И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.85 59

§ 11. Насе­ле­ние


Тре­вож­ный и бур­ный во внеш­них отно­ше­ни­ях, пери­од рес­пуб­ли­ки явля­ет­ся в рав­ной сте­пе­ни тре­вож­ным и бур­ным и во внут­рен­ней жиз­ни Рима.

Пат­ри­ции и пле­беи; борь­ба за рав­но­прав­ность

Уже с само­го нача­ла рес­пуб­ли­ки мы наблюда­ем упор­ную борь­бу меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми за поли­ти­че­скую рав­но­прав­ность, при­чем эта борь­ба напол­ня­ет собою затем всю первую поло­ви­ну пери­о­да. Посто­ян­ным, вре­ме­на­ми глу­хим, а вре­ме­на­ми очень рез­ким, акком­па­не­мен­том этой сослов­ной борь­бы явля­ет­ся почти во всех ее ста­ди­ях эко­но­ми­че­ская борь­ба меж­ду бога­ты­ми и бед­ны­ми, и когда, нако­нец, сослов­ная борь­ба улег­лась, рас­пря эко­но­ми­че­ская, раз­го­ра­ясь все более и более, ста­ла основ­ной при­чи­ной народ­ных вол­не­ний и темой пра­ви­тель­ст­вен­ных забот. Остав­ляя пока эту послед­нюю, эко­но­ми­че­скую сто­ро­ну эво­лю­ции, напом­ним здесь глав­ней­шие ста­дии борь­бы сослов­ной.

Глав­ней­шие ста­дии борь­бы за рав­но­прав­ность:

Нуж­но, одна­ко, ого­во­рить­ся, что мно­гое из того, о чем нам повест­ву­ет в этом отно­ше­нии пре­да­ние, счи­та­ет­ся совре­мен­ны­ми исто­ри­ка­ми недо­сто­вер­ным. Кри­ти­че­ское отно­ше­ние к собы­ти­ям пер­вой поло­ви­ны рес­пуб­ли­ки у одних сла­бее, у 60 дру­гих силь­нее; вза­мен раз­ру­шае­мо­го каж­дый исто­рик пыта­ет­ся дать свое поло­жи­тель­ное постро­е­ние, — одна­ко сколь­ко-нибудь серь­ез­но­го согла­ше­ния в этом послед­нем отно­ше­нии до сих пор не достиг­ну­то.

тен­ден­ция кон­сти­ту­ци­он­ная — зако­ны о pro­vo­ca­tio и lex Ater­nia Tar­peia

