А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава десятая

ВЗГЛЯД НА РАБСТВО В ДРЕВНОСТИ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2 3 4

с.165

3

Систе­ма Ари­сто­те­ля силь­но отли­ча­ет­ся от систе­мы Пла­то­на; она отли­ча­ет­ся и по сво­им выво­дам, она отли­ча­ет­ся и по прин­ци­пу; при­чи­на это­го, нуж­но ска­зать, заклю­ча­ет­ся в том, что оба фило­со­фа сами име­ют и мето­ды и тен­ден­ции, совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные. Пла­тон, кото­рый как по при­выч­ке, так и по внут­рен­не­му инстинк­ту стре­мит­ся ввысь, к иде­а­лу, отго­ра­жи­ва­ет­ся от вли­я­ния окру­жаю­щих его фак­тов; в его поли­ти­че­ской тео­рии фило­соф берет верх над государ­ст­вен­ным чело­ве­ком. Ари­сто­тель, кото­рый исхо­дит из опы­та, оста­ет­ся более под воздей­ст­ви­ем уста­нов­лен­ных фак­тов, и в самых отвле­чен­ных постро­е­ни­ях сво­ей поли­ти­ки в нем пре­об­ла­да­ет государ­ст­вен­ный чело­век. Таким обра­зом, в этой пере­строй­ке обще­ст­вен­ной орга­ни­за­ции глав­ней­шим эле­мен­том для Пла­то­на явля­ет­ся чело­век, для Ари­сто­те­ля — граж­да­нин. Отсюда сле­ду­ет, что, в то вре­мя как Пла­тон орга­ни­зу­ет свое государ­ство по типу самой при­ро­ды, Ари­сто­тель рис­ку­ет вос­при­нять самую при­ро­ду, как сле­пок с государ­ства.

Конеч­но, это ошиб­ка, в кото­рую впал вели­кий гений.

Государ­ство, по опре­де­ле­нию Ари­сто­те­ля, — это обще­ство, сор­га­ни­зо­ван­ное таким обра­зом, что оно в самом себе нахо­дит сред­ства удо­вле­тво­рить все свои жиз­нен­ные потреб­но­сти1. Его цель — бла­го­по­лу­чие, т. е. сово­куп­ность наи­боль­ше­го коли­че­ства благ как в мире, окру­жаю­щем чело­ве­ка, так и в нем самом — в его физи­че­ском суще­ст­во­ва­нии и в духов­ном обли­ке2; и так как духов­ные свой­ства име­ют пер­вен­ст­ву­ю­щее зна­че­ние, то пока­за­тель­ным государ­ст­вом сле­ду­ет при­знать то, где бла­го­да­ря зако­нам вся­кий граж­да­нин смо­жет обес­пе­чить себе наи­боль­шее коли­че­ство с.166 бла­го­по­лу­чия бла­го­да­ря лич­ным досто­ин­ствам3. Но эти лич­ные досто­ин­ства, пони­мае­мые как про­яв­ле­ние духов­ных качеств, тре­бу­ют сво­бод­но­го от работы вре­ме­ни: нуж­но будет, чтобы граж­да­нин был избав­лен от всех забот мате­ри­аль­ной жиз­ни, пусть же раз­лич­ные обя­зан­но­сти по зем­леде­лию или реме­с­лу, пусть все заботы о самом инди­виду­аль­ном обслу­жи­ва­нии падут на дру­гую часть насе­ле­ния государ­ства4. Таким обра­зом, меж­ду всей мас­сой людей, кото­рая состав­ля­ет государ­ство, начи­на­ет наме­чать­ся рез­кая линия разде­ла. С одной сто­ро­ны — граж­да­нин, кото­рый в самом себе вопло­ща­ет все назна­че­ние государ­ства, стре­мя­щий­ся к бла­гу путем раз­ви­тия лич­ных досто­инств, имея сво­бод­ное от труда вре­мя; с дру­гой сто­ро­ны — люди, един­ст­вен­ной целью кото­рых, по-види­мо­му, явля­ет­ся давать граж­да­нам воз­мож­ное коли­че­ство это­го сво­бод­но­го вре­ме­ни: в обла­сти зем­леде­лия и ремес­лен­но­го про­из­вод­ства это паха­ри и ремес­лен­ни­ки; в обла­сти част­но­го обслу­жи­ва­ния — это рабы5.

Изло­жив так эту орга­ни­за­цию, необ­хо­ди­мую для государ­ства, Ари­сто­тель ста­ра­ет­ся най­ти ее и в семье и даже в самой при­ро­де чело­ве­ка. Ведь чело­век рож­да­ет­ся со склон­но­стью к обще­нию6. Пол­но­го завер­ше­ния это свой­ство дости­га­ет в семье; а послед­няя пред­по­ла­га­ет три эле­мен­та: чело­ве­ка, кото­рый управ­ля­ет семьей, жен­щи­ну, кото­рая про­дол­жа­ет жизнь семьи, и раба, кото­рый эту семью обслу­жи­ва­ет7. Уни­чтожь­те одну из трех линий это­го тре­уголь­ни­ка, и тре­уголь­ни­ка уже не суще­ст­ву­ет; сле­до­ва­тель­но, раб явля­ет­ся неко­то­рым обра­зом третьей состав­ной частью чело­ве­ка: уни­чтожь­те его, и перед вами не будет уже чело­ве­ка, чело­ве­ка обще­ства, истин­но­го чело­ве­ка. Сама при­ро­да дала ему это двой­ное и неиз­беж­ное допол­не­ние — жен­щи­ну и раба8. Но отно­ше­ния раба к гос­по­ди­ну опре­де­ля­ют­ся не толь­ко поло­же­ни­ем чело­ве­ка в обще­стве, в семье; Ари­сто­тель откры­ва­ет их в сущ­но­сти при­ро­ды отдель­но­го чело­ве­ка: они подоб­ны отно­ше­нию души к телу. Раб — это тело, и это пред­став­ле­ние в кон­це кон­цов пере­хо­дит и в язык: раба про­сто и откры­то ста­ли назы­вать «телом»9. Это — тело, отде­лен­ное от сво­его гос­по­ди­на как бы для того, чтобы устра­нить от него то чув­ство уста­ло­сти и печа­ли, кото­рые через посред­ство тела сооб­ща­ют­ся душе10; но это тело настоль­ко свя­за­но с его при­ро­дой, что оно не име­ет вне его сво­его реаль­но­го суще­ст­во­ва­ния, и Ари­сто­тель, по-види­мо­му, не хочет, чтобы это пони­ма­лось как чистая абстрак­ция, как идея; он гово­рит: «Гос­по­дин явля­ет­ся поня­ти­ем гос­по­ди­на толь­ко по отно­ше­нию к рабу; наобо­рот, раб явля­ет­ся рабом не толь­ко по отно­ше­нию к гос­по­ди­ну: он цели­ком сам по себе есть раб»11.

Таким обра­зом, раб­ство необ­хо­ди­мо; раб­ство есте­ствен­но. Этот вывод, извле­чен­ный из идеи государ­ства, из пер­вич­ной орга­ни­за­ции семьи и из орга­ни­за­ции само­го чело­ве­ка, соглас­но Ари­сто­те­лю, нахо­дит свое под­твер­жде­ние еще и в домаш­нем хозяй­стве. «Эта область, как и все дру­гие, — гово­рит он, — нуж­да­ет­ся в спе­ци­аль­ных оруди­ях, и сре­ди этих орудий одни явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми, дру­гие — оду­шев­лен­ны­ми, как руль и мат­рос в руках хозя­и­на кораб­ля; рав­ным обра­зом соб­ст­вен­ность в общем есть с.167 орудие и раб есть живая соб­ст­вен­ность и пер­вое из орудий»12. А кро­ме того, раб­ство и необ­хо­ди­мо; ведь нет ниче­го дру­го­го, что мог­ло бы заме­нить раба, рас­смат­ри­вае­мо­го как оду­шев­лен­ное орудие. Чтобы мож­но было обой­тись без раба, нуж­но, чтобы неоду­шев­лен­ные орудия сами полу­чи­ли дви­же­ние и жизнь, и, таким обра­зом, фило­соф выдви­га­ет как прин­цип то, что вну­ша­ло комедио­гра­фу эти при­чуд­ли­вые сце­ны обще­ства без рабов. «Дей­ст­ви­тель­но, — гово­рит Ари­сто­тель, — если бы вся­кое орудие мог­ло работать само по дан­но­му при­ка­зу или даже пред­вос­хи­щая его, как ста­туи Деда­ла или тре­нож­ни­ки Гефе­ста, кото­рые, по сло­вам поэта, сами собой явля­лись на собра­ние богов, если бы чел­но­ки ткац­ко­го стан­ка тка­ли сами собой, если бы смы­чок сам собой играл на кифа­ре, то пред­при­ни­ма­те­ли ста­ли бы обхо­дить­ся без рабо­чих, а хозя­е­ва — без рабов»13. И все эти глу­по­сти, кото­рые охот­но мож­но было бы отне­сти на счет вооб­ра­же­ния сума­сшед­ше­го, нахо­дят себе место в тео­рии фило­со­фа, как осно­ван­ные на дово­дах разу­ма. Раб­ство есте­ствен­но, ибо если для его отме­ны тре­бо­ва­лось бы пере­вер­нуть все зако­ны физи­че­ско­го мира, то оно само долж­но стать зако­ном при­ро­ды; и перед лицом этой двой­ной необ­хо­ди­мо­сти не оста­ва­лось ниче­го дру­го­го, как скло­нить свою голо­ву под это иго. Таким обра­зом, Ари­сто­тель счи­тал, что он вполне дока­зал то, о чем он гово­рил вна­ча­ле: «Нако­нец, сама при­ро­да созда­ла в целях сохра­не­ния одни суще­ства для гос­под­ства, дру­гие — для пови­но­ве­ния. Она поже­ла­ла, чтобы суще­ства, ода­рен­ные про­зор­ли­во­стью, повеле­ва­ли как гос­по­да, и чтобы суще­ство, спо­соб­ное по сво­им физи­че­ским свой­ствам испол­нять при­ка­за­ния, пови­но­ва­лось как раб; и этим самым объ­еди­ня­ют­ся инте­ре­сы гос­по­ди­на и раба»14.

