Бьяджо Паче

Варвары и византийцы на Сицилии

Biagio Pace. I Barbari ed i Bizantini in Sicilia // Archivio Storico Siciliano, Nuova serie, XXXV. Palermo, 1910, pp. 33—80, 293—324, XXXVI. Palermo, 1911, pp. 1—76.
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.

с.293

ГЛАВА ТРЕТЬЯ


Визан­тий­цы (535—669)


Экс­пе­ди­ция Вели­за­рия

Итак, улу­чив под­хо­дя­щий момент, Юсти­ни­ан в 535 году решил­ся начать гот­скую вой­ну, при­ка­зав Вели­за­рию сесть на суда с вой­ском в 7500 сол­дат, делая вид, что направ­ля­ет­ся в Кар­фа­ген. Выса­див­шись на Сици­лии, воз­мож­но, в Ката­нии, как бы для попол­не­ния запа­сов, визан­тий­ский вождь, сле­дуя полу­чен­ным при­ка­зам, начал, учи­ты­вая бла­го­при­ят­ные усло­вия, заво­е­ва­ние ост­ро­ва, кото­рый желал занять преж­де любой дру­гой зем­ли, чтобы сде­лать из него базу для сво­их воен­ных опе­ра­ций; по обра­зу дей­ст­вий Вели­за­рия ясно вид­но, что обла­да­ние Лили­бе­ем было толь­ко дипло­ма­ти­че­ским пред­ло­гом. Так­же и в этот раз его помощ­ни­ком был исто­рик Про­ко­пий, напи­сав­ший повест­во­ва­ние об этой войне.

Визан­тий­цы, кото­рые в войне 533 года были под­дер­жа­ны гота­ми из-за нена­ви­сти к ван­да­лам, полу­чи­ли в этой кам­па­нии помощь насе­ле­ния ост­ро­ва, кото­рое было, пожа­луй, неко­то­рым обра­зом побуж­де­но рели­ги­оз­ным чув­ст­вом про­ти­во­дей­ст­во­вать готам, но в основ­ном для это­го не было вес­ких при­чин, посколь­ку оно нико­им обра­зом не мог­ло наде­ять­ся улуч­шить свои усло­вия, попав под власть визан­тий­цев; одна­ко часто наро­ды обма­ны­ва­ют­ся тем, что доста­точ­но сме­нить хозя­и­на, чтобы ста­ло луч­ше.

В то вре­мя как горо­жане откры­ва­ли перед Вели­за­ри­ем ворота с.294 горо­дов, встре­чая его как осво­бо­ди­те­ля1, гот­ские гар­ни­зо­ны сопро­тив­ля­лись сла­бо, впро­чем, как мы виде­ли, на ост­ро­ве их было немно­го.

Взяв сна­ча­ла Ката­нию, а затем Сира­ку­зы, Вели­за­рий без осо­бых уси­лий про­дол­жал заво­е­ва­ние ост­ро­ва, под­чи­няя «на капи­ту­ля­цию» мно­гие дру­гие горо­да2. Наи­бо­лее силь­ное сопро­тив­ле­ние в этой пер­вой части вой­ны было ока­за­но Син­де­ри­том, дук­сом про­вин­ции, кото­рый, тем не менее, был побеж­дён3. Оса­да Палер­мо Он оста­но­вил­ся толь­ко для того, чтобы заво­е­вать Палер­мо, город укреп­лён­ный и защи­щён­ный силь­ным гар­ни­зо­ном, кото­рый дол­жен был ока­зать дли­тель­ное и энер­гич­ное сопро­тив­ле­ние.

Вели­за­рий заме­тил, что напрас­но пытать­ся со сто­ро­ны суши пре­одо­леть его обо­ро­ни­тель­ные соору­же­ния, кото­рые ещё Гер­мо­крат в кон­це V века до н. э., несмот­ря на одер­жан­ную непо­да­лё­ку от них победу, не решил­ся ата­ко­вать. Тогда он ввёл свой флот в гавань, кото­рая, как извест­но, вда­ва­лась глу­бо­ко в сушу, почти каса­ясь стен новой части горо­да (Неа­по­ля), дохо­дя до сего­дняш­ней пло­ща­ди Карач­чо­ло4. Обра­тив вни­ма­ние, что кора­бель­ные мач­ты пре­вос­хо­дят высоту с.295 стен, он под­нял сво­их сол­дат на малень­ких лод­ках, при­вя­зан­ных к вер­хуш­кам мачт, и напав, таким обра­зом, на защит­ни­ков стен свер­ху, смог взять город5.

Сопро­тив­ле­ние Палер­мо и уси­лия Вели­за­рия по его взя­тию мно­го поз­же были весь­ма про­слав­ле­ны ростом зна­че­ния горо­да, так что сло­жи­лась учё­ная тра­ди­ция, что Вели­за­рий осно­вал в Палер­мо в бла­го­дар­ность за победу цер­ковь Сан­та-Мария-дел­ла-Пин­та6, или, ско­рее, пер­вым пре­об­ра­зо­вал в цер­ковь суще­ст­во­вав­ший там ста­рый язы­че­ский храм, тра­ди­ция, кото­рую, конеч­но, невоз­мож­но ничем дока­зать.

Обер­нув­ша­я­ся несча­стьем для готов вой­на была уже успеш­но доведе­на до кон­ца пер­вой кам­па­нии, когда их король Тео­да­хад, кото­рый вёл тогда пере­го­во­ры с импе­ра­тор­ским послом Пет­ром, пред­ло­жил Юсти­ни­а­ну усту­пить Сици­лию вме­сте с Ита­ли­ей при усло­вии опре­де­лён­ной выпла­ты; одна­ко затем воз­гор­див­ший­ся несколь­ки­ми незна­чи­тель­ны­ми победа­ми, одер­жан­ны­ми его вой­ска­ми в Дал­ма­ции, Тео­да­хад, «этот бес­ха­рак­тер­ный чело­век» (Хольм, p. 527), изме­нил согла­ше­нию7, так что Вели­за­рий был вынуж­ден отпра­вить­ся в Ита­лию, чтобы воз­об­но­вить воен­ные дей­ст­вия. Он про­вёл зиму 535—536 годов в Сира­ку­зах, куда вошёл с три­ум­фом после капи­ту­ля­ции Палер­мо8, лишь нена­дол­го уда­лив­шись, чтобы под­чи­нить с.296 в Афри­ке сол­дат, вос­став­ших в Кар­фа­гене про­тив пат­ри­ция Соло­мо­на во вре­мя празд­но­ва­ния Пас­хи9. Вер­нув­шись на Сици­лию и оста­вив гар­ни­зо­ны в Сира­ку­зах и Палер­мо, Вели­за­рий в мае 536 года пере­шёл на полу­ост­ров10, чтобы начать решаю­щую вой­ну про­тив готов.

В ней Сици­лия была местом снаб­же­ния визан­тий­цев; жит­ни­цей и вме­сте с тем базой воен­ных опе­ра­ций.

В нача­ле вой­ны к Вели­за­рию пере­шёл Эбри­мут, зять Тео­да­хада, соглас­но одним, в то вре­мя, когда визан­тий­ский гене­рал был ещё на Сици­лии11, соглас­но дру­гим, когда он уже при­был в Регий12.

Вой­на в Ита­лии

Пре­врат­но­сти ита­лий­ской кам­па­нии Вели­за­рия слиш­ком хоро­шо извест­ны, поэто­му я к ним не обра­ща­юсь, впро­чем, они и не вхо­дят в рам­ки насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния. Их сле­ду­ет при­вле­кать лишь попу­т­но, чтобы было воз­мож­но вклю­чить в повест­во­ва­ние о сици­лий­ских собы­ти­ях той эпо­хи, кото­рые с ними тес­но свя­за­ны13.

с.297 Опыт­ный пол­ко­во­дец после того, как взял Неа­поль, Кумы, Рим и Спо­ле­то, к кон­цу 538 года почти пол­но­стью раз­гро­мил готов и стал хозя­и­ном всей южной Ита­лии. Он уже вер­нул воен­ный порт Анко­ны и овла­дел Равен­ной, когда, вслед­ст­вие интриг дво­ра, кото­рые не были тай­ной, был ото­зван в Кон­стан­ти­но­поль, и Ита­лия, остав­лен­ная без защи­ты его доб­ле­сти, под­верг­лась ору­жию храб­ро­го коро­ля Тоти­лы.

С послед­ним, сме­нив­шим в 545 году Эра­ри­ха, пре­ем­ни­ка Вити­ге­са, готы вер­ну­ли себе, во вре­мя отсут­ст­вия Вели­за­рия, зем­ли, при­ведя в рас­строй­ство дела при­вер­жен­цев импе­ра­то­ра на полу­ост­ро­ве. Они вновь заня­ли Цезе­ну, Пет­ру, Бене­вент, Кумы и дру­гие горо­да, и после побед при Фавен­ции и Муцел­ле полу­чи­ли заве­ре­ния в вер­но­сти от мно­гих горо­дов, кото­рые доб­ро­воль­но выпла­чи­ва­ли им нало­ги.