Заме­на цар­ской вла­сти дву­мя изби­рае­мы­ми на год маги­ст­ра­та­ми (кон­су­ла­ми) сама по себе не достав­ля­ла пле­бе­ям каких-либо осо­бен­ных выгод; ско­рее наобо­рот: ввиду того, что эти маги­ст­ра­ты изби­ра­лись толь­ко из пат­ри­ци­ев, ука­зан­ная заме­на отда­ва­ла пле­бе­ев в руки пат­ри­ци­ев гораздо более, чем это было при все-таки срав­ни­тель­но неза­ви­си­мых царях. И дей­ст­ви­тель­но, пер­вые уси­лия пле­бе­ев направ­ля­ют­ся на борь­бу про­тив воз­мож­но­го про­из­во­ла этих пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов. Воз­ни­ка­ет, так ска­зать, кон­сти­ту­ци­он­ная тен­ден­ция: пле­беи пыта­ют­ся добить­ся таких или иных юриди­че­ских огра­ни­че­ний вла­сти маги­ст­ра­тов. Соглас­но пре­да­нию, почти одно­вре­мен­но с уста­нов­ле­ни­ем ново­го режи­ма (510 г.), в 509 г. изда­ет­ся закон — lex Va­le­ria de pro­vo­ca­tio­ne, в силу кото­ро­го вся­кий при­го­вор кон­су­ла, нала­гаю­щий на кого-либо с.86 смерт­ную казнь, мог быть обжа­ло­ван в народ­ное собра­ние (co­mi­tia cen­tu­ria­ta); этим зако­ном, таким обра­зом, вопрос о жиз­ни и смер­ти граж­да­ни­на был изъ­ят из ком­пе­тен­ции маги­ст­ра­та. Пра­во pro­vo­ca­tio ad po­pu­lum было затем под­твер­ждае­мо неод­но­крат­но; зако­ны XII таб­лиц так­же поста­нов­ля­ли: «de ca­pi­te ci­vis ni­si per ma­xi­mum co­mi­tia­tum ne fe­run­to»1. Той же тен­ден­ци­ей про­ник­ну­та и lex Ater­nia Tar­peia 454 г., закон, явля­ю­щий­ся по суще­ству лишь допол­не­ни­ем и даль­ней­шим раз­ви­ти­ем зако­на о pro­vo­ca­tio. Огра­ни­чен­ные в пра­ве нала­гать смерт­ную казнь, кон­су­лы оста­ва­лись неогра­ни­чен­ны­ми в пра­ве нала­гать иму­ще­ст­вен­ные штра­фы вплоть до пол­ной кон­фис­ка­ции все­го иму­ще­ства; они мог­ли, таким обра­зом, лишить чело­ве­ка по сво­е­му про­из­во­лу его эко­но­ми­че­ско­го суще­ст­во­ва­ния. Чтобы огра­дить граж­да­ни­на и здесь, lex Ater­nia Tar­peia поста­но­ви­ла, что отныне кон­су­лы сво­ей вла­стью могут назна­чать штра­фы лишь не свы­ше извест­ной меры (30 быков и 2 овцы = 3020 ассов).

воз­ник­но­ве­ние пле­бей­ской орга­ни­за­ции

Но уже пер­вые опы­ты борь­бы за улуч­ше­ние сво­его поло­же­ния долж­ны были пока­зать пле­бе­ям, что для луч­ше­го успе­ха им преж­де все­го необ­хо­ди­мо орга­ни­зо­вать самих себя. Постав­лен­ный лицом к лицу с плот­но спа­ян­ной сво­ей родо­вой орга­ни­за­ци­ей мас­сой пат­ри­ци­а­та, а сам состо­я­щий из раз­роз­нен­но­го мно­же­ства отдель­ных семейств, плебс при­хо­дит к созна­нию, что пер­вым усло­ви­ем успеш­ной борь­бы явля­ет­ся спло­че­ние его само­го в какую-либо цель­ную сослов­ную орга­ни­за­цию. Так воз­ни­ка­ет орга­ни­за­ци­он­ное тече­ние в нашей борь­бе.

По пре­да­нию, в 494 г., доведен­ная бед­ст­вен­ным эко­но­ми­че­ским и пра­во­вым поло­же­ни­ем до край­не­го раз­дра­же­ния, зна­чи­тель­ная часть пле­бе­ев оста­ви­ла Рим и пере­шла на Свя­щен­ную гору с наме­ре­ни­ем осно­вать там свой город (это т. н. пер­вая se­ces­sio пле­бе­ев). Пат­ри­ции, боясь лишить­ся части насе­ле­ния и полу­чить у себя под боком ново­го вра­га, пошли на уступ­ки и всту­пи­ли с пле­бе­я­ми в согла­ше­ние, резуль­та­том 61 кото­ро­го яви­лись т. н. le­ges sac­ra­tae, назван­ные так пото­му, что они были под­твер­жде­ны клят­вой и, таким обра­зом, были постав­ле­ны под осо­бую защи­ту рели­гии. Глав­ным пунк­том этих le­ges sac­ra­tae было учреж­де­ние пле­бей­ских три­бу­нов (tri­bu­ni ple­bis): за пле­бе­я­ми было при­зна­но пра­во изби­рать из сво­ей среды двух пред­ста­ви­те­лей, кото­рым была с.87 пре­до­став­ле­на власть защи­щать их от рас­по­ря­же­ний пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов («auxi­lii la­tio ad­ver­sus con­su­la­re im­pe­rium»2). Для помо­щи три­бу­нам при них нахо­ди­лись два пле­бей­ских эди­ла. Как три­бу­ны, так и эди­лы были снаб­же­ны осо­бой охра­ной: вся­кое лицо, посяг­нув­шее на них, за нару­ше­ние lex sac­ra­ta, объ­яв­ля­лось ho­mo sa­cer (со все­ми послед­ст­ви­я­ми «sa­cer es­to»); они явля­лись поэто­му sac­ro­sancti.

В изло­жен­ном пре­да­нии воз­ник­но­ве­ние народ­ных три­бу­нов сво­дит­ся к дого­во­ру меж­ду пле­бе­я­ми и пат­ри­ци­я­ми, а le­ges sac­ra­tae изо­бра­жа­ют­ся зако­ном, при­ня­тым соеди­нен­ной пат­ри­ци­ан­ско-пле­бей­ской общи­ной. Быть может, пра­виль­нее пред­став­ля­ет воз­ник­но­ве­ние пле­бей­ской орга­ни­за­ции Г. де Санк­тис3. По его мне­нию, на пер­вых порах пле­беи не име­ли иных средств обес­пе­чить выпол­не­ние сво­их поста­нов­ле­ний, кро­ме вза­им­но­го обя­за­тель­ства всех пле­бе­ев бороть­ся до послед­ней край­но­сти с их нару­ши­те­ля­ми. Ввиду это­го, когда пле­беи почув­ст­во­ва­ли необ­хо­ди­мость спло­тить­ся в орга­ни­за­цию, когда они ста­ли изби­рать себе сво­их вождей, они все покля­лись мстить за вся­кое пося­га­тель­ство на их орга­ни­за­цию или на их пред­во­ди­те­лей. Эти-то клят­вен­ные поста­нов­ле­ния пле­бе­ев и суть древ­ней­шие le­ges sac­ra­tae4. Они не явля­ют­ся насто­я­щи­ми зако­на­ми, ибо пред­став­ля­ют собою лишь реше­ния одной (пле­бей­ской) части рим­ско­го насе­ле­ния; с юриди­че­ской точ­ки зре­ния, таким обра­зом, они ни для кого не обя­за­тель­ны; орга­ни­за­ция пле­бе­ев не есть закон­ная орга­ни­за­ция, народ­ные три­бу­ны не обще­го­судар­ст­вен­ная власть. Но пле­беи объ­еди­ня­ют­ся, так ска­зать, рево­лю­ци­он­ным путем, выстав­ля­ют свою, тоже рево­лю­ци­он­ную, маги­ст­ра­ту­ру и объ­яв­ля­ют, что вся­кий, кто посягнет на их орга­ни­за­цию или на их пред­ста­ви­те­лей, будет убит. Даже более позд­ние писа­те­ли гово­рят, что пле­бей­ские три­бу­ны были защи­ще­ны пер­во­на­чаль­но толь­ко этой клят­вой, что они толь­ко re­li­gio­ne in­vio­la­ti5. Так неле­галь­ным, рево­лю­ци­он­ным путем воз­ник­ла сослов­ная орга­ни­за­ция пле­бе­ев; спло­чен­но­сти пат­ри­ци­ан­ской плебс с.88 про­ти­во­по­ста­вил спло­чен­ность свою, — и пат­ри­ци­ат очень ско­ро дол­жен был при­знать эту орга­ни­за­цию уже не толь­ко de fac­to, но и de jure. Огром­ное зна­че­ние народ­ных три­бу­нов в даль­ней­шей борь­бе пле­бе­ев, а впо­след­ст­вии и про­ле­та­ри­ев, обще­из­вест­но.

