И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава I. Период царей

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.30 15

§ 2. Древ­ней­ший обще­ст­вен­ный строй. Gen­tes, cu­riae. — Пат­ри­ции, кли­ен­ты, пле­беи


Пол­но­прав­ные граж­дане, пат­ри­ции, и их орга­ни­за­ция: gen­tes, fa­mi­liae, cu­riae

Древ­ней­ший исто­ри­че­ски извест­ный обще­ст­вен­ный строй у всех арий­цев поко­ит­ся на родо­вом прин­ци­пе. В сво­ем тео­ре­ти­че­ски чистом виде родо­вой прин­цип заклю­ча­ет­ся в том, что род, т. е. есте­ствен­но раз­рос­ший­ся союз семейств, про­ис­шед­ших в более или менее отда­лен­ном про­шлом от одно­го обще­го родо­на­чаль­ни­ка, явля­ет­ся ни от какой вла­сти не зави­ся­щим, само­до­вле­ю­щим и само­управ­ля­ю­щим­ся (суве­рен­ным) целым. В про­цес­се исто­ри­че­ской эво­лю­ции, одна­ко, уже очень рано воз­ни­ка­ет и орга­ни­за­ция над­ро­до­вая. Путем ли доб­ро­воль­но­го соеди­не­ния несколь­ких родов для луч­шей защи­ты или путем под­чи­не­ния одних родов дру­ги­ми, — во вся­ком слу­чае, роды ока­зы­ва­ют­ся вклю­чен­ны­ми в неко­то­рый более обшир­ный союз, сто­я­щий над ними. Так воз­ни­ка­ет при­ми­тив­ное государ­ство, сна­ча­ла еще очень непроч­ное и сла­бое, но потом все более и более креп­ну­щее и уси­ли­ваю­ще­е­ся. По мере же того, как государ­ст­вен­ная орга­ни­за­ция крепнет и рас­ши­ря­ет­ся, зна­че­ние родов и родо­вой свя­зи мало-пома­лу ослаб­ля­ет­ся и сво­дит­ся к едва замет­ным пере­жи­ва­ни­ям.

Что каса­ет­ся Рима, то уже в древ­ней­шую эпо­ху его исто­рии мы не нахо­дим в нем чисто­го родо­во­го строя, т. е. строя, в кото­ром с.31 роды были бы суве­рен­ны, неза­ви­си­мы от какой бы то ни было выс­шей орга­ни­за­ции. Уже на поро­ге сво­ей 16 исто­рии Рим явля­ет­ся общи­ной — ci­vi­tas — и даже, как мы виде­ли, слож­ной общи­ной. Тем не менее следы недав­не­го родо­во­го строя еще очень мно­го­чис­лен­ны.

— gen­tes

Менее все­го этих сле­дов в обла­сти поли­ти­че­ских отно­ше­ний. Прав­да, рим­ская тра­ди­ция повест­ву­ет, что все рим­ское обще­ство того вре­ме­ни дели­лось на 3 три­бы, 30 курий и 300 родов (gen­tes). Это мате­ма­ти­че­ски пра­виль­ное деле­ние в свя­зи с изве­сти­ем, что чис­ло сена­то­ров рав­ня­лось так­же 300, мог­ло наве­сти на мысль, что род (gens) пред­став­ля­ет в этой систе­ме уже союз не есте­ствен­но сло­жив­ший­ся, а искус­ст­вен­ный и поли­ти­че­ский (тако­ва мысль Нибу­ра). Эта мысль, одна­ко, в насто­я­щее вре­мя отвер­га­ет­ся: род как тако­вой в поли­ти­че­ской жиз­ни ника­кой роли не игра­ет. Един­ст­вен­ное, что мож­но с боль­шею или мень­шею сте­пе­нью веро­ят­но­сти выве­сти из при­веден­но­го пре­да­ния, это то, что древ­ней­ший сенат пред­став­лял из себя совет родо­вых ста­рей­шин, что в состав его вхо­ди­ли сами собой пред­ста­ви­те­ли всех корен­ных родов Рима.

Напро­тив, в дру­гих отно­ше­ни­ях зна­че­ние рода еще вели­ко1. Так, преж­де все­го, род сохра­ня­ет все свое зна­че­ние как союз рели­ги­оз­ный: чле­ны рода — gen­ti­les — свя­за­ны един­ст­вом рели­ги­оз­но­го куль­та (sac­ra gen­ti­li­cia). В свя­зи с этим нахо­дит­ся мораль­ный кон­троль рода над сво­и­ми сочле­на­ми: род блюдет за чистотой нра­вов, может изда­вать отно­ся­щи­е­ся сюда поста­нов­ле­ния (dec­re­ta gen­ti­li­cia), нала­гать на про­ви­нив­ших­ся сочле­нов те или дру­гие нака­за­ния вплоть до пол­но­го отлу­че­ния и т. д.

В обла­сти граж­дан­ских, иму­ще­ст­вен­ных отно­ше­ний в более древ­нее вре­мя, по-види­мо­му, суще­ст­во­ва­ла родо­вая общ­ность иму­ществ, по край­ней мере, недви­жи­мых, общ­ность земле­вла­де­ния2. В исто­ри­че­скую эпо­ху, одна­ко, этой общ­но­сти в чистом виде мы уже не нахо­дим. Она уже раз­ло­жи­лась на соб­ст­вен­ность семей­ную (соб­ст­вен­ность отдель­ных семейств), оста­вив лишь следы сво­его преж­не­го суще­ст­во­ва­ния в пра­ве родо­во­го насле­до­ва­ния и пра­ве родо­вой опе­ки. По зако­нам XII таб­лиц, если умер­ший не с.32 оста­вил род­ст­вен­ни­ков, инди­виду­аль­ное род­ство кото­рых мож­но дока­зать, — т. н. агна­тов, — то наслед­ство и опе­ка пере­хо­дят в род, к gen­ti­les, т. е. к лицам, при­над­ле­жа­щим к одно­му роду с покой­ным и нося­щим общее с ним no­men gen­ti­li­cium3.

— fa­mi­liae

Таким обра­зом, воз­ник­нув­шее государ­ство, охва­тив отдель­ные, дото­ле неза­ви­си­мые роды сво­ей выс­шей орга­ни­за­ци­ей, ослаб­ля­ет зна­че­ние родо­вых свя­зей, раз­ла­га­ет роды на состав­ля­ю­щие их эле­мен­ты. Таки­ми эле­мен­та­ми явля­ют­ся семьи — fa­mi­liae. Этот эле­мент еще кре­пок пред лицом государ­ства. Древ­не­рим­ская fa­mi­lia дале­ко не то, что наша нынеш­няя 17 семья. В нашей совре­мен­ной семье каж­дый отдель­ный ее член пред­став­ля­ет в гла­зах государ­ства и пра­ва отдель­ную само­сто­я­тель­ную лич­ность; каж­дый может иметь само­сто­я­тель­ное иму­ще­ство, искать и отве­чать на суде и т. д. Рим­ская семья этой эпо­хи, напро­тив, пред­став­ля­ет из себя замкну­тый, тес­но спло­чен­ный круг лиц и иму­ществ, нечто для государ­ства почти непро­ни­цае­мое. Отдель­ных инди­видов государ­ство еще не зна­ет; во внут­рен­ние отно­ше­ния семьи оно не вме­ши­ва­ет­ся; оно име­ет дело толь­ко с гла­вою семьи, pa­ter­fa­mi­lias, кото­рый закры­ва­ет собою всю семью для внеш­не­го граж­дан­ско­го мира. Он отве­ча­ет за нее, но зато поль­зу­ет­ся все­ми пра­ва­ми внут­ри нее; de jure он здесь неогра­ни­чен­ный вла­ды­ка. «С точ­ки зре­ния наших совре­мен­ных пред­став­ле­ний, рим­ская семья явля­ла собой малень­кую монар­хию — с тем толь­ко отли­чи­ем, что мог­ла не иметь терри­то­рии, а была чисто лич­ным сою­зом»4. В состав это­го замкну­то­го семей­но­го кру­га, этой малень­кой монар­хии, вхо­дит жена домо­вла­ды­ки (кото­рая юриди­че­ски нахо­дит­ся на поло­же­нии доче­ри — fi­liae lo­co), его дети, вну­ки и т. д. (хотя бы и совер­шен­но­лет­ние), рабы и все недви­жи­мое и дви­жи­мое иму­ще­ство5. Fa­mi­lia, таким обра­зом, есть все, что нахо­дит­ся под вла­стью pa­ter­fa­mi­lias, вся сфе­ра его част­но­го обла­да­ния и гос­под­ства. Здесь, внут­ри этой сфе­ры, pa­ter­fa­mi­lias вла­ды­че­ст­ву­ет над всем без­раз­лич­но: име­ет над всем и все­ми пра­во жиз­ни и смер­ти, пра­во про­да­жи и т. д. Чле­ны семьи не име­ют юриди­че­ских сно­ше­ний с внеш­ним миром, они не могут от себя всту­пать в дого­во­ры, высту­пать сто­ро­ною в про­цес­се и т. д.; во с.33 всем они явля­ют­ся толь­ко оруди­ем домо­вла­ды­ки. Толь­ко в поли­ти­че­ском отно­ше­нии взрос­лые чле­ны семьи, спо­соб­ные носить ору­жие, явля­ют­ся само­сто­я­тель­ны­ми: они участ­ву­ют в народ­ном собра­нии наравне со сво­и­ми домо­вла­ды­ка­ми и, сле­до­ва­тель­но, обла­да­ют все­ми извест­ны­ми тогда пра­ва­ми граж­да­ни­на.

— cu­riae

Кро­ме рас­смот­рен­ных триб и родов, в древ­ней­шей орга­ни­за­ции рим­ско­го обще­ства извест­ную роль игра­ют курии (cu­riae): соглас­но пре­да­нию, они явля­ют­ся неко­то­рым посред­ст­ву­ю­щим зве­ном меж­ду три­ба­ми и рода­ми: в каж­дой три­бе 10 курий (все­го, таким обра­зом, 30), в каж­дой курии 10 родов. Но что такое курия и како­во ее про­ис­хож­де­ние, вопрос так­же чрез­вы­чай­но спор­ный. Одни (напр., Кюк) усмат­ри­ва­ют в кури­ях сою­зы pri­ma fa­cie рели­ги­оз­ные — нечто вро­де при­хо­дов; дру­гие (напр., де Санк­тис) — сою­зы семейств для луч­шей защи­ты, напо­до­бие гре­че­ских фра­трий, и т. д.

По-види­мо­му, деле­ние на курии не явля­ет­ся учреж­де­ни­ем исклю­чи­тель­но рим­ским; оно встре­ча­ет­ся у дру­гих латин­ских пле­мен, хотя зна­че­ние курий у этих послед­них не может быть выяс­не­но. Что же каса­ет­ся Рима, то обра­ща­ет на себя 18 вни­ма­ние то обсто­я­тель­ство, что в то вре­мя как три­бы и роды в поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции Рима ника­кой роли не игра­ют, курии явля­ют­ся един­ст­вен­ным деле­ни­ем, име­ю­щим поли­ти­че­ское зна­че­ние: древ­ней­шие народ­ные собра­ния орга­ни­зо­ва­ны и воти­ру­ют по кури­ям (co­mi­tia cu­ria­ta6). Это наво­дит на мысль, что курия была деле­ни­ем, создан­ным искус­ст­вен­но имен­но для этой поли­ти­че­ской роли. Одна­ко, если мы при­мем во вни­ма­ние, что у древ­них наро­дов обык­но­вен­но народ­ное собра­ние есть не что иное, как все народ­ное опол­че­ние, постро­ен­ное в бое­вом поряд­ке по отрядам («Volk in Waf­fen»7 — R. von Mayr), то более прав­до­по­доб­ным явит­ся пред­по­ло­же­ние, что и рим­ская курия была по основ­но­му сво­е­му зна­че­нию преж­де все­го древ­ней­шей бое­вой еди­ни­цей рим­лян.

