Бьяджо Паче

Варвары и византийцы на Сицилии

Biagio Pace. I Barbari ed i Bizantini in Sicilia // Archivio Storico Siciliano, Nuova serie, XXXV. Palermo, 1910, pp. 33—80, 293—324, XXXVI. Palermo, 1911, pp. 1—76.
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.

с.312

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ


Сепа­ра­тист­ские дви­же­ния


Втор­же­ния мусуль­ман

После смер­ти Кон­стан­та исто­рия ост­ро­ва в тече­ние при­бли­зи­тель­но полу­то­ра сто­ле­тий отра­жа­ет­ся почти исклю­чи­тель­но в непре­рыв­ных втор­же­ни­ях мусуль­ман, не столь­ко Леван­та, сколь­ко Афри­ки, «где араб­ское пле­мя укре­пи­лось пле­ме­нем ино­зем­ным и вме­сте с ним ста­ло столь гроз­ным во всех запад­ных стра­нах Евро­пы» (Ама­ри).

С 703 по 828 год, в кото­ром мусуль­мане выса­ди­лись на Сици­лии как заво­е­ва­те­ли, их бан­ды один­на­дцать раз появ­ля­лись на ост­ро­ве; о пре­врат­но­стях этих набе­гов было рас­ска­за­но на осно­ве визан­тий­ских и араб­ских авто­ров Мике­ле Ама­ри, поэто­му я не обя­зан инте­ре­со­вать­ся ими, и не толь­ко пото­му, что не могу вне­сти ника­ко­го ново­го вкла­да в их позна­ние, но так­же и пото­му, что моей зада­чей явля­ет­ся не рас­сказ о пер­вых мгно­ве­ни­ях этой новой сици­лий­ской жиз­ни, а ско­рее иссле­до­ва­ние послед­них про­яв­ле­ний жиз­ни визан­тий­ско­го пери­о­да.

Как я уже отме­чал в преды­ду­щей гла­ве, воз­веде­ние на трон после убий­ства Кон­стан­та II пре­тен­ден­та Мизи­зия явля­ет­ся свиде­тель­ст­вом недо­воль­ства ост­ро­ва визан­тий­ским прав­ле­ни­ем и стрем­ле­ния к поли­ти­че­ской неза­ви­си­мо­сти. В после­дую­щем име­ли место ещё три воен­ных мяте­жа, кото­рые были имен­но самы­ми насто­я­щи­ми сепа­ра­тист­ски­ми дви­же­ни­я­ми, осо­бен­ность кото­рых, я думаю, заклю­ча­лась в истин­ной свя­зи всех послед­них про­яв­ле­ний сици­лий­ской жиз­ни под визан­тий­ским гос­под­ст­вом1.

Вос­ста­ние Сер­гия

с.313 Пер­вое из этих дви­же­ний во вре­ме­на мусуль­ман­ских набе­гов име­ло место в 718 году, когда Кон­стан­ти­но­поль был плот­но оса­ждён силь­ной мусуль­ман­ской арми­ей. Вос­поль­зо­вав­шись этим, стра­тиг Сици­лии Сер­гий добил­ся про­воз­гла­ше­ния вой­ска­ми импе­ра­то­ром неко­е­го Васи­лия, сына Гри­го­рия Оно­ма­гу­ла, кото­рый при­нял имя Тибе­рия; но Лев Исавр сра­зу же послал про­тив него сво­его мини­ст­ра Пав­ла, кото­рый убил Тибе­рия и вынудил бежать Сер­гия, истреб­ляя его при­спеш­ни­ков2.

Сепа­ра­тист­ский харак­тер вос­ста­ния, воз­глав­ля­е­мо­го Сер­ги­ем, кото­рый, веро­ят­но, был сици­лий­цем3, опре­де­ля­ет­ся Габот­то глав­ным обра­зом тем, что он, как и Мизи­зий, остал­ся в Сици­лии и не высту­пил на восток4; так­же после него и до Эль­пидия, кажет­ся, про­ис­хо­ди­ли неболь­шие вол­не­ния, в част­но­сти, во вре­мя пер­во­го стра­тиг­ства это­го фаво­ри­та Ири­ны5, дока­за­тель­ство кото­рых, как мне пред­став­ля­ет­ся, сре­ди про­че­го усмат­ри­ва­ет­ся в мусуль­ман­ском втор­же­ния Обейд Аллы, похо­же, при­зван­но­го кем-то из Сици­лии6.

При­чи­ны сепа­ра­тист­ских устрем­ле­ний

Нетруд­но выяс­нить наи­бо­лее важ­ные при­чи­ны этих новых общих чая­ний сици­лий­цев; Габот­то ста­вит под сомне­ние, что винов­ни­ком этих вол­не­ний было вой­ско7, из кото­ро­го, во вся­ком слу­чае, как я думаю, нель­зя устра­нить пре­об­ла­даю­щий сици­лий­ский эле­мент и, более все­го, в его руко­вод­стве; с.314 он так­же добав­ля­ет, что сепа­ра­тист­ское вос­ста­ние пред­став­ля­ло собой един­ст­вен­ный путь для постра­дав­ших обла­стей8; всё же это наблюде­ние, хотя и пра­виль­ное, про­сто откла­ды­ва­ет вопрос, остав­ляя без объ­яс­не­ния, поче­му визан­тий­ское управ­ле­ние ста­ло теперь нетер­пи­мым для сици­лий­цев.

Если как сле­ду­ет при­смот­реть­ся к сооб­ще­ни­ям, прав­да, не слиш­ком обиль­ным, о корен­ном насе­ле­нии ост­ро­ва, нель­зя не заме­тить, как в нём уже начи­на­ют про­яв­лять­ся рост­ки новой жиз­ни бла­го­да­ря появ­ле­нию новых инсти­ту­тов и пре­об­ра­зо­ва­нию суще­ст­ву­ю­щих.

Сре­ди этих про­яв­ле­ний, весь­ма сход­ных с теми, кото­рые дали нача­ло италь­ян­ским ком­му­нам и мор­ским рес­пуб­ли­кам Сред­не­ве­ко­вья, сле­ду­ет осо­бо отме­тить город­ские опол­че­ния и фло­ти­лию ост­ро­ва, кото­рая отли­чи­лась во вре­мя враж­деб­ных отно­ше­ний с фран­ка­ми.

Ико­но­бор­че­ская ересь и Сици­лия

Рас­ши­ре­ние это­го тече­ния жиз­ни неиз­беж­но вело к стрем­ле­нию осво­бо­дить­ся от визан­тий­ско­го пра­ви­тель­ства, гро­мозд­кой маши­ны, ско­вы­вав­шей её дви­же­ние серь­ёз­ны­ми пре­пят­ст­ви­я­ми. Пер­вое место сре­ди них зани­ма­ла, конеч­но, ико­но­бор­че­ская ересь Льва Исав­ра, кото­рая имен­но в этот пери­од вызва­ла силь­ное враж­деб­ное воз­му­ще­ние в рели­ги­оз­ном мире Запа­да.

Импе­ра­тор не понял, что уже не все при­зна­ют его пра­во вме­ши­вать­ся в рели­ги­оз­ные вопро­сы, так что, даже если исхо­дить, как пред­по­ла­га­ет Ама­ри9, из наме­ре­ния отвра­тить народ от рели­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков, он откры­то высту­пил не толь­ко про­тив офи­ци­аль­ной церк­ви, но и про­тив наро­да, и после­до­вав­шая вой­на про­тив Визан­тии, кото­рая велась по ини­ци­а­ти­ве Гри­го­рия II, пон­ти­фи­ка широ­ко­го ума, италь­ян­ски­ми горо­да­ми и коро­лём лан­го­бар­дов, завер­ши­лась победой союз­ни­ков.

Сици­лий­цы, не менее чем с.315 дру­гие веру­ю­щие при­вер­жен­ные покло­не­нию обра­зам, не пре­ми­ну­ли высту­пить про­тив ука­за Льва и если во вре­мя этой при­скорб­ной вой­ны ост­ров не стал теат­ром печаль­ных собы­тий, то этим он обя­зан изоби­лию сол­дат и кре­по­стей10, делав­ших тщет­ной вся­кую попыт­ку сов­мест­ных дей­ст­вий.

В любом слу­чае собы­тие, сто­ит это повто­рить, не про­шло неза­ме­чен­ным, и если мы осве­дом­ле­ны о немно­гих подроб­но­стях (неяс­ность, дав­шая нача­ло несколь­ким учё­ным рели­ги­оз­ным леген­дам)11, мы всё же зна­ем о меро­при­я­тии Исав­ра, на треть уве­ли­чив­шем в Сици­лии налог «per ca­pi­ta», кото­рый, мы виде­ли, упо­ми­нал­ся во вре­ме­на Кон­стан­та. Впро­чем, импе­ра­тор был бес­по­ща­ден в при­ме­не­нии вся­ко­го рода нака­за­ний для упря­мых про­тив­ни­ков его реформ12 с.316 и, чтобы изба­вить Сици­лию от пря­мо­го вли­я­ния Рим­ской церк­ви, при­ка­зал Сици­лий­ской церк­ви офи­ци­аль­но и окон­ча­тель­но перей­ти к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, дав самые суро­вые рас­по­ря­же­ния, чтобы сици­лий­ские епи­ско­пы совер­шен­но не обща­лись с папой, чью «pat­ri­mo­nia» на ост­ро­ве он кон­фис­ко­вал13. Таким обра­зом, Сици­лии не уда­лось пол­но­стью изба­вить­ся от послед­ст­вий борь­бы и мало­ве­ро­ят­но, как счи­та­ет Лан­ча, что она мог­ла быть в те годы печаль­ным местом убе­жи­ща для мона­хов, бежав­ших от жесто­ко­сти пре­сле­до­ва­те­лей14.

Всё же сици­лий­цы оста­лись при­вер­жен­ны­ми покло­не­нию обра­зам, и сле­ду­ет ска­зать о вели­ком вооду­шев­ле­нии, с кото­рым око­ло века спу­стя (842) они узна­ли о кон­це ико­но­бор­че­ства15.

Во вре­ме­на жесто­кой ико­но­бор­че­ской борь­бы Сици­лию не мино­вал бич мно­го­чис­лен­ных мусуль­ман­ских набе­гов, кото­рые пре­тер­пе­ли пере­рыв, отно­ся­щий­ся толь­ко к 752 году16; но зато почти не было доз­во­ле­но, чтобы она жила в мире, став сце­ной части той борь­бы, кото­рую вела импе­ра­три­ца Ири­на, вдо­ва Кон­стан­ти­на Копро­ни­ма[1] и регент сво­его сына Кон­стан­ти­на, маль­чи­ка 10 лет.

Дви­же­ние Эль­пидия

Ири­на, одна из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных фигур Визан­тий­ской импе­рии, едва при­няв регент­ство, сосла­ла детей третьей жены Копро­ни­ма и посла­ла дове­рен­ных лиц управ­лять про­вин­ци­я­ми. К Сици­лии при­ча­лил Эль­пидий, фаво­рит импе­ра­три­цы (фев­раль 781 года); но не про­шло и двух меся­цев, как уже рас­про­стра­ни­лись мол­ва, что он с.317 под­дер­жи­ва­ет сослан­ных детей Копро­ни­ма, и Ири­на отпра­ви­ла про­тив него спа­фа­рия Фео­фи­ла. Им не уда­лось, одна­ко, аре­сто­вать семью мятеж­но­го пат­ри­ция, скло­нив­ше­го в свою поль­зу часть сици­лий­ской армии. Год спу­стя импе­ра­три­ца посла­ла про­тив Эль­пидия евну­ха Фео­до­ра во гла­ве флота, и он изгнал мятеж­ни­ка, кото­рый укрыл­ся в Афри­ке, где при­нял инсиг­нии импе­ра­то­ра17.

Почти одно­вре­мен­но с этим дви­же­ни­ем, кото­рое, бла­го­да­ря уча­стию мест­ных войск, при­ня­ло сецес­си­о­нист­ский харак­тер18, Сици­лия посред­ст­вом сво­их пра­ви­те­лей при­ня­ла уча­стие в собы­ти­ях на полу­ост­ро­ве, где Карл Вели­кий тем вре­ме­нем осно­вал королев­ство фран­ков, раз­ру­шив лан­го­бард­ское королев­ство (в 774 году он занял Павию).

Отно­ше­ния стра­ти­гов ост­ро­ва с лан­го­бар­да­ми

Остат­ки лан­го­бард­ской дер­жа­вы всту­пи­ли с визан­тий­ца­ми в согла­ше­ние про­тив папы, под­дер­жан­но­го фран­ка­ми, и тогда име­ли место попыт­ки вос­ста­ния в Ита­лии, а имен­но во Фри­ули19, бла­го­да­ря дей­ст­ви­ям лан­го­бард­ских гер­цо­гов, под­дер­жи­вав­ших отно­ше­ния так­же с пат­ри­ци­ем Сици­лии20. В 778 году бес­по­ряд­ки гро­зи­ли воз­об­но­вить­ся и папа всту­пил в откры­тый кон­фликт с пат­ри­ци­ем Сици­лии, кото­рый коман­до­вал так­же сила­ми Неа­по­ля21 и был под­дер­жан Аре­хи­сом, гер­цо­гом Бене­вен­та; он реши­тель­но оспа­ри­вал вла­де­ние Кам­па­ни­ей и так­же в после­дую­щие годы пат­ри­ций Сици­лии, пред­став­ляв­ший импе­ра­три­цу Ири­ну, участ­во­вал в тай­ных и явных интри­гах лан­го­бар­дов, до тех пор, пока их объ­еди­нён­ные силы не были окон­ча­тель­но раз­гром­ле­ны в Калаб­рии22. с.318 Адель­хис же, сын Дезиде­рия, ещё до этой экс­пе­ди­ции отпра­вил­ся в Сици­лию как раз для её под­готов­ки с помо­щью импе­ра­три­цы23.

Внут­рен­ние рас­при, тер­зав­шие мусуль­ман в Афри­ке, поз­во­ли­ли сохра­нять мир в Сици­лии; более того, в 812 году с пат­ри­ци­ем ост­ро­ва Кон­стан­ти­ном Ибра­гим ибн Аглаб в целях бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния тор­гов­ле уста­но­вил пере­ми­рие на десять лет24. Неко­то­рые мусуль­ман­ские кораб­ли запад­ной Афри­ки, при­над­ле­жа­щей идри­сидам и поэто­му не свя­зан­ной меж­ду­на­род­ны­ми согла­ше­ни­я­ми агла­бидов, про­дол­жа­ли испол­нять их, всё же совер­шая ино­гда ковар­ные попыт­ки набе­гов на ост­ро­ва (806—821)25.

Насле­до­вав­ший Ибра­ги­му сын Абу-ль-Аббас отме­тил своё воца­ре­ние боль­ши­ми воен­ны­ми при­готов­ле­ни­я­ми, о кото­рых хри­сти­ан­ские куп­цы Афри­ки сооб­щи­ли на Сици­лии и в Ита­лии. Импе­ра­тор Миха­ил I послал тогда на ост­ров пат­ри­ция и несколь­ких спа­фа­ри­ев, у кото­рых было несколь­ко кораб­лей из Амаль­фи и Гаэты; Карл Вели­кий отпра­вил сво­его вну­ка Бер­нар­да в Ита­лию, чтобы про­ти­во­сто­ять веро­ят­но­му напа­де­нию мусуль­ман, кото­рые в 812—813 годах дей­ст­ви­тель­но тре­во­жи­ли раз­лич­ные зем­ли, в том чис­ле Сици­лию26; но послан­ной им навстре­чу визан­тий­ской арми­ей были раз­гром­ле­ны и пре­да­ны мечу27, так что вынуж­де­ны были под­твер­дить заклю­чён­ное в 812 году пере­ми­рие, изви­ня­ясь за непред­на­ме­рен­ные нару­ше­ния28.

Мусуль­ман­ские набе­ги на Сици­лию не мог­ли, одна­ко, с.319 закон­чить­ся ина­че, как окон­ча­тель­ным заво­е­ва­ни­ем ост­ро­ва: было невоз­мож­но, чтобы хищ­ные мусуль­мане обре­ка­ли себя на тан­та­ло­вы муки, доволь­ст­ву­ясь тем, что попа­да­лось под руку, без обла­да­ния сосед­ним пло­до­род­ней­шим ост­ро­вом, кото­рый уже по столь­ким при­чи­нам отде­лил­ся от Импе­рии, облег­чая сво­и­ми мяте­жа­ми, хотя и не желая того, своё заво­е­ва­ние ими. Поэто­му в 819 году про­изо­шло ещё одно, гибель­ное для Сици­лии, втор­же­ние, и, по-види­мо­му, нача­тое «выхо­дом рели­ги­оз­ной яро­сти под видом репрес­са­лии»29. Это был послед­ний раз, когда ара­бы появи­лись на Сици­лии для гра­бе­жа, через семь лет они на самом деле вер­ну­лись туда, но для того, чтобы зало­жить осно­ву сво­его посто­ян­но­го гос­под­ства.

Пере­во­рот Евфи­мия

Повод к это­му дало серь­ёз­ное собы­тие, слу­чив­ше­е­ся на Сици­лии: вос­ста­ние Евфи­мия30.

Мно­гие из совре­мен­ных учё­ных и осо­бен­но Вен­рих (Wen­rich), Ама­ри, Габот­то, Рос­си, по-раз­но­му трак­ту­ют это собы­тие; будет умест­но вновь рас­смот­реть рас­ска­зы источ­ни­ков, учи­ты­вая раз­ные оцен­ки, к кото­рым при­шли назван­ные авто­ры.

Источ­ни­ки, пере­дав­шие нам сведе­ния об этом вос­ста­нии, при­мы­ка­ют к трём раз­лич­ным тра­ди­ци­ям: визан­тий­ской, италь­ян­ской и, нако­нец, араб­ской.

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный, пред­ста­ви­тель визан­тий­ской тра­ди­ции31, рас­ска­зы­ва­ет, что Евфи­мий, тур­марх в вой­сках, то есть офи­ци­аль­ный началь­ник32, влю­бив­шись в одну жив­шую в мона­сты­ре девуш­ку, с.320 похи­тив её, женил­ся на ней. Бра­тья похи­щен­ной пожа­ло­ва­лись импе­ра­то­ру, кото­рый при­ка­зал пат­ри­цию ост­ро­ва уста­но­вить исти­ну, чтобы, соглас­но зако­нам, отре­зать винов­но­му нос.

Евфи­мий, чтобы избе­жать нака­за­ния, соста­вил сре­ди сол­дат заго­вор и укрыл­ся в Афри­ке, обе­щая свою под­держ­ку мусуль­ма­нам и при­гла­шая их заво­е­вать Сици­лию.

