Диодор Сицилийский о процессах против Фемистокла и Павсания (XI, 39—47; 54—59)
OCR: Halgar Fenrirsson.
с.3 Борьба с персами и победа в ней эллинов, с одной стороны, способствовала образованию афинской морской державы и дальнейшему развитию демократии в Афинах. С другой стороны, она вызвала рост противоречий между Спартой и Афинами, а также обострение политической борьбы внутри каждого из этих государств.
Эти важнейшие тенденции наметились уже в первое десятилетие после битвы у мыса Микале. Строительство оборонительных стен, предпринятое афинянами под руководством Фемистокла в 479 г., и сооружение морской гавани Пирея встретили решительные возражения со стороны Спарты и послужили одной из причин распада общеэллинского единства, сложившегося накануне похода Ксеркса.
В 478/77 г. командующий общеэллинским флотом спартиат Павсаний был обвинен союзниками, среди которых главную роль играли ионийцы, поддерживаемые афинянами, в деспотическом правлении и тайных связях с персами. Несмотря на то, что Павсаний был оправдан, враги, желая с ним расправиться, стали обвинять его не только в сношениях с персами, но также в стремлении к государственному перевороту и в подстрекательстве с этой целью илотов к восстанию. Думая избежать ареста, Павсаний скрылся в храме Афины Меднодомной, но, будучи приговорен спартанцами к голодной смерти, был выведен из храма уже умирающим.
С трагедией Павсания оказалась тесно связанной и судьба Фемистокла. В 472/71 г. он потерпел поражение в борьбе с Кимоном и, подвергнувшись остракизму, нашел убежище в Аргосе. Спартанцы, воспользовавшись благоприятным обстоятельством, отправили в Афины посольство с требованием предать Фемистокла суду как предателя общеэллинских интересов и соучастника заговора Павсания. Враги Фемистокла в с.4 Афинах поддержали требование Спарты и вместе с лакедемонянами стали преследовать его, чтобы арестовать и привести на суд. Фемистоклу удалось бежать, и он с большими трудностями прибыл в Азию, где нашел спасение у только что пришедшего к власти (465/64 г.) персидского царя Артаксеркса.
Обстоятельное изложение этих событий мы находим у Фукидида в его описании укрепления Афин и Пирея (Thuc., I. 89—
Современная этим событиям литература утрачена. Особенно приходится сожалеть о потере «Записок» (ἐπιδημίαι или ὑπομνήματα) поэта Иона из Хиоса (около 490—
Насколько можно судить по немногим фрагментам, Ион в своих «Записках» сообщал некоторые подробности из жизни различных греческих политических деятелей1.
Сочинение Стесимброта представляло собой политический памфлет, написанный, как считают исследователи, после 430 г. Автор, родом с союзного и угнетаемого афинянами острова Фасоса, был сторонником аристократии и враждебно относился к Афинам и, в частности, к афинской демократии. Он дал отрицательную характеристику создателю афинского флота Фемистоклу2. Сочинения Иона и Стесимброта являлись одним из источников Плутарха.
с.5 Не сохранились до нашего времени сочинения писателей VI в. до н. э. Эфора и Феопомпа, вышедших из школы Исократа.
От главного сочинения Эфора «Всеобщая история», состоявшего из 30 книг, сохранилось только 157 фрагментов3, из которых 14 посвящены описанию пентеконтаэтии4. Насколько можно судить по фрагментам «Истории» Эфора, он был сторонником афинской демократии и всячески старался подчеркнуть значение Афин. Поэтому, рассказывая о судьбе Фемистокла, он завершает свое описание восторженной оценкой деятельности этого великого человека, который оказался обижен своими гражданами5.
Предательство Павсания Эфор использует для нападок на Спарту. Он рисует в мрачных тонах тираническое поведение Павсания и позорный конец его6.
Сочинение Эфора послужило важным источником для последующих писателей, таких, как Помпей Трог (= Justin., II. 15), Корнелий Непот (в жизнеописаниях Фемистокла, Аристида и Павсания), Полиэн, Плутарх (в жизнеописаниях Фемистокла, Аристида, а также отчасти Кимона и Перикла) и особенно Диодор Сицилийский, о котором более детально речь пойдет ниже.
