И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.107 77

§ 15. Отдель­ные маги­ст­ра­ты и отдель­ные вет­ви государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния


Кон­су­лат и воен­ное устрой­ство

Во гла­ве всех орди­нар­ных маги­ст­ра­тур сто­ят два кон­су­ла, в древ­ней­шее вре­мя назы­вав­ши­е­ся prae­to­res (чем отте­ня­лась их воен­ная функ­ция: prae­tor = prae-itor1) и judi­ces (чем отте­ня­лась их с.108 обще­граж­дан­ская власть: jus di­ce­re2). Как было 78 ука­за­но выше, они изби­ра­лись сна­ча­ла толь­ко из пат­ри­ци­ев, но со вре­ме­ни lex Li­ci­nia и из пле­бе­ев, при­чем один из кон­су­лов дол­жен быть непре­мен­но пле­бей. Кон­су­лам при­над­ле­жит sup­re­ma po­tes­tas и majus im­pe­rium3 (внеш­ним зна­ком чего явля­ют­ся 12 лик­то­ров); к ним одним сна­ча­ла пере­шла вся пол­нота цар­ской вла­сти, огра­ни­чен­ная толь­ко про­во­ка­ци­ей. Посте­пен­но, одна­ко, зна­че­ние кон­суль­ской вла­сти ослаб­ля­лось: уси­ле­ние народ­ных собра­ний и сена­та, созда­ние новых маги­ст­ра­тур для тех или дру­гих спе­ци­аль­ных ком­пе­тен­ций фак­ти­че­ски ума­ля­ло роль кон­су­лов и сужи­ва­ло область их дея­тель­но­сти. Сохра­няя в прин­ци­пе харак­тер выс­ше­го государ­ст­вен­но­го орга­на, в руках кото­ро­го в потен­ци­аль­ном состо­я­нии поко­ят­ся все государ­ст­вен­ные функ­ции, кон­су­лат фак­ти­че­ски во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки почти исчер­пы­ва­ет­ся выс­шим воен­ным коман­до­ва­ни­ем: по обще­му пра­ви­лу, кон­су­лы со сво­и­ми леги­о­на­ми нахо­дят­ся вне Рима на том или ином теат­ре воен­ных дей­ст­вий.

Воен­ное дело под­вер­га­ет­ся в этом пери­о­де корен­ным изме­не­ни­ям. Прин­цип все­об­щей воин­ской повин­но­сти, как обще­граж­дан­ской обя­зан­но­сти, сохра­ня­ет­ся, но в дей­ст­ви­тель­но­сти, вслед­ст­вие силь­но­го при­ро­ста коли­че­ства граж­дан, дале­ко пре­вы­сив­ше­го реаль­ные потреб­но­сти армии, обя­за­тель­ное отбы­ва­ние ее пре­кра­ща­ет­ся. К тому же раз­ви­тие воен­ной тех­ни­ки тре­бо­ва­ло для луч­шей бое­вой спо­соб­но­сти леги­о­нов извест­но­го посто­ян­ства и про­фес­сио­наль­но­сти воен­ной служ­бы. Ввиду это­го со вре­мен Мария леги­о­ны начи­на­ют ком­плек­то­вать­ся из доб­ро­воль­цев, глав­ным обра­зом, про­ле­та­ри­ев, всту­паю­щих в леги­о­ны ради жало­ва­нья и смот­ря­щих на воен­ную служ­бу, как на про­фес­сию. Набор вой­ска про­из­во­дит­ся кон­су­ла­ми, из кото­рых каж­дый полу­ча­ет для себя осо­бый кор­пус в 2 леги­о­на и вме­сте с ними отправ­ля­ет­ся в назна­чен­ную для его опе­ра­ций мест­ность. Выс­шие офи­це­ры — tri­bu­ni mi­li­tum (по 6 на каж­дый леги­он) — пер­во­на­чаль­но назна­ча­лись соб­ст­вен­ною вла­стью кон­су­ла, но с поло­ви­ны рес­пуб­ли­ки изби­ра­ют­ся народ­ным собра­ни­ем. Сол­да­ты при­ся­га­ют кон­су­лу лич­но; поэто­му с каж­дой сме­ной кон­су­лов леги­о­ны рас­пус­ка­ют­ся и про­ис­хо­дит новый набор. В слу­чае опе­ра­ций в какой-либо отда­лен­ной мест­но­сти кон­сул неред­ко, с соиз­во­ле­ния сена­та, оста­ет­ся там и по окон­ча­нии сво­его долж­ност­но­го года в каче­стве про­кон­су­ла. Так зарож­да­ет­ся с.109 воз­мож­ность более тес­ной свя­зи вое­на­чаль­ни­ка со сво­и­ми леги­о­на­ми, что игра­ло не раз боль­шую роль в собы­ти­ях послед­них вре­мен рес­пуб­ли­ки.

