И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.101 72

III. Маги­ст­ра­ту­ра

§ 14. Общая систе­ма маги­ст­ра­тур


Общая харак­те­ри­сти­ка рим­ских маги­ст­ра­тур

С уста­нов­ле­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ско­го режи­ма вся пол­нота цар­ской вла­сти не была уни­что­же­на, а была лишь пере­не­се­на на новые орга­ны, на двух кон­су­лов, и с этой точ­ки зре­ния рим­ская рес­пуб­ли­ка, осо­бен­но на пер­вых порах, может пред­став­лять­ся дей­ст­ви­тель­но лишь как «моди­фи­ка­ция монар­хии» (Майр). Сами рим­ские писа­те­ли отчет­ли­во под­чер­ки­ва­ют это. «Li­ber­ta­tis ori­gi­nem in­de ma­gis quia an­nuum im­pe­rium fac­tum sit quam quod de­mi­nu­tum quic­quam sit ex re­gia po­tes­ta­te nu­me­res»1, — гово­рит Ливий (2. 1. 7). Так же выра­жа­ет­ся и Цице­рон: «uti con­su­les ha­be­rent po­tes­ta­tem tem­po­re dum­ta­xat an­nuam, ge­ne­re ip­so ac jure re­giam»2 (de Rep. 2. 56).

Впо­след­ст­вии, когда к кон­су­лам при­со­еди­ня­ют­ся дру­гие маги­ст­ра­ты, эта прин­ци­пи­аль­ная пол­нота государ­ст­вен­ной вла­сти толь­ко рас­пре­де­ля­ет­ся на боль­шее чис­ло лиц. Рим­ские маги­ст­ра­ты, поэто­му, дале­ко не чинов­ни­ки в нашем смыс­ле: каж­дый из них носит в себе части­цу цар­ско­го вели­чия и вме­сте с наро­дом рим­ским явля­ет­ся носи­те­лем государ­ст­вен­но­го 73 «вели­че­ства». Оскорб­ле­ние маги­ст­ра­та так же, как и оскорб­ле­ние наро­да, состав­ля­ет cri­men lae­sae majes­ta­tis. Долж­ность маги­ст­ра­та есть не служ­ба, а почесть — ho­nor; поэто­му все рим­ские маги­ст­ра­ты суть вла­сти выбор­ные и без­воз­мезд­ные. Такая поста­нов­ка государ­ст­вен­ных долж­но­стей состав­ля­ет осо­бен­ную чер­ту рим­ской рес­пуб­ли­ки. Каких-либо юриди­че­ских, кон­сти­ту­ци­он­ных огра­ни­че­ний вла­сти сво­их маги­ст­ра­тов рим­ляне зна­ют немно­го: закон о pro­vo­ca­tio, lex Ater­nia Tar­peia — и толь­ко. Рим­ский плебс, всту­пив­ший было в нача­ле сво­ей борь­бы с.102 на путь этих кон­сти­ту­ци­он­ных огра­ни­че­ний, впо­след­ст­вии оста­вил их и стал доби­вать­ся досту­па к маги­ст­ра­ту­рам. Когда это уда­лось, рим­ская демо­кра­тия не дума­ла более о даль­ней­ших огра­ни­че­ни­ях вла­сти путем зако­на, пред­по­чи­тая иные спо­со­бы гаран­ти­ро­вать сво­бо­ду. Фак­ти­че­ские огра­ни­че­ния прин­ци­пи­аль­ной пол­ноты вла­сти При­зна­вая, за ука­зан­ны­ми пре­де­ла­ми, всю прин­ци­пи­аль­ную пол­ноту вла­сти, рим­ляне ста­вят ее в такие фак­ти­че­ские усло­вия, бла­го­да­ря кото­рым воз­рож­де­ние абсо­лю­тиз­ма дела­ет­ся (по край­ней мере, до послед­не­го сто­ле­тия) невоз­мож­ным. Таки­ми фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ваю­щи­ми усло­ви­я­ми явля­лись:

крат­ковре­мен­ность служ­бы

1) Крат­ковре­мен­ность служ­бы. Все маги­ст­ра­ты изби­ра­ют­ся на корот­кий срок, боль­шин­ство на год и толь­ко цен­зор на пять лет. А даже царь, избран­ный на один год, фак­ти­че­ски не будет таким вла­сте­ли­ном, как царь пожиз­нен­ный, а тем более дина­сти­че­ский. И мы виде­ли выше, что сами рим­ские писа­те­ли в этой «годич­но­сти» вла­сти усмат­ри­ва­ли глав­ней­шую осно­ву сво­ей сво­бо­ды («li­ber­ta­tis ori­gi­nem»).