Каким обра­зом про­ис­хо­ди­ло пер­вое вре­мя избра­ние три­бу­нов и како­ва была древ­ней­шая орга­ни­за­ция пле­бе­ев, неяс­но. С одной сто­ро­ны, есть свиде­тель­ства, что пер­вое вре­мя пле­беи изби­ра­ли три­бу­нов в собра­ни­ях по кури­ям, но закон 471 г. 62 (lex Pub­li­lia Vo­le­ro­nis6) при­знал над­ле­жа­щи­ми собра­ни­я­ми пле­бе­ев собра­ния их по (терри­то­ри­аль­ным) три­бам. С дру­гой сто­ро­ны, неко­то­рые из совре­мен­ных уче­ных (напр., тот же де Санк­сис, Майр и др.) пола­га­ют, что иско­ни земель­ные три­бы были есте­ствен­ны­ми ячей­ка­ми пле­бей­ской орга­ни­за­ции и что пле­бей­ские три­бу­ны не что иное, как выбор­ные пред­ста­ви­те­ли этих триб, так ска­зать, пле­бей­ские окруж­ные ста­ро­сты. Как бы то ни было, но в более извест­ное нам вре­мя пле­бей­ская сослов­ная орга­ни­за­ция поко­ит­ся на три­бах, и орга­ном пле­бей­ско­го сосло­вия явля­ют­ся спе­ци­аль­но-пле­бей­ские собра­ния по три­бам — con­ci­lia ple­bis tri­bu­ta.

Утвер­див свою сослов­ную орга­ни­за­цию, пле­беи под пред­во­ди­тель­ст­вом сво­их три­бу­нов начи­на­ют аги­та­цию об изда­нии цело­го кодек­са, кото­рый заме­нил бы неопре­де­лен­ное, допус­каю­щее раз­но­об­раз­ные тол­ко­ва­ния, а пото­му и про­из­вол, обыч­ное пра­во опре­де­лен­ны­ми писа­ны­ми нор­ма­ми и вме­сте с тем яснее опре­де­лил бы юриди­че­ское поло­же­ние пле­бе­ев по отно­ше­нию к пат­ри­ци­ям. После деся­ти­лет­ней борь­бы изда­ют­ся зако­ны XII таб­лиц, кото­рые име­ли огром­ное зна­че­ние для все­го даль­ней­ше­го рим­ско­го пра­во­раз­ви­тия.

После смут­но­го вре­ме­ни вто­ро­го децем­ви­ра­та и после вто­ро­го уда­ле­ния пле­бе­ев на свя­щен­ную гору появ­ля­ют­ся le­ges Va­le­riae et Ho­ra­tiae (449 г.), кото­ры­ми вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся все преж­ние пле­бей­ские учреж­де­ния, при­оста­нов­лен­ные на вре­мя децем­ви­ров.

Если до сих пор пле­беи зани­ма­ли глав­ным обра­зом поло­же­ние защи­щаю­щих­ся, то теперь они пере­хо­дят в наступ­ле­ние; они предъ­яв­ля­ют тре­бо­ва­ние о при­зна­нии за ними тех или иных прав, тре­бу­ют рав­но­го уча­стия в реше­нии государ­ст­вен­ных дел и рав­но­го обще­ст­вен­но­го поло­же­ния.

lex Ca­nu­leia

В 445 г. пле­бей­ский три­бун Кану­лей про­во­дит закон — lex Ca­nu­leia, в силу кото­ро­го допус­ка­ют­ся запре­щен­ные ранее бра­ки меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми (послед­ним, таким обра­зом, дает­ся jus con­nu­bii). Этот закон име­ет боль­шое обще­ст­вен­ное зна­че­ние, с.89 выво­дя пле­бе­ев из поло­же­ния пари­ев, с кото­ры­ми бра­ки уни­зи­тель­ны; но этот закон, вме­сте с тем, име­ет и боль­шое государ­ст­вен­ное зна­че­ние: с при­зна­ни­ем jus con­nu­bii пада­ет суще­ст­вен­ное сакраль­ное пре­пят­ст­вие для заня­тия пле­бе­я­ми государ­ст­вен­ных долж­но­стей.