Дик­та­ту­ра

Дик­та­ту­ра. В момент каких-либо чрез­вы­чай­ных затруд­не­ний сенат может дать кон­су­лу при­ка­за­ние назна­чить кого-либо дик­та­то­ром (dic­ta­to­rem di­ce­re). Для при­да­ния это­му назна­че­нию рели­ги­оз­ной санк­ции необ­хо­ди­ма еще lex cu­ria­ta de im­pe­rio. С появ­ле­ни­ем дик­та­то­ра пре­кра­ща­лась дея­тель­ность всех нор­маль­ных маги­ст­ра­тов и таким обра­зом как бы вос­ста­нов­ля­лась преж­няя цар­ская власть, но толь­ко на корот­кий срок (6 меся­цев). Дик­та­то­ру при­над­ле­жит sum­mum im­pe­rium, на 79 кото­рое (по край­ней мере, в пер­вой поло­вине рес­пуб­ли­ки) не про­сти­ра­ет­ся ни in­ter­ces­sio, ни pro­vo­ca­tio. Внеш­ним зна­ком этой чрез­вы­чай­ной вла­сти слу­жат 24 лик­то­ра. От таких чрез­вы­чай­ных и пол­но­моч­ных дик­та­то­ров (т. н. dic­ta­tor op­ti­ma le­ge crea­tus) надо отли­чать дик­та­то­ров im­mi­nu­to jure4, кото­рые назна­ча­лись ино­гда во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки для испол­не­ния како­го-либо одно­го государ­ст­вен­но­го пред­при­я­тия — устрой­ства игр, снаб­же­ния наро­да хле­бом и т. д. Эти послед­ние дик­та­то­ры не име­ют sum­mum im­pe­rium; при них все осталь­ные маги­ст­ра­ты про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать по-преж­не­му.

Пре­ту­ра (cus­to­dia ur­bis и юрис­дик­ция)

Пре­ту­ра. Соглас­но рим­ской тра­ди­ции, пре­ту­ра была учреж­де­на тот­час после вос­ста­нов­ле­ния кон­суль­ской вла­сти зако­на­ми Лици­ния и Секс­тия (368 г.). Общей при­чи­ной ее учреж­де­ния послу­жи­ло то обсто­я­тель­ство, что кон­су­лы обык­но­вен­но были отвле­кае­мы из Рима сво­и­ми воен­ны­ми дела­ми, а меж­ду тем необ­хо­ди­мо было иметь в Риме посто­ян­но тако­го пред­ста­ви­те­ля вла­сти, кото­рый мог бы быть их заме­сти­те­лем в деле охра­ны внут­рен­не­го поряд­ка и пра­ва. Таким заме­сти­те­лем и явил­ся prae­tor. Пер­во­на­чаль­но он был толь­ко один, но в 242 г. был при­со­еди­нен и дру­гой спе­ци­аль­но для наблюде­ния за пере­гри­на­ми, кото­рые к тому вре­ме­ни начи­на­ют появ­лять­ся в Риме боль­ши­ми мас­са­ми для раз­лич­ных тор­го­вых дел. Быть может, образ­цом для учреж­де­ния это­го вто­ро­го пре­то­ра спе­ци­аль­но для пере­гри­нов послу­жи­ли ана­ло­гич­ные маги­ст­ра­ту­ры в неко­то­рых тор­го­вых гре­че­ских горо­дах, напр., т. н. κὸσ­μος ξέ­νιος в Гор­тине5. С это­го вре­ме­ни пер­вый пре­тор назы­ва­ет­ся prae­tor ur­ba­nus, а вто­рой — prae­tor pe­re­gri­nus с.110 («qui in­ter pe­re­gri­nos jus di­cit»6). После поко­ре­ния Сици­лии и Сар­ди­нии чис­ло пре­то­ров было уве­ли­че­но до четы­рех (при­ба­ви­лось еще два — по одно­му для Сици­лии и для Сар­ди­нии); а в 197 г. созда­ны были еще два пре­то­ра для двух толь­ко что при­со­еди­нен­ных Испа­ний. С воз­ник­но­ве­ни­ем при Сул­ле посто­ян­ных судеб­ных комис­сий для уго­лов­ных дел, нахо­див­ших­ся под пред­седа­тель­ст­вом пре­то­ров, чис­ло пре­то­ров вырос­ло до вось­ми, а при Цеза­ре даже до шест­на­дца­ти.

