Дж. М. Барри

Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи

Barry J. M. Fides in Julius Caesar’s Bellum Civile: A Study in Roman Political Ideology at the Close of the Republican Era. Dissertation submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Maryland, College Park, in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. 2005.
Перевод с англ. О. В. Любимовой.

Резю­ме

В этой дис­сер­та­ции мы дока­зы­ваем, что Юлий Цезарь не толь­ко изо­бра­жал свою борь­бу с Пом­пе­ем и пра­ви­тель­ст­вом Рим­ской рес­пуб­ли­ки как поли­ти­че­ски леги­тим­ную, но и обос­но­вы­вал эту леги­тим­ность преж­де все­го в поня­ти­ях fi­dei. Fi­des — это важ­ней­шее рим­ское поня­тие. Чело­век fi­dei все­гда посту­па­ет пра­виль­но по соб­ст­вен­ной воле, а не по при­нуж­де­нию. Такой чело­век может изме­нить своё мне­ние о том, что явля­ет­ся пра­виль­ным, но нико­гда не станет доби­вать­ся лич­ных целей за счёт инте­ре­сов государ­ства. В Риме было крайне важ­но счи­тать­ся таким чело­ве­ком. Цезарь жела­ет убедить свою ауди­то­рию в том, что он имел осно­ва­ния пред­при­нять необыч­ные поступ­ки — поступ­ки, выхо­дя­щие за рам­ки зако­на и не одоб­рен­ные сена­том или наро­дом — в защи­ту соб­ст­вен­ных при­тя­за­ний. Цезарь обос­но­вы­ва­ет свою пози­цию при помо­щи поня­тия pub­li­ca fi­des, то есть, глу­бо­ко уко­ре­нён­но­го идео­ло­ги­че­ски рим­ско­го пред­став­ле­ния о том, что забота об обще­ст­вен­ном бла­ге все­гда долж­на быть глав­ной заботой долж­ност­но­го лица. Она все­гда долж­на иметь пре­иму­ще­ство над част­ны­ми и лич­ны­ми инте­ре­са­ми. В дис­сер­та­ции выдви­га­ет­ся гипо­те­за о том, что не толь­ко в «Граж­дан­ской войне» Цеза­ря, но и в сочи­не­ни­ях Цице­ро­на поня­тие pub­li­ca fi­des вклю­ча­ет не толь­ко обыч­ные, но и неко­то­рые необыч­ные поступ­ки, пред­при­ни­мае­мые государ­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми. Отсюда мож­но сде­лать вывод, что необыч­ные, недоз­во­лен­ные или бес­пре­цедент­ные поступ­ки ино­гда мог­ли рас­смат­ри­вать­ся в Риме как леги­тим­ные, если счи­та­лось, что пред­при­ни­маю­щие их люди руко­вод­ст­ву­ют­ся и моти­ви­ру­ют­ся pub­li­ca fi­de.

Мы пока­зы­ваем, что глав­ные поли­ти­че­ские темы «Граж­дан­ской вой­ны» Цезарь опре­де­ля­ет в I. 1—33. Их мож­но сум­ми­ро­вать так: (1) доб­рая fi­des Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei Пом­пея; (2) доб­рая fi­des дру­зей Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei их про­тив­ни­ков-пом­пе­ян­цев в ходе поли­ти­че­ско­го кри­зи­са декаб­ря 50 г. и янва­ря 49 г. до н. э.; (3) доб­рая fi­des дру­зей и коман­ди­ров Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei их про­тив­ни­ков-пом­пе­ян­цев в ходе поли­ти­че­ско­го кри­зи­са после нача­ла воен­ных дей­ст­вий; (4) воздей­ст­вие доб­рой и дур­ной fi­dei на вой­ска и граж­дан­ское обще­ство на каж­дом теат­ре воен­ных дей­ст­вий.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695021 1389418940 1407695008 1413290002 1413290003 1413290004