Бьяджо Паче

Варвары и византийцы на Сицилии

Biagio Pace. I Barbari ed i Bizantini in Sicilia // Archivio Storico Siciliano, Nuova serie, XXXV. Palermo, 1910, pp. 33—80, 293—324, XXXVI. Palermo, 1911, pp. 1—76.
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.

с.65

ГЛАВА ВТОРАЯ


Состо­я­ние ост­ро­ва в пери­од гос­под­ства ван­да­лов и готов


Упа­док ост­ро­ва

Конеч­но, упа­док Сици­лии во вре­ме­на ван­даль­ских набе­гов, несмот­ря на отсут­ст­вие доку­мен­тов и пря­мых свиде­тельств, не под­ле­жит оспа­ри­ва­нию.

Мож­но пред­по­ло­жить, что тор­гов­ля не про­цве­та­ла, поля и посе­вы были опу­сто­ше­ны, ост­ров оскудел день­га­ми и сво­бод­ны­ми жите­ля­ми из-за труд­но­стей несе­ния нало­го­во­го бре­ме­ни, а так­же из-за посте­пен­но­го исчез­но­ве­ния мел­кой соб­ст­вен­но­сти, осво­бо­див­шей место для созда­ния лати­фун­дий.

Для созда­ния печаль­ной кар­ти­ны усло­вий этой эпо­хи будут полез­ны неко­то­рые дан­ные обра­щав­ших­ся в то вре­мя налич­ных денег, кото­рые могут быть полу­че­ны в резуль­та­те изу­че­ния монет­ных кла­дов.

В обра­ще­нии все­гда нахо­ди­лось мно­же­ство монет Кон­стан­ти­на и его потом­ков и, напро­тив, очень мало монет восточ­ных импе­ра­то­ров; но так­же обра­ща­лись ред­кие экзем­пля­ры III века и даже незна­чи­тель­но коли­че­ство гре­че­ской моне­ты и какие-то не чека­нен­ные брон­зо­вые кру­жоч­ки, а рав­но мно­го­чис­лен­ные с.65 под­дел­ки, что, как отме­ча­ют несколь­ко доку­мен­тов, может заста­вить нас пред­по­ло­жить, что для несчаст­ных усло­вий того вре­ме­ни было доста­точ­но любо­го брон­зо­во­го дис­ка, похо­див­ше­го раз­ме­ром на мел­кие кон­стан­ти­нов­ские типы1.

Муни­ци­паль­ное устрой­ство

Вер­ным пока­за­те­лем таких несчаст­ных эко­но­ми­че­ских усло­вий явля­ет­ся и состо­я­ние муни­ци­паль­ной маги­ст­ра­ту­ры, кото­рая, как, впро­чем, в любой про­вин­ции Импе­рии, теперь рас­смат­ри­ва­ет­ся не как почёт, а ско­рее как тяж­кое бре­мя, так как cu­ria­les во вре­ме­на ван­да­лов, как и при ост­ро­готах, были обя­за­ны отве­чать за упла­ту нало­гов перед ra­tio­na­lis sum­ma­rum сво­им иму­ще­ст­вом. В осталь­ном муни­ци­паль­ная маги­ст­ра­ту­ра не пре­тер­пе­ла изме­не­ний, оста­ва­ясь такой же, как и в рим­ский пери­од2; учреж­де­ние пре­иму­ще­ст­вен­но мест­но­го харак­те­ра, её пред­ста­ви­те­ли по тра­ди­ции про­дол­жа­ют иметь раз­лич­ные назва­ния.

В папи­ру­се из Равен­ны, кото­рый я ско­ро буду иметь слу­чай упо­мя­нуть, маги­ст­ра­ты муни­ци­пия Сира­куз назва­ны, напри­мер, de­cempri­mi, назва­ние, несо­мнен­но вос­хо­дя­щее к I веку до Р. Х. и обна­ру­жи­вае­мое исполь­зу­е­мым в раз­ных мест­но­стях3.

Соб­ст­вен­ность

Основ­ной фор­мой соб­ст­вен­но­сти явля­ет­ся лати­фун­дия. Иму­ще­ст­вен­ные ком­плек­сы, часто при­над­ле­жа­щие бога­тым равен­н­цам бла­го­да­ря королев­ско­му пожа­ло­ва­нию, назы­ва­ют­ся mas­sae4; с.66 они сда­ва­лись в арен­ду или, если при­ме­нить сло­во, исполь­зу­е­мое сего­дня в Сици­лии, в «габел­лу» (ga­bel­la), арен­да­то­рам (con­duc­to­res), кото­рые, веро­ят­но, име­ли в сво­ей зави­си­мо­сти рабов и коло­нов5. Вла­де­лец мас­сы был пред­став­лен пове­рен­ны­ми (ac­to­res), а ино­гда посы­лал для их кон­тро­ля и общей инспек­ции дове­рен­ное лицо, как бы чрез­вы­чай­но­го упол­но­мо­чен­но­го6.

При готах участь ост­ро­ва несколь­ко улуч­ши­лась.

Сли­я­ние сици­лий­ско­го эле­мен­та с гот­ским

Основ­ной целью Тео­де­ри­ха было, как извест­но, объ­еди­не­ние рим­ско­го (обра­зо­ван­но­го) эле­мен­та с силь­ным вар­вар­ским, сли­я­ние, от кото­ро­го он ожи­дал воз­рож­де­ния Импе­рии7. Его прав­ле­ние в Сици­лии было слиш­ком корот­ким и готов с.67 было слиш­ком мало для того, чтобы его наме­ре­ние осу­ще­ст­ви­лось, поэто­му не уди­ви­тель­но, что нам дове­лось обна­ру­жить лишь самые незна­чи­тель­ные следы жиз­неде­я­тель­но­сти ост­ро­готов. И хотя в слу­чае памят­ни­ков дока­за­тель­ства ex si­len­tio все­гда явля­ют­ся рис­ко­ван­ны­ми, всё же заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния, что до сих пор были обна­ру­же­ны толь­ко два вар­вар­ских, или пред­по­ла­гае­мых вар­вар­ски­ми, нек­ро­по­ля (Гро­ти­чел­ли и Фуско в Сира­ку­зах), и что сре­ди мно­го­чис­лен­ных имён сици­лий­цев, над­пи­си и пре­да­ния о кото­рых до нас дошли, толь­ко два, насколь­ко мне извест­но, име­ют вар­вар­ский отпе­ча­ток: Фили­мут (Fi­li­muth) и Гид­до­нис (Gid­do­nis)8, откуда для Сици­лии и гер­ман­ских наро­дов, при нынеш­нем состо­я­нии зна­ний, К. Чипол­ла при­шёл к выво­ду о сли­я­нии латин­ско­го эле­мен­та с ино­зем­ным, вывод, кото­рый для осталь­ной Ита­лии может пока­зать­ся слег­ка пре­уве­ли­чен­ным9.

Поли­ти­че­ское и адми­ни­ст­ра­тив­ное устрой­ство

Во вся­ком слу­чае, след­ст­ви­ем поли­ти­че­ской кон­цеп­ции Тео­де­ри­ха было то, что государ­ст­вен­ное устрой­ство оста­ва­лось почти неиз­мен­ным, с неко­то­ры­ми исклю­че­ни­я­ми для готов, под­чи­няв­ших­ся не мест­ной юрис­дик­ции, а назна­чен­ным коро­лём co­mi­tes Gotho­rum, являв­шим­ся ком­пе­тент­ным орга­ном для того, чтобы судить так­же спо­ры меж­ду рим­ля­на­ми и гота­ми, после, одна­ко, того, как будет испро­ше­но мне­ние рим­ско­го юрис­кон­суль­та. Гово­ря далее кон­крет­но о Сици­лии, я по воз­мож­но­сти ясно и упо­рядо­чен­но изло­жу резуль­та­ты послед­них иссле­до­ва­ний, не при­нёс­ших в нашем слу­чае ника­кой поль­зы, ссы­ла­ясь на раз­лич­ные эта­пы изыс­ка­ний10.