Но во вся­ком слу­чае заме­тим: все эти рас­суж­де­ния, посред­ст­вом кото­рых Ари­сто­тель ста­рал­ся най­ти закон­ное оправ­да­ние раб­ству в самом чело­ве­ке, в семье и в государ­стве, мог­ли выво­дить­ся не столь­ко из фак­ти­че­ских дан­ных, сколь­ко из опре­де­лен­ной идеи чело­ве­ка, семьи и государ­ства, полу­чен­ной в отре­ше­ние от поня­тий, соот­вет­ст­ву­ю­щих реаль­но­му миру. Мы все еще в обла­сти тео­рии; осво­бо­дим­ся от всех тон­ко­стей той аргу­мен­та­ции, кото­рой он поль­зу­ет­ся, и пере­ведем прин­ци­пы в область фак­тов, в это истин­ное поле наблюде­ний; за Ари­сто­те­лем ведь наве­ки оста­нет­ся сла­ва пер­во­го, уста­но­вив­ше­го и укре­пив­ше­го нау­ку. И сюда он сам пере­но­сит рас­смот­ре­ние это­го вопро­са. «Теперь нуж­но посмот­реть, — гово­рит он, — есть ли люди, создан­ные так самой при­ро­дой, или же они совсем не суще­ст­ву­ют; есть ли люди, по отно­ше­нию к кото­рым, кто бы они ни были, мож­но ска­зать, что для них спра­вед­ли­во и полез­но быть раба­ми, или же, напро­тив, вся­кое раб­ство есть явле­ние про­ти­во­есте­ствен­ное. Рас­суж­де­ние может лег­ко раз­ре­шить эти вопро­сы»15. Но вме­сто того чтобы откры­то подой­ти к фак­там и здесь зало­жить осно­вы сво­ей систе­мы, он при­бе­га­ет к раз­лич­ным изво­ротам неяс­ной ана­ло­гии, чтобы воз­мож­но ско­рее опять бро­сить­ся в область гипо­тез. В прин­ци­пе он уста­нав­ли­ва­ет вели­чай­шую полез­ность вла­сти и пови­но­ве­ния; сверх того он уста­нав­ли­ва­ет как факт, что есть суще­ства, с.168 пред­на­зна­чен­ные при­ро­дой к управ­ле­нию и к пови­но­ве­нию: пра­во и обя­зан­ность, откуда рож­да­ет­ся совер­шен­ная гар­мо­ния16; и он ста­ра­ет­ся най­ти осу­щест­вле­ние таких вза­и­моот­но­ше­ний: в чело­ве­ке — меж­ду душой и телом; в семье — меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной; во всем мире — меж­ду чело­ве­ком и живот­ны­ми17.

Так ли это про­ис­хо­дит и в обще­стве меж­ду людь­ми? Ана­ло­гия, отнюдь не при­во­дя­щая нас к тако­му выво­ду, каза­лось бы, долж­на заста­вить от него отка­зать­ся; ведь здесь уже нет боль­ше речи о раз­ли­чи­ях по полу, роду или сущ­но­сти: здесь речь идет об отно­ше­ни­ях одно­го чело­ве­ка к дру­го­му. А меж­ду тем Ари­сто­тель про­дол­жа­ет: «И здесь тот же самый закон дол­жен гос­под­ст­во­вать во всем чело­ве­че­стве. Если есть чело­век, сто­я­щий ниже себе подоб­ных, подоб­но тому как тело ниже души, как живот­ное ниже чело­ве­ка (а это при­ло­жи­мо ко всем тем, луч­шее про­яв­ле­ние суще­ства кото­рых заклю­ча­ет­ся в физи­че­ской дея­тель­но­сти), то это раб по при­ро­де; для таких людей, все рав­но как для дру­гих существ, о кото­рых мы толь­ко что гово­ри­ли, самое луч­шее — под­чи­нять­ся вла­сти гос­по­ди­на; ибо тот явля­ет­ся рабом по при­ро­де, кто может пре­до­ста­вить себя в рас­по­ря­же­ние дру­го­го (он пото­му-то и отда­ет­ся дру­гим, что спо­со­бен на это) и кто может пони­мать смысл ука­за­ний, сде­лан­ных дру­ги­ми, сам же рас­суд­ком не обла­да­ет»18.

Но есть ли люди, создан­ные так при­ро­дой, или же их совер­шен­но не суще­ст­ву­ет? Этот вопрос, как мож­но ясно видеть, дале­кий от раз­ре­ше­ния, сно­ва появ­ля­ет­ся перед нами. И, даже отве­чая на него поло­жи­тель­но, можем ли мы ска­зать, что раб­ство так, как оно суще­ст­ву­ет сре­ди людей, явля­ет­ся осу­щест­вле­ни­ем есте­ствен­но­го раб­ства? Тако­вы два фак­ти­че­ских момен­та, кото­рые нуж­но точ­но уста­но­вить. Без пер­во­го нет есте­ствен­но­го раб­ства; без вто­ро­го — нет раб­ства закон­но­го.

Если раб­ство явля­ет­ся дей­ст­ви­тель­но частью есте­ствен­но­го пра­ва, если при­ро­да созда­ла извест­ные суще­ства с един­ст­вен­ной целью отдать их на служ­бу гос­по­ди­ну, то они долж­ны быть таки­ми, чтобы со всей точ­но­стью соот­вет­ст­во­вать этим целям. «Ведь при­ро­да, — гово­рил фило­соф, — вовсе не так посту­па­ет, как наши куз­не­цы, выде­лы­ваю­щие дель­фий­ские ножи для вся­ких нужд; у нее каж­дое суще­ство име­ет одно толь­ко пред­на­зна­че­ние, так как орудия счи­та­ют­ся совер­шен­нее, если они слу­жат не для мно­гих целей, а толь­ко для како­го-нибудь одно­го при­ме­не­ния»19. Раб вовсе не дол­жен иметь всех совер­шенств нрав­ст­вен­но­го суще­ства — лич­ное досто­ин­ство, волю, — так как он нико­гда не сле­ду­ет сво­им соб­ст­вен­ным вну­ше­ни­ям; вся его жизнь, все силы долж­ны заклю­чать­ся в спо­соб­но­стях физи­че­ских, подоб­но тем моло­дым девуш­кам из золота и сереб­ра, кото­рых Гефест выко­вал себе, чтобы они под­дер­жи­ва­ли его неров­ные шаги20.

