О. Ф. Вальдгауер

Этюды по истории античного портрета
Часть I

Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Часть I.
(Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I).
Государственное издательство, Петербург, 1921 (88 с.).
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам.
Иллюстрации в электронной публикации не всегда соответствуют книжным страницам: для удобства использования они размещены рядом с текстом, в котором упоминаются.

с.69

Экс­курс А.

К вопро­су о нату­ра­лиз­ме в гре­че­ском искус­стве.

Науч­ная кри­ти­ка в тече­ние про­шло­го века сде­ла­ла боль­шой шаг впе­ред. В зна­чи­тель­ной мере раз­ви­лось не толь­ко кри­ти­че­ское отно­ше­ние к источ­ни­кам; чрез­вы­чай­но важ­но, что нау­ка ста­ла так­же кри­тич­но отно­сить­ся к сво­им соб­ст­вен­ным выво­дам, после того как неко­то­рые наход­ки дока­за­ли, что мы уже слиш­ком сме­ло отвер­га­ли те или иные свиде­тель­ства древ­них авто­ров. Вспом­ним об эгей­ской куль­ту­ре, рас­кры­той рас­коп­ка­ми послед­не­го полу­ве­ка, о наход­ке Гер­ме­са Алка­ме­на Стар­ше­го, бла­го­да­ря кото­рой свиде­тель­ство Пав­са­ния о масте­ре запад­но­го фрон­то­на олим­пий­ско­го хра­ма Зев­са полу­чи­ло бле­стя­щее под­твер­жде­ние. Не раз нам при­хо­ди­лось убеж­дать­ся в том, что древ­ние писа­те­ли зна­ли боль­ше, чем мы пред­по­ла­га­ли, и поэто­му посто­ян­но сле­до­ва­ло бы пере­смат­ри­вать и про­ве­рять те дан­ные, на кото­рые мы в насто­я­щее вре­мя опи­ра­ем­ся. К таким про­бле­мам, нуж­даю­щим­ся в новом осве­ще­нии, при­над­ле­жит вопрос о нату­ра­лиз­ме в гре­че­ском искус­стве, и за послед­ние деся­ти­ле­тия все чаще разда­ют­ся голо­са в поль­зу воз­мож­но­сти более широ­ко­го рас­про­стра­не­ния подоб­ных тен­ден­ций в клас­си­че­ском мире.

с.70 Дей­ст­ви­тель­но, мы были склон­ны отно­сить нату­ра­ли­сти­че­ское направ­ле­ние к кон­цу IV в. и к эпо­хе элли­низ­ма, допус­кая лишь воз­мож­ность еди­нич­ных попы­ток реа­ли­сти­че­ской пере­да­чи явле­ний при­ро­ды в пери­од клас­си­че­ско­го гре­че­ско­го искус­ства. Такой взгляд ока­зал­ся, одна­ко, несоот­вет­ст­ву­ю­щим истине. Уже пере­ход­ное вре­мя эпо­хи пер­сид­ских войн выра­бота­ло типы, встре­чаю­щи­е­ся на крас­но­фи­гур­ных вазах, кото­рые мож­но было бы при­нять за порт­ре­ты, а впо­след­ст­вии на олим­пий­ских скульп­ту­рах, на фигу­рах кен­тав­ров метоп Пар­фе­но­на и т. д. были отме­че­ны чер­ты реа­ли­сти­че­ско­го харак­те­ра, в кото­рых как бы пред­вос­хи­ще­ны при­е­мы позд­ней­шей порт­рет­ной пла­сти­ки. О пора­зи­тель­ном по сво­е­му реа­лиз­му порт­ре­те середи­ны V в., нахо­дя­щем­ся в собра­нии Бра­за, я уже гово­рил подроб­но, и, веро­ят­но, даль­ней­шие изыс­ка­ния обна­ру­жат новый мате­ри­ал, свиде­тель­ст­ву­ю­щий о рас­про­стра­не­нии нату­ра­ли­сти­че­ских тен­ден­ций уже в ран­ние, срав­ни­тель­но, пери­о­ды гре­че­ско­го искус­ства. Без­услов­но, такое направ­ле­ние достиг­ло выс­шей сту­пе­ни раз­ви­тия лишь после Лисип­па, но даль­ней­шие иссле­до­ва­ния еще яснее пока­жут, что мно­гие при­е­мы элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры были пред­вос­хи­ще­ны искус­ст­вом пер­вой поло­ви­ны V в., что элли­низм даже созна­тель­но под­ра­жал про­из­веде­ни­ям этой эпо­хи. Исто­ри­че­ская ана­ло­гия не про­ти­во­ре­чит тако­му утвер­жде­нию. Ран­нее Воз­рож­де­ние при­ме­ня­ло моти­вы, нашед­шие себе даль­ней­шее раз­ви­тие лишь в эпо­ху барок­ко, а пер­вая поло­ви­на V в. для Гре­ции явля­ет­ся пери­о­дом, во мно­гом ана­ло­гич­ным ран­не­му Воз­рож­де­нию в Ита­лии.

Гре­че­ское искус­ство, осво­бо­див­ше­е­ся от рамок услов­но­го арха­и­че­ско­го сти­ля, не отка­зы­ва­лось ни от каких моти­вов, лишь бы они были инте­рес­ны­ми и содер­жа­тель­ны­ми. Стро­гий кри­ти­че­ский выбор из это­го богат­ства новых моти­вов и уста­нов­ле­ние клас­си­че­ских типов при­над­ле­жат уже более позд­не­му вре­ме­ни. Элли­низм, дошед­ший в сво­ем худо­же­ст­вен­ном раз­ви­тии до пол­ной сво­бо­ды в пере­да­че форм, во мно­гом схо­дил­ся с той ран­ней эпо­хой и пото­му не мог не под­ра­жать ей. Бли­жай­шей целью насто­я­ще­го экс­кур­са явля­ет­ся уста­нов­ле­ние, на осно­ва­нии двух избран­ных памят­ни­ков, бли­жай­шей свя­зи на поч­ве нату­ра­лиз­ма меж­ду вре­ме­на­ми вос­хо­да и зака­та гре­че­ско­го искус­ства.

Богат­ство двор­цо­вой архи­тек­ту­ры и устрой­ство боль­ших пар­ков в эпо­ху элли­низ­ма дали силь­ный тол­чок к раз­ви­тию деко­ра­тив­ной пла­сти­ки вооб­ще, а в част­но­сти спо­соб­ст­во­ва­ли успе­хам жан­ро­вой скульп­ту­ры. Эта послед­няя отрасль элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства нам осо­бен­но хоро­шо извест­на, бла­го­да­ря попу­ляр­но­сти ее сре­ди знат­ных рим­лян, устра­и­вав­ших свои сады и пар­ки по элли­ни­сти­че­ским образ­цам. К чис­лу подоб­ных кар­ти­нок быта исто­ри­ки антич­но­го искус­ства при­со­еди­ня­ли и тип ста­туи пья­ной ста­ру­хи, на кото­ром мы долж­ны оста­но­вить­ся в первую оче­редь.