В силу сов­па­де­ния вой­ска и народ­но­го собра­ния, курия в то же вре­мя игра­ет роль еди­ни­цы поли­ти­че­ской; а в силу того, что общие инте­ре­сы мог­ли вызы­вать и необ­хо­ди­мость общих жерт­во­при­но­ше­ний, курия при­об­ре­ла харак­тер и еди­ни­цы сакраль­ной. Одна­ко, нахо­ди­лось ли общее чис­ло курий (30) в том циф­ро­вом соот­но­ше­нии к три­бам и родам, о каком нам повест­ву­ет пре­да­ние, — это долж­но быть при­зна­но сомни­тель­ным. Веро­ят­нее, что оно с.34 пред­став­ля­ет собою позд­ней­шее измыш­ле­ние, попыт­ку соеди­нить в одном объ­яс­не­нии чис­ла 3 (три­бы), 30 (курий) и 300 (древ­ней­шее исто­ри­че­ски извест­ное чис­ло сена­то­ров, кото­рые в древ­но­сти мыс­ли­лись как пред­ста­ви­те­ли родов).

Fa­mi­liae, gen­tes, cu­riae явля­ют­ся, таким обра­зом, основ­ны­ми, кра­е­уголь­ны­ми кам­ня­ми рим­ско­го обще­ст­вен­но­го строя древ­ней­ше­го пери­о­да. Весь граж­дан­ский и поли­ти­че­ский меха­низм рас­счи­тан толь­ко на граж­дан, вхо­дя­щих в состав того или дру­го­го из родов и зачис­лен­ных в ту или дру­гую курию. Вне при­над­леж­но­сти к одно­му из родов нель­зя было быть граж­да­ни­ном пол­но­прав­ным. Поэто­му-то такие пол­но­прав­ные граж­дане назы­ва­ют­ся пат­ри­ци­я­ми, т. е. теми, qui pat­rem cie­re pos­sunt, кто может ука­зать сво­его отца, свой род. Сле­до­ва­тель­но, пат­ри­ции, по пер­во­на­чаль­ной идее сво­ей, отнюдь не явля­ют­ся клас­сом бога­чей или ари­сто­кра­тов; это имя обо­зна­ча­ет толь­ко корен­ных и пото­му пол­но­прав­ных оби­та­те­лей Рима.

Непол­но­прав­ные граж­дане — кли­ен­ты и пле­беи: их юриди­че­ское поло­же­ние

Рядом с эти­ми пол­но­прав­ны­ми граж­да­на­ми мы нахо­дим, одна­ко, и оби­та­те­лей непол­но­прав­ных. Тако­вы кли­ен­ты и пле­беи, юриди­че­ское поло­же­ние кото­рых раз­лич­но.

Кли­ент нахо­дит­ся в лич­ной зави­си­мо­сти от како­го-нибудь патро­на из пат­ри­ци­ев. Он вхо­дит в состав семьи послед­не­го, обя­зан сле­до­вать за ним на вой­ну, ока­зы­вать ему мате­ри­аль­ную под­держ­ку и нема­те­ри­аль­ный пие­тет. С дру­гой сто­ро­ны, патрон обя­зан защи­щать кли­ен­та перед третьи­ми лица­ми, ибо кли­ент граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти не име­ет: он может при­об­ре­тать иму­ще­ства, всту­пать в дого­во­ры и т. д., но осу­ществлять свои пра­ва судеб­ным поряд­ком он не 19 может. Юриди­че­скую защи­ту он полу­ча­ет толь­ко через посред­ство патро­на.

