Бьяджо Паче

Варвары и византийцы на Сицилии

Biagio Pace. I Barbari ed i Bizantini in Sicilia // Archivio Storico Siciliano, Nuova serie, XXXV. Palermo, 1910, pp. 33—80, 293—324, XXXVI. Palermo, 1911, pp. 1—76.
© 2019 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.

с.31

ГЛАВА ШЕСТАЯ


Архео­ло­ги­че­ская топо­гра­фия Сици­лии в V—IX вв.


Иссле­до­ва­ния хри­сти­ан­ской архео­ло­гии

Для завер­ше­ния кар­ти­ны, кото­рую я до сих пор ста­рал­ся соста­вить, будет, без­услов­но, полез­но пред­при­нять опи­са­ние ост­ро­ва в V—IX вв., осно­ван­ное на дан­ных, в мень­шей части пре­до­став­ля­е­мых лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми, в боль­шей же — архео­ло­ги­че­ски­ми изыс­ка­ни­я­ми.

с.32 Эти изыс­ка­ния уже дали весь­ма успеш­ные резуль­та­ты, хотя, стро­го гово­ря, дан­ные толь­ко за трид­цать лет (с тех пор, как вели­чай­ший архео­лог Дж. Б. Де Рос­си при­звал к изу­че­нию хри­сти­ан­ской Сици­лии, в боль­шей сте­пе­ни вар­вар­ской и визан­тий­ской); всё же поми­мо полез­ней­ших исто­ри­че­ских дан­ных, кото­рые они поз­во­ли­ли вос­пол­нить, эти изыс­ка­ния слу­жи­ли тому, чтобы дать нам отно­си­тель­но пол­ное пред­став­ле­ние о рас­пре­де­ле­нии мест оби­та­ния на ост­ро­ве. Бес­спор­но, в попол­не­ние зна­ний о вар­вар­ской и визан­тий­ской Сици­лии лег­ко могут вне­сти свой вклад и мест­ные эруди­ты, если на этот раз они решат­ся пред­по­честь бес­плод­ной поверх­ност­ной учё­но­сти изу­че­ние сво­их рай­о­нов, не пыта­ясь давать поспеш­ные хро­но­ло­ги­че­ские оцен­ки, но при­вле­кая вни­ма­ние к рас­коп­кам и суще­ст­ву­ю­щим руи­нам — тем самым делая воз­мож­ной иден­ти­фи­ка­цию тех мест­но­стей визан­тий­ской Сици­лии, о кото­рых у нас есть изве­стия пись­мен­ных источ­ни­ков — толь­ко и спо­соб­ным объ­яс­нить топо­ни­ми­че­ские и архео­ло­ги­че­ские сов­па­де­ния1.

Сира­ку­зы

Сто­ли­цей ост­ро­ва про­дол­жа­ли оста­вать­ся Συ­ρακοὺση, с кото­рых поэто­му и будет целе­со­об­раз­но начать этот обзор. Они всё ещё обла­да­ют вели­че­ст­вен­ной тра­ди­ци­ей2 и таят бли­ста­тель­ные зда­ния древ­но­сти, ино­гда нахо­дя им при­ме­не­ние и даже пре­об­ра­зуя их3; но это уже не слав­ное антич­ное пяти­гра­дье, умень­шив­ше­е­ся, как кажет­ся, до един­ст­вен­но­го ост­ров­ка Орти­гии4.

Сира­куз­ская рав­ни­на

с.33 Их жите­ли выка­пы­ва­ют в эту эпо­ху, соеди­нив несколь­ко неболь­ших ката­комб, три боль­ших клад­би­ща: св. Иоан­на, экс-Винья-Кас­сия и Сан­та-Мария-ди-Дже­зу.

Из этих трёх боль­ших ката­комб древ­ней­ши­ми явля­ют­ся ката­ком­бы св. Марии; луч­ше все­го изу­че­ны наи­бо­лее кра­си­вые и упо­рядо­чен­ные ката­ком­бы св. Иоан­на, звав­ши­е­ся в ста­ри­ну пеще­рой Пело­пия5; они делят­ся на две зоны de­cu­ma­nus ma­xi­mus, боль­шой гале­ре­ей, выры­той в туфе, шири­ной 4 м, высотой 2,5 м и дли­ной свы­ше 100 м; от de­cu­ma­nus ma­xi­mus отхо­дят менее широ­кие боко­вые гале­реи, веду­щие к ротон­дам, в кото­рых нахо­дят­ся гроб­ни­цы, рас­по­ло­жен­ные на мен­зе (гори­зон­таль­ной пли­те) для жерт­во­при­но­ше­ний. Из ротонд осо­бен­но при­ме­ча­тель­ной явля­ет­ся назы­вае­мая ротон­дой Адель­фии, где был най­ден цен­ный сар­ко­фаг, укра­шен­ный сце­на­ми из Вет­хо­го и Ново­го заве­тов и, в цен­тре пере­д­ней части, рако­ви­ной с бюста­ми Вале­рия и Адель­фии; на пере­д­ней части крыш­ки чита­ет­ся:


IC ADEL­FIA C F
PO­SI­TA COM­PAR
BA­LE­RI CO­MI­TIS

Дру­ги­ми при­ме­ча­тель­ны­ми ротон­да­ми явля­ют­ся ротон­да Евсе­вия, ротон­да Семи Дев­ст­вен­ниц и др.

К этим ката­ком­бам при­мы­ка­ет так назы­вае­мая крип­та св. Мар­ки­а­на, в фор­ме латин­ско­го кре­ста, со сте­на­ми, с.34 укра­шен­ны­ми фрес­ка­ми вре­мён позд­не­го сред­не­ве­ко­вья. Недав­ние архео­ло­ги­че­ские откры­тия, так­же вывед­шие на свет раз­лич­ные захо­ро­не­ния (из кото­рых наи­бо­лее заме­ча­тель­но сво­ей фреской захо­ро­не­ние двух Алек­сан­дрий) в апсиде север­ной крип­ты, не пре­до­ста­ви­ли ника­ких дан­ных для того, чтобы уста­но­вить истин­ность тра­ди­ции, соглас­но кото­рой здесь нахо­дит­ся моги­ла пер­во­го епи­ско­па Сира­куз6. Кро­ме трёх упо­мя­ну­тых боль­ших клад­би­щен­ских групп суще­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные неболь­шие ката­ком­бы и под­зем­ные скле­пы по всей восточ­ной части Ахра­ди­ны. Эти малые груп­пы (Me­zio, Füh­rer, Ca­puc­ci­ni, S. Giu­lia­no, Ador­noAvo­lio, At­ta­na­sio, Bran­ci­mo­re etc.), отно­ся­щи­е­ся к пери­о­ду с III до VI вв., явля­ют собой свое­об­ра­зие «син­кре­тиз­ма и того сме­ше­ния форм, кото­ро­му дол­жен соот­вет­ст­во­вать син­кре­тизм, без­у­по­рядо­чен­ность», но не вырож­де­ние хри­сти­ан­ских идей. Неко­то­рые из этих ката­комб при­над­ле­жа­ли «дис­сидент­ским и ере­ти­че­ским сек­там, про­рас­тав­шим в дол­гий пери­од нераз­бе­ри­хи и рели­ги­оз­ной анар­хии»7, тогда как дру­гие при­над­ле­жа­ли той общине евре­ев, чьё при­сут­ст­вие в Сира­ку­зах нам рас­кры­ва­ет­ся, как было пока­за­но, так­же лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми8.

Ещё одной могиль­ной груп­пой боль­шой важ­но­сти для Сира­куз в V—IX вв. явля­ет­ся груп­па квар­та­ла Grot­ti­cel­li с.35 к севе­ру от каме­но­лом­ни св. Вене­ры. Здесь нахо­дят­ся сорок под­зем­ных скле­пов sub di­vo[2], чьё содер­жи­мое свиде­тель­ст­ву­ет об их при­над­леж­но­сти хри­сти­а­нам вар­вар­ских и визан­тий­ских вре­мён, воз­мож­но, людям осо­бо­го состо­я­ния или касты (наём­ни­кам?)9. К подоб­но­му типу отно­сит­ся ещё одна груп­па могил, пере­ме­шан­ных с гре­че­ски­ми захо­ро­не­ни­я­ми нек­ро­по­ля Фуско10.

Кас­си­би­ле

Пере­хо­дя от Сира­куз к их при­го­ро­ду, сле­ду­ет упо­мя­нуть о неболь­ших, но инте­рес­ных рас­коп­ках в Кас­си­би­ле (Cas­si­bi­le) в рай­оне Фон­тане-бьян­ке (Fon­ta­ne bian­che)11, а так­же о местах оби­та­ния Буд­же­ми и ката­ком­бах Буд­же­ми (Bug­gie­mi) и При­о­ло (Prio­lo).