Рис. 31. Ста­туя пья­ной ста­ру­хи (мра­мор).
Мюн­хен, Глип­то­те­ка.
(Brunn-Bruck­mann).

Этот тип сохра­нил­ся в двух экзем­пля­рах, кото­рые мож­но счи­тать срав­ни­тель­но точ­ны­ми копи­я­ми одно­го ори­ги­на­ла; один нахо­дит­ся в Мюн­хен­ской Глип­то­те­ке (рис. 31)1, дру­гой в Капи­то­лий­ском музее2. Пер­вый из них3 сохра­нил­ся срав­ни­тель­но хоро­шо. Реста­ври­ро­ва­ны, соглас­но ука­за­ни­ям ката­ло­га, пра­вая рука с.71 выше лок­тя, левое пле­чо с при­мы­каю­щи­ми частя­ми руки, груди и спи­ны до поя­са, малень­кий кусок левой клю­чи­цы, боль­шой палец левой руки, части вазы, ступ­ня левой ноги, соот­вет­ст­ву­ю­щие части одеж­ды, нос (пере­но­си­ца антич­на). Голо­ва над­лом­ле­на, но при­над­ле­жит к ста­туе. Вто­рой экзем­пляр4 сохра­нил­ся гораздо хуже; новы: голо­ва с поло­ви­ной шеи, часть клю­чиц, пра­вая рука с шей­кой вазы, часть середи­ны левой руки ниже лок­тя с частью пле­чи­ков вазы и лево­го коле­на, часть пра­во­го коле­на, ниж­няя часть пра­вой поло­ви­ны спи­ны, ступ­ни ног с частя­ми дра­пи­ров­ки, кон­чик ука­за­тель­но­го паль­ца левой руки, часть дра­пи­ров­ки на груди и мно­го дру­гих частей одеж­ды. Ста­ру­ха изо­бра­же­на сидя­щей на зем­ле, скре­стив ноги и дер­жа меж­ду коле­ня­ми боль­шую вазу без ручек, укра­шен­ную вино­град­ной вет­кой и гроздя­ми. Левая рука при­дер­жи­ва­ет сосуд у пле­чи­ков, пра­вая, по-види­мо­му, дер­жа­ла шей­ку вазы. Голо­ва отбро­ше­на назад и накло­не­на в сто­ро­ну лево­го пле­ча; ста­ру­ха смот­рит вверх, откры­вая рот, как бы поет. Она оде­та в хитон, спу­стив­ший­ся с пра­во­го пле­ча и обна­жаю­щий грудь; ниж­ний край его рас­по­ло­жен вол­но­об­раз­ны­ми лини­я­ми на зем­ле вокруг фигу­ры; поверх хито­на плащ, конец кото­ро­го пере­бро­шен через левую руку, про­веден по спине, покры­ва­ет ноги и дру­гим кон­цом спус­ка­ет­ся вниз от лево­го бед­ра. На голо­ве — пла­ток, свя­зан­ный навер­ху узлом и остав­ля­ю­щий непо­кры­тым заты­лок. Воло­сы рас­че­са­ны и подо­бра­ны на затыл­ке. В неко­то­рых част­но­стях экзем­пля­ры рас­хо­дят­ся: на мюн­хен­ском экзем­пля­ре левая рука укра­ше­на одним коль­цом, наде­тым на безы­мян­ный палец, на капи­то­лий­ском — дву­мя, наде­ты­ми на боль­шой и сред­ний паль­цы; в этом послед­нем экзем­пля­ре верх­ний край хито­на име­ет широ­кую кай­му, отсут­ст­ву­ю­щую на мюн­хен­ской ста­туе. Кро­ме этих двух мра­мор­ных экзем­пля­ров, дошли до нас фигур­ные вазы, пере­даю­щие тот же тип в кари­ка­тур­ном виде5.

Судя по чис­лу повто­ре­ний, опи­сан­ный тип был очень попу­ля­рен в древ­но­сти, и так как упо­мя­ну­тые фигур­ные вазы, най­ден­ные в Тана­г­ре и на ост­ро­ве Ски­ро­се, с.72 при­над­ле­жат к мало­азий­ским изде­ли­ям, то неволь­но долж­но было быть обра­ще­но вни­ма­ние на опи­сан­ную Пли­ни­ем ста­тую в Смирне, изо­бра­жав­шую тот же сюжет6: My­ro­nis il­lius, qui in aere lau­da­tor, anus eb­ria est Zmyr­nae in pri­mis inclu­ta. Связь меж­ду мону­мен­таль­ной и пись­мен­ной тра­ди­ци­ей была отме­че­на уже пер­вы­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, зани­мав­ши­ми­ся дан­ным вопро­сом, но уже тогда воз­ник вопрос, воз­мож­но ли ото­же­ст­вить ста­тую, изо­бра­жаю­щую подоб­ный сюжет, с фигу­рой, при­над­ле­жав­шей Миро­ну. Этот вопрос был решен в отри­ца­тель­ном смыс­ле все­ми, за исклю­че­ни­ем E. Sel­lers-Strong7, кото­рая ука­зы­ва­ет на неко­то­рые нату­ра­ли­сти­че­ские чер­ты в скульп­ту­рах запад­но­го фрон­то­на олим­пий­ско­го хра­ма Зев­са и на осно­ва­нии этих фигур счи­та­ет воз­мож­ным, что Пли­ний невер­но истол­ко­вал или пере­вел гре­че­ское сло­во, пере­дан­ное им сло­вом eb­ria. Во вся­ком слу­чае, заклю­ча­ет она, тип, пред­став­лен­ный мюн­хен­ским и рим­ским экзем­пля­ра­ми, не дол­жен быть опре­де­лен­но отне­сен к упо­мя­ну­той Пли­ни­ем ста­туе. E. Sel­lers-Strong при­пи­сы­ва­ет, таким обра­зом, ори­ги­нал это­го типа так­же элли­ни­сти­че­ско­му вре­ме­ни. После Брун­на8, вклю­чив­ше­го эту ста­тую в про­из­веде­ния Миро­на, высту­пил с воз­ра­же­ни­я­ми Шёне9, кото­рый пола­га­ет, что Пли­ний невер­но про­чел сло­во My­ro­nis вме­сто соб­ст­вен­но­го име­ни в име­ни­тель­ном паде­же Ma­ro­nis. Имя Ma­ro­nis встре­ча­ет­ся в эпи­грам­мах в свя­зи с фигу­ра­ми, похо­жи­ми на дан­ный ста­ту­ар­ный тип. Дру­гой иссле­до­ва­тель, Wustman10, устра­ня­ет имя Миро­на и свя­зы­ва­ет опи­са­ние ста­туи с преды­ду­щим пред­ло­же­ни­ем у Пли­ния, в кото­ром идет речь о худож­ни­ке Сокра­те. Овер­бек11 исклю­чил, осно­вы­ва­ясь на пред­по­ло­же­нии Шёне, ста­тую anus eb­ria из спис­ка про­из­веде­ний Миро­на.

Все труд­но­сти, по-види­мо­му, были раз­ре­ше­ны наход­кой в Олим­пии и в Пер­га­ме над­пи­сей, свиде­тель­ст­ву­ю­щих о суще­ст­во­ва­нии, по край­ней мере, одно­го млад­ше­го худож­ни­ка Миро­на, если не двух, работав­ших в III или II вв. до Р. Х.; тако­му элли­ни­сти­че­ско­му Миро­ну ока­за­лось воз­мож­ным при­пи­сать ори­ги­нал обе­их реплик типа пья­ной ста­ру­хи. Пли­ний, сле­до­ва­тель­но, не толь­ко сме­ши­вал млад­ше­го Миро­на со стар­шим, но дал пря­мо невер­ные ука­за­ния, ибо сло­ва il­lius My­ro­nis дока­зы­ва­ют, что он знал о суще­ст­во­ва­нии несколь­ких масте­ров того же име­ни. К тако­му мне­нию при­со­еди­ни­лось боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей12.

Пред­ло­жен­ное реше­ние было бы вполне убеди­тель­но, если бы стиль ста­туи дей­ст­ви­тель­но соот­вет­ст­во­вал сти­лю элли­ни­сти­че­ской эпо­хи; но про­вер­ка при­ня­той в насто­я­щее вре­мя дати­ров­ки на осно­ва­нии сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за еще не про­де­ла­на.

Нач­нем со сти­ли­за­ции одеж­ды13. Хитон вни­зу обра­зу­ет весь­ма харак­тер­ный рису­нок. Как бы разду­тые вет­ром склад­ки под­ни­ма­ют­ся вверх и ложат­ся широ­ко раз­ве­ваю­щи­ми­ся лини­я­ми. Дей­ст­ви­тель­но, подоб­ные моти­вы встре­ча­ют­ся в с.73 элли­ни­сти­че­ском искус­стве; как на один из харак­тер­ных при­ме­ров, мы можем ука­зать на ста­тую Селе­ны в Капи­то­лий­ском музее14, на кото­рой подоб­ные склад­ки наблюда­ют­ся на отво­ро­те и на ниж­нем крае хито­на. Но линии сами по себе более мел­ки, и, кро­ме того, прин­цип рас­по­ло­же­ния их явно заим­ст­во­ван из искус­ства V века. Совер­шен­но не под­хо­дят по сти­лю нату­ра­ли­сти­че­ские прин­ци­пы, напри­мер, само­фра­кий­ской Ники. Далее мож­но было бы при­ве­сти при­ме­ры из чис­ла памят­ни­ков IV века. Так, на Нио­биде Chia­ra­mon­ti15 Вати­кан­ско­го музея мы встре­ча­ем­ся с ана­ло­гич­ным рисун­ком на ниж­нем крае хито­на, но он не исполь­зо­ван здесь как деко­ра­тив­ная схе­ма с рит­ми­че­ским повто­ре­ни­ем одно­го и того же моти­ва, что харак­тер­но для хито­на ста­ру­хи. В нача­ле IV века этот мотив бога­че раз­ра­ботан в груп­пе памят­ни­ков, близ­ко свя­зан­ных еще с тра­ди­ци­я­ми V века, как на типе Леды с лебедем, постав­лен­ном в связь с Тимо­фе­ем16, или на ста­туе Арте­ми­ды в мюн­хен­ской Глип­то­те­ке17; но и при срав­не­нии с эти­ми фигу­ра­ми харак­тер рисун­ка скла­док на хитоне ста­ру­хи ока­зы­ва­ет­ся зна­чи­тель­но более круп­ным. Бли­жай­шие же ана­ло­гии все­це­ло при­над­ле­жат V веку. Ука­жем, преж­де все­го, на ста­ту­эт­ку в Мюн­хене18 само­го кон­ца это­го века, но, глав­ным обра­зом, на фриз хра­ма в Фига­лии (рис. 32)19, к кото­ро­му при­мы­ка­ет ряд дру­гих памят­ни­ков20, как, напри­мер, тип Апол­ло­на в зале Муз Вати­ка­на21, вак­хан­ки Капи­то­лий­ско­го музея22 и дру­гие. Нача­ло такой сти­ли­за­ции наблюда­ет­ся на фрон­то­нах олим­пий­ско­го хра­ма, но склад­ки на этих фигу­рах име­ют более мяг­кий харак­тер. Если же на фри­зе фига­лий­ско­го хра­ма такие фор­мы появ­ля­ют­ся уже во вполне раз­ви­том виде, то про­цесс выра­бот­ки сти­ля дол­жен отно­сить­ся при­мер­но ко вре­ме­ни от 460 по 430 г. и, веро­ят­но, к кру­гу ионий­ских масте­ров. Отра­же­ние его встре­ча­ет­ся на скульп­ту­рах Пар­фе­но­на.

Рис. 32. Фриз хра­ма в Фига­лии (деталь).
Лон­дон, Бри­тан­ский Музей.
(Brunn-Bruck­mann).
Рис. 33. Ста­туя ста­рой пас­туш­ки (мра­мор).
Рим, P. dei Con­ser­va­to­ri.
(Brunn-Bruck­mann).

с.74 Весь­ма харак­тер­но и испол­не­ние пла­ща. Мате­рия оха­рак­те­ри­зо­ва­на, как тол­стая; фор­мы тела выри­со­вы­ва­ют­ся, но не про­све­чи­ва­ют. Для срав­не­ния вос­поль­зу­ем­ся ста­ту­я­ми рыба­ка23 и ста­рой пас­туш­ки (рис. 33)24, при­над­ле­жа­щи­ми к кру­гу элли­ни­сти­че­ских жан­ро­вых скульп­тур, к кото­рым при­чис­ля­ет­ся и раз­би­рае­мый нами тип; при этом обра­ща­ем осо­бое вни­ма­ние на харак­те­ри­сти­ку спа­даю­щей с лево­го бока части пла­ща. Мы видим, что на элли­ни­сти­че­ских фигу­рах плащ поте­рял харак­тер тол­стой мате­рии, ноги более про­све­чи­ва­ют, и спа­даю­щий конец пла­ща лома­ет­ся более мел­ки­ми склад­ка­ми. Дру­гой при­мер ста­туи с более искус­ст­вен­ным рас­по­ло­же­ни­ем пла­ща — ста­туя Ари­ад­ны в Вати­кане25; хотя заду­ма­ны более про­стые фор­мы, но элли­ни­сти­че­ские при­е­мы ска­зы­ва­ют­ся в мел­ких лини­ях, пере­се­каю­щих глав­ные деле­ния. Сюда же нуж­но отне­сти и груп­пу Нио­бид во Фло­рен­ции. Даже на самых стро­гих из этих элли­ни­сти­че­ских фигур, как на Мель­по­мене вати­кан­ской груп­пы Муз26, глад­кая мате­рия лома­ет­ся дру­ги­ми склад­ка­ми, чем на мюн­хен­ской ста­туе. Дей­ст­ви­тель­но, фор­мы одеж­ды поня­ты ина­че, как дока­зы­ва­ют ста­туи в сво­бод­ном элли­ни­сти­че­ском сти­ле, напри­мер, фло­рен­тин­ская Ари­ад­на27; бес­пре­рыв­ная игра све­та и тени про­бе­га­ет по всей поверх­но­сти. Но мож­но было бы воз­ра­зить, что на дру­гих ста­ту­ях имен­но тол­стый плащ оха­рак­те­ри­зо­ван как тако­вой, напри­мер, на ста­ту­ях фило­со­фов, вро­де так назы­вае­мо­го Зено­на в Капи­то­лий­ском музее28 и Гер­мар­ха в Нью-Йор­ке29. Но хотя на этих памят­ни­ках и отсут­ст­ву­ют мел­кие, но глу­бо­кие сухо­ва­тые вре­зы, поверх­ность пред­став­ля­ет собою очень слож­ную игру све­та и тени.