с.68 Выс­шим гот­ским воен­ным долж­ност­ным лицом на ней был комит горо­да Сира­ку­зы (co­mes Si­ra­cu­sa­nae ci­vi­ta­tis), одно­вре­мен­но являв­ший­ся, соглас­но кажу­ще­му­ся спра­вед­ли­вым мне­нию Холь­ма11, так­же коми­том про­вин­ции Сици­лия (co­mes pro­vin­ciae Si­ci­liae). For­mu­la, то есть общая инструк­ция об обя­зан­но­стях этой долж­но­сти, как и об обя­зан­но­стях дру­гих маги­ст­ра­тур это­го вре­ме­ни, сохра­не­на в Va­riae Кас­си­о­до­ра12. Граж­дан­ским пра­ви­те­лем про­дол­жал оста­вать­ся коррек­тор (cor­rec­tor), точ­нее, рек­тор (rec­tor), в чьи обя­зан­но­сти вхо­ди­ли судо­про­из­вод­ство и сбор нало­гов13. Он дол­жен был спра­ши­вать в судах мне­ние сена­то­ров, кото­рые слу­чай­но мог­ли про­жи­вать в про­вин­ции14. Осо­бен­ность гер­ман­ско­го зако­но­да­тель­ства, кото­рую обыч­но назы­ва­ют «юриди­че­ским сим­во­лиз­мом», в соот­вет­ст­вии с кото­рым мно­гие дей­ст­вия испол­не­ны цере­мо­ний, кото­рые мог­ли бы пока­зать­ся маги­че­ски­ми, оста­ви­ла следы в обык­но­ве­ни­ях сици­лий­ско­го наро­да15.

Неиз­мен­ным оста­лось и муни­ци­паль­ное устрой­ство; горо­да управ­ля­лись дефен­зо­ром (de­fen­sor) (Va­riae, VII, 11), изби­рае­мым наро­дом и утвер­ждае­мым кве­сто­ром (quaes­tor), кото­рый дол­жен был защи­щать город от зло­употреб­ле­ний, и кура­то­ром (cu­ra­tor), назна­чае­мым коро­лём и воз­глав­ляв­шим курию (cu­ria), чьи чле­ны (кури­а­лы (cu­ria­les), соот­вет­ст­во­вав­шие древним деку­ри­о­нам (de­cu­rio­nes)), отве­ча­ли сво­им иму­ще­ст­вом за сбор нало­гов, под­ле­жа­щих упла­те земле­вла­дель­ца­ми (pos­ses­so­res). Обя­зан­ность по их взи­ма­нию была воз­ло­же­на на двух «cen­si­to­res Si­ci­liae Pro­vin­ciae» (Va­riae, IX, 10), один из кото­рых был рим­ля­ни­ном, а дру­гой — готом16. Так­же име­лись два маги­ст­ра­та (ma­gistra­tus), соот­вет­ст­во­вав­ших с.69 преж­ним дуум­ви­рам (duum­vi­ri), и кор­по­ра­ции (col­le­gia) граж­дан.

В общем, если нель­зя при­знать в каче­стве бес­спор­ных истин похва­лы, кото­рые Энно­дий17 рас­то­ча­ет Тео­де­ри­ху «re­gum ma­xi­me, in cui­us do­mi­nio sa­po­rem suum in­ge­nui­ta­tis vi­gor ag­no­vit»[3] и в кото­рых Саль­ви­о­ли спра­вед­ли­во видит «мно­го рито­ри­че­ских пре­уве­ли­че­ний»18, то нель­зя и отри­цать, что его королев­ство было одним из луч­ших в ран­нем сред­не­ве­ко­вье. Он не толь­ко поза­бо­тил­ся о том, чтобы дать некий свод зако­нов сво­им зна­ме­ни­тым эдик­том19, но и при­ло­жил ста­ра­ния к тому, чтобы не про­ис­хо­ди­ли зло­употреб­ле­ния, и весь­ма разум­но пред­у­смот­рел, чтобы тяж­бы ула­жи­ва­лись или раз­ре­ша­лись в той же самой мест­но­сти, «ut ad co­mi­ta­tum ne­ces­si­ta­tem non ha­beant ve­nien­di, quos in lon­gin­quis re­gio­ni­bus con­ti­ge­rit im­mo­ra­ri»[4]20.

Он про­явил боль­шой инте­рес к Сици­лии (полу­чив­ший про­дол­же­ние у его пре­ем­ни­ка Ата­ла­ри­ха), от кото­рой, как он сам гово­рил «non enim quae­re­las … vo­lu­mus ve­ni­re sed lau­des»[5] (Va­riae, VI, 22).

Име­ет­ся мно­го его писем, как и писем Ата­ла­ри­ха, кото­рые явля­ют­ся прав­ди­вы­ми доку­мен­та­ми о таком наме­ре­нии; из них извле­ка­ют­ся раз­лич­ные сведе­ния, важ­ные для исто­рии состо­я­ния ост­ро­ва.

Тео­де­рих, учи­ты­вая бла­го­со­сто­я­ние жите­лей, уве­ли­чил в Сици­лии ценз «sub con­sue­ta mo­de­ra­tio­ne… ut vo­bis (Si­cu­lis) cres­ce­ret de­vo­tio»[6] (Va­riae, IX, 10).

с.70 Ата­ла­рих, по слу­чаю сво­ей свадь­бы, отме­нил это уве­ли­че­ние, при­ка­зав, чтобы сбор­щи­ки мол­ча­ли о том, что зна­ют о повы­ше­нии в сле­дую­щем году, посколь­ку в этом слу­чае заин­те­ре­со­ван­ные лица мог­ли бы про­те­сто­вать. Для это­го в Сици­лию был направ­лен сай­он Квиди­ла21.

Он так­же при­ка­зал, чтобы spec­ta­bi­les vi­ri Вик­тор и Вити­гискл, cen­si­to­res, не тре­бо­ва­ли в этом году того, что доба­ви­ли к tri­bu­ta­ria functio (нало­гу), воз­вра­щая излишне взыс­кан­ное вла­дель­цам (pos­ses­so­res)22; и даже упре­кал тех же самых cen­si­to­res в том, что они взыс­ки­ва­ли боль­ше, чем были долж­ны, пред­ла­гая им вер­нуть сици­лий­цам взыс­кан­ное неза­кон­но, чтобы pos­ses­so­res не мог­ли при­бег­нуть к судеб­но­му поряд­ку23.

И в пись­ме, адре­со­ван­ном co­mes Si­ra­cu­sa­nae ci­vi­ta­tis Гиль­ди­ле, он при­ка­зы­ва­ет немед­лен­но пре­кра­тить при­тес­не­ния, на кото­рые жалу­ют­ся под­дан­ные: чрез­вы­чай­ные нало­ги, то есть взно­сы, нало­жен­ные на них для вос­ста­нов­ле­ния стен (воз­мож­но, Сира­куз), невы­пол­нен­ная работа, кон­фис­ка­ция в поль­зу каз­ны наследств ост­ро­ви­тян, непо­мер­ные судеб­ные издерж­ки и экс­про­при­а­ция, за ничтож­ную цену, вво­зи­мых из-за моря това­ров для их пере­про­да­жи от сво­его име­ни с боль­шой при­бы­лью24.

Часто Тео­де­рих учреж­дал и государ­ст­вен­ные суб­сидии25.

Тор­гов­ля, про­мыш­лен­ность, сель­ское хозяй­ство

Что каса­ет­ся тор­гов­ли, то нуж­но вспом­нить, что друг Про­ко­пия, о кото­ром упо­ми­на­лось на стр. 62, нахо­дил­ся с.71 в Сира­ку­зах ради заня­тия ею26, факт, отме­чен­ный так­же Холь­мом, кото­рый пока­зы­ва­ет, что, поль­зу­ясь при готах бла­га­ми мира, она неко­то­рым обра­зом улуч­ши­ла своё поло­же­ние. Это един­ст­вен­ное дошед­шее до нас свиде­тель­ство о сици­лий­ской тор­гов­ле. Ата­ла­рих упре­ка­ет в сво­ём пись­ме, как мы уже виде­ли, Гиль­ди­лу, co­mes Si­ra­cu­sa­nae ci­vi­ta­tis, за то, что он завла­дел вве­зён­ны­ми това­ра­ми и экс­про­прии­ро­вал их по очень низ­кой цене, чтобы затем пере­про­дать по сво­е­му усмот­ре­нию, тогда как цена това­ров долж­на была уста­нав­ли­вать­ся по согла­со­ва­нию с достой­ны­ми граж­да­на­ми и даже с епи­ско­пом27. И с воз­рож­де­ни­ем зем­леде­лия28 уве­ли­чи­лось про­из­вод­ство зер­на, кото­рым часто как в это вре­мя, так и в даль­ней­шем поль­зо­ва­лась осталь­ная Ита­лия29, если оно мог­ло быть выве­зе­но; у нас даже име­ют­ся кос­вен­ные дан­ные о кораб­лях с сици­лий­ским зер­ном, отправ­лен­ных в Гал­лию30, реги­он, с кото­рым Сици­лия пред­по­ло­жи­тель­но име­ла так­же в преды­ду­щие сто­ле­тия те тор­го­вые отно­ше­ния, кото­рые для IV века засвиде­тель­ст­во­ва­ны намё­ком Авсо­ния, на пер­вый взгляд кажу­щим­ся рито­ри­че­ской фра­зой31.