Под­ра­жа­ла ли при­ро­да его искус­ству и созда­ла ли она дей­ст­ви­тель­но это раз­дво­е­ние души и тела? Ари­сто­тель хотел бы это уста­но­вить хотя бы в извест­ной мере; и эта часть его аргу­мен­та­ции пред­став­ля­ет стран­ный кон­траст глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния и с.169 ослеп­ле­ния, пря­моты и раз­лич­ных увер­ток. Это — зре­ли­ще вели­ко­го духа, борю­ще­го­ся про­тив себя само­го, увле­кае­мо­го в ту или дру­гую сто­ро­ну под двой­ным вли­я­ни­ем сво­их идей и сво­его мето­да. Он нахо­дит в фак­тах опро­вер­же­ние сво­ей систе­мы и не име­ет сил решить­ся это при­знать; он сно­ва при­бе­га­ет к тео­рии и все же не может уни­что­жить сле­дов сво­их живых и бле­стя­щих иссле­до­ва­ний, кото­рые долж­ны были бы при­ве­сти к дру­гим выво­дам: «Если пред­по­ло­жить в рабах лич­ные (нрав­ст­вен­ные) досто­ин­ства, то в чем же будет их отли­чие от сво­бод­ных людей? Если их отри­цать, то дело полу­ча­ет­ся не менее абсурд­ным, так как ведь они — люди и име­ют свою долю разу­ма»21. Ясно, что он колеб­лет­ся; и одно это его сомне­ние под­ры­ва­ет всю его тео­рию. Если нель­зя с уве­рен­но­стью ска­зать, что рабы тако­вы, то есте­ствен­ное раб­ство не име­ет твер­до­го осно­ва­ния. Над все­ми эти­ми сомне­ни­я­ми под­ни­ма­ет­ся один факт: «они — люди и име­ют свою долю в созна­тель­ной жиз­ни». Если бы он к это­му един­ст­вен­но­му фак­ту при­ло­жил всю силу сво­ей логи­ки!.. Но «чем же они будут отли­чать­ся от сво­бод­ных людей?» Он оста­нав­ли­ва­ет­ся и, вме­сто того чтобы сле­до­вать по пути исти­ны, кото­рая уже выри­со­вы­ва­ет­ся перед ним, он через раз­лич­ные укло­не­ния и дву­смыс­лен­но­сти воз­вра­ща­ет­ся к сво­ей чистой тео­рии: «Сво­бод­ный власт­ву­ет над рабом совер­шен­но ина­че, чем муж над женой, отец над сыном; важ­ней­шие эле­мен­ты души пред­су­ще­ст­ву­ют во всех этих созда­ни­ях, но они выяв­ля­ют­ся у них в самой раз­но­об­раз­ной сте­пе­ни. Раб совер­шен­но лишен воли; жен­щи­на име­ет ее, но в под­чи­нен­ной фор­ме; у ребен­ка она еще не вполне раз­ви­та»22. Таким обра­зом, у раба нет соб­ст­вен­ной воли. Он име­ет толь­ко волю сво­его гос­по­ди­на. У него нет и соб­ст­вен­но­го разу­ма. Та часть разу­ма, кото­рую фило­соф ино­гда ему при­да­ет как чело­ве­ку, в его гла­зах явля­ет­ся, так ска­зать, разу­мом пере­дан­ным, пони­ма­ни­ем заим­ст­во­ван­ным; раб под­ни­ма­ет­ся до пони­ма­ния разум­но­го толь­ко тогда, когда оно ему ука­за­но. Разум под­ни­ма­ет его на одну сту­пень выше живот­ных23, но что каса­ет­ся служ­бы гос­по­ди­ну, то в этом отно­ше­нии он не ста­вит раба выше живот­но­го, и закон­ность тако­го сопо­став­ле­ния, как оправ­да­ние раб­ства, он нахо­дит не толь­ко в при­ро­де души раба, но даже в его физи­че­ском стро­е­нии: «Сама при­ро­да тога поже­ла­ла, так как она сде­ла­ла тела сво­бод­ных отлич­ны­ми от тел рабов, дав этим силу, необ­хо­ди­мую при гру­бых обще­ст­вен­ных работах, и, наобо­рот, сде­лав дру­гих неспо­соб­ны­ми сги­бать свою пря­мую фигу­ру при испол­не­нии этих гру­бых работ и пред­на­зна­чив их исклю­чи­тель­но для заня­тий жиз­ни граж­дан­ской, кото­рая у них делит­ся меж­ду воен­ны­ми упраж­не­ни­я­ми и заня­ти­я­ми мир­ны­ми»24.

И все же он колеб­лет­ся при этом стран­ном утвер­жде­нии. Рань­ше в нем немед­лен­но же воз­му­ща­лось его нрав­ст­вен­ное чув­ство перед этой суро­вой необ­хо­ди­мо­стью оско­ти­нить душу раба, чтобы: пора­бо­тить его «есте­ствен­но», «соглас­но зако­нам при­ро­ды». Здесь же он име­ет про­тив себя оче­вид­ность фак­тов и здра­вый смысл. Необ­хо­ди­мо позна­ко­мить­ся с его рас­суж­де­ни­я­ми: «Часто с.170 быва­ет, я с этим согла­сен, что одни явля­ют­ся сво­бод­ны­ми толь­ко сво­им телом, в то вре­мя как дру­гие — толь­ко душой». Но он укло­ня­ет­ся от реши­тель­но­го выво­да, под­став­ляя вме­сто фак­та гипо­те­зу: «Конеч­но, если бы люди были все­гда так раз­лич­ны меж­ду собою по сво­е­му внеш­не­му виду, как они отли­ча­ют­ся от изо­бра­же­ний богов, то при­шлось бы еди­но­душ­но согла­сить­ся, что менее кра­си­вые долж­ны быть раба­ми дру­гих: и если это вер­но по отно­ше­нию к телу, то еще боль­ше осно­ва­ний было бы так гово­рить по отно­ше­нию к душе; но кра­соту души узнать не так лег­ко, как кра­соту тела». Какой вывод мож­но сде­лать отсюда? Что ника­кой вывод невоз­мо­жен. Ари­сто­тель, наобо­рот, дела­ет очень неожи­дан­ный вывод: «Но как бы там ни было, оче­вид­но, что одни есте­ствен­но явля­ют­ся сво­бод­ны­ми, а дру­гие — есте­ствен­но раба­ми и что по отно­ше­нию к этим послед­ним раб­ское поло­же­ние столь же полез­но, как и спра­вед­ли­во»25. И, таким обра­зом, этот вопрос, кото­рый явля­ет­ся исклю­чи­тель­но вопро­сом дей­ст­ви­тель­но­сти, кото­рый по его же при­зна­нию име­ет фак­ты про­тив себя, он раз­ре­ша­ет вне мира реаль­но­стей, чтобы тот­час же навя­зать этой реаль­но­сти свой столь лег­ко полу­чен­ный вывод.

Но, допус­кая, что суще­ст­ву­ет есте­ствен­ное состо­я­ние раб­ства, какой под­держ­кой послу­жи­ло бы это тому раб­ству, кото­рое было уста­нов­ле­но в обще­стве его вре­ме­ни? Для того чтобы систе­ма Ари­сто­те­ля мог­ла быть оправ­да­на для дан­но­го вре­ме­ни, нуж­но было бы допу­стить, что чело­век низ­ше­го духов­но­го раз­ви­тия ста­но­вил­ся все­гда рабом и что при обра­ще­нии в раб­ство мож­но было про­из­во­дить это раз­ли­че­ние, отме­чен­ное при­ро­дой. А ведь в дей­ст­ви­тель­но­сти состав рабов все­гда попол­нял­ся или по рож­де­нию, в поряд­ке наслед­ст­вен­но­сти, или через вой­ну. Ари­сто­тель допус­кал и тот и дру­гой спо­соб. Дей­ст­ви­тель­но, рож­де­ние кажет­ся самым есте­ствен­ным путем, чтобы про­дол­жить тво­ре­ния, кото­рые при­ро­да сама созда­ла; а вой­на в гла­зах фило­со­фа явля­ет­ся сред­ст­вом, кото­рое при­ро­да дала людям, чтобы вер­нуть к под­чи­не­нию сво­им веч­ным зако­нам тех, кто от них осво­бо­дил­ся. «Вой­на, — гово­рил он, — явля­ет­ся в неко­то­ром отно­ше­нии есте­ствен­ным сред­ст­вом при­об­ре­те­ния, так как она заклю­ча­ет в себе поня­тие охоты; ее необ­хо­ди­мо вести про­тив диких живот­ных и людей, кото­рые, будучи рож­де­ны для пови­но­ве­ния, отка­зы­ва­ют­ся под­чи­нять­ся. Это вой­на, кото­рую сама при­ро­да сде­ла­ла закон­ной»26. Бес­чест­ный и под­лый обы­чай тор­гов­ли раба­ми, обра­щен­ный в пра­во, воз­веден в сте­пень дол­га!

