И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.78 54

Гла­ва II
ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

§ 10. Терри­то­рия


Пери­од рес­пуб­ли­ки во мно­гих отно­ше­ни­ях — цен­траль­ный пери­од рим­ской исто­рии. На про­тя­же­нии это­го пери­о­да Рим из малень­кой латин­ской общи­ны с чрез­вы­чай­но про­стым устрой­ст­вом пре­вра­ща­ет­ся в огром­ное государ­ст­вен­ное тело с обшир­ной терри­то­ри­ей, с очень слож­ной орга­ни­за­ци­ей и очень слож­ною жиз­нью; при­ми­тив­ное нату­раль­ное хозяй­ство под вли­я­ни­ем ожив­лен­но­го меж­ду­на­род­но­го обо­рота заме­ня­ет­ся интен­сив­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, при­во­дя­щи­ми в кон­це кон­цов к колос­саль­ным богат­ствам — с одной сто­ро­ны, и к вопи­ю­щей нище­те — с дру­гой, и т. д. Во всех обла­стях народ­ной жиз­ни про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние, услож­не­ние.

Рас­смот­рим преж­де все­го внеш­нее рас­ши­ре­ние Рима — рост его терри­то­рии.

Раз­ру­ше­ние Латин­ско­го сою­за (foe­dus Cas­sia­num 493 г. и неудав­ше­е­ся вос­ста­ние лати­нян 340—338 г.)

Как было отме­че­но выше, к нача­лу рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да Рим при­об­рел уже реши­тель­ную геге­мо­нию в Латин­ском сою­зе. Но эта геге­мо­ния, оче­вид­но, тяже­ло ложи­лась на союз­ни­ков; по край­ней мере, тот­час же за изгна­ни­ем царей (510 г. до Р. Х.) рим­ское с.79 пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет нам о круп­ном вос­ста­нии латин­ских пле­мен. Вос­ста­ние это окан­чи­ва­ет­ся победой Рима и миром, заклю­чен­ным Спу­ри­ем Кас­си­ем и пото­му нося­щим назва­ние foe­dus Cas­sia­num (493 г.). Этот мир, в сущ­но­сти, не уни­что­жа­ет Латин­ско­го сою­за, но дого­ва­ри­ваю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми в нем явля­ют­ся уже, с одной сто­ро­ны — Рим, а с дру­гой сто­ро­ны — все осталь­ные латин­ские общи­ны; сле­до­ва­тель­но, Рим как бы обосо­бил себя от сою­за, занял по отно­ше­нию к нему поло­же­ние рав­но­го меж­ду­на­род­но­го тела1. 55 Отдель­ные латин­ские ci­vi­ta­tes не поте­ря­ли сво­ей само­сто­я­тель­но­сти, по край­ней мере, в прин­ци­пе; они сохра­ни­ли свое управ­ле­ние и свое зако­но­да­тель­ство. Граж­дане этих общин так­же про­дол­жа­ли иметь пол­ное jus com­mer­cii, т. е. пол­ную граж­дан­скую пра­во­спо­соб­ность для иму­ще­ст­вен­но­го обо­рота с рим­ля­на­ми. Един­ст­вен­ное огра­ни­че­ние тер­пе­ли эти общи­ны в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях: без воли Рима они не мог­ли всту­пать в согла­ше­ния с сосед­ни­ми государ­ства­ми; в слу­чае вой­ны Рима с кем-либо из соседей они долж­ны были под­дер­жи­вать его сво­и­ми вой­ска­ми. Так как рим­ляне почти бес­пре­рыв­но ведут вой­ны, то фак­ти­че­ски союз­ные вой­ска почти все вре­мя нахо­дят­ся в рас­по­ря­же­нии Рима. Прав­да, латин­ские общи­ны за это име­ли пра­во на извест­ные выго­ды, вро­де поло­вин­ной доли в воен­ной добы­че, но, разу­ме­ет­ся, глав­ные выго­ды все­гда при­хо­ди­лись на долю Рима. Эго­и­сти­че­ская поли­ти­ка Рима, слу­га­ми кото­рой поне­во­ле дела­лись союз­ни­ки, не мог­ла, конеч­но, не раз­дра­жать их. Это раз­дра­же­ние при­во­дит к отдель­ным вспыш­кам воз­му­ще­ния, повто­ряв­шим­ся от поры до поры, а затем и к обще­му вос­ста­нию союз­ни­ков (340—338 гг. до Р. Х.). Вос­ста­ние это опять было подав­ле­но (победой Ман­лия Торк­ва­та), после чего был заклю­чен новый мир, в резуль­та­те кото­ро­го ста­рый Латин­ский союз ока­зы­ва­ет­ся уже уни­что­жен­ным: отныне Рим име­ет уже дело толь­ко с отдель­ны­ми общи­на­ми, боль­шин­ство кото­рых ста­вит­ся в поло­же­ние ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae2.