Из Кон­стан­ти­но­по­ля, где в дей­ст­ви­тель­но­сти были гораздо боль­ше обес­по­ко­е­ны вой­ной с пер­са­ми14, лишь для того, чтобы не каза­лось, что совсем не заботят­ся об Ита­лии15, были отправ­ле­ны с сол­да­та­ми и день­га­ми Демет­рий и пре­фект пре­то­рия Мак­си­мин. Но несколь­ко кораб­лей и про­ви­ант, собран­ные Демет­ри­ем в пор­тах Сици­лии с наме­ре­ни­ем дви­нуть­ся про­тив коро­ля готов16, были захва­че­ны без како­го-либо сопро­тив­ле­ния Тоти­лой, кото­рый вес­ной 543 года овла­дел всей полу­ост­ров­ной частью Ита­лии. Во вла­сти визан­тий­цев оста­ва­лась толь­ко Сици­лия, и Тоти­ла, созна­вая важ­ность это­го вла­де­ния для визан­тий­цев, пытал­ся умень­шить его зна­че­ние, пере­ре­зав ком­му­ни­ка­ции с Римом взя­ти­ем Неа­по­ля, кото­рый желал иметь в сво­ей вла­сти любой ценой, оса­ждая его, хотя исклю­чал оса­ды из пра­вил веде­ния вой­ны17.

с.298 Имен­но во вре­мя оса­ды Неа­по­ля была запро­ше­на помощь Мак­си­ми­на, кото­рый при­был в это вре­мя из Эпи­ра на Сици­лию, одна­ко пре­бы­вал в без­де­я­тель­но­сти в Сира­ку­зах, откуда не дви­нул­ся даже теперь18.

Обес­по­ко­ив­шись, нако­нец, дела­ми вой­ны в Ита­лии, Юсти­ни­ан решил­ся отпра­вить на полу­ост­ров Вели­за­рия. Извест­но, что вели­кий пол­ко­во­дец, уже впав в неми­лость дво­ра19, при­был в Ита­лию почти без войск, так что был вынуж­ден огра­ни­чить­ся сла­бой обо­ро­ной, пыта­ясь сохра­нить неко­то­рые укреп­лён­ные горо­да.

Сици­лия — оплот визан­тий­ско­го могу­ще­ства

Тоти­ла оса­дил даже Рим, кото­рый сре­ди лише­ний дер­жал­ся в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни; папа Виги­лий, нахо­див­ший­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, послал в помощь горо­ду зер­но из Сици­лии, одна­ко оно было пере­хва­че­но гота­ми, поэто­му, когда голод изо дня в день уси­ли­вал­ся, диа­кон Пела­гий решил отпра­вить­ся най­ти Тоти­лу для пере­го­во­ров о сда­че. Имен­но в этом слу­чае король заявил, что он нико­гда не про­стит сици­лий­цам небла­го­дар­но­сти, про­яв­лен­ной их пере­хо­дом к визан­тий­цам20.

546 год наи­бо­лее печа­лен для визан­тий­ской вла­сти в Ита­лии; Сици­лия была, мож­но ска­зать, всем, что оста­лось у Импе­рии, и един­ст­вен­ным без­опас­ным местом убе­жи­ща на Запа­де. Здесь дей­ст­ви­тель­но нашёл при­ют папа Виги­лий, кото­рый про­вёл тут зиму 545—546 годов и здесь же умер в 555 году, когда соби­рал­ся вер­нуть­ся в Рим21 после того, как полу­чил раз­ре­ше­ние в воз­на­граж­де­ние за осуж­де­ние «Трёх глав»22.

Воз­вра­ще­ние Вели­за­рия

с.299 И так­же в Сици­лии укры­ва­ют­ся неко­то­рые вид­ные афри­кан­цы23, бежав­шие из сво­ей обла­сти, где власть Импе­рии была близ­ка к нулю из-за непре­рыв­ных вос­ста­ний сол­дат и напа­де­ний мав­ров. Но тем вре­ме­нем Вели­за­рий вновь занял Рим и там укре­пил­ся таким обра­зом, чтобы боль­ше не покидать его; более того, полу­чив неко­то­рое коли­че­ство войск в помощь от импе­ра­то­ра, он спу­стил­ся в Калаб­рию (547 год) и при­шёл так­же на Сици­лию, вой­дя в Мес­си­ну24. Об этом его пре­бы­ва­нии Про­ко­пий рас­ска­зы­ва­ет, что визан­тий­ский пол­ко­во­дец мучил ост­ро­ви­тян тяжё­лы­ми нало­га­ми25; сведе­ния, оче­вид­но, про­ис­хо­дят из весь­ма подо­зри­тель­но­го источ­ни­ка и если даже не выду­ма­ны, то могут счи­тать­ся по мень­шей мере пло­дом боль­шо­го пре­уве­ли­че­ния, достиг­ше­го затем куль­ми­на­ции в сооб­ще­нии, содер­жа­щем­ся в «Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis», соглас­но кото­ро­му «Be­li­sa­rius… re­ver­sus ad Si­ci­lia­ni de­po­pu­la­vit eam»[7]26. Тоти­ла в Сици­лии Но истин­ны или нет эти при­тес­не­ния, на Сици­лии не было недо­стат­ка в бед­ст­ви­ях во вре­мя этой несчаст­ной вой­ны: на ней в 548 году выса­ди­лись 2000 сол­дат, пред­на­зна­чен­ных для Вели­за­рия27, а на сле­дую­щий год Тоти­ла с.300 после отъ­езда Вели­за­рия во вто­рой раз взял Рим, про­шёл на Сици­лию, про­тив кото­рой был, как уже гово­ри­лось, воз­му­щён, пото­му что она так лег­ко пре­да­лась визан­тий­цам в 535 году, несмот­ря на отсут­ст­вие жалоб на ост­ро­гот­ское управ­ле­ние, и кото­рую желал пора­зить, как сре­дото­чие визан­тий­ско­го могу­ще­ства в Ита­лии.

Он при­сту­пил к это­му делу с боль­шим тща­ни­ем, исполь­зуя неко­то­рые кораб­ли, отня­тые у гре­ков, и 400 спе­ци­аль­но под­готов­лен­ных лодок. После взя­тия Регия и остав­ле­ния там гар­ни­зо­на он отпра­вил­ся на оса­ду Мес­си­ны.

Воз­ле горо­да у него было сра­же­ние с коман­ди­ром гар­ни­зо­на Дом­нен­цио­лом, исход кото­ро­го остал­ся неопре­де­лён­ным; одна­ко визан­тий­ский вое­на­чаль­ник, кото­рый едва ли смог бы пере­не­сти сле­дую­щее столк­но­ве­ние, запер­ся в горо­де, кото­рый не был взят28.

Либе­рий

Дру­гие гот­ские отряды про­ник­ли тогда вглубь, жесто­ко разо­ряя ост­ров29; толь­ко тогда Юсти­ни­ан, убедив­шись в чрез­вы­чай­ной серь­ёз­но­сти дел на Запа­де, решил­ся на энер­гич­ные дей­ст­вия, послав в каче­стве пер­во­оче­ред­ной меры один флот для защи­ты Сици­лии, под коман­до­ва­ни­ем Либе­рия30, а вто­рой для под­держ­ки полу­ост­ро­ва, во гла­ве кото­ро­го хотел поста­вить сво­его пле­мян­ни­ка Гер­ма­на, мужа Мата­сун­ты (вдо­вы Вити­ге­са). Но, посколь­ку тот умер до отправ­ле­ния, гла­вой экс­пе­ди­ции был избран евнух Нар­сес, кото­ро­му, как извест­но, было пред­на­зна­че­но пол­но­стью раз­ру­шить гот­ское могу­ще­ство.

Либе­рий отплыл в оса­ждён­ные Тоти­лой Сира­ку­зы и ему уда­лось про­ник­нуть в город, одна­ко оста­вал­ся он там недол­го, с.301 пото­му что, видя, что со сво­и­ми огра­ни­чен­ны­ми сила­ми нахо­дит­ся в опас­но­сти, отпра­вил­ся в силь­но укреп­лён­ный Палер­мо31. Тем вре­ме­нем Тоти­ла уда­лил­ся с ост­ро­ва, оста­вив гар­ни­зо­ны в четы­рёх горо­дах; этот уход был обя­зан, соглас­но рас­ска­зу Про­ко­пия, сове­там Спи­на, спо­лет­ско­го кве­сто­ра, ука­зав­ше­го коро­лю, близ­ким дру­гом кото­ро­го он был, что Ита­лия под­вер­га­ет­ся опас­но­сти, угро­жае­мой экс­пе­ди­ци­ей Гер­ма­на, кото­рый пря­мо сей­час напа­да­ет на неё. На самом деле Спин был весь­ма заин­те­ре­со­ван в том, чтобы дать такой совет, так как, будучи взят в плен визан­тий­ца­ми в Ката­нии, полу­чил сво­бо­ду лишь при усло­вии, что заста­вит Тоти­лу уда­лить­ся с ост­ро­ва32.

Тоти­ла, убеж­дён­ный в осо­бен­но­сти тем сооб­ра­же­ни­ем, что смо­жет вер­нуть­ся в Сици­лию, как толь­ко изба­вит­ся от Либе­рия, ушёл, оста­вив на ост­ро­ве гар­ни­зо­ны в четы­рёх силь­ных кре­по­стях, кото­ры­ми не мог­ли быть ни Палер­мо, ни Ката­ния, ни Сира­ку­зы, ни даже Мес­си­на, места, заня­тые визан­тий­ски­ми отряда­ми, но, воз­мож­но, дру­гие вто­ро­сте­пен­ные мест­но­сти, для отыс­ка­ния кото­рых у нас нет дан­ных.

Арта­бан и Нар­сес

В 551 году на Сици­лию при­был, нако­нец, Арта­бан, гене­рал, при­ни­мав­ший замет­ное уча­стие в войне в Афри­ке33, кото­рый с само­го нача­ла вой­ны про­тив Тоти­лы пред­на­зна­чал­ся импе­ра­то­ром для заме­ны Либе­рия (счи­та­лось, что тот стар и мало­энер­ги­чен), но кото­рый до сих пор не мог при­нять коман­до­ва­ние над арми­ей Сици­лии, так как во вре­мя пере­хо­да к ост­ро­ву его кораб­ли были застиг­ну­ты бурей и ушли к Мели­те, ост­ров­ку у Пело­пон­не­са34.

Арта­бан в каче­стве завер­ше­ния кам­па­нии, кото­рую он не смог про­ве­сти, изгнал, неза­дол­го до того, как Нар­сес раз­гро­мил готов у Везу­вия, остав­лен­ные Тоти­лой35 гар­ни­зо­ны, послед­ние с.302 остат­ки гот­ской вла­сти на ост­ро­ве. Сра­зу по завер­ше­нии вой­ны Сици­лия пре­тер­пе­ла, как почти вся осталь­ная Ита­лия, при­тес­не­ния той бан­ды вар­вар­ских готов, кото­рая под коман­до­ва­ни­ем Бути­ли­на блуж­да­ла по полу­ост­ро­ву.

Такое втор­же­ние, память о кото­ром нам оста­ви­ли комит Мар­цел­лин в «Хро­ни­ке»36 и Гри­го­рий Тур­ский37, мне кажет­ся, сле­ду­ет при­знать имев­шим место, несмот­ря на мол­ча­ние о нём дру­гих авто­ров, что поз­во­ли­ло Рай­при­ху счи­тать, что оно не про­ис­хо­ди­ло. Слиш­ком мало­чис­лен­ны и непол­ны источ­ни­ки, кото­ры­ми мы обла­да­ем об этом пери­о­де, так что, несмот­ря на воз­мож­ность все­гда сомне­вать­ся в том, что какие-то дан­ные, сохра­нён­ные лишь частью из них, сле­ду­ет обоб­щать, всё же сле­ду­ет все­гда быть осмот­ри­тель­ны­ми, отвер­гая их досто­вер­ность.

Конец вой­ны

Меж­ду тем для ост­ро­ва насту­па­ло почти сто­ле­тие мира, кото­рое, одна­ко, не долж­но было при­не­сти те бла­га, кото­рые мы обыч­но при­вык­ли рас­смат­ри­вать как его резуль­та­ты; при нём ост­ров начал ощу­щать печаль­ные послед­ст­вия рас­па­да импе­рии, частью кото­рой он был. Я вновь зай­мусь его состо­я­ни­ем после того, как пред­став­лю сведе­ния об устрой­стве Импе­рии, тогда будет вид­но, что Сици­лия нахо­ди­лась, пожа­луй, в худ­ших усло­ви­ях, чем осталь­ная Импе­рия, хотя дока­за­тель­ст­вом это­го не слу­жит, как, одна­ко, счи­тал Ама­ри, упо­ми­на­ние, что она мно­го­крат­но пред­на­зна­ча­лась в каче­стве места изгна­ния38, как в рим­ские вре­ме­на39; в этих с.303 слу­ча­ях сле­ду­ет иметь в виду ско­рее ост­ро­ва, окру­жав­шие Сици­лию, чем саму Сици­лию, дей­ст­ви­тель­но, слиш­ком боль­шую для места при­нуди­тель­но­го про­жи­ва­ния.

Св. Гри­го­рий

В этом пери­о­де спо­кой­ст­вия сле­ду­ет отме­тить ещё факт, кото­рый внешне может пока­зать­ся не име­ю­щим или име­ю­щим мало отно­ше­ния к граж­дан­ской исто­рии, но кото­рый, напро­тив, име­ет очень боль­шое зна­че­ние: осно­ва­ние (слу­чив­ше­е­ся в 575 году) шести мона­сты­рей бла­го­да­ря заботам того, кто поз­же станет папой св. Гри­го­ри­ем I40.

Это был, мож­но ска­зать, пер­вый камень в той слож­ной струк­ту­ре, кото­рую св. Гри­го­рию над­ле­жа­ло создать на Сици­лии. Шесть мона­сты­рей, в кото­рых он наме­ре­вал­ся дать при­ют мно­го­чис­лен­ным чле­нам церк­ви, кото­рые, изгнан­ные, бро­ди­ли в очень пло­хих усло­ви­ях, были пер­вым шагом для того нрав­ст­вен­но­го заво­е­ва­ния ост­ро­ва, кото­рое он совер­шил в резуль­та­те дли­тель­ной работы, пре­вра­тив его в «цита­дель ита­лий­ско­го духо­вен­ства» и сде­лав его рас­по­ло­жен­ным к папам и к Риму41.

Одно­вре­мен­но с Гри­го­ри­ем, хотя и с мень­шей интен­сив­но­стью и, сле­до­ва­тель­но, с мень­ши­ми резуль­та­та­ми, поз­же про­явил инте­рес к Ита­лии в целом и, таким обра­зом, к Сици­лии, импе­ра­тор Мав­ри­кий Тибе­рий (582—602)42. Пожа­луй, един­ст­вен­ным дока­за­тель­ст­вом инте­ре­са, кото­рый этот импе­ра­тор про­явил к ост­ро­ву, явля­ет­ся учреж­де­ние монет­но­го дво­ра в Ката­нии, кото­рый начи­на­ет работать имен­но в его прав­ле­ние.

Неко­то­рым обра­зом каса­ет­ся Сици­лии той эпо­хи леген­да, рас­ска­зан­ная Пав­лом Диа­ко­ном об Аута­ри.

с.304 Он сооб­ща­ет, что «us­que etiam Re­gium, extre­mam Ita­liae ci­vi­ta­tem vi­ci­nam Si­ci­liae, pe­ram­bu­las­se; et quia ibi­dem intra ma­ris un­das co­lum­na quae­dam es­se po­si­ta, di­ci­tur us­que ad eam, equo se­dens ac­ces­sis­se, eam­que de has­tae suae cus­pi­de te­ti­gis­se di­cens: us­que hic erunt Lan­go­bar­do­rum fi­nes; qua co­lum­na us­que ho­die di­ci­tur per­sis­te­re et co­lum­na Autha­ri ap­pe­la­ri»[13]43. Эта леген­да, став­шая бла­го­да­ря сво­е­му сим­во­ли­че­ско­му содер­жа­нию очень попу­ляр­ной, как пра­ви­ло, отвер­га­ет­ся совре­мен­ны­ми кри­ти­ка­ми.

Вайс44 счи­та­ет, что Регий в Калаб­рии пере­пу­тан с Реги­ем в Эми­лии, Джа­чин­то Рома­но усмат­ри­ва­ет в при­пи­сы­вае­мом коро­лю поступ­ке «сим­во­ли­че­ский акт» «нацио­наль­ной саги», посред­ст­вом кото­ро­го «он овла­дел бере­га­ми южной Ита­лии от име­ни сво­его наро­да»45. Толь­ко Дж. Л. Анд­рич46 усмат­ри­ва­ет в леген­де вос­по­ми­на­ние о каком-то враж­деб­ном втор­же­нии в южную часть полу­ост­ро­ва, о кото­ром, одна­ко, не нахо­дит дру­гих сооб­ще­ний. Он откло­нил­ся от всех, кого я знаю, воз­мож­но, пото­му, что желал изу­чить пись­ма св. Гри­го­рия сами по себе, а не для извле­че­ния из них дета­лей для вос­пол­не­ния сомни­тель­ных и непол­ных сооб­ще­ний; одно пись­мо это­го пон­ти­фи­ка, от мар­та 591 года47, пред­пи­сы­ва­ет епи­ско­пу Мес­си­ны Фелик­су при­нять в мона­сты­ре св. Фео­до­ра епи­ско­па Пау­ли­на из Таври­а­на в Брут­тии, бежав­ше­го в Сици­лию с несколь­ки­ми мона­ха­ми «из-за вар­ва­ров» («oc­ca­sio­ne bar­ba­ri­ca»).

Леген­да об Аута­ри

Оче­вид­но, что набег, воз­мож­но, мало­зна­чи­тель­ный, упо­ми­нае­мый св. Гри­го­ри­ем, являл­ся фоном, на кото­ром поз­же была выду­ма­на поэ­ти­че­ская леген­да об Аута­ри, в кото­рой дано более с.305 кра­соч­ное геро­и­че­ское пере­не­се­ние неболь­шой круг­лой баш­ни, как раз и быв­шей «регий­ской колон­ной» посреди мор­ских волн48.