Чет­вер­тый век так­же не дает ана­ло­гий: ни клас­си­ци­сти­че­ский Апол­лон Бель­ведер­ский с его глад­кой, но стро­гой схе­мой, ни Гер­мес Олим­пий­ский с его с.75 уди­ви­тель­но живой трак­тов­кой скла­док пла­ща не могут быть сопо­став­ле­ны с мюн­хен­ской ста­ту­ей.

Рис. 34. Восточ­ный фриз Пар­фе­но­на (деталь).
Афи­ны, Акро­поль­ский музей.
(Col­lig­non, Le Par­thé­non).

Луч­шие парал­ле­ли мы нахо­дим в скульп­ту­ре V в. Рас­по­ло­же­ние пла­ща по левой ноге с его гори­зон­таль­ным ниж­ним отгра­ни­че­ни­ем силь­но напо­ми­на­ет так назы­вае­мую Ике­ти­ду в Палац­цо Бар­бе­ри­ни в Риме30, в свя­зи со скре­щен­ны­ми нога­ми — тип так назы­вае­мой Олим­пи­а­ды31, склад­ки же, спа­даю­щие с бед­ра ниже лево­го лок­тя, бли­же все­го к сти­ли­за­ции пла­ща на левой руке Апол­ло­на на восточ­ном фри­зе Пар­фе­но­на (рис. 34)32 и на целом ряде фигур того же фри­за33. Этот стиль ведет свое нача­ло от фигур фрон­то­нов олим­пий­ско­го хра­ма Зев­са34 и при­мы­каю­щей к ним груп­пы памят­ни­ков35. На ту же сти­ли­сти­че­скую груп­пу ука­зы­ва­ет и испол­не­ние спа­даю­щей с лево­го пле­ча части пла­ща36. Сти­ли­за­ция одеж­ды при­во­дит, таким обра­зом, к дати­ров­ке типа 40-ыми года­ми V в.

Позд­няя дати­ров­ка раз­би­рае­мо­го нами типа мог­ла бы быть, глав­ным обра­зом, осно­ва­на на нату­ра­ли­сти­че­ском испол­не­нии голо­вы, шеи, груди и рук. Одна­ко, срав­не­ние с подоб­ны­ми типа­ми элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства не под­твер­жда­ет тако­го опре­де­ле­ния. Хотя стрем­ле­ние к рез­ко нату­ра­ли­сти­че­ской пере­да­че оче­вид­но, испол­не­ние форм в корне отли­ча­ет­ся от элли­ни­сти­че­ских про­из­веде­ний. Для срав­не­ния при­вле­ка­ем уже упо­мя­ну­тую пас­туш­ку в Pa­laz­zo dei Con­ser­va­to­ri, на кото­рой голо­ва реста­ври­ро­ва­на, но грудь антич­на, и голо­ву ста­ру­хи в Дрездене37. На мюн­хен­ской ста­туе клю­чи­цы силь­но высту­па­ют и обра­зу­ют почти пра­виль­ный круг; от них про­веде­ны к ушам тол­стые, силь­но высту­паю­щие мыш­цы (m. nu­ta­to­res ca­pi­tis). На элли­ни­сти­че­ских голо­вах клю­чи­цы не обра­зу­ют тако­го пра­виль­но­го рисун­ка, но соот­вет­ст­вен­но с харак­тер­ным для элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства стрем­ле­ни­ем к дроб­ле­нию линий и плос­ко­стей, то силь­но высту­па­ют, то пони­жа­ют­ся и исче­за­ют под кожей. Кро­ме того, на элли­ни­сти­че­ских голо­вах высту­па­ет не боль­шой мускул nu­ta­tor ca­pi­tis, но поверх­ност­ные мыш­цы по обе­им сто­ро­нам глот­ки, что нахо­дит­ся мно­го более в согла­сии с харак­те­ром дан­ных типов. Эти поверх­ност­ные мыш­цы на раз­би­рае­мой нами ста­туе толь­ко слег­ка наме­че­ны.

Далее на дрезден­ской голо­ве воло­сы сти­ли­зо­ва­ны в том же виде, как и поверх­ность кожи, обра­зуя ярко выра­жен­ную игру све­та и тени, на мюн­хен­ской же ста­туе они сохра­ни­ли иде­аль­ные фор­мы, напо­ми­ная сти­ли­за­цию скульп­тур Пар­фе­но­на. Боль­ше все­го пора­жа­ет совер­шен­но глад­кий лоб, в про­ти­во­по­лож­ность деталь­ной моде­ли­ров­ке в элли­ни­сти­че­ской жан­ро­вой скульп­ту­ре, со стро­ги­ми пря­мы­ми лини­я­ми бро­вей и срав­ни­тель­но плос­ки­ми и очень про­сты­ми фор­ма­ми глаз. Рез­кий нату­ра­лизм наблюда­ет­ся лишь в ниж­ней части лица, моде­ли­ров­ке щек и носа с при­мы­каю­щи­ми частя­ми. Но в этом слу­чае опре­де­лен­но про­веден­ные линии мышц отнюдь не соот­вет­ст­ву­ют утон­чен­ной рас­чле­нен­но­сти поверх­но­сти кожи на с.76 при­веден­ной нами дрезден­ской голо­ве. Нату­ра­лизм в этих частях соот­вет­ст­ву­ет вполне голо­ве ста­ру­хи на вазе Писток­се­на в Шве­рине38, кото­рая линия в линию повто­ря­ет тип мюн­хен­ской ста­туи; голо­ва ста­ри­ка-стра­те­га на облом­ке вазы в Нью-Йор­ке39 по нату­ра­лиз­му в трак­тов­ке лица идет даже даль­ше мюн­хен­ской ста­туи. Оба рисун­ка не могут быть отне­се­ны ко вре­ме­ни поз­же 460 г. Гораздо более нату­ра­ли­стич­на и голо­ва в Бри­тан­ском Музее40, кото­рую Сикс спра­вед­ли­во ото­жествлял с Лиси­ма­хой Димит­рия из Ало­пе­ки.