Почти весь этот пери­од напол­нен бес­пре­рыв­ны­ми вой­на­ми рим­лян — сна­ча­ла с соседя­ми бли­жай­ши­ми, а потом и с более с.80 отда­лен­ны­ми, и в резуль­та­те этих войн рим­ляне мало-пома­лу рас­про­стра­ня­ют свое гос­под­ство дале­ко за пре­де­лы Лаци­у­ма.

Co­lo­niae

Часть заво­е­ван­ных при этом земель, в каче­стве ager pub­li­cus, непо­сред­ст­вен­но при­со­еди­ня­ет­ся к рим­ской терри­то­рии и затем или пре­до­став­ля­ет­ся на таких или иных пра­вах (об этом ниже) поль­зо­ва­нию граж­дан, или же употреб­ля­ет­ся для созда­ния орга­ни­зо­ван­ных коло­ний (co­lo­niae). Осно­ва­ние рим­ских коло­ний сре­ди поко­рен­но­го чужо­го насе­ле­ния было излюб­лен­ным и дей­ст­ви­тель­но очень целе­со­об­раз­ным при­е­мом укре­пить гос­под­ство Рима. Коло­ния полу­ча­ла внут­рен­нее само­управ­ле­ние; коло­ни­сты про­дол­жа­ли счи­тать­ся за ci­ves ro­ma­ni3, хотя в поли­ти­че­ской жиз­ни Рима есте­ствен­но пере­ста­ва­ли при­ни­мать уча­стие; впро­чем, в народ­ных собра­ни­ях по три­бам (co­mi­tia tri­bu­ta) для них по жре­бию отво­ди­лась одна из триб, в кото­рой они мог­ли голо­со­вать на слу­чай сво­его пре­бы­ва­ния в Риме. Неред­ко, одна­ко, осо­бен­но в кон­це рес­пуб­ли­ки, рим­ские маги­ст­ра­ты ока­зы­ва­лись вынуж­ден­ны­ми при­ни­мать меры к тому, чтобы коло­ни­сты не покида­ли мас­са­ми сво­их коло­ний и не скоп­ля­лись в Риме.

По отно­ше­нию к само­сто­я­тель­ным ита­лий­ским государ­ствам — общи­нам (ci­vi­ta­tes), с кото­ры­ми Рим стал­ки­ва­ет­ся в тече­ние это­го пери­о­да в про­цес­се посте­пен­но­го рас­ши­ре­ния сво­его 56 гос­под­ства, он дер­жит­ся раз­лич­ной поли­ти­ки. Сна­ча­ла бес­со­зна­тель­но, а потом и созна­тель­но руко­во­дясь прин­ци­пом «di­vi­de et im­pe­ra»4, прин­ци­пом разъ­еди­не­ния инте­ре­сов сво­их про­тив­ни­ков, Рим созда­ет чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие юриди­че­ских отно­ше­ний меж­ду собою и ита­лий­ски­ми ci­vi­ta­tes, отно­ше­ний, кото­рые при­том не оста­ют­ся непо­движ­ны­ми, а неред­ко на срав­ни­тель­но корот­ком про­тя­же­нии вре­ме­ни часто меня­ют­ся.