Тра­ди­ция, назы­вае­мая араб­ской33, рас­ска­зы­ва­ет, что импе­ра­тор отдал при­каз пат­ри­цию Сици­лии Кон­стан­ти­ну Суде34 нака­зать Евфи­мия за пред­на­ме­рен­ное пре­ступ­ле­ние, лишив его коман­до­ва­ния арми­ей, с кото­рой он победо­нос­но опу­сто­шал побе­ре­жье Афри­ки; что-то узнав, Евфи­мий при­звал сво­их бое­вых това­ри­щей к вос­ста­нию и, при­быв в Сира­ку­зы, дал сра­же­ние Кон­стан­ти­ну, победил его, пре­сле­до­вал и убил близ Ката­нии. Евфи­мий был тогда про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром и решил­ся при­звать сара­цин лишь тогда, когда про­тив него высту­пи­ли, во гла­ве каких-то импер­ских войск, вар­вар Пала­та с кузе­ном Миха­и­лом, этот послед­ний был губер­на­то­ром Палер­мо.

Несколь­ко отли­ча­ет­ся италь­ян­ская тра­ди­ция, пред­став­лен­ная Иоан­ном Диа­ко­ном35 и Салерн­ским Ано­ни­мом36. Иоанн Диа­кон рас­ска­зы­ва­ет, что Евфи­мий, став во гла­ве мятеж­ной груп­пи­ров­ки сира­куз­цев, убил пат­ри­ция Гри­го­ру, одна­ко, ата­ко­ван­ный вой­ском, был вынуж­ден бежать со сво­и­ми в Афри­ку, где про­сил помо­щи у Арка­рия, с.321 вождя сара­цин37. Салерн­ский же Ано­ним рас­ска­зы­ва­ет исто­рий­ку, име­ю­щую неко­то­рое сход­ство с рас­ска­зом Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го: Евфи­мий был вынуж­ден про­сить вме­ша­тель­ства ара­бов, чтобы ото­мстить пре­фек­ту про­вин­ции, отняв­ше­му у него пре­крас­ней­шую неве­сту, чтобы отдать её сопер­ни­ку.

На этом мате­ри­а­ле осу­ществля­лась, как уже гово­ри­лось, кри­ти­ка Мике­ле Ама­ри, Фер­ди­нан­до Габот­то38 и Аго­сти­но Рос­си39, кото­рые в осо­бен­но­сти обсуж­да­ли про­ис­хож­де­ние вос­ста­ния, при этом пер­вые двое при­дер­жи­ва­ют­ся поли­ти­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, а послед­ний — част­но­го.

Такое иссле­до­ва­ние, воз­мож­но, облег­чит­ся после попыт­ки рекон­струи­ро­вать собы­тия, ста­ра­ясь по воз­мож­но­сти мень­ше при­вле­кать тра­ди­ци­он­ные повест­во­ва­ния.

Преж­де все­го, сле­ду­ет изба­вить­ся от пока­за­ний Салерн­ско­го Ано­ни­ма, кото­рые явля­ют­ся, как спра­вед­ли­во счи­та­ет проф. Аго­сти­но Рос­си, пере­дел­кой рас­ска­за визан­тий­ских источ­ни­ков под вли­я­ни­ем народ­но­го пре­да­ния, «неред­ко при­ни­мае­мо­го в Салерн­ской хро­ни­ке40, кото­рое, вызван­ное нена­ви­стью, вооб­ще доста­точ­но рас­про­стра­нён­ной в южной Ита­лии, про­тив визан­тий­ско­го пра­ви­тель­ства, веро­ят­но, пре­об­ра­зи­ло касаю­щи­е­ся Евфи­мия фак­ты и при­да­ло им вид, враж­деб­ный это­му пра­ви­тель­ству»41.

Оста­ют­ся, таким обра­зом, рас­ска­зы дру­гих писа­те­лей, из кото­рых, я думаю, мож­но полу­чить досто­вер­ную рекон­струк­цию, с.322 посколь­ку они не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, но, ско­рее, явля­ют­ся в неко­то­рой части недо­ста­точ­ны­ми. В самом деле, если вни­ма­тель­но рас­смот­реть, то станет ясно, что араб­ский рас­сказ сов­па­да­ет в пер­вой части с рас­ска­зом Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го, кото­рый, одна­ко, сжа­то изла­га­ет вто­рую часть собы­тий, на кото­рой, напро­тив, боль­ше оста­нав­ли­ва­ют­ся ара­бы42. Далее, Иоанн Диа­кон лишь изла­га­ет послед­нюю часть толь­ко о собы­ти­ях, начи­ная с убий­ства пат­ри­ция Сици­лии, кото­ро­го он назы­ва­ет Гри­го­рой, тогда как ара­бы име­ну­ют его Кон­стан­ти­ном43.

Такое пони­ма­ние ока­жет­ся более оче­вид­ным при сле­дую­щем рас­по­ло­же­нии раз­лич­ных тра­ди­ций:


Визан­тий­ская тра­ди­ция Араб­ская тра­ди­ция Италь­ян­ская тра­ди­ция
Евфи­мий похи­ща­ет мона­хи­ню.
Импе­ра­тор при­ка­зы­ва­ет пат­ри­цию Сици­лии уста­но­вить соде­ян­ное и нака­зать его. Импе­ра­тор при­ка­зы­ва­ет нака­зать Евфи­мия за пред­на­ме­рен­ное пре­ступ­ле­ние, лишая его так­же коман­до­ва­ния фло­том Афри­ки.
Евфи­мий при­зы­ва­ет вой­ска к вос­ста­нию и уби­ва­ет пат­ри­ция. Евфи­мий, став гла­вой неких мятеж­ни­ков, уби­ва­ет пат­ри­ция.
с.323 Про­тив него высту­па­ют Пала­та и Миха­ил. Про­ис­хо­дит сра­же­ние.
Евфи­мий бежит в Афри­ку, при­зы­вая на помощь сара­цин. Он бежит в Афри­ку, при­зы­вая сара­цин. Он ухо­дит в Афри­ку при­звать сара­цин.

Итак, собы­тия могут быть досто­вер­но рекон­струи­ро­ва­ны сле­дую­щим обра­зом. К 826 году (как пока­зал Ама­ри, эта дата явля­ет­ся вер­ной)44 Евфи­мий, бога­тый сици­ли­ец, тур­марх войск, кото­рый победо­нос­но опу­сто­шил со сво­ей арми­ей побе­ре­жье Афри­ки, совер­ша­ет неиз­вест­ное пре­ступ­ле­ние, кото­рое поз­же будет опре­де­ле­но визан­тий­ской и италь­ян­ской тра­ди­ци­я­ми по типу пре­ступ­ле­ний, при­об­рет­ших попу­ляр­ность в исто­рио­гра­фии, то есть пре­ступ­ле­ний из-за люб­ви. Импе­ра­тор отда­ёт при­каз пат­ри­цию Фоти­ну или Кон­стан­ти­ну Суде, кото­рый, воз­мож­но, имел про­зви­ще Гри­го­ра, рас­сле­до­вать это дело, чтобы нака­зать Евфи­мия, если он ока­жет­ся винов­ным, лишив его коман­до­ва­ния афри­кан­ским отрядом. Евфи­мий, вос­поль­зо­вав­шись недо­воль­ст­вом обла­сти и общи­ми сепа­ра­тист­ски­ми настро­е­ни­я­ми, побуж­да­ет сво­их сол­дат вос­стать и про­воз­гла­сить его импе­ра­то­ром, высту­па­ет про­тив пат­ри­ция Кон­стан­ти­на, обра­ща­ет его в бег­ство из Сира­куз и, настиг­нув его в Ката­нии, уби­ва­ет.

Но когда про­тив него высту­пи­ли, веро­ят­но, во гла­ве визан­тий­ских сил, охра­няв­ших Панорм, два вар­ва­ра-кузе­на: Пала­та и Миха­ил, Евфи­мий, воз­мож­но, посчи­тав себя неспо­соб­ным выдер­жать удар импер­ских войск, решил при­звать на помощь мусуль­ман, кото­рым был, конеч­но, изве­стен бла­го­да­ря сво­им победо­нос­ным афри­кан­ским набе­гам.

После­до­ва­тель­ность собы­тий, рекон­струи­ро­ван­ная таким обра­зом из надёж­ных эле­мен­тов раз­ных исто­ри­че­ских редак­ций, сохра­нив­ших память о них, ясно пока­зы­ва­ет, что если при­чи­ну вос­ста­ния Евфи­мия и сле­ду­ет искать в его лич­ном деле, то всё же исклю­чая мотив жен­щи­ны, хотя она с.324 и мог­ла иметь­ся, посколь­ку у сол­дат и насе­ле­ния суще­ст­во­ва­ли при­чи­ны, побуж­дав­шие их сле­до­вать за ним и горя­чо его под­дер­жи­вать. Ины­ми сло­ва­ми, лич­ный мотив (пре­ступ­ле­ние или даже често­лю­бие) сде­лал из Евфи­мия того, кого обыч­но назы­ва­ют геро­ем сво­его вре­ме­ни, под­хо­дя­щим для реа­ли­за­ции чая­ний ост­ро­ва.

Так­же об этом вос­ста­нии, поло­жив­шем нача­ло окон­ча­тель­ной высад­ке мусуль­ман­ских сил, мож­но повто­рить то, что не раз гово­ри­лось обо всех поли­ти­че­ских дви­же­ни­ях Сици­лии в этот послед­ний пери­од визан­тий­ско­го гос­под­ства, а имен­но речь идёт о новом про­яв­ле­нии глу­бо­ко­го и уже непо­пра­ви­мо­го отда­ле­ния, воз­ник­ше­го меж­ду ост­ро­вом и импе­ри­ей, частью кото­рой он был, про­яв­ле­нии, кото­рое по непод­даю­щим­ся точ­но­му уста­нов­ле­нию при­чи­нам было не в состо­я­нии, как и преды­ду­щие, пре­об­ра­зо­вать его в неза­ви­си­мое государ­ство, но спо­соб­ст­во­ва­ло дости­же­нию целей сосед­не­го наро­да мусуль­ман.

Из-за при­гла­ше­ния мусуль­ман Евфи­мий остал­ся в памя­ти потом­ков с все­на­род­но опо­зо­рен­ным име­нем45; в то вре­мя как мне кажет­ся, он не заслу­жил, пожа­луй, иной сла­вы, чем неудач­ли­во­го поли­ти­ка­на. Араб­ские источ­ни­ки слиш­ком точ­ны в том, что каса­ет­ся его при­гла­ше­ния, чтобы мож­но было сомне­вать­ся в том, что это­му обсто­я­тель­ству, столь обыч­но­му в исто­рио­гра­фи­че­ской тра­ди­ции (мож­но вспом­нить Корио­ла­на, Нар­се­са и Бони­фа­ция), так­же и в этом слу­чае была при­да­на фор­ма, осно­ван­ная на пред­ше­ст­ву­ю­щих при­ме­рах; сле­ду­ет всё же заме­тить, что Евфи­мий, как это при­зна­ёт тот же Ама­ри, пред­ло­жил их гла­ве Зиядет-Алла­ху суве­ре­ни­тет над Сици­ли­ей «на тех усло­ви­ях, что он сам удер­жи­вал ост­ров с титу­лом и инсиг­ни­я­ми импе­ра­то­ра, и выпла­чи­вал дань кня­зю агла­би­тов»46.

[Окон­ча­ние IV гла­вы (№ 36, с. 1—2)]

с.1 В общем, речь не идёт о дипло­ма­ти­че­ской ком­би­на­ции, в отли­чие от, напри­мер, ком­би­на­ции Пье­мон­та с Фран­ци­ей в 1859 году, в свя­зи с кото­рой никто не осме­лил­ся гово­рить о пре­да­те­лях.

Высад­ка в Мад­за­ре

Всё же мусуль­мане, полу­чив прось­бу Евфи­мия о помо­щи47, сра­зу увиде­ли ту выго­ду, кото­рую они мог­ли извлечь из неё для сво­его заво­е­ва­ния, и в этом смыс­ле сле­ду­ет пони­мать то обсуж­де­ние, кото­рое, преж­де чем решить­ся при­нять при­гла­ше­ние Евфи­мия, име­ло место на созван­ном в Кай­ру­ане собра­нии, где, в кон­це кон­цов, воз­об­ла­да­ла пар­тия вой­ны, на кото­рую отпра­ви­лись 700 кон­ных и десять тысяч пеших вои­нов, кото­рые, на сотне судов пере­пра­вив­шись через море, выса­ди­лись в Мад­за­ре в суб­боту 16 июня 827 года48.