Но пора­жа­ет ли вой­на толь­ко людей, рож­ден­ных для раб­ства, и может ли рож­де­ние навсе­гда гаран­ти­ро­вать, вме­сте с пра­вом на гос­под­ство и с обя­зан­но­стью пови­но­вать­ся, «есте­ствен­ные» усло­вия для сво­бод­но­го чело­ве­ка и для раба? Ари­сто­тель выска­зы­ва­ет­ся не очень реши­тель­но по это­му послед­не­му пунк­ту. «Вер­но, — гово­рит он, — что очень часто при­ро­да это­го хочет, но не все­гда может»27; что же каса­ет­ся вто­ро­го пунк­та, как бы смог он отве­тить утвер­ди­тель­но при нали­чии живых тра­ди­ций про­шло­го и этих веч­ных свиде­те­лей его вре­ме­ни? Эти доче­ри царей, с.171 эти бла­го­род­ные плен­ни­цы, несча­стья кото­рых, вос­пе­тые Эсхи­лом, Софо­к­лом и Эври­пидом, все­гда вол­но­ва­ли души людей и вызы­ва­ли в сво­бод­ных серд­цах самые живые сим­па­тии, все они — Анд­ро­ма­ха, Филок­се­на, Кас­сандра, ста­рая мать столь­ких несчаст­ных детей Геку­ба, — какое, не прав­да ли, оправ­да­ние есте­ствен­но­го пра­ва раб­ства и его при­ме­не­ния в резуль­та­те вой­ны!


В душе ее дыха­нье вид­но боже­ства;
Оно ее объ­ем­лет, хоть она раба,

гово­рит Эсхил о Кас­сан­дре28; вме­сте с Софо­к­лом голос наро­да повто­рял:


Пусть тело раб­ское, но ум сво­бод­но­го29,

или вме­сте с Эври­пидом:


Раба позор­ное назва­ние носить —
Такая участь мно­гих; духом же они
Сво­бод­ней тех, кого раба­ми не зовут30.

И как мог фило­соф не высту­пить, даже во имя сво­ей тео­рии, в защи­ту этих несчаст­ных, обла­даю­щих вели­кой душой, этих жертв гру­бо­го наси­лия? Ведь эти несча­стья отнюдь не были вооб­ра­жае­мы­ми. Эти вели­кие стра­да­ли­цы не вызы­ва­ли бы тако­го живо­го чув­ства состра­да­ния, если бы судь­ба их не име­ла повто­ре­ний еже­днев­но; и души, наи­бо­лее пред­на­зна­чен­ные для сво­бо­ды и гос­под­ства, часто дела­лись жерт­ва­ми послед­ст­вий вой­ны, полу­чив­ших оправ­да­ние фило­со­фа; дока­за­тель­ство это­му — мало­ази­ат­ские гре­ки, став­шие раба­ми вар­вар­ской Пер­сии в резуль­та­те сво­ей люб­ви к сво­бо­де, кото­рая была так вели­ка, что они поже­ла­ли осво­бо­дить­ся от вся­ких уз поли­ти­че­ской зави­си­мо­сти; дока­за­тель­ст­вом слу­жат и дру­гие гре­ки, пора­бо­щен­ные гре­ка­ми же в свя­зи с вой­на­ми из-за стрем­ле­ния одних к неза­ви­си­мо­сти или даже често­лю­бию, дру­гих — к гос­под­ству31. Обла­да­ло ли раб­ство даром пере­де­лать в один момент эти бла­го­род­ные нату­ры? Это было бы его при­го­во­ром; но это было не так. Спар­ти­ат, став­ший плен­ни­ком и спро­шен­ный при про­да­же, что он уме­ет делать, отве­тил: «Быть сво­бод­ным». Дру­гой при подоб­ных же обсто­я­тель­ствах пока­зал себя не менее достой­ным сво­бо­ды; когда гла­ша­тай стал кри­чать: «Про­да­ет­ся спар­ти­ат», он пре­рвал его со свой­ст­вен­ной его наро­ду гор­до­стью сле­дую­щи­ми сло­ва­ми: «Ска­жи: плен­ник»32.

Одна­ко нуж­но обра­тить вни­ма­ние на сле­дую­щее: тео­рия о есте­ствен­но­сти раб­ства осуж­да­ет поли­ти­че­скую осно­ву раб­ства, если она ее не оправ­ды­ва­ет; а осно­ва раб­ства не может счи­тать­ся оправ­дан­ной, если нель­зя дока­зать закон­но­сти средств, при помо­щи кото­рых раб­ство уста­нов­ле­но. Таким обра­зом, еще раз в этом пунк­те тео­рия Ари­сто­те­ля очень ском­про­ме­ти­ро­ва­на. Как согла­со­вать с эти­ми прин­ци­па­ми пра­во рож­де­ния? Как оправ­дать в его общем при­ме­не­нии пра­во заво­е­ва­ния и вла­сти над поко­рен­ны­ми наро­да­ми? Ари­сто­тель чув­ст­ву­ет эти труд­но­сти; он отме­ча­ет отвра­ще­ние к это­му и воз­ра­же­ния про­тив все­го это­го33, и одна­ко он с.172 все еще ищет объ­яс­не­ний, соби­ра­ет авто­ри­те­ты, даже разум­ные дово­ды. «Эти два про­ти­во­по­лож­ных мне­ния, — гово­рит он, — были под­дер­жа­ны людь­ми муд­ры­ми. При­чи­на это­го раз­но­гла­сия и моти­вы, при­во­ди­мые той и дру­гой сто­ро­ной, заклю­ча­ют­ся в том, что лич­ное досто­ин­ство име­ет пра­во, если оно име­ет к это­му сред­ства, поль­зо­вать­ся до извест­ной сте­пе­ни даже наси­ли­ем и что победа все­гда пред­по­ла­га­ет извест­ное пре­вос­ход­ство. Конеч­но, мож­но счи­тать, что и сила нико­гда не была лише­на вся­ко­го досто­ин­ства и что здесь весь спор в сущ­но­сти идет толь­ко об идее пра­ва, кото­рая для одних заклю­ча­лась в гуман­но­сти, а для дру­гих — в гос­под­стве более силь­но­го»34.

Итак, одна толь­ко сила может уста­нав­ли­вать пра­во; и раб­ство дей­ст­ви­тель­но логи­че­ски при­во­дит к тем вре­ме­нам вар­вар­ства, когда оно без­раздель­но гос­под­ст­во­ва­ло. Одна­ко фило­соф не мог при­нять прин­ци­пов, кото­рые, под­чи­няя духов­ное раз­ви­тие гру­бой силе, нис­про­вер­га­ли в инте­ре­сах раб­ства всю его поли­ти­че­скую систе­му, при­спо­соб­лен­ную для сво­бод­ных людей; и в заме­ша­тель­стве от этой аль­тер­на­ти­вы, не имея воз­мож­но­сти ни осудить пра­во вой­ны без потря­се­ния раб­ства, ни оправ­дать его, не под­вер­гая опас­но­сти сво­бо­ду, он напа­да­ет на воз­ра­же­ния и опро­вер­же­ния35. Со сво­ей сто­ро­ны он, по види­мо­му, скло­ня­ет­ся к мне­нию тех, кото­рые, «при­ме­няя имя рабов к вар­ва­рам, с вели­чай­шим ста­ра­ни­ем отвер­га­ют его для себя»36. Но даже и такая услов­ная «сдел­ка» была непри­ем­ле­ма, да, кро­ме того, она была и бес­силь­на; ведь если вой­на сле­по пора­жа­ет бла­го­род­ные души, как и вар­вар­ские тела, и если, даже пред­по­ла­гая, что он пра­виль­но клас­си­фи­ци­ру­ет гос­под и рабов, рож­де­ние не явля­ет­ся вер­ным сред­ст­вом про­длить в них есте­ствен­ные каче­ства покор­но­сти и власт­во­ва­ния, что же гово­рить о самом уста­нов­ле­нии раб­ства, кото­рое, одна­ко, все­це­ло поко­ит­ся на этих пороч­ных осно­ва­ни­ях? «Это вновь застав­ля­ет искать, — гово­рит Ари­сто­тель, — что явля­ет­ся есте­ствен­ным поло­же­ни­ем раб­ства»37. Как фило­соф он воз­вра­ща­ет­ся к этой лег­кой гипо­те­зе вооб­ра­жае­мо­го раб­ства; как поли­тик он при­ни­ма­ет его как факт и уже далее без малей­ших угры­зе­ний сове­сти воз­дви­га­ет на этих осно­ва­ни­ях зда­ние сво­его государ­ства38.