Фор­мы рим­ско­го гос­под­ства в Ита­лии:
инкор­по­ра­ция с пра­вом граж­дан­ства

При всем сво­ем меня­ю­щем­ся раз­но­об­ра­зии, одна­ко, фор­мы рим­ско­го гос­под­ства в Ита­лии могут быть сведе­ны к сле­дую­щим основ­ным.

1. Неко­то­рые из ci­vi­ta­tes вклю­ча­ют­ся в состав Рим­ско­го государ­ства со все­ми пра­ва­ми рим­ско­го граж­дан­ства; жите­ли их дела­ют­ся пол­ны­ми ci­ves Ro­ma­ni cum suffra­gio5. Это, оче­вид­но, самая почет­ная и самая при­ви­ле­ги­ро­ван­ная фор­ма, достаю­ща­я­ся на пер­вых порах в удел срав­ни­тель­но немно­гим. Такая инкор­по­ра­ция сопро­вож­да­лась непре­мен­но зане­се­ни­ем при­со­еди­ня­е­мой общи­ны в с.81 позе­мель­ные три­бы, при­чем в слу­чае зна­чи­тель­но­сти при­со­еди­ня­е­мой терри­то­рии из нее обра­зо­вы­ва­лась новая три­ба. Таким путем к 241 году до Р. Х. чис­ло триб вырос­ло до 35, но затем уже боль­ше не уве­ли­чи­ва­лось; зем­ли, при­со­еди­ня­е­мые вновь, зано­си­лись в ту или дру­гую из ста­рых триб.

инкор­по­ра­ция без пра­ва граж­дан­ства (mu­ni­ci­pia)

2. Жите­ли дру­гой груп­пы при­со­еди­ня­е­мых ci­vi­ta­tes ста­ви­лись в поло­же­ние ci­ves si­ne suffra­gio. Они полу­ча­ли пол­ную пра­во­спо­соб­ность в обла­сти граж­дан­ских отно­ше­ний (jus com­mer­cii, jus con­nu­bii), но не при­об­ре­та­ли рим­ских поли­ти­че­ских прав (jus suffra­gii и jus ho­no­rum). В то же вре­мя они нес­ли извест­ные повин­но­сти по отно­ше­нию к Риму (глав­ным обра­зом, воин­скую в сво­их осо­бых вой­сках); такие повин­но­сти назы­ва­ют­ся mu­ne­ra, поче­му общи­ны это­го рода обык­но­вен­но име­ну­ют­ся mu­ni­ci­pia. Обык­но­вен­но и внут­рен­няя авто­но­мия этих муни­ци­пий огра­ни­чи­ва­ет­ся: для управ­ле­ния ими посы­ла­ют­ся из Рима осо­бые маги­ст­ра­ты — prae­fec­ti jure di­cun­do.

ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae

3. Третью — и при­том до послед­не­го сто­ле­тия рес­пуб­ли­ки наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную — груп­пу состав­ля­ют общи­ны, кото­рые сохра­ня­ют свою поли­ти­че­скую само­сто­я­тель­ность и кото­рых отно­ше­ния к Риму опре­де­ля­ют­ся меж­ду­на­род­ным пра­вом, т. е. дого­во­ром их с Римом6. Такой дого­вор назы­ва­ет­ся вооб­ще foe­dus, а ci­vi­ta­tes этой груп­пы явля­ют­ся поэто­му ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae или li­be­rae7. Общи­ны это­го рода не вхо­дят в состав рим­ско­го государ­ства; юриди­че­ски они сами состав­ля­ют государ­ство со сво­им осо­бым граж­дан­ст­вом, сво­им управ­ле­ни­ем и т. д. Foe­dus созда­ет толь­ко меж­ду такой ci­vi­tas и Римом извест­ные отно­ше­ния бли­зо­сти, сою­за. Но эта связь с Римом может быть более тес­ной и менее тес­ной: ино­гда дого­вор огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ства меж­ду государ­ства­ми (ami­ci­tia, hos­pi­tium pub­li­cum), ино­гда же он нала­га­ет 57 на союз­ни­ков обя­за­тель­ства более опре­де­лен­ные. В этом послед­нем отно­ше­нии раз­ли­ча­ют foe­dus aequ­um и foe­dus ini­quum8. В пер­вом слу­чае Рим и ci­vi­tas foe­de­ra­ta прин­ци­пи­аль­но сто­ят рав­но: каж­дая сто­ро­на обя­зы­ва­ет­ся помо­гать дру­гой на слу­чай напа­де­ния вра­га (союз обо­ро­ни­тель­ный); но ci­vi­tas foe­de­ra­ta не лиша­ет­ся пра­ва вести свою соб­ст­вен­ную поли­ти­ку. Во вто­ром слу­чае, напро­тив, ci­vi­tas foe­de­ra­ta обя­зу­ет­ся все­гда помо­гать Риму, даже в его войне с.82 насту­па­тель­ной, и вооб­ще обя­зу­ет­ся сле­до­вать в меж­ду­на­род­ной поли­ти­ке за Римом («majes­ta­tem po­pu­li Ro­ma­ni co­mi­ter con­ser­van­to»9), отка­зы­ва­ясь от сво­ей соб­ст­вен­ной меж­ду­на­род­ной ини­ци­а­ти­вы. Чем далее, тем все более и более эта послед­няя фор­ма дела­ет­ся пре­об­ла­даю­щей. — Жите­ли этих общин, оста­ва­ясь для рим­лян чуже­стран­ца­ми, pe­re­gri­ni, бла­го­да­ря уста­но­вив­ше­му­ся дого­во­ру, пере­ста­ют быть hos­tes и суще­ства­ми бес­прав­ны­ми; они теперь so­cii10, поль­зу­ю­щи­е­ся и без како­го-либо част­но­го патро­на­та государ­ст­вен­ной охра­ной на рим­ской терри­то­рии. Прав­да, pe­re­gri­ni, как не рим­ские граж­дане, не спо­соб­ны к сдел­кам чисто­го рим­ско­го пра­ва и к рим­ским jura Qui­ri­tium11 и не могут обра­щать­ся к суду в обыч­ных фор­мах le­gis ac­tio, тем не менее они уже не без­за­щит­ны: для охра­ны их иму­ще­ст­вен­ных отно­ше­ний и для защи­ты их в Риме маги­ст­ра­ту­рой мало-пома­лу созда­ют­ся осо­бые нор­мы — т. н. jus gen­tium, а затем учреж­да­ет­ся и осо­бая маги­ст­ра­ту­ра — prae­tor pe­re­gri­nus. Вслед­ст­вие это­го инсти­тут кли­ен­те­лы в его древ­нем смыс­ле совер­шен­но исче­за­ет.