О том, в каком году про­изо­шёл этот набег, не может быть сомне­ний — это 590 год, посколь­ку он про­ис­хо­дил меж­ду взя­ти­ем Павии и смер­тью Аута­ри, собы­ти­я­ми, слу­чив­ши­ми­ся в этом году. И дата пись­ма св. Гри­го­рия явля­ет­ся тому под­твер­жде­ни­ем.

Так­же в 601 году (в фев­ра­ле) на Сици­лии боя­лись ново­го втор­же­ния вар­ва­ров (лан­го­бар­дов), и об этом сооб­ща­ет св. Гри­го­рий49, спра­вед­ли­во опа­сав­ший­ся, что в мар­те, когда долж­но закон­чить­ся пере­ми­рие (см. Ep. X, 16), воз­об­но­вят­ся воен­ные дей­ст­вия.

Тем вре­ме­нем в наро­де мусуль­ман нача­ли про­яв­лять­ся пер­вые послед­ст­вия рефор­мы Маго­ме­та; в 644 году, когда умер халиф Омар, его пре­ем­ник Муа­вия сде­лал пре­об­ла­даю­щей пар­тию мор­ской вой­ны и в 652 году, после того, как были заво­ё­ва­ны Кипр и Родос, мусуль­мане напра­ви­лись к Сици­лии. Там они выса­ди­лись, захва­тив неко­то­рые места на побе­ре­жье и «по сво­е­му обы­чаю, отпра­вив осмот­реть край для сра­же­ния тех, кото­рые захва­ти­ли добы­чу и плен­ни­ков, и всё же их было недо­ста­точ­но для заво­е­ва­ния рас­ска­зан­ных земель. Но такую сла­бость вра­га не мог­ли раз­ли­чить хри­сти­ане, сре­ди пер­вых испу­ган­ные этим напа­де­ни­ем, не ожи­дав­шим­ся и не счи­тав­шим­ся воз­мож­ным, этим страш­ным име­нем сара­цин, эти­ми новы­ми внеш­но­стью, обли­ком, язы­ком и поры­вом сра­жать­ся»50.

с.306 По рас­про­стра­не­нии изве­стия об этом втор­же­нии на полу­ост­ров, экзарх Равен­ны Олим­пий, преж­де испро­бо­вав­ший все сред­ства, чтобы аре­сто­вать папу Мар­ти­на из-за раз­но­гла­сий с импе­ра­то­ром по моно­фе­лит­ско­му вопро­су, при­ми­рил­ся с Мар­ти­ном и дви­нул­ся к Сици­лии51. Вой­на велась вяло, тем не менее, хотя вско­ре умер от чумы экзарх Олим­пий, мусуль­мане, кото­рые не мог­ли наде­ять­ся на какую-либо помощь и боя­лись, воз­мож­но, вне­зап­но­го появ­ле­ния визан­тий­ско­го флота, ночью поки­ну­ли ост­ров, уведя с собой добы­чу и плен­ных.

Из Фео­фа­на мы зна­ем, что сици­лий­ские плен­ни­ки выбра­ли в каче­стве места ссыл­ки Дамаск, сооб­ще­ние, кото­рое, как спра­вед­ли­во отме­ча­ет Хольм52, было пло­хо поня­то Ама­ри, кото­рый думал, что они оста­лись плен­ни­ка­ми доб­ро­воль­но, видя в этом кри­ти­ку про­валь­но­го визан­тий­ско­го гос­под­ства.

С ухо­дом мусуль­ман пре­сле­до­ва­ние Мар­ти­на уже­сто­чи­лось; схва­чен­ный и достав­лен­ный через Мес­си­ну в Кон­стан­ти­но­поль, он был под­верг­нут здесь позор­но­му про­цес­су и сослан в Хер­сон на бере­гу Чёр­но­го моря53.

Кон­стант II в Сици­лии

Тем вре­ме­нем в Ита­лию при­был (в 663 году), соглас­но обще­му тол­ко­ва­нию, чтобы избе­жать угры­зе­ний сове­сти за бра­то­убий­ство, или же для борь­бы с лан­го­бар­да­ми, импе­ра­тор Кон­стант II, вер­нув­ший­ся от нане­сён­но­го мусуль­ма­на­ми пора­же­ния у побе­ре­жья с.307 Ликии; его наме­ре­ни­ем было уста­но­вить место­пре­бы­ва­ние в Риме, что вызва­ло боль­шое недо­воль­ство в Кон­стан­ти­но­по­ле, где опа­са­лись его отда­ле­ния от дво­ра. Забав­ный отго­ло­сок это­го недо­воль­ства остав­лен нам в сти­хотвор­ной хро­ни­ке Кон­стан­ти­на Манас­сии, кото­рый, гово­ря о наме­ре­нии импе­ра­то­ра, ска­зал, что он вёл себя «не ина­че, как тот, кто разде­ва­ет хоро­шо оде­тую девуш­ку и укра­ша­ет ста­ру­ху в воз­расте трёх ворон как гра­ци­оз­ную деви­цу»54.

После несколь­ких дней про­жи­ва­ния на полу­ост­ро­ве Кон­стант, одна­ко, пере­брал­ся на Сици­лию, напра­вив­шись в Сира­ку­зы, где и про­вёл послед­ние шесть лет сво­его цар­ст­во­ва­ния и сво­ей жиз­ни55.

Исто­рия ост­ро­ва во вре­мя пре­бы­ва­ния импе­ра­то­ра на Сици­лии источ­ни­ка­ми и, глав­ным обра­зом, Пав­лом Диа­ко­ном, посвя­тив­шим сици­лий­ским собы­ти­ям этой эпо­хи четы­ре гла­вы сво­ей исто­рии56, рас­ска­за­на в весь­ма мрач­ных тонах. Ост­ров и сосед­ние обла­сти, гово­рит он, пере­но­сят нестер­пи­мые муче­ния: уве­ли­чи­ва­лись нало­ги, жёны отры­ва­лись от мужей, а дети от роди­те­лей, осквер­ня­лись хра­мы, до тех пор, пока не уто­ми­лись души и был состав­лен заго­вор про­тив Кон­стан­та, кото­рый 15 июля 668 года, когда нахо­дил­ся в бане Даф­ны, был убит рабом по име­ни Андрей, сын Тро­и­ла, вылив­шим на него кув­шин горя­чей воды57.

с.308 Рас­сказ так, как он пере­дан, конеч­но, при­ем­лем; в нём нет ниче­го, что мог­ло бы вызвать сомне­ния. Одна­ко не явля­ют­ся в рав­ной сте­пе­ни при­ем­ле­мы­ми сведе­ния об ущер­бе, поне­сён­ном Сици­ли­ей из-за дея­тель­но­сти Ирак­лия[20].

Павел Диа­кон и ано­ним­ный ком­пи­ля­тор «Li­ber pon­ti­fi­ca­lis» были слиш­ком обес­по­ко­е­ны тем фак­том, что они рас­ска­зы­ва­ют о дея­ни­ях импе­ра­то­ра-ере­ти­ка, моно­фе­ли­та, кото­рый столь мно­гое при­чи­нил рим­ской церк­ви, чтобы их суж­де­ние было про­дик­то­ва­но пря­мым чув­ст­вом спра­вед­ли­во­сти. Всё же несо­мнен­но, и дока­за­тель­ст­вом тому — царе­убий­ство, что импе­ра­тор не дол­жен был быть очень при­я­тен сици­лий­цам, кото­рые, конеч­но, как с ними про­ис­хо­ди­ло и поз­же в сход­ных слу­ча­ях, долж­ны были на самом деле оста­вать­ся разо­ча­ро­ван­ны­ми импе­ра­тор­ским пре­бы­ва­ни­ем, от кото­ро­го, кто зна­ет, каких бла­го­де­я­ний ожи­да­ли.

Такое разо­ча­ро­ва­ние, уси­лен­ное мало­при­ят­ной бли­зо­стью абсо­лю­тист­ско­го дво­ра и оскорб­лён­ным рели­ги­оз­ным чув­ст­вом, воз­мож­но, по нау­ще­нию сици­лий­ских епи­ско­пов58, и неко­то­рые с.309 новые непо­мер­ные нало­ги, или, ско­рее, более стро­гое нало­го­об­ло­же­ние59, осо­бен­но для покры­тия рас­хо­дов на воен­ную реор­га­ни­за­цию Афри­ки60, — всё это было моти­ва­ми, в ито­ге при­вед­ши­ми к веро­ят­но­му заго­во­ру, закон­чив­ше­му­ся царе­убий­ст­вом61.

Явным пре­уве­ли­че­ни­ем, напро­тив, явля­ет­ся всё то, что гово­рит­ся в боль­шин­стве источ­ни­ков, над кото­ры­ми власт­ву­ет прин­цип обоб­ще­ния, из-за кото­ро­го, как извест­но, часто лицо упо­ми­на­ет­ся как дур­ное с.310 во всех сво­их дей­ст­ви­ях толь­ко пото­му, что было тако­вым в одном из наи­бо­лее извест­ных слу­ча­ев сво­ей жиз­ни.

За смер­тью Кон­стан­та II после­до­ва­ло непро­дол­жи­тель­ное смя­те­ние, посколь­ку сици­лий­ская сол­дат­ня про­воз­гла­си­ла импе­ра­то­ром Мизи­зия, знат­но­го юно­шу армян­ско­го про­ис­хож­де­ния, про­тив кото­ро­го кон­стан­ти­но­поль­ский двор, опа­са­ясь, что пре­стол Импе­рии оста­нет­ся в Сира­ку­зах, поспе­шил напра­вить кое-как собран­ное по всей Ита­лии вой­ско. В стыч­ке, про­изо­шед­шей, веро­ят­но, око­ло Сира­куз62, пора­же­ние потер­пе­ли Мизи­зий и его сто­рон­ни­ки, мно­гие из кото­рых были уби­ты, а дру­гие достав­ле­ны в Кон­стан­ти­но­поль и вме­сте с ними, по-вар­вар­ски, голо­ва их вождя.

Пер­вые набе­ги мусуль­ман

Так закон­чи­лась эта пер­вая попыт­ка сици­лий­цев про­воз­гла­сить пре­тен­ден­та — малень­кой граж­дан­ской вой­ной, став­шей при­чи­ной ново­го мусуль­ман­ско­го втор­же­ния63.

Ско­рее все­го, — гово­рит Мике­ле Ама­ри; впредь у меня часто будет повод его цити­ро­вать, — импе­ра­тор Кон­стан­тин оста­вил «Сици­лию без защи­ты сол­дат из-за их жела­ния выбрать како­го-то дру­го­го импе­ра­то­ра, а мусуль­мане, кото­рые дер­жа­ли гла­за откры­ты­ми на новый пре­стол вра­же­ской импе­рии, исполь­зо­ва­ли этот слу­чай для её раз­граб­ле­ния» (p. 98). И фак­ти­че­ски, если импе­ра­то­ру уда­лось избе­жать, по край­ней мере, в этот момент, повтор­но­го выдви­же­ния сопер­ни­ка, это облег­ча­ло новое втор­же­ние, и мусуль­мане из Егип­та, в кото­рый они уже вторг­лись, при­бы­ли на двух­стах кораб­лях под коман­до­ва­ни­ем Абдул­лы ибн Кай­са на Сици­лию, раз­гра­бив Сира­ку­зы, в то вре­мя как мно­гие горо­жане укры­ва­лись в горах, спа­са­ясь от рез­ни.