Совер­шен­но иным пред­став­ля­ет­ся поло­же­ние пле­бея. Пле­бей, не при­над­ле­жа ни к одно­му из пат­ри­ци­ан­ских семейств, явля­ет­ся, тем не менее, юриди­че­ски само­сто­я­тель­ным, хотя и непол­но­прав­ным. Он при­зна­ет­ся само­сто­я­тель­ным чле­ном граж­дан­ско­го обще­ства, и в обла­сти граж­дан­ских прав (по иму­ще­ству) он равен пат­ри­цию (име­ет т. н. jus com­mer­cii); толь­ко бра­ки меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми при­зна­ют­ся неза­кон­ны­ми (пле­беи не име­ют т. н. jus con­nu­bii). Частые жало­бы пле­бе­ев на то, что дол­го­вые обя­за­тель­ства пат­ри­ци­ям гне­тут их, пока­зы­ва­ют, что меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми мог­ли суще­ст­во­вать юриди­че­ские отно­ше­ния и что пле­беи мог­ли само­сто­я­тель­но, в сво­ем лице, искать и отве­чать на суде. Это послед­нее раз­ли­чие в осо­бен­но­сти суще­ст­вен­но.

с.35 Явля­ясь в обла­сти част­ных граж­дан­ских отно­ше­ний пра­во­спо­соб­ны­ми, пле­беи не име­ют ника­ких прав в обла­сти отно­ше­ний поли­ти­че­ских. Нахо­дясь вне пат­ри­ци­ан­ской родо­вой орга­ни­за­ции (пле­беи «gen­tes non ha­bent»8), они не участ­ву­ют в народ­ных собра­ни­ях и пото­му оста­ют­ся чуж­ды­ми поли­ти­че­ской жиз­ни общи­ны.

— вопрос об их про­ис­хож­де­нии

Тако­во юриди­че­ское поло­же­ние кли­ен­тов и пле­бе­ев. Спра­ши­ва­ет­ся теперь, како­во же их исто­ри­че­ское про­ис­хож­де­ние?

Вопрос этот чрез­вы­чай­но спо­рен9. Есть груп­па уче­ных, кото­рые отож­дествля­ют оба эти эле­мен­та. Так, по мне­нию Момм­зе­на, пле­беи — это те же кли­ен­ты, толь­ко мало-пома­лу «вырос­шие из сво­их оков», т. е. утра­тив­шие лич­ную зави­си­мость от патро­на. По мне­нию В. Ине, пле­беи-кли­ен­ты пред­став­ля­ют поко­рен­ное насе­ле­ние, сидя­щее на зем­ле и пла­тя­щее пат­ри­ци­ям земель­ный оброк. С уче­ни­ем Ине сход­но уче­ние Ней­ма­на, кото­рый видит в пле­бе­ях-кли­ен­тах кре­пост­ное кре­стьян­ство. Но все эти уче­ния, в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни отож­дествля­ю­щие пле­бе­ев и кли­ен­тов, нахо­дят себе непре­одо­ли­мое пре­пят­ст­вие в отме­чен­ном выше корен­ном раз­ли­чии меж­ду кли­ен­та­ми и пле­бе­я­ми с точ­ки зре­ния их юриди­че­ско­го поло­же­ния: одни и те же лица не могут одно­вре­мен­но быть бес­прав­ны­ми (как кли­ен­ты) и обла­дать граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­стью (как пле­беи).

