Мифы народов мира

ДИОМЕ́Д (Διομή­δης), в гре­че­ской мифо­ло­гии:

1) царь Фра­кии, сын Аре­са, кор­мив­ший сво­их коней мясом захва­чен­ных чуже­зем­цев. Геракл одо­лел Дио­меда и бро­сил его на съе­де­ние коням-людо­едам, кото­рых потом при­вёл к царю Эври­сфею;

2) сын это­лий­ско­го царя Тидея и доче­ри Адрас­та Деи­пи­лы. Вме­сте с Адрас­том при­ни­ма­ет уча­стие в похо­де и разо­ре­нии Фив (Apol­lod. III 7, 2). Как один из жени­хов Еле­ны Дио­мед сра­жа­ет­ся впо­след­ст­вии под Тро­ей, воз­глав­ляя опол­че­ние на 80 кораб­лях. В доспе­хах, оза­рён­ных сия­ю­щим пла­ме­нем, он уби­ва­ет мно­же­ство тро­ян­цев и напа­да­ет на Энея, кото­ро­го спа­са­ет от гибе­ли Афро­ди­та. Тогда Дио­мед обру­ши­ва­ет­ся на боги­ню, ранит её и застав­ля­ет оста­вить поле боя. Поль­зу­ясь покро­ви­тель­ст­вом Афи­ны, Дио­мед выхо­дит в бой про­тив само­го бога Аре­са и тяже­ло его ранит (подви­гам Дио­меда отво­дит­ся почти вся V кни­га «Или­а­ды»). Вме­сте с Одис­се­ем Дио­мед отправ­ля­ет­ся на раз­вед­ку во вра­же­ский лагерь; по доро­ге они уби­ва­ют тро­ян­ско­го раз­вед­чи­ка Доло­на, а затем напа­да­ют на при­шед­ше­го на помощь тро­ян­цам фра­кий­ско­го царя Реса, уби­ва­ют его и мно­гих вои­нов его сви­ты и уво­дят с собой зна­ме­ни­тых коней Реса (Hom. Il. X 203—514). Дио­мед участ­ву­ет в погре­баль­ных играх в честь Патрок­ла; вме­сте с Одис­се­ем про­ни­ка­ет в оса­ждён­ную Трою и похи­ща­ет там ста­тую Афи­ны (Пал­ла­дий), обла­да­ние кото­рой пред­ве­ща­ет победу над тро­ян­ца­ми. С Одис­се­ем Дио­мед отправ­ля­ет­ся так­же на ост­ров Лем­нос за Фил­ок­те­том. Дио­мед дол­го слы­вёт (вме­сте с Несто­ром) одним из немно­гих ахей­ских геро­ев, бла­го­по­луч­но вер­нув­ших­ся домой из-под Трои (Apol­lod. epit. V 8; 13); позд­ние источ­ни­ки вво­дят вер­сию об измене жены Дио­меда Эги­а­лы, вслед­ст­вие чего Дио­мед вынуж­ден бежать из Аргоса и окон­чить свою жизнь в Ита­лии.

Хотя тра­ди­ция назы­ва­ет Дио­меда сыном Тидея — царя Это­лии, в «Илиа­де» он воз­глав­ля­ет опол­че­ние из Аргоса, Тирин­фа, Эпидав­ра и дру­гих горо­дов юго-восточ­ной Арго­лиды (II 559—568); по чис­лу кораб­лей вой­ско Дио­меда усту­па­ет лишь пол­кам Ага­мем­но­на и Несто­ра. В этом отра­жа­ет­ся вос­по­ми­на­ние не толь­ко о былом могу­ще­стве Аргоса, но и о зна­че­нии само­го Дио­меда как древ­ней­ше­го воен­но­го боже­ства арги­вян. Щит Дио­меда с куль­то­вым изо­бра­же­ни­ем Афи­ны нахо­дил­ся в её хра­ме в Арго­се. Дио­меду при­пи­сы­ва­лось осно­ва­ние хра­ма Афи­ны «Ост­ро­глядя­щей» (Paus. II 24, 2), нахо­див­шу­ю­ся здесь ста­тую Афи­ны отож­дествля­ли с похи­щен­ным ахей­ца­ми в Трое Пал­ла­ди­ем. Дио­мед счи­тал­ся осно­ва­те­лем хра­мов Афи­ны в горо­де Мето­на (Мес­се­ния) и горо­де Пра­сии (Атти­ка); в Сала­мине (Кипр) он почи­тал­ся вме­сте с Афи­ной. Эта древ­ней­шая связь Дио­меда с Афи­ной отра­зи­лась в мифах о посто­ян­ной помо­щи Афи­ны герою [в «Илиа­де»; в вари­ан­те мифа (Pind. Nem. X 7) Афи­на сде­ла­ла Дио­меда богом; по дру­гой вер­сии, Дио­мед был пере­не­сён вме­сте с Ахил­лом на ост­ро­ва бла­жен­ных]. Под­твер­жде­ни­ем «боже­ст­вен­но­го» про­ис­хож­де­ния Дио­меда явля­ет­ся то, что это един­ст­вен­ный герой «Или­а­ды», осме­ли­ваю­щий­ся всту­пать в сра­же­ния с бога­ми-олим­пий­ца­ми. Культ Дио­меда был зане­сён ахей­ски­ми коло­ни­ста­ми в Ита­лию (отсюда позд­няя вер­сия о его ски­та­ни­ях и смер­ти в Ита­лии).

В «Илиа­де» обра­ща­ет на себя вни­ма­ние явный парал­ле­лизм в опи­са­нии подви­гов Дио­меда и Ахил­ла (оба напа­да­ют на Гек­то­ра и на Энея, кото­ро­го от них спа­са­ют боги) и чув­ство сопер­ни­че­ства, испы­ты­вае­мое Дио­медом к Ахил­лу. Одна­ко труд­но ска­зать, вос­хо­дит ли этот парал­ле­лизм к древ­ней­шим сло­ям эпи­че­ско­го ска­за­ния или явля­ет­ся худо­же­ст­вен­ным при­ё­мом авто­ра «Или­а­ды».

В. Н. Ярхо

См. также:
ДИОМЕД (Словарь античности)
ДИОМЕД (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 379—380.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Луция Вера с идеализированным телом Диомеда (тип Кумы-Мюнхен).
Мрамор.
160—170 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Луция Вера с идеализированным телом Диомеда (тип Кумы-Мюнхен).
Мрамор.
160—170 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Диомеда.
Лунский мрамор. Римская копия греческого образца 420 г. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 34.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА