Дж. М. Барри

Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи

Barry J. M. Fides in Julius Caesar’s Bellum Civile: A Study in Roman Political Ideology at the Close of the Republican Era. Dissertation submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Maryland, College Park, in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. 2005.
Перевод с англ. О. В. Любимовой.

с.1

Введе­ние

Обще­ства сле­ду­ют сво­им иде­а­лам, и слу­чай­ный успех закреп­ля­ет иде­ал, а слу­чай­ная неуда­ча его раз­ру­ша­ет.
Уильям Джеймс

Цель это­го введе­ния состо­ит про­сто в том, чтобы крат­ко сооб­щить чита­те­лю, каков мой пред­мет и како­ва моя гипо­те­за об этом пред­ме­те.

Цезарь напи­сал «Граж­дан­скую вой­ну», чтобы обос­но­вать для све­ду­щей в поли­ти­ке ауди­то­рии необыч­ные дей­ст­вия, совер­шён­ные им в янва­ре 49 г. до н. э., когда он поки­нул свою про­вин­цию Гал­лия, чтобы вос­про­ти­вить­ся опре­де­лён­ным мерам, кото­рые пред­при­ня­ло про­тив него рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ство в Риме1. Англий­ский писа­тель Энто­ни Трол­лоп чёт­ко изла­га­ет зна­ме­ни­тое собы­тие:


К севе­ру от Руби­ко­на Цезарь был, так ска­зать, у себя дома. Он был в сво­ей соб­ст­вен­ной про­вин­ции и рас­по­ря­жал­ся в ней всем. Но зако­ны запре­ща­ли ему всту­пать на терри­то­рию соб­ст­вен­но Рима, пока он сохра­нял за собой коман­до­ва­ние в рим­ской про­вин­ции; поэто­му, перей­дя Руби­кон, он нару­шил зако­ны и про­ти­во­по­ста­вил себя суще­ст­ву­ю­щим вла­стям в горо­де2.

До сих пор всё вер­но. К севе­ру от Руби­ко­на пози­ция Цеза­ря (до како­го-то момен­та) была закон­ной, но она ста­ла неза­кон­ной, как толь­ко он пере­шёл на южный берег этой реки. Таким обра­зом, он ока­зал­ся вне зако­на и стал мятеж­ным про­кон­су­лом, кото­рый начал воору­жён­ную агрес­сию про­тив закон­но­го пра­ви­тель­ства рим­ско­го государ­ства. Мне­ние Цеза­ря об этом пра­ви­тель­стве (несо­мнен­но, дур­ное), как пред­став­ля­ет­ся, никак не мог­ло послу­жить обос­но­ва­ни­ем для с.2 его поступ­ка — ни в гла­зах древ­них, ни в наших гла­зах. Сего­дня широ­ко рас­про­стра­не­но убеж­де­ние, что в поли­ти­че­ски сво­бод­ных обще­ствах (для целей дан­но­го обсуж­де­ния Рим­ская рес­пуб­ли­ка око­ло 50—49 гг. рас­смат­ри­ва­ет­ся как поли­ти­че­ски сво­бод­ное обще­ство) люди могут не согла­шать­ся с пра­ви­тель­ст­вом, но не долж­ны свер­гать его. В сво­бод­ной рес­пуб­ли­ке как сопер­ни­чаю­щие поли­ти­ки, так и граж­дане долж­ны под­чи­нять­ся зако­нам. Поли­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия долж­ны раз­ре­шать­ся без при­ме­не­ния наси­лия. В про­тив­ном слу­чае стра­да­ют все чле­ны обще­ства. Наси­лие угро­жа­ет лич­ной без­опас­но­сти, поли­ти­че­ские пра­ва обыч­но отбра­сы­ва­ют­ся и рес­пуб­ли­ка (в наи­бо­лее тяжё­лых слу­ча­ях) окон­ча­тель­но гибнет. Поэто­му у Цеза­ря не мог­ло быть ника­ко­го мни­мо­го пра­ва на вос­ста­ние. Поки­нув про­вин­цию, он совер­шил государ­ст­вен­ную изме­ну3. Кажет­ся, что всё очень про­сто. Тогда в чём же про­бле­ма? И есть ли она?

Посмот­рим, что ещё Трол­лоп пишет о поступ­ке Цеза­ря. Осо­бен­но инте­ре­сен его ком­мен­та­рий о том, как пере­ход Цеза­ря через Руби­кон вос­при­ня­ли его совре­мен­ни­ки:


…но Пом­пей и его пар­тия пред­ло­жи­ли уста­но­вить с ним дру­же­ст­вен­ные отно­ше­ния, когда он ока­зал­ся на рим­ской сто­роне реки4.

Здесь Трол­лоп уло­вил важ­ную исти­ну. На самом деле в то вре­мя посту­пок Цеза­ря не вос­при­ни­мал­ся как непо­пра­ви­мый, и пере­го­во­ры о раз­ре­ше­нии кри­зи­са про­дол­жа­лись в тече­ние несколь­ких недель после того, как Цезарь пере­шёл Руби­кон и поки­нул свою про­вин­цию. Мы можем срав­нить утвер­жде­ния и заяв­ле­ния Цеза­ря в «Граж­дан­ской войне» со сде­лан­ны­ми в это же вре­мя наблюде­ни­я­ми Цице­ро­на, сохра­нив­ши­ми­ся в его пись­мах. Несмот­ря на мно­же­ство свой­ст­вен­ных Цице­ро­ну пре­уве­ли­че­ний и с.3 и частых ката­стро­фи­че­ских про­гно­зов, ясно, что в тече­ние несколь­ких недель Цице­рон про­дол­жал наде­ять­ся, что кри­зис удаст­ся раз­ре­шить, не при­чи­няя непо­пра­ви­мо­го вреда Рес­пуб­ли­ке. В кон­це янва­ря 49 г. Цице­рон пишет, что (мир­ные) усло­вия Цеза­ря были при­ня­ты (Пом­пе­ем и кон­су­ла­ми) с усло­ви­ем, что Цезарь оста­вит заня­тые им горо­да за пре­де­ла­ми его про­вин­ции5. Если Цезарь под­чи­нит­ся, то они (Пом­пей, кон­су­лы, Цице­рон и осталь­ной сенат) вер­нут­ся в Рим и решат этот вопрос в сена­те6. Цице­рон ещё наде­ет­ся на мир и верит, что Цезарь сожа­ле­ет о сво­ём безу­мии (Spe­ro pos­se in prae­sen­tia pa­cem nos ha­be­re nam et il­lum fu­ro­ria… sup­pae­ni­tet)7. На сле­дую­щий день Цице­рон пишет, что, по его мне­нию, Цезарь отведёт вой­ска из заня­тых им горо­дов. Он пояс­ня­ет, что Цезарь (если под­чи­нит­ся) выиг­ра­ет (поли­ти­че­ски), если будет избран кон­су­лом, и выиг­ра­ет менее неспра­вед­ли­во, чем если про­дол­жит свой нынеш­ний курс (Vi­ce­rit enim, si con­sul fac­tus erit, et mi­no­re sce­le­re vi­ce­rit, quam quo ingres­sus est)8. Для наших целей здесь важ­но отме­тить два важ­ных момен­та. Во-пер­вых, эти пас­са­жи свиде­тель­ст­ву­ют о том, что совре­мен­ни­ки не вос­при­ни­ма­ли необыч­ный посту­пок Цеза­ря как необ­ра­ти­мый по сво­им послед­ст­ви­ям. Во-вто­рых, Цице­рон вполне мог себе пред­ста­вить, что Цезарь будет избран закон­ным кон­су­лом на сле­дую­щий год на нор­маль­ных выбо­рах и будет дей­ст­во­вать внут­ри систе­мы для дости­же­ния соб­ст­вен­ных поли­ти­че­ских целей, несмот­ря на тот факт, что Цезарь толь­ко что совер­шил нечто рав­но­силь­ное государ­ст­вен­ной с.4 измене. Более того, Цице­рон не выка­зы­ва­ет про­дол­жи­тель­но­го него­до­ва­ния по это­му пово­ду и, види­мо, не пита­ет в свя­зи с этим осо­бых опа­се­ний. Это обыч­ное дело. Все гре­хи забы­ты.