Сара­ци­ны, похи­тив пре­сло­ву­тую добы­чу, взя­тую Кон­стан­том II с.311 в Риме, вер­ну­лись в Алек­сан­дрию спу­стя око­ло меся­ца после того, как сту­пи­ли на ост­ров64. После это­го втор­же­ния, при епи­ско­пе Зоси­ме, кафед­раль­ный собор в Сира­ку­зах был от Свя­то­го Иоан­на у ката­комб пере­не­сён intra moe­nia (внутрь стен), в антич­ный храм Минер­вы, и кажет­ся, что тогда же про­изо­шло пере­не­се­ние тела осно­ва­те­ля сира­куз­ской церк­ви св. Мар­ци­а­на65.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.294
  • 1[1] Про­ко­пий, d. B. G., III, 16.
  • 2[2] См. Про­ко­пий, d. B. G., I, 5. — Мар­цел­лин Комит, Chron., a. 535, p. 104 (ed. Mom­msen в M. G. H.): «Be­li­sa­rius con­sul eli­gi­tur, rec­to­que na­vi­gio Si­ci­liam pro­pe­rat, Ca­ti­nam et Sy­ra­cu­sas si­ne mo­ra, im­mo om­nem per­va­dit Tri­nac­riam»[2].
  • 3[3] Иор­дан, Ro­ma­na (M. G. H., vol. V, p. 48): «Si­ci­liam per­va­dit (Be­lis.) du­ce eius Sin­de­rith su­pe­ra­to, ubi dum ali­quan­tum tem­po­ris ob or­di­nan­dam pat­riam re­se­de­ret»[3]. См. так­же Иор­дан, Ge­ti­ca, p. 137.
  • 4[4] О топо­гра­фии древ­не­го Палер­мо, кото­рая, из-за оши­бок в мето­де иссле­до­ва­ния, до сих пор была весь­ма недо­ста­точ­но понят­на, напи­са­ны совре­мен­ные работы: Schumbring, Der his­to­ri­schen To­po­gra­phie von Pa­nor­mus, Lü­bek 1870. Holm, Stu­di di Sto­ria Pa­ler­mi­ta­na (в A. S. S. a. S. a. I.), Pa­ler­mo, 1879. Vinc. Di Gio­van­ni, La to­pog­ra­fia an­ti­ca di Pa­ler­mo, 2 voll. Pa­ler­mo, 1889—90. Недав­но Дж. М. Колум­ба вновь под­нял и бле­стя­ще рас­смот­рел этот вопрос, по-ново­му и окон­ча­тель­но раз­ре­шив его в важ­ней­шем докла­де: Per la to­pog­ra­fia an­ti­ca di Pa­ler­mo (в «Stu­di pel Cen­te­na­rio di Miche­le Ama­ri», vol. II, pp. 395—426), с пла­ном, Pa­ler­mo, 1910.
  • с.295
  • 5[1] Про­ко­пий, d. B. G., I, 5.
  • 6[2] О ста­рой церк­ви S. Ma­ria de Pic­ta, суще­ст­во­вав­шей уже в 1167 году (см. Ga­ro­fa­lo, Ta­bu­la­rium R. ac. I. Capp. di­vi Pet­ri in R. Pa­nor­mi­ta­no Pa­lai­to, Pa­nor­mi, 1835, p. 24) см. доклад Мон­джи­то­ре (Mon­gi­to­re) в Di Gio­van­ni, op. cit., II, 192 ss. Остат­ки церк­ви в её послед­ней кон­струк­ции были обна­ру­же­ны в 1904 году на пло­ща­ди Победы неда­ле­ко от рим­ских постро­ек.
  • 7[3] Про­ко­пий, d. B. G., I, 6—7.
  • 8[4] См. Про­ко­пий, d. B. V., II, 7; d. B. G., I, 5. В ядо­ви­той «Тай­ной исто­рии» Про­ко­пий рас­ска­зы­ва­ет, что Анто­ни­на, жена Вели­за­рия, пре­да­ва­лась во вре­мя это­го пре­бы­ва­ния раз­но­го рода зло­де­я­ни­ям. О лицах визан­тий­ско­го дво­ра см. пре­крас­ную кни­гу Диля (Diehl, Jus­ti­nien ecc.), где при­ме­ча­тель­ны в основ­ном стра­ни­цы (35—71), посвя­щён­ные импе­ра­три­це Фео­до­ре, за кото­рой сре­ди круп­ных недо­стат­ков при­зна­ют­ся и высо­чай­шие досто­ин­ства.
  • с.296
  • 9[1] d. B. V., II, 14. О пат­ри­ции Соло­моне, сме­нив­шем Вели­за­рия в управ­ле­нии Афри­кан­ской про­вин­ци­ей, см. Diehl, L’Af­ri­que By­zan­ti­ne, Pa­ris, 1896, p. 75 ss.
  • 10[2] См. Про­ко­пий, d. B. G., I, 8. Рай­прих посвя­ща­ет экс­курс (pp. 34—38) тому, чтобы дока­зать, что вой­на нача­лась имен­но в 536 году.
  • 11[3] Иор­дан, Ro­ma­na (p. 48): «Ubi mox Ever­mud Theo­da­ha­di Gotho­rum re­gis ge­ner, qui contra­rius cum exer­ci­tu ve­ne­rat cer­nens pros­pe­ri­ta­tem con­su­lis ultro se ad par­tes de­dit vic­to­ris hor­ta­tur­que ut iam an­he­lan­tem sui­que ad­ven­tui sus­pec­tam sub­ve­ni­ret Ita­liam»[4]. Мар­цел­лин, Chron., ad. a. 536 (p. 104) «Eb­re­mud Theo­da­ti ge­ner re­lic­to exer­ci­tu re­gio in Bri­tios ad Be­li­sa­rium in Si­ci­liam con­vo­la­vit»[5]. См. так­же Иор­дан, Ge­ti­ca, 308 (p. 137).
  • 12[4] Про­ко­пий., d. B. G., I, 8. Эта послед­няя вер­сия, кото­рая кажет­ся Рай­при­ху «si­ne du­bio pre­fe­ren­da … quip­pe quum Eb­ri­muthus ad fre­tum cus­to­dien­dum in il­la ur­be col­lo­ca­tus es­set»[6] (p. 17), под­дер­жа­на Холь­мом (III, p. 527) и мне кажет­ся пред­по­чти­тель­ной так­же пото­му, что исхо­дит от Про­ко­пия, все­гда заслу­жи­ваю­ще­го в отно­ше­нии пере­да­вае­мых им фак­тов боль­шо­го дове­рия.
  • 13[5] Про­стран­ное повест­во­ва­ние встре­ча­ет­ся в раз­лич­ных общих исто­ри­ях италь­ян­ско­го сред­не­ве­ко­вья, осо­бен­но у Харт­ма­на II, 1, p. 260 ss., и Ходж­ки­на vol. V (The im­pe­rial res­to­ra­tion).
  • с.297
  • 14[1] Об этой войне см. C. M. Pat­ro­no, Bi­zan­ti­ni e Per­sia­ni al­la fi­ne del VI sec. (в «Giorn. d. Soc. Asia­ti­ca Ital.», vol. XX, 1907, p. 259 ss.).
  • 15[2] См. C. M. Pat­ro­no, Stu­di Bi­zan­ti­ni, в «Riv. di St. An­ti­ca» dir. da G. Tro­pea, XIII, p. 50, Pa­do­va, 1909.
  • 16[3] Про­ко­пий. d. B. G., III, 6.
  • 17[4] Gia­cin­to Ro­ma­no, op. cit., p. 206.
  • с.298
  • 18[1] Holm, III, 1, 528.
  • 19[2] О небла­го­дар­но­сти Юсти­ни­а­на вооб­ще и в отно­ше­нии Вели­за­рия в част­но­сти см. упо­мя­ну­тую кни­гу Ш. Диля (C. Diehl, Jus­ti­nien ecc., p. 19).
  • 20[3] Про­ко­пий, d. B. G., III, 16.
  • 21[4] См. Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis ed. Duches­ne, Pa­ris, 1886, I, p. 299. Про­ко­пий, d. B. G., III, 16; или Мар­цел­лин Комит, Chro­nic. auc­to­rim. M. G. H. auct. ant. XI, p. 43 ed. Mom­msen.
  • 22[5] Фео­дор Моп­су­е­стий­ский и его сто­рон­ни­ки Ива, епи­скоп Эдес­ский, и Фео­до­рит, епи­скоп Кир­ский, учи­ли про­тив евно­ми­ан и апол­ли­на­ри­стов, что не еди­ное лицо во Хри­сте, что Бог не обле­кал­ся во плоть, и что Дева не Бого­ма­терь, полу­чив одоб­ре­ние IV Все­лен­ско­го собо­ра в Хал­кидоне. с.299 Поэто­му для аке­фа­лов (без­гла­вых, то есть тех ере­ти­ков, кото­рые испо­ве­до­ва­ли без­раз­ли­чие к вол­ну­ю­ще­му вопро­су о двой­ст­вен­ной при­ро­де Иису­са), счи­тав­ших важ­ным отме­нить Хал­кидон­ский собор, явно им про­ти­во­ре­ча­щий, име­ло зна­че­ние, чтобы эти трое епи­ско­пов были осуж­де­ны, так что их гла­ва Фео­дор Аскида, епи­скоп Кеса­рии, убедил Юсти­ни­а­на их ана­фе­мат­ст­во­вать. Импе­ра­тор толь­ко после того, как совер­шил такое свя­щен­но­дей­ст­вие, решил полу­чить его утвер­жде­ние у пат­ри­ар­хов и, сле­до­ва­тель­но, у Виги­лия, кото­рый после того, как V Все­лен­ский собор в 553 году при­знал «Три гла­вы» ере­сью, осудил их.
  • 23[1] См. Diehl Ch., L’Af­ri­que By­zant., p. 348 ss.
  • 24[2] Про­ко­пий, d. B. G., III, 30.
  • 25[3] Id. Hist. Arc., V, 37.
  • 26[4] Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, в «Vi­ta S. te Ur­si­ci­ni», XXIV, в M. G. H. — Rer. Long. Script., p. 322. — То, что здесь Вели­за­рий пере­пу­тан с Тоти­лой, вме­сте с изда­те­лем подо­зре­ва­ет Холь­дер-Эггер (там же), хотя я не вижу ника­ких при­чин для это­го.
  • 27[5] Про­ко­пий, d. B. G., III, 39.
  • с.300
  • 28[1] Про­ко­пий, d. B. G., III, 39
  • 29[2] Id., Id., III, 40. См. так­же св. Гри­го­рий Вели­кий, Dial., II, 15; «…To­ti­la … cum non mul­tum post Ro­mam adiit, ad Si­ci­lia­ni per­re­xit…»[8]. (в M. G. H. Rer. Lang. scrip­to­res). Павел Диа­кон, Hist. Ro­ma­na, XVI, 22. «Si­cu­lum transgres­sum (Gothi) fre­tum Si­ci­lia­ni in­va­dunt»[9] (M. G. H. auct. ant. vol. II).
  • 30[3] Про­ко­пий., d. B. G., III, 40.
  • с.301
  • 31[1] Про­ко­пий, loc. cit.
  • 32[2] Loc. cit.
  • 33[3] См. Diehl, L’Af­ri­que By­sant., p. 356 ss.
  • 34[4] Про­ко­пий, d. B. G., III, 40.
  • 35[5] Про­ко­пий, d. B. G., IV, 24.
  • с.302
  • 36[1] Мар­цел­лин Комит, Chron. ad a. 554