С момен­та высад­ки в Мад­за­ре для Сици­лии начи­на­ет­ся мусуль­ман­ская эпо­ха. Вер­но, что лишь спу­стя пол­ве­ка, в 878 году, под власть сара­цин под­па­ла её сто­ли­ца Сира­ку­зы, а в 903 году — послед­няя цита­дель, Таор­ми­на, и что импе­рия про­дол­жа­ла пре­тен­до­вать на неё ещё несколь­ко сто­ле­тий; но в этот пери­од, с.2 с поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния, в её исто­рии не было ниче­го визан­тий­ско­го. Послед­ние отблес­ки визан­ти­низ­ма на Сици­лии отно­сят­ся к эпи­зо­ду Евфи­мия, вме­сте с кото­рым мусуль­мане сту­пи­ли на ост­ров уже как заво­е­ва­те­ли, а не как пира­ты.

Став­ший при­чи­ной столь зна­ме­на­тель­но­го собы­тия Евфи­мий начи­на­ет казать­ся нам уни­жен­ным коро­лём49 во вре­мя высад­ки в Мад­за­ре, когда кади Асад, не дове­ряя ему и его людям, велел ему оста­вать­ся в сто­роне, при­кре­пив, как отли­чи­тель­ный знак, веточ­ку дико­рас­ту­ще­го рас­те­ния к шле­му50; через год, ведя мусуль­ман, он был пре­да­тель­ски убит под сте­на­ми Энны51.

