Мифы народов мира

АКТЕО́Н (Ἀκταίων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Авто­нои (доче­ри фиван­ско­го царя Кад­ма) и Ари­стея, внук Апол­ло­на и Кире­ны. Страст­ный охот­ник, обу­чен­ный это­му искус­ству кен­тав­ром Хиро­ном, Акте­он был пре­вра­щён боги­ней Арте­ми­дой в оле­ня за то, что увидел её купаю­щей­ся [вари­ан­ты: за то, что пытал­ся совер­шить над ней наси­лие (Hyg. Fab. 180), похва­лял­ся сво­им охот­ни­чьим пре­вос­ход­ством (Eur. Bacch. 337—340)]; после это­го он стал добы­чей сво­их соб­ст­вен­ных собак (Apol­lod. III 4, 4; Hyg. Fab. 247). По одно­му из вари­ан­тов мифа, Акте­он пре­вра­щён Зев­сом в оле­ня в нака­за­ние за то, что он сва­тал­ся к Семе­ле.

А. А. Тахо-Годи

Сце­ны мифа нашли вопло­ще­ние в антич­ной пла­сти­ке (мето­пы хра­ма Геры в Сели­нун­те, релье­фы), вазо­пи­си, пом­пей­ских фрес­ках; в евро­пей­ском искус­стве — сна­ча­ла в книж­ной мини­а­тю­ре (иллю­ст­ра­ции к Овидию), затем в живо­пи­си (Л. Кра­нах, Х. Холь­бейн, Джор­джоне, Тици­ан, Я. Бас­са­но, Веро­не­зе, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Доме­ни­ки­но, Рем­брандт, Тье­по­ло, Т. Гейн­с­бо­ро, Э. Дела­круа и др.), в пла­сти­ке, в основ­ном в релье­фах (брон­зо­вые две­ри собо­ра свя­то­го Пет­ра в Риме, скуль­п­тор А. Фила­ре­те). В чис­ле ста­ту­ар­ных про­из­веде­ний — «Акте­он» И. П. Про­ко­фье­ва.

См. также:
АКТЕОН (Словарь античности)
АКТЕОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 56—57.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Актеона. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Диана и Актеон.
Эрколе Грациани (1688—1765).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА