с.140 В сочинениях Саллюстия не раз говорится о возникновении государств (Cat. 2. 2; 6. 1—
«И вот вначале (prius) одни цари […] развивали природный ум (ingenium), другие — тело (corpus). Тогда люди ещё жили не зная честолюбия, каждый был доволен своей судьбой. Но когда в Азии Кир, в Греции лакедемоняне и афиняне начали захватывать города и покорять народы (coepere urbis atque nationes subigere), когда поводом к войне стала жажда господства, когда величайшую славу усматривали в величайшей власти, только тогда люди на основании собственного опыта и деятельности поняли, что на войне важнее всего умственные способности (ingenium)», а не телесная сила — оппозиция, весьма занимавшая Саллюстия (Cat. 2. 1—
Несколько иная ситуация в рассказе о возникновении римского государства. Первые обитатели Рима жили в пределах городских стен (in una moenia convenere), благодаря чему и стали civitas (Cat. 6. 1—
Однако упоминается расширение территории и в связи с новым этапом развития римской общины, а именно в связи с её кризисом: «Когда государство благодаря усердию и справедливости увеличилось (res publica crevit), когда могущественные цари были побеждены в войнах, дикие племена и многочисленные народы покорены силой, Карфаген, соперник Римской державы, разрушен до основания и все моря и страны оказались доступны победителям, то Фортуна начала свирепствовать и всё ниспровергать» (10. 1. Пер.
Обычно обращают внимание на разрушение Карфагена как поворотный пункт в истории Рима в понимании Саллюстия (Heldmann 1993. S. 75, 94; Ramsey 2007. P. 84). Спорить здесь в общем не приходится, ибо это единственное конкретное событие в упомянутом ряду, и всё же нельзя не заметить, что начинает Саллюстий перечисление именно с расширения res publica. Однако он не приходит к тому выводу, который очевиден для историков нового и новейшего времени: «Городская община Рима сама взорвала себя своим неестественным расширением» (Моммзен 1994. С. 276). Для него это лишь обстоятельство, в начале способствующее процветанию государства, а здесь оказывающееся в ряду успехов, которые, однако, несмотря на все обеспечиваемые ими преимущества, не в состоянии предотвратить надвигающийся кризис. Сравним формулировку этого тезиса в прологе к Historiae:
с.142 «Римское государство достигло наибольшего могущества (res Romana plurimum imperio valuit) в консульство Сервия Сульпиция и Марка Марцелла, когда была покорена вся Галлия, лежащая по сю сторону Рейна и между нашим морем и океаном, за исключением мест, недоступных из-за болот. Однако наилучшие нравы и наибольшее согласие (optimis autem moribus et maxima concordia) среди римского народа были за время между второй и последней войной с Карфагеном» (Hist. I. 11 M. Пер.
Весьма интересен территориальный фактор применительно к Нумидии. Саллюстий пишет, что в Северную Африку в незапамятные времена прибыли персы, мидийцы и армяне. Персы же начали завоёвывать ближайшие к Карфагену земли, т. е. Нумидию, и овладели в итоге большею частью внутренних районов Африки (Africae pars inferior pleraque), тогда как другие африканские земли захватили мавры, чей народ возник в результате слияния ливийцев с пришлыми армянами и мидийцами. При этом персы, впоследствии обретшие имя нумидийцев, превзошли мавров доблестью (Iug. 18. 4—
Эта идея отражается и в рассказе о разделе Нумидийского царства сенатской комиссией, якобы подкупленной Югуртой, между ним и Адгербалом: ему достаётся соседняя с Мавретанией (т. е. западная) часть Нумидии, охарактеризованная как agro virisque opulentior. Адгербалу же отходит территория, лучшая лишь на первый взгляд, богатая гаванями и строениями — с.143 specie quam usu potiorem, quae portuosior et aedificiis magis (Iug. 16. 5).
Вновь возникает тема морской торговли — Адгербалу достались гавани. Неудивительно, что Саллюстий называет земли, отошедшие Адгербалу, лучшими лишь «по видимости» — то, что можно счесть преимуществом, на деле, по мысли автора, является недостатком, поскольку жители внутренних районов более выносливы (Sall. Iug. 89. 7—
И, наконец, один из самых любопытных экскурсов у Саллюстия — легенда о братьях Филенах в 7
Здесь, как видим, территория играет важнейшую роль в изложении — именно из-за того, чтобы оставить за своим отечеством как можно больше земли, и отдают жизни герои, именно обладание ею в центре сюжета. При этом, однако, сказано (Iug. 79. 3), что это не плодородный край, а «песчаная равнина» (ager harenosus), что образует явный контраст с предыдущей фразой о процветании и богатстве Кирены (79. 2: Cyrenenses quoque magni atque opulenti fuere, ср. 75. 1 (oppidum magnum atque opulentum); Koestermann 1971. S. 278). Иными словами, речь идёт не о материальных выгодах, а о престиже (хотя прямо об этом не говорится), что возвышает подвиг Филенов и самому конфликту с.144 придаёт почти эпический характер. Это яркий пример противостояния характеров, демонстрирующий силу духа победителей, а именно высокий дух являлся основой благоденствия государства в глазах Саллюстия (и не его одного) — dux atque imperator vitae mortalium animus est (Iug. 1. 3).
Подведём итоги. О территории как таковой Саллюстий пишет нечасто, хотя важность территориального фактора для него очевидна, что мы можем наблюдать на примерах «этногенеза» нумидийцев и раздела Нумидии между Адгербалом и Югуртой. Подразумевается положительная роль борьбы за новые земли в давние времена, поскольку она спобствовала осознанию превосходства ingenium над corpus. А вот Риму территориальный рост в конечном счёте не приносит счастья, поскольку он не в силах предотвратить раздор между гражданами, и не мудрено, ибо приобретение новых земель не способствует развитию у римлян положительных нравственных качеств. Территория оказывается в положении corpus, который бессилен против ingenium и animus.
ЛИТЕРАТУРА
Моммзен Т. История Рима. Т. II. СПб., 1994.
Heldmann K. Sallust über die römische Weltherrschaft. Eine Geschichtsmodell in Catilina und seine Tradition in der hellenistischen Historiographie. Stuttgart, 1993.
Koestermann E. Kommentar // Sallustius Crispus. Bellum Iugurthinum. Heidelberg, 1971. S. 23—
Morstein-Marx R. The Myth of Numidian Origins in Sallusts African Excursus (Iugurtha 17. 7—
Ramsey
Syme R. Sallust. Berkeley; Los Angeles; London, 1964.