Если оце­ни­вать рим­ское поли­ти­че­ское поведе­ние в соот­вет­ст­вии с при­ня­ты­ми совре­мен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми, это созда­ёт для нас про­бле­му. В совре­мен­ном мире долж­ност­ные лица, откры­то совер­шив­шие государ­ст­вен­ную изме­ну, обыч­но пол­но­стью и навсе­гда лиша­ют­ся пра­ва на государ­ст­вен­ную дея­тель­ность (если толь­ко не под­вер­га­ют­ся смерт­ной каз­ни)9. В усло­ви­ях дей­ст­ву­ю­щей демо­кра­тии тако­му лицу было бы труд­но сно­ва доби­вать­ся государ­ст­вен­ной долж­но­сти, тем более — все­го через несколь­ко недель после сво­его пре­ступ­ле­ния. Одна­ко, хотя Цице­рон счи­та­ет дей­ст­вия Цеза­ря постыд­ны­ми, он, види­мо, не дума­ет, что необыч­ный посту­пок Цеза­ря навсе­гда лишил его пра­ва на государ­ст­вен­ную дея­тель­ность. Так не дума­ет и сам Цезарь. Таким обра­зом, Цице­рон и Цезарь разде­ля­ют общую систе­му воз­зре­ний, как это ни уди­ви­тель­но, учи­ты­вая мно­же­ство их поли­ти­че­ских рас­хож­де­ний. Но для нас здесь важ­нее все­го то, что это не наша систе­ма воз­зре­ний.

Это при­во­дит нас к цели дан­ной дис­сер­та­ции. Мы зада­ём­ся вопро­сом: что это за систе­ма воз­зре­ний, кото­рая так лег­ко допус­ка­ет пред­став­ле­ние о том, что «необыч­ный посту­пок», — то есть, посту­пок, совер­шён­ный в нару­ше­ние зако­на и без санк­ции «суще­ст­ву­ю­щих вла­стей», как выра­жа­ет­ся Трол­лоп, — может остать­ся без­на­ка­зан­ным, и мно­гие граж­дане на одной или дру­гой сто­роне ино­гда могут даже счи­тать его необ­хо­ди­мым, а дей­ст­ву­ю­щие лица могут и оправ­ды­вать его, ссы­ла­ясь на то или иное основ­ное поло­же­ние рес­пуб­ли­ка­низ­ма? Общий ответ, пред­ла­гае­мый в дан­ной дис­сер­та­ции, состо­ит в том, что это была с.5 систе­ма воз­зре­ний, в рам­ках кото­рой гаран­ти­ей того, что поли­тик все­гда будет дей­ст­во­вать в инте­ре­сах государ­ства, а не в лич­ных инте­ре­сах, более все­го счи­та­лась его лич­ная репу­та­ция чело­ве­ка, обла­даю­ще­го fi­de.

Fi­des — это важ­ней­шее рим­ское поня­тие. Далее я ска­жу о его зна­че­нии для рим­лян гораздо боль­ше. Вкрат­це, fi­des — это в каком-то смыс­ле непо­ко­ле­би­мое нрав­ст­вен­ное досто­ин­ство. То есть, чело­век, наде­лён­ный fi­de, все­гда посту­па­ет пра­виль­но по соб­ст­вен­ной воле; он не нуж­да­ет­ся ни в каком осо­бом побуж­де­нии, чтобы увидеть необ­хо­ди­мость дей­ст­вия. Такой чело­век ино­гда может менять своё мне­ние о том, что явля­ет­ся пра­виль­ным, но нико­гда не меня­ет его в резуль­та­те внеш­не­го дав­ле­ния и нико­гда не доби­ва­ет­ся сво­их лич­ных целей за счёт инте­ре­сов государ­ства. В Риме было крайне важ­но счи­тать­ся таким чело­ве­ком — чело­ве­ком, кото­рый не дер­жит нос по вет­ру. Поли­тик, кото­рый в таких вопро­сах, как друж­ба и поли­ти­че­ские взгляды, стре­мит­ся толь­ко снис­кать одоб­ре­ние, бес­по­ле­зен и как друг, и как союз­ник. Тако­го рода fi­des не явля­ет­ся «непо­ко­ле­би­мой»; поэто­му от тако­го чело­ве­ка все­гда ждут, что он пред­ло­жит свои услу­ги тому, кто боль­ше запла­тит (образ­но выра­жа­ясь), и не станет соблюдать дого­во­рён­но­сти или согла­ше­ния, заклю­чён­ные в инте­ре­сах государ­ства, если они невы­год­ны ему лич­но или если ему ста­ло труд­но их выпол­нить в силу небла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств.