при­об­ре­те­ние досту­па к маги­ст­ра­ту­рам

Дей­ст­ви­тель­но, тот­час после это­го зако­на пле­беи выдви­га­ют тре­бо­ва­ние о допу­ще­нии их к кон­су­ла­ту. Соглас­но рим­ской тра­ди­ции, пат­ри­ции, выка­зав упор­ное сопро­тив­ле­ние, все-таки долж­ны были пой­ти на уступ­ку, выра­зив­шу­ю­ся в том, что они вовсе уни­что­жи­ли долж­ность кон­су­лов и заме­ни­ли ее воен­ны­ми три­бу­на­ми с кон­суль­ской вла­стью — tri­bu­ni mi­li­tum con­su­la­ri po­tes­ta­te (444 г.), в чис­ло кото­рых мог­ли быть избра­ны и пле­беи. Одна­ко, делая эту уступ­ку, пат­ри­ции выде­ля­ют из вла­сти этой новой маги­ст­ра­ту­ры весь­ма суще­ст­вен­ную функ­цию — состав­ле­ние граж­дан­ских спис­ков и рас­пре­де­ле­ние граж­дан по три­бам, клас­сам и цен­ту­ри­ям — и созда­ют для этой цели осо­бую маги­ст­ра­ту­ру — цен­зу­ру, доступ к кото­рой для пле­бе­ев еще закрыт.

63 В 421 г. было при­зна­но необ­хо­ди­мым уве­ли­чить чис­ло кве­сто­ров7 до четы­рех, при­чем к этой долж­но­сти ста­ли допус­кать­ся и пле­беи. Здесь они впер­вые полу­чи­ли доступ к орди­нар­ным маги­ст­ра­ту­рам (tri­bu­ni mi­li­tum con­su­la­ri po­tes­ta­te были маги­ст­ра­ту­рой экс­тра­ор­ди­нар­ной: они суще­ст­во­ва­ли толь­ко вре­мен­но и были впо­след­ст­вии уни­что­же­ны).

Зако­на­ми Лици­нияСекс­тия (le­ges Li­ci­niae Sex­tiae 367 г.) была вос­ста­нов­ле­на кон­суль­ская власть, но уже с тем, чтобы один из кон­су­лов был непре­мен­но пле­бей; таким обра­зом, было удо­вле­тво­ре­но то тре­бо­ва­ние, кото­рое выста­ви­ли пле­беи сто лет назад. Одно­вре­мен­но рядом с кон­су­ла­ми учреж­да­ет­ся долж­ность пре­то­ра и к двум суще­ст­во­вав­шим до сих пор пле­бей­ским эди­лам при­со­еди­ня­ют­ся два куруль­ных эди­ла. Как пре­ту­ра, так и долж­ность куруль­ных эди­лов, были, по-види­мо­му, если не тот­час, то во, вся­ком слу­чае, ско­ро откры­ты и для пле­бе­ев.

Рав­но­прав­ность при­бли­жа­ет­ся теперь ско­ры­ми шага­ми. В 350 г. упо­ми­на­ет­ся уже пер­вый цен­зор из пле­бе­ев (без како­го-либо пред­ше­ст­во­вав­ше­го зако­на), а в 339 г. lex Pub­li­lia Phi­lo­nis поста­нов­ля­ет, что один из цен­зо­ров дол­жен быть непре­мен­но из пле­бе­ев. Нако­нец, пле­беи полу­ча­ют доступ и к важ­ней­шим сакраль­ным долж­но­стям: зако­ном 300 г. — lex Ogul­nia — чис­ло пон­ти­фи­ков и авгу­ров было уве­ли­че­но — с тем, чтобы поло­ви­на их состо­я­ла из пле­бе­ев.

