Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
Резюме
В этой диссертации мы доказываем, что Юлий Цезарь не только изображал свою борьбу с Помпеем и правительством Римской республики как политически легитимную, но и обосновывал эту легитимность прежде всего в понятиях fidei. Fides — это важнейшее римское понятие. Человек fidei всегда поступает правильно по собственной воле, а не по принуждению. Такой человек может изменить своё мнение о том, что является правильным, но никогда не станет добиваться личных целей за счёт интересов государства. В Риме было крайне важно считаться таким человеком. Цезарь желает убедить свою аудиторию в том, что он имел основания предпринять необычные поступки — поступки, выходящие за рамки закона и не одобренные сенатом или народом — в защиту собственных притязаний. Цезарь обосновывает свою позицию при помощи понятия publica fides, то есть, глубоко укоренённого идеологически римского представления о том, что забота об общественном благе всегда должна быть главной заботой должностного лица. Она всегда должна иметь преимущество над частными и личными интересами. В диссертации выдвигается гипотеза о том, что не только в «Гражданской войне» Цезаря, но и в сочинениях Цицерона понятие publica fides включает не только обычные, но и некоторые необычные поступки, предпринимаемые государственными деятелями. Отсюда можно сделать вывод, что необычные, недозволенные или беспрецедентные поступки иногда могли рассматриваться в Риме как легитимные, если считалось, что предпринимающие их люди руководствуются и мотивируются publica fide.
Мы показываем, что главные политические темы «Гражданской войны» Цезарь определяет в I. 1—