кол­ле­ги­аль­ность и in­ter­ces­sio

2) Кол­ле­ги­аль­ность маги­ст­ра­тур. Все маги­ст­ра­ту­ры орга­ни­зо­ва­ны кол­ле­ги­аль­но: два кон­су­ла, два, а потом и более, пре­то­ров и т. д. Была ли эта кол­ле­ги­аль­ность про­дук­том более позд­не­го вре­ме­ни (как дума­ет, напр., Бон­фан­те), или же она (как пола­га­ет гос­под­ст­ву­ю­щее мне­ние) явля­ет­ся учреж­де­ни­ем, родив­шим­ся одно­вре­мен­но с рес­пуб­ли­кой, — не под­ле­жит сомне­нию, что кол­ле­ги­аль­ная орга­ни­за­ция маги­ст­ра­тур состав­ля­ет одну из ори­ги­наль­ней­ших черт рим­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го устрой­ства3. Эта кол­ле­ги­аль­ность, одна­ко, отнюдь не обо­зна­ча­ет того, что все одно­род­ные маги­ст­ра­ты долж­ны дей­ст­во­вать сов­мест­но, как кол­ле­гия; они явля­ют­ся не кол­ле­ги­ей, а кол­ле­га­ми. Каж­дый маги­ст­рат дей­ст­ву­ет отдель­но и само­сто­я­тель­но — так, как если бы он был один; каж­до­му из них в 74 отдель­но­сти при­над­ле­жит вся пол­нота соот­вет­ст­вен­ной вла­сти. Но рядом с ним такая же пол­нота вла­сти при­над­ле­жит дру­го­му, и в слу­чае жела­ния этот дру­гой сво­им ve­to может с.103 пара­ли­зо­вать любое рас­по­ря­же­ние пер­во­го. В этом состо­ит сущ­ность т. н. jus in­ter­ces­sio­nis4. При этом jus in­ter­ces­sio­nis рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на соимен­ных кол­лег, но и на дру­гих маги­ст­ра­тов, низ­ших по срав­не­нию с интер­цеди­ру­ю­щим: кон­сул может интер­цеди­ро­вать не толь­ко кон­су­лу, но и пре­то­ру, кве­сто­ру и т. д. Это соот­но­ше­ние маги­ст­ра­тур выра­жа­ет­ся пра­ви­лом: «par major­ve po­tes­tas plus va­le­to»5. Из это­го пра­ви­ла суще­ст­ву­ют, одна­ко, неко­то­рые исклю­че­ния: власть цен­зо­ра не под­ле­жит ничьей in­ter­ces­sio, кро­ме in­ter­ces­sio дру­го­го цен­зо­ра; с дру­гой сто­ро­ны, народ­ный три­бун может интер­цеди­ро­вать всем.

Понят­но, что при таких усло­ви­ях jus in­ter­ces­sio­nis яви­лось могу­ще­ст­вен­ным сред­ст­вом вза­им­но­го кон­тро­ля маги­ст­ра­тов и слу­жи­ло дей­ст­ви­тель­ным про­ти­во­ве­сом про­тив абсо­лю­ти­сти­че­ских пополз­но­ве­ний отдель­ных лиц.