Нату­ра­лизм харак­те­ри­сти­ки стар­че­ских форм на мюн­хен­ской ста­туе, таким обра­зом, рез­ко отли­ча­ет­ся от элли­ни­сти­че­ской мане­ры; моде­ли­ров­ка их так­же ука­зы­ва­ет на 40-ые годы V в.

Эле­мен­ты, буд­то бы дока­зы­ваю­щие элли­ни­сти­че­ское про­ис­хож­де­ние типа, сле­дую­щие: фор­ма вазы, верх­няя кай­ма хито­на, фор­ма чеп­чи­ка. Не гово­ря о том, что при­веден­ные чер­ты слиш­ком незна­чи­тель­ны, чтобы слу­жить дока­за­тель­ства­ми, они и сами по себе не дают ниче­го опре­де­лен­но­го. На мюн­хен­ском экзем­пля­ре кай­мы на хитоне нет. Она, сле­до­ва­тель­но, для суж­де­ния о пред­по­ла­гае­мом ори­ги­на­ле зна­че­ния не име­ет. Чеп­чик встре­ча­ет­ся, прав­да, в элли­ни­сти­че­ских скульп­ту­рах41, но уже и в IV веке, как дока­зы­ва­ют голо­вы в Мюн­хене42 и в Эрми­та­же43; но едва ли на осно­ва­нии это­го мате­ри­а­ла мож­но огра­ни­чить воз­мож­ность его появ­ле­ния таким крат­ким пери­о­дом вре­ме­ни. Подоб­ный чеп­чик встре­ча­ет­ся на изо­бра­же­ни­ях кор­ми­лиц, напри­мер на сар­ко­фа­гах, и состав­ля­ет, сле­до­ва­тель­но, часть народ­но­го костю­ма. По пово­ду вазы, нако­нец, ука­зы­ва­ют, как на парал­лель, на элли­ни­сти­че­ские λά­γυνοί44. В таком опре­де­ле­нии кро­ют­ся два недо­ра­зу­ме­ния: ваза на ста­туе гораздо боль­ше лаги­на и ост­ро­дон­на, а в свя­зи с изме­не­ни­ем моти­ва пре­вра­ще­на в λά­γυνος лишь на позд­них терра­ко­тах, вет­ка же на ней явно заду­ма­на не как орна­мент, а как нату­раль­ная вет­ка, увен­чи­ваю­щая сосуд. с.77 Ост­ро­дон­ные же амфо­ры такой фор­мы с силь­но рас­ши­ря­ю­щей­ся верх­ней частью чаще все­го встре­ча­ют­ся в гроб­ни­цах V в.45

Дати­ров­ку 40-ми года­ми V в. мы можем, таким обра­зом, счи­тать уста­нов­лен­ной с доста­точ­ной сте­пе­нью веро­я­тия, и, сле­до­ва­тель­но, нет при­чи­ны запо­да­з­ри­вать пря­мое и опре­де­лен­ное ука­за­ние Пли­ния, что ста­туя anus eb­ria в Смирне при­над­ле­жа­ла руке вели­ко­го Миро­на. Сюжет, как тако­вой, разу­ме­ет­ся, не дает воз­мож­но­сти пря­мо срав­ни­вать мюн­хен­ский тип с каким-либо про­из­веде­ни­ем Миро­на, но неко­то­рые дета­ли под­твер­жда­ют свиде­тель­ство Пли­ния. Левая рука, охва­ты­ваю­щая сосуд, очень напо­ми­на­ет руку с дис­ком Дис­ко­бо­ла46, а сти­ли­за­ция одеж­ды вполне под­хо­дит к сти­лю Афи­ны Миро­на47, в том смыс­ле, что мас­сив­ные фор­мы олим­пий­ско­го сти­ля смяг­че­ны и пере­да­ны суше, точ­но так же как пеп­лос Афи­ны изме­нен по срав­не­нию с пеп­ло­са­ми на жен­ских фигу­рах олим­пий­ских скульп­тур48.

Мирон заслу­жи­ва­ет, таким обра­зом, дей­ст­ви­тель­но назва­ния нату­ра­ли­ста, хотя он, конеч­но, не мог дой­ти до тех пре­де­лов нату­ра­лиз­ма, кото­рых достиг­ло элли­ни­сти­че­ское искус­ство. Но он не явля­ет­ся пио­не­ром тако­го направ­ле­ния, а при­мы­ка­ет к ионий­ским масте­рам, про­из­во­див­шим уже рань­ше опы­ты в той же обла­сти.

Веро­ят­но, мы не име­ем дела с про­из­веде­ни­ем жан­ро­во­го искус­ства; фигу­ра име­ет ско­рее мифо­ло­ги­че­ский харак­тер. Мож­но было бы счи­тать ее вак­хан­кой, как пред­по­ла­га­ли пер­вые изда­те­ли, но более веро­ят­ной мне кажет­ся связь с каким-нибудь мест­ным мифом, кото­рый едва ли удаст­ся опре­де­лить с досто­вер­но­стью. Поз­во­лю себе, одна­ко, ука­зать на одну леген­ду, кото­рая мог­ла бы слу­жить осно­вой для тол­ко­ва­ния ста­туи. Харак­те­ри­сти­ка стар­че­ско­го лица, а так­же костю­ма, дела­ет веро­ят­ным пред­по­ло­же­ние, что мы име­ем дело с мифи­че­ской кор­ми­ли­цей, τρο­φός49. Такая кор­ми­ли­ца близ­ко свя­за­на с леген­дой об осно­ва­нии Смир­ны, где нахо­дил­ся ори­ги­нал раз­би­рае­мо­го нами типа. По одной вер­сии леген­ды об осно­ва­нии Смир­ны, город полу­чил свое назва­ние от кипр­ско­го царя Кини­ры, в память его доче­ри Смир­ны или Мир­ры, мате­ри Адо­ни­са, пре­вра­щен­ной бога­ми в мир­то­вое дере­во50. С помо­щью сво­ей кор­ми­ли­цы Иппо­ли­ты, все­гда упо­ми­нае­мой в дошед­ших до нас рас­ска­зах, Смир­на доби­лась пре­ступ­ной свя­зи со сво­им отцом, при опи­са­нии чего упо­ми­на­ет­ся так­же и о зна­че­нии вина при совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния. Оста­ет­ся неиз­вест­ным, пред­став­ля­лась ли сама кор­ми­ли­ца в состо­я­нии опья­не­ния. Но, во вся­ком слу­чае, τρο­φός Смир­ны бли­жай­шим обра­зом свя­за­на с леген­дой об осно­ва­нии горо­да и о рож­де­нии Адо­ни­са. Поэто­му изо­бра­же­ние ее в скульп­ту­ре на месте, где миф был, конеч­но, рас­про­стра­нен во мно­гих вер­си­ях и со все­ми подроб­но­стя­ми, вполне воз­мож­но. Но, за неиме­ни­ем более точ­ных дан­ных, вопрос дол­жен оста­вать­ся откры­тым. Дру­гая воз­мож­ность — что изо­бра­же­на ним­фа какой-нибудь мест­но­сти, тип неред­ко появ­ля­ю­щий­ся в виде ста­ру­хи на вазах51. В таком слу­чае ори­ги­нал слу­жил, может быть, укра­ше­ни­ем фон­та­на, как, напри­мер, и тип Силе­на в P. dei Con­ser­va­to­ri, о кото­ром сей­час будет речь.