По харак­те­ру сво­ей вла­сти пре­тор явля­ет­ся млад­шим кол­ле­гой кон­су­лов — col­le­ga mi­nor: ему в прин­ци­пе под­ве­дом­ст­вен­ны все те же дела, что и кон­су­лу. Mi­no­ri­tas его выра­жа­ет­ся лишь в том, что пре­тор не име­ет jus in­ter­ces­sio­nis по отно­ше­нию к кон­су­лу, а внеш­ним обра­зом — в том, что пре­то­ра сопро­вож­да­ют толь­ко 6 лик­то­ров. Пре­тор, как и кон­сул, может созы­вать народ­ное собра­ние и заседа­ния сена­та и пред­седа­тель­ст­во­вать в них; а так как кон­су­лы обык­но­вен­но отсут­ст­ву­ют, то пре­тор явля­ет­ся там нор­маль­ным пред­седа­те­лем. Пре­тор так­же обла­да­ет jus edi­cen­di, при­чем, как увидим далее, его эдик­ты име­ли гро­мад­ное зна­че­ние для всей исто­рии рим­ско­го пра­ва.

Общую зада­чу пре­тор­ской дея­тель­но­сти состав­ля­ет cus­to­dia ur­bis, т. е. общая забота об охране внут­рен­не­го граж­дан­ско­го 80 мира и поряд­ка. В этом смыс­ле пре­ту­ра явля­ет­ся вла­стью поли­цей­ской в самом широ­ком зна­че­нии это­го сло­ва. Как было ука­за­но выше, из этой общей заботы об охране мира и поряд­ка, по рим­ским воз­зре­ни­ям, выте­ка­ла сама собой, как уго­лов­ная, так и граж­дан­ская юрис­дик­ция пре­ту­ры. Об уча­стии пре­то­ра в уго­лов­ном и граж­дан­ском суде будет ска­за­но подроб­нее ниже. Здесь же отме­тим толь­ко, что по мере того, как спе­ци­аль­но-поли­цей­ская (в узком смыс­ле) функ­ция все более и более сосре­дото­чи­ва­лась в руках бли­жай­ших помощ­ни­ков пре­то­ров — куруль­ных эди­лов, сама она посте­пен­но спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лась имен­но в обла­сти юрис­дик­ции, пре­вра­ща­ясь таким обра­зом в маги­ст­ра­ту­ру, по пре­иму­ще­ству, судеб­ную. Даже там, где пре­то­ры пре­сле­до­ва­ли цель поли­цей­скую, они пред­по­чи­та­ли при­бе­гать к сред­ствам обык­но­вен­но­го граж­дан­ско­го про­цес­са.

В свя­зи с этим нахо­дит­ся сле­дую­щее, встре­чаю­ще­е­ся в источ­ни­ках, тео­ре­ти­че­ское рас­чле­не­ние функ­ции пре­тор­ской вла­сти. Там, где пре­тор высту­па­ет охра­ни­те­лем обще­ст­вен­но­го поряд­ка посред­ст­вом штра­фов (mul­tae dic­tio) и дру­гих адми­ни­ст­ра­тив­ных с.111 взыс­ка­ний, гово­рят об im­pe­rium me­rum. Там, где пре­тор дей­ст­ву­ет исклю­чи­тель­но как орган судеб­ной вла­сти, где его дея­тель­ность направ­ле­на толь­ко на раз­ре­ше­ние част­но­го спо­ра путем при­ме­не­ния зако­на, там источ­ни­ки гово­рят о juris­dic­tio. Во всех же тех слу­ча­ях, в кото­рых пре­тор для вынуж­де­ния сво­его адми­ни­ст­ра­тив­но­го при­ка­за­ния при­бе­га­ет к сред­ствам обык­но­вен­но­го граж­дан­ско­го про­цес­са (путем интер­дик­тов и т. д.; об этом ниже), мы име­ем im­pe­rium mix­tum (sc. cum juris­dic­tio­ne7).

Цен­зу­ра (про­из­вод­ство цен­за, re­gi­men mo­rum и финан­со­вое управ­ле­ние)

Цен­зу­ра. Как было ука­за­но выше, по сооб­ще­нию рим­ских писа­те­лей, когда кон­су­лы были заме­не­ны воен­ны­ми три­бу­на­ми с кон­суль­ской вла­стью, пат­ри­ции выде­ли­ли из их пол­но­мо­чий про­из­вод­ство цен­за и пору­чи­ли его осо­бой маги­ст­ра­ту­ре — цен­зо­рам (443 г.). Игра­ло ли дей­ст­ви­тель­но при учреж­де­нии цен­зу­ры роль жела­ние пат­ри­ци­ев удер­жать в сво­их руках эту важ­ную функ­цию, или же к это­му при­ве­ла пере­обре­ме­нен­ность дела­ми выс­ших маги­ст­ра­тов, вслед­ст­вие чего про­из­вод­ство цен­за затя­ги­ва­лось (так пола­га­ет один из новей­ших иссле­до­ва­те­лей вопро­са Н. О. Лой­це8), — решить труд­но. Во вся­ком слу­чае, с это­го вре­ме­ни цен­зу­ра дела­ет­ся одной из вли­я­тель­ней­ших рим­ских маги­ст­ра­тур. С тече­ни­ем вре­ме­ни в руки цен­зо­ров пере­хо­дят неко­то­рые дру­гие функ­ции, делаю­щие цен­зу­ру необ­хо­ди­мым орга­ном теку­щих дел государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния. Изби­ра­ют­ся цен­зо­ры в чис­ле двух и обык­но­вен­но на 5 лет (пер­во­на­чаль­но срок пере­из­бра­ния цен­зо­ров не был опре­де­лен), но lex Aemi­lia пред­пи­са­ла, чтобы цен­зо­ры закан­чи­ва­ли про­из­вод­ство цен­за не более чем в 112 года. Пери­од от одно­го цен­за до дру­го­го носит тех­ни­че­ское назва­ние lustrum.

Цен­зо­ры не име­ют im­pe­rium, как кон­су­лы и пре­то­ры; им при­над­ле­жит, одна­ко, po­tes­tas и при­том с осо­бым 81 харак­те­ром: она допус­ка­ет толь­ко in­ter­ces­sio кол­ле­ги, но не под­ле­жит in­ter­ces­sio дру­гих, хотя бы и выс­ших, маги­ст­ра­тов. Вру­ча­ет­ся она посред­ст­вом lex cen­tu­ria­ta de po­tes­ta­te cen­so­ria9.

Глав­ным назна­че­ни­ем цен­зу­ры явля­ет­ся про­из­вод­ство цен­за, т. е. состав­ле­ние спис­ков насе­ле­ния, рас­пре­де­ле­ние граж­дан по три­бам, клас­сам и цен­ту­ри­ям, зачис­ле­ние во всад­ни­ки, а по lex с.112 Ovi­nia и lec­tio se­na­tus10. Все это сосре­дото­чи­ва­ло в руках цен­зо­ров гро­мад­ную поли­ти­че­скую власть, тем более, что на их реше­ния не было апел­ля­ции: от цен­зо­ра зави­се­ло опре­де­ле­ние поли­ти­че­ско­го поло­же­ния каж­до­го граж­да­ни­на.

В свя­зи с состав­ле­ни­ем цен­зу­аль­ных спис­ков раз­ви­лась и дру­гая нема­ло­важ­ная функ­ция цен­зор­ской вла­сти — над­зор за нра­ва­ми, re­gi­men mo­rum. Цен­зор­ская отмет­ка (no­ta cen­so­ria) накла­ды­ва­ла пят­но бес­че­стья и мог­ла повлечь за собой весь­ма суще­ст­вен­ные поли­ти­че­ские огра­ни­че­ния — устра­не­ние от уча­стия в народ­ных собра­ни­ях, исклю­че­ние из спис­ка сена­то­ров и т. д. В луч­шую пору рес­пуб­ли­ки цен­зу­ра име­ла боль­шое обла­го­ра­жи­ваю­щее вли­я­ние на всю область поли­ти­че­ской жиз­ни.

Нако­нец, к ука­зан­ным двум функ­ци­ям цен­зор­ской вла­сти при­со­еди­ни­лась и третья — уча­стие в финан­со­вом управ­ле­нии.

Финан­со­вое хозяй­ство рим­ской рес­пуб­ли­ки руко­во­дит­ся еще част­но-хозяй­ст­вен­ным прин­ци­пом: в нем рас­хо­ды опре­де­ля­ют­ся дохо­да­ми, а не наобо­рот. Важ­ней­ши­ми ста­тья­ми государ­ст­вен­ных рас­хо­дов явля­ют­ся: содер­жа­ние вой­ска, построй­ка кораб­лей, про­веде­ние дорог, соору­же­ние обще­ст­вен­ных зда­ний, рас­хо­ды на рели­ги­оз­ные нуж­ды (построй­ка хра­мов и т. д.), жало­ва­нье ap­pa­ri­to­res и, нако­нец, очень круп­ную ста­тью рас­хо­да состав­ля­ло к кон­цу пери­о­да народ­ное про­до­воль­ст­вие. — Что каса­ет­ся дохо­дов, то каких-либо пря­мых нало­гов граж­дане в этом пери­о­де не несут. Древ­не­рим­ский tri­bu­tus, бла­го­да­ря счаст­ли­вым вой­нам и обо­га­ще­нию каз­ны, пере­ста­ет взи­мать­ся, и таким обра­зом уста­нав­ли­ва­ет­ся прин­цип, что ci­ves ro­ma­ni11 от пода­тей сво­бод­ны, вслед­ст­вие чего наде­ле­ние кого-либо пра­ва­ми рим­ско­го граж­дан­ства обо­зна­ча­ет и осво­бож­де­ние от (пря­мых) нало­гов. Про­вин­ци­а­лы же, напро­тив, за ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, под­ле­жат пла­те­жу пода­тей и имен­но в двух сле­дую­щих основ­ных видах: a) sti­pen­dium — подать, нала­гае­мая сена­том огу­лом на всю про­вин­цию и име­ю­щая харак­тер про­дол­жаю­щей­ся воен­ной кон­три­бу­ции и b) de­cu­ma12 — подать позе­мель­ная, состо­я­щая из извест­ной доли про­дук­тов зем­ли (обык­но­вен­но 110, откуда и назва­ние; но встре­ча­ют­ся и 15 и 17) и явля­ю­ща­я­ся как бы аренд­ной пла­той вла­дель­цев зем­ли ее соб­ст­вен­ни­ку — Риму.

с.113 Кро­ме этих пря­мых пода­тей, в пери­од рес­пуб­ли­ки появ­ля­ют­ся уже и неко­то­рые виды нало­гов кос­вен­ных; тако­вы тамо­жен­ные пошли­ны с при­во­зи­мых из загра­ни­цы това­ров (por­to­ria), пошли­на за отпус­кае­мых на волю рабов в раз­ме­ре 5 % их сто­и­мо­сти (vi­ce­si­ma ma­nu­mis­sio­num, уста­нов­лен­ная зако­ном Ман­лия) и неко­то­рые дру­гие.

82 Боль­шую ста­тью дохо­дов состав­ля­ют дохо­ды с государ­ст­вен­ных про­мыс­лов и земель. К государ­ст­вен­ным про­мыс­лам при­над­ле­жат раз­но­об­раз­ные me­tal­la (копи — sa­li­nae, auri­fo­di­nae и т. д.)13, рыб­ные лов­ли и т. д. Еще важ­нее государ­ст­вен­ные зем­ли — ager pub­li­cus. После каж­до­го заво­е­ва­ния рим­ляне око­ло тре­ти заво­е­ван­ной терри­то­рии остав­ля­ли себе и затем с этой зем­лей посту­па­ли раз­лич­но. Луч­шую, обра­ботан­ную часть государ­ство раз­ме­же­вы­ва­ло (ag­ri li­mi­ta­ti) и потом или отво­ди­ло для посе­ле­ния коло­ний (ag­ri ad­sig­na­ti), или же рас­про­да­ва­ло в част­ную соб­ст­вен­ность (про­да­жа совер­ша­лась кве­сто­ра­ми, вслед­ст­вие чего эти зем­ли назы­ва­лись ag­ri quaes­to­rii). Зем­ли невозде­лан­ные или сда­ва­лись вна­ем за извест­ный оброк (vec­ti­gal, ag­ri vec­ti­ga­les), или же пре­до­став­ля­лись сво­бод­но­му завла­де­нию (oc­cu­pa­tio) всех желаю­щих (ag­ri oc­cu­pa­to­rii). К кон­цу рес­пуб­ли­ки, одна­ко, государ­ст­вен­ные зем­ли в Ита­лии совер­шен­но исче­за­ют: послед­ние остат­ки их были розда­ны в эпо­ху Грак­хов коло­ни­стам, а при Марии и Сул­ле вете­ра­нам.

Как и боль­шин­ство древ­них государств, Рим избе­га­ет пря­мо­го взыс­ка­ния пода­тей и непо­сред­ст­вен­но­го (хозяй­ст­вен­но­го) испол­не­ния казен­ных пред­при­я­тий, пред­по­чи­тая систе­му отку­пов и под­рядов. На откуп сда­ют­ся почти все ста­тьи дохо­дов, и почти все ста­тьи рас­хо­дов осу­ществля­ют­ся путем под­рядов. При заклю­че­нии всех отно­ся­щих­ся сюда кон­трак­тов каз­ны с част­ны­ми лица­ми или ком­па­ни­я­ми пуб­ли­ка­нов пред­ста­ви­те­лем государ­ства явля­ет­ся цен­зор: он опре­де­ля­ет бли­жай­шие усло­вия и фор­му­ли­ру­ет дого­вор (lex cen­so­ria). Но, конеч­но, выс­ший кон­троль во всех этих отно­ше­ни­ях при­над­ле­жит сена­ту.

Эди­лы и поли­ция

Эди­лы были учреж­де­ны одно­вре­мен­но с пле­бей­ски­ми три­бу­на­ми в чис­ле 2 и явля­лись пер­во­на­чаль­но толь­ко помощ­ни­ка­ми этих послед­них. Тот­час после le­ges Li­ci­niae к ним при­со­еди­ня­ют­ся 2 пат­ри­ци­ан­ских, куруль­ных эди­ла14; но ско­ро затем все 4 эди­ла сли­ва­ют­ся в одну кол­ле­гию с почти оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми вла­сти. с.114 Эди­лы сре­ди рим­ских маги­ст­ра­тур пред­став­ля­ют долж­ность по пре­иму­ще­ству поли­цей­скую. Хотя в Риме каж­дый маги­ст­рат обла­дал поли­цей­скою вла­стью постоль­ку, посколь­ку это было ему необ­хо­ди­мо для осу­щест­вле­ния его основ­ной ком­пе­тен­ции, одна­ко воз­рас­та­ние Рима и услож­не­ние обще­ст­вен­ной жиз­ни созда­ет потреб­ность в неко­то­ром сосре­дото­че­нии поли­цей­ско­го над­зо­ра, — и такою поли­цей­ской вла­стью дела­ют­ся эди­лы. Соглас­но Цице­ро­ну, ком­пе­тен­ция эди­лов вооб­ще сла­га­ет­ся из сле­дую­щих трех функ­ций: a) cu­ra ur­bis — наблюде­ние за поряд­ком в горо­де вооб­ще и пожар­ная поли­ция; b) cu­ra an­no­nae — забота о снаб­же­нии наро­да про­до­воль­ст­ви­ем, над­зор за тор­гов­лею на рын­ках, за пра­виль­но­стью мер и весов — вооб­ще, тор­го­вая поли­ция; в свя­зи с этим в их руках ока­за­лась и юрис­дик­ция по тор­го­вым делам, регу­ли­ро­ва­нию кото­рых были посвя­ще­ны их эдик­ты — edic­ta aedi­li­cia; c) cu­ra lu­do­rum — забота об устрой­стве обще­ст­вен­ных игр и зре­лищ. Ста­вя, таким обра­зом, эди­лов в посто­ян­ное 83 сопри­кос­но­ве­ние с наро­дом и улич­ной жиз­нью, эта долж­ность при извест­ном уме­нии мог­ла слу­жить удоб­ным сред­ст­вом для при­об­ре­те­ния попу­ляр­но­сти сре­ди широ­ких народ­ных масс.

Кве­сто­ры, народ­ные три­бу­ны, vi­gin­ti­sex vi­ri

Кве­сто­ры были пер­во­на­чаль­но лишь общи­ми помощ­ни­ка­ми кон­су­лов без какой-либо спе­ци­аль­ной ком­пе­тен­ции. Поз­же их поло­же­ние сде­ла­лось более само­сто­я­тель­ным: они ста­ли изби­рать­ся в co­mi­tia tri­bu­ta и тогда они мало-пома­лу спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся в двух обла­стях — в обла­сти уго­лов­ной юрис­дик­ции и в заве­до­ва­нии государ­ст­вен­ной каз­ной и государ­ст­вен­ным архи­вом. Что каса­ет­ся уго­лов­ной юрис­дик­ции, то, пока она нахо­ди­лась в руках кон­су­лов, кве­сто­ры, как их помощ­ни­ки, про­из­во­ди­ли пред­ва­ри­тель­ное след­ст­вие (quaes­to­res par­ri­ci­dii). Когда же во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки уго­лов­ный суд пере­шел к народ­ным собра­ни­ям, а затем и к quaes­tio­nes per­pe­tuae15, роль кве­сто­ров в этой обла­сти окан­чи­ва­ет­ся, но зато тем силь­нее раз­ви­ва­ет­ся их дру­гая функ­ция — заве­до­ва­ние государ­ст­вен­ным каз­на­чей­ст­вом. На обя­зан­но­сти их лежа­ло хра­не­ние казен­ной налич­но­сти (pe­cu­niam pub­li­cam cus­to­di­re), веде­ние при­хо­до-рас­ход­ных книг (ra­tio­nes re­fer­re) и т. д. Кро­ме того, бла­го­да­ря един­ству государ­ст­вен­но­го хра­ни­ли­ща (како­вым являл­ся Храм Сатур­на) кве­сто­ры сде­ла­лись и хра­ни­те­ля­ми государ­ст­вен­но­го архи­ва (государ­ст­вен­ные акты, спис­ки зако­нов и т. д.). с.115 На этом же осно­ва­нии и при­ся­га маги­ст­ра­тов на вер­ность зако­нам совер­ша­лась перед кве­сто­ра­ми. Сна­ча­ла чис­ло кве­сто­ров было 2, затем — 4, 8, при Сул­ле — 20, а при Цеза­ре — 40. Из это­го чис­ла часть кве­сто­ров оста­ва­лась в горо­де для заве­до­ва­ния каз­ной и архи­вом — quaes­to­res ur­ba­ni или aera­rii, дру­гие при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись к вое­на­чаль­ни­кам для веде­ния финан­со­вых дел их армий (выда­ча сумм на содер­жа­ние, упла­та жало­ва­нья и т. д.), третьи для той же цели посы­ла­лись в про­вин­ции к про­кон­су­лам и про­пре­то­рам; нако­нец, чет­вер­тые наблюда­ли в при­мор­ских горо­дах и неко­то­рых дру­гих местах за поступ­ле­ни­ем тамо­жен­ных пошлин и дру­ги­ми хозяй­ст­вен­ны­ми дела­ми государ­ства (кве­стор для Гал­лии и quaes­tor Os­tien­sis для res fru­men­ta­ria16).

Совер­шен­но осо­бое место сре­ди рим­ских маги­ст­ра­тур зани­ма­ют народ­ные три­бу­ны. Не имея сами какой-либо само­сто­я­тель­ной ком­пе­тен­ции, они явля­ют­ся толь­ко свое­об­раз­ны­ми кон­тро­ле­ра­ми по отно­ше­нию к дру­гим маги­ст­ра­там, явля­ют­ся маги­ст­ра­ту­рой про­тив маги­ст­ра­тур. Учреж­ден­ные сна­ча­ла в каче­стве защит­ни­ков пле­бей­ско­го сосло­вия про­тив про­из­во­ла пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тур (auxi­lii la­tio ad­ver­sus con­su­la­re im­pe­rium) и обле­чен­ные осо­бой непри­кос­но­вен­но­стью (sac­ro­sancti), три­бу­ны при­об­ре­ли мало-пома­лу пра­во про­те­ста не толь­ко про­тив тех или иных кон­крет­ных рас­по­ря­же­ний маги­ст­ра­тов, но и про­тив уста­нав­ли­вае­мых ими общих норм. Рав­ным обра­зом они доби­лись пра­ва уча­стия в заседа­ни­ях сена­та. Они созы­ва­ют пле­бей­ские собра­ния и пред­седа­тель­ст­ву­ют в них — одним сло­вом, явля­ют­ся вождя­ми все­го пле­бей­ско­го сосло­вия 84 и вопло­ща­ют в себе всю силу соци­аль­но низ­ших народ­ных масс.

