Вступительная статья к «Утешению к Полибию» Сенеки
с.233 Предлагаемый перевод «Утешения к Полибию» не только знакомит читателя со спецификой античного жанра утешения, но и заметно расширяет наше представление о философском учении Сенеки-моралиста в ранний период его творчества. Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) по своему мировоззрению был стоиком, автором многочисленных сочинений и участником важных политических событий; он находился в расцвете славы, когда в 41 г. император Клавдий по ложному обвинению своей жены Мессалины сослал его на Корсику1. В первый же год изгнания Сенека пишет утешительное послание к матери Гельвии (Ad Helviam de consolatione), тяжело переживавшей удаление с.234 сына из столицы. В стремлении утешить близкого человека Сенека пытается убедить Гельвию, что он не пал духом и, что переживаемый им на чужбине опыт лишь укрепил его. Однако со временем конкретные обстоятельства ссылки, видимо, настолько угнетающе подействовали на Сенеку, что спустя три года пребывания на Корсике в утешительном послании к Полибию (послание написано по случаю смерти младшего брата Полибия) он неоднократно обращает внимание влиятельного вольноотпущенника, фаворита принцепса, на тяжелую судьбу изгнанника.
Вероятно, лишения, выпавшие на долю Сенеки в ссылке, побудили его в послании к Полибию не скупиться на разнообразные комплименты в адрес Клавдия и откровенно ходатайствовать перед императором о пересмотре дела и помиловании (XIII, 3). Стремясь облегчить собственное положение и памятуя, что Клавдий порой настолько находился в сильнейшей зависимости от своего окружения, «что вел себя не как правитель, а как служитель» (Suet. Cl. 29), Сенека не без основания возлагал надежды на помощь влиятельного Полибия. Уже в качестве наставника Нерона Сенека по поручению юного императора пишет надгробное восхваление Клавдию (Tac. Ann. XIII. 3). Без сомнения, этот панегирик, как и льстивая речь в адрес принцепса в утешительном послании к Полибию не были продиктованы истинным отношением Сенеки к Клавдию; о его отношении к обожествленному императору следует судить скорее по язвительнейшей сатире на Клавдия «Отыквление».
В течение последующих пяти лет ссылки, смирившись со своей участью, Сенека работает над трактатами, а возможно, и над трагедиями, и только «Утешение к Полибию» свидетельствует о его временном малодушии2.
Литературное наследие Сенеки включает три утешительных послания: к знатной римлянке Марции, дочери историка Авла Кремуция Корда (Ad Marciam de consolatione), написанное незадолго до ссылки автора, затем — к матери Гельвии и к Полибию. Обращение Сенеки к жанру утешений можно объяснить, с одной стороны, моралистической направленностью его философии, с другой — особенностями той исторической ситуации, в которой он оказался3. От философии ждали указаний, как обрести опору в жизни. Известны примеры, когда некоторые из тех, кто был вынужден расстаться с жизнью, в последние минуты обращались к философам. По свидетельству Сенеки, Юлий Кан шел на казнь в сопровождении философа (De tranquil. an. XIV. 9), Тразея Пет перед смертью беседовал с киником Деметрием о бессмертии души (Tac. Ann. XVI. 34); Ливия, жена Августа, потеряв сына Друза, утверждала, что ее страдания облегчила утешительная речь Арея, домашнего философа императорской семьи (Sen. Ad Marc. IV. 2). Именно в эпоху Ранней империи, когда многие выдающиеся деятели Рима становились жертвами дворцовых интриг, а ссылки и казни стали обычной расправой, особую популярность с.235 и распространение приобрела литература утешительного жанра. На протяжении веков древние искали более или менее убедительные доводы против различных видов горя: болезни, рабства, бедности, ссылки, смерти и т. п.4 «Слава Сенеки заключается в том, что он собрал эти предписания, рассеянные во всех учениях, понял полезность их, употребил их сам и, собравши их в своих сочинениях, так же как он прилагал их к жизни, обогатил таким образом науку о нравственности и искусство руководить душами»5. Сенека считал философию наукой жизни, верил в ее действенную силу и цель своей философии видел в том, чтобы помогать несчастным, утешать их в горе: «Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности, — писал Сенека, — ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее» (Ep. ad Lucil. 16. 3).
В утешительной аргументации Сенека использовал источники стоической и эпикурейской философии, а также личные наблюдения6. Книга «О скорби» (которая не сохранилась) философа академической школы Крантора (IV—
Аргументация в древних утешительных посланиях концентрируется вокруг двух основных вопросов: «Скорбишь ли ты о своей участи или об участи покойного?»8 и «Смерть — это небытие или переход в другой мир?»9. Что касается участи скорбящего, то его жалобы на свою судьбу нельзя признать справедливыми, ибо, получив однажды счастье, человек вопреки закону природы о временности его существования предполагает пользоваться им вечно, а когда теряет его, считает, что совершилась несправедливость. Так как человек не является истинным владельцем благ, то он всегда должен быть готов с ними расстаться и не считать потерей то, что на самом деле нужно рассматривать как возврат долга. Каждому необходимо помнить о кратковременности человеческого счастья и готовить себя к тому, что придет время с ним расстаться, а поэтому надо успеть за короткий срок получить как можно больше радости от обладания им, чтобы не оставалось чувства неудовлетворенности, которое затем и выливается в жалобу.
Система доказательств относительно скорби об участи покойного сводится к критике земной жизни и высокой оценке положения после смерти. Если рассматривать смерть как состояние небытия, то покойный ничего не чувствует, и ему нельзя ни причинить зло, ни сделать добро; если же с.236 после смерти существование продолжается, то покойный находится в лучшем мире. С одной стороны, учение Платона о бессмертии души соответствовало стремлению древних к другой, лучшей жизни, с другой стороны, учение Эпикура о смертности души предполагало преодоление страха смерти. Сенека, рассуждая в утешительных посланиях о смерти, что это «либо конец, либо переселение», утверждает, что в любом случае в скорби как долге нет необходимости. Если после смерти нет никакой жизни, то скорбь по умершему бессмысленна, он ее не чувствует10. Если же после смерти жизнь продолжается, то освобожденный от рабства плоти и власти судьбы человек наслаждается новым состоянием; печаль живых ему нежелательна.
Если скорбящего мучает мысль, что смерть преждевременна, то, во-первых, любая человеческая жизнь коротка, особенно если сравнить ее со временем существования человечества или вселенной; недолгой оказалась жизнь даже самых грандиозных творений: городов, памятников11. Так что, по мнению утешителя, нет разницы между долгой и короткой человеческой жизнью. Во-вторых, понятие «преждевременная смерть» неверно, так как согласно закону природы смерть наступает только тогда, когда уже нет энергии продолжать жизнь (Ad Marc. XXI. 6). Сенека, ссылаясь на учение Платона, утверждает, что смерть приходит быстро к тому, чья душа ее ждет, видя в смерти средство освобождения от рабства тела (Ad Marc. XXIII. 1—
Несостоятельна мысль скорбящего, когда он полагает, что ранняя смерть лишает человека жизненных благ, которыми он не успел еще насладиться или мог бы продолжать наслаждаться уже данными ему благами. Если учесть, что жизнь полна страданий, а блага судьбы ненадежны, то надо признать, что человек недооценивает преимущества ранней смерти, которая освобождает его не только от настоящих бед, но и от страха перед будущими. Ведь никто не может поручиться за устойчивость своего благополучия, а старость не всегда является достойным завершением жизни12. Если жизнь и представляет какую-нибудь ценность, то, конечно же, не долголетием, а полезной деятельностью (Ad Marc. XXIV. 1). Таким образом, нет основания жалеть того, кто находится уже в безопасном положении. Если человек, несмотря ни на какие доказательства и увещевания, продолжает скорбеть, то он вызывает подозрение, что скорбит не о покойном, а о своих потерянных выгодах. Причина такой скорби — эгоизм, и скорбящий уже заслуживает не утешения, а осуждения13.