Дру­гие отно­ше­ния с Афри­кой, Пере­д­ней Ази­ей, Кон­стан­ти­но­по­лем и т. д. могут быть выведе­ны из изу­че­ния с.72 над­пи­сей этой эпо­хи. Для Афри­ки, кро­ме нали­чия в Сици­лии таких имён, как Quod­vultde­us32, или, как оно про­из­но­сит­ся с изящ­ным иска­же­ни­ем, Con­vul­dio, и Ausa­nius33, о них свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные све­тиль­ни­ки из корал­ло­вой гли­ны кар­фа­ген­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые нахо­дят­ся повсюду34, и неко­то­рые дру­гие при­зна­ки35. Затем мно­го­чис­лен­ные име­на, отме­чен­ные Страц­цул­ла (Straz­zul­la) как име­ю­щие сирий­ское про­ис­хож­де­ние, в над­пи­сях из Сира­куз36, неко­то­рые из кото­рых содер­жат бук­вы с.73 Χρισ­τός Μιχαῆλ Γαβ­ριέλ, харак­тер­ные для хри­сти­ан Пере­д­ней Азии37.

В одной из тех же сира­куз­ских над­пи­сей упо­мя­ну­ты Do­mi­ni­cus Ma­ce­do (n. 427), Παῦλος Ἐφέ­σιος (n. 225), Ἀρίσ­των Κωνσταν­τι­νοπο­λί­της (n. 395), Φείδων ὰπο’ Τετ­ρα­πυρ­γίας (n. 348)38; и дру­гие сици­лий­ские над­пи­си, хотя и несколь­ко более ран­ней эпо­хи, могут свиде­тель­ст­во­вать о свя­зях с эти­ми и дру­ги­ми стра­на­ми.

Каким мог быть тор­го­вый обмен с эти­ми реги­о­на­ми, мы можем ско­рее пред­по­ла­гать, чем иссле­до­вать: долж­но быть, в основ­ном тка­ни и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные това­ры. Ведь не оста­лось ника­ких спе­ци­аль­ных дан­ных о сици­лий­ской про­мыш­лен­но­сти, если не счи­тать про­из­вод­ство ba­fia (пур­пу­ра) в инте­ре­сах импе­ра­то­ра в Сира­ку­зах39, и мы даже не зна­ем, было ли в чести ското­вод­ство или вино­гра­дар­ство и т. д., одна­ко, учи­ты­вая состо­я­ние ост­ро­ва во вре­ме­на ван­да­лов, уси­ле­ние возде­лы­ва­ния зер­но­вых пред­став­ля­ло нема­лую часть того отно­си­тель­но­го бла­го­со­сто­я­ния, кото­рым Сици­лия поль­зо­ва­лась в тече­ние гот­ско­го гос­под­ства, бла­го­со­сто­я­ния, о кото­ром мно­го поз­же Тоти­ла дол­жен был напом­нить «небла­го­дар­ным» сици­лий­цам, когда те пере­шли на сто­ро­ну визан­тий­цев40.

Воен­ные гар­ни­зо­ны

Одной из наи­бо­лее важ­ных при­чин хоро­ше­го состо­я­ния, кро­ме спо­кой­ст­вия и мира, царив­ше­го в этот пери­од, явля­ет­ся почти пол­ное отсут­ст­вие на ост­ро­ве гот­ских войск. Готы недол­го зани­ма­ли ост­ров, оста­вив спо­соб­ных пра­ви­те­лей, надо пола­гать, удо­вле­тво­ряя прось­бу самих сици­лий­цев, кото­рые по пра­ву счи­та­ли воен­ную окку­па­цию пре­пят­ст­ви­ем для воз­рож­де­ния сель­ско­го хозяй­ства41; в дей­ст­ви­тель­но­сти, с.74 одна­ко, они отпра­ви­ли мало сол­дат пото­му, что не обла­да­ли боль­ши­ми резер­ва­ми, учи­ты­вая неболь­шую чис­лен­ность их наро­да42, и, конеч­но, не пото­му, что име­ли, как пред­по­ло­жил кое-кто, малый инте­рес к защи­те ост­ро­ва, «кото­рый пред­став­лял для них, не имев­ших ниче­го для защи­ты в Афри­ке, вто­ро­сте­пен­ное стра­те­ги­че­ское зна­че­ние», в то вре­мя как мы зна­ем, что она была назва­на «Ge­ta­rum nut­rix» («кор­ми­ли­ца гетов»)43.

Итак, гар­ни­зо­нов было мало и нахо­ди­лись они в горо­дах Лили­бее44, Сира­ку­зах45, Панор­ме46; Мес­са­на была укреп­ле­на47 вме­сте с Панор­мом48, в отли­чие от Ката­нии, кото­рая была ἀτέιχισ­τος[10], как в нача­ле, так и в кон­це визан­тий­ско­го вла­ды­че­ства49, факт, кото­рый не дол­жен вызы­вать того удив­ле­ния, какое он вызвал у Рай­при­ха (p. 24), поче­му Тео­де­рих дал граж­да­нам пра­во исполь­зо­вать кам­ни амфи­те­ат­ра не для того, чтобы постро­ить сте­ны, но «in usus pub­li­cos da­mus»50.

Не было ника­ко­го рас­пре­де­ле­ния земель меж­ду гота­ми в Сици­лии51 и толь­ко неко­то­рые готы пер­со­наль­но полу­чи­ли с.75 земель­ные участ­ки из тех, кото­ры­ми Одо­акр и его геру­лы вла­де­ли на ост­ро­ве и кото­рые назы­ва­лись sor­tes; в этот раз­ряд вхо­ди­ло, воз­мож­но, пожа­ло­ва­ние Пие­рию, о кото­ром уже гово­ри­лось52.

Ере­си

В рели­ги­оз­ной исто­рии ост­ров игра­ет в эту эпо­ху зна­чи­тель­ную роль, в осо­бен­но­сти пото­му, что, как уже было отме­че­но, мож­но ска­зать, что все ере­си, будо­ра­жив­шие тогда души, оста­ви­ли след в Сици­лии, дей­ст­ви­тель­но часто состав­ляв­шей в их исто­рии очень важ­ную стра­ни­цу; то же самое сле­ду­ет ска­зать о визан­тий­ском пери­о­де.

Уже через несколь­ко лет после попыт­ки втор­же­ния Ала­ри­ха в 410 году в Сира­ку­зы при­шли Пела­гий и его уче­ник Целе­стий53. Испо­ве­ду­е­мая ими ересь дей­ст­ви­тель­но полу­чи­ла на ост­ро­ве такое раз­ви­тие, что в Сира­ку­зах он учил боль­ше не тай­но, как везде, но пуб­лич­но, о чём весь­ма тре­во­жи­лись като­ли­че­ские отцы54.

Не мень­шее раз­ви­тие полу­чи­ла там ересь Ария. Мы уже виде­ли, что когда Гей­зе­рих в 440 году при­был на Сици­лию, зачин­щи­ком гоне­ний про­тив като­ли­ков был ари­ан­ский епи­скоп Мак­си­мин, кажет­ся, тот самый, кото­рый спо­рил о тео­ло­гии со св. Авгу­сти­ном55.

с.76 Совре­мен­ни­ком Мак­си­ми­на, так­же упо­мя­ну­тым в свя­зи с опу­сто­ше­ни­я­ми Гей­зе­ри­ха, жерт­вой кото­рых он стал, был епи­скоп Лили­бея Пас­ха­зин, весь­ма све­ду­щий в рели­ги­оз­ных и аст­ро­но­ми­че­ских вопро­сах, высо­ко цени­мый папой св. Львом I, кото­рый в 444 году справ­лял­ся у него, чтобы узнать, на какой день выпа­да­ет в этом году вос­кре­се­нье после пер­во­го весен­не­го пол­но­лу­ния, для празд­но­ва­ния Пас­хи; его ответ отныне счи­тал­ся за пра­ви­ло по это­му вопро­су56. Дру­гим выдаю­щим­ся дея­те­лем сици­лий­ской церк­ви того вре­ме­ни мог быть св. Иустин, «епи­скоп Сици­лии», автор цер­ков­ной фило­со­фии, о кото­ром уже мно­го ска­за­но57.

В один из тех крат­ких пери­о­дов отно­си­тель­но­го зати­шья, слу­чав­ших­ся меж­ду втор­же­ни­я­ми ван­да­лов и про­чих, воз­мож­но, спа­са­ясь от ван­да­лов Афри­ки, на Сици­лии укры­лись св. Кало­гер с епи­ско­пом Гри­го­ри­ем и диа­ко­ном Димит­ри­ем, из кото­рых с.77 двое послед­них были уби­ты во вре­мя набе­га, тогда как пер­вый укрыл­ся в горах Фра­га­ла58.

Рим­ская цер­ковь и её вла­де­ния

Сре­ди столь­ких поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских и рели­ги­оз­ных потря­се­ний цер­ковь Сици­лии, несмот­ря на сво­их выдаю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей, нахо­ди­лась в глу­бо­ком нрав­ст­вен­ном упад­ке. И папа св. Лев (22 нояб­ря 443 года), и св. Гела­сий (11 мар­та 494 года) всерь­ёз наме­ре­ва­лись сво­и­ми пись­ма­ми дать самые суро­вые при­ка­зы для её исце­ле­ния59.

Уже в эту эпо­ху на Сици­лии встре­ча­ют­ся pat­ri­mo­nia церк­вей Равен­ны60, Мила­на61 и Рима62, эти послед­ние про­ис­хо­дят от тех вла­де­ний, кото­рые при­над­ле­жа­ли импе­ра­то­рам во всех про­вин­ци­ях, управ­ляв­ших­ся ra­tio­na­lis rei pri­va­tae63.

Изо­бра­зи­тель­ное искус­ство

с.78 Об исто­рии искус­ства во вре­ме­на гос­под­ства ван­да­лов и ост­ро­готов мож­но ска­зать очень мало, тем более что все­гда труд­но точ­но отли­чить древ­но­сти этой эпо­хи от визан­тий­ской, даже после тща­тель­ных иссле­до­ва­ний послед­них лет64.

В целом, отме­чая, что при ост­ро­готах они, конеч­но, долж­ны были про­цве­тать боль­ше, чем при кош­ма­ре ван­даль­ских набе­гов, мож­но ска­зать, что для искусств (раз­ви­вав­ших­ся в основ­ном на служ­бе новой рели­гии) про­дол­жа­ет­ся, как и для инсти­ту­тов, клас­си­че­ское направ­ле­ние65.

Рим­ская архи­тек­ту­ра про­яв­ля­ет­ся даже в ката­ком­бах, мно­гие из кото­рых напо­ми­на­ют регу­ляр­ное рас­по­ло­же­ние горо­да не толь­ко с Car­do[14] и De­cu­ma­nus ma­xi­mus[15], но и с ротон­да­ми, явное клас­си­че­ское про­ис­хож­де­ние цен­траль­ных соору­же­ний и fri­gi­da­ria в тер­мах66; сохра­не­на так­же фор­ма бази­ли­ки и пред­став­ле­на в сици­лий­ских памят­ни­ках инте­рес­ной церк­вуш­кой Розо­ли­ни67.

В отно­ше­нии скульп­ту­ры сле­ду­ет отме­тить, что пре­крас­ный сар­ко­фаг Адель­фии не мест­ной работы и пред­став­ля­ет в клад­би­щен­ском сици­лий­ском искус­стве истин­ное исклю­че­ние68; три хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­га из Палер­мо69 явля­ют­ся про­из­веде­ни­ем скром­ных мест­ных каме­но­тё­сов, зани­мав­ших место скуль­п­то­ров, кото­рые изгото­ви­ли с.79 два сар­ко­фа­га из Сира­куз, один укра­шен­ный дву­мя рельеф­ны­ми бюста­ми, дру­гой — гру­бы­ми кре­ста­ми, и очень гру­бую голо­ву лоша­ди70, ничем не пре­вос­хо­дя­щие несколь­ко дру­гих релье­фов и капи­те­лей сле­дую­ще­го пери­о­да.

Кра­си­вые све­тиль­ни­ки из корал­ло­вой гли­ны, столь обиль­ные в гот­скую эпо­ху, с баре­льеф­ны­ми фигу­ра­ми и сим­во­ла­ми — афри­кан­ский импорт; на них изо­бра­же­ние и укра­ше­ния, кото­рые окру­жа­ют фитиль све­тиль­ни­ка, уже пред­ве­ща­ют деко­ра­тив­ную скульп­ту­ру само­го тём­но­го сред­не­ве­ко­вья71.

Живо­пись, про­яв­ля­ю­щая себя в раз­лич­ных фрес­ках (глав­ным обра­зом, фрес­ка Део­да­ты и двух Алек­сан­дрий в Сан-Джо­ван­ни, фрес­ка доб­ро­го пас­ты­ря и акро­со­лий Мар­ции в ката­ком­бах Кас­сия)72, очень дале­ка от клас­си­че­ской тра­ди­ции дру­гих искусств. Деко­ра­тив­ные рос­пи­си в цве­точ­ных моти­вах, ими­ти­ру­ю­щие ков­ры, рас­тя­ну­тые на сте­нах73, атри­бу­ты, опре­де­ля­ю­щие пер­со­на­жей, все эти дета­ли, в жерт­ву кото­рым при­но­сит­ся пра­виль­ность фор­мы.

Лите­ра­ту­ра

Тео­де­рих пре­до­ста­вил неко­то­рым моло­дым сира­ку­зя­нам (сыно­вьям spec­ta­bi­lis Вале­ри­а­на и Фила­рия) раз­ре­ше­ние поехать учить­ся в Рим74, явный при­знак того, что король с.80 был не про­тив куль­ту­ры и лите­ра­ту­ры, и что не сле­ду­ет слиш­ком суро­во осуж­дать его за почти пол­ное раз­ру­ше­ние амфи­те­ат­ра Ката­нии75, слу­чив­ше­е­ся с его согла­сия, и если не пото­му, что оно вызы­ва­лось необ­хо­ди­мо­стью прак­ти­че­ской жиз­ни, то, конеч­но, пото­му, что неспра­вед­ли­во судить дей­ст­вия древ­них в соот­вет­ст­вии с теми новы­ми взгляда­ми, кото­ры­ми мы руко­вод­ст­ву­ем­ся сего­дня.

К это­му вре­ме­ни отно­сит­ся таин­ст­вен­ная сици­лий­ская поэтес­са Эль­пида, автор гим­на «O Ro­ma No­bi­lis», о кото­рой нам не дано знать ниче­го опре­де­лён­но­го76.