Что касается Феопомпа, то главными его сочинениями были «Греческая история» и «История Филиппа Македонского». с.6 От первого сочинения сохранилось 20 фрагментов, от второго — 2507. Специальный раздел своих Φιλλιππικαί ἰστορίαι (X книга) он посвятил афинским демагогам Фемистоклу, Кимону и др.8
В отличие от Эфора Феопомп крайне недоброжелательно относится к афинской демократии. Его симпатии на стороне аристократии и Спарты. Именно поэтому он дает резко отрицательную характеристику Фемистоклу910. Феопомп также был одним из источников Диодора Сицилийского, Плутарха, Корнелия Непота, который, правда, называл его вместе с Тимеем «двумя очень злоречивыми писателями» (Nep., Alcib. 11).
Эфор и Феопомп принадлежали к риторическому направлению в греческой историографии. Стремление к отысканию истины, столь характерное для Фукидида, в их сочинениях уступает свое место риторике, что проявляется не только в способе выражения мыслей (построение красивых и эффектных фраз), но и в характере самого повествования. Так, например, постоянно высказываются одобрительные или неодобрительные мнения автора по поводу рассказываемых событий или политических деятелей; вставляются нравоучительные рассуждения, иллюстрируемые подходящими анекдотами, предпочтительно пикантного характера, а также возвышенные речи, полные романтического восхищения деяниями и доблестями предков и патетического порицания пороков и недостатков современного поколения. Влияние этого направления мы прослеживаем также у тех авторов, для которых сочинения Эфора и Феопомпа служили источником. В частности это прежде всего относится, как мы увидим ниже, к Диодору Сицилийскому.
В «Афинской политии» Аристотеля интересующие нас события описаны крайне бегло (Arist., Ath., Pol. 23, 3; 24, 1; 25, 3—
с.7 Итак, для характеристики событий 479—
Диодор Сицилийский посвящает этим событиям 15 глав XI книги (XI. 39—
Не случайно поэтому, когда речь заходит о Диодоре Сицилийском, прежде всего возникает необходимость выявить те источники, которыми он пользовался. Впервые эта проблема была поставлена в статье
Со времени опубликования работы
Однако вскоре была отмечена ошибочность этой точки зрения. Новые исследования показали, что состав труда Диодора намного сложнее, чем думал
Если даже Эфор не являлся единственным, то, несомненно, он был одним из главных источников Диодора при изложении им греческой истории до середины IV в.16
Несмотря на то, что сочинение Диодора не отличается оригинальностью и чаще всего отражает взгляды тех авторов, трудами которых он пользовался, тем не менее его «Историческая библиотека» представляет собой обширный и богатый содержанием источник, без которого при изучении многих периодов греческой истории практически невозможно обойтись. Являясь в некоторой степени заменой утраченных больших и ценных исторических сочинений, Диодор иногда оказывается единственным автором, сообщающим нужные нам сведения. В других же случаях он вносит важные дополнения к тем событиям, которые получили, к сожалению, лишь краткое освещение у более ранних авторов. Так, например, события пентеконтаэтии (480—
Учитывая такое значение труда Диодора, мы считаем целесообразным предложить читателю наш перевод и историко-критический комментарий тех глав XI книги «Исторической библиотеки», в которых нашли отражение события первой декады знаменитого пятидесятилетия.
Труд Диодора переводился на русский язык лишь однажды. Однако этот перевод, выполненный братьями Алексеевыми в 1774 г., совершенно устарел. Указанные главы Диодора не переводились также и для хрестоматий. В западноевропейской литературе до сих пор отсутствует комментированное издание Диодора. Историко-критический комментарий к XI—
Перевод указанных глав XI книги «Исторической библиотеки» Диодора выполнен нами с греческого текста, изданного Фр. Фогелем и
ПРИМЕЧАНИЯ