С появ­ле­ни­ем и уста­нов­ле­ни­ем гос­под­ства мусуль­ман Сици­лия вновь, при­мер­но через тыся­че­ле­тие, обре­та­ет неза­ви­си­мость, в то вре­мя как про­ис­хо­дит ради­каль­ное этни­че­ское обнов­ле­ние за счёт афри­кан­ско­го насе­ле­ния, здо­ро­во­го и моло­до­го жиз­нен­но­го при­то­ка, убе­рёг­ше­го её от того раз­ло­же­ния, на кото­рое она была обре­че­на после столь­ких сто­ле­тий упад­ка (VI—IX вв.), в тече­ние кото­рых она не при­ни­ма­ла уча­стия в том этни­че­ском и поли­ти­че­ском пре­об­ра­зо­ва­нии, кото­ро­му мед­лен­но под­вер­га­лась осталь­ная Ита­лия под вли­я­ни­ем эле­мен­тов гер­ман­ской расы. Без­услов­но, сле­ду­ет при­нять во вни­ма­ние явные сепа­ра­тист­ские устрем­ле­ния это­го пери­о­да и этни­че­ское отли­чие Сици­лии от осталь­ной Ита­лии, какое бы зна­че­ние ни при­пи­сы­ва­лось неко­то­рым осо­бым кри­те­ри­ям, для того, чтобы в пол­ной мере понять мно­го­чис­лен­ные сецес­си­о­нист­ские попыт­ки, соста­вив­шие одну из наи­бо­лее ярких харак­те­ри­стик её после­дую­щей исто­рии, лишь в насто­я­щее вре­мя побеж­дён­ную силой вели­ко­го иде­а­ла.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.312
  • 1[1] Пер­вым, кто выде­лил эту осо­бен­ность во всех послед­них вол­не­ни­ях, счи­таю­щих­ся воен­ны­ми, визан­тий­ской Ита­лии, начи­ная с Олим­пия, кото­рый, с.313 будучи послан­ным про­тив папы Мар­ти­на, сго­во­рил­ся с ним, был Ф. Габот­то в цен­ном иссле­до­ва­нии: F. Ga­bot­to, Eufe­mio ed il mo­vi­men­to se­pa­ra­tis­ta nell’Ita­lia Bi­zan­ti­na, в «La Let­te­ra­tu­ra», an­no V, To­ri­no 1890, nn. 19, 22, 24.
  • 2[1] Фео­фан, Chro­nogr., p. 611. Ni­ceph., p. 61.
  • 3[2] Ga­bot­to, op. cit., n. 22, где он выво­дит это из того фак­та, что тот, «утра­тив долж­ность, вер­нул­ся на ост­ров».
  • 4[3] Ga­bot­to, op. cit., n. 22: «Сле­ду­ет отме­тить, что он (Мизи­зий), как и все про­воз­гла­шён­ные в Ита­лии импе­ра­то­ры, не пыта­ет­ся рас­про­стра­нить свою власть на Восток, в то вре­мя как пре­тен­ден­ты из дру­гих про­вин­ций пер­вым делом высту­па­ют про­тив Кон­стан­ти­но­по­ля. Он спо­кой­но пре­бы­ва­ет на Сици­лии».
  • 5[4] Op. cit., n. 22.
  • 6[5] Ama­ri, Mus. di Sic., I, 174.
  • 7[6] Op. cit., n. 22.
  • с.314
  • 8[1] Op. cit., n. 19.
  • 9[2] Mus. di Sic., I, p. 181.
  • с.315
  • 10[1] Lan­cia di Bro­lo, II, 156. Mich. Ama­ri, op. cit., p. 175, заклю­ча­ет из араб­ских писа­те­лей, что к тому вре­ме­ни ост­ров был укреп­лён, «пожа­луй, из-за стра­ха не столь­ко перед мусуль­ма­на­ми, сколь­ко перед пра­во­слав­ны­ми». Затем тот факт, что Геор­гий и поз­же Кон­стан­тин, послан­ни­ки папы Гри­го­рия II к импе­ра­то­ру Льву, а так­же дру­гие послы, отправ­лен­ные с прось­ба­ми от италь­ян­ских горо­дов, были аре­сто­ва­ны и удер­жа­ны визан­тий­ски­ми чинов­ни­ка­ми имен­но в Сици­лии, как раз пока­зы­ва­ет, как были проч­ны ряды их орга­ни­за­ции на ост­ро­ве. — Стра­ти­гом Сици­лии был Сер­гий, кото­рый не мог быть мятеж­ни­ком 718 года.
  • 11[2] Сре­ди них обра­ща­ет на себя вни­ма­ние пре­да­ние о Мадонне из Гуль­фи, чья ста­туя хра­нит­ся сей­час в Гуль­фи близ Ката­нии (про­вин­ция Сира­ку­зы); рас­ска­зы­ва­ет­ся, что она при­бы­ла на судне, бро­шен­ном у раз­ва­лин Кама­ри­ны, и по обсуж­де­нии сосед­них наро­дов была затем дву­мя быка­ми, запря­жён­ны­ми в теле­гу и пре­до­став­лен­ны­ми сво­бо­де, пере­ве­зе­на в Гуль­фи. Эта леген­да, кото­рая может гор­дить­ся обшир­ной лите­ра­ту­рой, обя­зан­ной как веру­ю­щим, так и неве­ру­ю­щим, была в основ­ных чер­тах вос­при­ня­та с неко­то­ры­ми изме­не­ни­я­ми Шуб­рин­гом (Schub­ring, Ka­ma­ri­na, trad. di A. Sa­li­nas в Arch. Stor. Si­cil., a. VI, p. 46 estr.). Об обра­зах, в эту эпо­ху зары­тых в зем­лю и поз­же обна­ру­жен­ных, гово­рит­ся в пре­да­ни­ях мно­гих сици­лий­ских свя­ти­лищ, см. Lan­cia di Bro­lo, II, 157.
  • 12[3] Сохра­ня­ют­ся вос­по­ми­на­ния о пра­ви­те­ле Сици­лии Антио­хе, под­верг­ну­том оскорб­ле­ни­ям и заму­чен­ном в Кон­стан­ти­но­по­ле в 766 году (Фео­фан, p. 631), епи­ско­пе Ката­нии св. Яко­ве, умерщ­влён­ном голо­дом и жаж­дой (Gae­ta­ni, Vi­tae SS. Si­cu­lo­rum, II, p. 32), Мефо­дии из Сира­куз, муд­ре­це, жесто­ко изби­том и на семь лет остав­лен­ном в тем­ни­це (Bol­lan­dis­ti, Giug­no, t. II, pp. с.316 960—963), Иоси­фе Гим­но­пис­це, сослан­ном на Крит (Bol­lan­dis­ti, Ap­ri­le, t. I, p. 266 s.). За более обшир­ны­ми сведе­ни­я­ми о сици­лий­ских муче­ни­ках во вре­ме­на ико­но­бор­че­ства сле­ду­ет обра­тить­ся к Lan­cia di Bro­lo, II, pp. 141—164.
  • 13[1] См. Фео­фан, Chro­nogr., ad. a. 721.
  • 14[2] Op. cit., II, 156.
  • 15[3] Theoph. Ce­ra­meus, Ome­lie, XI и XX. Оче­вид­но, что энту­зи­азм, про­гляды­ваю­щий через две эти про­по­веди, силь­но умень­шил­ся, осо­бен­но учи­ты­вая, что Фео­фан Кера­мевс жил в XII веке. См. о нём Lan­cia Di Bro­lo, op. cit., II, 459—493.
  • 16[4] Ama­ri, Mus. di Sic., I, 176.
  • с.317
  • 17[1] Фео­фан, Chro­nog., pp. 703—705 (Bonn.).
  • 18[2] Ama­ri, Mus. d. Sic., I, 217 s. Ga­bot­to, Eufe­mio etc., n. 23.
  • 19[3] См. G. Ro­ma­no, Le do­mi­na­zio­ni bar­ba­riche etc., p. 399.
  • 20[4] Cen­ni, Co­dex Ca­ro­li­nus, doc. 58—66 (так­же в M. G. H.).
  • 21[5] Co­dex Ca­rol., loc. cit., см. так­же C. Diehl, Etu­des sur l’ad­mi­nistra­tion etc, p. 234 ss. О Неа­по­ле, зави­си­мом от пат­ри­ция Сици­лии, см. сле­дую­щую гла­ву.
  • 22[6] Источ­ни­ка­ми этих фак­тов, кото­рые инте­ре­су­ют­ся Сици­ли­ей толь­ко для того, чтобы пока­зать, что она ещё была опор­ной точ­кой с.318 визан­тий­ской вла­сти в Ита­лии, явля­ют­ся Cod. Ca­rol., 66, 86 и Фео­фан, Chro­nogr., I, p. 718, ad. a. Харак­тер ост­ро­ва как базы визан­тий­ско­го гос­под­ства в Ита­лии в эти годы отме­чен так­же в Gay, L’Ital. me­rid. et l’Imp. By­zant., Pa­ris 1904.