Посколь­ку меж­ду fi­de и инте­ре­са­ми государ­ства суще­ст­во­ва­ла столь проч­ная вза­и­мо­связь, поли­ти­ки, столк­нув­ши­е­ся с необыч­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми в поли­ти­ке, мог­ли ино­гда пред­при­ни­мать необыч­ные или фор­маль­но неза­кон­ные меры для борь­бы с эти­ми обсто­я­тель­ства­ми и заяв­лять, что, посту­пая таким обра­зом, они про­сто наи­луч­шим обра­зом защи­ща­ют инте­ре­сы государ­ства. Неваж­но, были ли эти меры хоро­ши­ми или пло­хи­ми с нашей точ­ки зре­ния. Важ­но то, что в Риме с.6 такие заяв­ле­ния выгляде­ли убеди­тель­ны­ми для широ­ких обще­ст­вен­ных кру­гов, если делав­шие их поли­ти­ки сла­ви­лись сво­ей fi­de. Имен­но это име­ло зна­че­ние10.

Моя общая цель состо­ит в том, чтобы пока­зать, что fi­des была одной из глав­ных тем Цеза­ря в «Граж­дан­ской войне» и что пер­во­на­чаль­ная ауди­то­рия лег­ко мог­ла это понять. Из ска­зан­но­го в преды­ду­щем абза­це долж­но быть ясно, поче­му Цезарь в сво­ём тек­сте при­да­вал этой теме огром­ное зна­че­ние; Цезарь желал убедить свою ауди­то­рию в том, что он имел осно­ва­ния совер­шить необыч­ный посту­пок — посту­пок, нару­шаю­щий закон и не одоб­рен­ный ни сена­том, ни наро­дом, — в защи­ту сво­их при­тя­за­ний. Своё поли­ти­че­ское дело Цезарь обос­но­вы­вал непо­сред­ст­вен­но pub­li­ca fi­de; то есть, идео­ло­ги­че­ски глу­бо­ко уко­ре­нён­ным рим­ским пред­став­ле­ни­ем о том, что забота о бла­ге государ­ства все­гда долж­на быть глав­ной заботой долж­ност­но­го лица (осо­бен­но для лиц сена­тор­ско­го ран­га, неза­ви­си­мо от их уча­стия или неуча­стия в государ­ст­вен­ных дела). Она все­гда долж­на иметь пре­иму­ще­ство перед част­ны­ми и лич­ны­ми инте­ре­са­ми. Моя гипо­те­за в этой дис­сер­та­ции состо­ит в том, что не толь­ко в «Граж­дан­ской войне» Цеза­ря, но и в сочи­не­ни­ях Цице­ро­на pub­li­ca fi­des как поня­тие вклю­ча­ет не толь­ко обыч­ные, но и неко­то­рые необыч­ные поступ­ки, пред­при­ни­мае­мые государ­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми11. Отсюда мож­но сде­лать вывод, что неко­то­рые необыч­ные, недоз­во­лен­ные или бес­пре­цедент­ные поступ­ки ино­гда мог­ли рас­смат­ри­вать­ся как леги­тим­ные, если счи­та­лось, что совер­шаю­щие их люди руко­вод­ст­ву­ют­ся и моти­ви­ру­ют­ся pub­li­ca fi­de. Поэто­му Цезарь (несколь­ко пара­док­саль­но) созна­тель­но защи­ща­ет свой пере­ход Руби­ко­на в «Граж­дан­ской войне», исхо­дя из вне­за­кон­ных осно­ва­ний pub­li­cae fi­dei — и, веро­ят­но, Пом­пей с.7 защи­щал бы любое реше­ние всту­пить в пере­го­во­ры с Цеза­рем после того, как он пере­шёл Руби­кон, на тех же самых осно­ва­ни­ях12.

В сена­те это часто озна­ча­ло, что если не суще­ст­ву­ет чёт­ко­го пре­цеден­та, то сена­тор, при­ни­мая реше­ние, дол­жен руко­вод­ст­во­вать­ся fi­de. Но даже если пре­цедент и име­ет­ся, fi­des не пред­по­ла­га­ет сле­по­го сле­до­ва­ния ему, без огляд­ки на спра­вед­ли­вость; и у Цеза­ря, и у Цице­ро­на fi­des не фор­маль­на. Цезарь скры­то осуж­да­ет реше­ние сена­та по пово­ду его дела в декаб­ре 50 г. и янва­ре 49 г. имен­но за то, что, посколь­ку в законе не было чёт­ко­го пре­цеден­та, на кото­рый мог­ли бы ори­ен­ти­ро­вать­ся сена­то­ры, им сле­до­ва­ло руко­вод­ст­во­вать­ся fi­de, при­ни­мая реше­ние отно­си­тель­но его при­тя­за­ний, одна­ко в конеч­ном счё­те они это­го не сде­ла­ли. Посколь­ку они не соблюли fi­dem, они под­ве­ли Рес­пуб­ли­ку и нанес­ли нестер­пи­мый удар dig­ni­ta­ti Цеза­ря — удар, на кото­рый он имел пра­во отве­тить.

Цезарь пишет, ожи­дая, что рим­ляне поли­ти­че­ско­го клас­са хоро­шо пой­мут его поло­же­ние и будут ему сочув­ст­во­вать. Вот поче­му не толь­ко в решаю­щей части (BC. I. 1—33), но и во всём тек­сте «Граж­дан­ской вой­ны» Цезарь в клю­че­вых момен­тах под­чёр­ки­ва­ет свою при­вер­жен­ность мораль­но­му кодек­су и тре­бо­ва­ни­ям fi­dei. Такая пози­ция чело­ве­ка, кото­ро­го мно­гие наши совре­мен­ни­ки сочли бы измен­ни­ком, может пока­зать­ся стран­ной и даже занос­чи­вой. Но мы увидим, что в рам­ках рим­ской куль­ту­ры пози­цию Цеза­ря не так-то про­сто было отверг­нуть.

Дей­ст­ви­тель­но, в гла­ве 4 мы увидим, что зна­ме­ни­тые ссыл­ки Цеза­ря на его dig­ni­ta­tem (BC. I. 7—9) на самом деле долж­ны под­черк­нуть его стро­гую при­вер­жен­ность мораль­но­му кодек­су и тре­бо­ва­ни­ям fi­dei. Утвер­жде­ния Цеза­ря в этих гла­вах не пред­на­зна­ча­лись для отста­и­ва­ния с.8 эго­и­сти­че­ско­го и исклю­чи­тель­но лич­но­го при­тя­за­ния, обос­но­вы­ваю­ще­го раз­вя­зы­ва­ние граж­дан­ской вой­ны, — что мно­гие иссле­до­ва­те­ли, види­мо, при­ни­ма­ют почти авто­ма­ти­че­ски.

Конеч­но, в пара­гра­фах BC. I. 1—9 изла­га­ет­ся обос­но­ва­ние Цеза­ря толь­ко для нача­ла граж­дан­ской вой­ны, обос­но­ва­ние, вклю­чаю­щее неко­то­рые юриди­че­ские и кон­сти­ту­ци­он­ные вопро­сы. После нача­ла вой­ны и рас­про­стра­не­ния воору­жён­ной борь­бы на терри­то­рии за пре­де­ла­ми Ита­лии Цеза­ря несколь­ко мень­ше вол­ну­ют юриди­че­ские и кон­сти­ту­ци­он­ные вопро­сы. Вме­сто юриди­че­ско­го и кон­сти­ту­ци­он­но­го обос­но­ва­ния, пред­став­лен­но­го ауди­то­рии (глав­ным обра­зом в пара­гра­фах BC. I. 1—9), и в допол­не­ние к нему, fi­des поведе­ния Цеза­ря по отно­ше­нию к про­тив­ни­кам во вре­мя вой­ны ста­но­вит­ся для него (на про­тя­же­нии осталь­ной «Граж­дан­ской вой­ны») ещё одним спо­со­бом обос­но­ва­ния. Это про­ис­хо­дит имен­но пото­му, что ауди­то­рия несо­мнен­но долж­на была судить о поведе­нии Цеза­ря во вре­мя вой­ны, исхо­дя из мораль­ных тре­бо­ва­ний fi­dei. Поэто­му для рим­ско­го созна­ния (каким бы пара­док­сом это нам ни пока­за­лось) про­яв­ле­ние fi­dei со сто­ро­ны Цеза­ря в воен­ное вре­мя ста­но­вит­ся теперь глав­ным опло­том его поли­ти­че­ской леги­тим­но­сти.

Одна­ко глав­ные поли­ти­че­ские темы «Граж­дан­ской вой­ны» опре­де­ле­ны для ауди­то­рии в пара­гра­фах I. 1—33. Их мож­но сум­ми­ро­вать так: (1) доб­рая fi­des Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei Пом­пея; (2) доб­рая fi­des дру­зей Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei их про­тив­ни­ков-пом­пе­ян­цев в ходе поли­ти­че­ско­го кри­зи­са (т. е., в декаб­ре 50 г. и янва­ре 49 г.); (3) доб­рая fi­des дру­зей и коман­ди­ров Цеза­ря про­тив дур­ной fi­dei их про­тив­ни­ков-пом­пе­ян­цев в ходе поли­ти­че­ско­го кри­зи­са после нача­ла воен­ных дей­ст­вий; (4) воздей­ст­вие доб­рой и дур­ной fi­dei на вой­ска (при­чём каж­дая армия в каком-то смыс­ле явля­ет­ся мик­ро­кос­мом «доб­ро­го» и «дур­но­го» обще­ства) и ино­гда на граж­дан­ское обще­ство на каж­дом теат­ре воен­ных дей­ст­вий.

Идео­ло­гия fi­dei была важ­на. Древ­ние рим­ляне, в том чис­ле и Цезарь, жили в рам­ках этой идео­ло­гии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Из содер­жа­ния самой «Граж­дан­ской вой­ны» вполне оче­вид­но, что ауди­то­рия была све­ду­щей в поли­ти­ке.
  • 2Trol­lo­pe A. The Com­men­ta­ries of Cae­sar / With an intro­duc­tion by Ruth Ro­berts. New York: Wil­liam Blackwood, 1870; rep­rint, New York: Ar­no, 1881. P. 119. Трол­лоп хоро­шо читал на латы­ни. Он так­же напи­сал кни­гу о Цице­роне в двух томах.
  • 3См., напр., Rawson E. Cae­sar: Ci­vil War and Dic­ta­torship // The Cambrid­ge An­cient His­to­ry (далее CAH). Vol. 9. 2nd ed. Cambrid­ge: Cambrid­ge Uni­ver­si­ty Press, 1994. P. 429.
  • 4Trol­lo­pe A. Op. cit. P. 119.
  • 5См. Att. VI. 14. 1.
  • 6Ibid.: Id si fe­cis­set, res­pon­sum est ad ur­bem nos re­di­tu­ros es­se et rem per se­na­tum con­fec­tu­ros.
  • 7Ibid.
  • 8Att. VII. 15. 3.
  • 9Я гово­рю о том, что это в целом вер­но для совре­мен­но­го мира или совре­мен­ные люди склон­ны так счи­тать. Конеч­но, есть исклю­че­ния, одно из кото­рых — Аме­ри­кан­ская граж­дан­ская вой­на. Через несколь­ко лет после окон­ча­ния кон­флик­та мно­гие мятеж­ни­ки доби­лись реа­би­ли­та­ции и при­ни­ма­ли актив­ное уча­стие в поли­ти­ке и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Лин­кольн в самом деле стре­мил­ся к тому, чтобы это осу­ще­ст­ви­лось как мож­но ско­рее.
  • 10Прав­да, Дэвид Эпш­тейн опи­сы­ва­ет как рим­ский заме­ни­тель идео­ло­гии, когда она ста­ла объ­еди­нять груп­пи­ров­ки, борю­щи­е­ся за власть. Подроб­нее см. заклю­че­ние к гла­ве 4.
  • 11Конеч­но, Цице­рон не явля­ет­ся глав­ным объ­ек­том дан­ной дис­сер­та­ции. Но в ней исполь­зу­ет­ся несколь­ко пас­са­жей из его сочи­не­ний чтобы пока­зать, что аргу­мен­та­ция Цеза­ря в «Граж­дан­ской войне» не явля­ет­ся новой или необыч­ной, но в дей­ст­ви­тель­но­сти стро­ит­ся на тех же осно­ва­ни­ях, что и аргу­мен­та­ция Цице­ро­на, авто­ра, кото­рый обыч­но счи­та­ет­ся уме­рен­ным кон­сер­ва­то­ром в поли­ти­ке.
  • 12Я гово­рю здесь о «пере­хо­де Руби­ко­на» Цеза­рем ради удоб­ства. Конеч­но, я знаю, что в «Граж­дан­ской войне» Цезарь ни разу не упо­ми­на­ет это собы­тие таким обра­зом.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695021 1389418940 1407695008 1413290003 1413290004 1413290005