Бла­го­да­ря этим про­стым сопо­став­ле­ни­ям мож­но схва­тить всю мысль Ари­сто­те­ля о раб­стве, смысл его систе­мы и при­чи­ну его оши­бок. Соглас­но его сло­вам, раб­ство необ­хо­ди­мо и есте­ствен­но. Он нахо­дит его в совре­мен­ном ему устрой­стве государ­ства и семьи, он под­дер­жи­ва­ет раб­ство с мыс­лью, что в осно­ве его лежат прин­ци­пы такой же орга­ни­за­ции. Так как он ина­че не может их понять, то он пола­га­ет, что они имен­но так и созда­ны, орга­ни­зо­ва­ны самой при­ро­дой, и в этом он ищет для себя под­твер­жде­ния, вплоть до сущ­но­сти само­го чело­ве­ка. Если дей­ст­ви­тель­но при­ро­да сде­ла­ла из раб­ства осно­ву семьи и государ­ства, то она долж­на была создать людей для раб­ства и для гос­под­ства. Фило­соф опре­де­лил тео­ре­ти­че­ски раба и хозя­и­на, и он хочет пока­зать, что эти тео­ре­ти­че­ские раз­ли­чия встре­ча­ют­ся и в дей­ст­ви­тель­но­сти. Вот вся его мысль, вот вся его систе­ма, и мож­но видеть, под каким вли­я­ни­ем она была с.173 созда­на. Он дума­ет, что он идет мето­дом экс­пе­ри­мен­та, и осно­вы­ва­ет свою тео­рию на наблюде­нии; он исхо­дит из фак­тов, но фак­тов таких, какие он нахо­дит в обще­стве, кото­рые он пред­по­ла­га­ет в при­ро­де, а по суще­ству его выво­ды поко­ят­ся на гипо­те­зе, сла­бость кото­рой он вскры­ва­ет сво­и­ми же соб­ст­вен­ны­ми коле­ба­ни­я­ми и недо­стат­ки кото­рой мож­но пока­зать при самом про­стом ана­ли­зе.

Нет, чело­век не явля­ет­ся от при­ро­ды рабом; нет, раб­ство не явля­ет­ся необ­хо­ди­мым эле­мен­том семьи и государ­ства, есте­ствен­но орга­ни­зо­ван­ных. Раб, гово­рят, необ­хо­дим для семьи, для обще­ства, т. е. необ­хо­дим для чело­ве­ка в его есте­ствен­ном поло­же­нии в обще­стве и в семье. Но если раб явля­ет­ся чело­ве­ком, то тут полу­ча­ет­ся про­ти­во­ре­чие в самом прин­ци­пе: хотят сде­лать раба из того, кто сам хочет иметь рабов; и самая орга­ни­за­ция, кото­рую пред­по­ла­га­ют для семьи и государ­ства, нару­ша­ет пра­ва, кото­рые хоте­ли уста­но­вить. Чтобы она дей­ст­ви­тель­но суще­ст­во­ва­ла, заклю­чая в себе этот необ­хо­ди­мый эле­мент раб­ства, в усло­ви­ях есте­ствен­ной жиз­ни, нуж­но было бы, чтобы сам раб сто­ял вне обще­го чело­ве­че­ско­го пра­ва, нуж­но допу­стить, что в чело­ве­че­ском роде есть два вида орга­низ­мов — один для власт­во­ва­ния, дру­гой для того, чтобы слу­жить, — и, таким обра­зом, счи­тать, что в этом их конеч­ная цель и их самый закон­ный и самый истин­ный инте­рес39. Суще­ст­ву­ют ли в дей­ст­ви­тель­но­сти эти два вида орга­низ­мов? Без сомне­ния, раз­ли­чия меж­ду людь­ми суще­ст­ву­ют, и Ари­сто­тель весь­ма осно­ва­тель­но сво­дит их к двум прин­ци­пам: чело­ве­че­ская при­ро­да двой­ст­вен­на; она состо­ит из души и тела; у людей, взя­тых как отдель­ные лич­но­сти, могут пре­об­ла­дать в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни каче­ства или тела, или души. Но при­ро­да, кото­рая вло­жи­ла в них эти два эле­мен­та, нико­гда эти эле­мен­ты не разде­ля­ла; и как бы вели­ко ни было в отдель­ных слу­ча­ях пре­об­ла­да­ние того или дру­го­го из них, оно нико­гда не дохо­дит до того, чтобы уста­но­вить такие родо­вые раз­ли­чия, кото­рые не мог­ли бы исчез­нуть в той же самой лич­но­сти, а долж­ны пере­да­вать­ся ее потом­ству; а это­го-то и тре­бу­ет раб­ство. Ведь раб — и это надо осо­бен­но отме­тить — это не инди­виду­ум, это целая кате­го­рия людей. Под тыся­чью самых раз­но­об­раз­ных инди­виду­аль­ных форм сохра­ня­ет­ся все же еди­ная чело­ве­че­ская при­ро­да, а, сле­до­ва­тель­но, слу­чай­ные отно­ше­ния могут быть очень раз­но­об­раз­ны, но основ­ные пра­ва инди­виду­у­ма долж­ны быть тож­де­ст­вен­ны и общи для всех. Этот прин­цип, кото­рый бла­го­да­ря чистым лучам гуман­ной фило­со­фии, несмот­ря на потря­саю­щее отступ­ни­че­ство новей­ше­го вре­ме­ни, остал­ся акси­о­мой, дока­зы­ва­ет неза­кон­ность пора­бо­ще­ния чело­ве­ка в семье и семьи в государ­стве и до само­го осно­ва­ния раз­ру­ша­ет тео­рию Ари­сто­те­ля отно­си­тель­но раз­дво­ен­ной лич­но­сти.

Его семья про­ти­во­есте­ствен­на: ведь как бы мало в рабе ни оста­лось обще­че­ло­ве­че­ско­го обли­ка, у него оста­лось пра­во иметь семью; это есть самое основ­ное пра­во чело­ве­ка; это, гово­рит Ари­сто­тель, допол­не­ние к его суще­ству. В этом трой­ном соче­та­нии чело­ве­ка, жен­щи­ны и раба, кото­рые, по его сло­вам, состав­ля­ют с.174 един­ство, я уже вижу эле­мен­ты двух семейств — одно­го пол­но­го, дру­го­го иска­ле­чен­но­го в сво­их состав­ных частях и в сво­их пра­вах. Рав­ным обра­зом и его государ­ство столь же про­ти­во­есте­ствен­но; об этом мож­но судить сра­зу по одно­му фак­ту. Граж­дане, кото­рые посвя­ща­ют себя исклю­чи­тель­но государ­ст­вен­ным делам, долж­ны, быть очень немно­го­чис­лен­ны и долж­ны быть обслу­же­ны: зна­че­ние и сила государ­ства воз­мож­ны толь­ко при этих двух усло­ви­ях. Для обслу­жи­ва­ния их фило­соф допус­ка­ет раб­ство; чтобы огра­ни­чить их коли­че­ство в пре­де­лах, необ­хо­ди­мых для внут­рен­не­го поряд­ка, он допус­ка­ет пра­во абор­та для жен­щин40. Чудо­вищ­ность, послед­не­го при­е­ма пло­хо реко­мен­ду­ет пер­вый. Но раз­бе­рем дело по суще­ству.

