Бернард Фришер

Аннотированная хронология скульптурной группы «Лаокоон»

© 2009—2013. Bernard Frischer. Digital Sculpture Project: Laocoon. An Annotated Chronology of the “Laocoon” Statue Group. Editing by David Koller.
Бернард Фришер. Проект «Цифровая скульптура»: Лаокоон. Аннотированная хронология скульптурной группы «Лаокоон». Под ред. Дэвида Коллера. Электронный ресурс (последнее обновление: 22.03.2013; дата обращения: 29.05.2018).
© 2018 г. Перевод с англ. О. В. Любимовой.

Источ­ни­ки и сокра­ще­ния

Bu­ra­nel­li = Lao­coon­te. Al­le ori­gi­ni dei Mu­sei Va­ti­ca­ni / Ed. F. Bu­ra­nel­li, P. Li­ve­ra­ni, A. Nes­sel­rath. Ro­ma, 2006. P. 119—200.

Has­kell-Pen­ny = Fran­cis Has­kell, Ni­cho­las Pen­ny. Tas­te and the An­ti­que. New Ha­ven: Yale Uni­ver­si­ty Press, 1981. P. 243—247.

Pi­nel­li = Oriet­ta Ros­si Pi­nel­li. Chi­rur­gia del­la me­mo­ria: scul­tu­ra an­ti­ca e res­tau­ri sto­ri­ci // Me­mo­ria dell’an­ti­co nell’ar­te ita­lia­na / Ed. S. Set­tis. To­ri­no: G. Einau­di, 1986. Vol. III. P. 183—191.

Хро­но­ло­гия

40 г. до н. э. — 20 г. н. э. Пред­по­ло­жи­тель­ный пери­од, когда Аге­сандр, Полидор и Афи­но­дор Родос­ские созда­ли груп­пу Лао­ко­о­на. Дати­ров­ка этой груп­пы до сих пор вызы­ва­ет спо­ры у спе­ци­а­ли­стов. Пред­ла­га­лись сле­дую­щие даты:


Середи­на II в. до н. э.: Ma­gi F. Il rip­ris­ti­no del Lao­coon­te // At­ti del­la Pon­ti­fi­ca Ac­ca­de­mia Ro­ma­na di Ar­cheo­lo­gia, Me­mo­rie III. 9. 1. Va­ti­ca­no, 1960.


40 г. до н. э. — 20 г. н. э.: Set­tis S. Lao­coon­te. Fa­ma e sti­le. Ro­ma, 1999.


14—37 гг. н. э.: Копия брон­зо­вой груп­пы, дати­ру­е­мой при­бли­зи­тель­но 140 г. до н. э. в пер­гам­ском сти­ле: Andreae B. Lao­koon und die Grün­dung Roms. Mainz, 1988; Prae­to­rium Spe­lun­cae. Ti­be­rius und Ovid in Sper­lon­ga // Ab­hand­lun­gen der Geis­tes- und So­zialwis­sen­schaftli­chen Klas­se, Jahrgang 1994, Nr. 12, Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten und der Li­te­ra­tur. Mainz, Stuttgart, 1994.


41—68 гг. н. э.: Ори­ги­наль­ная работа, создан­ная под вли­я­ни­ем позд­не­клас­си­че­ских и осо­бен­но элли­ни­сти­че­ских образ­цов; Him­mel­mann N. Lao­koon // An­ti­ke Kunst. Bd. 34. 1991. S. 97—115; Sper­lon­ga. Die ho­me­ri­schen Grup­pen und ih­re Bildquel­len. Op­la­den, 1995.


70-е гг. н. э. Пли­ний Стар­ший (Есте­ствен­ная исто­рия. XXXVI. 37) свиде­тель­ст­ву­ет, что груп­па Лао­ко­о­на нахо­дит­ся в доме импе­ра­то­ра Тита.

Латин­ский текст: «Nec dein­de mul­to plu­ri­mum fa­ma est, quo­run­dam cla­ri­ta­ti in ope­ri­bus exi­miis obstan­te nu­me­ro ar­ti­fi­cum, quo­niam nec unus oc­cu­pat glo­riam nec plu­res pa­ri­ter nun­cu­pa­ri pos­sunt, si­cut in Lao­coon­te, qui est in Ti­ti im­pe­ra­to­ris do­mo, opus om­ni­bus et pic­tu­rae et sta­tua­riae ar­tis prae­fe­ren­dum. ex uno la­pi­de eum ac li­be­ros dra­co­num­que mi­ra­bi­les ne­xus de con­si­lii sen­ten­tia fe­ce­re sum­mi ar­ti­fi­ces Ha­ge­san­der et Po­ly­do­rus et At­he­no­do­rus Rho­dii» (ed. Ca­ro­lus May­hoff, Leip­zig, Teub­ner 1897).


Пере­вод: «И затем очень немно­гие про­сла­ви­лись, а сла­ве неко­то­рых в их выдаю­щих­ся сов­мест­ных про­из­веде­ни­ях пре­пят­ст­ву­ет чис­ло худож­ни­ков, пото­му что и одно­му сла­ва не при­над­ле­жит, и более, чем один, не может быть назван рав­но обла­да­те­лем ее, как, напри­мер, в слу­чае с Лао­ко­оном, кото­рый нахо­дит­ся во двор­це импе­ра­то­ра Тита про­из­веде­ни­ем, кото­рое долж­но быть пред­по­чте­но всем про­из­веде­ни­ям и живо­пи­си и искус­ства скульп­ту­ры в меди. Его с детьми и при­чуд­ли­вы­ми спле­те­ни­я­ми змей созда­ли из еди­но­го кам­ня по согла­со­ван­но­му замыс­лу вели­чай­шие худож­ни­ки с Родо­са Гаге­сандр, Полидор и Афи­но­дор» (пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).

13 или 14 янва­ря 1506 г. Скульп­тур­ная груп­па «Лао­ко­он» най­де­на на хол­ме Оппий, под руи­на­ми бань Тита, в месте под назва­ни­ем «Голо­вы» (Le Ca­poc­ce), в вино­град­ни­ке на Эскви­лине, кото­рый возде­лы­вал некий Фели­че де Фред­ди. Она была най­де­на «под зем­лёй око­ло кры­ла 6» (Bu­ra­nel­li, 129 [№ 16]). Об этом месте и о де Фред­ди (или, в лати­ни­зи­ро­ван­ной фор­ме, de Fred­dis) см.: Vol­pe R., Pa­ri­si A. Lao­coon­te. L’ul­ti­mo en­gi­ma // Ar­cheo 299, Janua­ry 2010. P. 26—39. Папа Юлий II отпра­вил Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло, его сына Фран­че­ско и Микел­ан­дже­ло осмот­реть наход­ку. Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло немед­лен­но иден­ти­фи­ци­ро­вал её как зна­ме­ни­тую груп­пу, кото­рую вос­хва­лял Пли­ний в «Есте­ствен­ной исто­рии», XXXVI. 37. Рас­сказ об иден­ти­фи­ка­ции Фран­че­ско да Сан­гал­ло см. ниже, 28 фев­ра­ля 1567 г. Почти сра­зу было отме­че­но, что (вопре­ки опи­са­нию Пли­ния) груп­па «Лао­ко­он» не изва­я­на из цель­но­го кус­ка мра­мо­ра. Пред­ла­га­лись раз­лич­ные объ­яс­не­ния, но на про­тя­же­нии веков немно­гие иссле­до­ва­те­ли сомне­ва­лись в том, что «Лао­ко­он» соот­вет­ст­ву­ет скульп­тур­ной груп­пе, о кото­рой сооб­ща­ет Пли­ний (подроб­нее см. Has­kell-Pen­ny, 246). Из скеп­ти­ков наи­боль­ше­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет, пожа­луй, Джу­зеп­пе Лульи (Lug­li G. La Do­mus Ti­ti e la sco­pe­ta del Lao­coon­te // Ar­cheo­lo­gia Clas­si­ca. Vol. 10. 1958. P. 197—200), кото­рый дока­зы­ва­ет, что дом импе­ра­то­ра Тита нахо­дил­ся на Кви­ри­на­ле, а «Лао­ко­он», най­ден­ный в 1506 г., — это антич­ная копия.


23 мар­та 1506 г. папа Юлий II купил «Лао­ко­о­на» у Фели­че де Фред­ди. Источ­ник (с тек­стом дого­во­ра о про­да­же): Bu­ra­nel­li, 130 (№ 16).


Март-июнь 1506 г. «Лао­ко­он» пере­дан в Вати­кан. Источ­ник: Bu­ra­nel­li, 126 (№ 12).


Нача­ло авгу­ста 1506 г. «Лао­ко­он пере­дан» в Бель­ведер Вати­ка­на, пер­во­на­чаль­но — пря­мо­уголь­ный внут­рен­ний двор с садом. Скульп­тур­ная груп­па была уста­нов­ле­на в «Вил­лоч­ке Бель­веде­ра» (Vil­let­ta di Bel­ve­de­re), «[в] спе­ци­аль­ном месте, похо­жем на часов­ню», то есть в цен­траль­ной нише южной сте­ны дво­ра (Cor­ti­le) меж­ду Апол­ло­ном и Вене­рой. «Папа Юлий II счи­тал, что таким обра­зом испол­ня­ет боже­ст­вен­ное пред­на­зна­че­ние и даёт миру веч­ный порядок через духов­ное обнов­ле­ние, подоб­но тому, как Анхиз у Вер­ги­лия отпра­вил Энея в путь из Трои, чтобы он испол­нил своё пред­на­зна­че­ние — осно­вал Рим и при­нёс мир всем людям»; Daltrop G. The Bel­ve­de­re // The Va­ti­can Col­lec­tions. The Pa­pa­cy and Art. New York, 1982. P. 57—61, на с. 58. О дате см.: Грос­си­но, пись­мо к Иза­бел­ле д’Эсте, дати­ро­ван­ное 16 авгу­ста 1506 г.: «Il pa­pa ha fa­to le­ver il La­coun­ti do­ve era e l’a fa­to por­tar in la cor­te di Bel­ve­der do­ve è una bel­la Ve­ne­re et l’Apo­lo»[1] (цит. по: Maf­fei S. La fa­ma di Lao­coon­te nei tes­ti del Cin­que­cen­to // Lao­coon­te. Fa­ma e sti­le / Ed. S. Set­tis. Ro­ma, 1999. P. 173). источ­ник о место­на­хож­де­нии «Лао­ко­о­на» во дво­ре: T. Bartsch // Bu­ra­nel­li, 127 (№ 12); о нише — A. Nes­sel­rath // Bu­ra­nel­li, 145 (№ 33).


1506—1508 гг. a) «Лао­ко­о­на» впер­вые зари­со­вал Джо­ван­ни Анто­нио да Бре­шиа (илл. 1). Об атри­бу­ции рисун­ка см.: Nes­sel­rath A. Hoch­re­nais­san­ce im Va­ti­kan. Kunst und Kul­tur im Rom der Päpste, Ex­hi­bi­tion, Bonn 1998—1999 / Ed. P. Kru­se. Ostfil­dern, Ver­lag Gerd Hatje, 1998. Cat. Nr. 234. Рису­нок свиде­тель­ст­ву­ет о том, что груп­па была най­де­на в хоро­шем состо­я­нии. Отсут­ст­во­ва­ли пра­вые руки отца и млад­ше­го сына, пра­вая кисть стар­ше­го сына, а так­же неко­то­рые коль­ца змей. Да Бре­шиа был худож­ни­ком из окру­же­ния Ман­те­ньи. После смер­ти послед­не­го 13 сен­тяб­ря 1506 г. да Бре­шиа пере­ехал в Рим и работал там до 1525 г. Дати­ров­ка его осмот­ра «Лао­ко­о­на» осно­ва­на на состо­я­нии послед­не­го, кото­рый ещё не поме­щён на новый поста­мент во Дво­ре ста­туй (Cor­ti­le del­le Sta­tue, ср. илл. 3), что про­изо­шло в 1511 г., ср.: T. Bartsch // Bu­ra­nel­li, 127 (№ 12).


Илл. 1. Джо­ван­ни Анто­нио да Бре­шиа, 14 янва­ря 1506 г. — 1508 г. Дюс­сель­дорф, музей Кунст­па­ласт, инв. № KA (FP) 7032.

1506—1508 гг. b) Гра­вю­ра на меди работы Джо­ван­ни Анто­нио да Бре­шиа (илл. 2) с изо­бра­же­ни­ем груп­пы Лао­ко­о­на (Лон­дон, Бри­тан­ский музей, инв. № 1845-8-25-707). Это одно из несколь­ких изо­бра­же­ний, сде­лан­ных вско­ре после обна­ру­же­ния, кото­рое под­твер­жда­ет, что на момент наход­ки стар­ший сын был отде­лён от двух дру­гих фигур. Пинел­ли отме­ча­ет, что «фрон­таль­ная ори­ен­та­ция груп­пы явля­ет­ся, таким обра­зом, рекон­струк­ци­ей XVI в., кото­рая может не иметь ниче­го обще­го с ори­ги­наль­ной ком­по­зи­ци­ей родос­ской работы» (Pi­nel­li). Сей­мур Говард выска­зы­ва­ет сход­ное мне­ние по резуль­та­там лич­но­го осмот­ра мра­мо­ра: Howard S. On the Re­con­struc­tion of the Va­ti­can Lao­coon Group // Ame­ri­can Jour­nal of Ar­chaeo­lo­gy. Vol. 63. 1959. P. 365—369 (см. ниже, 1959 г.).


Илл. 2. Джо­ван­ни Анто­нио да Бре­шиа, гра­вю­ра на меди с изо­бра­же­ни­ем «Лао­ко­о­на», ок. 1506—1508 гг. (Лон­дон, Бри­тан­ский музей, инв. № 1845-8-25-707). См. T. Bartsch // Bu­ra­nel­li, 126—127 (№ 12).

Ок. 1509/1510 г. «Лао­ко­о­на» зари­со­вал Мар­кан­то­нио Рай­мон­ди. Перо, сепия. Буда­пешт, Музей изящ­ных искусств. инв. № 58. 983. Иллю­ст­ра­цию см.: Bu­ra­nel­li, 145 (№ 33). Этот рису­нок пред­став­ля­ет инте­рес, так как на нём вид­но, что к это­му вре­ме­ни скульп­тур­ная груп­па ещё была почти не отре­ста­ври­ро­ва­на: лишь ступ­ня и пра­вое коле­но млад­ше­го сына (най­ден­ные отдель­но от ста­туи) были при­креп­ле­ны на место, как отме­ча­ет Арнольд Нес­сель­рат: A. Nes­sel­rath // Bu­ra­nel­li, 145 (№ 33).


1510 г. Яко­по Сан­со­ви­но дела­ет вос­ко­вую копию груп­пы, с помо­щью кото­рой изготав­ли­ва­ет­ся брон­зо­вая копия для кар­ди­на­ла Доме­ни­ко Гри­ма­ни. Эта копия утра­че­на (см.: I. Leo­ne // Bu­ra­nel­li, 138 [№ 25]). Источ­ник: Va­sa­ri G. Le vi­te de’ più ec­cel­len­ti ar­chi­tet­ti, pit­to­ri e scul­to­ri ita­lia­ni, da Ci­ma­bue in­si­no a’ tem­pi nostri. Flo­ren­ce: n. p., 1550; репринт: Flo­ren­ce: Appres­so I Giun­ti, 1568; исполь­зо­ва­но сле­дую­щее изда­ние: Gae­ta­no Mi­la­ne­si, ed. Vol. 7. Flo­ren­ce: G. C. San­so­ni, 1878—1885. P. 489: «Яко­по, извест­но­го по этим при­чи­нам всем масте­рам Фло­рен­ции и счи­тав­ше­го­ся очень спо­соб­ным и достой­ным юно­шей, к его боль­шой радо­сти взял в Рим Джу­ли­а­но да Сан Гал­ло, архи­тек­тор папы Юлия II; затем, вос­хи­тив­шись антич­ны­ми ста­ту­я­ми в Бель­веде­ре, он взял­ся их зари­со­вать. Затем Бра­ман­те, ещё один архи­тек­тор папы Юлия, зани­мав­ший тогда пер­вое место и про­жи­вав­ший в Бель­веде­ре, увидел неко­то­рые рисун­ки юно­ши, а так­же изготов­лен­ный им из гли­ны горе­льеф с воз­ле­жа­щей обна­жён­ной фигу­рой с сосудом для чер­нил в руках, и эти работы так ему понра­ви­лись, что он взял Яко­по под своё покро­ви­тель­ство и велел ему сде­лать боль­шую вос­ко­вую копию Лао­ко­о­на; этим же зани­ма­лись тогда и дру­гие масте­ра по его пору­че­нию, чтобы изгото­вить затем брон­зо­вую копию, а имен­но — Дзак­ке­рия Дзак­ки из Воль­тер­ры, испа­нец Алон­со Беру­гет­та и Век­кьо из Боло­ньи» (из пере­во­да Гасто­на Де Вере, 1912/1915, www.efn.org/~acd/vi­te/Va­sa­riJSan.html (элек­трон­ный ресурс, дата обра­ще­ния 30 авгу­ста 2009 г.)).


Ок. 1520—1525 гг. Бач­чо Бан­ди­нел­ли изготав­ли­ва­ет брон­зо­вую копию (илл. 3) и ныне утра­чен­ную рестав­ра­цию пра­вой руки отца в вос­ке. Источ­ник: Va­sa­ri G. Op. cit. P. 146, 632: «Кар­ди­нал Бер­нар­до Дови­ци из Биб­би­е­ны неза­дол­го до того вер­нул­ся из Фран­ции. Пони­мая, что у коро­ля Фран­цис­ка нет ни одной мра­мор­ной скульп­ту­ры, ни антич­ной, ни совре­мен­ной, хотя он очень их любит, кар­ди­нал Дови­ци пообе­щал его вели­че­ству, что убедит папу отпра­вить ему какую-нибудь пре­крас­ную работу. После это­го кар­ди­на­ла к папе яви­лись два посла коро­ля Фран­цис­ка; увидев ста­туи в Бель­веде­ре, они возда­ли всю воз­мож­ную хва­лу Лао­ко­ону. Сопро­вож­дав­шие их кар­ди­на­лы де Меди­чи и Биб­би­е­на спро­си­ли их, будет ли король рад полу­чить такое про­из­веде­ние, и они отве­ти­ли, что такой пода­рок был бы черес­чур велик. Тогда кар­ди­нал ска­зал им: “Его вели­че­ству будет отправ­ле­на либо эта самая скульп­ту­ра, либо настоль­ко похо­жая, что меж­ду ними не будет раз­ли­чий”. И при­няв реше­ние зака­зать с неё копию, он вспом­нил о Бач­чо, послал за ним и спро­сил, отва­жит­ся ли он изва­ять Лао­ко­о­на, рав­но­го ори­ги­наль­но­му. Бач­чо заве­рил его, что его копия, несо­мнен­но, не толь­ко будет рав­на ори­ги­на­лу, но пре­взой­дёт его совер­шен­ст­вом. Тогда кар­ди­нал решил начать работу, и Бач­чо, в ожи­да­нии постав­ки мра­мо­ра, сде­лал копию скульп­тур­ной груп­пы из вос­ка, снис­кав­шую мно­го хва­лы, а так­же нари­со­вал свин­цо­вы­ми бели­ла­ми и углём эскиз того же раз­ме­ра, что и мра­мор­ная скульп­ту­ра. Когда мра­мор при­был, и в Бель­веде­ре по прось­бе Бач­чо было воз­веде­но кры­тое поме­ще­ние, где он мог бы работать, он начал с одно­го из сыно­вей Лао­ко­о­на, боль­ше­го по раз­ме­ру, и изва­ял его так, что и папа, и все иску­шён­ные цени­те­ли были удо­вле­тво­ре­ны, ибо меж­ду его работой и антич­ной едва ли мож­но было увидеть раз­ни­цу. Но взяв­шись за вто­ро­го сына и отца, нахо­див­ше­го­ся в середине, он мало что успел сде­лать к момен­ту смер­ти папы [Лев X умер 1 декаб­ря 1521 г.]. Когда на его место был избран Адри­ан VI, Бач­чо вер­нул­ся вме­сте с кар­ди­на­лом во Фло­рен­цию и занял­ся изу­че­ни­ем ком­по­зи­ции. После смер­ти Адри­а­на и избра­ния Кли­мен­та VII, Бач­чо спеш­но вер­нул­ся в Рим, чтобы успеть на коро­на­цию, для кото­рой он по при­ка­зу Его Свя­тей­ше­ства создал ста­туи и релье­фы. Затем папа пре­до­ста­вил Бач­чо жильё и денеж­ное содер­жа­ние; тот вер­нул­ся к сво­е­му Лао­ко­ону и закон­чил эту работу за два года; она ста­ла вер­ши­ной его мастер­ства. Бач­чо так­же вос­ста­но­вил пра­вую руку антич­но­го Лао­ко­о­на, отло­ман­ную и так и не най­ден­ную: он изгото­вил эту руку в пол­ном раз­ме­ре из вос­ка, и она так напо­ми­на­ла антич­ную работу — муску­ла­ми, силой и сти­лем, и так хоро­шо с ней соче­та­лась, что демон­стри­ро­ва­ла, как глу­бо­ко Бач­чо пони­ма­ет своё искус­ство; эта модель послу­жи­ла ему образ­цом для руки его соб­ст­вен­но­го Лао­ко­о­на. Его Свя­тей­ше­ство так высо­ко оце­нил эту работу, что пере­ду­мал и решил отпра­вить коро­лю дру­гие антич­ные ста­туи, а эту — во Фло­рен­цию; а кар­ди­на­лу Силь­вио Пас­се­ри­но из Кор­то­ны, сво­е­му лега­ту во Фло­рен­ции, управ­ляв­ше­му тогда горо­дом, при­ка­зал поме­стить Лао­ко­о­на на вид­ное место во вто­ром дво­ре двор­ца Меди­чи. Это про­изо­шло в 1525 г. Это про­из­веде­ние при­нес­ло Бач­чо вели­кую сла­ву» (из пере­во­да Гасто­на Де Вере, 1912/1915, www.efn.org/~acd/vi­te/Va­sa­ri­Ban­din1.html (элек­трон­ный ресурс, дата обра­ще­ния 30 авгу­ста 2009 г.)).


Илл. 3. «Лао­ко­он» Бач­чо Бан­ди­нел­ли, Уффи­ци, Фло­рен­ция. Кар­ди­нал Джу­лио деи Меди­чи (позд­нее папа Кли­мент VII) зака­зал Бан­ди­нел­ли (1493—1560) эту мра­мор­ную груп­пу в 1520 г. Скульп­ту­ра, кото­рая долж­на была стать даром Фран­цис­ку I, коро­лю Фран­ции, была изготов­ле­на из трёх мра­мор­ных бло­ков. В 1531 г. её ото­сла­ли из Рима во Фло­рен­цию и поста­ви­ли во внут­рен­нем дво­ре двор­ца Меди­чи на ули­це Лар­га, как ука­за­но в над­пи­си на базе, добав­лен­ной в 1779 г. Позд­нее она была пере­не­се­на в рези­ден­цию Сан-Мар­ко, а своё нынеш­нее место в Уффи­ци, веро­ят­но, заня­ла в 1671 г.

1521 г. Сан­со­ви­но созда­ёт брон­зо­вую мини­а­тюр­ную копию «Лао­ко­о­на», кото­рая хра­нит­ся сего­дня в музее Вик­то­рии и Аль­бер­та (из наслед­ства Сол­тин­га, инв. № A 136-1910). Эта копия пред­став­ля­ет инте­рес пото­му, что Сан­со­ви­но вос­про­из­вёл рестав­ра­цию Бан­ди­нел­ли: пра­вая рука отца согну­та в сто­ро­ну голо­вы. Иллю­ст­ра­цию и ана­лиз см.: I. Leo­ne // Bu­ra­nel­li, 137 (№ 24).


1532 г. Джо­ван­ни Андже­ло Мон­тор­со­ли[2], быв­ший помощ­ник Микел­ан­дже­ло, вос­ста­нав­ли­ва­ет «раз­би­тые ста­туи» в Бель­веде­ре, в том чис­ле Лао­ко­о­на (илл. 4) и Апол­ло­на. При­чи­ны этой рестав­ра­ции неиз­вест­ны. Сле­ду­ет отме­тить, что если на копии Бан­ди­нел­ли пра­вая рука отца (вос­ста­нов­лен­ная в терра­ко­те, см.: Has­kell-Pen­ny, 246)[3] немно­го согну­та в сто­ро­ну голо­вы, то на рестав­ра­ции Мон­тор­со­ли пра­вая рука отца ука­зы­ва­ет вверх, в сто­ро­ну от голо­вы. Если счи­тать, что вос­ко­вая пра­вая рука отца, создан­ная Бан­ди­нел­ли, была при­креп­ле­на к ори­ги­на­лу и соот­вет­ст­во­ва­ла брон­зо­вой копии во Фло­рен­ции, то неяс­но, поче­му Мон­тор­со­ли изме­нил направ­ле­ние её дви­же­ния, тем более, что Мон­тор­со­ли работал по зака­зу того же папы (Кли­мен­та VII), кото­рый вос­хи­щал­ся работой Бан­ди­нел­ли. Пинел­ли интер­пре­ти­ру­ет избран­ное Мон­тор­со­ли поло­же­ние руки, ранее не засвиде­тель­ст­во­ван­ное, как «силь­ный и выра­зи­тель­ный жест, более умест­ный для пере­да­чи стра­даю­щей непо­кор­но­сти, попыт­ку вос­стать про­тив неза­слу­жен­но­го нака­за­ния» (Pi­nel­li). Пинел­ли так­же отме­ча­ет (ibid.), что «с момен­та созда­ния и навсе­гда жест, изо­бре­тён­ный Мон­тор­со­ли, в соче­та­нии со стра­да­ни­ем на лице жре­ца, стал отли­чи­тель­ной чер­той всей груп­пы, а пото­му ока­зал необы­чай­но глу­бо­кое вли­я­ние на совре­мен­ное ему и позд­ней­шее изо­бра­зи­тель­ное искус­ство. Хотя архео­ло­ги­че­ская точ­ность воз­вы­шен­но­го теат­раль­но­го жеста Лао­ко­о­на вызва­ла нема­ло сомне­ний, он при­шёл­ся всем по душе и ассо­ции­ро­вал­ся с этой ста­ту­ей вплоть до эпо­хи, после­до­вав­шей за Вто­рой Миро­вой вой­ной». Источ­ник: Va­sa­ri G. Le vi­te… P. 632. В нача­ле XIX в. на осно­ва­нии туман­но­го упо­ми­на­ния у Микел­ан­дже­ло рука, создан­ная Мон­тор­со­ли, была оши­боч­но при­пи­са­на Бер­ни­ни. См.: De Ros­si G. G. Let­te­ra sop­ra il res­tau­ro di una an­ti­ca sta­tua di An­ti­noo, e sop­ra il res­tau­ro deg­li an­ti­chi mar­mi nei tre se­co­li pre­ce­dent al nostro // Nuo­vo Gior­na­le dei Let­te­ra­ti. Vol. 13. 1826. P. 23—38.


Илл. 4. Гра­вю­ра Симо­на Томас­се­на (1654—1733), 1694 г. На гра­вю­ре изо­бра­же­на рестав­ра­ция Мон­тор­со­ли. Источ­ник: част­ная кол­лек­ция.

Ок. 1540 г. Фран­че­ско При­ма­тич­чо созда­ёт брон­зо­вую отлив­ку для кол­лек­ции брон­зо­вых копий, зака­зан­ной Фран­цис­ком I (илл. 5). Допол­не­ния Мон­тор­со­ли отсут­ст­ву­ют. Это­му пред­ла­га­лось два объ­яс­не­ния. Брум­мер (Brum­mer H. H. The Sta­tue Court in the Va­ti­can Bel­ve­de­re. Stock­holm, 1970) счи­та­ет, что терра­ко­то­вая рука была вре­мен­но уда­ле­на. Пинел­ли, дока­зы­вая, что сце­на­рий Брум­ме­ра неве­ро­я­тен, утвер­жда­ет (Pi­nel­li), что это было осо­знан­ное реше­ние При­ма­тич­чо: воз­мож­но, он был не согла­сен с рестав­ра­ци­ей Мон­тор­со­ли или желал «ско­пи­ро­вать Лао­ко­о­на вме­сте с ори­ги­наль­ны­ми повреж­де­ни­я­ми в уго­ду при­стра­стию к руи­нам и фраг­мен­там, всё ещё рас­про­стра­нён­но­му к севе­ру от Альп в 1540-х гг.» Источ­ник: Va­sa­ri G. Le vi­te«Цели­ком и пол­но­стью одоб­ряя мане­ру и тех­ни­ку это­го худож­ни­ка, в 1540 г. король отпра­вил его в Рим и пору­чил попы­тать­ся при­об­ре­сти неко­то­рые антич­ные мра­мор­ные скульп­ту­ры; в этом деле При­ма­тич­чо послу­жил ему так усерд­но, что за корот­кое вре­мя при­об­рёл сто два­дцать пять работ, счи­тая голо­вы, тор­сы и фигу­ры. В то же самое вре­мя он зака­зал Яко­по Бароц­ци из Виньо­лы и дру­гим масте­рам сде­лать слеп­ки с брон­зо­во­го коня на Капи­то­лии, мно­гих сцен с колон­ны, ста­туй Ком­мо­да, Вене­ры, Лао­ко­о­на, Тиб­ра, Нила, Клео­пат­ры, сто­яв­ших в Бель­веде­ре, чтобы затем отлить их в брон­зе. Тем вре­ме­нем во Фран­ции умер Рос­со, и длин­ная гале­рея, созда­вав­ша­я­ся по его замыс­лу и уже укра­шен­ная леп­ни­ной и живо­пи­сью, оста­лась неза­кон­чен­ной. При­ма­тич­чо был ото­зван из Рима; он нанял корабль, погру­зил на него выше­упо­мя­ну­тые мра­мор­ные скульп­ту­ры и слеп­ки антич­ных фигур и вер­нул­ся во Фран­цию. Здесь он пер­вым делом отлил с этих слеп­ков и форм копии антич­ных работ, кото­рые полу­чи­лись так хоро­шо, что мог­ли бы быть ори­ги­на­ла­ми, что мож­но увидеть в Саду короле­вы в Фон­тен­бло, куда их поме­сти­ли, к пол­но­му удо­вле­тво­ре­нию коро­ля, создав­ше­го в этом месте, мож­но ска­зать, вто­рой Рим. Сто­ит упо­мя­нуть, что для созда­ния этих ста­туй При­ма­тич­чо нанял масте­ров, столь искус­ных в изготов­ле­нии слеп­ков, что их работы полу­чи­лись не толь­ко лёг­ки­ми, но и таки­ми глад­ки­ми, что их мож­но было не поли­ро­вать» (из пере­во­да Гасто­на Де Вере, 1912/1915, www.efn.org/~acd/vi­te/Va­sa­riP­ri­ma­tic­cio.html (элек­трон­ный ресурс, дата обра­ще­ния 30 авгу­ста 2009 г.)).


Илл. 5. Фран­че­ско При­ма­тич­чо. Лао­ко­он, брон­зо­вая копия, 1543 г. Фон­тен­бло, Нацио­наль­ный музей двор­ца, с 1968 г. хра­нит­ся в Лув­ре, инв. № MR 3290. Фото: Бер­нард Фри­шер.

28 фев­ра­ля 1567 г. Фран­че­ско да Сан­гал­ло пишет пись­мо Вин­чен­цо Мария Бор­ги­ни, в кото­ром опи­сы­ва­ет обна­ру­же­ние «Лао­ко­о­на» в 1506 г. Текст: «La no­ti­tia ch’io ho del­le Sta­tue An­ti­che di Fio­ren­za, si è in ques­to mo­do: che io era di po­chi an­ni la pri­ma uol­ta ch’io fui a Ro­ma, che fu det­to al Pa­pa che in una vig­na pres­so a San­ta Ma­ria Mag­gio­re s’era troua­to cer­te Sta­tue mol­to bel­le; el Pa­pa co­mandò a un pa­laf­re­nie­re, “va et di a’ Giu­lia­no da S. Gal­lo che sub­ito la uadia a uede­re”, et così sub­ito s’andò; et per che Mi­che­lan­ge­lo Bo­nar­ro­ti si trouaua con­ti­nua­men­te in ca­sa, che mio Pad­re l’haueua fat­to ueni­re, et gli haueua al­lo­ga­ta le Se­pol­tu­ra del PaPa; et uol­le che an­cor Lui an­das­se, ed io così in grop­pa a mio Pad­re, et an­da­mo; et sce­si doue era­no le Sta­tue, sub­ito mio Pad­re dis­se: “ques­ta e’ Hi­lao­con­te che fa men­tio­ne Pli­nio”; et si fe­ce cres­ce­re la bu­ca, per po­ter­lo ti­rar fuo­ra, et uis­to, ci tor­na­mo a de­si­na­re, et sempre si ra­gionò delle co­se An­ti­che, dis­cor­ren­do ancora di quel­le di Fiorenza»[4]. Источ­ник: Bu­ra­nel­li, 127—128 (№ 13).


1725—1727 гг. Аго­сти­но Кор­нак­ки­ни изме­нил вос­хо­дя­щий к Мон­тор­со­ли жест млад­ше­го сына, вытя­нув его пра­вую руку вверх (илл. 6), что явно долж­но было напо­ми­нать жест его отца. Пинел­ли отме­ча­ет, что «это реше­ние, несо­мнен­но, было обу­слов­ле­но стро­го ком­по­зи­ци­он­ны­ми сооб­ра­же­ни­я­ми и про­ти­во­ре­чит обыч­но­му тол­ко­ва­нию, соглас­но кото­ро­му эта фигу­ра бли­же все­го к смер­ти» (Pi­nel­li).


Илл. 6. Частич­ный вид на двор Бель­веде­ра (Cor­ti­le del Bel­ve­de­re) с Лао­ко­оном. Рас­кра­шен­ная вруч­ную гра­вю­ра Луи Дюк­ро и Джо­ван­ни Воль­па­то, 1787—1792 гг. На этой гра­вю­ре мы видим Лао­ко­о­на, реста­ври­ро­ван­но­го Кор­нак­ки­ни. Сле­ду­ет отме­тить, что пра­вая рука млад­ше­го сына, как и рука отца, под­ня­та вверх. Фото: Grand Tour. The Lu­re of Ita­ly in the Eighteenth Cen­tu­ry / Ed. A. Wil­ton, I. Big­na­mi­ni. Lon­don: Ta­te Gal­le­ry Pub­lis­hing, 1996. P. 248 (№ 201).

Око­ло 1750—1770 гг. Рафа­эль Менгс зака­зал слеп­ки Лао­ко­о­на; один из них сего­дня хра­нит­ся в Ака­де­мии изящ­ных искусств во Фло­рен­ции (см. Pi­nel­li), вто­рой (илл. 7) — в Дрездене. На обо­их жест уми­раю­ще­го млад­ше­го сына выглядит так, как выглядел до вме­ша­тель­ства Кор­нак­ки­ни. Более того, как отме­ча­ет Пинел­ли по пово­ду фло­рен­тий­ско­го слеп­ка, «Фигу­ра стар­ше­го сына повёр­ну­та спи­ной к отцу, что созда­ёт более живые и понят­ные отно­ше­ния во взглядах, кото­ры­ми обме­ни­ва­ют­ся пер­со­на­жи, и новую ком­по­зи­цию, испол­нен­ную глу­бо­ко­го смыс­ла» (Pi­nel­li). В свя­зи с этим она напо­ми­на­ет, что, судя по ран­ним рисун­кам 1506—1508 гг. в момент наход­ки фигу­ра стар­ше­го сына была отде­ле­на от осталь­ной груп­пы (см. выше, 1506—1508 гг. b)).


Илл. 7. Die Sammlung der Gi­sab­güs­se von An­ton Ra­phael Mengs in Dres­den / Ed. M. Ki­der­len. Dres­den, 2006. S. 95, Taf. 6 (№ XXIII), вос­про­из­веде­но изда­ние: Mat­thaei J. G. Ca­ta­lo­gue des jets de stuc des plus ex­cel­len­tes An­ti­ques en fi­gu­res, bas-re­liefs, têtes, mains, pies etc. Dres­den, 1794.

1772 г. При папе Кли­мен­те XIV Микел­ан­дже­ло Симо­нет­ти полу­ча­ет пору­че­ние пре­вра­тить Двор Бель­веде­ра в вось­ми­уголь­ное про­стран­ство. Источ­ник: Gui­de to the Va­ti­can Mu­seums. Va­ti­can Ci­ty, 2005. P. 46.


Июль 1798 г. «Лао­ко­он» уве­зён в Париж соглас­но Толен­тин­ско­му дого­во­ру (фев­раль 1797 г.) и поме­щён в Цен­траль­ный музей искусств, открыв­ший­ся 9 нояб­ря 1800 г. Совре­мен­ные руки уда­ле­ны и остав­ле­ны в Риме. В Пари­же был объ­яв­лен кон­курс на про­веде­ние новой рестав­ра­ции, но никто не при­нял в нём уча­стия. Поэто­му «Лао­ко­он» был реста­ври­ро­вал с помо­щью гип­со­вых рук, кото­рые создал скуль­п­тор Жирар­дон после воз­вра­ще­ния из Рима в кон­це XVII в. (илл. 8). Как отме­ча­ет Пинел­ли по пово­ду пра­вой руки отца, «здесь умест­но вспом­нить суж­де­ние Вин­кель­ма­на: “эта рука, обви­тая зме­ёй, долж­на была сги­бать­ся над голо­вой ста­туи”, но “кажет­ся, что рука, согну­тая в таком жесте, как-то испор­ти­ла бы это про­из­веде­ние”»: Win­ckel­mann J. J. Sto­ria del­le ar­ti del di­seg­no pres­so gli an­ti­chi / Ed. Car­lo Fea. Vol. 2. Ro­me: Dal­la stam­pe­ria Pag­lia­ri­ni, 1783—1784. P. 242. Источ­ник: Has­kell-Pen­ny, 243; Mi­chon E. Mo­nu­ments et me­moi­res, Fon­da­tion Eugè­ne Piot 21. Pa­ris: E. Le­roux, 1913. P. 13; La Res­tau­ra­tion du Lao­coon et le mo­dè­le de Gi­rar­don // Bul­le­tin de la So­cié­té Na­tio­na­le des An­ti­quaires de Fran­ce. 1906; We­scher P. R. Kunstraub un­ter Na­po­leon. Ber­lin: Mann, 1976; Mi­chon E. La res­tau­ra­tion du Lao­coon et le mo­dè­le de Gi­rar­don // Bul­le­tin de la So­cié­té Na­tio­na­le des An­ti­quaires de Fran­ce. 1906. P. 272—273; La Vé­nus d’Ar­les et sa res­to­ra­tion par Gi­rar­don // Mo­nu­ments et me­moi­res pub­liés par l’Aca­dé­mie des inscrip­tions et Bel­les-Lettres. T. 21. 1913 P. 13 ff.


