с.136 Еще Веллей Патеркул (II. 36. 2) называл Саллюстия последователем Фукидида (aemulus Thucydidis), и их сравнение стало в научной литературе общим местом. Одной из точек соприкосновения можно считать отношение к религии, поскольку оба исходят из рационалистического объяснения событий; Саллюстий использует слово religio только для описания культа или суеверий и избегает упоминаний о знамениях, numina (Syme 1964. P. 247). Но при этом боги в его сочинениях всё же присутствуют куда больше, чем в труде его великого предшественника. Тема эта почти не привлекала внимания исследователей. Рассмотрим соответствующие примеры. Сразу оговоримся, что обращения к богам персонажей Саллюстия (Cat. 20. 10; 33. 1; 51. 10 + 21; 52. 28; Iug. 14. 21; 70. 5; 85. 48; Hist. II. 98. 3) нами здесь не рассматриваются, поскольку вряд ли всерьез выражают отношение к ним, так же как и в наше время не считаются как-то связанными с верой выражения вроде «слава богу» или «видит бог».
В самом начале «Заговора Катилины» (1. 2) Саллюстий пишет: «nostra omnis vis (i. e. virtus: McGushin 1977. P. 32) in animo et corpore sita est: animi imperio, corporis servitio magis utimur; alterum nobis cum dis, alterum cum beluis commune est» («Вся наша сила — в духе и теле: дух большей частью повелитель, тело — раб; первый у нас — общий с богами, второе — с животными»; здесь и далее пер. В. О. Горенштейна). Как видим, боги для него в данном случае отнюдь не отвлеченный образ, а нечто вполне конкретное, обладающее собственной природой.
О небожителях Саллюстий вспоминает и дальше, обличая пороки своих современников: «avaritia… superbiam, crudelitatem, deos neglegere, omnia venalia habere edocuit» («Алчность… научила людей быть гордыми, жестокими, продажными во всем и пренебрегать богами». — Cat. 10. 3). В том же Катон обвиняет заговорщика Лентула Суру: «verum parcite dignitati Lentuli, si ipse pudicitiae, si famae suae, si dis aut hominibus umquam ullis pepercit» («Что ж, снизойдите к высокому положению Лентула, с.137 если сам он когда-нибудь оберегал свою стыдливость, свое доброе имя, щадил кого-либо из богов или людей». — Cat. 52. 33), а Адгербал — Югурту, обращаясь к сенаторам: последний «уже не чтит ни вас, ни бессмертных богов и более всего хочет пролить мою кровь» («neque vos neque deos immortalis in animo habeat, sanguinem meum quam omnia malit». — Iug. 24. 2). Можно было бы считать это фигурой речи, где под богами подразумеваются просто стыд, честность, порядочность, но о предках Саллюстий говорит как о людях в высшей степени благочестивых («nostri maiores», «religiosissumi mortales»), украшавших святилища набожностью, дома свои — славой; побежденных они лишали одной только свободы совершать беззакония («verum illi delubra deorum pietate domos suas gloria decorabant neque victis quicquam praeter iniuriae licentiam eripiebant». — Cat. 12. 3—
Любопытно, что в «Истории» (I. 77. 20) Саллюстий не раз пишет о богах-пенатах, о которых ни словом не упоминает в «Заговоре Катилины» и «Югуртинской войне». Однако отнюдь не очевидно, что здесь может идти речь о каком-то религиозном чувстве. Луций Марций Филипп (I. 77. 20) говорит о предателях, готовых взяться за оружие и обратить его против богов-пенатов, которые, как и законы, не хотят видеть гражданином обвиняемого в мятеже Марка Эмилия Лепида (I. 77. 16). Гай Аврелий Котта отрицает воображаемое обвинение в том, будто он ни во что не ставит богов-пенатов, но благодарит за то, что их вернули ему сограждане (II. 47. 3—
Таким образом, хотя Саллюстий и не отрицает полезности благочестия, оно носит у него, так сказать, музеефицированный характер. В этом смысле весьма примечательно то, как он расценивает влияние религии на действия своих персонажей. В «Заговоре Катилины» (47. 2), вслед за Цицероном (Cat. III. 9), он сообщает, что Лентул Сура, по словам аллоброгских послов, заявлял, «будто по книгам Сивиллы царская власть в Риме была предсказана трем Корнелиям; Цинна и Сулла ею уже обладали, он — третий, кому суждено властвовать в Городе» («ex libris Sibyllinis regnum Romae tribus Comeliis portendi; Cinnam atque Sullam antea, se tertium esse, cui fatum foret urbis potiri»). Хотя прямо Саллюстий не утверждает, что это стало побудительным мотивом Лентула для участия в заговоре, такое понимание цитированного пассажа сомнений не вызывает. И словно эхом пророчества о трех Корнелиях звучит «некролог» Лентулу, когда сообщается о его казни: «Так этот патриций из прославленного Корнелиева рода, когда-то облеченный в Риме консульской властью, нашел конец, достойный его нравов и поступков» (55. 5). Для полноты картины следует добавить, что Саллюстий прямо не утверждает, будто упомянутое пророчество имело место на самом деле, — как и Цицерон, он вкладывает сообщение о нем в уста аллоброгских послов (весьма вероятно, что его измыслил сам Лентул, чтобы произвести впечатление на них: Дымская 2018. С. 33—
А вот не менее известный пример, на сей раз из «Югуртинской войны»: «Гаю Марию, по какому-то поводу приносившему в Утике умилостивительную жертву богам, гаруспик предсказал великое и чудесное будущее: поэтому пусть он совершает то, что задумал, полагаясь на богов, пусть возможно с.139 чаще испытывает судьбу, и все окончится благополучно (fretus dis ageret, fortunam quam saepissume experiretur; cuncta prospere eventura)» (63. 1). Прямым следствием этого оракула становится борьба Мария за консулат, приводящая его к ссоре с Метеллом, в которой он проявляет себя, с точки зрения Саллюстия, далеко не лучшим образом, слушая «двух наихудших советчиков (pessumis consultoribus) — неуемного желания и гнева (cupidine atque ira)». Марий не стесняется публично критиковать своего командующего и подговаривает интриговать против него слабоумного нумидийского принца Гауду, а ради популярности у воинов он ослабляет дисциплину (64—
В этом смысле примечательна дискуссия по поводу следующего пассажа. Во время подготовки экспедиции против Капсы Марий, «всё разведав и, думается мне, положившись на богов, ибо при таких трудностях предусмотреть всё даже его мудрость с.140 не могла… всё-таки, насколько возможно, готовится весьма предусмотрительно» («omnibus exploratis, credo dis fretus, nam contra tantas difficultates consilio satis providere non poterat. tamen pro rei copia satis providenter exornat». — Iug. 90. 1). Одни исследователи видят в словах о надежде на богов («credo dis fretus») иронию Саллюстия, другие ее отрицают (обзор мнений см.: Короленков 2008. С. 108—
В завершение можно указать на вполне благоприятный случай влияния религиозных воззрений на поведение людей в той же «Югуртинской войне» (75. 7—
Таким образом, Саллюстий относился к религии так же, как многие образованные римляне того времени: хотя бы на словах признавал необходимость почитания богов, не ставил под сомнение их существование, но ни в малейшей мере не считал возможным руководствоваться соображениями религиозного характера в серьезных делах — при этом, судя по всему, вполне допуская их полезность для простонародья.
Литература
Дымская Д. Д. Пророчество о трех Корнелиях // ВДИ. 2018. № 1. С. 28—
Короленков А. В. Образ Мария у Саллюстия // ВДИ. 2008. № 4. С. 94114.
Gilbert C. D. Marius and Fortuna // Classical Quarterly. N. S. 1973. Vol. 23. P. 104—
Grethlein J. The Unthucydidean Voice of Sallust // Transactions of the American Philological Association. 2006. Vol. 136, N 2. P. 299—
Koestermann E. Kommentar // Sallustius Crispus. Bellum Iugurthinum. Heidelberg, 1971. S. 23—
McGushin P. C. Sallustius Crispus. Bellum Catilinae. A Commentary. Leiden, 1977.
McGushin P. Sallust. The Histories. Oxford, 1992. Vol. 1.
Syme R. Sallust. Berkeley; Los Angeles; L., 1964.