В целом те пять­де­сят лет, про­шед­ших с 440 по 490 год, исто­рию кото­рых я до сих пор рекон­струи­ро­вал, в том, что каса­ет­ся общих усло­вий, чёт­ко делят­ся на два пери­о­да: один, пери­од раз­ло­же­ния, ван­даль­ский, дру­гой, отно­си­тель­но­го бла­го­по­лу­чия, гот­ский. Одна­ко послед­ний длил­ся слиш­ком недол­го, чтобы дать какой-либо резуль­тат.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.65
  • 1[1] Эти­ми выво­да­ми я обя­зан про­фес­со­ру Орси, пред­ло­жив­ше­му изу­чить клад из 1740 монет, про­ис­хо­дя­щих из Липа­ри (Мон­те-Роза), при­об­ре­тён­ный недав­но Музе­ем Сира­куз и ещё не опуб­ли­ко­ван­ный. Клад охва­ты­ва­ет весь ван­даль­ский пери­од бла­го­да­ря при­сут­ст­вию мно­го­чис­лен­ных монет Мар­ки­а­на (450—457).
  • 2[2] На эту тему см. иссле­до­ва­ние D. San­tac­ro­ce, La ge­ne­si del­le is­ti­tu­zio­ni mu­ni­ci­pa­li e pro­vin­cia­li in Si­ci­lia, в «Arch. Stor. per la Sic. Orient.», an­no II. Ca­ta­nia, 1905.
  • 3[3] De­cempri­mi, соглас­но тому, что мне сооб­ща­ет про­фес­сор Колум­ба, встре­ча­ют­ся упо­мя­ну­ты­ми у Ливия как суще­ст­ву­ю­щие в муни­ци­паль­ном устрой­стве самой древ­ней эпо­хи: 8, 3, 8 (de­cem prin­ci­pes) 29, 15, 5, 8. Но это сле­ду­ет счи­тать преж­девре­мен­ным исполь­зо­ва­ни­ем сло­ва. Одна­ко они суще­ст­ву­ют в I веке до Р. Х. Цице­рон, pro Ros­cio, 25; ad Att., 10, 13, 1, они засвиде­тель­ст­во­ва­ны в Цен­ту­ри­пах: Cic., Verr., II, 162; Лили­бее CIL X, 7236; Пизе CIL XI, 1420; Мизе­нах (?) CIL X, 8132.
  • 4[4] Сего­дня это сло­во пред­став­ле­но в сици­лий­ском диа­лек­те дву­мя его про­из­вод­ны­ми: mas­sa­ro и mas­se­ria. В про­вин­ци­ях Сира­ку­зы и с.66 Ката­ния, где наи­бо­лее точ­но сохра­ни­лось корен­ное зна­че­ние, mas­sa­ro назы­ва­ет­ся фер­мер, осо­бен­но тот, кото­рый осу­ществля­ет возде­лы­ва­ние участ­ка, либо соб­ст­вен­но­го, либо взя­то­го в арен­ду, следя лич­но, а так­же участ­вуя в поле­вых работах. Mas­se­ria — это боль­шая усадь­ба с сель­ски­ми построй­ка­ми, тогда как выра­же­ние «fa­re mas­se­ria» озна­ча­ет «зани­мать­ся раз­веде­ни­ем скота».

    В Коми­зо и дру­гих местах окру­га Моди­ка mas­sa­ro был зва­ни­ем, при­над­ле­жав­шим важ­ным горо­жа­нам. В запад­ной Сици­лии mas­sa­ro озна­чал при­мер­но то же, что и cu­ra­tor, а mas­sa­ro церк­ви часто сов­па­дал с поно­ма­рём. О mas­sae вкрат­це упо­ми­на­ет Vol­pe, Per la sto­ria giu­ri­di­ca ed eco­no­mi­ca del Me­dio evo, в «Stu­di di Sto­ria del Cri­vel­luc­ci», XIV (1905), p. 177.

  • 5[1] См. Holm, III, 1, p. 514.
  • 6[2] Эти эко­но­ми­че­ские сведе­ния извле­ка­ют­ся из совер­шён­но­го коро­лём Одо­ак­ром пожа­ло­ва­ния Пие­рию иму­ще­ства в Сици­лии и ост­ро­ва Мели­та в Дал­ма­ции, и из трёх дру­гих доку­мен­тов середи­ны V века, кото­ры­ми явля­ют­ся три пись­ма Лав­ри­ция, напи­сан­ные: пер­вое Сисин­нию, отправ­лен­но­му на Сици­лию для над­зо­ра за его иму­ще­ства­ми, при­но­сив­ши­ми недо­ста­точ­но дохо­дов; вто­рое направ­ле­но его ac­to­res на Сици­лии с при­ка­зом пови­но­вать­ся Сисин­нию, третье — con­duc­to­res, с целью пред­ста­вить им Сисин­ния, кото­ро­му они мог­ли упла­тить рен­ту. Сле­ду­ет спи­сок дол­гов. Учи­ты­вая важ­ность этих доку­мен­тов, о кото­рых я уже упо­ми­нал, и малую рас­про­стра­нён­ность работы, в кото­рой они были опуб­ли­ко­ва­ны, я вос­про­из­во­жу их пол­но­стью в При­ло­же­нии.
  • 7[3] Дан (Dahn, Die Kö­ni­ge der Ger­ma­nen, III, 58) соби­ра­ет отрыв­ки, в кото­рых про­ти­во­по­став­ля­ют­ся рим­ляне (интел­лек­ту­а­лы) и готы (силь­ные). Такая направ­ля­ю­щая с.67 идея поли­ти­ки Тео­де­ри­ха нахо­дит своё выра­же­ние у Кас­си­о­до­ра, Va­riae, IV, 23[1], «…Ro­ma­no­rum pru­den­tiam car­pe­rent et vir­tu­tem gen­tium pos­si­de­rent»[2].
  • 8[1] О Фили­му­те см. S. Gre­go­rio, Ep. I, 44, о Гид­до­ни­се (в недав­но обна­ру­жен­ной сира­куз­ской эпи­гра­фи­ке) Or­si, Not. d. Sca­vi, 1909, p. 351.
  • 9[2] Car­lo Ci­pol­la, Del­la sup­pos­ta fu­sio­ne deg­li Ita­lia­ni coi Ger­ma­ni etc. (Rend. d. Lin­cei, 1900), кото­рый закан­чи­ва­ет так (p. 603): «Думаю, мож­но лишь утвер­ждать, что раз­лич­ные ино­зем­ные вли­я­ния на нашу нацию обна­ру­жи­ва­ют­ся в доста­точ­но огра­ни­чен­ных про­пор­ци­ях».
  • 10[3] Они кажут­ся пере­дан­ны­ми запу­тан­но и бес­по­рядоч­но у Холь­ма (Holm, III, 514—523).
  • с.68
  • 11[1] III, 1, p. 518.
  • 12[2] VI, 22. Те, кто жела­ет полу­чить инфор­ма­цию о «фор­му­ле», как и о дру­гих эле­мен­тах пра­ва и адми­ни­ст­ра­тив­но­го устрой­ства того вре­ме­ни, най­дёт её в крат­ких, но ясных и точ­ных сооб­ще­ни­ях в пре­крас­ной «Исто­рии италь­ян­ско­го пра­ва» Саль­ви­о­ли (Sal­vio­li, Sto­ria del di­rit­to Ita­lia­no (III ed.), о «фор­му­ле» см. pp. 58—59).
  • 13[3] Va­riae, VI, 22.
  • 14[4] Va­riae, VI, 21; VII, 2. См. Момм­зен, в «N. Ar­chiv.», XIV, p. 461. «Губер­на­то­ры про­вин­ций… и теперь делят­ся на раз­ные сте­пе­ни кон­су­ля­ров, коррек­то­ров или рек­то­ров, пре­зи­дов с рав­ной, по суще­ству, ком­пе­тен­ци­ей…».
  • 15[5] Ср. Sal­vio­li, op. cit., p. 35.
  • 16[6] Ср. Dahn, Die Kö­ni­ge etc., IV, 167. с.69 Граж­дан­ское и эко­но­ми­че­ское состо­я­ние Сици­лии под вла­стью ост­ро­готов было пред­ме­том иссле­до­ва­ний Рай­при­ха, Холь­ма, Саль­ви­о­ли, а так­же Дана и Момм­зе­на.
  • 17[1] En­no­dius, Pa­ne­gyr. Theu­der. re­gi dic­tus, ed. Vo­gel (M. G. H. a. ant. VII) p. 203.
  • 18[2] Sal­vio­li, Lo sta­to e la po­po­la­zio­ne d’Ita­lia pri­ma e do­po le do­min. Bar­ba­riche. Pa­ler­mo, 1899, p. 36.
  • 19[3] Этот эдикт был опуб­ли­ко­ван, соглас­но резуль­та­там послед­них иссле­до­ва­ний, по слу­чаю деся­ти­ле­тия прав­ле­ния (de­cen­na­lia) в 500 году. См. Franc. Schup­fer, L’edit­to di Teo­do­ri­co — stu­di sull’an­no del­la sua pubbli­ca­zio­ne. Ro­ma, Lin­cei, 1887.
  • 20[4] Va­riae, VI, 22.
  • с.70
  • 21[1] Va­riae, IX, 10. Saio соот­вет­ст­ву­ет co­mi­tia­cus у рим­лян. См. Dahn, III, 183 ss.; Holm, III, 519.
  • 22[2] IX, 11. Пись­мо адре­со­ва­но коми­ту Гиль­ди­ле, кото­рый уве­дом­лял­ся о при­ка­зе, дан­ном Вик­то­ру и Вити­гис­клу.
  • 23[3] IX, 12. Эти сведе­ния пока­зы­ва­ют, что и через пять веков после Верре­са маги­ст­ра­ты про­вин­ции часто были спра­вед­ли­вы в управ­ле­нии, подоб­но тому рим­ско­му пре­то­ру, кото­рый совер­шил, пожа­луй, боль­шую ошиб­ку тем, что попал в руки столь энер­гич­но­го адво­ка­та, как Цице­рон, оста­вив­ший его в памя­ти потом­ков со столь позор­ной репу­та­ци­ей.
  • 24[4] IX, 14.
  • 25[5] Va­riae, IV, 7.
  • с.71
  • 26[1] См. Про­ко­пий, d. B. V., I, 13.
  • 27[2] Holm, III, 521.
  • 28[3] Va­riae, IX, 10: «Intra Si­ci­liam pro­vin­ciam lar­ga quies et cul­tu­ram ag­ris praes­bi­tat et po­pu­lus amplia­vit»[7]. Va­riae, IX, 10.
  • 29[4] Ср. Про­ко­пий, B. V., I, 14; III, 16; II, 24; III, 6, 15. Va­riae, IX, 14.
  • 30[5] Va­riae, IV, 7.
  • 31[6] Auso­nio, Or­do Ur­bium No­bi­lium, vv. 124—25 (p. 251 ed. Pei­per):


    Te [Mar­tie Nar­bo] ma­ris Eoi mer­ces et Hi­be­ri­ca di­tant
    Aequo­ra, te clas­ses Ly­bi­ci Si­cu­li­que pro­fun­di[8].

    Это сти­хотво­ре­ние Авсо­ния было напи­са­но око­ло 388 г. Дока­за­тель­ст­вом этих отно­ше­ний меж­ду Сици­ли­ей и Гал­ли­ей явля­ет­ся так­же рас­про­стра­не­ние на ост­ро­ве позд­ней рельеф­ной кера­ми­ки, недав­но опи­сан­ной Ж. Деше­ле­том (J. Déche­let­te, Les va­ses ce­ra­mi­ques or­nés de la Gau­le Ro­mai­ne. Pa­ris, 1904, 2 voll.).

  • с.72
  • 32[1] См. с.47, прим. 4 насто­я­щей работы.
  • 33[2] См. гла­ву VI насто­я­щей работы.
  • 34[3] Эти све­тиль­ни­ки, часто весь­ма кра­си­вые, были широ­ко рас­про­стра­не­ны в Сици­лии; боль­шое их коли­че­ство было опуб­ли­ко­ва­но: Sa­li­nas, Not. d. Sca­vi, 1885; Or­si, id. 1909; Füh­rer, Forsch. z. Sic. Sot­terr., taf. XIV. В Афри­ке обна­ру­же­ны мастер­ские по их про­из­вод­ству (в Утине (Oud­na), мате­ри­а­лы сей­час в Музее Бар­до; там же нахо­дят­ся неболь­шие клей­ма, слу­жив­шие для нане­се­ния на заготов­ках листьев в округ­лой части или у носи­ка). В Кар­фа­гене и его окрест­но­стях, как ска­зал мне недав­но отец А. Л. Делатр, дирек­тор Музея Лави­же­ри, нель­зя копать без того, чтобы не най­ти какой-нибудь из них. Он, нашед­ший око­ло соро­ка тысяч, опуб­ли­ко­вал о них несколь­ко работ, из кото­рых я при­во­жу основ­ные: Lam­pes chré­tien­nes de Car­tha­ge, в «Mis­sions catho­li­ques», Lyon, 1880; Lam­pes an­ti­ques du mu­sée de Saint Louis de Char­tha­ge, «Rev. de l’art, chr.», Lil­le, 1889; Les lam­pes chré­tien­nes de Car­tha­ge, «Rev. cit.», 1890.
  • 35[4] 16 декаб­ря про­шло­го года, во вре­мя экс­кур­сии, совер­шён­ной с про­фес­со­ром Орси к «Древ­но­стям» Капо Ска­лам­бри (Ca­po Sca­lambri) (см. о них гла­ву VI насто­я­щей работы), мы подо­бра­ли несколь­ко мра­мор­ных фраг­мен­тов, при­над­ле­жав­ших укра­ше­ни­ям каких-то зда­ний. Один из этих фраг­мен­тов, из пре­крас­но­го зелё­но­го сер­пен­ти­на, был, по обще­му мне­нию про­фес­со­ра Джо­ван­ни Сале­ми Паче (Giov. Sa­le­mi Pa­ce) и кава­ле­ра Джо­ван­ни Ди Сте­фа­но (Giov. di Ste­fa­no) из Королев­ско­го уни­вер­си­те­та Палер­мо, сочтён не сици­лий­ским. Это, ско­рее все­го, афри­кан­ский сер­пен­тин.
  • 36[5] Тако­вы Εὐσέ­βιος и Εὐσε­βῆ (nn. 29, 49, 323. Straz­zul­la, l. S. G.), Ζό­δωρος ἀπὸ Μάκ­ρης (n. 58), Ge­ron­tius (n. 362), Dio­ny­sius (n. 37, 38, 39, 40, 41, 166, 296), Ἀντω­νῖνος (n. 16), Theo­do­rus (n. 53, 61, 199, 358), Μάγ­νος (n. 173), Σε­βῆρος (n. 337), Ζοῆλος (n. 46), Χρι­σιάνη Μασ­σιάνη (то есть из Μασ­σίας) (n. 401). По прав­де гово­ря, не все эти име­на явля­ют­ся исклю­чи­тель­но сирий­ски­ми; осо­бен­но важ­ной явля­ет­ся эпи­та­фия 401, о кото­рой тот же Страц­цул­ла напи­сал в A. S. S., 1896, p. 157, и в R. Q. S., 1897, I—III.
  • с.73
  • 37[1] См. De Ros­si, Boll. d’arch. Crist., ser. II, a. I, p. 115.
  • 38[2] Орси (Not. d. Sc., 1895, над­пись n. 301), ссы­ла­ясь на Иоси­фа Фла­вия (Иудей­ские древ­но­сти, XIII, 2, 1) и Дамас­кия (Житие Иси­до­ра, 63), пола­га­ет, что это мест­ность в Сици­лии; Страц­цул­ла, упо­ми­ная дру­гие места с похо­жим назва­ни­ем в Арме­нии и в Ливии, отно­сит его ско­рее к ним; оче­вид­но, этот вопрос нераз­ре­шим.
  • 39[3] См. Not. dig­ni­ta­tum. Oc­cid. XI, 68, p. 51.
  • 40[4] Про­ко­пий, d. B. G., III, 16.
  • 41[5] Про­ко­пий, там же, κατ’ὰρ­χὰς ἐδέον­το Θευ­δερί­χον Ῥω­μαῖον, μὴ с.74 πολ­λῶν ἐνταῦθα Γότ­θων κα­τασ­τῆ­ναι φρου­ρὰν, ὠς μηδὲν αὐτῶν τῇ ἔλευ­θεριᾳ ἢ τῇ ἄλλῃ εὐδαι­μο­νίᾳ ἐμπό­διον εἴη[9].
  • 42[1] См. Sal­vio­li, Lo sta­to e la po­po­la­zio­ne d’Ita­lia pri­ma e do­po le in­va­sio­ni bar­ba­riche. At­ti del­la R. Ac­cad. di Sc. Lett. ed Art. di Pa­ler­mo, a. 1901, pp. 57—62. Eiusd., St. del Di­rit­to Ita­lia­no, 3a ed., p. 160.
  • 43[2] Иор­дан, Ge­ti­ca, 60.
  • 44[3] Про­ко­пий, B. V., II, 5.
  • 45[4] Кас­си­о­дор, Va­riae, VI, 22. Иор­дан, Ge­ti­ca, 50.
  • 46[5] Про­ко­пий, B. V., II, 5; id., B. G., I, 13.
  • 47[6] Про­ко­пий, B. G., III, 39.
  • 48[7] Про­ко­пий, B. G., I, 13.
  • 49[8] Про­ко­пий, B. G., III, 40.
  • 50[9] Va­riae, III, 49: «Vestra enim mu­ni­tio nostra est ni­hi­lo­mi­nus for­ti­tu­do; sa­xa er­go, quae sug­ge­ri­tis de Am­phi­theat­ro lon­ga ve­tus­ta­te col­lap­sa, nec ali­quid or­na­tui pub­li­co iam pro­des­se, ni­si so­las tur­pes rui­nas os­ten­de­re, li­cen­tiam vo­bis eorum in usus dum­ta­xat pub­li­cos da­mus, ut in mu­ro­rum fa­ciem sur­gat quod non po­test pro­des­se si jaceat»[11]. Необ­хо­ди­мо лишь отме­тить, что из кон­тек­ста сле­ду­ет пони­мать «mu­ro­rum fa­cies» как исполь­зу­е­мое здесь в том смыс­ле, в кото­ром клас­си­че­ски сле­до­ва­ло бы ска­зать «pa­ries», и что «mu­ni­tio» и «for­ti­tu­do» не име­ют того воен­но­го зна­че­ния, кото­рое, на пер­вый взгляд, им мог­ло бы быть при­да­но.
  • 51[10] См. Холь­ма, III, 512, кото­рый вер­но заклю­ча­ет об этом из изу­че­ния уже упо­мя­ну­то­го отрыв­ка Про­ко­пия, B. G., III, 15, где при­во­дят­ся жало­бы Тоти­лы на сици­лий­цев.
  • с.75
  • 52[1] См. стр. 66 насто­я­щей работы и При­ло­же­ние. О sor­tes, кро­ме упо­мя­ну­то­го места у Холь­ма, см. Рай­при­ха, pp. 22—23. Нель­зя, пожа­луй, исклю­чать воз­мож­ность суще­ст­во­ва­ния какой-то свя­зи меж­ду эти­ми пре­до­став­ле­ни­я­ми и лан­го­бард­ски­ми ари­ман­ни­я­ми, свя­зи, кото­рая в любом слу­чае будет рас­сле­до­ва­на каким-нибудь люби­те­лем пра­ва. В насто­я­щее вре­мя пред­став­ля­ет­ся дока­зан­ным, что ари­ман­нии были воен­ны­ми участ­ка­ми на гра­ни­це с рим­ля­на­ми. См. Chec­chi­ni, I fon­di mi­li­ta­ri Rom.-Biz. in re­laz. con l’ari­man­nia. Arch. Giu­rid., LXXVIII (1907); Ro­ber­ti, Ari­man­nie Van­da­liche in Af­ri­ca, в «Stu­di in ono­re di F. Cic­cag­lio­ne», vol. I, Ca­ta­nia, 1909.
  • 53[2] Св. Авгу­стин., Epist. ad Flo­rium, n. 157 (Mig­ne, P. L., t. XLVIII, diss. I del P. Gar­nier, cap. V).
  • 54[3] Св. Авгу­стин, Pre­faz. al lib. IV in Ge­re­mia. Исто­рия пела­ги­ан­ства в Сици­лии подроб­но изло­же­на у Lan­cia di Bro­lo, St. del­la Chie­sa in Si­ci­lia nei pri­mi die­ci se­co­li, I, pp. 232—256.
  • 55[4] Св. Авгу­стин спо­рил с Мак­си­ми­ном в Гип­поне «cum . . . . . re­gio unum in lo­cum con­ve­nis­sent prae­sen­ti­bus mul­tis, tam cle­ri­cis quam с.76 lai­cis»[12] (пер­вые сло­ва диа­ло­га: Di­vi Aure­lii Augus­ti­ni Hip­po­nen­sis epis­co­pi contro Ma­xi­mi­num hae­re­tic­tim, Aria­no­rum epis­co­pum lib­ri tres). Суще­ст­ву­ет ещё про­по­ведь «in die Na­ta­li do­mi­ni contra quod­dam dic­tum Ma­xi­mi­ni Ar­ria­no­rum epis­co­pi qui cum Si­gi­ful­to co­mi­te con­sti­tu­tus in Af­ri­ca blas­phe­ma­bat ha­bi­tus de hoc quod re­fe­re Evan­ge­lis­ta Sal­va­to­rem di­xis­se: qui cre­dit in me non cre­dit in me sed in eum qui me mi­sit»[13].