Илл. 8. Бен­жа­мен Зикс, «Зал Лао­ко­о­на», Париж, ок. 1800 г. Источ­ник: Lao­coon­te. Al­le ori­gi­ni dei Mu­sei Va­ti­ca­ni. Ro­me: L’Er­ma di Bretschnei­der, 2006. P. 59, ill. 26).

Октябрь 1815 г. После пора­же­ния Напо­лео­на при Ватер­лоо 18 июня 1815 г. «Лао­ко­он» (как и боль­шин­ство про­из­веде­ний искус­ства, изъ­ятых фран­цу­за­ми из рим­ских и дру­гих кол­лек­ций) отправ­ля­ет­ся из Пари­жа домой. Источ­ник: Has­kell-Pen­ny, 243.


4 янва­ря 1816 г. «Лао­ко­он» вер­нул­ся в Вати­кан. В фев­ра­ле он был поме­щён в Бель­ведер (Has­kell-Pen­ny, 243), но не в ту нишу, где сто­ял преж­де, а в ту, кото­рую ранее зани­ма­ла Вене­ра Счаст­ли­вая (Ma­gi F. Op. cit. P. 8). Кано­ва воз­вра­ща­ет на место допол­не­ния Мон­тор­со­ли и Кор­нак­ки­ни (илл. 9). Кано­ва знал, что они оши­боч­ны, но счи­тал, что заме­на преж­них рестав­ра­ций «вызо­вет спо­ры и раздо­ры у анти­ква­ров и худож­ни­ков и при­не­сёт ему мно­го труд­но­стей и ника­кой выго­ды», как он писал Герар­до Де Рос­си. De Ros­si G. Let­te­ra sop­ra il res­tau­ro di un’an­ti­ca sta­tua di An­ti­noo, e sop­ra il res­tau­ro deg­li an­ti­chi mar­mi nei tre se­co­li pre­ce­dent al nostro // Nuo­vo Gior­na­le de’ Let­te­ra­ti. Vol. 13. Pi­sa, 1926. P. 23—32, на с. 25.


Илл. 9. Сде­лан­ная в кон­це XIX в. фото­гра­фия Лао­ко­о­на с рестав­ра­ци­ей Кано­вы: пра­вая рука отца реста­ври­ро­ва­на Мон­тор­со­ли, пра­вая рука сына — Кор­нак­ки­ни. Фото: Джеймс Андер­сон.

1819 г. Эннио Кви­ри­но Вис­кон­ти (Vis­con­ti E. Q. Mu­sée Pio-Cle­men­tin II. Mi­lan: I. P. Geig­ler, 1819. P. 274) упо­мя­нул о том, что в Вати­кане была обна­ру­же­на неза­вер­шён­ная мра­мор­ная рука, тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­вае­мая Микел­ан­дже­ло. Вис­кон­ти счи­тал эту руку ран­ней работой Мон­тор­со­ли; Пинел­ли счи­та­ет эту тео­рию мало­ве­ро­ят­ной (Pi­nel­li O. R. Op. cit.). Филип­по Маджи нашёл в Вати­кане эту руку (Ma­gi F. Op. cit.). Он решил, что это неза­кон­чен­ная рестав­ра­ция, выпол­нен­ная Микел­ан­дже­ло. Ганс Ген­рик Брум­мер (Brum­mer H. H. The Sta­tue Court in the Va­ti­can Bel­ve­de­re. Stock­holm, 1970) срав­нил руку из Вати­ка­на с рукой терра­ко­то­вой ста­туи Лао­ко­о­на в Прин­стон­ском музее искусств. Брум­мер при­пи­сал терра­ко­то­вую ста­тую Сан­со­ви­но и счи­тал руку неза­кон­чен­ной рестав­ра­ци­ей Сан­со­ви­но. Вис­кон­ти вос­хи­щал­ся выра­зи­тель­но­стью рестав­ра­ции Мон­тор­со­ли («одна из самых луч­ших рестав­ра­ций антич­ной скульп­ту­ры», так что если антич­ная рука на самом деле долж­на была заги­бать­ся в сто­ро­ну голо­вы, «она бы не выгляде­ла так выиг­рыш­но». Вис­кон­ти осуж­дал рестав­ра­цию руки млад­ше­го сына, выпол­нен­ную Кор­нак­ки­ни, «кото­рая при­пи­сы­ва­ет ему бес­со­дер­жа­тель­ный жест»).


1905 г. Людвиг Пол­лак пуб­ли­ку­ет работу об откры­тии пра­вой руки отца. Эта рука была най­де­на в мага­зине скуль­п­то­ра на ули­це Лаби­ка­на в Риме. Таким обра­зом, эта рука закон­чи­ла свой путь все­го в несколь­ких мет­рах от того места, где четы­ре­ста лет назад была най­де­на скульп­тур­ная груп­па! Pol­lak L. Der rech­te Arm des Lao­koon [рус. пер.] // Rö­mi­sche Mit­tei­lun­gen. Bd. 20. 1905. S. 277—282; см. так­же: Li­ve­ra­ni P. // Bu­ra­nel­li, 192 (№ 90).


1906 г. Георг Трой выпол­ня­ет рестав­ра­цию, пред­ло­жен­ную Пол­ла­ком, на слеп­ке в музее Аль­бер­ти­нум в Дрездене; см.: Raumschüs­sel I. Zur Re­konstruk­tion des Lao­koon durch Georg Treu // Das Al­ber­ti­num vor 100 Jah­ren. Die Sklup­tu­ren­sammlung Georg Tre­us. Dres­den, 1994. S. 277—280 (Ill. 2, S. 279).


1942 г. Эрне­сто Вер­га­ра Каф­фа­рел­ли рекон­струи­ро­вал гип­со­вый сле­пок «Лао­ко­о­на» в кол­лек­ции Рим­ско­го уни­вер­си­те­та. Он доба­вил сле­пок руки, най­ден­ной Пол­ла­ком, и сде­лал дру­гие изме­не­ния, в том чис­ле немно­го пере­дви­нул груп­пу вле­во и поста­вил её на базу с неров­ной поверх­но­стью, напо­ми­наю­щей пес­ча­ный пляж. Источ­ник: Åström P. Sug­ge­ri­men­to per una nuo­va ri­costru­zio­ne del Lao­coon­te // Col­lo­qui del So­da­li­zio. Ser. 2. Ro­ma, 1968—1970. P. 11—20 (p. 12).