с.78 Тип сто­я­ще­го на одном колене Силе­на с вин­ным мехом на пле­чах сохра­нил­ся в одном экзем­пля­ре в P. dei Con­ser­va­to­ri52 и в двух — в теат­ре Дио­ни­са в Афи­нах, при­чем один из послед­них исполь­зо­ван как пар­ный к дру­го­му и пере­дан в обрат­ном изо­бра­же­нии53. Силен опу­стил­ся на левое коле­но и под тяже­стью меха, взва­лен­но­го на его пле­чи, нагнул­ся впе­ред. Бар­со­вая шку­ра, свя­зан­ная на груди, покры­ва­ет левое пле­чо и спа­да­ет на спи­ну. Пра­вой рукой он под­дер­жи­ва­ет мех, левой же опи­ра­ет­ся на две повяз­ки54, а не свит­ки, как пола­га­ли. Экзем­пляр в P. dei Con­ser­va­to­ri уже в древ­но­сти слу­жил фон­та­ном и, по всей веро­ят­но­сти, такое же назна­че­ние имел пред­по­ла­гае­мый ори­ги­нал, ибо наклон­ная плос­кость, обра­зу­е­мая верх­ней частью меха, гово­рит про­тив мне­ния, что она слу­жи­ла под­по­рой, а ста­туи Силе­на, как акро­те­рии, для той эпо­хи, к кото­рой при­над­ле­жал ори­ги­нал, — не под­хо­дя­щий сюжет. Как ана­ло­гию фигу­ры, укра­шав­шей фон­тан, мож­но при­ве­сти ста­ту­эт­ку Гер­ме­са в Акро­поль­ском музее55, при­над­ле­жа­щую ко вре­ме­ни олим­пий­ских фрон­то­нов56. К той же эпо­хе и к тому же кру­гу памят­ни­ков при­мы­ка­ет и раз­би­рае­мый тип Силе­на57. За такую ран­нюю дати­ров­ку ори­ги­на­ла гово­рит трак­тов­ка голо­вы. Лыси­на оха­рак­те­ри­зо­ва­на, как на голо­ве стар­ца восточ­но­го фрон­то­на хра­ма Зев­са58, напо­до­бие пари­ка, ото­дви­ну­то­го на заты­лок. Воло­сы и боро­да трак­то­ва­ны как на более древ­ней груп­пе метоп Пар­фе­но­на59, или как на голо­ве миро­нов­ско­го Мар­сия, на кото­рой мы встре­ча­ем весь­ма похо­жую трак­тов­ку глаз. Нако­нец, близ­кой ана­ло­ги­ей явля­ет­ся «Эсхил» Капи­то­лий­ско­го музея60. Мотив сам по себе вполне при­мы­ка­ет к типам сто­я­щих на коле­нях фигур на восточ­ном фрон­тоне олим­пий­ско­го хра­ма Зев­са. Мы долж­ны ука­зать толь­ко на одну част­ность: испол­не­ние руки, опи­раю­щей­ся на сло­жен­ные повяз­ки, встре­ча­ет­ся в таком же виде на запад­ном олим­пий­ском фрон­тоне, в фигу­ре лапи­фян­ки, оттал­ки­ваю­щей кен­тав­ра61, и на дру­гой подоб­ной фигу­ре62.

Дан­ный тип, как пока­зы­ва­ет чис­ло повто­ре­ний, был очень попу­ля­рен в древ­но­сти; об его попу­ляр­но­сти свиде­тель­ст­ву­ет и терра­ко­то­вой вари­ант Бер­лин­ско­го музея63. Кро­ме это­го вари­ан­та, срав­ни­тель­но близ­ко при­мы­каю­ще­го к ори­ги­на­лу, мы можем ука­зать на фигу­ры деко­ра­тив­но­го харак­те­ра, для кото­рых мож­но пред­по­ло­жить зна­ком­ство с раз­би­рае­мым типом. Осо­бен­но часто встре­ча­ют­ся подоб­ные фигу­ры в каче­стве атлан­тов. В теат­ре в Сало­ни­ках тот же Силен встре­ча­ет­ся с.79 два раза, но с под­ня­ты­ми вверх рука­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми архит­рав64; связь с типом в теат­ре Дио­ни­са несо­мнен­на, хотя трак­тов­ка форм выка­зы­ва­ет стрем­ле­ние к более гру­бым эффек­там. Неоспо­ри­ма и связь с силе­на­ми в ком­по­зи­ции в Gal­le­ria dei Can­de­lab­ri nº 9065, хотя поза этих послед­них фигур бли­же к фрон­таль­ной, и рас­по­ло­же­ние рук несколь­ко сво­бод­нее. Очень близ­ка так­же ста­ту­эт­ка в Лув­ре, издан­ная, к сожа­ле­нию, толь­ко в рисун­ке и без бли­жай­ших ука­за­ний66. Может быть, к тому же вре­ме­ни при­над­ле­жал тип атлан­та, извест­ный по двум повто­ре­ни­ям67 и одно­му вари­ан­ту68. Не смею утвер­ждать, что он сто­ит в зави­си­мо­сти от раз­би­рае­мо­го нами типа; тол­ко­ва­ние как род­ст­вен­но­го, неза­ви­си­мо­го от него явле­ния, кажет­ся вполне допу­сти­мым, тем более ввиду того, что подоб­ные моти­вы встре­ча­ют­ся на вазах еще середи­ны V в.69 Точ­но так же ста­ту­эт­ка Силе­на в Нацио­наль­ной Биб­лио­те­ке в Пари­же70, может быть, не зави­сит от раз­би­рае­мо­го нами типа, так как содер­жит еще боль­ше чисто арха­и­че­ских черт в трак­тов­ке боро­ды и усов.