pe­re­gri­ni de­di­ti­cii

4. Нако­нец, чет­вер­тую кате­го­рию состав­ля­ют те общи­ны, кото­рые, потер­пев в борь­бе с Римом реши­тель­ное пора­же­ние, сда­ют­ся ему без вся­ких усло­вий — на его милость (de­di­tio). Такая общи­на, по обще­му пра­ви­лу, утра­чи­ва­ет свою внут­рен­нюю само­сто­я­тель­ность, утра­чи­ва­ет свое управ­ле­ние и управ­ля­ет­ся началь­ни­ка­ми, посы­лае­мы­ми из Рима. Доб­ро­воль­ная сда­ча (de­di­tio) ска­зы­ва­ет­ся, одна­ко, в том, что жите­ли такой общи­ны все же не счи­та­ют­ся за суще­ства бес­прав­ные; они ста­вят­ся в поло­же­ние pe­re­gri­ni, но назы­ва­ют­ся, в отли­чие от преды­ду­щей кате­го­рии, — pe­re­gri­ni de­di­ti­cii: те име­ют граж­дан­ство хоть в сво­ей стране, pe­re­gri­ni de­di­ti­cii не име­ют его нигде, ибо их общи­на за само­сто­я­тель­ную ci­vi­tas уже не при­зна­ет­ся.

De­di­tio все же есть доб­ро­воль­ная сда­ча, при­ня­тая Римом (или его вое­на­чаль­ни­ком); в ней есть все же, хотя и сла­бый, эле­мент дого­во­ра. Там же, где и такой de­di­tio не было, где вой­на при­ве­ла к пол­но­му раз­гро­му, там насту­па­ла oc­cu­pa­tio bel­li­ca12: про­из­во­лу Рима уже не было ника­ких огра­ни­че­ний. Вся зем­ля с.83 поко­рен­ных, по обще­му пра­ви­лу, обра­ща­лась в ager pub­li­cus po­pu­li Ro­ma­ni13; жите­ли, как воен­но­плен­ные, обра­ща­лись в рабов.

Объ­еди­не­ние Ита­лии в нача­ле 1 в. до Р. Х.

Бла­го­да­ря раз­но­об­ра­зию форм юриди­че­ско­го гос­под­ства Рима над ита­лий­ски­ми ci­vi­ta­tes, юриди­че­ская кар­та италь­ян­ской терри­то­рии во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки пред­став­ля­ла чрез­вы­чай­но пест­рую кар­ти­ну. Сплошь и рядом бли­жай­шие соседи нахо­ди­лись 58 в самых неоди­на­ко­вых отно­ше­ни­ях к Риму. Эта поли­ти­ка разъ­еди­не­ния инте­ре­сов в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни дости­га­ла цели; одна­ко, в нача­ле I века до Р. Х. мно­гим общи­нам раз­лич­ных кате­го­рий уда­ет­ся объ­еди­нить­ся в общем вос­ста­нии про­тив Рима. Союз­ни­ки дума­ют даже осно­вать осо­бое государ­ство — Ita­lia — с осо­бой сто­ли­цей (Cor­fi­nium) и с осо­бым союз­ным управ­ле­ни­ем (сена­том из пред­ста­ви­те­лей от союз­ных ci­vi­ta­tes). Момент был очень серь­ез­ный, и, созна­вая всю серь­ез­ность поло­же­ния, рим­ляне, борясь ору­жи­ем, в то же вре­мя идут и на уступ­ки. В 90 году кон­сул Люций Юлий Цезарь про­во­дит закон — lex Iulia, в силу кото­ро­го дает­ся пра­во пол­но­го рим­ско­го граж­дан­ства тем из союз­ни­ков, кото­рые оста­лись вер­ны Риму, а так­же тем, кото­рые изъ­явят свою покор­ность в тече­ние 2 меся­цев. Но так как этот закон, создан­ный с целью посе­лить раз­лад меж­ду вос­став­ши­ми, не при­вел к желан­ным резуль­та­там, в сле­дую­щем 89 году был издан новый закон — lex Plau­tia Pa­pi­ria, в силу кото­ро­го пра­во граж­дан­ства дава­лось всем жите­лям Ита­лии вооб­ще. Вся создан­ная таким обра­зом мас­са новых граж­дан вно­сит­ся в 8 спе­ци­аль­но назна­чен­ных триб (из обще­го чис­ла 35), чем фак­ти­че­ски ослаб­ля­ет­ся их вли­я­ние в народ­ных собра­ни­ях. С это­го момен­та вся терри­то­рия Ита­лии дела­ет­ся терри­то­ри­ей Рима, все жите­ли Ита­лии дела­ют­ся рим­ски­ми граж­да­на­ми со все­ми актив­ны­ми и пас­сив­ны­ми поли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми. Нако­нец, закон Юлия Цеза­ря 45 г. — lex Iulia mu­ni­ci­pa­lis — уста­нав­ли­ва­ет неко­то­рые общие пра­ви­ла отно­си­тель­но мест­но­го горо­до­во­го устрой­ства, вслед­ст­вие чего это послед­нее мало-пома­лу при­ни­ма­ет одно­об­раз­ный вид. В осно­ве это­го муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния лежит нача­ло широ­кой авто­но­мии в мест­ных делах.

Гос­под­ство рим­лян вне Ита­лии

В пери­од рес­пуб­ли­ки вла­ды­че­ство Рима пере­хо­дит и за пре­де­лы Ита­лии. Поли­ти­ка рим­лян по отно­ше­нию к вне­ита­лий­ским зем­лям суще­ст­вен­но отли­ча­ет­ся от поли­ти­ки, кото­рой при­дер­жи­ва­лись они в с.84 Ита­лии. В то вре­мя как ита­лий­ские ci­vi­ta­tes, боль­шую часть кото­рых состав­ля­ли ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae, не теря­ли сво­ей внут­рен­ней само­сто­я­тель­но­сти, вне­ита­лий­ские зем­ли, за неболь­ши­ми исклю­че­ни­я­ми (напр., Афи­ны), ста­ви­лись в пол­ную зави­си­мость от Рима. Они назы­ва­лись про­вин­ци­я­ми. Тер­мин pro­vin­cia обо­зна­чал пер­во­на­чаль­но ука­зы­вае­мую сена­том сфе­ру воен­ных дей­ст­вий каж­до­го из 2 кон­су­лов (один посы­лал­ся со сво­и­ми леги­о­на­ми в одну мест­ность, дру­гой в дру­гую), при­чем при­знак извест­ной терри­то­рии не был даже для поня­тия pro­vin­cia суще­ст­вен­ным. Управ­ле­ние вне­ита­лий­ски­ми зем­ля­ми, с точ­ки зре­ния рим­лян, носи­ло харак­тер про­дол­жаю­щей­ся воен­ной окку­па­ции, и с этой сто­ро­ны эти зем­ли, дей­ст­ви­тель­но, явля­ют­ся pro­vin­ciae в ста­ром смыс­ле это­го сло­ва. Пра­ви­те­ли про­вин­ций, посы­лае­мые из Рима pro­con­su­les или prop­rae­to­res, были, поэто­му, обле­че­ны выс­шей воен­ной, адми­ни­ст­ра­тив­ной и судеб­ной вла­стью, на кото­рую не было pro­vo­ca­tio14. юриди­че­ское поло­же­ние про­вин­ций Далее, в силу того основ­но­го прин­ци­па, что заво­е­ван­ная терри­то­рия счи­та­ет­ся 59 соб­ст­вен­но­стью рим­ско­го наро­да, вся про­вин­ци­аль­ная зем­ля, посколь­ку она остав­ля­лась в руках ее преж­них соб­ст­вен­ни­ков, юриди­че­ски рас­смат­ри­ва­лась не как их соб­ст­вен­ность, а как про­стое вла­де­ние — pos­ses­sio, вро­де вла­де­ния арен­да­то­ров. Отсюда тот даль­ней­ший вывод, что про­вин­ци­аль­ная зем­ля (so­lum pro­vin­cia­le) под­ле­жит пла­те­жу нало­гов в поль­зу рим­ско­го государ­ства, меж тем как терри­то­рия Ита­лии (so­lum ita­li­cum) по прин­ци­пу от них сво­бод­на. — Общее устрой­ство про­вин­ции опре­де­ля­лось тот­час по ее при­со­еди­не­нии осо­бым поло­же­ни­ем, состав­ля­ю­щим lex pro­vin­ciae (напр., lex Ru­pi­lia для Сици­лии, lex Pom­peia для Вифи­нии и т. д.), бли­жай­ший же порядок управ­ле­ния уста­нав­ли­вал­ся сами­ми пра­ви­те­ля­ми про­вин­ций в изда­вае­мых ими edic­ta pro­vin­cia­lia. Жите­ли про­вин­ций нахо­ди­лись в поло­же­нии пере­гри­нов.

