© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.65
ГЛАВА ВТОРАЯ
Состояние острова в период господства вандалов и готов
Упадок острова
Конечно, упадок Сицилии во времена вандальских набегов, несмотря на отсутствие документов и прямых свидетельств, не подлежит оспариванию.
Можно предположить, что торговля не процветала, поля и посевы были опустошены, остров оскудел деньгами и свободными жителями из-за трудностей несения налогового бремени, а также из-за постепенного исчезновения мелкой собственности, освободившей место для создания латифундий.
Для создания печальной картины условий этой эпохи будут полезны некоторые данные обращавшихся в то время наличных денег, которые могут быть получены в результате изучения монетных кладов.
В обращении всегда находилось множество монет Константина и его потомков и, напротив, очень мало монет восточных императоров; но также обращались редкие экземпляры III века и даже незначительно количество греческой монеты и какие-то не чеканенные бронзовые кружочки, а равно многочисленные с.65 подделки, что, как отмечают несколько документов, может заставить нас предположить, что для несчастных условий того времени было достаточно любого бронзового диска, походившего размером на мелкие константиновские типы1.
Муниципальное устройство
Верным показателем таких несчастных экономических условий является и состояние муниципальной магистратуры, которая, как, впрочем, в любой провинции Империи, теперь рассматривается не как почёт, а скорее как тяжкое бремя, так как curiales во времена вандалов, как и при остроготах, были обязаны отвечать за уплату налогов перед rationalis summarum своим имуществом. В остальном муниципальная магистратура не претерпела изменений, оставаясь такой же, как и в римский период2; учреждение преимущественно местного характера, её представители по традиции продолжают иметь различные названия.
В папирусе из Равенны, который я скоро буду иметь случай упомянуть, магистраты муниципия Сиракуз названы, например, decemprimi, название, несомненно восходящее к I веку до Р. Х. и обнаруживаемое используемым в разных местностях3.
Собственность
Основной формой собственности является латифундия. Имущественные комплексы, часто принадлежащие богатым равеннцам благодаря королевскому пожалованию, называются massae4; с.66 они сдавались в аренду или, если применить слово, используемое сегодня в Сицилии, в «габеллу» (gabella), арендаторам (conductores), которые, вероятно, имели в своей зависимости рабов и колонов5. Владелец массы был представлен поверенными (actores), а иногда посылал для их контроля и общей инспекции доверенное лицо, как бы чрезвычайного уполномоченного6.
При готах участь острова несколько улучшилась.
Слияние сицилийского элемента с готским
Основной целью Теодериха было, как известно, объединение римского (образованного) элемента с сильным варварским, слияние, от которого он ожидал возрождения Империи7. Его правление в Сицилии было слишком коротким и готов с.67 было слишком мало для того, чтобы его намерение осуществилось, поэтому не удивительно, что нам довелось обнаружить лишь самые незначительные следы жизнедеятельности остроготов. И хотя в случае памятников доказательства ex silentio всегда являются рискованными, всё же заслуживает внимания, что до сих пор были обнаружены только два варварских, или предполагаемых варварскими, некрополя (Гротичелли и Фуско в Сиракузах), и что среди многочисленных имён сицилийцев, надписи и предания о которых до нас дошли, только два, насколько мне известно, имеют варварский отпечаток: Филимут (Filimuth) и Гиддонис (Giddonis)8, откуда для Сицилии и германских народов, при нынешнем состоянии знаний, К. Чиполла пришёл к выводу о слиянии латинского элемента с иноземным, вывод, который для остальной Италии может показаться слегка преувеличенным9.
Политическое и административное устройство
Во всяком случае, следствием политической концепции Теодериха было то, что государственное устройство оставалось почти неизменным, с некоторыми исключениями для готов, подчинявшихся не местной юрисдикции, а назначенным королём comites Gothorum, являвшимся компетентным органом для того, чтобы судить также споры между римлянами и готами, после, однако, того, как будет испрошено мнение римского юрисконсульта. Говоря далее конкретно о Сицилии, я по возможности ясно и упорядоченно изложу результаты последних исследований, не принёсших в нашем случае никакой пользы, ссылаясь на различные этапы изысканий10.
с.68 Высшим готским военным должностным лицом на ней был комит города Сиракузы (comes Siracusanae civitatis), одновременно являвшийся, согласно кажущемуся справедливым мнению Хольма11, также комитом провинции Сицилия (comes provinciae Siciliae). Formula, то есть общая инструкция об обязанностях этой должности, как и об обязанностях других магистратур этого времени, сохранена в Variae Кассиодора12. Гражданским правителем продолжал оставаться корректор (corrector), точнее, ректор (rector), в чьи обязанности входили судопроизводство и сбор налогов13. Он должен был спрашивать в судах мнение сенаторов, которые случайно могли проживать в провинции14. Особенность германского законодательства, которую обычно называют «юридическим символизмом», в соответствии с которым многие действия исполнены церемоний, которые могли бы показаться магическими, оставила следы в обыкновениях сицилийского народа15.
Неизменным осталось и муниципальное устройство; города управлялись дефензором (defensor) (Variae, VII, 11), избираемым народом и утверждаемым квестором (quaestor), который должен был защищать город от злоупотреблений, и куратором (curator), назначаемым королём и возглавлявшим курию (curia), чьи члены (куриалы (curiales), соответствовавшие древним декурионам (decuriones)), отвечали своим имуществом за сбор налогов, подлежащих уплате землевладельцами (possessores). Обязанность по их взиманию была возложена на двух «censitores Siciliae Provinciae» (Variae, IX, 10), один из которых был римлянином, а другой — готом16. Также имелись два магистрата (magistratus), соответствовавших с.69 прежним дуумвирам (duumviri), и корпорации (collegia) граждан.
В общем, если нельзя признать в качестве бесспорных истин похвалы, которые Эннодий17 расточает Теодериху «regum maxime, in cuius dominio saporem suum ingenuitatis vigor agnovit»[3] и в которых Сальвиоли справедливо видит «много риторических преувеличений»18, то нельзя и отрицать, что его королевство было одним из лучших в раннем средневековье. Он не только позаботился о том, чтобы дать некий свод законов своим знаменитым эдиктом19, но и приложил старания к тому, чтобы не происходили злоупотребления, и весьма разумно предусмотрел, чтобы тяжбы улаживались или разрешались в той же самой местности, «ut ad comitatum necessitatem non habeant veniendi, quos in longinquis regionibus contigerit immorari»[4]20.
Он проявил большой интерес к Сицилии (получивший продолжение у его преемника Аталариха), от которой, как он сам говорил «non enim quaerelas … volumus venire sed laudes»[5] (Variae, VI, 22).
Имеется много его писем, как и писем Аталариха, которые являются правдивыми документами о таком намерении; из них извлекаются различные сведения, важные для истории состояния острова.
Теодерих, учитывая благосостояние жителей, увеличил в Сицилии ценз «sub consueta moderatione… ut vobis (Siculis) cresceret devotio»[6] (Variae, IX, 10).
с.70 Аталарих, по случаю своей свадьбы, отменил это увеличение, приказав, чтобы сборщики молчали о том, что знают о повышении в следующем году, поскольку в этом случае заинтересованные лица могли бы протестовать. Для этого в Сицилию был направлен сайон Квидила21.
Он также приказал, чтобы spectabiles viri Виктор и Витигискл, censitores, не требовали в этом году того, что добавили к tributaria functio (налогу), возвращая излишне взысканное владельцам (possessores)22; и даже упрекал тех же самых censitores в том, что они взыскивали больше, чем были должны, предлагая им вернуть сицилийцам взысканное незаконно, чтобы possessores не могли прибегнуть к судебному порядку23.
И в письме, адресованном comes Siracusanae civitatis Гильдиле, он приказывает немедленно прекратить притеснения, на которые жалуются подданные: чрезвычайные налоги, то есть взносы, наложенные на них для восстановления стен (возможно, Сиракуз), невыполненная работа, конфискация в пользу казны наследств островитян, непомерные судебные издержки и экспроприация, за ничтожную цену, ввозимых из-за моря товаров для их перепродажи от своего имени с большой прибылью24.
Часто Теодерих учреждал и государственные субсидии25.
Торговля, промышленность, сельское хозяйство
Что касается торговли, то нужно вспомнить, что друг Прокопия, о котором упоминалось на стр. 62, находился с.71 в Сиракузах ради занятия ею26, факт, отмеченный также Хольмом, который показывает, что, пользуясь при готах благами мира, она некоторым образом улучшила своё положение. Это единственное дошедшее до нас свидетельство о сицилийской торговле. Аталарих упрекает в своём письме, как мы уже видели, Гильдилу, comes Siracusanae civitatis, за то, что он завладел ввезёнными товарами и экспроприировал их по очень низкой цене, чтобы затем перепродать по своему усмотрению, тогда как цена товаров должна была устанавливаться по согласованию с достойными гражданами и даже с епископом27. И с возрождением земледелия28 увеличилось производство зерна, которым часто как в это время, так и в дальнейшем пользовалась остальная Италия29, если оно могло быть вывезено; у нас даже имеются косвенные данные о кораблях с сицилийским зерном, отправленных в Галлию30, регион, с которым Сицилия предположительно имела также в предыдущие столетия те торговые отношения, которые для IV века засвидетельствованы намёком Авсония, на первый взгляд кажущимся риторической фразой31.
Другие отношения с Африкой, Передней Азией, Константинополем и т. д. могут быть выведены из изучения с.72 надписей этой эпохи. Для Африки, кроме наличия в Сицилии таких имён, как Quodvultdeus32, или, как оно произносится с изящным искажением, Convuldio, и Ausanius33, о них свидетельствуют многочисленные светильники из коралловой глины карфагенского происхождения, которые находятся повсюду34, и некоторые другие признаки35. Затем многочисленные имена, отмеченные Страццулла (Strazzulla) как имеющие сирийское происхождение, в надписях из Сиракуз36, некоторые из которых содержат буквы с.73 Χριστός Μιχαῆλ Γαβριέλ, характерные для христиан Передней Азии37.
В одной из тех же сиракузских надписей упомянуты Dominicus Macedo (n. 427), Παῦλος Ἐφέσιος (n. 225), Ἀρίστων Κωνσταντινοπολίτης (n. 395), Φείδων ὰπο’ Τετραπυργίας (n. 348)38; и другие сицилийские надписи, хотя и несколько более ранней эпохи, могут свидетельствовать о связях с этими и другими странами.
Каким мог быть торговый обмен с этими регионами, мы можем скорее предполагать, чем исследовать: должно быть, в основном ткани и сельскохозяйственные товары. Ведь не осталось никаких специальных данных о сицилийской промышленности, если не считать производство bafia (пурпура) в интересах императора в Сиракузах39, и мы даже не знаем, было ли в чести скотоводство или виноградарство и т. д., однако, учитывая состояние острова во времена вандалов, усиление возделывания зерновых представляло немалую часть того относительного благосостояния, которым Сицилия пользовалась в течение готского господства, благосостояния, о котором много позже Тотила должен был напомнить «неблагодарным» сицилийцам, когда те перешли на сторону византийцев40.
Военные гарнизоны
Одной из наиболее важных причин хорошего состояния, кроме спокойствия и мира, царившего в этот период, является почти полное отсутствие на острове готских войск. Готы недолго занимали остров, оставив способных правителей, надо полагать, удовлетворяя просьбу самих сицилийцев, которые по праву считали военную оккупацию препятствием для возрождения сельского хозяйства41; в действительности, с.74 однако, они отправили мало солдат потому, что не обладали большими резервами, учитывая небольшую численность их народа42, и, конечно, не потому, что имели, как предположил кое-кто, малый интерес к защите острова, «который представлял для них, не имевших ничего для защиты в Африке, второстепенное стратегическое значение», в то время как мы знаем, что она была названа «Getarum nutrix» («кормилица гетов»)43.