    Тот факт, что дис­пут состо­ял­ся в Гип­поне, пока­зы­ва­ет, что он дол­жен был про­изой­ти после 395 года, когда Авгу­стин был назна­чен епи­ско­пом и при­был в этот город. Св. Авгу­стин родил­ся в Тага­сте в Нуми­дии 13 нояб­ря 354 года, в воз­расте 32 лет кре­стил­ся, был руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка в 391 году; умер 28 авгу­ста 430 года. Таким обра­зом, даты пока­зы­ва­ют нам, что Мак­си­мин, зачин­щик про­во­ди­мых Гей­зе­ри­хом изби­е­ний, и про­тив­ник св. Авгу­сти­на были совре­мен­ни­ка­ми, и было бы по мень­шей мере стран­ным счи­тать, что суще­ст­во­ва­ли одно­вре­мен­но два ари­ан­ских епи­ско­па с оди­на­ко­вым име­нем, осо­бен­но если поду­мать, что Мак­си­мин, про­ти­во­сто­яв­ший св. Авгу­сти­ну, не отпра­вил­ся бы в Гип­пон для дис­пу­та, если бы не про­жи­вал в месте близ­ком и свя­зан­ном часты­ми отно­ше­ни­я­ми с Афри­кой, каким как раз явля­ет­ся Сици­лия.

  • 56[1] См. Man­si, Ac­ta Con­ci­lio­rum, t. V, p. 1222. Подроб­нее о Пас­ха­зине см. Lan­cia di Bro­lo, op. cit., I, 288—305.
  • 57[2] См. Lan­cia di Bro­lo, op. cit., I, p. 306 ss., где резю­ми­ру­ет­ся этот вопрос.
  • с.77
  • 58[1] Сведе­ния нахо­дят­ся в гимне IX века Сер­гия Хро­ни­ста. См. Лан­ча ди Бро­ло (op. cit., I, p. 285—87), кото­рый, каса­ясь этих свя­тых, как и св. Мами­ли­а­на и дру­гих, дей­ст­ву­ет с той обос­но­ван­но недо­вер­чи­вой кри­ти­кой, какая толь­ко и может дать хоро­шие резуль­та­ты в этих иссле­до­ва­ни­ях ста­рин­ных житий.
  • 59[2] См. Man­si, Ac­ta Con­ci­lio­rum, vol. VIII, 37 и 45, при­во­дят­ся в Di Gio­van­ni, Co­dex Si­ci­liae Dipìoma­ti­cus. Doc. XXVII и XXIX.
  • 60[3] См. При­ло­же­ния A, B.
  • 61[4] Тео­де­рих в сво­ём пись­ме (Va­riae, II, 29) при­ка­зы­ва­ет коми­ту Сира­куз Адиле защи­щать зем­ли и людей пат­ри­мо­ния милан­ской церк­ви на ост­ро­ве.
  • 62[5] Иму­ще­ства рим­ской церк­ви на Сици­лии по офи­ци­аль­ной тра­ди­ции вос­хо­дят к зна­ме­ни­то­му дару Кон­стан­ти­на папе Силь­ве­ст­ру. Даже неко­то­рые из совре­мен­ни­ков наив­но согла­ша­ют­ся с этим изве­сти­ем, пере­пры­ги­вая, как через пустое место, через резуль­та­ты тех гума­ни­сти­че­ских иссле­до­ва­ний, кото­рые, начи­ная с Вал­лы, пока­за­ли фаль­си­фи­ка­цию «дара», кото­рый от Кон­стан­ти­на «полу­чил пер­вый бога­тый отец». Это назы­ва­ет­ся, как сто­ле­тие назад один сме­лый кри­тик, Ди Джо­ван­ни (St. eccl. di Si­ci­lia, vol. I, 179), отме­тил в свя­зи с Сици­ли­ей, послед­ст­ви­я­ми мошен­ни­че­ства.
  • 63[6] Иму­ще­ства­ми Сици­лии, соглас­но «Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis» (ed. Duches­ne), явля­ют­ся Mas­sa Cas­tis на терри­то­рии Ca­ta­nen­sis, mas­sa Tra­peas там же (S. Sil­vestri vi­ta, XXXIV, § 12). Mas­sa Tau­ria­na на терри­то­рии Pa­ram­nen­se (там же, vol. I, p. 175, § 14), Дюшен пола­га­ет, «что за этим напи­са­ни­ем (Pa­ram­nen­se) мож­но искать при­ла­га­тель­ное Pa­nor­men­se» (p. 193).