Дру­гие уче­ные, раз­ли­чая оба эти эле­мен­та, пыта­ют­ся най­ти и раз­лич­ный исто­ри­че­ский источ­ник каж­до­го. Наи­бо­лее согла­сия мы нахо­дим при этом в вопро­се о про­ис­хож­де­нии кли­ен­тов: их почти все счи­та­ют за чуже­пле­мен­ни­ков, или насиль­но пере­се­лен­ных (после поко­ре­ния) или доб­ро­воль­но пере­се­лив­ших­ся в Рим. Зато вопрос о про­ис­хож­де­нии пле­бе­ев вызы­ва­ет чрез­вы­чай­ные раз­но­гла­сия. Так, по мне­нию неко­то­рых (Эд. Мей­ер, Г. де Санк­тис и др10.), при­чи­на обра­зо­ва­ния пле­бей­ства 20 лежит в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ских: пле­беи — это более бед­ное и пото­му эко­но­ми­че­ски зави­си­мое насе­ле­ние. Из пер­во­на­чаль­но без­раз­лич­ной мас­сы насе­ле­ния мало-пома­лу выде­ля­ет­ся класс бога­чей, кото­рый захва­ты­ва­ет в свои руки руко­вод­ство поли­ти­че­ской жиз­нью стра­ны и замы­ка­ет­ся в касту пат­ри­ци­ев. Тогда все, что не вошло в эту касту, ста­ло назы­вать­ся общим име­нем plebs. Но эта «эко­но­ми­че­ская» тео­рия пред­по­ла­га­ет с.36 уже в столь ран­нее вре­мя такую диф­фе­рен­ци­а­цию клас­сов, кото­рой мы в дей­ст­ви­тель­но­сти не нахо­дим. Она при­вно­сит, далее, в поня­тие пат­ри­ци­а­та идею ари­сто­кра­тиз­ма и богат­ства, чего в дей­ст­ви­тель­но­сти, как мы виде­ли, в нем нет11.

Целый ряд дру­гих уче­ных выво­дит пле­бе­ев из поко­рен­но­го насе­ле­ния; но кто это поко­рен­ное насе­ле­ние, на этот вопрос отве­ча­ют раз­лич­но. Одни (т. н. «архео­ло­ги­че­ская шко­ла» — италь­ян­цы Бони, Г. Обер­ци­нер12) дума­ют, что пле­беи это поко­рен­ные лати­ня­на­ми або­ри­ге­ны стра­ны. Дру­гие (т. н. «этрус­ская шко­ла» — Н. И. Куно, Холь­цап­фель и др.13), счи­тая пат­ри­ци­ев потом­ка­ми поко­ри­те­лей — этрус­ков, отво­дят поко­рен­ным лати­ня­нам роль пле­бе­ев. Третьи (Н. М. Цёл­лер, Бин­дер14) дума­ют, что пат­ри­ции — это потом­ки поко­ри­те­лей саби­нян, а пле­беи — потом­ки поко­рен­ных лати­нян. Но все эти послед­ние тео­рии исхо­дят из таких пред­по­ло­же­ний (поко­ре­ние лати­нян этрус­ка­ми или саби­ня­на­ми, налич­ность або­ри­ге­нов), кото­рые сами по себе, как исто­ри­че­ские собы­тия, оста­ют­ся дале­ко не дока­зан­ны­ми.

Ввиду это­го наи­бо­лее пра­виль­ным долж­но быть при­зна­но сле­дую­щее объ­яс­не­ние, кото­рое в общих чер­тах может быть назва­но и гос­под­ст­ву­ю­щим. Оно в осно­ве дано было уже Нибу­ром и разде­ля­ет­ся таки­ми уче­ны­ми, как Бек­кер, Швег­лер, Лан­ге, Мадвиг, Гер­цог и т. д.