Но мы не можем оста­нав­ли­вать­ся здесь на раз­бо­ре дру­гих вопро­сов о зави­си­мо­сти элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ры от искус­ства пер­вой поло­ви­ны V века71; нам важ­но было уста­но­вить факт, что уже око­ло середи­ны это­го века мог­ли воз­ни­кать типы рез­ко нату­ра­ли­сти­че­ско­го харак­те­ра, вро­де ста­туй пья­ной ста­ру­хи и Силе­на72.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Furtwängler-Wol­ters, Glyp­to­thek, nº 437.
  • 2Stuart Jones, Cat. of the Cap. mus., Gal­le­ria, nº 8, стр. 89.
  • 3Вос­про­из­веде­ния: Brunn-Bruck­mann, Denkm., 394; Furtwängler, 100 Ta­feln, 89; Wol­ters, Il­lustrier­ter Ka­ta­log, тбл. 67; Löwy, Griech. Plas­tik., тбл. 148, nº 257—258.
  • 4Тбл. 18 в ката­ло­ге Stuart Jones.
  • 5Weisshaupt, Ἐφημ. ἀρχαιολ. 1891, тбл. X, 145 сл.; Win­ter, Die Ty­pen der fi­gürl. Ter­ra­kot­ten, III. 2, 468, nº 8.
  • 6Plin. N. H. 36. 32.
  • 7The el­der Pli­ny’s chap­ters on the his­to­ry of art, 1896, ком­мент. к ук. м. Пли­ния.
  • 8Ge­sch. d. griech. Künstler, 142 сл.
  • 9Arch. Ztg. 1862, 333 сл.; ср. Six в указ. ниже (прим. 7) месте.
  • 10Neues Rhein. Mus. 1867, nº 24.
  • 11Schriftquel­len, стр. 103 к nº 18.
  • 12См. свод­ки у Furtwängler и Wol­ters в ката­ло­ге Мюнх. Глип­то­те­ки, Stuart Jones в ката­ло­ге Капи­то­лий­ско­го музея и Ame­lung у Hel­big, Füh­rer I3, nº 778. При­ба­вить ста­тью Six, My­ron de Thè­bes, Bull. de corr. hell., 1913, 359 сл., в кото­рой сде­ла­на попыт­ка оха­рак­те­ри­зо­вать млад­ше­го Миро­на. О над­пи­сях млад­ше­го Миро­на там же, 361.
  • 13Что сти­ли­за­ция одеж­ды не соот­вет­ст­ву­ет харак­те­ру элли­ни­сти­че­ско­го нату­ра­лиз­ма, почув­ст­во­вал, по-види­мо­му, и Löwy (Griech. Plas­tik, 122): «Die al­te Skla­vin… hat da­ne­ben ein Gewand von ta­del­los idea­lis­ti­scher Auf­fas­sung».
  • 14Gal­le­ria 46: Stuart Jones, Cat., 116, тбл. 24.
  • 15Нахо­дит­ся теперь в Brac­cio Nuo­vo: Hel­big-Ame­lung, Füh­rer I3. По вопро­су о дати­ров­ке см. ста­тую Нио­бида, издан­ную Bul­le: Brunn-Bruck­mann, Denkm., тбл. 649.
  • 16Напр., в Капи­то­лий­ском музее: Stuart Jones, Ga­bi­net­to del­la Ve­ne­re nº 2, 184, тбл. 45.
  • 17Furtwängler-Wol­ters, Glyp­to­thek, 214.
  • 18Там же, nº 213 a. Изда­на: Furtwängler, 100 Ta­feln, 26; Wol­ters, Il­lustrier­ter Ka­ta­log, тбл. 25.
  • 19См. осо­бен­но фигу­ры вои­на напра­во: Brunn-Bruck­mann, тбл. 86 и вои­на нале­во, тбл. 87.
  • 20Arndt, Ny Carls­berg, текст к nº 33.
  • 21Hel­big-Ame­lung I3, nº 258.
  • 22At­rio, nº 10: Stuart Jones, 28, тбл. 3.
  • 23Brunn-Bruck­mann, 393 b; Hel­big-Ame­lung I3, nº 934.
  • 24Brunn-Bruck­mann, 393 a; Hel­big-Ame­lung I3, nº 935.
  • 25Brunn-Bruck­mann, 167; Hel­big-Ame­lung I3, nº 208.
  • 26Hel­big-Ame­lung I3, nº 267.
  • 27Ame­lung, Füh­rer durch die An­ti­ken in Flo­renz, nº 33.
  • 28Stan­za del Gla­dia­to­re, nº 8: Stuart Jones, 347, тбл. 86.
  • 29Delbrück, An­ti­ke Porträts, тбл. 26.
  • 30Hel­big-Ame­lung II3, nº 1820; Brunn-Bruck­mann, 415; Вальд­гау­ер, Пифа­гор Регий­ский, 170 сл.; Б. В. Фар­ма­ков­ский, Пифа­гор Регий­ский, Жур­нал М. Н. П., 1916.
  • 31Ame­lung, Füh­rer, nº 85, рис. 13; Hek­ler, Münch. Arch. Stu­dien, 198 сл.; Stuart Jones, ук. соч., 214, тбл. 53: Sa­la deg­li Im­pe­ra­to­ri, nº 84.
  • 32Mi­chae­lis, Der Par­the­non, VI. 39; Brit. Mus. The Par­the­non, тбл. 36; Col­lig­non, Le Par­thé­non, тбл. 128.
  • 33Напр., на фигу­ре юно­ши север­но­го фри­за: Mi­chae­lis, II. 4 и VI. 16. The Par­the­non, тбл. 40, 42 и т. д.
  • 34Ср., напр., ста­тую Зев­са: Olym­pia III, тбл. IX; юно­ши: тбл. XIV. 3, тбл. XXVI. 1.
  • 35Ср., осо­бен­но, ста­тую Гер­ме­са в Акро­поль­ском музее, тбл. XIII, или в собра­нии Людо­ви­зи: Hel­big-Ame­lung II3, nº 1372.
  • 36Olym­pia III, тбл. IX (Зевс), XXVI. 1 (Пири­фой).
  • 37Col­lig­non, Hist. de la sculpt. gr. II, 594, рис. 311; Brunn-Bruck­mann, 395.
  • 38Jahrb. d. arch. Inst. 1912, тбл. 6.
  • 39Furtwängler-Rei­chold-Hau­ser, Griech. Va­senm., рис. 94 a к стр. 264.
  • 40Röm. Mitt. 1912, 83 сл., тбл. 2. 3; Delbrück, Ant. Porträts, тбл. 21.
  • 41См. текст Furtwängler и Wol­ters к nº 437 Глип­то­те­ки.
  • 42Там же nº 246; она опре­де­лен­но в сти­ле Лисип­па, а не элли­ни­сти­че­ская.
  • 43Кизе­риц­кий, Муз. Др. Ск., nº 292; Вальд­гау­ер, Крат­кое опи­са­ние, nº 305. Повто­ре­ние во Фло­рен­ции: Arndt-Ame­lung, Ein­ze­laufn., 232. 233. Ср. обло­мок над­гроб­но­го релье­фа в Мад­риде: Arndt-Ame­lung, 1737.