Осталь­ные, более мел­кие, маги­ст­ра­ты носи­ли все вме­сте общее наиме­но­ва­ние — vi­gin­ti sex vi­ri, пото­му что их было все­го 26. В это чис­ло вхо­дят: 1) Tres­vi­ri17 ca­pi­ta­les или noc­tur­ni; на обя­зан­но­сти их лежа­ла низ­шая поли­ция без­опас­но­сти: рас­сле­до­ва­ние на месте пре­ступ­ле­ний, совер­ше­ние смерт­ной каз­ни (поэто­му — «ca­pi­ta­les»), пожар­ная поли­ция, по пре­иму­ще­ству ночью (поэто­му — «noc­tur­ni») и т. п. 2) Tres­vi­ri mo­ne­ta­les, заве­до­вав­шие чекан­кой моне­ты. 3) De­cem­vi­ri stli­ti­bus judi­can­dis18 — кол­ле­гия для с.116 раз­бо­ра неко­то­рых граж­дан­ских дел. 4) Quat­tuor­vi­ri viis in ur­be pur­gan­dis и Duo­vi­ri viis extra ur­bem pur­gan­dis19, смот­рев­шие за содер­жа­ни­ем улиц и дорог, и 5) Quat­tuor­vi­ri jure di­cun­do Ca­puam Cu­mas etc.20, посы­лав­ши­е­ся в каче­стве намест­ни­ков государ­ства в неко­то­рые неболь­шие горо­да, нахо­див­ши­е­ся на осо­бом поло­же­нии и лишен­ные мест­ной авто­но­мии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Prae-itor — «идти впе­ре­ди». (Прим. ред.)
  • 2Jus di­ce­re — «гово­рить о пра­ве». (Прим. ред.)
  • 3Sup­re­ma po­tes­tas и majus im­pe­rium — выс­шая и наи­боль­шая власть. (Прим. ред.)
  • 4Im­mi­nu­to jure — с огра­ни­чен­ным пра­вом. (Прим. ред.)
  • 5См. Koh­ler J. und Zie­barth. Das Stadtrecht von Gor­tyn. 1912. С. 44.
  • 6Qui in­ter pe­re­gri­nos jus di­cit — «кото­рый уста­нав­ли­ва­ет пра­во сре­ди ино­стран­цев». (Пер. ред.)
  • 7Im­pe­rium me­rum — чистая власть, mix­tum — сме­шан­ная, juris­dic­tio — «судо­го­во­ре­ние». (Прим. ред.)
  • 8Leu­ze O. Zur Ge­schich­te der röm. Cen­sur. 1912.
  • 9Lex cen­tu­ria­ta de po­tes­ta­te cen­so­ria — при­ня­тый цен­ту­ри­ат­ны­ми коми­ци­я­ми закон о вла­сти цен­зо­ра. (Прим. ред.)
  • 10Lex Ovi­nia и lec­tio se­na­tus — по зако­ну Ови­ния (312 г. до н. э.) и состав­ле­ние спис­ка сена­то­ров. (Прим. ред.)
  • 11Ci­ves ro­ma­ni — рим­ские граж­дане. (Прим. ред.)
  • 12De­cu­ma — бук­валь­но: «деся­ти­на». (Прим. ред.)
  • 13Me­tal­la — руд­ни­ки, sa­li­nae — соля­ные копи, auri­fo­di­nae — золотые при­ис­ки. (Прим. ред.)
  • 14С 360 г. до н. э. (Прим. ред.)
  • 15Quaes­tio­nes per­pe­tuae — посто­ян­ные комис­сии, введен­ные для отправ­ле­ния судо­про­из­вод­ства по опре­де­лен­ным видам уго­лов­ных пре­ступ­ле­ний в I в. до н. э. (Прим. ред.)
  • 16Quaes­tor Os­tien­sis — обес­пе­чи­вал постав­ки про­до­воль­ст­вия (res fru­men­ta­ria) в Рим через гавань г. Остии. (Прим. ред.)
  • 17Tres­vi­ri — кол­ле­гия трех. (Прим. ред.)
  • 18De­cem­vi­ri — кол­ле­гия деся­ти; stlis — арха­и­че­ская фор­ма сло­ва «lis» — судеб­ный про­цесс, тяж­ба; таким обра­зом, stli­ti­bus judi­can­dis — для раз­ре­ше­ния судеб­ных спо­ров. (Прим. ред.)
  • 19Quat­tuor­vi­ri — комис­сия четы­рех; duo­vi­ri — комис­сия двух. Пер­вые над­зи­ра­ли за состо­я­ни­ем дорог в горо­де, вто­рые — за город­ской чер­той. (Прим. ред.)
  • 20Quat­tuor­vi­ri jure di­cun­do Ca­puam Cu­mas etc. — «кол­ле­гия четы­рех для отправ­ле­ния пра­во­судия в г. Капуя, г. Кумы и др.». (Пер. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230016 1524230017 1524230018