В системе утешительной аргументации Сенеки немаловажную роль играет личность адресата. Как отмечает К. Гроллиос, Сенека сознавал, что одними рассуждениями нелегко утешить в скорби, поэтому он обращается к чувству, семейному и служебному долгу своих адресатов14. Марция, дочь известного историка Кремуция Корда, подруга Ливии, жены Августа, и Полибий, влиятельный отпущенник императора, занимают такое положение в обществе, что их поступки и душевное состояние, подчеркивает Сенека, у всех на виду. Поэтому и в горе их достойное поведение — пример для других15. Нельзя забывать и о тех, кто находится с.237 рядом, о своих близких, которые испытывают такую же боль и нуждаются в помощи. Так что и ради них нельзя поддаваться скорби и надо своим мужественным поведением служить для них примером16.
Своей просветительской речью утешитель приучал читателя размышлять о человеческом существовании, непостоянстве человеческого счастья и таким образом подготавливал читателя к неизбежной встрече с горем. В конечном итоге утешитель всячески старался примирить скорбящего со своей судьбой, ибо «она сама когда-то подарила тебе то, что взяла обратно» (Ad Pol. XVIII. 3).
Утешительные послания Сенеки, несмотря на рассуждения общего характера (о жизни, смерти, судьбе, благе и т. п.), отличаются друг от друга не только по структуре, но и по аргументации. Сохранившаяся часть (начало утеряно) «Утешения к Полибию» включает рассуждения о недолговечности всего земного с ссылкой на гибель семи чудес света, древних городов и даже всего мира. Эти примеры грандиозного разрушения призваны проиллюстрировать бессилие всего земного перед грозной неизбежностью смерти. Страдать по воле судьбы — общая участь людей, которую нельзя ни изменить, ни умилостивить. Проливать слезы по умершему, выполняя свой долг перед ним, неразумно в любом случае: ибо сохраняется ли у покойного способность чувствовать или нет, слезы не помогут ни ему, умершему, ни тому, кто его оплакивает (V. 1—
По мысли Сенеки, Полибий должен перестать скорбеть, чтобы выполнить долг перед близкими, обществом и императором. У него есть обязанности по отношению к живым братьям, для которых он должен служить образцом поведения, быть для всей семьи утешителем. Он должен также представлять интересы граждан и подданных перед императором, верно служить принцепсу и разделять с ним бремя ответственности (V. 4—
После обращения к богам, богиням и судьбе с мольбой о благоденствии императора и его семьи Сенека в похвальную речь в честь императора искусно вплетает свою просьбу о помиловании (XII. 5 — XIII)17. Приводя исторические примеры, Сенека как бы устами императора дает совет Полибию следовать достойным примерам стойкости и мужества. И только один пример из семьи императоров, пример Гая Калигулы, Сенека приводит как недостойный римлянина (XIV—
Для речи морально-философского и дидактического содержания форма послания наиболее приемлема. Хотя утешительная речь обращена к конкретному адресату, она, как и всякое послание, предназначалась с.238 для достаточно широкого круга читателей19. Общая структура утешительного сочинения сводится к классической схеме с традиционной моделью доказательств. Автор может часть аргументов опустить, переставить, ввести новые аргументы. Во введении говорится о мотивах и цели послания, в основной части приводятся аргументы против неумеренной скорби, даются наставления, приводятся примеры, в заключении утешитель повторяет ряд наиболее важных для адресата аргументов и советов.
Для усиления эмоциональности речи Сенека использует риторические вопросы, восклицания, обращения, для оживления речи он использует известный в риторике прием вставки (обвинительная речь против судьбы, II. 2 — III. 5) или же вкладывает речь в уста подставного лица (речь от лица императора Клавдия, IV — XVI. 4); нередко Сенека выражает мысли в виде сентенций или эпиграмм.
При переводе «Утешения к Полибию» были использованы следующие издания текста: L. Annaei Senecae dialogorum libri duodecim. Recognonovit brevique adnotatione critica instruxit
ПРИМЕЧАНИЯ