лишь аккомпанемент к основному мотиву. На голове Архидама развевающиеся линии волос и бороды, сильно развитые формы лба и другие линии настолько выступают на первый план, что основной характер только слегка, так сказать, просвечивает. Как будто художник, работая над одной или другой частью, увлекался каждой из них в отдельности, обрисовывая наиболее эффектным образом ее формы и мало считаясь со степенью их выразительности по отношению к основной мысли, поскольку таковая вообще имелась в виду. Сосредоточивая свое внимание на выразительности форм около глаз, он достиг удивительных эффектов в концентрации линий в одном фокусе, но на той же голове, идя дальше, внимание его останавливается на другом каком-нибудь элементе, например, на формах подбородка и бороды, и мы видим, как художник с той же энергией берется за выработку этих форм, уже как самостоятельного комплекса. Где только физиономические особенности данного лица это допускали, художник связывал линии в большие группы и массы, облегающие основную форму куба мощными волнами. Это своего рода барокко. На голове Пасторе формы лица еще связаны строгостью стиля, плоскость бороды составляет еще одно целое, но уже появляется новый мотив: массы волос и бороды скрывают основные делящие элементы. Как Джулио Романо в своем изображении гигантомахии в Palazzo del Té в Мантуе отказался от всех делящих линий архитектурного характера и покрыл своды сплошными массами фигур, так и на голове Пасторе плоскости не отделены друг от друга, представляя собою одну сплошную движущуюся массу. Но поверхность лица еще не затронута общим движением; здесь в глазах, в гладкой плоскости лба еще чувствуются традиции Кресилая.
Другое влияние исходило из группы бронзы Браза и привело к созданию типа в вилле Альбани
Димитрий и его круг вполне примыкают к тому общему направлению, которое характерно для греческой скульптуры конца V в. Первый разрыв с архаической традицией в начале века привел к поразительным новшествам в изображении человека и к самым разнообразным опытам. Смелые ракурсы и движения, изображения мимолетных моментов с одной стороны, любопытные опыты передачи одежды с другой: натурализм в изображении тяжелого шерстяного пеплоса, условность в характеристике просвечивающего хитона; не забудем, что фигуры tralucida veste упоминаются в связи со стилем Полигнота. Та же эпоха, как показано выше, впервые выдвинула, как особую задачу, изображение физиономических особенностей личности.
Середина века, по-видимому, под влиянием Фидия, внесла некоторое успокоение в взбудораженное море индивидуальной творческой силы и стремилась к углублению психической жизни, к обузданию слишком пылких темпераментов, к созданию определенных пластических рамок. Мы могли проследить влияние Фидия также в портретной скульптуре на типах Эпименида, так называемого Фемистокла и других; им чужды физиономические эксперименты бронзы Браза.
Эпоха Пелопоннесской войны принесла с собою реакцию — как можно думать, ионизма против аттицизма. Новые ритмические сочетания форм в мотивах фигур, изысканный стиль в трактовке хитона, являются симптомами этой реакции. Лучше всего мы можем проследить развитие этого ионийского барочного стиля в изображении одежды. Стиль фронтонов Парфенона находит себе дальнейшее развитие на балюстраде храма Афины-Ники. Все более и более развивается тенденция к использованию контрастов в расположении плащей и складок хитона. На фризе храма Аполлона в Фигалии складки плащей превратились в чисто декоративный узор, на статуе вооруженной Афродиты из Эпидавра контраст между плащом и хитоном с.69 предвосхищает эллинистические эффекты. Формы и линии, как самодовлеющие элементы, одерживают верх над содержанием. Творчество Димитрия лежит в той же плоскости; безобразие или красота — и то и другое используется в первую очередь как элемент линии, не являясь, по большей части, необходимой формой выражения индивидуального психологического бытия; развевающиеся пряди волос или бороды могут играть такую же роль, как орнаментальные линии плащей на рельефах фигалийского храма.
Эти последние отголоски стиля V века замирают в IV в. Тимофей в области трактовки одежды и Димитрий в области портрета — параллельные явления. Но уже в начале IV в. назревает реакция. «Мир» Кефисодота знаменует возврат к стилю Фидия — к простоте применяемых принципов, но с проведением натуралистических приемов в передаче выражения лица и в трактовке одежды. Отказ от манерности фигалийского фриза полный. Аналогичное явление происходит в портретной пластике. Мы сравнивали портреты Архидама и Еврипида и пытались доказать принципиальные различия между ними. Действительно, Еврипид напоминает строгую выдержанность форм середины V в. Как портретная голова Еврипида близка к портретам Фидия, точно так же статуя Кефисодота связана с традицией Парфенона. Но статуя «Мира» и портрет трагика проникнуты новым интимным духом, всей глубиной индивидуальной жизни. Корни того и другого произведения лежат в искусстве Фидия. Эпоха увлечения физиономическим портретом уступила место изображению характера, ионизм — аттицизму, но с углублением содержания.
Портреты круга Димитрия часто приписывались эллинистическому времени. Это не случайность. Действительно, эллинистический портрет есть возрождение в новых формах «физиономизма» V в., в том смысле, как самофракийская Ника есть высшее проявление художественного стиля статуи Пеония.
ПРИМЕЧАНИЯ