В осо­бен­но тре­вож­ные момен­ты рим­ская рес­пуб­ли­ка при­бе­га­ет к дик­та­ту­ре; тогда все обыч­ные маги­ст­ра­ту­ры зами­ра­ют, и в лице дик­та­то­ра государ­ст­вен­ная власть, при нор­маль­ных усло­ви­ях раз­дроб­лен­ная меж­ду мно­ги­ми маги­ст­ра­ту­ра­ми и ослаб­лен­ная воз­мож­но­стью in­ter­ces­sio, вос­ста­нов­ля­ет­ся вновь во всей сво­ей цар­ской абсо­лют­но­сти; дик­та­тор отли­ча­ет­ся от царя толь­ко корот­ким сро­ком сво­их пол­но­мо­чий6.

ответ­ст­вен­ность перед наро­дом

3) Ответ­ст­вен­ность перед наро­дом. Нако­нец, послед­ним усло­ви­ем, фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ваю­щим воз­мож­ность про­из­во­ла со сто­ро­ны маги­ст­ра­та, слу­жи­ло то обсто­я­тель­ство, что все они за свои долж­ност­ные дей­ст­вия мог­ли быть при­вле­че­ны к суду народ­но­го собра­ния — выс­шие маги­ст­ра­ты по исте­че­нии долж­ност­но­го сро­ка, низ­шие даже и рань­ше. Суду и ответ­ст­вен­но­сти под­вер­га­лись они при этом не за нару­ше­ние тех или иных пре­де­лов сво­ей вла­сти (ибо тако­вых, как ска­за­но, почти не суще­ст­во­ва­ло), а за дур­ное или свое­ко­рыст­ное поль­зо­ва­ние закон­ной вла­стью. Понят­но, что при извест­ных усло­ви­ях такой суд мог пре­вра­щать­ся в с.104 рас­пра­ву одной пар­тии над дру­гой, — но самая воз­мож­ность суда долж­на была при­нуж­дать маги­ст­ра­та вся­кий раз чут­ко при­слу­ши­вать­ся к голо­су народ­но­го мне­ния.

Общие пра­ва маги­ст­ра­тов; im­pe­rium и po­tes­tas; im­pe­rium do­mi и mi­li­tiae

Власть рим­ских маги­ст­ра­тов носит общее назва­ние im­pe­rium и po­tes­tas. Пер­во­на­чаль­но, несо­мнен­но, оба эти тер­ми­на употреб­ля­лись без­раз­лич­но, но впо­след­ст­вии ста­ли раз­ли­чать ma­gistra­tus cum im­pe­rio и si­ne im­pe­rio7, при­чем послед­ним (напр., цен­зор, три­бун) ста­ли при­пи­сы­вать po­tes­tas (cen­so­ria, tri­bu­ni­cia), 75 и таким обра­зом ста­ли как бы вкла­ды­вать осо­бое содер­жа­ние в поня­тие im­pe­rium и в поня­тие po­tes­tas. Толь­ко та власть обык­но­вен­но назы­ва­ет­ся im­pe­rium, кото­рая заклю­ча­ет в себе функ­ции воен­ную, обще­ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную и уго­лов­ную (сле­до­ва­тель­но, вполне — власть кон­су­ла и пре­то­ра), хотя вооб­ще нуж­но ска­зать, что тер­ми­но­ло­гия эта не отли­ча­ет­ся стро­гою выдер­жан­но­стью.

Суще­ст­вен­ней­шие пра­ва рим­ско­го маги­ст­ра­та (не каж­до­му маги­ст­ра­ту, одна­ко, в пол­ной мере при­над­ле­жа­щие) сво­дят­ся к сле­дую­щим: a) пра­во сно­ше­ний с бога­ми от име­ни рим­ско­го наро­да (jus aus­pi­cio­rum); b) пра­во сно­ше­ний с сена­том и наро­дом (jus agen­di cum pat­ri­bus и cum po­pu­lo), т. е. пра­во вно­сить в сенат re­la­tio­nes, а в народ­ные собра­ния ro­ga­tio­nes; c) пра­во изда­ния обще­обя­за­тель­ных рас­по­ря­же­ний (jus edi­cen­di; пер­во­на­чаль­но такие рас­по­ря­же­ния объ­яв­ля­лись наро­ду уст­но in con­tio­ne8, отсюда сло­во «edic­tum», а впо­след­ст­вии они выстав­ля­лись в пись­мен­ной фор­ме на фору­ме); d) выс­шее воен­ное коман­до­ва­ние со все­ми отно­ся­щи­ми­ся сюда функ­ци­я­ми; e) выс­шая адми­ни­ст­ра­тив­ная и поли­цей­ская власть, т. е. общая охра­на внут­рен­не­го обще­ст­вен­но­го поряд­ка, откуда про­ис­те­ка­ет так­же, по рим­ским пред­став­ле­ни­ям, уго­лов­ная юрис­дик­ция маги­ст­ра­тов, их уча­стие в граж­дан­ском суде и их поли­цей­ская власть в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва.