Взгляд на про­вин­ции, как на име­ния рим­ско­го наро­да, без­гра­нич­ная власть про­вин­ци­аль­ных пра­ви­те­лей над жите­ля­ми, сла­бость кон­тро­ля над эти­ми пра­ви­те­ля­ми, — все это при­во­ди­ло к тому, что поло­же­ние про­вин­ций было очень тяже­лым: они были лишь источ­ни­ком дохо­да для Рима и объ­ек­том часто самой вопи­ю­щей экс­плуа­та­ции как для рим­ских долж­ност­ных лиц, так и для част­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Это мне­ние (Момм­зе­на) в новей­шее вре­мя оспа­ри­ва­ет­ся Е. Той­б­ле­ром (Täub­ler E. Im­pe­rium ro­ma­num. I. 1913. S. 276—317). По уче­нию послед­не­го, Рим нико­гда не сто­ял рядом с Латин­ским сою­зом. Латин­ский союз про­дол­жал суще­ст­во­вать, как пле­мен­ное и сакраль­ное един­ство, охва­ты­вая в себе и рим­скую рес­пуб­ли­ку. Лишь при помо­щи отдель­ных дого­во­ров Рим под­чи­нил себе мало-пома­лу боль­шин­ство латин­ских общин и таким путем достиг фак­ти­че­ско­го гос­под­ства над сою­зом.
  • 2Ci­vi­ta­tes foe­de­ra­tae — общи­ны феде­ра­тов, то есть рес­пуб­лик, состо­я­щих в феде­ра­тив­ных отно­ше­ни­ях с Римом. (Прим. ред.)
  • 3Ci­ves ro­ma­ni — рим­ские граж­дане. (Прим. ред.)
  • 4Di­vi­de et im­pe­ra — «разде­ляй и власт­вуй». (Пер. ред.)
  • 5Ci­ves cum suffra­gio — граж­дане, име­ю­щие поли­ти­че­ские пра­ва.
  • 6По вопро­су о меж­ду­на­род­ных дого­во­рах Рима см. новей­шее сочи­не­ние Е. Той­б­ле­ра (цит. выше).
  • 7Li­be­rae — «сво­бод­ные». (Прим. ред.)
  • 8Foe­dus aequ­um — рав­ный; foe­dus ini­quum — нерав­ный. (Прим. ред.)
  • 9Majes­ta­tem po­pu­li Ro­ma­ni co­mi­ter con­ser­van­to — «для бла­го­склон­но­го сохра­не­ния вели­чия рим­ско­го наро­да». (Пер. ред.)
  • 10So­cii — союз­ни­ки. (Прим. ред.)
  • 11Jura Qui­ri­tium — «пра­ва кви­ри­тов», рим­ское нацио­наль­ное пра­во. (Прим. ред.)
  • 12Oc­cu­pa­tio bel­li­ca — воен­ная окку­па­ция. (Прим. ред.)
  • 13Ager pub­li­cus po­pu­li Ro­ma­ni — обще­ст­вен­ная зем­ля рим­ско­го наро­да. (Прим. ред.)
  • 14Pro­vo­ca­tio — пра­во обжа­ло­вать реше­ние маги­ст­ра­та в Народ­ном собра­нии. (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230011 1524230012 1524230013