  • 37[2] Гри­го­рий Тур­ский в Mig­ne, P. L., p. 265.
  • 38[3] Мно­го свиде­тельств собра­но у Пав­ла Диа­ко­на. Упо­мя­ну неко­то­рые из них: «his quo­que tem­po­ri­bus (reg­ni Jus­ti­ni) Nar­sis pat­ri­cius … Vi­ta­lem epis­co­pum Al­ti­nae ci­vi­ta­tis qui an­te an­nos plu­ri­mos ad Fran­co­rum reg­num con­fu­ge­rat, hoc est ad Agon­thien­sem (Ma­gon­thien­sem?) ci­vi­ta­tem tan­dem conpre­hen­sum aput Si­ci­liam exi­lio dam­na­vit»[10], II, 4 (Ed. Waitz, p. 74). Ингун­да, сест­ра коро­ля фран­ков Хиль­де­бер­та, жена коро­ля Испа­нии Гер­ме­не­гиль­да, ари­а­ни­на, бежав­шая, чтобы укрыть­ся в Гал­лии, была захва­че­на гота­ми и отправ­ле­на на Сици­лию, где и умер­ла (III, 21, p. 104). И туда же была высла­на Гиза, сест­ра Рому­аль­да, гер­цо­га Бене­вен­та (V, 14); а Кон­стан­тин V хотел выслать мать, Ири­ну Вели­кую, в 790 году, когда зате­вал заго­вор с целью вер­нуть государ­ство, в то вре­мя как поз­же туда были высла­ны его сто­рон­ни­ки. См. Фео­фан, p. 719.
  • 39[4] См. Holm, III, 1, p. 437 s. Во вре­мя прав­ле­ния Урси­ния[11] были с.303 сосла­ны мно­гие като­ли­ки Афри­ки. См. Vic­tor Vi­ten­sis, Pers. Vand., II, 23.
  • 40[1] Такое осно­ва­ние упо­ми­на­ет­ся мно­ги­ми авто­ра­ми; «Рим­ский бре­виа­рий» гла­сит: «Pat­re mor­tuo sex mo­nas­te­ria in Si­ci­lia aedi­fi­ca­vit»[12]. Но об этом собы­тии я буду гово­рить в сле­дую­щей гла­ве.
  • 41[2] Это идея Мике­ле Ама­ри, кото­рый посвя­ща­ет св. Гри­го­рию и Сици­лии этой эпо­хи дей­ст­ви­тель­но достой­ные его ума стра­ни­цы (Miche­le Ama­ri, St. dei Mu­sul­ma­ni in Si­ci­lia, I, 22—29).
  • 42[3] См. упо­мя­ну­тую важ­ней­шую работу C. M. Pat­ro­no, Stu­di Biz. (Riv. di St. Ant., a. XIII) pp. 56—58.
  • с.304
  • 43[1] Павел Диа­кон, III, 32, p. 112 ed. Waitz (M. G. H. rer. Long. script.).
  • 44[2] Ita­liam und Lan­go­har­den, 1887, цити­ру­ет­ся Рома­но, p. 242.
  • 45[3] Ro­ma­no, Le in­va­sio­ni etc., p. 242.
  • 46[4] La leg­gen­da lon­go­bar­da di Auta­ri a Reg­gio, в «Riv. Sto­ri­ca Ca­lab­ra», se­rie III, a. IX, fasc. 8—11.
  • 47[5] Св. Гри­го­рий, Epist. I, 39: «Vir Ve­ne­ra­bi­lis Pau­li­nus epis­co­pus Tau­ri ci­vi­ta­tis, pro­vin­ciae Brut­tio­rum, no­bis as­se­ruit mo­na­chos suos oc­ca­sio­ne dis­per­sos bar­ba­ri­ca us­que nunc per to­tam va­ga­re Si­ci­liam»[14].
  • с.305
  • 48[1] Об этой колонне я уже упо­ми­нал на стр. 44, прим. 21. Про­фес­сор Колум­ба пола­га­ет, что имен­но Регий­ская колон­на, отме­чав­шая место посад­ки на Сици­лию, была в дей­ст­ви­тель­но­сти малень­кой баш­ней в фор­ме колон­ны (I por­ti del­la Si­ci­lia, p. 297).
  • 49[2] Ep. XI, 31. В нём он пред­пи­сы­ва­ет всем епи­ско­пам про­ве­сти обще­ст­вен­ные молеб­ст­вия, и в то же вре­мя сове­ту­ет, чтобы народ заслу­жил милость Божию чест­ной жиз­нью, «недо­ста­точ­но толь­ко молить­ся».
  • 50[3] M. Ama­ri, St. d. Mus. di Sic., I, 89. Это пер­вое втор­же­ние рекон­струи­ро­ва­но по источ­ни­кам Мике­ле Ама­ри (pp. 82—90) а так­же Л. М. Харт­ма­ном (L. M. Hartmann, G. I., II, 1, p. 247 ss.). Источ­ни­ка­ми явля­ют­ся Фео­фан, Chro­nogr., I, 532; Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis, I, p. 338 ed. Duches­ne; Lab­be, Sac­ro­san­ta Con­ci­lia, t. VI, p. 63—69.
  • с.306
  • 51[1] См. Li­ber Pon­tif., I, p. 338. Извест­но, что моно­фе­ли­ты ост­ро­ум­но утвер­жда­ли, что дея­ния Бога, создав­ше­го чело­ве­ка, зави­сят от одной воли, кото­рую они назы­ва­ли тео­ан­д­ри­че­ской, то есть бого­че­ло­ве­че­ской. Ирак­лий в 639 году объ­явил истин­ным их уче­ние, а Кон­стант II под­твер­дил его в 646 году[15] зна­ме­ни­тым ука­зом, назван­ном «типос». Лате­ран­ский собор осудил ересь, вызвав борь­бу меж­ду Кон­стан­том II и папой Мар­ти­ном. См. сре­ди про­чих: Diehl Ch., Etu­des sur l’ad­mi­nistra­tion By­zan­ti­ne, Pa­ris, 1888, p. 393 ss.
  • 52[2] S. d. S., III, 1, p. 588. Фео­фан гово­рит, что плен­ные ᾡκίσ­θη­σαν ἐν Δα­μάσ­κῳ θε­λήσει αὐτῶν[16]. Тол­ко­ва­ние Ама­ри I, 90.
  • 53[3] См. Фео­фан, Chro­nogr., I, p. 526 и 531. Ba­ro­nio, An­na­les Eccle­sias­ti­ci, a. 649 и 651.
  • с.307
  • 54[1] Cost. Man., Chron., vv. 3829—60 в C. S. H. B.
  • 55[2] Весь­ма веро­ят­но, что он скло­нил­ся к пере­но­су сво­ей рези­ден­ции в Сици­лию для того, чтобы быть бли­же к Афри­ке. Тако­во, по край­ней мере, мне­ние Диля, отме­тив­ше­го, что «он, конеч­но, при­ло­жил неко­то­рые уси­лия для орга­ни­за­ции в Кар­фа­ген­ском экзар­ха­те более проч­ной воен­ной защи­ты» C. Diehl, L’Af­ri­que Bys., p. 569.
  • 56[3] Hist. Lang., III, 11—14. Дру­гие источ­ни­ки про­из­вод­ны от неё: Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis ed. Duches­ne, Pa­ris, 1886, vol. I, p. 344, и Ges­ta episc. Nea­pol. (co­dex Va­ti­ca­nus La­ti­nus 5007) в M. G. H. (rer. lang. script.). L’Oìri­go gen­tis lan­go­bar­do­rum VII века под редак­ци­ей Вай­ца в упо­мя­ну­том томе Mo­nu­men­ta так резю­ми­ру­ет собы­тия (p. 6): «Eo tem­po­re (reg­ni Gri­moal­di) exi­vit Con­stan­ti­nus im­pe­ra­tor de Cos­tan­ti­no­po­lim et ve­nit in par­tes Cam­pa­niae et reg­res­sus est in Si­ci­lia et oc­ci­sus est a suis»[17].
  • 57[4] ἔν Συ­ρακού­ση ἐν τῷ βα­λανείῳ ῴ ὄνο­μα Δάφ­νε[18], гово­рит Фео­фан, ad. a. 665, p. 532 ss[19]. ed. Bonn. Убий­цу зва­ли Ἀνδρέας υίὸς с.308 Τρωἰλου. Бани Даф­ны свя­за­ны с куль­том Апол­ло­на Даф­ний­ско­го, упо­мя­ну­тым Гези­хи­ем (s. v.). Это не мог­ли быть, как, одна­ко, счи­та­ет довер­чи­вый Хольм (III, 590), так назы­вае­мые Бани Буф­фар­де­ри, явля­ю­щи­е­ся, ско­рее, рим­ским гим­на­си­ем, воз­ник­шим неда­ле­ко от зна­ме­ни­то­го гим­на­сия Тимо­ле­он­та.
  • 58[1] Гиб­бон и Ама­ри пред­по­ла­га­ли, что сици­лий­ские епи­ско­пы так­же при­ня­ли уча­стие в царе­убий­стве. Эта инфор­ма­ция извле­че­на Гиб­бо­ном из фра­зы в пись­ме, направ­лен­ном в 723 году папой Гри­го­ри­ем II Льву Исав­ру, фра­зы, кото­рая в обрат­ном пере­во­де, кото­рым был им сде­лан, гла­сит, что убий­ца Кон­стан­та (оши­боч­но назван­ный Незевк­си­ем) «ab epis­co­pis Si­ci­liae cer­tior fac­tus hae­re­ti­cum eum es­se ip­se in­tus in templo tru­ci­da­vit»[21]. Одна­ко, как утвер­жда­ет мон­се­ньор Лан­ча ди Бро­ло (II, 23—24), в гре­че­ской вер­сии посла­ния, кото­рая заме­ня­ет нам утра­чен­ный ори­ги­нал, сле­ду­ет читать ἔξω ἱερὂν[22] вме­сто έσω[23], так что фра­за долж­на озна­чать «estra templum Se­pulchrum eius com­po­suit»[24]. Это мне­ние под­креп­ля­ет­ся тем сооб­ра­же­ни­я­ми, что τόν τά­φον ποιεῖν[25] для «убить» необыч­но, что вряд ли папа пере­пу­тал бы убий­цу с Мизи­зи­ем и баню с хра­мом, и что, нако­нец, сам папа непо­сред­ст­вен­но после этой фра­зы про­ти­во­по­став­ля­ет «бес­слав­ную моги­лу Кон­стан­та слав­ной гроб­ни­це папы Мар­ти­на». Даже если не при­ни­мать разум­ные заме­ча­ния Лан­ча, с.309 я бы вряд ли пове­рил в пря­мые дей­ст­вия епи­ско­пов, так как фра­за папы была бы, в кон­це кон­цов, лишь немно­гим более, чем хва­стов­ст­вом. О посла­нии Льва, гре­че­ской вер­си­ей кото­ро­го мы рас­по­ла­га­ем, см. Lab­be, Sac­ro­san­ta Con­ci­lia, t. VIII, p. 663; Di Gio­van­ni, Cod. Sic. Dipl. n. 272.