При­ро­да, кото­рая зало­жи­ла осно­вы семьи, не опре­де­ли­ла точ­но форм обще­ства. Люди рож­да­ют­ся на свет с оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми на семью, так как она явля­ет­ся лишь закон­ным раз­ви­ти­ем их орга­низ­ма, но они не рав­ны по сво­им умст­вен­ным и физи­че­ским силам, кото­рые созда­ют лич­ность. Рас­пре­де­лять государ­ст­вен­ные обя­зан­но­сти сре­ди всех в соот­вет­ст­вии со спо­соб­но­стя­ми, уста­но­вить порядок и гар­мо­нию — тако­вы два необ­хо­ди­мых усло­вия, на кото­рых воз­мож­но орга­ни­зо­вать иде­аль­ное государ­ст­вен­ное устрой­ство, чтобы добить­ся дей­ст­вий, наи­бо­лее осмыс­лен­ных и уре­гу­ли­ро­ван­ных и, как след­ст­вие это­го, более могу­ще­ст­вен­ных и наи­бо­лее спо­соб­ных достиг­нуть объ­еди­не­ния. Если пре­не­бречь эти­ми усло­ви­я­ми, то в зави­си­мо­сти от того, будет ли все вни­ма­ние обра­ще­но на то, чтобы рас­пре­де­лить обя­зан­но­сти соглас­но с лич­ным досто­ин­ст­вом или преж­де все­го обес­пе­чить общий порядок, нач­нут­ся бес­ко­неч­ные пере­строй­ки государ­ства, будут про­ис­хо­дить посто­ян­ные изме­не­ния в отправ­ле­нии обще­ст­вен­ных функ­ций; или же клас­сы дела­ют­ся чем-то посто­ян­ным, непо­движ­ным и навсе­гда остав­ля­ют за каж­дым из них ту часть дей­ст­вия, кото­рую счи­та­ли нуж­ным и полез­ным им ранее пору­чить. Неко­то­рые из наро­дов древ­не­го мира пошли по это­му послед­не­му пути; совре­мен­ные фана­ти­ки при­мкну­ли к дру­го­му тече­нию; извест­но, како­ва их судь­ба. В вопро­се о раб­стве Ари­сто­тель дока­зы­ва­ет закон­ность пер­во­го поло­же­ния, а вывод дела­ет в поль­зу вто­ро­го! Это вовсе не зна­чит, что он занял пози­цию меж­ду дву­мя край­но­стя­ми; а очень может быть, что исти­на и была бы имен­но там. Чело­век не может сле­до­вать ни за при­ро­дой в ее веч­ных изме­не­ни­ях, ни пре­тен­до­вать на то, чтобы фик­си­ро­вать ее в фор­мах неиз­ме­ня­е­мой орга­ни­за­ции. Обще­ство долж­но пред­став­лять соеди­не­ние устой­чи­во­сти и изме­ня­е­мо­сти: устой­чи­во­сти — в орга­ни­за­ции семьи и в пра­вах на соб­ст­вен­ность и насле­до­ва­ние, рас­смат­ри­вае­мое как при­ло­же­ние к это­му пра­ву; изме­ня­е­мо­сти — в соци­аль­ной иерар­хии, пре­до­став­ляя каж­до­му в каче­стве исход­ной пози­ции то место, на кото­рое его поста­ви­ло рож­де­ние, с воз­мож­но­стью под­нять­ся или опу­стить­ся в зави­си­мо­сти от сво­их заслуг. Если бы в обще­стве было есте­ствен­ное раб­ство, то, сле­до­ва­тель­но, там суще­ст­во­ва­ли бы пле­ме­на, где прин­ци­пы, обу­слов­ли­ваю­щие низ­шую сту­пень раз­ви­тия, на кото­рой осно­вы­ва­ет­ся раб­ство, с.175 удер­жи­ва­лись бы в силу сво­ей соб­ст­вен­ной при­ро­ды и пере­хо­ди­ли бы к сле­дую­ще­му поко­ле­нию — и так навсе­гда и неиз­мен­но. Но сам Ари­сто­тель вос­стал про­тив это­го пре­сло­ву­то­го раз­ли­чия при­ро­ды меж­ду людь­ми, напа­дая на оли­гар­хию. «Если бы неко­то­рые власт­ву­ю­щие люди отли­ча­лись от под­чи­нен­ных им дру­гих смерт­ных настоль­ко же, насколь­ко, по наше­му пред­став­ле­нию, отли­ча­ют­ся боги и герои от людей, пре­вос­хо­дя послед­них как сво­и­ми физи­че­ски­ми каче­ства­ми, так и духов­ны­ми, и если бы с такой же несо­мнен­ной ясно­стью мож­но было кон­ста­ти­ро­вать пре­вос­ход­ство власт­ву­ю­щих над под­чи­нен­ны­ми, то, оче­вид­но, было бы луч­ше пре­до­ста­вить одним все­гда власт­во­вать, дру­гим все­гда быть в под­чи­не­нии. Но эти раз­ли­чия не так лег­ко уста­но­вить, да и фак­ти­че­ски очень труд­но встре­тить­ся с таким пре­вос­ход­ством, о кото­ром рас­ска­зы­ва­ет Ски­лакс: у инду­сов цари буд­то бы в такой имен­но силь­ной сте­пе­ни пре­вос­хо­ди­ли сво­их под­дан­ных. Таким обра­зом, ста­но­вит­ся ясным по мно­гим при­чи­нам, что всем долж­но в оди­на­ко­вой сте­пе­ни при­над­ле­жать пра­во на оче­ред­ное уча­стие и во власт­во­ва­нии и в под­чи­не­нии. Ведь равен­ство есть тож­де­ство прав и обя­зан­но­стей людей, рав­ных меж­ду собой. Государ­ство было бы нежиз­не­спо­соб­ным, нару­шая зако­ны равен­ства»41. Заме­ни­те сло­во «власт­ву­ю­щие» сло­вом «гос­по­дин» и сло­во «под­дан­ные» сло­вом «раб», и вы буде­те иметь вывод, соглас­ный с пра­виль­ны­ми прин­ци­па­ми.

То, что спра­вед­ли­во по отно­ше­нию к чело­ве­ку в сво­бод­ном состо­я­нии, не явля­ет­ся ли еще более спра­вед­ли­вым по отно­ше­нию к рабу? Или фило­соф дела­ет логи­че­ские выво­ды толь­ко по отно­ше­нию к граж­да­нам? По край­ней мере кажет­ся, что он в неко­то­ром отно­ше­нии наси­лу­ет логи­ку, когда он ста­но­вит­ся лицом к лицу с раб­ст­вом; и полу­ча­ет­ся, таким обра­зом, что при всех сво­их напад­ках на иерар­хию каст он при­хо­дит толь­ко к упро­ще­нию этой систе­мы. Его государ­ство — это каста сво­бод­ных, поко­я­ща­я­ся на суще­ст­во­ва­нии касты рабов, в про­ти­во­по­лож­ность тем самым прин­ци­пам, кото­рые он нашел в при­ро­де во имя поли­ти­че­ской сво­бо­ды государ­ства.

Основ­ной недо­ста­ток систе­мы Ари­сто­те­ля заклю­ча­ет­ся, как я ука­зал выше, в том, что он посто­ян­но сме­ши­ва­ет гипо­те­зу и реаль­ность в тех пред­по­сыл­ках, из кото­рых он выво­дит свою тео­рию. На самом деле раб обя­зан выпол­нять самые тяже­лые работы, поэто­му для него нуж­но тело более креп­кое; раб работа­ет по ука­за­нию хозя­и­на: он дол­жен иметь умст­вен­ные спо­соб­но­сти более низ­ко­го поряд­ка; раб дей­ст­ву­ет по воле дру­го­го: у него нет надоб­но­сти в воле. Ари­сто­тель пред­по­ла­га­ет его в дей­ст­ви­тель­но­сти таким, каким он дол­жен быть по его тео­рии; и на осно­ва­нии это­го трой­но­го при­зра­ка, создан­но­го его вооб­ра­же­ни­ем, чтобы соот­вет­ст­во­вать дей­ст­ви­тель­ным усло­ви­ям раб­ства, он созда­ет реаль­ное суще­ство, про­дукт при­ро­ды, кото­рое отныне оправ­ды­ва­ет поло­же­ние, твор­цом кото­ро­го явля­ет­ся толь­ко чело­век. На этот при­зрак сво­его вооб­ра­же­ния он направ­ля­ет свои наблюде­ния; из это­го при­зра­ка он извле­ка­ет свои исти­ны. Раз­вей­те его, и все с.176 раз­ру­шит­ся; и при этом раз­ру­ше­нии его систе­мы не оста­нет­ся ниче­го, кро­ме заклю­че­ний без пред­по­сы­лок и наблюде­ний без выво­дов. Нет, я оши­ба­юсь: иссле­до­ва­ния Ари­сто­те­ля неиз­беж­но остав­ля­ют после себя длин­ную свет­лую поло­су; и тео­рия, кото­рая так дол­го зани­ма­ла его гений, даже в тех ошиб­ках, кото­ры­ми она пол­на, для нас глу­бо­ко поучи­тель­на. Дей­ст­ви­тель­но, Ари­сто­тель верил в закон­ность раб­ства, но он уста­но­вил, на каких усло­ви­ях оно толь­ко и мог­ло суще­ст­во­вать. «Вся­кий дес­по­тизм в сво­ей осно­ве неза­ко­нен, за исклю­че­ни­ем лишь тех слу­ча­ев, когда сама при­ро­да пред­опре­де­ли­ла, что одним людям свой­ст­вен­но власт­во­вать, дру­гим — под­чи­нять­ся. Если это так, то во вся­ком слу­чае нель­зя стре­мить­ся к дес­по­ти­че­ской вла­сти над все­ми, но толь­ко над теми, кто пред­на­зна­чен к это­му»42. Но что нуж­но, чтобы раб­ство суще­ст­во­ва­ло как есте­ствен­ное пра­во сре­ди людей? Нуж­но, чтобы сре­ди них суще­ст­во­ва­ли не толь­ко две при­ро­ды тела и две при­ро­ды умст­вен­ных спо­соб­но­стей, но еще две при­ро­ды нрав­ст­вен­но­сти. Но ведь подоб­ные усло­вия явля­ют­ся осуж­де­ни­ем само­го фак­та раб­ства. Напрас­но фило­соф ста­ра­ет­ся най­ти дока­за­тель­ства это­му в реаль­ном мире. У него нет фун­да­мен­та, ему при­хо­дит­ся при­бе­гать к гипо­те­зе, «око­пать­ся», и при ее помо­щи уже он пыта­ет­ся согла­со­вать реаль­ные фак­ты даже в ущерб логи­ке, аргу­мен­ти­руя одни­ми дока­за­тель­ства­ми, а выво­ды делая из дру­гих. Подоб­но тому как Пла­тон, эта столь чистая и бла­го­род­ная душа, вся­че­ски стре­мясь к созда­нию при­ви­ле­ги­ро­ван­ной груп­пы в нед­рах чело­ве­че­ства, впал в вели­кий грех, защи­щая общ­ность жен и абор­ты, рав­ным обра­зом и Ари­сто­тель, вели­кий наблюда­тель, твер­дый логи­че­ский ум, из жела­ния най­ти раб­ство в при­ро­де поз­во­лил себе пой­ти на пол­ное забве­ние фак­тов, дан­ных наблюде­ни­ем, на стран­ные нару­ше­ния тех самых пра­вил, кото­рые он сам начер­тал для хода рас­суж­де­ния, — два при­ме­ра, кото­рые дока­зы­ва­ют в лице двух вели­чай­ших гени­ев антич­но­сти, что нико­гда не может быть нане­се­но оскорб­ле­ние при­ро­де со сто­ро­ны чело­ве­ка без того, чтобы она не ото­мсти­ла за себя, иска­жая неко­то­рым обра­зом ум, винов­ный в том, что он не понял ее.