Сред­ства­ми для осу­щест­вле­ния рас­по­ря­же­ний во всех этих обла­стях в руках маги­ст­ра­тов явля­лись: 1) пра­во лич­но­го задер­жа­ния непо­слуш­но­го (jus pren­den­di), 2) пре­да­ние суду (in jus vo­ca­tio), 3) нало­же­ние штра­фа (mul­tae dic­tio), 4) арест какой-либо вещи, при­над­ле­жа­щей ослуш­ни­ку, для обес­пе­че­ния его пови­но­ве­ния (pig­no­ris ca­pio). К этим сред­ствам мог­ли при­бе­гать не толь­ко выс­шие маги­ст­ра­ты cum im­pe­rio, но в пре­де­лах их спе­ци­аль­ной ком­пе­тен­ции и все дру­гие (эдил, кве­стор и т. д.).

с.105 Im­pe­rium, одна­ко, име­ет не оди­на­ко­вую юриди­че­скую интен­сив­ность, смот­ря по тому, где она про­яв­ля­ет­ся, и в этом отно­ше­нии раз­ли­ча­ет­ся im­pe­rium do­mi и im­pe­rium mi­li­tiae.

По древ­ней­ше­му рим­ско­му воз­зре­нию, обыч­ный граж­дан­ский порядок воз­мо­жен толь­ко «дома» (do­mi), т. е. на терри­то­рии соб­ст­вен­но Рима, в горо­де, и intra po­me­rium, т. е. в обла­сти, лежа­щей не далее одной мили вокруг его стен. За эти­ми пре­де­ла­ми (extra po­me­rium) все­гда воз­мож­но вра­же­ское напа­де­ние, и пото­му там рим­ля­нин нахо­дил­ся все­гда «на воен­ном поло­же­нии» (mi­li­tiae). Отсюда и ука­зан­ное раз­ли­чие в содер­жа­нии im­pe­rium. Im­pe­rium mi­li­tiae долж­но обла­дать боль­шей интен­сив­но­стью и непре­ре­кае­мо­стью, и те огра­ни­че­ния вла­сти, кото­рые могут быть тер­пи­мы дома, не могут быть тер­пи­мы вне его. Вслед­ст­вие это­го: a) Внут­ри город­ской чер­ты на реше­ния маги­ст­ра­та воз­мож­на pro­vo­ca­tio; вне ее она не допус­ка­ет­ся; там власть маги­ст­ра­та абсо­лют­на. b) Внут­ри Рима власть маги­ст­ра­та длит­ся толь­ко до исте­че­ния сро­ка, вслед­ст­вие чего до избра­ния ново­го воз­мо­жен пустой про­ме­жу­ток (in­ter­reg­num); mi­li­tiae это невоз­мож­но: до при­езда пре­ем­ни­ка ста­рый маги­ст­рат оста­ет­ся у вла­сти 76 pro ma­gistra­tu9. c) Дома все маги­ст­ра­ты пра­вят сов­мест­но с ука­зан­ной выше воз­мож­но­стью in­ter­ces­sio; mi­li­tiae подоб­ное ослаб­ле­ние вла­сти недо­пу­сти­мо, вслед­ст­вие чего маги­ст­ра­ты или рас­сы­ла­ют­ся сена­том по раз­ным местам (один кон­сул со сво­и­ми леги­о­на­ми на один театр воен­ных дей­ст­вий, дру­гой на дру­гой; такая ука­зан­ная сена­том сфе­ра дей­ст­вий каж­до­го и назы­ва­лась в древ­ней­шее вре­мя pro­vin­cia), или же, если ока­зы­ва­ют­ся вме­сте, череду­ют­ся во вла­сти (каж­дый через день и т. п.).