1957 г. Филип­по Маджи реста­ври­ру­ет «Лао­ко­о­на»: уда­ля­ет рестав­ра­ции Кано­вы и добав­ля­ет пра­вую руку отца, най­ден­ную Пол­ла­ком (илл. 10); см.: Ma­gi F. Op. cit. Четы­рём угло­вым нишам, кото­рые Кано­ва отде­лил от дво­ра пере­го­род­ка­ми, был воз­вра­щен вид, изна­чаль­но при­дан­ный им Симо­нет­ти.


Илл. 10. Рестав­ра­ция «Лао­ко­о­на», выпол­нен­ная Филип­по Маджи, с пра­вой рукой отца, най­ден­ной Пол­ла­ком, 1960 г. Фото: И. А. Шуры­гин, 2013 г.

1959 г. Сей­мур Ховард (Howard S. On the Re­con­struc­tion of the Va­ti­can Lao­coon Group // Ame­ri­can Jour­nal of Ar­chaeo­lo­gy. Vol. 63. 1959. P. 365—369) пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ную рекон­струк­цию с более ком­пакт­ной пира­мидаль­ной трёх­мер­ной ком­по­зи­ци­ей трёх фигур на осно­ва­нии лич­но­го осмот­ра мра­мо­ра: «Сего­дня сын раз­ме­щён так, что кажет­ся, буд­то его удер­жи­ва­ют змеи и база, объ­еди­ня­ю­щие его с отцом в еди­ном для всех трёх фигур плане, подоб­но релье­фу. Одна­ко не суще­ст­ву­ет ника­кой после­до­ва­тель­ной свя­зи, кото­рая фик­си­ро­ва­ла бы это поло­же­ние. Антич­ные фраг­мен­ты встав­ле­ны в базу так, что пра­вая ступ­ня сына и левая ступ­ня отца отде­ле­ны друг от дру­га не толь­ко ско­ла­ми, но и мра­мо­ром, запол­ня­ю­щим про­стран­ство меж­ду кра­я­ми, не име­ю­щи­ми ни одной сов­па­даю­щей части. Более того, ступ­ни сына стис­ну­ты в неесте­ствен­ном поло­же­нии, и это ука­зы­ва­ет, что изна­чаль­но они рас­по­ла­га­лись ина­че». Остат­ки ори­ги­наль­ных змей «ука­зы­ва­ют, что фигу­ру сына сле­ду­ет повер­нуть при­мер­но на 90 гра­ду­сов, парал­лель­но пра­вой сто­роне алта­ря». «Стар­ший сын, воз­мож­но, был сме­щён на целых 90 гра­ду­сов со сво­ей пер­во­на­чаль­ной пози­ции, а ось груп­пы была повёр­ну­та при­мер­но на 45 гра­ду­сов» (pp. 366, 369). Ср. так­же: Howard S. Lao­coon Re­res­to­red // Ame­ri­can Jour­nal of Ar­chaeo­lo­gy. Vol. 93. 1989. P. 417—422; Howard S. On the Re­con­struc­tion of the Va­ti­can Lao­coon Group // An­ti­qui­ty Res­to­red. Vien­na, 1990. P. 42—62. Кри­ти­ку рекон­струк­ции Ховар­да см.: Ma­gi F. Op. cit. P. 23—24, 37; von Blan­cken­ha­gen P. Lao­koön, Sper­lon­ga und Ver­gil // Ar­chäo­lo­gi­scher An­zei­ger. 1969. P. 256—276 (P. 265 Anm. 23); Åström P. Op. cit. P. 13).


1968—1970 гг. Оттал­ки­ва­ясь от рестав­ра­ции Маджи, Пауль Острём (Åström P. Op. cit. P. 11—20) пред­ла­га­ет новую рекон­струк­цию, в кото­рой голо­ва верх­ней змеи при­дви­ну­та к пра­вой руке отца; при­во­дят­ся парал­ле­ли из антич­ной ико­но­гра­фии, где змея куса­ет жре­ца за голо­ву. Он ссы­ла­ет­ся так­же на сер­пен­то­ло­га, опре­де­лив­ше­го змею как пито­на, и пишет, что пито­ны часто уби­ва­ют свои жерт­вы, кусая их за голо­ву. Рекон­струк­ция так­же пред­по­ла­га­ет сме­ще­ние пра­вой руки отца на 9 гра­ду­сов по срав­не­нию с рекон­струк­ци­ей Маджи (P. 18).


Бер­нард Фри­шер, под ред. Дэвида Кол­ле­ра

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Папа рас­по­рядил­ся пере­ме­стить Лао­ко­о­на и отне­сти его во двор Бель­ведер, где сто­ят пре­крас­ная Вене­ра и Апол­лон.
  • [2]В тек­сте с ошиб­кой: Джо­ван­ни Анто­нио Мон­тор­со­ли. Исправ­ле­но.
  • [3]Так в ори­ги­на­ле. Выше ска­за­но, что Бан­ди­нел­ли реста­ври­ро­вал руку Лао­ко­о­на в вос­ке, а ниже — что Мон­тор­со­ли изгото­вил её в терра­ко­те.
  • [4]Сведе­ния, име­ю­щи­е­ся у меня об антич­ных ста­ту­ях во Фло­рен­ции, тако­вы: когда я был ещё ребён­ком и впер­вые нахо­дил­ся в Риме, Папе сооб­щи­ли, что в вино­град­ни­ке рядом с цер­ко­вью Сан­та Мария Мад­жо­ре были най­де­ны неко­то­рые пре­крас­ные ста­туи; Папа при­ка­зал коню­ше­му: «Иди и ска­жи Джу­ли­а­но да Сан­гал­ло, чтобы он сроч­но пошёл туда и осмот­рел их», так что он сра­зу же туда отпра­вил­ся; а посколь­ку Микел­ан­дже­ло Буо­на­рот­ти посто­ян­но нахо­дил­ся в доме, куда его при­гла­сил мой отец, и ему была зака­за­на гроб­ни­ца Папы, тот поже­лал, чтобы он тоже при­шёл, и я вме­сте со сво­им отцом, и мы пошли; и я спу­стил­ся туда, где нахо­ди­лись ста­туи, а мой отец сра­зу ска­зал: «Это Илао­ко­он, кото­ро­го упо­ми­на­ет Пли­ний» и велел рас­ши­рить яму, чтобы его мож­но было выта­щить, и, увидев его, мы вер­ну­лись, чтобы зари­со­вать, и, рас­суж­дая об антич­ных про­из­веде­ни­ях, он все­гда гово­рил так­же о тех, что во Фло­рен­ции.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1527854735 1528297829 1528817501