Раб­ство не выиг­ра­ло и от школ исклю­чи­тель­но нрав­ст­вен­но­го харак­те­ра. Перед лицом это­го бед­ст­вия шко­лы Эпи­ку­ра и Зено­на наглу­хо замкну­лись — одна в сво­ем эго­из­ме, дру­гая в сво­ем инди­фе­рен­тиз­ме, обе оди­на­ко­во без­жа­лост­ные; пер­вая — вслед­ст­вие сво­ей люб­ви к бла­го­по­лу­чию и удо­воль­ст­вию, вто­рая — в силу пре­зре­ния к ним. То раб­ство, кото­ро­го Пла­тон и Ари­сто­тель тре­бо­ва­ли во имя испол­не­ния обя­зан­но­стей лица­ми сво­бод­ны­ми, Эпи­кур про­воз­гла­сил необ­хо­ди­мой слу­жи­тель­ни­цей рос­ко­ши и удо­воль­ст­вий. Эпи­ку­ре­ец не мень­ше, чем спар­ти­ат, желал, чтобы его обслу­жи­ва­ли; и вся­кий зна­ет, мог­ли ли эти пре­зрен­ные потреб­но­сти вне­сти какое-либо изме­не­ние в зло­употреб­ле­ния раб­ст­вом. Что каса­ет­ся сто­и­циз­ма, то он не знал, что ему делать с раб­ст­вом; во имя чего же сто­и­цизм мог тре­бо­вать его уни­что­же­ния или огра­ни­че­ния? Для Зено­на бла­го — это жизнь сооб­раз­но с при­ро­дой43. При­ро­ду же он нахо­дил во всем, и сво­его рода фатум, или рок, с.177 увле­кал, таким обра­зом, чело­ве­ка в веч­ный поток вещей, в кото­ром он суще­ст­во­вал. Сво­бод­ный или раб, он все­гда нахо­дил себе свое место; оди­на­ко­вая сла­бость духа — видеть в этом повод для гне­ва или состра­да­ния. Тот, кто в сво­ем раб­ском состо­я­нии умел поко­рять­ся, не был рабом; тот же, кто не умел это­го делать, был досто­ин быть таким рабом44. Таким обра­зом, раб­ство под­дер­жи­ва­лось там, где его нахо­ди­ли, но его нахо­ди­ли так­же и в чело­ве­че­ской при­ро­де: Зенон объ­явил рабом вся­ко­го зло­го, а Посидо­ний обре­кал это­му состо­я­нию вся­ко­го, кто, будучи слиш­ком сла­бым, чтобы руко­во­дить самим собой, в обмен за свои услу­ги нахо­дил со сто­ро­ны более силь­но­го помощь и руко­вод­ство, кото­рых ему недо­ста­ва­ло45.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1«И государ­ст­вом оно может быть назва­но толь­ко тогда, когда ока­жет­ся, что это — само­до­вле­ю­щее объ­еди­не­ние мас­сы» («Поли­ти­ка», II, 1, 7). «И, гово­ря про­сто, государ­ство есть мас­са таких (людей), доста­точ­ная для само­до­вле­ю­щей жиз­ни» (III, 1, 8. Сравн. IV (7), 4, 8).

    <Есть вполне удо­вле­тво­ри­тель­ный пере­вод на рус­ский язык «Поли­ти­ки» Ари­сто­те­ля, сде­лан­ный акад. С. А. Жебеле­вым>.

  • 2Там же, IV (7), 1, 2.
  • 3Там же, 2, 3.
  • 4Там же, 8, 2: «Ясно, что в государ­стве, поль­зу­ю­щем­ся кра­си­вей­шей орга­ни­за­ци­ей и объ­еди­ня­ю­щем в себе мужей абсо­лют­но спра­вед­ли­вых, а не услов­но спра­вед­ли­вых при­ме­ни­тель­но к той или иной государ­ст­вен­ной систе­ме, граж­дане не долж­ны вести жизнь, какую ведут ремес­лен­ни­ки или тор­гов­цы (тако­го рода жизнь небла­го­род­на и идет враз­рез с доб­ро­де­те­лью); граж­дане про­ек­ти­ру­е­мо­го нами государ­ства не долж­ны быть и зем­ле­паш­ца­ми, так как они будут нуж­дать­ся в досу­ге и для раз­ви­тия сво­ей доб­ро­де­те­ли, и для заня­тия поли­ти­че­ской дея­тель­но­стью».
  • 5«Поли­ти­ка», 8, 3.
  • 6Там же, I, 1, 10
  • 7Там же, I, 1, 4. Сравн. I, 1, 6.
  • 8«Самой при­ро­дой ему пред­на­зна­че­ны жен­щи­на и раб» (там же, I, 1, 5).
  • 9Фри­них в «Выдерж­ках» (Epi­to­me) гово­рит, что употреб­ле­ние это­го сло­ва не было очень ста­рым; Лобек в сво­ем «Ком­мен­та­рии» (к Фри­ни­ху, стр. 578) сооб­ща­ет, что пер­вые при­ме­ры употреб­ле­ния это­го сло­ва (σώ­ματα) без опре­де­ле­ния в зна­че­нии «рабы» встре­ча­ют­ся у Поли­бия. Но я нашел его уже у Демо­сфе­на, прав­да, при обсто­я­тель­ствах, кото­рые дают ему более точ­ное и свой­ст­вен­ное ему зна­че­ние: когда рабов отда­ют при допро­се на пыт­ку.
  • 10«Раб есть часть гос­по­ди­на; это часть его тела, живая, хотя и отде­лен­ная» («Поли­ти­ка», I, 2, 20).
  • 11Грам­ма­ти­ки, кото­рые один перед дру­гим ста­ра­лись рас­тол­ко­вать тек­сты и часто дово­ди­ли свои ком­мен­та­рии до абсур­да, утвер­жда­ли, что в сло­ве ἀνδρά­ποδον — «раб» — они нашли, какую часть гос­по­ди­на состав­лял этот раб: это сло­во, его конец они про­из­во­ди­ли от сло­ва πούς — «нога». «Ведь раб, — гово­рил Свида, — так отно­сит­ся к гос­по­ди­ну, как нога ко всей верх­ней части тела» (Свида, под сло­вом ἀνδρα­ποδο­κάπη­λος).
  • 12«Поли­ти­ка» I, 2, 4.
  • 13Там же, I, 2, 5.
  • 14Там же, I, 1, 4.
  • 15Там же, I, 2, 7.
  • 16Там же, I, 2, 9.
  • 17«Подоб­но тому как все живое состо­ит неиз­беж­но из души и тела, а душа из ума и чув­ства, дом из муж­чи­ны и жен­щи­ны и иму­ще­ство из гос­по­ди­на и раба…» («Поли­ти­ка», III, 2, 4).
  • 18Там же, I, 2, 13.
  • 19Там же, I, 1, 5.
  • с.265
  • 20Гомер, Или­а­да, XVIII, 417—424:


    А с ним рядом, опо­рой слу­жа для вла­ды­ки,
    Две поспе­ша­ли слу­жан­ки из золота, точ­но живые.
    Был у них разум внут­ри, и могу­чая сила, и голос…
  • 21«Поли­ти­ка», I, 5, 3.
  • 22Там же, I, 5, 6.
  • 23Там же, I, 2, 13: «Осталь­ные живот­ные не могут даже пони­мать разум­но­сти. Они пови­ну­ют­ся сво­им ощу­ще­ни­ям. В кон­це кон­цов поль­за от домаш­них живот­ных и от рабов почти одна и та же: и те и дру­гие нам помо­га­ют при помо­щи их телес­ных сил удо­вле­тво­рять наши жиз­нен­ные потреб­но­сти».
  • 24Там же, I, 2, 14. То же уже рань­ше ска­зал поэт Фео­гнид:


    Раб нико­гда не может дер­жать свою голо­ву пря­мо;
    Веч­но она скло­не­на, шея согну­лась его.
    (Сто­бей, Цвет­ник, LXII, 36).
  • 25«Поли­ти­ка», I, 2, 15.
  • 26Там же, I, 3, 8.
  • 27Там же, I, 2, 19.
  • 28Эсхил, Ага­мем­нон, 1054.
  • 29СофоклСто­бея, Цвет­ник, LXII, 83).
  • 30Эври­пид, Фрикс, там же, 39. Сравн. Ион, 853—855.
  • 31Спар­ти­а­ты, обра­щен­ные в раб­ство теге­а­та­ми и т. д. (См. гл. V, «Источ­ни­ки раб­ства»).
  • 32Плу­тарх, Ост­ро­ум­ные заме­ча­ния лакеде­мо­нян, 45.
  • 33«В кон­це кон­цов с трудом мож­но было бы воз­ра­жать, что про­ти­во­по­лож­ное мне­ние не заклю­ча­ет в себе неко­то­рой истин­но­сти. Идея раб­ства и раба может пони­мать­ся с двух сто­рон: мож­но быть при­веден­ным в раб­ское состо­я­ние и оста­вать­ся в нем в силу зако­на, при­чем этот закон явля­ет­ся дого­во­ром, по кото­ро­му побеж­ден­ный на войне при­зна­ет­ся соб­ст­вен­но­стью победи­те­ля; но мно­гие зако­но­веды обви­ня­ют это пра­во — как обви­ня­ют ино­гда поли­ти­че­ско­го ора­то­ра — в про­ти­во­за­кон­но­сти, так как ужас­но, чтобы более силь­ный, бла­го­да­ря тому лишь, что он может при­ме­нить наси­лие, делал свою добы­чу сво­им под­дан­ным и рабом» (Ари­сто­тель, Поли­ти­ка, I, 2, 16).
  • 34Там же, I, 2, 17.
  • 35«Каж­дое из этих двух про­ти­во­по­лож­ных мне­ний само по себе оди­на­ко­во сла­бо и лож­но, так как каж­дое из них, взя­тое отдель­но, застав­ля­ет думать, что пра­во власт­во­вать и быть гос­по­ди­ном не при­над­ле­жит пре­вос­ход­ству досто­инств. Нако­нец, есть люди, кото­рые, опи­ра­ясь на то, что они счи­та­ют пра­вом — а вся­кий закон все­гда име­ет неко­то­рую види­мость пра­ва, — заяв­ля­ют, одна­ко не утвер­ждая это­го совер­шен­но абсо­лют­но, что раб­ство спра­вед­ли­во, когда оно явля­ет­ся резуль­та­том вой­ны; но самый прин­цип вой­ны мож­но счи­тать про­тив­ным идее пра­ва, и нико­гда нель­зя назвать рабом того, кто не заслу­жил тако­го назва­ния; ина­че ока­жет­ся, что люди заве­до­мо очень высо­ко­го про­ис­хож­де­ния могут стать раба­ми и даже про­дан­ны­ми как рабы толь­ко пото­му, что они сде­ла­лись плен­ни­ка­ми на войне» («Поли­ти­ка», I, 2, 18—19).
  • 36Там же; это мож­но видеть из дру­го­го места у Ари­сто­те­ля: «Поэто­му-то и гово­рят поэты:


    “При­лич­но власт­во­вать над вар­ва­ра­ми гре­кам”.

    (Эври­пид, Ифи­ге­ния в Авлиде, 1400); поня­тия вар­ва­ра и раба по при­ро­де сво­ей тож­де­ст­вен­ны» («Поли­ти­ка», I, 1, 5).

  • 37«Но ведь в таком слу­чае весь вопрос сво­дит­ся лишь к иссле­до­ва­нию раб­ства по при­ро­де, о чем мы и гово­ри­ли с само­го нача­ла» (там же, I, 2, 18).
  • 38Эта пута­ни­ца в мыс­лях Ари­сто­те­ля про­яв­ля­ет­ся самым пора­зи­тель­ным обра­зом в про­дол­же­ние тех тек­стов, кото­рые я цити­ро­вал: «Нуж­но со всей необ­хо­ди­мо­стью согла­сить­ся, что извест­ные люди повсюду долж­ны являть­ся раба­ми и что дру­гие ни с какой сто­ро­ны не мог­ли бы явить­ся. Это отно­сит­ся и к знат­но­сти. Это поло­же­ние обос­но­вы­ва­ет на есте­ствен­ном пре­вос­ход­стве и на низ­шем поло­же­нии все раз­ли­чие меж­ду чело­ве­ком сво­бод­ным и рабом, с.266 меж­ду знат­ным и про­сто­люди­ном. Это зна­чит пола­гать, что от хоро­ших роди­те­лей про­ис­хо­дят хоро­шие дети, в той же сте­пе­ни, как от чело­ве­ка про­ис­хо­дит чело­век, а от живот­но­го живот­ное; прав­да, при­ро­да зача­стую стре­мит­ся к это­му, но достиг­нуть это­го не может. Из ска­зан­но­го, таким обра­зом, ясно, что коле­ба­ние во взглядах о при­ро­де раб­ства име­ет неко­то­рое осно­ва­ние: что при­ро­да не созда­ет одних людей раба­ми, дру­гих — сво­бод­ны­ми; что, напро­тив, для неко­то­рых клас­сов такое разде­ле­ние на рабов и сво­бод­ных вполне есте­ствен­но, при­чем для одно­го чело­ве­ка полез­но и спра­вед­ли­во быть рабом, для дру­го­го — гос­по­ди­ном, рав­ным обра­зом как необ­хо­ди­мо, чтобы один под­чи­нял­ся, дру­гой власт­во­вал в пре­де­лах того под­чи­не­ния и того власт­во­ва­ния, какие даро­ва­ны ему при­ро­дой. Дур­ное при­ме­не­ние вла­сти не при­но­сит поль­зы ни гос­по­ди­ну, ни рабу: ведь что полез­но для части, то полез­но и для цело­го, что полез­но для тела, то полез­но и для души; а раб явля­ет­ся сво­его рода частью гос­по­ди­на, как бы оду­шев­лен­ной частью его тела, хотя и живу­щей отдель­но. Поэто­му меж­ду рабом и гос­по­ди­ном суще­ст­ву­ет извест­ная общ­ность инте­ре­сов, так ска­зать, вза­им­ное дру­же­лю­бие, раз отно­ше­ния меж­ду ними поко­ят­ся на есте­ствен­ных нача­лах; в том же слу­чае, когда эти отно­ше­ния регу­ли­ру­ют­ся не ука­зан­ным обра­зом, но осно­вы­ва­ют­ся на законе или наси­лии, про­ис­хо­дит явле­ние обрат­ное» («Поли­ти­ка», I, 2, 19—21).
  • 39См. «Поли­ти­ка», I, 2, 8 и 20.
  • 40«Поли­ти­ка», IV, 14, 10.
  • 41«Поли­ти­ка», IV (7), 14, 1—2: «Устой­чи­вым государ­ст­вен­ным стро­ем, — гово­рит он в дру­гом месте, — быва­ет един­ст­вен­но такой, при кото­ром осу­ществля­ет­ся равен­ство по досто­ин­ству и при кото­ром каж­дый поль­зу­ет­ся тем, что ему по пра­ву при­над­ле­жит» (там же, VIII (5), 6, 5).
  • 42«Поли­ти­ка», IV (7), 2, 9.
  • 43Зенон и Хри­сип у Дио­ге­на Лаэрт­ско­го, VII, 53, § 87.
  • 44
    Сво­бод­но раб­скую
    Судь­бу неси; тогда рабом не будешь ты.
    (Менандр, фраг­мент 279).
  • 45Дио­ген Лаэрт­ский, VII, § 121. Это было поло­же­ни­ем кини­че­ской шко­лы, из недр кото­рой вышел Зенон (Дио­ген Лаэрт­ский, VI, 2, 6, § 66). Анти­сфен напи­сал целый трак­тат, веро­ят­но, на эту же тему, о сво­бо­де и раб­стве (там же, VI, 1, 9, § 16).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1418915852 1418916100 1418916582