Виды маги­ст­ра­тур

Кро­ме упо­мя­ну­тых ma­gistra­tus cum im­pe­rio и si­ne im­pe­rio, в систе­ме рим­ских маги­ст­ра­тур раз­ли­ча­ют­ся еще: 1) ma­gistra­tus majo­res и mi­no­res, при­чем осно­ва­ни­ем раз­ли­чия слу­жит пра­во на aus­pi­cia majo­ra или mi­no­ra; к ma­gistra­tus majo­res отно­си­лись кон­су­лы, пре­то­ры и цен­зо­ры; все осталь­ные — mi­no­res. 2) Маги­ст­ра­ты куруль­ные и неку­руль­ные, смот­ря по тому, име­ли ли маги­ст­ра­ты пра­во отправ­лять свою долж­ность, сидя в куруль­ном крес­ле (sel­la cu­ru­lis), или же нет. К куруль­ным при­над­ле­жат кон­сул, пре­тор, цен­зор и куруль­ный эдил.

Неред­ко встре­ча­ют­ся слу­чаи, когда вла­стью маги­ст­ра­та обла­да­ют лица, не избран­ные в эту долж­ность. Такие лица дей­ст­ву­ют pro con­su­le, pro prae­to­re и т. д., вооб­ще pro ma­gistra­tu, отче­го в этих с.106 слу­ча­ях гово­рят о про­ма­ги­ст­ра­ту­рах. При этом ино­гда низ­ший маги­ст­рат дей­ст­ву­ет за выс­ше­го, напр., пре­тор за кон­су­ла; ино­гда же совер­шен­но част­ное лицо обле­ка­ет­ся извест­ны­ми офи­ци­аль­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Так, напр., пра­ви­те­ли про­вин­ций часто посы­ла­ют вме­сто себя в те или дру­гие части про­вин­ции сво­их упол­но­мо­чен­ных, кото­рые дей­ст­ву­ют их име­нем (le­ga­ti pro prae­to­re).

Вокруг каж­до­го маги­ст­ра­та груп­пи­ру­ет­ся его лич­ный совет — con­si­lium, не име­ю­щий, впро­чем, ника­ко­го офи­ци­аль­но­го зна­че­ния, и целая мас­са низ­ших слу­жа­щих, нося­щих общее назва­ние ap­pa­ri­to­res. Тако­вы сек­ре­та­ри и пись­мо­во­ди­те­ли (scri­bae), лик­то­ры (lic­to­res10), гла­ша­таи (pre­co­nes) и посыль­ные (via­to­res). Все они состо­ят на жало­ва­ньи, не счи­та­ют­ся маги­ст­ра­та­ми и состав­ля­ют при каж­дой маги­ст­ра­ту­ре неко­то­рый посто­ян­ный штат, пере­хо­дя­щий от одно­го пред­ста­ви­те­ля ее к дру­го­му. Обык­но­вен­но ap­pa­ri­to­res при дан­ной долж­но­сти обра­зу­ют из себя неко­то­рую част­ную кор­по­ра­цию, для вступ­ле­ния в кото­рую необ­хо­ди­ма покуп­ка места.

Выбо­ры маги­ст­ра­тов: усло­вия для избра­ния (lex Vil­lia и lex Cor­ne­lia) и порядок выбо­ров

Выбо­ры маги­ст­ра­тов при­над­ле­жат народ­но­му собра­нию, и при­том раз­лич­ным видам его; об этом было ска­за­но выше (§ 12). Пер­во­на­чаль­но в любую маги­ст­ра­ту­ру мог быть избран каж­дый рим­ский граж­да­нин, име­ю­щий пра­во уча­стия в народ­ном собра­нии; каких-либо осо­бых усло­вий пас­сив­но­го изби­ра­тель­но­го пра­ва не суще­ст­во­ва­ло. Но во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки появ­ля­ют­ся уже неко­то­рые огра­ни­че­ния.

Закон 180 г., т. н. lex Vil­lia an­na­lis, уста­но­вил, во-пер­вых, извест­ный иерар­хи­че­ский порядок долж­но­стей («cer­tus or­do ma­gistra­tuum»): кве­стор, куруль­ный эдил, пре­тор и кон­сул; попасть на долж­ность кон­су­ла мож­но было толь­ко прой­дя через 77 эти пред­ва­ри­тель­ные сту­пе­ни. Во-вто­рых, он уста­но­вил мини­маль­ный воз­раст для заня­тия низ­шей сту­пе­ни этой лест­ни­цы — кве­сту­ры, но уста­но­вил кос­вен­но: кан­дидат дол­жен пред­ва­ри­тель­но отбыть в тече­ние 10 лет воин­скую повин­ность (или, по край­ней мере, в тече­ние 10 лет предъ­яв­лять себя к набо­ру); а так как отбы­ва­ние воин­ской повин­но­сти начи­на­ет­ся с 17 лет, то кве­сто­ром мож­но сде­лать­ся не ранее 27 лет. Нако­нец, lex Vil­lia пред­пи­са­ла еще обя­за­тель­ный двух­лет­ний про­ме­жу­ток меж­ду сло­же­ни­ем с себя одной долж­но­сти и избра­ни­ем в дру­гую. Все эти три пунк­та пре­сле­ду­ют одну цель: не с.107 допу­стить слиш­ком моло­дых и неопыт­ных людей на пост выс­ших маги­ст­ра­тов.

Изло­жен­ный закон к кон­цу рес­пуб­ли­ки поте­рял свое зна­че­ние, бла­го­да­ря совер­шив­шим­ся изме­не­ни­ям в воин­ской повин­но­сти: фак­ти­че­ски граж­дане пере­ста­ли при­вле­кать­ся к отбы­ва­нию обя­за­тель­ной воин­ской повин­но­сти, вой­ско же ком­плек­ту­ет­ся теперь из волон­те­ров-про­ле­та­ри­ев. Вслед­ст­вие это­го закон Вил­лия был исправ­лен сооб­раз­но новым усло­ви­ям зако­ном Сул­лы — lex Cor­ne­lia de ma­gistra­ti­bus (81 г. до Р. Х.). Этот послед­ний закон уже пря­мо опре­де­ля­ет мини­маль­ный воз­раст для заня­тия каж­дой долж­но­сти: для кве­сту­ры — 30 лет, для пре­ту­ры — 40 и для кон­су­ла­та — 42 года.

Лицо, желав­шее выста­вить свою кан­дида­ту­ру на ту или дру­гую долж­ность, долж­но было зара­нее заявить о себе маги­ст­ра­ту, созы­вав­ше­му то народ­ное собра­ние, в кото­ром долж­ны были про­ис­хо­дить выбо­ры; это назы­ва­ет­ся pro­fes­sio no­mi­nis. Имя кан­дида­та выстав­ля­лось затем на фору­ме. Про­ме­жу­ток до выбо­ров употреб­лял­ся на выбор­ную аги­та­цию (am­bi­tus); кан­дидат, оде­тый в белую тогу, пока­зы­ва­ет­ся в обще­ст­вен­ных местах, ста­ра­ясь при­влечь народ­ную сим­па­тию. В выбо­ре аги­та­ци­он­ных средств встре­ча­лись и зло­употреб­ле­ния, напр. под­ку­пы; по край­ней мере, сре­ди рес­пуб­ли­кан­ско­го зако­но­да­тель­ства мы нахо­дим нема­ло зако­нов, ста­рав­ших­ся бороть­ся с подоб­ной недоб­ро­со­вест­ной аги­та­ци­ей — т. н. le­ges de am­bi­tu.