Итак, гарнизонов было мало и находились они в городах Лилибее44, Сиракузах45, Панорме46; Мессана была укреплена47 вместе с Панормом48, в отличие от Катании, которая была ἀτέιχιστος[10], как в начале, так и в конце византийского владычества49, факт, который не должен вызывать того удивления, какое он вызвал у Райприха (p. 24), почему Теодерих дал гражданам право использовать камни амфитеатра не для того, чтобы построить стены, но «in usus publicos damus»50.
Не было никакого распределения земель между готами в Сицилии51 и только некоторые готы персонально получили с.75 земельные участки из тех, которыми Одоакр и его герулы владели на острове и которые назывались sortes; в этот разряд входило, возможно, пожалование Пиерию, о котором уже говорилось52.
Ереси
В религиозной истории остров играет в эту эпоху значительную роль, в особенности потому, что, как уже было отмечено, можно сказать, что все ереси, будоражившие тогда души, оставили след в Сицилии, действительно часто составлявшей в их истории очень важную страницу; то же самое следует сказать о византийском периоде.
Уже через несколько лет после попытки вторжения Алариха в 410 году в Сиракузы пришли Пелагий и его ученик Целестий53. Исповедуемая ими ересь действительно получила на острове такое развитие, что в Сиракузах он учил больше не тайно, как везде, но публично, о чём весьма тревожились католические отцы54.
Не меньшее развитие получила там ересь Ария. Мы уже видели, что когда Гейзерих в 440 году прибыл на Сицилию, зачинщиком гонений против католиков был арианский епископ Максимин, кажется, тот самый, который спорил о теологии со св. Августином55.
с.76 Современником Максимина, также упомянутым в связи с опустошениями Гейзериха, жертвой которых он стал, был епископ Лилибея Пасхазин, весьма сведущий в религиозных и астрономических вопросах, высоко ценимый папой св. Львом I, который в 444 году справлялся у него, чтобы узнать, на какой день выпадает в этом году воскресенье после первого весеннего полнолуния, для празднования Пасхи; его ответ отныне считался за правило по этому вопросу56. Другим выдающимся деятелем сицилийской церкви того времени мог быть св. Иустин, «епископ Сицилии», автор церковной философии, о котором уже много сказано57.
В один из тех кратких периодов относительного затишья, случавшихся между вторжениями вандалов и прочих, возможно, спасаясь от вандалов Африки, на Сицилии укрылись св. Калогер с епископом Григорием и диаконом Димитрием, из которых с.77 двое последних были убиты во время набега, тогда как первый укрылся в горах Фрагала58.
Римская церковь и её владения
Среди стольких политических, экономических и религиозных потрясений церковь Сицилии, несмотря на своих выдающихся представителей, находилась в глубоком нравственном упадке. И папа св. Лев (22 ноября 443 года), и св. Геласий (11 марта 494 года) всерьёз намеревались своими письмами дать самые суровые приказы для её исцеления59.
Уже в эту эпоху на Сицилии встречаются patrimonia церквей Равенны60, Милана61 и Рима62, эти последние происходят от тех владений, которые принадлежали императорам во всех провинциях, управлявшихся rationalis rei privatae63.
Изобразительное искусство
с.78 Об истории искусства во времена господства вандалов и остроготов можно сказать очень мало, тем более что всегда трудно точно отличить древности этой эпохи от византийской, даже после тщательных исследований последних лет64.
В целом, отмечая, что при остроготах они, конечно, должны были процветать больше, чем при кошмаре вандальских набегов, можно сказать, что для искусств (развивавшихся в основном на службе новой религии) продолжается, как и для институтов, классическое направление65.
Римская архитектура проявляется даже в катакомбах, многие из которых напоминают регулярное расположение города не только с Cardo[14] и Decumanus maximus[15], но и с ротондами, явное классическое происхождение центральных сооружений и frigidaria в термах66; сохранена также форма базилики и представлена в сицилийских памятниках интересной церквушкой Розолини67.