  • 44Wat­zin­ger в At­hen. Mitt. 1901, 2, с ссыл­кой на Отч. Арх. Ком. за 1880 г., 14, nº 8, рис. 1 и 3 на тбл., 13. Le­roux, La­gy­nos, 73 сл. Недо­ра­зу­ме­ние объ­яс­ня­ет­ся тем, что ука­зан­ные иссле­до­ва­те­ли суди­ли о фор­ме вазы, по-види­мо­му, на осно­ва­нии терра­кот. На этих позд­них пере­дел­ках меж­ду коле­ня­ми ста­ру­хи, дей­ст­ви­тель­но, λά­γυνος, но ваза на мра­мор­ных повто­ре­ни­ях — дру­го­го типа. Широ­кая нож­ка лаги­на и при­ве­ла к тому, что на позд­них терра­ко­тах ноги не скре­ще­ны, а раз­дви­ну­ты.
  • 45Уст­ное сооб­ще­ние Б. В. Фар­ма­ков­ско­го на осно­ва­нии дан­ных из южно-рус­ских нахо­док.
  • 46Хоро­шо вос­про­из­веде­на на тбл. 566 Brunn-Bruck­mann, на кото­рой пере­да­на рекон­струк­ция Дис­ко­бо­ла.
  • 47Пре­вос­ход­ная гелио­гра­вю­ра в Ant. Denkmä­ler hgb. v. Deutschen Arch. Inst., III, тбл. 9 a.
  • 48См., напри­мер, мето­пу с изо­бра­же­ни­ем Герак­ла в Авги­е­вом стой­ле (Olym­pia, III, тбл. 43)
  • 49См. Stud­niczka, Jahrb. d. Arch. Inst., 1911, 150.
  • 50Ro­scher в Lex. f. Myth., s. v. «Ado­nis», 71; Waser, там же, s. v. «Smyr­na», 1090 сл.
  • 51При­ме­ры собра­ны в ста­тье Студ­нич­ки, ук. м. Осо­бен­но любо­пыт­но срав­не­ние с ним­фой Кром­ми­о­ны на чаше Дури­са: Brit. Mus., Cat., III E 48, на кото­рой воло­сы собра­ны над лбом и свя­за­ны вме­сте напо­до­бие чеп­чи­ка нашей ста­туи.
  • 52Bull. com., III (1875), тбл. XIV. XV, в середине; Hel­big-Ame­lung — I3, nº 942, где ука­за­на лите­ра­ту­ра; при­ба­вить Mu­sei e Gal­le­rie d’Ita­lia, 8. At­ti­lio Ros­si, Il Mu­seo Ca­pi­to­li­no, тбл. 33 («da un ti­po el­le­nis­ti­co ales­sandri­no II—I sec.»). C. Kuh­nert, Ro­scher’s Lex., s. v. «Sa­ty­ros», 483, отно­сит этот тип к эпо­хе Лисип­па.
  • 53Mon. dell’Inst. IX, тбл. 16; Ver­sa­kis, Jahrb. d. Inst., 1909, 218 сл., рис. 29, 30.
  • 54См. Birt, Die Buch­rol­le in d. Kunst, 125 сл. и Wol­ters, Jahrb. d. Inst., 1909, 59.
  • 55Изд. Bie­ber, At­hen. Mitt., 1912, тбл. XIII, стр. 174 сл.
  • 56Вальд­гау­ер, Пифа­гор, 33, прим. 4.
  • 57Вальд­гау­ер, ук. соч., 101, прим. 1.
  • 58Olym­pia, III, тбл. XVI. Пере­д­нее огра­ни­че­ние лыси­ны полу­кру­гом встре­ча­ет­ся уже на вазе Евфро­нии в Бри­тан­ском Музее: Furtwängler-Reich­hold, Griech. Va­senm., тбл. 23.
  • 59Brit. Mus. The Par­the­non, тбл. 24. 1.
  • 60Stan­za dei Fi­lo­so­fi nº 82: Stuart Jones, Cat. of the Cap. Mus., 252, тбл. 60; Arndt-Bruck­mann, Porträts, тбл. 111—112; Hek­ler, Bildnis­kunst, тбл. 114. Лите­ра­ту­ру см. Hel­big-Ame­lung, Füh­rer I3, nº 840. Дати­ров­ка кон­цом V в. или нача­лом IV в. для меня совер­шен­но непри­ем­ле­ма, ввиду оби­лия арха­и­че­ских черт в трак­тов­ке волос и близ­кой ана­ло­гии с голо­вой Мар­сия Миро­на (см. выше).
  • 61Olym­pia, III, тбл. XXVI.
  • 62Там же, тбл. XXXII.
  • 63Из собра­ния Le­cuyer (Fröh­ner, La coll. Le­cuyer, тбл. H), см. Jahrb. d. arch. Inst., II (1887), 200, nº 2, с рисун­ком.
  • 64Изд. Πα­παγεωρ­γίου в Ἐφημ. ἀρχ. 1911, 173, рис. 4. 5.
  • 65Cla­rac IV, тбл. 726D, nº 1770 A = Rei­nach, Rép. I, 414. 5; Hel­big-Ame­lung I3, nº 340.
  • 66Из собра­ния Кам­па­на: Rei­nach, Rép. II, 57. 8.
  • 67В Копен­га­гене: Arndt-Ame­lung, Ein­ze­laufn., 1486 c и в Лон­доне: Wal­ters, Cat. of bron­zes, nº 1440, тбл. XXVII. Экзем­пляр в Копен­га­гене, по стро­го­сти сти­ли­за­ции, вполне допус­ка­ет ран­нюю дати­ров­ку.
  • 68В Софии: Re­vue ar­chéol. 1897 (II), 235 = Rei­nach, Rép. II, 810. 3; см. так­же ста­тую в Севи­лье: Ein­ze­laufn., 1814.
  • 69Bull. Ar­cheol. Na­pol., серия VII, тбл. XI = Rei­nach, Rép. des va­ses, 500. 1.
  • 70Ba­be­lon-Blan­chet, Cat. des bron­zes, nº 422, стр. 185 сл.
  • 71Мате­ри­а­лы по это­му вопро­су будут изда­ны во II томе мое­го изда­ния Музея Древ­ней Скульп­ту­ры Эрми­та­жа.
  • 72Фигу­ры кен­тав­ров на мето­пах Пар­фе­но­на поз­во­ля­ют дати­ро­вать середи­ной V в. и ста­тую Силе­на с мла­ден­цем Дио­ни­сом на пле­чах в Афи­нах: Arndt-Ame­lung, Ein­ze­laufn., 643. Фигу­ра в Ri­mi­ni: там же, 1960 до того опре­де­лен­но обна­ру­жи­ва­ет стиль нача­ла V в., что я не мог бы решить­ся при­нять ее за арха­и­сти­че­ское про­из­веде­ние, как это дела­ет Arndt в тек­сте к ука­зан­ной таб­ли­це.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1436547542 1437169108 1437169560