    с.78 Гра­ни­ца меж­ду вла­де­ни­я­ми рим­ской церк­ви и Ката­нии про­хо­дит у сель­ской церк­ви Сферри неда­ле­ко от Ката­нии (см. Mai, Script. ret., vol. V, 352, n. 5).

  • 64[1] По воз­мож­но­сти пол­ная биб­лио­гра­фия таких иссле­до­ва­ний дана в гла­ве VI. Доста­точ­но обшир­ное извле­че­ние из этих иссле­до­ва­ний, отно­ся­ще­е­ся к искус­ству, нахо­дит­ся в Füh­rer-Schultze, Die Altchrist. Grahstät­ten Si­cil., Ber­lin 1907.
  • 65[2] См. Ven­tu­ri, St. d. Ar­te Ital., I, sp., p. 64 ss. Весь­ма полез­на в том, что каса­ет­ся клад­би­щен­ско­го искус­ства, кни­га Schultze, Ar­chae­lo­gie der Altchristli­chen Kunst. Mün­chen, 1895, извест­ное Руко­вод­ство Марук­ки (Ma­nua­le del Ma­ruc­chi).
  • 66[3] Ven­tu­ri, op. cit., pp. 98—106.
  • 67[4] См. гла­ву VI насто­я­щей работы.
  • 68[5] Schultze, Arch. etc., p. 26.
  • 69[6] Füh­rer-Schultze, Grabstät. Si­cil., p. 317 ss.; два — в под­ва­ле собо­ра, тре­тий — в музее.
  • с.79
  • 70[1] Füh­rer, Sic. Sott.
  • 71[2] Ven­tu­ri, op. cit., I, 540.
  • 72[3] Фрес­ка двух Алек­сан­дрий была опуб­ли­ко­ва­на П. Орси в Not. d. Sc., 1905, p. 395, её дру­гие упо­ми­на­ния у Фюре­ра, op. cit., tav. IX, X; так­же у Фюре­ра содер­жат­ся репро­дук­ции дру­гих кар­тин мень­шей зна­чи­мо­сти (tav. X, XI). В Архео­ло­ги­че­ском музее бла­го­да­ря Дж. Ди Скан­но (G. Di Scan­no) и Р. Кар­та (R. Car­ta) име­ет­ся почти пол­ное собра­ние аква­рель­ных копий клад­би­щен­ских фре­сок.
  • 73[4] См. Ven­tu­ri, op. cit., I, 207. При­ме­ром цве­точ­ных укра­ше­ний, кро­ме неко­то­рых неопуб­ли­ко­ван­ных кар­тин из сира­куз­ских ката­комб, из кото­рых, бла­го­да­ря любез­но­сти про­фес­со­ра Орси, я вос­про­из­во­жу здесь наи­бо­лее пока­за­тель­ную, явля­ют­ся моза­и­ка Кари­ни, имен­но этой эпо­хи, сей­час в Музее Палер­мо (Giorn. Entr., 3113), чьё укра­ше­ние, самое про­стое, состо­ит из гру­бых цве­тов (крас­ных и чёр­ных) внут­ри гео­мет­ри­че­ских квад­ра­тов, и две кар­ти­ны из ката­комб Мар­са­лы, из кото­рых одна пред­став­ля­ет собой кес­сон­ный пото­лок. Füh­rer-Schultze, op. cit., pp. 286—287.
  • 74[5] Va­riae, I, 39; IV, 6.
  • с.80
  • 75[1] Об этом гран­ди­оз­ном амфи­те­ат­ре, часть кото­ро­го в тече­ние несколь­ких лет была выведе­на на свет, кро­ме ста­рых работ катан­ских архео­ло­гов Музу­ме­чи (Mu­su­me­ci) и Итта­ра (It­tar), и труда Серра­ди­фаль­ко (Ser­ra­di­fal­co, An­ti­chi­tà di Si­ci­lia, vol. V, p. 19—21), см. несколь­ко ста­тей про­фес­со­ра Ф. Фике­ра (F. Fiche­ra) в «Ar­chi­vio Sto­ri­co per la Sic. Orien­ta­le», a. I и II (1904—1905).
  • 76[2] См. При­ло­же­ние D. «La Si­ci­lia­na El­pi­de».
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]На самом деле — III, 23.
  • [2]…Наслаж­да­лись бы бла­го­ра­зу­ми­ем рим­лян и обла­да­ли бы доб­ле­стью вар­ва­ров (лат.).
  • [3]Вели­чай­ший из коро­лей, в чьём вла­ды­че­стве ощу­ти­ла себя сила бла­го­род­ства (лат.).
  • [4]Чтобы не было необ­хо­ди­мо­сти при­бы­вать ко дво­ру тем, кому при­шлось нахо­дить­ся в отда­лён­ных кра­ях (лат.).
  • [5]Мы ведь не жалоб ждём, а похвал (лат.).
  • [6]При обыч­ной уме­рен­но­сти… чтобы для вас (сици­лий­цев) воз­рос­ли пода­ти (лат.).
  • [7]В про­вин­ции Сици­лии про­дол­жи­тель­ное спо­кой­ст­вие обес­пе­чи­ло и возде­лы­ва­ние полей, и про­цве­та­ние наро­да (лат.).
  • [8]
    Ты [Мар­сов Нар­бон] изоби­лу­ешь всем, что плы­вёт от восточ­но­го моря.
    От ибе­рий­ских зыбей, от ливий­ских и сикуль­ских хля­бей
    (пер. с лат. М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [9]С само­го нача­ла рим­ляне про­си­ли Тео­до­ри­ха не ста­вить там боль­ших гар­ни­зо­нов, чтобы не при­чи­нить этим ущер­ба их сво­бо­де или дру­го­му их бла­го­по­лу­чию (пер. с греч. С. П. Кон­дра­тье­ва).
  • [10]Не укреп­ле­на (греч.).
  • [11]Ваше укреп­ле­ние есть, одна­ко, и наша кре­пость; поэто­му кам­ни, кото­рые вы выно­си­те из амфи­те­ат­ра, рух­нув­шие из-за глу­бо­кой древ­но­сти и уже не спо­соб­ные как-то укра­сить обще­ст­вен­ное место, раз­ве лишь выстав­лять отвра­ти­тель­ные раз­ва­ли­ны, раз­ре­ша­ем вам хотя бы для обще­ст­вен­но­го исполь­зо­ва­ния, чтобы воз­вы­ша­лось подоб­но сте­нам то, что, пока лежит, не может при­но­сить поль­зу (лат.).
  • [12]Когда… в цар­ст­вен­ном [т. е. в Гип­поне Регии] сошлись вме­сте в при­сут­ст­вии мно­гих, как кли­ри­ков, так и мирян (лат.).
  • [13]В день Рож­де­ства Гос­под­ня про­тив неко­е­го изре­че­ния епи­ско­па ари­ан Мак­си­ми­на, кото­рый с коми­том Сиги­фуль­том поно­сил уста­нов­лен­ное в Афри­ке поло­же­ние о том, что, при­но­ся Еван­ге­лие, Спа­си­тель ска­зал: кто веру­ет в Меня, не в Меня веру­ет, но в Того, кто Меня послал (лат.).
  • [14]Ули­ца с севе­ра на юг.
  • [15]Ули­ца с запа­да на восток.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1532551003 1532551004 1532551005