Избран­ный кан­дидат, если он при­над­ле­жит к чис­лу ma­gistra­tus cum im­pe­rio, дол­жен полу­чить еще lex cu­ria­ta de im­pe­rio (см. выше), а затем вся­кий — при­не­сти при­ся­гу на вер­ность зако­нам (jura­re in le­ges), что совер­ша­лось в общем хра­ни­ли­ще зако­нов, в хра­ме Сатур­на, в при­сут­ст­вии кве­сто­ра.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Li­ber­ta­tis ori­gi­nem in­de ma­gis quia an­nuum im­pe­rium fac­tum sit quam quod de­mi­nu­tum quic­quam sit ex re­gia po­tes­ta­te nu­me­res — «затем осно­ву сво­бо­ды соста­ви­ло ско­рее то, что власть ста­ла годич­ной, чем то, что было умень­ше­но нечто из цар­ских пре­ро­га­тив». (Пер. ред.)
  • 2Uti con­su­les ha­be­rent po­tes­ta­tem tem­po­re dum­ta­xat an­nuam, ge­ne­re ip­so ac jure re­giam — «так что кон­су­лы име­ли власть по вре­ме­ни толь­ко годич­ную, по само­му же роду ее и пра­ву — цар­скую». (Пер. ред.)
  • 3«Уже древ­ней­шая рим­ская рес­пуб­ли­ка пред­став­ля­ет ори­ги­наль­ное государ­ство, не име­ю­щее себе рав­ных в тогдаш­ней Ита­лии. После изгна­ния царей Рим не стал выби­рать годич­но­го дик­та­то­ра, как то было в Аль­бе, а поста­вил во гла­ве общи­ны двух маги­ст­ра­тов, как то дела­ли оски, а быть может, ранее и дру­гие латин­ские рес­пуб­ли­ки. Но при том рим­ляне снаб­ди­ли каж­до­го из этих двух кон­су­лов или пре­то­ров абсо­лют­ною вла­стью этрус­ско­го царя или латин­ско­го годич­но­го дик­та­то­ра — по край­ней мере в обла­сти свет­ских дел. Поста­вить двух носи­те­лей абсо­лют­ной вла­сти рядом друг с дру­гом и таким путем пара­ли­зо­вать опас­но­сти абсо­лю­тиз­ма — это было не резуль­та­том како­го-либо есте­ствен­но­го раз­ви­тия, а неко­то­рой гени­аль­ной пара­док­си­ей (“eine ge­nia­le Pa­ra­do­xie”)» — Ro­sen­berg A. Der Staat der al­ten Ita­li­ker. 1913. S. 81.
  • 4Jus in­ter­ces­sio­nis — пра­во вме­ша­тель­ства. (Прим. ред.)
  • 5Par major­ve po­tes­tas plus va­le­to — рав­ный или выше­сто­я­щий обла­да­ет боль­шей силой. (Пер. ред.)
  • 6«Как рим­ский кон­су­лат, так и рим­ская дик­та­ту­ра про­ник­ну­ты одним духом: они обна­ру­жи­ва­ют стрем­ле­ние сде­лать авто­ри­тет носи­те­ля государ­ст­вен­ной вла­сти настоль­ко силь­ным, насколь­ко толь­ко воз­мож­но, и в то же вре­мя обес­пе­чить основ­ной харак­тер рес­пуб­ли­кан­ско­го строя. В этих двух основ­ных сва­ях рим­ской орга­ни­за­ции мож­но усмот­реть дело како­го-то неиз­вест­но­го вели­ко­го поли­ти­ка, сумев­ше­го соче­тать этрус­ское im­pe­rium с южно­и­таль­ян­ской гре­че­ской сво­бо­дой». — Ro­sen­berg A. loc. cit. S. 81—82.
  • 7Cum im­pe­rio — с вла­стью im­pe­rium; si­ve im­pe­rio — без вла­сти im­pe­rium. (Прим. ред.)
  • 8In con­tio­ne — при скоп­ле­нии наро­да, в собра­нии. (Прим. ред.)
  • 9Pro ma­gistra­tu — вме­сто маги­ст­ра­та. (Прим. ред.)
  • 10Lic­to­res (лик­то­ры) — воору­жен­ная охра­на, так­же испол­ня­ю­щая по при­ка­зу маги­ст­ра­та и нала­гае­мые им нака­за­ния. (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230015 1524230016 1524230017