  • 23[1] Co­dex Ca­ro­li­nus, epist. 64.
  • 24[2] Ama­ri, op. cit., p. 225.
  • 25[3] Op. cit., p. 226.
  • 26[4] Op. cit., p. 227.
  • 27[5] P. 228.
  • 28[6] Ama­ri, op. cit., p. 229 ss.
  • с.319
  • 29[1] Op. cit., p. 231. По пово­ду это­го пред­при­я­тия ста­рый Фад­зел­ло, введён­ный в заблуж­де­ние отрыв­ком хро­ни­ки Льва Остий­ско­го и каким-то лгу­ном, дол­го неистов­ст­во­вал, рас­ска­зы­вая о его вожде Аль­ка­мо и о хри­сти­а­нах, сва­рен­ных в мед­ных кот­лах близ Сели­нун­та (De­ca II, lib­ro VI, cap. I).
  • 30[2] Музей Палер­мо рас­по­ла­га­ет визан­тий­ским коль­цом с над­пи­сью ΕΥΦVΜΙΟV VΠΤ, кото­рое обыч­но отно­сят к это­му пер­со­на­жу. См. Sa­li­nas, Le Oref. Biz. del Mu­seo di Pa­ler­mo. Pal. 1886, p. 2.
  • 31[3] Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный вме­сте с Симео­ном Маги­ст­ром явля­ют­ся основ­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой тра­ди­ции, и оба обра­ща­ют­ся к утра­чен­но­му тру­ду Фео­гно­ста. Их работы нахо­дят­ся, как извест­но, в томе Про­дол­жа­те­ля Фео­фа­на в C. S. H. B. (Bon­nae 1838).
  • 32[4] Τουρ­μάρ­χης τε­λῶν. Тур­марх коман­до­вал тур­мой (tur­ma), состо­яв­шей из трёх друнг (drun­gae) (воз­глав­ля­е­мых друн­га­ри­я­ми (drun­ga­rii)), каж­дая из кото­рых насчи­ты­ва­ла с.320 от 1000 до 2000 чело­век. См. Ama­ri, op. cit., 243, n. 2. С воен­ной орга­ни­за­ци­ей фем (the­mi) тур­ма ста­ла под­разде­ле­ни­ем фемы, и ост­ров Сици­лия обра­зо­вы­вал одну тур­му фемы Сици­лия (то есть Сици­лия и Калаб­рия), о чём см. сле­дую­щую гла­ву.
  • 33[1] См. Ibn el Atîr; Ibn Haldûn; Nuwai­ri, в Bibl. Ara­be Si­cu­la Мике­ле Ама­ри.
  • 34[2] Σοῦ­δα зна­чит тран­шея. См. Du­can­ge, Glos­sa­rium me­diae et in­fi­mae gre­ci­ta­tis, s. v. col. 1408—1409, где уточ­ня­ет­ся его при­ме­не­ние «su­di­bus na­mi­ta, qua contra mu­ni­ri so­lent»[2].
  • 35[3] M. G. H. Script. rer. Lang., pp. 429—340.
  • 36[4] Там же, Auct. Ant., vol. III.
  • с.321
  • 37[1] Loc. cit.: «Si­ra­cu­sa­ni cui­us­dam Euthi­mi fac­tio­ne re­bel­lan­tes Gri­go­ram pat­ri­cium in­ter­fe­ce­runt. Id­cir­co prae­fa­tus augus­tus mag­num contra eos ve­xa­vit exer­ci­tum, cui­us plu­ra­li­ta­te Sy­ra­cu­sa­ni fu­ge­re sunt com­pul­si. Il­le quo­que Euthi­mius Af­ri­cam cum uxo­re et fi­liis pe­tens, Ar­ca­rium du­cem Sa­ra­ce­nornm cum mag­no na­vium ap­po­ra­tus (sic) su­per eos­dem Gre­cos ad­du­xit»[3].
  • 38[2] Eufe­mio ed il mo­vi­men­to se­pa­ra­tis­ta etc.
  • 39[3] Del­le cau­se del­la sol­le­va­zio­ne di Eufe­mio (Rend. dei Lin­cei, 1904, pp. 198—223).
  • 40[4] См. G. E. Pertz, в пред­и­сло­вии к пуб­ли­ка­ции в M. G. H.
  • 41[5] Ros­si, op. cit., pp. 217—218.
  • с.322
  • 42[1] Этот факт лег­ко объ­яс­ня­ет­ся, учи­ты­вая важ­ней­шее зна­че­ние, кото­рое име­ло это собы­тие в свя­зи с мусуль­ман­ским гос­под­ст­вом на ост­ро­ве. Ама­ри так­же отме­ча­ет, что «рас­ска­зы… под­верг­ну­тые испы­та­нию кри­ти­кой, дале­ки от про­ти­во­ре­чия друг дру­гу, пооче­рёд­но согла­су­ют­ся друг с дру­гом» (p. 248).
  • 43[2] Ама­ри (I, 251) пред­по­ла­га­ет, с целью объ­яс­не­ния раз­ни­цы в име­нах, что «с 821 по 826 год кон­до­тье­ры, тво­рив­шие про­из­вол на Сици­лии, воз­мож­но, уби­ли пер­во­го пат­ри­ция Гри­го­ру». Быть может, нет необ­хо­ди­мо­сти это пред­по­ла­гать, счи­тая воз­мож­ным, что Гри­го­ра — про­зви­ще, учи­ты­вая оче­вид­ный смысл. Что каса­ет­ся Кон­стан­ти­на араб­ской тра­ди­ции, то Ама­ри иден­ти­фи­ци­ру­ет его с Фоти­ном, кото­рый был пат­ри­ци­ем ост­ро­ва после того, как трус­ли­во бежал с Кри­та; так­же и гра­фи­че­ски эти два име­ни весь­ма сход­ны (I, 250).
  • с.323
  • 44[1] Op. cit., I, 251.
  • с.324
  • 45[1] Его репу­та­ция пре­да­те­ля при­шла во вре­ме­на пат­рио­ти­че­ско­го поры­ва, питае­мая, глав­ным обра­зом, луч­шей дра­ма­ти­че­ской работой Пел­ли­ко.
  • 46[2] Ama­ri, p. 258.
  • с.1
  • 47[1] Инте­рес­но отме­тить, что из преды­ду­щих вождей сици­лий­ско­го сецес­си­о­нист­ско­го дви­же­ния так­же Эль­пидий укрыл­ся в Афри­ке, про­воз­гла­сив себя импе­ра­то­ром. См. p. 317; это пока­зы­ва­ет, что мусуль­мане, веро­ят­но, пони­мая, что их заво­е­ва­ние будет облег­че­но таки­ми мяте­жа­ми, про­яв­ля­ли, так ска­зать, сим­па­тию к их вождям.
  • 48[2] Id., p. 263.
  • с.2
  • 49[1] Ибн аль-Атир и Нувай­ри (Ama­ri, B. A.-S., I, 365, II, 114) ясно гово­рят, что «коро­лём был про­воз­гла­шён» Хути­ба бил-мул­ки; об этом мне любез­но сооб­щил д-р И. Барил­ла, кото­ро­го, учи­ты­вая важ­ность собы­тия, рекон­струи­ро­вать кото­рое я попы­тал­ся, я про­сил про­смот­реть отрыв­ки тек­ста.
  • 50[2] Ama­ri, B. A.-S., I, 308.
  • 51[3] Id., St. d. Mus., I, p. 281.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]Импе­ра­три­ца Ири­на была не вдо­вой Кон­стан­ти­на Копро­ни­ма, а его невест­кой, вдо­вой его сына Льва IV Хаза­ра.
  • [2]Ведь колья­ми так, как обыч­но при­ня­то про­тив укреп­лять­ся (лат.).
  • [3]Сира­ку­зяне неко­е­го Евфи­мия, вос­став, уби­ли во вре­мя мяте­жа пат­ри­ция Гри­го­ру. По этой при­чине пред­у­смот­ри­тель­ный август дви­нул про­тив них вели­кое вой­ско, мно­го­чис­лен­но­стью кото­ро­го сира­ку­зяне были обра­ще­ны в бег­ство. Тот же Евфи­мий, устре­мив­шись с женой и детьми в Афри­ку, при­вёл вождя сара­цин Арка­рия с вели­ким фло­том, под­готов­лен­ным про­тив тех же гре­ков (лат.).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1532551005 1532551006 1532551007