Инсти­тут кли­ен­те­ла встре­ча­ет­ся у мно­гих наро­дов, и везде он обя­зан сво­им про­ис­хож­де­ни­ем тому обще­му древ­не­му воз­зре­нию, в силу кото­ро­го суд и пра­во каж­до­го наро­да суще­ст­ву­ют толь­ко для защи­ты чле­нов дан­но­го обще­ства; ино­стра­нец прин­ци­пи­аль­но счи­та­ет­ся вра­гом, и пото­му суще­ст­вом бес­прав­ным. Вслед­ст­вие это­го для того, чтобы обес­пе­чить себе какую-нибудь охра­ну внут­ри чужо­го пле­ме­ни, ино­стра­нец дол­жен запа­стись покро­ви­тель­ст­вом како­го-нибудь тузем­ца; тогда лич­ность и имя послед­не­го защи­ща­ет чуже­пле­мен­ни­ка. Такое же общее воз­зре­ние на чуже­пле­мен­ни­ков мы нахо­дим и в древ­нем Риме: вся­кий чуже­стра­нец рас­смат­ри­ва­ет­ся, как hos­tis. Если кому-нибудь из этих hos­tes ока­зы­ва­ет­ся необ­хо­ди­мым при­быть в Рим, а тем более посе­лить­ся здесь на с.37 про­дол­жи­тель­ное житель­ство (напр., бег­ле­цы), то ему ниче­го дру­го­го не оста­ет­ся, как при­бег­нуть к госте­при­им­ству и покро­ви­тель­ству кого-нибудь из корен­ных и пол­но­прав­ных рим­лян (hos­pi­tium pri­va­tum15). Этим объ­яс­ня­ет­ся и ука­зан­ная лич­ная зави­си­мость кли­ен­та от патро­на, и при­над­леж­ность его к семье послед­не­го, и осо­бый харак­тер отно­ше­ний меж­ду ними. Как совер­шен­но 21 спра­вед­ли­во отме­ча­ет Пре­мер­штейн16, вступ­ле­ние в кли­ен­ты пред­став­ля­ло собой акт част­ной de­di­tio in fi­dem17. Вслед­ст­вие это­го нару­ше­ние патро­ном сво­их обя­зан­но­стей к кли­ен­ту навле­ка­ет на него не свет­ское, а рели­ги­оз­ное нака­за­ние: «pat­ro­nus si clien­ti frau­dem fe­ce­rit sa­cer es­to»1819, гово­рят зако­ны XII таб­лиц. Этим же объ­яс­ня­ет­ся и отсут­ст­вие у кли­ен­та граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти: он, как чуже­стра­нец, не имел ее и рань­ше20.

Про­ис­хож­де­ние пле­бе­ев так­же вер­нее все­го может быть отга­да­но на осно­ва­нии их юриди­че­ско­го поло­же­ния. Это были тоже пере­се­лен­цы в Рим, но, оче­вид­но, из таких общин и пле­мен, кото­рые поль­зо­ва­лись граж­дан­ско-пра­во­вой вза­им­но­стью. А тако­вы­ми, как мы зна­ем, явля­лись общи­ны Латин­ско­го Сою­за. Лати­ны не счи­та­лись за hos­tes; они и в Риме мог­ли при­об­ре­тать иму­ще­ство, заклю­чать с граж­да­на­ми сдел­ки и высту­пать от сво­его име­ни на суде, — име­ли пол­ное jus com­mer­cii. Поэто­му лати­ня­нин, пере­се­ля­ясь в Рим, не имел нуж­ды в hos­pi­tium; но, конеч­но, не при­над­ле­жа ни к одно­му из родов, вхо­дя­щих в состав курий и триб, он не имел ника­ких поли­ти­че­ских прав, — сло­вом, сра­зу ста­но­вил­ся в то поло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся харак­тер­ным для пле­бе­ев. С ростом Рима коли­че­ство таких пере­се­лен­цев (ино­гда и недоб­ро­воль­ных) воз­рас­та­ло; они оста­ва­лись жить в Риме из поко­ле­ния в поко­ле­ние, и, таким обра­зом, рядом с сло­ем корен­ных Рим­лян и срав­ни­тель­но немно­го­чис­лен­ным клас­сом кли­ен­тов посте­пен­но нарас­тал слой ново­го насе­ле­ния, кото­рый и стал назы­вать­ся плеб­сом.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср.: Bloch G. La ré­pub­li­que ro­mai­ne. 1913. P. 8—16.
  • 2Ср.: Küb­ler B. v. «Gens» в Pau­ly-Wis­sowa, «Rea­len­cyc­lo­pä­die der clas­si­schen Al­ter­tumswis­sen­schaft»: «Dem­nach bil­de­te die Gens eine Marktge­nos­sen­schaft; im vi­cus oder pa­gus wohnten die Ge­schlechtsge­nos­sen bei­sam­men». — «Итак, род состав­лял некую хозяй­ст­вен­ную общ­ность; на хуто­ре или в деревне жили вме­сте люди, объ­еди­нен­ные кров­ным род­ст­вом». (Пер. ред.)
  • 3No­men gen­ti­li­cium — «родо­вое имя», то есть имя, кото­рое носит дан­ный род. (Прим. ред.)
  • 4Jel­li­nek. Das Recht des mo­der­nen Staa­tes. I. 1900. S. 285.
  • 5Еще зако­ны XII таб­лиц, опре­де­ляя судь­бу наслед­ства, гово­рят: «ag­na­tus pro­xi­mus fa­mi­liam ha­be­to» — «пусть бли­жай­ший агнат возь­мет fa­mi­lia» (пер. ред.), — оче­вид­но, разу­мея fa­mi­lia как иму­ще­ство.
  • 6Co­mi­tium — «собра­ние, сход­ка», отсюда «co­mi­tia cu­ria­ta» — собра­ние по кури­ям. (Прим. ред.)
  • 7Volk im Waf­fen (нем.) — «народ в воору­жен­ном строю». (Прим. ред.)
  • 8Gen­tes non ha­bent — «не име­ют родов», то есть родо­вой орга­ни­за­ции. (Прим. ред.)
  • 9Ср. новей­ший труд по это­му вопро­су: Bin­der J. Die Plebs. 1909.
  • 10Ср. так­же: Mayr R. v. Rö­mi­sche Rechtsge­schich­te. (Sammlung Cö­schen). 1912. I. Buch. 1. Hälfte. S. 36 и сл.
  • 11Ср.: Küb­ler B. v. «Gens» (Pau­ly-Wis­sowa, «Rea­len­cyc­lo­pä­die der clas­si­schen Al­ter­tumswis­sen­schaft»).
  • 12Ober­zi­ner G. L’ori­gi­ne del­la ple­be Ro­ma­na. Leip­zig — Ge­no­va, 1901; Pat­ri­zia­to e ple­be nel­lo svol­gi­men­te del­le ori­gi­ne Ro­ma­ne. Mi­la­no. 1912. (Прим. ред.)
  • 13Cu­no J. G. Vor­ge­schich­te Roms. B. I. 1878; II. 1888. (Прим. ред.)
  • 14Zoel­ler M. La­tium und Rom. 1878; Bin­der J. Die Plebs. 1909. (Прим. ред.)
  • 15Hos­pi­tium pri­va­tum — «част­ное госте­при­им­ство». (Пер. ред.)
  • 16Von «Clien­tes» в Pau­ly-Wis­sowa, «Rea­len­cyc­lo­pä­die…».
  • 17De­di­tio in fi­dem — «сда­ча на дове­рие», то есть под покро­ви­тель­ство. (Прим. ред.)
  • 18Pat­ro­nus si clien­ti frau­dem fe­ce­rit sa­cer es­to — «если патрон обманет кли­ен­та, да будет [при­знан] свя­тотат­цем». (Пер. ред.)
  • 19Поло­же­ние свя­тотат­ца при­во­ди­ло чело­ве­ка к поте­ре пра­во­вой и рели­ги­оз­ной охра­ны и дела­ло его без­за­щит­ным про­тив пося­га­тельств на его иму­ще­ство и жизнь.
  • 20В рядах кли­ен­тов нахо­дят­ся в древ­ней­шее вре­мя и рабы, кото­рым гос­по­дин пре­до­став­лял сво­бо­ду; отпу­ще­ние раба на волю (ma­nu­mis­sio) вна­ча­ле ста­ви­ло это­го послед­не­го толь­ко под покро­ви­тель­ство той же fi­des (Pre­merstein. loc. cit.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230003 1524230004 1524230005