В пер­вом из этих мест (оба нахо­дят­ся к севе­ру от сира­куз­ской терра­сы) име­ют­ся раз­ва­ли­ны дерев­ни с пре­крас­ны­ми визан­тий­ски­ми нек­ро­по­ля­ми12; имен­но здесь, веро­ят­но, сле­ду­ет искать место нахож­де­ния упо­мя­ну­той папи­ру­сом mas­sa Pi­ra­mi­ta­na13.

При­о­ло

В При­о­ло, кро­ме раз­ва­лин город­ка с убо­ги­ми домиш­ка­ми сухой клад­ки14, были иссле­до­ва­ны две боль­шие и кра­си­вые ката­ком­бы, воз­мож­но, беру­щие нача­ло от древ­ней­ше­го me­mo­ria mar­ty­rum[3], раз­граб­лен­ные ван­да­ла­ми и мусуль­ма­на­ми15, а непо­да­лё­ку нахо­дит­ся инте­рес­ная визан­тий­ская церк­вуш­ка св. Фоки16, одна из наи­бо­лее харак­тер­ных для Сици­лии.

Мелил­ли

Неда­ле­ко от При­о­ло рас­по­ло­жен Мелил­ли, в окрест­но­стях кото­ро­го нахо­дят­ся ката­ком­бы и дру­гие визан­тий­ские древ­но­сти, сопер­ни­чаю­щие с Анти­ка­лья17. Меж­ду Мелил­ли и раз­ва­ли­на­ми Мега­ра Иблея с.36 суще­ст­ву­ют боль­шие ката­ком­бы Авгу­ста (Моли­нел­ло) Моли­нел­ло, одни из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных в сель­ской Сици­лии, и в той же долине нахо­дит­ся уже упо­ми­нав­ша­я­ся таин­ст­вен­ная дерев­ня тро­гло­ди­тов tim­pa Ddie­ri и дру­гие жили­ща в Ca­va Por­che­ria18.

Лен­ти­ни

В Лен­ти­ни, чьё назва­ние в неко­то­рых жити­ях, позд­них васи­ли­ан­ских ком­пи­ля­ци­ях, свя­за­но с име­на­ми свя­тых Аль­фия, Фила­дель­фа и Кири­на, быв­шем, веро­ят­но, епи­скоп­ской рези­ден­ци­ей, име­ют­ся под­зем­ные соору­же­ния с коридо­ра­ми и ком­на­та­ми воз­ле собо­ра; дру­гие пеще­ры, воз­мож­но, древ­ние, но с позд­ни­ми укра­ше­ни­я­ми, были неточ­но опи­са­ны Страц­цул­лой19. Валь­са­войя В окрест­но­стях Валь­са­войе и Кана-Бар­ба­ра визан­тий­цы оста­ви­ли в двух церк­вуш­ках, в моги­лах и в жили­щах лишь незна­чи­тель­ные следы сво­его при­сут­ст­вия в этих местах, кото­рые уже пре­вра­ща­лись, из-за забро­шен­но­го регу­ли­ро­ва­ния воды, в зло­счаст­ные маля­рий­ные болота20.

Пан­та­ли­ка

Углуб­ля­ясь в гори­стое пред­го­рье верх­не­го Ана­по, мы нахо­дим впе­чат­ля­ю­щие следы тро­гло­ди­тов ран­не­го сред­не­ве­ко­вья на живо­пис­ной ска­ле Пан­та­ли­ка, неда­ле­ко от Сор­ти­но (Xu­thia), где, рядом с тыся­че­лет­ни­ми под­зем­ны­ми соору­же­ни­я­ми сику­лов, гор­цы, начи­ная с VI века, выко­па­ли пеще­ры для оби­та­ния и неболь­шие молель­ни (сре­ди кото­рых молель­ня св. Мичи­дь­я­рио в Филип­пор­то), вновь исполь­зо­вав древ­ней­ший сикуль­ский дво­рец21.

Фер­ла

В Фер­ла име­ют­ся при­ме­ча­тель­ные ката­ком­бы с над­пи­сью Διονύ­σιος πρυσ­βυ­τερέυσας ἐκκλη­σίᾳ τῇ Ἐργι­τάνῃ, важ­ной тем, что почти несо­мнен­но содер­жит назва­ние eccle­sia Er­li­ta­na, из кото­ро­го, веро­ят­но, впо­след­ст­вии раз­ви­лось Fer­li­ta­na по созву­чию fer­ra = fer­la и fe­ru­la[4]22. Бук­ке­ри Так­же в с.37 Бук­ке­ри име­ет­ся церк­вуш­ка в ска­ле, визан­тий­ская ora­to­rium23.

Вид­зи­ни

К дав­шим визан­тий­ский мате­ри­ал дерев­ням из груп­пы на горе Лау­ро так­же отно­сят­ся: Вид­зи­ни, с под­зем­ны­ми соору­же­ни­я­ми, доведён­ны­ми до очень пло­хо­го состо­я­ния24; Лико­дия Лико­дия, пред­ста­вив­шая моги­лы в for­mae[5], хри­сти­ан­ские скле­пы и оби­тае­мые пеще­ры в раз­ных местах, осо­бен­но у гре­че­ско­го акве­ду­ка, пере­се­каю­ще­го весь холм Кастел­ло25; Кья­ра­мон­те Кья­ра­мон­те, ещё назы­вае­мый в рас­смат­ри­вае­мый пери­од Ἀκρίλ­λαι, где про­ведён­ные баро­ном Корра­до Мел­фи систе­ма­ти­че­ские иссле­до­ва­ния при­ве­ли, в част­но­сти, к откры­тию зна­чи­тель­но­го визан­тий­ско­го захо­ро­не­ния в Сан-Нико­ло-ди-Джи­лья, дав­ше­го гре­че­ские над­пи­си и раз­но­об­раз­ные пред­ме­ты. Так­же и цер­ковь в чер­те древ­не­го посе­ле­ния дала гру­бые, но очень цен­ные релье­фы. К пер­вым векам хри­сти­ан­ства обыч­но так­же отно­сит­ся, не знаю, по какой при­чине, устро­ен­ная внут­ри пеще­ры цер­ковь Сан­та-Мария-ла-Вете­ре26.

Акре

Науч­ные дан­ные о ката­ком­бах Палац­цо­ло: Акре (Ac­rae), кото­рые нахо­дят­ся в рай­о­нах св. Илии, Сене­бар­до, пеще­ре Инта­лья­тел­ла, Инта­лья­те, с.38 осо­бен­но об этих послед­них, име­лись даже до недав­не­го рас­цве­та хри­сти­ан­ских иссле­до­ва­ний, будучи упо­мя­ну­ты­ми в извест­ной рабо­те баро­на Юди­ка27. Они были выко­па­ны в каме­но­лом­нях и вклю­ча­ют три уров­ня погре­баль­ных ком­нат, нало­жен­ных друг на дру­га; все дав­но раз­граб­ле­ны, но не настоль­ко, чтобы вос­пре­пят­ст­во­вать при­зна­нию в неко­то­рых из них иудей­ских ката­комб, выда­вае­мых неко­то­ры­ми сим­во­ла­ми балю­ст­ра­ды или ограж­де­ния28. Буше­ми Неда­ле­ко от Палац­цо­ло, воз­ле высо­ко­гор­но­го посёл­ка Буше­ми, чьё назва­ние неиз­вест­но до араб­ско­го вла­ды­че­ства, суще­ст­ву­ет древ­ней­шее пещер­ное свя­ти­ли­ще, посвя­щён­ное св. Пет­ру, окру­жён­ное гроб­ни­ца­ми и арко­со­ли­я­ми, кото­рое, вме­сте с дву­мя неболь­ши­ми ката­ком­ба­ми пеще­ры Геор­гия и пре­вра­щён­ны­ми в скле­пы погре­баль­ны­ми келей­ка­ми III сикуль­ско­го пери­о­да Орси, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что древ­ний при­го­род Акре про­дол­жал суще­ст­во­вать в вар­вар­скую и визан­тий­скую эпо­ху29; Сан­та-Лючия-ди-Мен­до­ла Сан­та-Лючия-ди-Мен­до­ла явля­ет­ся местом древ­ней­ше­го куль­та с неболь­шой под­зем­ной бази­ли­кой, дей­ст­во­вав­шей в хри­сти­ан­ско-гот­ско-визан­тий­ский пери­од и, воз­мож­но, раз­граб­лен­ной в араб­скую эпо­ху30.

Кани­кат­ти­ни-Баньи

Кани­кат­ти­ни-Баньи так­же рас­по­ла­га­ет мно­го­чис­лен­ны­ми визан­тий­ски­ми древ­но­стя­ми; осо­бен­но при­ме­ча­тель­ны четы­ре клад­би­щен­ские груп­пы, сре­ди кото­рых клад­би­ще Куньо, нахо­дя­ще­е­ся воз­ле одной из тех вилл, кото­рые, начи­ная с гре­че­ской эпо­хи, долж­ны были воз­ник­нуть на этой высо­кой терра­се, зна­ме­ни­той и поныне целеб­ным возду­хом31.

Аво­ла

Про­дви­га­ясь теперь в вер­ши­ну тре­уголь­ни­ка южной Сици­лии, мы встре­ча­ем Аво­лу, кото­рую, я в этом не сомне­ва­юсь, с.39 сле­ду­ет отож­дествлять с древ­ней Ἄβολ­λα Сте­фа­на Визан­тий­ско­го, где неко­то­рые из упо­мя­ну­тых ста­ры­ми эруди­та­ми под­зем­ных соору­же­ний кажут­ся соору­же­ни­я­ми пер­вых веков хри­сти­ан­ства, в то вре­мя как тако­вы­ми, конеч­но, были четы­ре неболь­шие и бед­ные ката­ком­бы в 4 км к севе­ро-запа­ду от дома Тифо­на32.

Нетум

В Ното (Ne­tum) архео­ло­ги­че­ские свиде­тель­ства V—IX вв. более мно­го­чис­лен­ны. Кро­ме несколь­ких погре­баль­ных келе­ек третье­го сикуль­ско­го пери­о­да, пре­вра­щён­ных в хри­сти­ан­ские скле­пы на скло­нах горы Аль­ве­рия, и ката­комб и церк­ву­шек в Чит­та­дел­ла, сле­ду­ет отме­тить круг­лое стро­е­ние со сво­дом и следа­ми фре­сок в «Фаво­ри­те», остат­ки дере­вен­ских домов в Теста-д’Аква, и пеще­ру Сфач­чи (grot­ta Sfac­ci) в име­нии св. Мар­ка, пред­став­ля­ю­щем собой остат­ки церк­ви с мона­сты­рём, воз­мож­но, васи­ли­ан­ско­го орде­на, вос­хо­дя­ще­го к VI веку н. э. Так­же в Нету­ме обна­ру­жи­ва­ют­ся следы (в виде два­жды выре­зан­но­го в ката­ком­бах семи­свеч­ни­ка) еврей­ской общи­ны33.

Кастел­луч­чо

В Кава-дел­ла-Синьо­ра воз­ле Кастел­луч­чо в том же Ното име­ют­ся посе­ле­ния ран­не­го сред­не­ве­ко­вья с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми клад­би­ща­ми, Гра­нье­ри как и в Гра­нье­ри, мест­но­сти в долине Тел­ла­ро, где так­же нахо­дят­ся несколь­ко ката­комб, име­ю­щих очень мона­ше­ское назва­ние «пеще­ра носи­лок» (grot­ta del­le let­tig­he), ca­va del­la Cap­re­ria и grot­ta del Mur­mu­ro34.

Паки­но (Мак­ка­ри)

Ещё одни раз­ва­ли­ны визан­тий­ско­го горо­да нахо­дят­ся непо­сред­ст­вен­но перед Паки­но, в мест­но­сти, назы­вае­мой Цита­дель или Mac­ca­ri, совсем близ­ко к морю. Здесь нахо­дит­ся визан­тий­ская церк­вуш­ка, назы­вае­мая по-про­сто­му «тре­угол­кой» (tri­go­na), квад­рат­ная, с купо­лом и тре­мя апсида­ми в кре­сте, а непо­да­лё­ку раз­лич­ные следы оби­та­ния и неболь­шие ката­ком­бы, неко­то­рые из кото­рых, судя по несколь­ким сим­во­лам, при­над­ле­жа­ли хри­сти­ан­ским дис­сиден­там или евре­ям35. Розо­ли­ни Неда­ле­ко от Паки­но нахо­дит­ся ещё одна мест­ность, бога­тая памят­ни­ка­ми тех сто­ле­тий, кото­рые нас с.40 инте­ре­су­ют: Розо­ли­ни. Здесь мы встре­ча­ем важ­ную бази­ли­ку, о кото­рой я уже упо­ми­нал и кото­рую сле­ду­ет отно­сить к пер­вой поло­вине V века, когда «под ван­да­ла­ми и ост­ро­гота­ми клас­си­че­ская тра­ди­ция сохра­ня­лась более чистой, чем в после­дую­щие сто­ле­тия» (Орси).

Кава д’Испи­ка

Поми­мо назван­ной бази­ли­ки, рас­по­ло­жен­ной у зам­ка Пла­та­моне, сле­ду­ет упо­мя­нуть несколь­ко ката­комб побли­зо­сти, и дру­гие напро­тив Чистер­ны36. Пере­хо­дя к Спак­ка­фор­но, мож­но встре­тить одну из наи­бо­лее круп­ных архео­ло­ги­че­ских досто­при­ме­ча­тель­но­стей Сици­лии, Кава-д’Испи­ка, место живо­пис­ное и сплошь усы­пан­ное под­зем­ны­ми соору­же­ни­я­ми, фан­та­сти­че­ски при­пи­сан­ны­ми древ­ней­шим оби­та­те­лям этой мест­но­сти.

Мно­гие из пещер Кава-д’Испи­ка сикуль­ские, но бо́льшая часть — визан­тий­ские оби­тае­мые пеще­ры, подоб­ные пеще­рам tim­pa Ddie­ri в Авгу­сте, свя­ти­ли­ща, боль­шие скле­пы (напри­мер, grot­ta del­la Lar­da­ria, Св. Мария, Св. Пан­кра­тий, мель­ни­ца Scuc­ces)37. Раз­ва­ли­ны св. Пан­кра­тия — трёхап­сид­ная визан­тий­ская церк­вуш­ка. Шик­ли Груп­па из доб­рой сот­ни оби­тае­мых пеще­рок, укры­тие для насе­ле­ния в гот­ские и визан­тий­ские вре­ме­на, суще­ст­ву­ет в долине Шик­ли, назы­вае­мой так­же доли­ной Ddie­ri38, а непо­да­лё­ку от Шик­ли (Si­cu­li?) име­ют­ся и дру­гие, весь­ма про­стор­ные и кра­си­вые, уже откры­тые Уэлем39.

Моди­ка

с.41 В Моди­ке подоб­ные места оби­та­ния встре­ча­ют­ся почти повсе­мест­но, отча­сти они оби­тае­мы до сих пор, а в раз­ных местах плос­ко­го­рья нахо­дят­ся отно­си­мые к этой эпо­хе мега­ли­ти­че­ские памят­ни­ки, рас­по­ло­жен­ные сре­ди наи­бо­лее инте­рес­ных постро­ек того пери­о­да, кото­рый обыч­но име­ну­ет­ся ран­ним сици­лий­ским сред­не­ве­ко­вьем40.

Рагу­за

В Ниж­ней Рагу­зе (Hyb­la Hae­raea, Ereu­sia)41, укреп­лён­ном горо­де, отли­чив­шем­ся сво­им сопро­тив­ле­ни­ем ара­бам, кро­ме раз­лич­ных сикуль­ских келе­ек, пре­об­ра­зо­ван­ных в хри­сти­ан­ские скле­пы, сле­ду­ет отме­тить раз­ва­ли­ны визан­тий­ских укреп­ле­ний рядом с цер­ко­вью обре­тён­но­го Гос­по­да и поза­ди церк­ви Очи­щаю­щих душ42.

На пла­то Эрео, кро­ме до сих пор неизу­чен­ных неболь­ших ката­комб в Челоне и Дон­на­фу­га­те, непо­да­лё­ку от гос­под­ско­го зам­ка нахо­дят­ся важ­ные следы про­су­ще­ст­во­вав­шей всё сред­не­ве­ко­вье дерев­ни в Бут­ти­но; круп­ны­ми ката­ком­ба­ми с инте­рес­ней­ши­ми архи­тек­тур­ны­ми эле­мен­та­ми явля­ет­ся пеще­ра Тра­б­ак­ке43, тогда как в Ma­gaz­zi­naz­zi нахо­дят­ся инте­рес­ней­шие раз­ва­ли­ны с эпи­гра­фи­че­ски­ми и скульп­тур­ны­ми облом­ка­ми, про­сле­жи­вае­мы­ми от доб­рых импер­ских вре­мён до визан­тий­ской эпо­хи44.

Коми­зо

Спус­ка­ясь в ниже­ле­жа­щую пло­до­род­ную рав­ни­ну, быв­шую pla­ga me­so­po­ta­mium[6] древ­них ити­не­ра­ри­ев, мы можем встре­тить древ­но­сти в Коми­зо (Kas­me­nai?), в чьей окру­ге, в живо­пис­ной мест­но­сти, назы­вае­мой Кава-Пор­ка­ра, нахо­дят­ся шесть ката­комб, в одной из кото­рых, пол­но­стью рас­чи­щен­ной, вид­ны следы зна­чи­тель­ной гроб­ни­цы с бал­да­хи­ном, с.42 в то вре­мя как обшир­ное ямное клад­би­ще sub di­vo про­сти­ра­ет­ся на зна­чи­тель­ную часть ныне оби­тае­мо­го горо­да. Далее, в при­ят­ной долине Иппа­рис, нахо­дит­ся нема­ло мест оби­та­ния тро­гло­ди­тов ран­не­го сред­не­ве­ко­вья, к кото­рым мы ранее неод­но­крат­но обра­ща­лись45.

Сан­та-Кро­че

Сан­та-Кро­че (Кау­ка­на), на рас­сто­я­нии при­мер­но 15 км от Коми­зо, явля­ет­ся тем местом, чьё мето­дич­ное иссле­до­ва­ние вне­сёт важ­ней­ший вклад в изу­че­ние вар­вар­ской и визан­тий­ской Сици­лии. Поми­мо раз­лич­ных ката­комб, в Сан­та-Кро­че и на близ­ле­жа­щем побе­ре­жье нахо­дят­ся мно­го­чис­лен­ные раз­ва­ли­ны, сре­ди кото­рых две кра­си­вые церк­вуш­ки с купо­ла­ми, дей­ст­ви­тель­но достой­ные посе­ще­ния (см. табл. III b); а в Капо-Ска­лам­бри тянут­ся непре­рыв­ные раз­ва­ли­ны при­ста­ни Кау­ка­ны, где собрал свой флот Вели­за­рий перед тем, как отплыть на Маль­ту46.

Кама­ри­на

Перей­дя от Сан­та-Кро­че к близ­ле­жа­щей Кама­рине, столь слав­ной в гре­че­скую эпо­ху, мы не най­дём хри­сти­ан­ских релик­вий, за исклю­че­ни­ем кро­шеч­ных ката­комб, извест­ных как «раз­лом сови­но­го коро­ля», и несколь­ко ямных могил, свиде­тель­ст­ву­ю­щих, что дей­ст­ви­тель­но после 258 года до н. э. эта могу­ще­ст­вен­ная коло­ния Сира­куз оста­ва­лась насе­лён­ной лишь несколь­ки­ми семья­ми пас­ту­хов и моря­ков47.

Дже­ла

То же самое мож­но ска­зать о Дже­ле, кото­рая сохра­ня­ет в визан­тий­скую эпо­ху своё назва­ние и явля­ет­ся цен­тром обшир­ной обла­сти при­над­ле­жа­щих рим­ской церк­ви терри­то­рий (Гри­го­рий, Ep. IX, 256), воз­мож­но, с.43 нынеш­няя пло­до­род­ная рав­ни­на Терра­но­ва, зна­ме­ни­тые древ­ние cam­pi ge­loi[7], кото­рые до сих пор заслу­жи­ва­ют для горо­да эпи­тет πυ­ροφό­ρος[8]. Неболь­шие ката­ком­бы «с раз­но­об­раз­ны­ми ком­на­та­ми и стол­ба­ми» в при­го­ро­де в Грот­ти­чел­ли явля­ют­ся един­ст­вен­ным напо­ми­на­ни­ем о том пери­о­де, тогда как в Ман­фрии име­ют­ся ряд неболь­ших скле­пов и несколь­ко ямных захо­ро­не­ний48.

Запад­ная и цен­траль­ная Сици­лия, куда при­во­дит наш архео­ло­ги­че­ский обзор, если и не менее бога­та визан­тий­ски­ми древ­но­стя­ми, чем восточ­ная, одна­ко даёт нам мень­ше мате­ри­а­ла, воз­мож­но, пото­му, что она менее изу­че­на нау­кой.

Буте­ра

Буте­ра пред­став­ле­на несколь­ки­ми захо­ро­не­ни­я­ми со стек­лян­ны­ми изде­ли­я­ми49, кото­рые мож­но при­нять за визан­тий­ские, Каль­та­джи­роне а Каль­та­джи­роне, чьи недав­ние удач­ные откры­тия осве­ти­ли первую стра­ни­цу древ­ней­шей исто­рии, име­ет сре­ди раз­ва­лин гре­ко-сикуль­ско­го op­pi­dum на рав­нине Казац­ци мно­го­чис­лен­ные искус­ст­вен­ные пещер­ки для оби­та­ния, в то вре­мя как в его пред­ме­стье в Сан-Моро, Рачи­не­ри, Кото­ми­нел­ло, на горе Сан-Мике­ле, нахо­дят­ся самые извест­ные из визан­тий­ских сель­ских нек­ро­по­лей50.

Не отме­че­но архео­ло­ги­че­ско­го под­твер­жде­ния визан­тий­ских свиде­тельств в Мад­за­ри­но, рав­но как в Кам­по­бел­ло, Лика­те (Фин­ции) и дру­гих местах это­го окру­га, одна­ко весь­ма веро­ят­но, что они име­ют­ся в Кани­кат­ти
Мус­со­ме­ли
Каль­та­нис­сет­та
Серра­ди­фаль­ко
Кани­кат­ти51, Мус­со­ме­ли52 и Сан­та-Кате­рине53. Может стать­ся, что в Каль­та­нис­сет­те явля­ют­ся визан­тий­ски­ми неко­то­рые из древ­но­стей Gi­bil — Ga­bib и, конеч­но, явля­ют­ся хри­сти­ан­ски­ми погре­баль­ные ниши, отме­чен­ные близ Серра­ди­фаль­ко, неда­ле­ко от сер­но­го руд­ни­ка «Пеще­ра воды»54. Две наи­бо­лее инте­рес­ные груп­пы памят­ни­ков про­вин­ции Агри­джен­то нахо­дят­ся, одна­ко, в Наро и в Агри­джен­то.

Наро

В Наро суще­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные неболь­шие ката­ком­бы, неко­то­рые из кото­рых откры­ты недав­но во вре­мя работ на с.44 стро­и­тель­стве желез­ной доро­ги55; Агри­гент тогда как в Агри­джен­то (Ag­ri­gen­tum), кро­ме обшир­ных ката­комб (сре­ди кото­рых пеще­ра Фра­га­па­ни) суще­ст­ву­ет дерев­ня тро­гло­ди­тов Бала­тиц­цо, отно­ся­ща­я­ся к той серии сель­ских памят­ни­ков, с несколь­ки­ми при­ме­ра­ми кото­рой мы уже встре­ча­лись56.

Сели­нунт

От Агри­джен­то до Сели­нун­та не встре­ча­ет­ся дру­гих мест­но­стей, на кото­рых сто­и­ло бы задер­жать­ся57, кро­ме Чан­ча­ны, при­ме­ча­тель­ной тем, что она, как уже упо­ми­на­лось, была цен­тром «мас­сы» (mas­sa), вхо­дя­щей в цер­ков­ный пат­ри­мо­ний (Гри­го­рий, Ep. I, 42).

Сре­ди вели­че­ст­вен­ных руин Сели­нун­та оби­та­ла скром­ная хри­сти­ан­ская коло­ния, постро­ив­шая свои доми­ки посреди раз­ва­лин боль­ших хра­мов A, C, D. Систе­ма­ти­че­ский поиск при­вёл здесь к раз­лич­ным откры­ти­ям, в том чис­ле к наход­ке пре­крас­но­го брон­зо­во­го све­тиль­ни­ка58. Кастель­вет­ра­но Непо­да­лё­ку от Сели­нун­та, в мест­но­сти, назы­вае­мой Биджи­ни и рас­по­ло­жен­ной в окрест­но­стях Кастель­вет­ра­но, был так­же обна­ру­жен нек­ро­поль и мно­го­чис­лен­ные све­тиль­ни­ки из корал­ло­вой гли­ны59.

Мад­за­ра

В Мад­за­ре, кото­рая, как мы пока­за­ли, отно­си­лась в рас­смат­ри­вае­мый нами пери­од к чис­лу с.45 наи­бо­лее важ­ных горо­дов ост­ро­ва, отме­ча­ют­ся несколь­ко под­зем­ных соору­же­ний; в её окрест­но­стях (в Кам­по­бел­ло) были обна­ру­же­ны пре­крас­ней­шие юве­лир­ные изде­лия, спря­тан­ные, веро­ят­но, в момент высад­ки ара­бов (828)60.

Сале­ми

В Сале­ми, соот­вет­ст­ву­ю­щем, как пред­по­ла­га­ет­ся, древ­ней Али­ции, в церк­ви нахо­дит­ся пер­во­класс­ный памят­ник в виде откры­той проф. Сали­на­сом моза­и­ки, о кото­рой на дан­ный момент име­ют­ся крат­кие пред­ва­ри­тель­ные сведе­ния; полы это­го выдаю­ще­го­ся зда­ния, освя­щён­но­го Кон­вуль­ди­ем и рас­по­ло­жен­но­го посреди насто­я­щей дерев­ни, име­ют над­пи­си, неко­то­рые из кото­рых покры­ва­ют моги­лы61.

Лили­бей

Пере­хо­дя к Мар­са­ле (Ly­li­bae­um), на важ­но­сти кото­рой, осо­бен­но в ван­даль­ский пери­од, нет необ­хо­ди­мо­сти наста­и­вать, мы так­же нахо­дим ката­ком­бы в Винья-Спал­ла, Кон­че­рии, и скле­пы в церк­ви Ник­ко­ли­ни и в Сан-Фран­че­ско62. Кари­ни От Лили­бея до Панор­ма следы визан­тий­ской древ­но­сти име­ют­ся и в дру­гих местах; из них наи­бо­лее инте­рес­ны Кари­ни (Hyc­ca­ra), обла­даю­щие хоро­шо раз­ви­той сетью ката­комб, отча­сти ещё засо­рен­ных илом, и дав­шие, кро­ме уже упо­мя­ну­той (a. XXXV, p. 79) моза­и­ки с цве­точ­ным деко­ром, и дру­гие, менее зна­чи­тель­ные пред­ме­ты ста­ри­ны; выдаю­ща­я­ся моза­и­ка, укра­шен­ная пав­ли­на­ми, голу­бя­ми и кре­ста­ми, несо­мнен­но, при­над­ле­жа­ла бази­ли­ке с апсидой63.

Панорм

В Панор­ме суще­ст­ву­ет несколь­ко ново­хри­сти­ан­ских древ­но­стей, кото­рые уже с XVIII века начи­на­ют, хотя и неточ­но, дати­ро­вать­ся эруди­та­ми. Раз­лич­ные до сих пор извест­ные эле­мен­ты были собра­ны в бес­по­рядоч­ных запис­ках мон­се­ньо­ра Ди Джо­ван­ни, отлич­ным допол­не­ни­ем к кото­рым явля­ют­ся недав­ние наблюде­ния Фюре­ра. с.46 В целом мож­но счи­тать, что боль­шие и малые ката­ком­бы поне­мно­гу откры­ва­ют­ся повсюду на воз­вы­шен­ных бере­гах зеле­не­ю­щей низи­ны Папи­ре­то, как и по бере­гам пото­ка, поз­же назван­но­го «нена­стьем» и Кемо­ни­ей; из чис­ла послед­них всё ещё мож­но видеть ката­ком­бы Соро­ка свя­тых муче­ни­ков и ката­ком­бы, бли­жай­шие к Сан-Мике­ле; из чис­ла пер­вых — более обшир­ные ката­ком­бы Пор­та-д’Оссу­на.

Визан­тий­ские древ­но­сти в виде стен и башен были обна­ру­же­ны в 1582 году в фун­да­мен­те сего­дняш­не­го Лицея Вик­то­ра Эмма­ну­и­ла, тогда как в обна­ру­жен­ных в 1865 году моза­и­ках Пло­ща­ди Победы могут быть заме­че­ны следы пере­строй­ки позд­ней эпо­хи.

В VI веке нек­ро­поль Панор­ма тянул­ся к сего­дняш­ней ули­це Каву­ра; оттуда про­ис­хо­дит уж упо­ми­нав­ша­я­ся и вос­про­из­во­ди­мая здесь [табл. III a] над­пись алек­сан­дрий­ско­го тор­гов­ца льном Пет­ра64. В при­го­ро­де, в Пар­ке, на Коц­цо-ди-Кра­с­то мы так­же можем отме­тить следы оби­та­ния65, и даль­ше в Сан­чи­п­иррел­ло66, как и в Солун­то (кото­рый был, веро­ят­но, одним из тех горо­дов, кото­рые в ван­да­ло-визан­тий­ский пери­од вымер­ли из-за исхо­да насе­ле­ния), где был обна­ру­жен хри­сти­ан­ский склеп67.

Тер­ме

с.47 Тер­ми­ни (Ther­mae), веро­ят­но, имев­ший в визан­тий­скую эпо­ху епи­ско­па, пред­ста­вил, посреди раз­ва­лин сво­ей рим­ской «коло­нии», одной из самых про­цве­таю­щих на Сици­лии, кра­си­вую и пра­виль­ную погре­баль­ную каме­ру68, а так­же нек­ро­поль sub di­vo в рай­оне Фран­ко69. Чефа­лу С нек­ро­по­лем и какой-то жал­кой позд­ней рекон­струк­ци­ей сре­ди так назы­вае­мых цик­ло­пи­че­ских раз­ва­лин Чефа­лу, обыч­но отно­си­мых к изу­чае­мо­му нами пери­о­ду70, и с каки­ми-то раз­ва­ли­на­ми и пеще­рой на высо­ко­гор­ном пла­то Кас­сар неда­ле­ко от Каст­ро­но­во Каст­ро­но­во71 пол­но­стью пре­кра­ща­ют­ся собран­ные нами и уже став­шие ред­ки­ми для боль­шей части запад­ной Сици­лии сведе­ния, и до сих пор не отме­че­но ни одно­го визан­тий­ско­го памят­ни­ка во всей севе­ро-восточ­ной око­неч­но­сти ост­ро­ва72.

Таор­ми­на

Итак, чтобы обна­ру­жить инте­ре­су­ю­щие нас архео­ло­ги­че­ские следы мы долж­ны при­быть в Таор­ми­ну73; такие следы вновь появ­ля­ют­ся в Ран­дац­цо Ран­дац­цо (Tis­sa?), где в деревне Маль­ва­нья суще­ст­ву­ет визан­тий­ская церк­вуш­ка с купо­лом74; мно­го­чис­лен­ные и раз­но­об­раз­ные под­зем­ные соору­же­ния име­ют­ся так­же в Манья­че Манья­че и Брон­те75.

Патер­но
Адра­но
Чен­ту­ри­пе

с.48 В Патер­но (Hyb­la Maior) и в Адра­но (Ad­ra­num) так­же были обна­ру­же­ны неко­то­рые дока­за­тель­ства визан­тий­ско­го пре­бы­ва­ния, а в Чен­ту­ри­пе — отно­ся­щи­е­ся к этой эпо­хе гре­че­ские над­пи­си76.

Ачи­ре­а­ле

В Ачи­ре­а­ле (Ac­hium) ука­зы­ва­ют­ся неко­то­рые визан­тий­ские под­зем­ные соору­же­ния и захо­ро­не­ния, дан­ные о кото­рых сохра­ни­лись в несколь­ких учёт­ных кни­гах в биб­лио­те­ке Ака­де­мии Зелан­ти (Рев­ност­ных)77.

Ката­ния

Пере­хо­дя теперь к Ката­нии, чью важ­ность уже обна­ру­жил каж­дый, сле­до­вав­ший за этим иссле­до­ва­ни­ем, мы нахо­дим, поми­мо мно­го­чис­лен­ных над­пи­сей, два ямных клад­би­ща под откры­тым небом (sub di­vo) в for­mae, одно у Чиба­ли, дру­гое на ули­це Лин­коль­на; с южной сто­ро­ны, меж­ду Плай­ей и рай­о­ном Зиа-Лиза, обна­ру­же­ны покры­тые лавой раз­ва­ли­ны дома, сре­ди кото­рых най­ден пре­крас­ный набор инте­рес­ных брон­зо­вых изде­лий; и мы уже упо­ми­на­ли в свя­зи с епи­ско­пом св. Львом Чудотвор­цем нахо­див­ши­е­ся рядом с Кафед­раль­ным собо­ром тер­мы Ἀχιλ­λιανάι, в кото­рых был сожжён нек­ро­мант Илио­дор78.

с.49 В Ката­нии мы почти достиг­ли отправ­ной точ­ки крат­ко­го опи­са­ния Сици­лии в V—IX вв.; оста­ва­лось лишь загля­нуть внутрь ост­ро­ва, но, к сожа­ле­нию, здесь мы мало что можем ска­зать.

Я не смог най­ти там и следа тех древ­но­стей, кото­рые мог­ли бы иметь отно­ше­ние к наше­му иссле­до­ва­нию, даже в ходе работ, зани­мав­ших­ся зна­ме­ни­тым «пупом Сици­лии»[10], Энной (Hen­na); толь­ко в Кала­ши­бет­та Кала­ши­бет­те, воз­мож­но, при­над­ле­жат к мно­го­чис­лен­ной серии оби­тае­мых пещер под­зем­ные соору­же­ния, суще­ст­ву­ю­щие в рай­оне Грот­ти­чел­ли и лед­ни­ка св. Иппо­ли­та79; Внут­рен­ние пеще­ры тща­тель­ное иссле­до­ва­ние долж­но открыть мно­же­ство пещер в гор­ной внут­рен­ней части ост­ро­ва, в резуль­та­те изу­че­ния кото­рых, без­услов­но, могут быть извле­че­ны новые важ­ные эле­мен­ты для позна­ния визан­тий­ской Сици­лии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.32
  • 1[1] Напри­мер, неиз­вест­ное ныне место­по­ло­же­ние неко­то­рых mas­sae цер­ков­но­го пат­ри­мо­ния, как и рас­по­ло­же­ние мно­же­ства мест­но­стей, упо­мя­ну­тых в дея­ни­ях сици­лий­ских муче­ни­ков. Собрать эти послед­ние попы­тал­ся Хольм (III, 428).
  • 2[2] В мад­рид­ском кодек­се A, 16, X века, где даёт­ся спи­сок про­вин­ций импе­рии во вре­ме­на визан­тий­цев, ска­за­но: «Quar­ta de­ci­ma pro­vin­cia Si­ci­lia in­su­la com­pu­ta­tur, in hac pro­vin­cia sunt di­tis­si­mae ur­bes in­ter quas mag­na ci­vi­tas est Si­ra­cu­sam»[1], p. 189 ed. Waitz в M. G. H. scr. rer. lang.
  • 3[3] Напри­мер, антич­ный храм Минер­вы.
  • 4[4] Неко­то­рые дан­ные о топо­гра­фии визан­тий­ских Сира­куз могут быть полу­че­ны из раз­лич­ных изве­стий. То, что они све­лись к един­ст­вен­ной Орти­гии, сле­ду­ет, сре­ди с.33 про­че­го, из того фак­та, что после мусуль­ман­ско­го набе­га во вре­ме­на Зоси­ма собор­ная цер­ковь была пере­не­се­на из став­ших небез­опас­ны­ми ката­комб в храм Минер­вы. Под­твер­жде­ние это­му нахо­дит­ся в извест­ном пись­ме мона­ха Фео­до­сия, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о захва­те Сира­куз ара­ба­ми и сооб­ща­ет­ся о двух пор­тах, меж­ду кото­ры­ми нахо­дит­ся город. Это пись­мо сохра­ни­лось в латин­ской вер­сии, при­ведён­ной Гаэта­ни (Vi­tae Sanct. Si­cul., II, 271 ss. Pal. 1657) по более не суще­ст­ву­ю­ще­му мес­син­ско­му ману­скрип­ту. Име­ет­ся отры­вок гре­че­ско­го тек­ста, ранее опуб­ли­ко­ван­ный в Пари­же М. Хазе, а теперь проф. К. О. Дзу­рет­ти в Cen­te­na­rio di M. Ama­ri, I, Pa­ler­mo, 1910. Сохра­ни­лись, как извест­но, весь­ма зна­чи­тель­ные остат­ки древ­не­го собо­ра, где в то вре­мя, как я прав­лю эти стра­ни­цы (Пас­ха 1911 г.), архео­ло­ги­че­ская дирек­ция Сира­куз про­во­дит рас­коп­ки.
  • 5[1] См. Lan­cia di Bro­lo, I, 43—44.
  • с.34
  • 6[1] Биб­лио­гра­фия боль­ших сира­куз­ских клад­бищ весь­ма обшир­на; она собра­на в Straz­zul­la, I. C. S. pas­sim. Из позд­ней­ших работ сле­ду­ет отме­тить P. Or­si в N. d. S., 1893, p. 276—314; Id., N. d. S., 1904, pp. 391—402; Id., N. d. S., 1909, pp. 346—355; Id., R. Q. S., XIX, pp. 235—259; Fueh­rer, For­chung z. Si­ci­lia Sot­ter­ra­nea. Mün­chen 1906 pas­sim; Bar­re­ca C., Le Ca­tac. di S. Giov. in Si­ra­cu­sa. Si­rac. 1906; Fueh­rer-Schultze, Die altchristli­chen Grabstät­ten Si­ci­liens. Ber­lin 1907; эта работа в наи­бо­лее пол­ном виде содер­жит то, что нам оста­вил покой­ный Фюрер о под­зем­ной Сици­лии, упо­рядо­чен­ное и раз­ви­тое проф. Вик­то­ром Шуль­це; я буду ссы­лать­ся на неё как Fueh­rer-Schultze, S. G.
  • 7[2] Or­si, в: N. d. S., 1909, p. 373. Об этих скле­пах, кро­ме ука­зан­ной работы, см.: Or­si, R. Q. S., 1897, p. 485, Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 30 ss., где, одна­ко, они при­пи­сы­ва­ют­ся — оши­боч­но, по мне­нию Орси — ост­ро­готам-ари­а­нам.
  • 8[3] Or­si, R. Q. S., 1895. Эти осо­бен­но­сти куль­та рас­смат­ри­ва­ет Страц­цул­ла в инте­рес­ном докла­де Dei re­cen­ti sca­vi nei ci­mi­te­ri Cris­tia­ni del­la Si­ci­lia в: A. S. S. 1895.
  • с.35
  • 9[1] Об этом важ­ней­шем нек­ро­по­ле см. P. Or­si в: N. d. S., 1896, pp. 334—356. Про­фес­сор Орси счи­та­ет воз­мож­ным, как он сооб­щил мне в част­ном пись­ме, что частич­но эти скле­пы долж­ны быть отне­се­ны к ост­ро­готам.
  • 10[2] Or­si, N. d. S., 1895, pp. 117—118.
  • 11[3] См. Fueh­rer-Schultze, S. G., 185—189.
  • 12[4] Or­si, N. d. S., 1896, p. 252. Id., N. d. S., 1902, p. 213.
  • 13[5] См. при­ло­же­ние B насто­я­щей работы, а так­же B. Pa­ce, Bi­dis в A. S. S., 1909, p. 4 estr.
  • 14[6] Or­si, N. d. S., 1896, p. 252.
  • 15[7] Or­si, Prio­lo cris­tia­na, в: N. d. S. 1906.
  • 16[8] Or­si, Ch. Biz. del ter­ri­to­rio di Si­ra­cu­sa in Biz. Zeitschrift. a. 1899, pp. 636—642.
  • 17[9] Or­si, N. d. S., 1896, p. 252. Fueh­rer-Schultze, S. G., pp. 174—178.
  • с.36
  • 18[1] Or­si, N. d. S., 1902, pp. 420—434; 631—644. Fueh­rer, Die kat. im Mo­li­nel­lo. R. Q. S., 1902, pp. 205—231.
  • 19[2] Straz­zul­la в: A. S. S. Fueh­rer-Schultze, S. G., 178—180.
  • 20[3] Or­si, Bull. di pa­letn. ital., XXVIII, p. 104 ss.
  • 21[4] Or­si, Pan­ta­li­ca e Cas­si­bi­le, Ro­ma, Lin­cei 1902. Id., в: B. Z., VII; Id., N. d. S., 1905, p. 367.
  • 22[5] Fueh­rer, Altchristli­che Beg­raeb­nis­san­la­gen bei Fer­la in Ostsi­ci­lien. Ro­ma, Bull. Dell’Ist. Ger­man. 1902, fogl. 110—121. Fueh­rer-Schultze, с.37 S. G., p. 172. Фюрер пред­ло­жил испра­вить ΕΡΓΙΤΑΝΗ над­пи­си на ΕΡΒΙΤΑΝΗ; одна­ко Орси (A. S. S., 1902) пред­ло­жил видеть здесь с незна­чи­тель­ной ошиб­кой Fer­li­ta­na. Посколь­ку затруд­ни­тель­но опу­стить звук F, я допус­каю суще­ст­во­ва­ние сло­ва ΕΠΛΙΤΑΝΗ, из кото­ро­го по созву­чию разо­вьёт­ся нынеш­нее назва­ние.
  • 23[1] См. Guar­rel­la в Si­ci­lia Il­lustra­ta. Pal. 1906.
  • 24[2] См. Or­si в N. d. S., 1902, p. 214.
  • 25[3] Or­si, в: R. Q. S., XIII (1898), p. 288. Eiusd. N. Bull. d’Arch. Crist. 1902: Quis­qui­lie Crist. di Li­co­dia Eubea, p. 193 ss. Eiusd. R. Q. S. a. XIX (1904), pp. 235—249. Eiusd. N. d. S. 1903, p. 435. Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 196. См. Can­niz­zo, To­pogr. arch. di Li­co­dia. Arch. stor. per la Sic. Orient., a. VI.
  • 26[4] Mel­fi di S. Gio­van­ni, Ri­cer­che s. ant. di Gul­fi. Cal­ta­gi­ro­ne 1889. Eiusd. Ap­pend. al­le Ric. etc. Cal­ta­gir. 1891, осо­бен­но pp. 20—24 (отно­си­тель­но Ac­ril­lae см. pp. 13—16). Eiusd., Alc. os­serr. al­le epigr. gul­fia­ne in­terpr. da E. Bel­la­bar­ba (A. S. S., XXVII). P. Or­si, Fram. epigr. Si­cel. in Riv. di Stor. Ant. 1900. Eiusd. в N. d. S., 1896; Fueh­rer e Schultze, S. G., p. 197.
  • с.38
  • 27[1] Le an­ti­chi­tà di Ac­re sco­per­te, descrit­te ed il­lustra­te. Mes­si­na, 1819, p. 75.
  • 28[2] Schub­ring, Ak­rae in Jahrb. f. Class. Phil., vol. IV; Or­si, R. Q. S. 1900, pp. 187—209. Fueh­rer Schultze, S. G., p. 133. В ката­ком­бах Акре два ограж­де­ния (Id., 264), как и в При­о­ло.
  • 29[3] Or­si в: By­zant. Zeitschr., 1898, pp. 624—631. Eiusd., N. d. S., 1899, p. 452 ss.
  • 30[4] Не опуб­ли­ко­ва­на. Нор­ман­ны постро­и­ли здесь вели­ко­леп­ную бази­ли­ку, от кото­рой теперь оста­лись толь­ко следы: сооб­ще­ние Орси.
  • 31[5] P. Or­si, N. d. S., 1906, p. 425—427. Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 97.
  • с.39
  • 32[1] Or­si, N. d. Sc., febb. 1899. Неко­то­рые архео­ло­ги­че­ские сведе­ния, тону­щие в нескон­чае­мой, неудо­бо­ва­ри­мой учё­но­сти, име­ют­ся в ста­рой кни­ге отца Фран­че­ско Де Мария: F. De Ma­ria, Ib­la re­di­vi­va. Cal­ta­gi­ro­ne, 1745.
  • 33[2] P. Or­si, Byz. Zeitschr., 1899, p. 613. Eiusd., Le ch. bi­zant. cit., 15—17, N. d. S., 1896, p. 88; N. d. S., 253.
  • 34[3] N. d. S., 1891, p. 354—355. Fueh­rer-Schultze, S. G., 198—201.
  • 35[4] P. Or­si, N. d. S., 1896, p. 88. Eiusd., Chie­se biz., loc. ult. cit. План и апсида «тре­угол­ки» недав­но вос­про­из­веде­ны C. Waern, Me­die­val Si­ci­ly, Ox­ford 1911, tav. 1.
  • с.40
  • 36[1] См. Or­si, Ch. biz. cit. Fueu­rer, Forsch. Sic. Sott., p. 10. Sciu­to Pat­ti, Su di un mon. trog­lod. a Ro­so­li­ne (Ann. d. Acc. d. Cat. a. II, 1880). Mal­te­se F., Me­mo­rie stor. dell’or. di Ro­so­li­ni, в: A. S. S. XXVII, p. 5 estr. Eiusd., Not. Sull’ere­mo di Cro­ce­san­ta. Ra­gu­sa 1901. Fueh­rer Schultze, S. G., p. 190. Mi­nar­do S., Coz­zo Cis­ter­na pres­so Ro­so­li­ni, в: Arch. stor. per la Si­ci­lia Orient., a. VI, pp. 106—128.
  • 37[2] Бога­тей­шую биб­лио­гра­фию о ca­va d’Is­pi­ca при­во­дит Pao­lo Re­vel­li (Mo­di­ca, Pa­ler. 1904), пер­вым дав­ший долине и её памят­ни­кам точ­ное науч­ное опи­са­ние. Поз­же появи­лась инте­рес­ная работа Prof. Salv. Mi­nar­do, Ca­va d’Is­pi­ca, Ra­gu­sa 1905, где в соот­вет­ст­вии с науч­ны­ми кри­те­ри­я­ми дано точ­ное опи­са­ние раз­лич­ных групп. Для допол­не­ния как этих, так и дру­гих дан­ных, содер­жа­щих­ся в Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 193 ss., весь­ма полез­ны мастер­ские отчё­ты П. Орси в N. d. S., 1902, p. 634 ss.; 1906, p. 431 ss.
  • 38[3] Or­si, N. d. S., 1906, p. 430.
  • 39[4] Jean-Pier­re Houël, Voya­ge pit­to­res­que de l’íle de Si­ci­le, vol. IV, p. 5.
  • с.41
  • 40[1] Они отме­че­ны G. Ita­lia Ni­castro, Ri­cer­che per la st. dei pop. Ac­ren­si, Co­mi­so 1873, p. 43, одна­ко, как пра­ви­ло, с оши­боч­ны­ми хро­но­ло­ги­че­ски­ми при­вяз­ка­ми, при­ня­ты­ми так­же Холь­мом. П. Орси крат­ко опи­сал и дати­ро­вал их в N. d. S., 1896, pp. 243—253.
  • 41[2] Тако­во, види­мо, визан­тий­ское назва­ние Рагу­зы: Ereu­sia, Reu­sia. См. So­la­ri­no, La Con­tea di Mo­di­ca, Ra­gu­sa 1884, p. 211.
  • 42[3] Or­si, N. d. S., 1899, p. 417. Sor­ti­no E., I Con­ti di Ra­gu­sa etc. Ra­gu­sa 1908, p. 45.
  • 43[4] Бут­ти­но и Тра­б­ак­ке были осве­ще­ны Fil. Pen­na­va­ria в A. S. S., XVI.
  • 44[5] Не пуб­ли­ко­ва­лись; сооб­ще­ние про­фес­со­ра Орси.
  • с.42
  • 45[1] См. B. Pa­ce, Ant. di tem­pi va­ri ri­con. nei dint. di Co­mi­so. Arch. stor. per la Sic. orien­ta­le, V, Cat. 1908. Eiusd. Ap­pun­ti arch. del­la val­le dell’Ip­pa­ris, ivi, a. VI, 1909. Ката­ком­бы Кава-Пор­ка­ра вме­сте с дру­ги­ми древ­но­стя­ми Коми­зо в ско­ром вре­ме­ни будут опи­са­ны про­фес­со­ром Орси. В Коми­зо была най­де­на инте­рес­ная печать с харак­тер­ной для пер­вых хри­сти­ан фра­зой: ΧΡΙϹΤΟϹ ΝΙΚΑ, о кото­рой см. Pa­ce, A. S. S., a. XXXIII.
  • 46[2] Бога­тей­шая биб­лио­гра­фия о Сан­та-Кро­че при­веде­на мной в Riv. di St. Ant., a. XII, p. 266 ss. (Pa­do­va 1908); здесь я ука­жу самые послед­ние работы: Or­si, Bi­zant. Zeitschrift., 1898, p. 2 ss. Eiusd. Contr. al­la Sic. Crist. в R. Q. S., a. XIX, p. 249 ss. Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 195.
  • 47[3] P. Or­si, Ca­ma­ri­na, в: Mon. Ant. d. Lin­cei, vol. IX, col. 59 estr.
  • с.43
  • 48[1] Or­si, Mon. ant. d. Linc., XVII, p. 741—743.
  • 49[2] Ami­co, Lex. To­pogr. s. v. Bu­te­ra.
  • 50[3] Or­si, в: N. d. S. 1907, p. 489, и By­zant. Zeitschrift. 1910, p. 70—90.
  • 51[4] См. N. d. S., 1879, p. 231.
  • 52[5] Sa­li­nas, A. S. S., VIII, 133 ss.
  • 53[6] Све­тиль­ни­ки в Музее Палер­мо.
  • 54[7] Sa­li­nas, в: A. S. S., VII, p. 122.
  • с.44
  • 55[1] См. Fueh­rer-Scnultze, S. G., 202 ss. Так­же Наро зани­ма­лись Ca­val­la­ri, Bull. d’Arch. Crist. 1875, p. 85 ss., и Ryo­lo, Disc. per la soc. st. ag­ri­gent. pas­sim. Бла­го­да­ря любез­но­сти проф. Сали­на­са я вос­про­из­во­жу здесь план одной из наи­бо­лее регу­ляр­ных сель­ских ката­комб Сици­лии (табл. IV)[9].
  • 56[2] О визан­тий­ском Агри­джен­то см. Schub­ring, Hist. To­pogr. f. Akr. Lü­bec 1870. Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 205 ss. Bon­fig­lio, в: N. d. S. 1900, p. 511 ss. Schultze, Die Kat. 291—293.
  • 57[3] В Рекаль­му­то были обна­ру­же­ны for­mae sul­phu­ris ag­ri­gen­ti­nae (C. I. L. X2 857 ss. Not. d. Sc., 1900, p. 659), свиде­тель­ст­ву­ю­щие об экс­плуа­та­ции сер­ных руд­ни­ков в импер­скую эпо­ху, веро­ят­но, без изме­не­ний про­дол­жав­шей­ся и в визан­тий­ский пери­од.
  • 58[4] См. Sa­li­nas, Se­lin. Crist. в: St. d’Arch. sul­la Sic., Pa­ler­mo 1884. Eiusd. A. S. S. n. s. a. I, p. 481. De Ros­si, Bull. d’Arch. Cr., se­rie III, a. VI, 1875, p. 174; Schub­ring, D. To­pogr. der Stadt Sel. Göttg. 1865, p. 34; Ca­val­la­ri, Bull. d. Comm. Arch. a. IV, pp. 16—17. Benndorf, Die Me­to­pen von Se­li­nunt. Ber­lin 1873, p. 9.
  • 59[5] См. Sa­li­nas, N. d. S. 1885, p. 294. Pel­leg­ri­ni A. в: Mis­cel­la­nea Sa­li­nas, Pa­ler­mo 1907.
  • с.45
  • 60[1] Sa­li­nas, Le col­la­ne bi­zan­ti­ne nel Mu­seo di Pa­ler­mo. Pa­ler­mo 1887.
  • 61[2] Sa­li­nas, N. d. S. 1893, pp. 338—342. Straz­zul­la, A. S. S., XXI, 169 ss.
  • 62[3] Fueh­rer-Schultze, S. G., 238 ss. Schub­ring, Mo­tye-Ly­li­bäum (Phi­lol. XXIV) p. 49 ss.
  • 63[4] Sa­li­nas в N. d. S., 1896. См. так­же крат­кую замет­ку баро­на G. Star­rab­ba в Giorn. di Sic., XXXIX, 226; Fueh­rer-Schultze, S. G., 236 ss. G. de Spu­ches di Ga­la­ti, Ope­re. Fi­ren­ze, Bar­be­ra, vol. IV, p. 291 ss. с таб­ли­цей.
  • с.46
  • 64[1] «Антич­но­му Панор­му» недо­ста­ёт подо­баю­ще­го изу­че­ния, кото­ро­го были бы достой­ны мно­го­чис­лен­ные рим­ские остат­ки, при­шед­шие, как в Палео­по­ле, так и в Неа­по­ле, извне и отно­ся­щи­е­ся по боль­шей части к рим­ской коло­нии. Такое иссле­до­ва­ние мог­ло бы начать­ся с резуль­та­тов, бле­стя­ще достиг­ну­тых Дж. М. Колом­бой в том, что каса­ет­ся древ­ней топо­гра­фии горо­да. О хри­сти­ан­ских древ­но­стях см. Di Gio­van­ni, Le an­ti­che crip­te e le ca­ta­com­be cris­tia­ne esis­ten­ti dentro la cit­tà e fuo­ri le mu­ra, в: La To­pogr. Ant. di Pal., Pa­ler­mo 1890, vol. II, pp. 183—269. Sa­li­nas, Su di un’ant. iscriz. crist. rin­ven. in Pa­ler­mo, в: Riv. Si­cu­la, Pal. 1869. Fueh­rer-Schultze, S. G., 220—235.
  • 65[2] Стек­лян­ный бокал в Музее Палер­мо.
  • 66[3] Све­тиль­ни­ки в Музее Палер­мо.
  • 67[4] См. Sa­li­nas, Ras­seg­na ar­cheo­lo­gi­ca, в: Ri­vis­ta Si­cu­la, Pa­ler­mo 1872. Вес­ной 1910 года Архео­ло­ги­че­ская дирек­ция Палер­мо иссле­до­ва­ла у желез­но­до­рож­ной стан­ции Сан­та-Фла­вия неболь­шую груп­пу с.47 захо­ро­не­ний позд­не­рим­ской эпо­хи, состо­я­щую из несколь­ких про­стых ям с неболь­шим накло­ном к стене и более мно­го­чис­лен­ных под­зем­ных келе­ек, выдолб­лен­ных в ска­ле, со сту­пен­ча­тым колод­цем вхо­да и погре­баль­ным ложем.
  • 68[1] Fueh­rer-Schultze, S. G., p. 218. См. так­же Houel, Voya­ge pit­to­res­que des is­les de Si­ci­le etc. Pa­ris, 1782, tav. XLVI; B. Ro­ma­no, Ant. Ter­mi­ta­ne. Pa­ler­mo, 1838, p. 74 ss.
  • 69[2] Cio­fa­lo, в: N. d. S., 1887, p. 428.
  • 70[3] См. Sal­vo di Piet­ra­gan­zi­li, Ce­falù. Pal. 1884.
  • 71[4] См. Tir­ri­to, Sul­la cit­tà e co­mar­ca di Castro­no­vo. Pa­ler­mo, 1873, pp. 30—31. Ca­val­la­ri, в: N. d. S., 1879, p. 235. C. I. L. X2, n. 7196; Straz­zul­la, A. S. S., XXI, 138.
  • 72[5] Это не зна­чит, что дан­ная часть ост­ро­ва была менее насе­лён­ной, чем осталь­ные; напро­тив, до нас дошли мно­го­чис­лен­ные визан­тий­ские назва­ния мест­но­стей. Но до сих пор на эту часть ост­ро­ва менее, чем на любую дру­гую, обра­ща­ют­ся архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния.
  • 73[6] Sa­li­nas, Bull. d’arch. crist., II, pp. 10—13. De Spu­ches, Bull. del­le comm. arch., 1864, p. 13. Пре­крас­ные визан­тий­ские золотые изде­лия, выве­зен­ные за гра­ни­цу, рас­смот­ре­ны Орси.
  • 74[7] Or­si, N. d. S., 1908, p. 495. Воз­мож­но, что к визан­тий­ским вре­ме­нам так­же вос­хо­дит церк­вуш­ка типа бази­ли­ки в рай­оне Импис­ки. Or­si, loc. cit.
  • 75[8] Or­si, loc. cit. Частич­но под­зем­ные соору­же­ния опи­са­ны в инте­рес­ном докла­де Ra­di­ce B., Il cas­tel­lo e l’Ab­ba­zia di Ma­nia­ce, в: A. S. S., 1907.
  • с.48
  • 76[1] См. Straz­zul­la, в: A. S. S., XXI, p. 106. Or­si, N. d. S., 1908, p. 494.
  • 77[2] Крат­кие дан­ные о них при­вёл Ama­ri, Mus. d. Sic., II, 86. См. так­же Or­si, Not. d. Sc., 1904.
  • 78[3] Отно­си­тель­но Ката­нии мож­но обра­тить­ся к пре­крас­ной рабо­те Holm, Das al­te Ka­ta­na. Lu­bec, 1879; отно­си­тель­но хри­сти­ан­ских древ­но­стей см., кро­ме Cor­pus Момм­зе­на (XI, 7112—7119) и Кай­бе­ля (523—566), Straz­zul­la, A. S. S., XXI, p. 140 ss.; 175 ss.; Or­si, N. d. S., 1893, p. 385 ss.; 1897, p. 239 s. Or­si, в: N. boll. d’arch. crist., 1902, p. 146 ss. Очень инте­рес­ные дан­ные о топо­гра­фии горо­да в VIII веке содер­жат­ся в Дея­ни­ях св. Льва. Гре­че­ский энко­мий катан­ско­го ано­ни­ма в кодек­сах Вати­кан­ском 866 и Мес­син­ском 60, f. 298, сооб­ща­ет, что Илио­дор был сожжён зажи­во в месте, назы­вае­мом Ахил­лео; латин­ское житие, издан­ное Гаэта­ни, и неиз­дан­ное ямби­че­ское житие Мес­син­ско­го кодек­са 42, f. 232, утвер­жда­ют, что это про­изо­шло воз­ле хра­ма, то есть Кафед­раль­но­го собо­ра (haud pro­cul ab eccle­siae val­vis; καῖ πύρ ἀνῆ­ψαν ῤάδων ἔν τῷ ναῷ θειῷ, при­веде­но Lan­cia, IΙ, 132). Об ахил­ле­ан­ских тер­мах гово­рит катан­ская над­пись музея Бис­ка­ри (Kai­bel, I. G. S. 455); таким обра­зом, у нас есть три цен­ных эле­мен­та топо­гра­фии древ­не­го горо­да: 1) что бани на Собор­ной пло­ща­ди в Ката­нии назва­лись Τέρ­μαι Αιχιλ­λιανάι и здесь был сожжён нек­ро­мант; 2) что во вре­ме­на Льва Кафед­раль­ный собор нахо­дил­ся близ­ко к тому месту, где нахо­дит­ся сего­дня; 3) что город, таким обра­зом, и в визан­тий­скую эпо­ху про­сти­рал­ся там же, где нахо­дил­ся в рим­ские вре­ме­на.
  • с.49
  • 79[1] Cur­cio, Cen­no sto­ri­co su Trio­ca­la. См. Ni­cot­ra, Diz. il­lustr. I, p. 820.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]«Четыр­на­дца­той про­вин­ци­ей счи­та­ет­ся Сици­лия, в этой про­вин­ции бога­тей­шие горо­да, сре­ди кото­рых вели­чай­шим явля­ют­ся Сира­ку­зы» (лат.).
  • [2]Под откры­тым небом (лат.).
  • [3]Памят­ник муче­ни­кам (лат.).
  • [4]Посох (ит.).
  • [5]Захо­ро­не­ния в полу; здесь for­ma — тру­ба, канал (лат.).
  • [6]Рав­ни­на меж­ду­ре­чья (лат.).
  • [7]Вер­ги­лий, Эне­ида, III, 701: Гелой­ские паш­ни.
  • [8]При­но­ся­щий пше­ни­цу, хле­бо­род­ный (греч.).
  • [9]В насто­я­щей пуб­ли­ка­ции повреж­де­на.
  • [10]Cic., In Ver­rem, II. 4, 106.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1532551007 1532551008 1532551009