© 2019 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.3
ГЛАВА ПЯТАЯ
Византийская Сицилия
Политическое, административное и судебное устройство
Полуостровная часть Италии в административном отношении не была реорганизована сразу же после завоевания Велизария. Только после окончательного изгнания готов в Италии были упразднены те античные институты, которые больше не имели причин для существования, поскольку здесь недоставало столицы и двора, хотя реорганизаторская деятельность Юстиниана всегда объявляла об идее вернуть Риму и Италии её древний славный имперский образ. Верховным главнокомандующим вооружёнными силами был оставлен с титулом патриция Нарсес и только после него древняя администрация верхнеиталийской провинции была неспешно преобразована, уступив место Равеннскому экзархату, — первый признак замены военной власти на гражданскую1.
О Сицилии же позаботились сразу после завоевания, что объясняется тем интересом, который она вызывала в качестве сильной крепости империи, каковой характер был ей придан в ходе готской войны Велизарием.
Высший италийский магистрат не имел никаких полномочий по управлению островом, напрямую зависевшим от Константинополя.
с.4 Это управление состояло из претора (praetor) или префекта (praefectus)2, гражданского губернатора, обеспечивавшего также военные расходы, подчинённого квестору дворца (quaestor palatii) столицы3 и назначаемого императором4, и дукса (dux), командующего войском и подчинённого военному магистру Востока (magister militum per Orientem)5.
Кроме того, на Сицилии обнаруживаются те же институты предыдущего периода, которые сохраняются в других провинциях империи.
Для отправления правосудия как Юстиниан (554), так и Юстин II (569) поставили во главе провинций judices provinciarum, избранных из числа жителей региона епископами и знатью (primates) и утверждаемых императором6; в качестве судей, так сказать, первой инстанции действовали defensores civitatis, уже существующие в муниципальной организации, из которых, однако, только один упомянут в письмах св. Григория: defensor civitatis Lylybetanae7, что свидетельствует о пребывании этой магистратуры, фактического наследника народного трибуната, в большом упадке, разумеется, по причине медленного, но постоянного возрастания власти правительственных магистратов в ущерб муниципальной магистратуре, чья организация продолжала оставаться неизменной, но пришедшей в упадок8.
Одним из примеров, наилучшим образом демонстрирующих увеличение полномочий имперских магистратов за счёт муниципальных, является создание официальных «местоблюстителей» (τοποτηρηταί, lociservatores) с.5 претора, посредством которых он принимал непосредственное участие в городской администрации9 и вместе с которыми была отменена свобода горожан выбирать defensores из своего числа.
Взимание налогов, которое куриалы производили очень плохо по причине тех печальных условий, в которых они находились, было передано подрядчикам «vindices», а позже, с целью избавиться от их притеснений, имперским чиновникам, избранным «клиром, епископом, honorati possessores10 и curiales; но очень часто должность давалась людям тёмным и бедным»11.
Уже отсюда появляется то значение, которое начинает всё больше приобретать епископ, становясь самым важным человеком в городе, среди постоянно растущего недоверия к имперским властям, доказательством чего является большое число judices electi, упомянутых в письмах св. Григория12. Иногда для инспектирования работы имперских властей, особенно административной, делегировались missi, которым полагались титулы viri clarissimi или gloriosi, один из которых, Леонтий, был назначен в 598 году в Италию и Сицилию для проверки счетов за последние десять лет13.
с.6 Печать, возможно, VIII века, также показывает нам существование на Сицилии уполномоченного по прошениям к императору (ὁ ἐπῖ τῶν δεήσεων)14, а из печатей, использовавшихся для маркировки ввозимых товаров, явствует существование начальника таможни острова (κομμερκίου Σικελίας)15.
В середине VIII века империя подверглась направленному на её военизацию преобразованию в известную систему фем (themi)16, во главе каждой из которых был поставлен стратиг или патриций. Сицилия составляла тогда одну фему17; но «фема Σικελία» включала также Калабрию, а сама Сицилия составляла одну турму, то есть подразделение фемы. Так, в самом деле небезосновательно, объясняет Хольм18 существование двух византийских печатей, одна — Pothos turmarchos Сицилии, другая — Markianos, тоже турмарха, печатей, побудивших Шлюмберже признать, что иногда Сицилия составляла только одну турму19. То, что Сицилия могла образовывать одноимённую фему не одна, но вместе с Калабрией и Неаполем, также вытекает из письма Адриана I Карлу Великому, в котором он сообщал, что с.7 неаполитанцы, прежде чем заключить договор с папой, хотели просить разрешения у стратига Сицилии20.
С военизацией округа муниципальные институты также подверглись подобным изменениям, и их участники (comites) имели те военные наименования basilici, stratigoti, spatarî, upati и др., которые позже появились вновь и долгое время сохранялись на острове21.
Сельское население
Налогообложение сложной административной системы, частые войны и набеги мусульман, делавшие несчастными условия жизни в городах, нередко влекли исход в сельскую местность, которая заселялась сверх обычного, так что в наши дни не является редкостью встретить рассеянные развалины небольших византийских поселений.
Целая страница внутренней жизни острова на протяжении всего раннего средневековья была нам недавно раскрыта археологическим исследованием Паоло Орси22. В Сицилии существуют многочисленные группы больших и разнообразных обитаемых пещер, вырубленных в почти неприступных скалах, к которым мог добраться только тот, кто знал узкие тропинки, «прерываемые обрывистыми участками, пересекаемыми подвижными деревянными мостками, от которых сегодня остались только углубления в скале для крепления опорных перекладин, при удалении которых в момент опасности вся верхняя часть становилась совершенно неприступной»23. Эти пещеры, которые в timpa Ddieri вблизи Молинелло [Августа] в Кава д’Испика, в Панталике, в Балатидзо, с.8 Кава Поркериа24 были столь многочисленны, что представляли собой самые настоящие деревни, состоят из больших прямоугольных или овальных комнат «с углублениями, погребальными нишами, квадратными выемками для шкафов и кладовых, бассейнами, в которых посредством канальцев собиралась дождевая или сочащаяся из скал вода», имеют многочисленные отверстия «для всякого рода рам, как внутренних (для полок или перегородок), так и внешних, чтобы закрывать с помощью перекладин, тростника и веток широкие входы»25.
План обитаемой пещеры поздних времён в Марторине близ Комизо. |
Подобных «живописных и таинственных обитателей» следует отнести к «сельскому люду, который на протяжении столетий раннего средневековья, когда сельская местность была небезопасна, собирался в потаённых и коварных пещерах и гнездился на недоступных стенах, запираясь здесь в моменты опасности»; там эти люди обитали «с VI до XII века, ведя жалкую и горькую жизнь, посвящённую сельскому хозяйству, пастушеству, с.9 а в некоторых случаях, возможно, даже разбою». Профессор Орси также считает, что «эти троглодиты были потомками … древних сикулов», полуварварские группы которых продолжали существовать26.
Ничем не превосходящие своих предков 15-вековой давности, эти сикулы не брезговали рыться в их могилах, чтобы извлечь из них немногочисленную и убогую бронзовую утварь, и, будучи отделёнными от городских центров, жили в отсталости, смешивая, как это обычно бывает, с принятой ими новой религией, христианством, традиционные языческие элементы27. Среди них часто встречались те монахи-отшельники, те преданные созерцанию и покаянию Божьи провидцы (θεοπτικοὶ), которые до X века изобиловали на Сицилии, по словам одного арабского писателя, как произведения земли28.
Язык
Как сообщает Константин Багрянородный, в эту эпоху на Сицилии обитали сикулы и греки29, что, видимо, не следует понимать как «туземцы и византийцы» и нужно, скорее, рассматривать как реминисценцию древнейших известий; греческий элемент, в любом случае, был преобладающим30, и диалект, на котором говорили, был смешанным с латынью греческим, который всё сильнее изменялся под воздействием естественной фонетической тенденции. с.10 Амари, посвятивший несколько слов лингвистическому вопросу, также утверждает, что «уже начинали говорить отлично от обоих (латинского и греческого) и ближе к итальянскому» (I, 198). В надписях мы можем уловить некоторые моменты этой постепенной трансформации, такие, как замена плавных, перегласовка E в I31, и некоторые другие признаки32.
Очевидно, что посредством этого диалекта, который мы назвали бы византийским, современный сицилийский получил многочисленные греческие слова, которые он всё ещё сохраняет33. Напротив, не восходят, как правило, к этой эпохе многочисленные сицилийские фамилии, имеющие греческий отпечаток, обязанные им, в основном, последующим иммиграциям с Востока34.
Сельское хозяйство и торговля
Учитывая упадок, о котором уже говорилось35, вполне естественно, с.11 что у нас мало данных о сельском хозяйстве и промышленности Сицилии в византийский период. Уже упоминалось о пастушестве, которым занимались внутренние горцы, где в обширных латифундиях древняя традиция продолжала, конечно, процветать; впрочем, в некоторых письмах св. Григория о нём прямо упоминается, а также говорится о широком разведении лошадей36. Наиболее важным продуктом и в эту эпоху было, конечно, зерно, — и это следует из разных мест в письмах св. Григория (например, Ep. I, 70), — и новый расцвет этой культуры можно увидеть в том, насколько оно было спасительно во времена остроготов.
Имеются также данные о возделывании винограда37, который был в чести в античную эпоху, однако, учитывая необходимый для него уход, он не мог, конечно, широко культивироваться в тяжёлый период варварских вторжений.
По данным исследований Амари, кажется, однако, что полностью отсутствовало масло. Он извлекает эти данные из двух косвенных фактов: во-первых, что, согласно Беладори (арабскому хронисту, умершему в 892 году) «у римлян нет оливы» и обозначение «римляне» должно распространяться также на Сицилию, во-вторых, что на остров импортировалось масло также в IX и XI вв.38
О коммерческих отношениях с другими регионами мира мы располагаем небольшим числом прямых свидетельств, касающихся в основном экспорта пшеницы в Италию; следует, однако, полагать, с.12 что всё ещё продолжались отношения, засвидетельствованные на протяжении предыдущих веков различными сообщениями39; более того, разные факты информируют нас о продолжающихся отношениях с Африкой и Востоком.
Мы обнаруживаем поселившегося в Панорме в первые годы VII века александрийца Петра, торговца тканями (Petrus alexandrinus negotias linatarius), в чём проявляются отношения с Египтом40; папа св. Конон был фракийского происхождения, но родился на Сицилии41, как и папа Сергий, выходец из Антиохии Сирийской42.
Из сказанного можно получить достаточное представление об упадке, претерпеваемом Сицилией при византийцах. Возможно, основную причину похвал, воздававшихся Теодериху и в целом остроготам как правителям Сицилии, нужно, я думаю, искать именно в том, что даже заурядные благодеяния обречены выделяться и вызывать восхищение, если им предшествовали и за ними последовали несчастливые времена.
Римская церковь и св. Григорий, patrimonia, монастыри
В этот период улучшились только отношения Сицилии с римской церковью, и это произошло благодаря трудам одного из величайших понтификов, св. Григория.
Одной из первых забот св. Григория, только что вступившего в понтификат, было, как известно, увеличение и упорядочение patrimonia римской церкви43, обширных с.13 владений, от которых понтифики получали средства для благодеяний, периодически оказываемых ими римскому народу.
Григорий, увеличивший такие продовольственные раздачи и милостыни, чувствовал необходимость в реорганизации патримониев, рассеянных по всей Италии: в Котийских Альпах, в окрестностях Рима, на юге Тусции44, но особенно на Сицилии. Эти последние, о которых я вкратце уже упоминал, происходили, вероятно, из частных владений императоров45.
Об этих сицилийских владениях римской церкви мы подробно информированы бесценными письмами св. Григория, освещающими и иные стороны жизни Сицилии его времени46.
Их административная организация была более или менее такой же, как прежде, и не сильно отличалась от изложенной ранее, регулировавшей частные владения в готскую эпоху. Патримоний состоял из fundi (земельных участков, усадеб), из которых несколько объединённых составляли massae и которые частью сдавались в аренду, частью обрабатывались непосредственно, мы бы сказали, за свой счёт, церковью. Аренда, или эмфитевзис, происходила по письменному соглашению (charta), которым арендатор (gabelloto) обязывался платить арендную плату (pensio) деньгами, тогда как непосредственная обработка происходила посредством колонов, прикреплённых к земле (coloni adscripti), которые платили натуральными продуктами, и во главе нескольких арендаторов с.14 стоял conductor, выбранный из их числа47; в Сицилии было, как кажется, четыреста conductores48.
До св. Григория и в первые годы его понтификата во главе патримониальной организации острова стоял единственный rector, лицо с большими полномочиями, часто выбранное из числа иподиаконов, на которых нередко возлагались важные обязанности49. Однако летом 592 года понтифик счёл полезным назначить двух rectores для Сицилии: один, Бененат, для имуществ на территории или, скорее, для области Панорма, другой, который должен был быть назначен Петром, ректором, как мы бы сказали, уходящим в отставку, для имуществ области Сиракуз50. Таким образом, в определённой степени увековечивалось старое административное деление римской Сицилии. В письмах св. Григория отмечены девять massae сицилийского патримония: Cianciana (I, 42), Iuriana (IX, 180), Gelas (IX, 236), Getina (IX, 119), Iutelas (IX, 128), Largia (VII, 38), Leucar et Samanteria (IX, 23), Maratodis (II, 29), Papirianensis (IX, 170).
По-моему, это довод в пользу того, чтобы считать, что никаких других там не было, поскольку серия папских писем является столь богатой, в ней столь подробнейшим образом говорится, по разным причинам, об интересах церкви на Сицилии, что мне кажется маловероятным, чтобы в отношении какой-нибудь massa не представился случай быть названной.
Многие из писем св. Григория касаются, что с.15 естественно, шести монастырей, основанных им, когда был молодым, на Сицилии51, однако среди авторов немало разногласий по поводу идентификации этих обителей, которая часто невозможна из-за того, что св. Григорий называет в своих письмах и другие монастыри, помимо тех, которые он основал, не всегда отличая одни от других.
Старые гипотезы, которые по этому поводу были изобретены Пирри52, Мабильоном, Гаэтани53 и некоторыми другими (согласно которым можно сказать, что почти всякий древний монастырь на Сицилии гордился григорианской традицией)54, с обычной острой критикой подвергнутые сомнению Ди Джованни, содержат — одни больше, другие меньше — элементы истины, но и множество ошибок, так что работа должна быть проделана вновь, без уделения им большого внимания.
Григорий называет своим монастырь св. Ермы в Палермо, в отношении которого, как представляется, не должно быть никаких с.16 сомнений; по причине места, а не по какой-либо иной, ему соответствует церковь Сан-Джованни-дельи-Эремити55.
В Палермо же находились монастырь свв. Максима и Агаты, называемый также Lucusiano56, и Pretoriano — скорее, чем Precoritano в других местах57. Это единственные григорианские монастыри, которое могут быть признаны, не выходя за пределы дозволенного; вместо того, чтобы создавать шаткие гипотезы, будет лучше довольствоваться извлечением из документов этой эпохи названий других монастырей, существовавших на Сицилии во времена св. Григория. Таковы монастыри св. Адриана в Палермо58, св. Феодора в Мессане59, св. Петра из Байи и святой Луции в Сиракузах60, где ещё один основала в понтификат св. Григория некая Капитулана61. Также в Палермо находился женский Мартинианский монастырь и понтифику пришлось им заниматься, чтобы пресечь некоторые возникшие в нём сплетни62, ещё один существовал в fundus Monotheus63, а третий, посвящённый св. Стефану, близ Агригента64.
В результате деятельности св. Григория возникли в большом количестве и другие монастыри; есть сведения, помимо уже упомянутого лилибейского монастыря Адеодаты, ещё об одном мужском монастыре с.17 в Лилибее65, о монастырях в Лентини66, в massa Maratotide, посвященном св. Георгию67, на Этне — св. Виту68, и о двух монастырях в диоцезе Таормины, первый — св. Христофора69, второй, super Mascalas, — св. Андрея70.
С возрастанием числа подобных оснований, важных также в культурном отношении, росла и репутация, приобретаемая св. Григорием вместе с его церковью на острове, где он старался искоренить остатки язычества и уже широко распространившийся иудаизм, заботясь как об общественной морали, так и о должном развитии религиозных учреждений, для чего приказал епископам острова ежегодно собираться в Сиракузах или в Катании71.
Известно, что св. Григорий искренне заботился о людях всякого рода, давая распоряжения о производстве различных работ. Он позаботился о том, чтобы в соответствии с желанием наследодателя Исидора в Панорме был основан xenodochium, учреждение, которое начинало тогда быть тем, что мы назвали бы приютом призрения72, приказав, если сумма окажется недостаточной, обратиться к благотворительности монастыря св. Феодора в том же городе73. В римской церкви Григорий уделял много заботы с.18 Сицилии, благодаря чему он приобрёл на острове большое влияние, надёжным показателем которого является важность tuitio ecclesiastica[3], подобие судебной защиты, предоставленной понтификом и вызывающей в памяти tuitio regi nominis[4] остроготов74.
Из писем св. Григория усматривается, что tuitio предоставлялась неоднократно, и имеется распоряжение папы о том, чтобы ею не пользовались недостойные люди75.
В результате особых забот папы Григория Сицилия, как отмечает прославленный Амари, «ни до, ни после не принимала такого участия в делах вселенской церкви», дав ей пять пап менее чем за сто лет76.
Переход к греческому обряду
Однако, несмотря на эти непосредственные плоды работы Григория, остров из-за своего политического состояния не мог избежать влияния константинопольской церкви, к патриарху которой он официально перешёл в VIII веке, отказавшись от иерархии, если не от догмы, римского престола. Монсеньор Ланча, единственный, кто основательно изучил вопрос о постепенном переходе сицилийской церкви от латинского обряда к греческому77, считает, что он начался с пребывания императора Константа II в Сиракузах.
с.19 В поддержку этого тезиса он выделяет, среди прочего, четыре факта, а именно: вероятно, к VII веку относится «прекраснейший кондак, составленный Григорием Сиракузским для литургии св. Марциана»78; во время пребывания Константа в Сиракузах епископом города «или непосредственно императором, или под его влиянием» был избран Георгий, греческий гимнописец, обучавшийся в Константинополе; св. Григорий Агригентский, живший до официального перехода 732 года, придерживался греческого обряда; наконец, монастырь св. Петра ad Baias в Сиракузах, в 597 году латинский79, был, безусловно, греческим в 681 году, когда его аббатом был Феофан, позже, на Шестом Вселенском соборе, избранный антиохийским патриархом.
Очевидно, что не все эти аргументы имеют равную ценность, но вывод кажется мне приемлемым. Как уже упоминалось, официальный переход к восточному обряду произошёл в царствование Льва Исавра, который в ходе борьбы с образами в числе других мероприятий конфисковал патримонии римской церкви на Сицилии, распорядившись о зависимости церкви острова от константинопольского патриархата и приказав претору Сицилии запретить всякие отношения между папством и представителями церкви острова80.
Епископства
Вскоре после перехода к греческому обряду, почти неизбежного следствия нового положения вещей, один из епископов Сицилии был возвышен до митрополичьего ранга. До тех пор, пока сицилийская церковь подчинялась папе, он сам был её митрополитом, поскольку она входила в число десяти с.20 пригородных провинций. И прямой интерес, проявленный римской курией во времена понтификата св. Григория Великого по отношению к острову, во многом обязан именно этому факту.
Теперь же, когда прекратилось всякое вмешательство римского епископа в церковные дела Сицилии, стало необходимым учреждение главы островной церкви, поскольку патриарх далёкого Константинополя не мог принять на себя непосредственное руководство.
Анастасий, занявший эту должность в 730 году по воле Льва Исавра81, побуждаемый, как я полагаю, именно этими соображениями, а не тем, чтобы, как пишет Ланча ди Броло, «снискать расположение епископов Сицилии», «возвысил епископа Сиракуз до митрополита, подчинив его юрисдикции всех епископов острова»82.
Епископствами Сицилии в ту эпоху были Сиракузы, Лилибей, Панорм, Тиндари, Мессана, Тавромений, Катана, Триокала, Агригент, Леонтины и, возможно, Термини83. Позже (в следующем столетии) епископы Катании и Тавромения имели почётный титул (но не юрисдикцию): первый — митрополита, а второй — архиепископа84. С 730 года митрополит Сиракузский по праву возглавлял обычно собиравшиеся епископальные соборы85.
с.21 Но поскольку было упомянуто об официальном устройстве церкви, уместно вкратце напомнить о знаменательных религиозных событиях на Сицилии на протяжении византийского периода.
Святые и мученики
Как уже говорилось, в течение примерно столетия Сицилии выпадала честь предоставить пятерых понтификов для римской церкви. Первым был монах св. Агафон (678), при котором осуждена монофелитская ересь86, затем его преемник св. Лев II (682), прекративший раскол равеннской церкви87, Конон (686), преемник Иоанна V, происходящий из Фракии, но выросший, а возможно, и родившийся на Сицилии88, св. Сергий (687), происходящий из Антиохии, но родившийся в Палермо, трудами которого был полностью прекращён раскол, вызванный спором о трёх главах89, и наконец, Стефан III (768), исполнявший обязанности понтифика в самые печальные для Рима времена90.
Но кроме них Сицилия дала тогда церкви и других выдающихся и святых прелатов, среди которых91 выделяются св. Лев, с.22 епископ Катании, прозванный Чудотворцем из-за борьбы, ведомой против колдуна Илиодора, заживо сожжённого им в банях Ахиллея в Катании92, и св. Мефодий Сиракузский, ревностный сторонник иконопочитания, претерпевший вследствие этого суровое и продолжительное тюремное заключение и позже избранный константинопольским патриархом93.
Но наряду с католической верой на Сицилии проявили себя и различные её модификации. Даже не говоря о тех христианах, чьё примитивное сознание то смешивалось с языческими реминисценциями, то искажалось вторичными и особенными ересями, существование которых показало нам недавнее археологическое исследование94, необходимо осветить, до каких пор на острове продолжались наиболее примечательные религиозные возмущения, которыми переполнена история тех столетий.
Похоже, отголоском бушевавшего около 590 года в Африке донатизма, о с.23 котором молчат дошедшие нас письменные источники, является прекрасный светильник из Селинунта с надписью Deo gratias95.
Следует заметить, что, насколько мы знаем, по крайней мере среди народа не было последователей раскола трёх глав, подвергшихся осуждению; более того, почти все епископы Сицилии96 оставались православными также в отношении монофелитской ереси97 и, как известно, иконоборчество встретило здесь самое живое сопротивление.
Можно сказать, что вместо этого на Сицилии, благодаря епископу Сиракуз Григорию Асбесте и епископу Таормины Захарии, возник раскол, названный Фотиевым; это нашумевшее событие произошло в то время, когда мусульмане уже давно заняли большую часть Сицилии (863) и, следовательно, в нашу задачу не входит изложение, хотя бы и краткое, его истории98.
Мы также находим на Сицилии дополнительное подтверждение большого распространения еврейского элемента на западе. Письменные и археологические источники раскрывают нам присутствие иудейских колоний в Сиракузах, Панорме, Акре, Нетуме99.
Уместно напомнить, что св. Григорий, проявив большую ясность суждения, позаботился об иудеях, приказав епископу Панорма Виктору, чтобы им не причинялось никакого вреда100, но позже, после сарацинского набега во времена с.24 Зосима, последний противился восстановлению их разрушенной варварами синагоги, отвечая с неизвестной великому Григорию нетерпимостью: «разве я не ненавижу, Господи, тех, кто ненавидел тебя?»101.
Эти факты доказывают, что существовало антииудейское преследование, не официальное, но популярное, и представителями этого антисемитского течения являлись Виктор Панормский и Зосим Сиракузский.
Говоря о епископе Катании св. Льве Чудотворце, я упоминал колдуна Илиодора, им преследуемого и в конце сожжённого заживо102.
Однако Илиодор был, естественно, не единственным служителем оккультных искусств, жившим тогда на Сицилии. Если до наших дней в некоторых районах острова и, как ни странно, в основном в крупных городах, невозможно было искоренить дурную траву магии, чаще всего орудие тёмных дел, мы не должны удивляться тому, что волшебники кишели на византийской Сицилии; тяжёлая язва бедного острова, которую св. Григорий старался заживить, отдавая приказы о беспощадном преследовании всяческих некромантов и колдунов103.
с.25 Византийской армией и её упадком, в частности, в VII—
Наряду с имперской армией в Италии начали возникать городские ополчения, которые правительство не только признавало, но иногда и использовало107. Сообщения о них на Сицилии имеются среди сведений о восстании Евфимия108.
Также имеются различные сведения о сицилийской флотилии109, с.26 хотя зачастую, что естественно, историки путали её с имперским флотом, который, однако, до XII века оставался нетронутым порчей и «часто возобновлял примеры древней доблести, оставив её наследниками итальянские республики Тирренского моря и Адриатики и сицилийскую монархию»110.
Городские ополчения и флот являются первыми ростками, в которых проявила себя новая жизнь, связанная с иным назначением города.
Из того, к чему мы пришли, говоря о населении, религии и ополчении, можно также получить хотя бы блёклое представление о моральном состоянии острова, труднейшем предмете исследования, испытывающем недостаток данных.
В начале VII века в Сиракузах существовал curator meretricum[6]; этот магистрат, чьи функции могут быть превратно истолкованы из-за слова curator, но который, вероятно, был ответственным за полицию нравов, появляется в письме папы Гонория I (626—
Священная литература
Пришло время взглянуть на с.27 литературную и художественную деятельность в византийской Сицилии, развитие которой носило исключительно религиозный характер.
Здесь важно помнить, что монастыри и обители Сицилии не уступали монастырям и обителям других регионов как центры культуры113, что видно из различных деяний святых. Примечателен также тот факт, что в Сиракузах во времена св. Мефодия существовали школы грамматики для мирян114.
Наиболее культивируемыми литературными жанрами были священное красноречие, сохранившиеся образцы которого по большей части напыщенные и многословные, но по форме не варварские или небрежные115, и другие жанры священной словесности и наук, от гимнов116 до толкования священных книг117; из всех авторов одно имя внушает уважение — Косьмы или Козимо, учителя св. Иоанна Дамаскина118.
Подлинное возрождение священных исследований на Сицилии, как и в остальном восточном мире, происходит, однако, после окончания гонения на образа. Теперь почти не верится в то действительно большое число гимнографов, авторов мелодий и с.28 ораторий, почти всегда с манерной утончённостью и образностью поющихся во славу церкви. Конечно, многие из них должны были иметь в своё время некоторую известность, а их композиции имеют достоинства, однако никто из них не смог стать действительно выдающимся. Но эти писатели, среди которых наиболее известны Григорий Асбеста, св. Симон Сиракузский, гимнописец св. Иоанн, историограф Пётр Сицилиец, хронограф Иоанн Сицилиец, поэт Феофан, грамматики Константин и Лев, относятся к тем годам IX века, когда Сицилия уже была захвачена мусульманами, и как поэтому, так и потому, что в значительной части они осуществляли свою литературную деятельность за пределами острова, не входят в сферу нашего исследования119.
Изобразительное искусство
Переходя к обсуждению изобразительного искусства, можно в целом сказать, что являвшееся на византийской Сицилии преимущественно прикладным, оно обнаруживает много точек соприкосновения с так называемым варварским искусством материковой Италии120. Классическое направление удерживается, но находится в непрерывном упадке, оставив благородные формы и правила, так что искусство становится всё более беспорядочным и грубым121.
Разница между искусством полуострова и искусством Сицилии заключается в том, что первое «медленно выработало традиции поздних времён, повторило унаследованные формы способом более или менее неопределённым, иногда инфантильными методами, но избежав того, чтобы византийское искусство уводило его с собственного пути, ведущего прямо к романской эпохе»122, в то время как искусство Сицилии, региона, гораздо более тесно связанного с Восточной империей, подверглось сильным изменениям под влиянием с.29 Византии, придавшим ему некоторые важные особенности, такие как изогнутые потолки в архитектуре, доминирующий купол в церкви, и т. д.
Основываясь на этих общих принципах, следует вести систематический поиск документального подтверждения в дошедших до нас памятниках эпохи, помня в то же время о сведениях, переданных письменными источниками123. На Сицилии была недавно открыта многочисленная серия небольших византийских церквей; здесь воспроизводится одна из наиболее хорошо сохранившихся, находящаяся в Vigna di Mare близ Санта-Кроче [табл. III b].
Как легко заметить, купол уже стал главной частью священного здания, имеющего форму креста, для украшения которого в ходе строительства следовало обращаться к мотивам, которые древнее искусство не могло обеспечить в полной мере. В развалинах другого здания недалеко от Санта-Кроче, на берегу моря на мысе Скаламбри, во время недавней краткой рекогносцировки, проведённой многоуважаемым профессором Орси, мы могли заметить изгиб апсиды, представляющейся неотъемлемым элементом такого интереснейшего памятника, как церковь Салеми.
Упадок скульптуры засвидетельствован некоторыми работами той эпохи, собранными в музее Сиракуз, даже самые лучшие из которых являют собой грубые и лишённые — если не в деталях, то, бесспорно, в целом — классического изящества произведения124. Нельзя привести ни одного примера живописи, несомненно относящегося к данному периоду, но её направление можно легко реконструировать; до нас дошли сведения об одном миниатюристе: Григорий Асбеста, гордый с.30 епископ Сиракуз, фанатичный приверженец фотианского раскола, о котором уже говорилось, будучи художником (Ζογράφος) проиллюстрировал семью миниатюрами акты лжесобора против св. Игнатия, представив его в различных позах при воображаемом наказании во время ареста, у позорного столба, на пытке, с оскорбительными подписями125.
Если такова была художественная ситуация в городах острова, то гораздо хуже дело обстояло на внутренних окраинах, где, как правило, лучшие образцы были представлены произведениями не столько искусства, сколько местной и чужеземной промышленности, среди которых многочисленны грубые бронзовые пряжки и прекрасные изделия из стекла.
Окраинные церкви и часовни, как будет видно из следующей главы, представляющие собой обустроенные пещеры, могилы в виде ям, узких или расширенных семейных, — эманация могильных ям подземных кладбищ, грубо построены и отражают очень скромную культуру, почти не отличаемую от культуры предыдущего готского периода126. Истинное исключение представляет ювелирное дело; несколько византийских кладов на Сицилии, о которых хоть что-то известно127, и многочисленные предметы, рассеянные в могилах, даже сельских128, являют собой остатки, с одной стороны, роскоши поистине «восточной, с которой матроны и патриции украшали свои особы» (Орси), с другой, определённого отражения этих нравов у сельского населения.
Изучение этих изделий может предоставить ценные сведения по истории торговых и художественных связей византийской Сицилии; в то время как в действительности многие из этих предметов выглядят несомненным импортом, возможно, из Сирии (откуда, вероятно, также прибыли многочисленные стеклянные изделия)129, с.31 другие являются произведениями местного искусства, результатом слияния различных элементов, отчасти традиционных, отчасти импортированных с востока130, отражающих уже отмеченные мною связи. В этой связи следует отметить, что ювелирное дело, гордившееся на Сицилии славной традицией, и в византийскую эпоху продолжало выдавать знаменитые изделия, как можно обнаружить у Никифора, упоминающего два золотых подсвечника[7], изготовленных на Сицилии и взятых в 763 году императором Константом в числе гуннской добычи131.
ПРИМЕЧАНИЯ
И в наши дни Лилибей (Марсала) — один из самых известных винодельческих районов Сицилии.