В отношении скульптуры следует отметить, что прекрасный саркофаг Адельфии не местной работы и представляет в кладбищенском сицилийском искусстве истинное исключение68; три христианских саркофага из Палермо69 являются произведением скромных местных каменотёсов, занимавших место скульпторов, которые изготовили с.79 два саркофага из Сиракуз, один украшенный двумя рельефными бюстами, другой — грубыми крестами, и очень грубую голову лошади70, ничем не превосходящие несколько других рельефов и капителей следующего периода.
Красивые светильники из коралловой глины, столь обильные в готскую эпоху, с барельефными фигурами и символами — африканский импорт; на них изображение и украшения, которые окружают фитиль светильника, уже предвещают декоративную скульптуру самого тёмного средневековья71.
Живопись, проявляющая себя в различных фресках (главным образом, фреска Деодаты и двух Александрий в Сан-Джованни, фреска доброго пастыря и акросолий Марции в катакомбах Кассия)72, очень далека от классической традиции других искусств. Декоративные росписи в цветочных мотивах, имитирующие ковры, растянутые на стенах73, атрибуты, определяющие персонажей, все эти детали, в жертву которым приносится правильность формы.
Литература
Теодерих предоставил некоторым молодым сиракузянам (сыновьям spectabilis Валериана и Филария) разрешение поехать учиться в Рим74, явный признак того, что король с.80 был не против культуры и литературы, и что не следует слишком сурово осуждать его за почти полное разрушение амфитеатра Катании75, случившееся с его согласия, и если не потому, что оно вызывалось необходимостью практической жизни, то, конечно, потому, что несправедливо судить действия древних в соответствии с теми новыми взглядами, которыми мы руководствуемся сегодня.
К этому времени относится таинственная сицилийская поэтесса Эльпида, автор гимна «O Roma Nobilis», о которой нам не дано знать ничего определённого76.
В целом те пятьдесят лет, прошедших с 440 по 490 год, историю которых я до сих пор реконструировал, в том, что касается общих условий, чётко делятся на два периода: один, период разложения, вандальский, другой, относительного благополучия, готский. Однако последний длился слишком недолго, чтобы дать какой-либо результат.
ПРИМЕЧАНИЯ
В Комизо и других местах округа Модика massaro был званием, принадлежавшим важным горожанам. В западной Сицилии massaro означал примерно то же, что и curator, а massaro церкви часто совпадал с пономарём. О massae вкратце упоминает Volpe, Per la storia giuridica ed economica del Medio evo, в «Studi di Storia del Crivellucci», XIV (1905), p. 177.
Te [Martie Narbo] maris Eoi merces et Hiberica ditant Aequora, te classes Lybici Siculique profundi[8]. |
Это стихотворение Авсония было написано около 388 г. Доказательством этих отношений между Сицилией и Галлией является также распространение на острове поздней рельефной керамики, недавно описанной Ж. Дешелетом (J. Déchelette, Les vases ceramiques ornés de la Gaule Romaine. Paris, 1904, 2 voll.).
Тот факт, что диспут состоялся в Гиппоне, показывает, что он должен был произойти после 395 года, когда Августин был назначен епископом и прибыл в этот город. Св. Августин родился в Тагасте в Нумидии 13 ноября 354 года, в возрасте 32 лет крестился, был рукоположен в сан священника в 391 году; умер 28 августа 430 года. Таким образом, даты показывают нам, что Максимин, зачинщик проводимых Гейзерихом избиений, и противник св. Августина были современниками, и было бы по меньшей мере странным считать, что существовали одновременно два арианских епископа с одинаковым именем, особенно если подумать, что Максимин, противостоявший св. Августину, не отправился бы в Гиппон для диспута, если бы не проживал в месте близком и связанном частыми отношениями с Африкой, каким как раз является Сицилия.
с.78 Граница между владениями римской церкви и Катании проходит у сельской церкви Сферри недалеко от Катании (см. Mai, Script. ret., vol. V, 352, n. 5).
Ты [Марсов Нарбон] изобилуешь всем, что плывёт от восточного моря. От иберийских зыбей, от ливийских и сикульских хлябей (пер. с лат. М. Л. Гаспарова). |