  • 59[1] Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis (loc. cit.) сооб­ща­ет: «ta­les afflic­tio­nes po­suit, po­pu­lo… per dia­gra­pha seu ca­pi­ta at­que nau­ti­ca­tio­ne»[26]. Диль (Af­riq. Byz., p. 569) пони­ма­ет nau­ti­ca­tio­ne как «ta­xes qui pe­saient sur le com­mer­ce ma­ri­ti­me»[27], а Харт­ман (L’Afr. Byz. etc., p. 171) как na­vi­cu­la­ria function[28]. Име­ет­ся в виду, веро­ят­но, какой-то налог с кораб­лей, захо­дя­щих в пор­ты (por­to­rium) или, ско­рее, налог на «заня­тие нави­га­ци­ей». В пер­вом слу­чае этот налог в Сици­лии преж­де упо­ми­нал­ся в lex cen­so­ria por­tus Si­ci­liae (Dig. 50, 16, fr. 203), [pro­ma­gis­ter por­tuum prov. Sic. при Адри­ане упо­ми­на­ет­ся в C. I. L., III, 6065]. Что каса­ет­ся diag­ra­fa (спис­ки) seu ca­pi­ta, необ­хо­ди­мо заме­тить, что речь идёт о чём-то, явно схо­жем с tri­bu­tum in ca­pi­ta, кото­ро­му под­вер­га­лись те, кто не был вклю­чён в цен­зор­ские спис­ки. См. Mar­quardt, L’Or­ga­ni­sa­tion fi­nan­ciè­re (в vol. X d. An­ti­qui­ta­tes), pp. 219—220, Pa­ris, 1888.
  • 60[2] Диль, p. 569: «Ces grands des­seins (la rior­ga­niz­za­zio­ne mi­li­ta­re dell’Af­ri­ca) coûtaient cher et l’ar­gent man­quait; pour s’en pro­cu­rer. … aug­men­tait… les ta­xes»[29].
  • 61[3] В 1872 году в Сира­ку­зах был открыт клад с мно­го­чис­лен­ны­ми визан­тий­ски­ми укра­ше­ни­я­ми и моне­та­ми Кон­стан­та II. Из этих укра­ше­ний Музей Палер­мо при­об­рёл коль­цо, «насто­я­щую дра­го­цен­ность уди­ви­тель­но­го мастер­ства мель­чай­ше­го чер­не­ния (Сали­нас)», на кото­ром семь еван­гель­ских сцен и коро­на­ция импе­ра­то­ра с импе­ра­три­цей по име­ни Евдок­сия, как выяс­ня­ет­ся из намё­ка, содер­жа­ще­го­ся в выре­зан­ном биб­лей­ском сти­хе. Похо­же, из-за этих фак­тов про­фес­со­ру Сали­на­су при­шлось назвать его соб­ст­вен­но­стью импе­ра­то­ра Кон­стан­та. См. A. Sa­li­nas, Re­laz. del R. Mu­seo di Pa­ler­mo, Pal., 1873, pp. 57—58 Arch. Stor. Sic., a. III, p. 92 s.: Le Col­la­ne Bis. del Mu­seo di Pa­ler­mo, Pal. 1886. Вен­ту­ри оце­ни­ва­ет его, без ука­за­ния при­чин, как гораздо более позд­нее (St. d. Arie It., II, 670).
  • с.310
  • 62[1] При­вер­жен­цы Импе­рии шли на Сира­ку­зы, конеч­но, из Ката­нии, сле­дуя, веро­ят­но, древ­ней доро­гой, остат­ки кото­рой сохра­ни­лись в осно­ва­нии Гре­че­ской лест­ни­цы. Здесь, воз­мож­но, и про­изо­шло столк­но­ве­ние.
  • 63[2] Важ­ность и истин­ный смысл это­го дви­же­ния будут объ­яс­не­ны в сле­дую­щей гла­ве.
  • с.311
  • 64[1] Кро­ме выше­упо­мя­ну­тых хри­сти­ан­ских авто­ров, рас­ска­зы­ваю­щих об этих собы­ти­ях, обра­ща­ясь к един­ст­вен­ной тра­ди­ции, к ним обра­ща­ют­ся мно­гие араб­ские писа­те­ли. Мой рас­сказ согла­су­ет­ся с повест­во­ва­ни­ем Ама­ри, извле­чён­ным из араб­ских и хри­сти­ан­ских свиде­тельств. Учё­ный монах XII века Пётр Диа­кон, про­дол­жа­тель хро­ни­ки Льва Остий­ско­го, ради при­сво­е­ния орде­ну бенедик­тин­цев огром­ных вла­де­ний на Сици­лии доба­вил к исто­рии это­го мусуль­ман­ско­го пред­при­я­тия рас­сказ о кро­ва­вой бойне в мона­сты­ре Орде­на в Мес­сине и об ущер­бе зем­лям и горо­дам бенедик­тин­цев, а так­же бас­ню о втор­же­нии ага­рян­ско­го баро­на, назван­но­го Маму­кой, и о муче­ни­ках (см. P. Gae­ta­ni, Vi­tae Sancto­rum Si­cu­lorvm, t. I, p. 175 ss.). Под­лож­ность это­го рас­ска­за была всё же неяв­но при­зна­на Баро­ни­ем, Паджи, Мабил­ло­ном и Ди Джо­ван­ни, кото­рые счи­та­ют фаль­ши­вы­ми доку­мен­ты, изготов­лен­ные Пет­ром Диа­ко­ном с помо­щью абба­та Мон­те­кас­си­но. Обман и его исто­рия бле­стя­ще изло­же­ны Ама­ри, I, pp. 100—102.
  • 65[2] См. P. Or­si, в Not. d. Sca­vi, 1906, p. 401, и о хра­ме Минер­вы, кро­ме боль­шо­го труда Koldwey e Puchstein, Die gr. Tem­pel in Un­te­ri­tal. u. Si­zi­lien. Ca­val­la­ri ed Holm, To­pog­ra­fia Ar­cheo­lo­gi­ca di Si­ra­cu­sa, Pa­ler­mo, 1883, pp. 175, 282—83. Источ­ни­ки о Зоси­ме есть в Bol­lan­dis­ti, t. III. Mart.; Caie­ta­ni, Ac­ta SS. Si­cu­lo­rum, I, 226; Mar­ti­rol. Rom., 30, см. Март; так­же Pir­ri, Sic. Sac­ra, Pal. 1733, p. 720; Lan­cia di Bro­lo, op. cit., II, p. 30 ss.; Straz­zul­la, Inscrip­tio­nes, etc., pp. 206—207.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]В тек­сте опе­чат­ка: «Оса­да Панор­ма». Исправ­ле­но.
  • [2]Избран­ный кон­су­лом Вели­за­рий спе­шит морем пря­мо на Сици­лию и без про­мед­ле­ния завла­де­ва­ет Кати­ной и Сира­ку­за­ми, а вер­нее — всей Три­на­кри­ей (лат.).
  • [3](Вели­за­рий) занял Сици­лию, одолев её дук­са Син­де­ри­та, где оста­вал­ся в тече­ние нема­ло­го вре­ме­ни ради устрой­ства оте­че­ства (лат.).
  • [4]Где вско­ре Эвер­муд, зять гот­ско­го коро­ля Тео­да­хада, при­шед­ший про­тив него с вой­ском, видя уда­чу кон­су­ла, по сво­ей воле пере­шёл на сто­ро­ну победи­те­ля и при­звал того прий­ти на помощь уже зады­хаю­щей­ся Ита­лии, с подо­зре­ни­ем отнёс­шей­ся к его соб­ст­вен­но­му при­бы­тию (лат.).
  • [5]Эбре­муд, зять Тео­да­та, оста­вив королев­ское вой­ско в Брут­тии, сбе­жал к Вели­за­рию на Сици­лию (лат.).
  • [6]Несо­мнен­но, более пред­по­чти­тель­ной … ведь в то вре­мя Эбри­мут рас­по­ла­гал­ся бы в том горо­де, кото­рый был дове­рен ему для охра­ны (лат.).
  • [7]Вели­за­рий … вер­нув­ший­ся к сици­лий­цам, разо­рил её (Сици­лию) (лат.).
  • [8]Тоти­ла с немно­ги­ми после Рима при­шёл, к сици­лий­цам отпра­вил­ся (лат.).
  • [9]Перей­дя Сици­лий­ский про­лив, готы вторг­лись в Сици­лию (лат.).
  • [10]В это же вре­мя (прав­ле­ния Юсти­на) пат­ри­ций Нар­сес … епи­ско­па горо­да Аль­ти­ны Вита­лия, мно­го лет назад бежав­ше­го в королев­ство фран­ков, а имен­но в город Агонт (Майнц?), и, нако­нец, схва­чен­но­го, осудил на изгна­ние в Сици­лию (лат.).
  • [11]Речь долж­на идти о прав­ле­нии Гуне­ри­ха.
  • [12]По смер­ти отца осно­вал шесть мона­сты­рей в Сици­лии (лат.).
  • [13]«(Аута­ри) добрал­ся даже до Регия, край­не­го горо­да Ита­лии по сосед­ству с Сици­ли­ей; и посколь­ку там, сре­ди мор­ских волн, постав­ле­на некая колон­на, он, гово­рят, при­бли­зив­шись к ней сидя на коне, кос­нул­ся её ост­ри­ём сво­его копья, ска­зав: “До сюда будут пре­де­лы лан­го­бар­дов”; эта колон­на, гово­рят, оста­ёт­ся там до сего­дняш­не­го дня и назы­ва­ет­ся колон­ной Аута­ри» (лат.).
  • [14]Почтен­ный муж Пау­лин, епи­скоп горо­да Тав­ра в про­вин­ции Брут­тий, объ­явил нам, что его мона­хи из-за вар­ва­ров до сих пор бро­дят, непри­ка­ян­ные, по всей Сици­лии (лат.).
  • [15]На самом деле, в 648 году.
  • [16]Жите­ли по воле пере­се­ли­лись в Дамаск (пер. с греч. В. И. Обо­лен­ско­го и Ф. А. Тер­нов­ско­го).
  • [17]В то вре­мя (прав­ле­ния Гри­мо­аль­да) импе­ра­тор Кон­стан­тин уехал из Кон­стан­ти­но­по­ля и при­был в пре­де­лы Кам­па­нии, и воз­вра­тил­ся на Сици­лию, и был убит сво­и­ми (лат.).
  • [18]В Сира­ку­зах, в бане, кото­рая назы­ва­ет­ся Даф­на (греч.).
  • [19]Долж­но быть — ad a. 660, p. 537 ss.
  • [20]Види­мо, ошиб­ка: речь долж­на идти о Кон­стан­те II.
  • [21]Вер­нее, епи­ско­па­ми Сици­лии побуж­дае­мый, сам того ере­ти­ка убил внут­ри хра­ма (лат.).
  • [22]Вне свя­то­го (греч.).
  • [23]Внут­ри (греч.).
  • [24]Вне хра­ма устро­ил его моги­лу (лат.).
  • [25]Устро­ить моги­лу (греч.).
  • [26]Столь боль­шую печаль воз­ло­жил на народ чрез­вы­чай­ным или подуш­ным и мор­ским нало­га­ми (лат.).
  • [27]Нало­ги, кото­ры­ми обла­га­лась мор­ская тор­гов­ля (фр.).
  • [28]Сбор с мор­ских пере­во­зок (лат.).
  • [29]Эти вели­кие про­ек­ты (воен­ная реор­га­ни­за­ция Афри­ки) доро­го сто­и­ли, а денег было недо­ста­точ­но; чтобы их достать, он уве­ли­чи­вал нало­ги (фр.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1532551004 1532551005 1532551006