с.90 С это­го момен­та мы можем счи­тать борь­бу окон­чен­ной. Пле­беи ста­ли вполне рав­но­прав­ны­ми с пат­ри­ци­я­ми, хотя, как отдель­ные сосло­вия, и те и дру­гие про­дол­жа­ют сто­ять рядом и далее. Каж­дое из этих сосло­вий име­ет еще неко­то­рые осо­бые маги­ст­ра­ту­ры (пле­беи — народ­ных три­бу­нов, пат­ри­ции — rex sac­ri­fi­cu­lus, fla­men Dia­lis8), но вся­кий прак­ти­че­ский инте­рес к этим осо­бен­но­стям исчез: новые вре­ме­на при­нес­ли с собой новые инте­ре­сы и новые обще­ст­вен­ные груп­пи­ров­ки.

В обра­зо­ва­нии этой новой обще­ст­вен­ной груп­пи­ров­ки сыг­ра­ли роль уже не толь­ко те или дру­гие юриди­че­ские усло­вия, но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни и отно­ше­ния эко­но­ми­че­ские. Общее про­ис­хож­де­ние этих новых обще­ст­вен­ных клас­сов тако­во.

Новые клас­со­вые обра­зо­ва­ния:

С раз­ви­ти­ем систе­мы маги­ст­ра­тур в рим­ском обще­стве начи­на­ют мало-пома­лу выде­лять­ся семьи, чле­ны кото­рых достиг­ли выс­ших рес­пуб­ли­кан­ских долж­но­стей (ho­no­res). Во мно­гих из этих семей уста­нав­ли­ва­ет­ся семей­ная тра­ди­ция, в силу кото­рой дети идут по сто­пам отцов, посвя­щая себя так­же поли­ти­че­ской, слу­жеб­ной карье­ре. Семьи эти, есте­ствен­но, поль­зу­ют­ся осо­бым поче­том в обще­стве, а, с дру­гой сто­ро­ны, общ­ность инте­ре­сов сбли­жа­ет их друг с дру­гом. no­bi­les Бла­го­да­ря это­му, с тече­ни­ем вре­ме­ни воз­ни­ка­ет осо­бая обще­ст­вен­ная груп­па — no­bi­les, соста­вив­ша­я­ся как из пат­ри­ци­ан­ских, так и из пле­бей­ских семей, груп­па, так ска­зать, долж­ност­ной ари­сто­кра­тии. При без­воз­мезд­но­сти рим­ских долж­но­стей поли­ти­че­ская карье­ра пред­по­ла­га­ла зна­чи­тель­ную иму­ще­ст­вен­ную 64 состо­я­тель­ность лиц, ее изби­раю­щих; с дру­гой сто­ро­ны, нра­вы (а затем и закон, — напр., lex Clau­dia око­ло 200 г.) запре­ща­ли им заня­тие тор­гов­лей и про­мыс­ла­ми. Вслед­ст­вие это­го груп­па no­bi­les есте­ствен­но выра­ба­ты­ва­ет­ся в класс круп­ной земель­ной ари­сто­кра­тии. Юриди­че­ских при­ви­ле­гий, впро­чем, no­bi­les не име­ли, если не счи­тать чисто внеш­них отли­чий, вро­де jus ima­gi­num (пра­во иметь и употреб­лять при тор­же­ст­вен­ных семей­ных про­цес­си­ях бюсты пред­ков) или широ­кой крас­ной поло­сы на одеж­де.

or­do eques­ter

Бок о бок с no­bi­les сла­га­ет­ся затем и дру­гой класс — всад­ни­ков, or­do eques­ter. Уже в орга­ни­за­ции, создан­ной (по пре­да­нию) Сер­ви­ем Тул­ли­ем, вид­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние в народ­ном собра­нии име­ли 18 всад­ни­че­ских цен­ту­рий: они состав­ля­лись из более бога­тых пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев и пода­ва­ли голо­са пер­вы­ми. Впо­след­ст­вии реаль­ное зна­че­ние всад­ни­че­ских цен­ту­рий, как кон­ни­цы в армии, утра­ти­лось, но самые всад­ни­че­ские цен­ту­рии в народ­ной с.91 орга­ни­за­ции (в co­mi­tia cen­tu­ria­ta) сохра­ни­лись, как ядро извест­но­го обще­ст­вен­но­го клас­са. Зачис­ле­ние во всад­ни­че­скую цен­ту­рию тре­бо­ва­ло так­же обла­да­ния боль­шим иму­ще­ст­вом, но при этом еще отда­ва­лось пред­по­чте­ние тем, пред­ки кото­рых состо­я­ли в этих цен­ту­ри­ях. Таким путем обра­зо­вал­ся посте­пен­но класс, глав­ным обра­зом, денеж­ной, но вме­сте с тем и наслед­ст­вен­ной, ари­сто­кра­тии. Не гоня­ясь за круп­ной поли­ти­че­ской карье­рой и не стес­нен­ный ее обыч­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, класс всад­ни­че­ский посвя­щал себя дея­тель­но­сти ком­мер­че­ской и финан­со­вой, раз­ви­вая в сво­ей среде раз­но­об­раз­ные опе­ра­ции и соби­рая колос­саль­ные богат­ства. Из это­го клас­са состав­ля­лись те зна­ме­ни­тые col­le­gia pub­li­ca­no­rum9, кото­рые бра­ли на откуп государ­ст­вен­ные дохо­ды с целых про­вин­ций, круп­ные государ­ст­вен­ные под­ряды и т. п. и кото­рые име­ли такое боль­шое зна­че­ние в эко­но­ми­че­ской исто­рии Рима.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1De ca­pi­te ci­vis ni­si per ma­xi­mum co­mi­tia­tum ne fe­run­to — «отно­си­тель­но смер­ти граж­да­ни­на пусть не выно­сят при­го­вор ина­че как в народ­ном собра­нии». (Пер. ред.)
  • 2Auxi­lii la­tio ad­ver­sus con­su­la­re im­pe­rium — «ока­за­ние помо­щи про­тив кон­суль­ской вла­сти». (Пер. ред.)
  • 3Sto­ria dei Ro­ma­ni. Vol II. Cap. VIII. — Бли­зок к де Санк­ти­су и Г. Блок (Bloch G. La ré­pub­li­qe ro­mai­ne. 1913. P. 61—62); послед­ний пред­по­ла­га­ет, впро­чем, что к клят­ве пле­бе­ев при­со­еди­ни­лась затем и клят­ва пат­ри­ци­ев.
  • 4Le­ges sac­ra­tae — свя­щен­ные зако­ны. (Прим. ред.)
  • 5Re­li­gio­ne in­vio­la­ti — «непри­кос­но­вен­ные в силу рели­ги­оз­ных пред­пи­са­ний». (Пер. ред.)
  • 6Закон Пуб­ли­лия Воле­ро­на (472 г. до н. э.) пред­пи­сы­вал избра­ние пле­бей­ских долж­ност­ных лиц в собра­ни­ях по три­бам, с тем, чтобы ото­брать у пат­ри­ци­ев воз­мож­ность с помо­щью сво­их кли­ен­тов доби­вать­ся избра­ния угод­ных себе три­бу­нов. Подроб­нее см. Liv., II, 56 (Прим. ред.).
  • 7Кве­сто­ры — низ­шие маги­ст­ра­ты в Риме. На про­тя­же­нии рим­ской исто­рии их функ­ции меня­лись, но в основ­ном за ними все­гда были закреп­ле­ны функ­ции заве­до­ва­ния финан­со­вы­ми дела­ми и юрис­дик­ция по ряду пра­во­на­ру­ше­ний.
  • 8Rex sac­ri­fi­cu­lus, fla­men Dia­lis — долж­но­сти вер­хов­ных жре­цов, на кото­рых были пере­не­се­ны сакраль­ные аспек­ты цар­ской вла­сти после изгна­ния царей.
  • 9Col­le­gia pub­li­ca­no­rum — «кол­ле­гии пуб­ли­ка­нов». Пуб­ли­ка­ны — круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли, полу­чаю­щие при­быль за счет обслу­жи­ва­ния государ­ст­вен­ных финан­сов. (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230012 1524230013 1524230014