Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОМЕ́Д

Diomēdes, Διομή­δης,

1) сын Арея и Кире­ны, см. Her­cu­les, 9;

2) сын Тидея, один из эпи­го­нов (см. Ad­ras­tus). По окон­ча­нии похо­да епи­го­нов он в каче­стве аргос­ско­го царя и наслед­ни­ка деда сво­его Адрас­та при­ни­ма­ет уча­стие в тро­ян­ской войне в сопро­вож­де­нии сво­их вер­ных това­ри­щей Сфе­не­ла и Еври­а­ла (см. Ad­ras­tus). Hom. Il. 2, 559 слл. Под Тро­ей он во вре­мя отсут­ст­вия Ахил­лея, и в бит­ве и в сове­те самых храб­рый из всех; оду­шев­ля­ясь неукро­ти­мою муже­ст­вен­ною отва­гою, при помо­щи Афи­ны не стра­шит­ся даже всту­пать в бой с бога­ми. Il. 8, 66 слл. Дио­мед сме­лым напа­де­ни­ем на Гек­то­ра дает бит­ве бла­го­при­ят­ный обо­рот, и лишь мол­ния Зев­са, упав­шая перед его коня­ми, застав­ля­ет его подать­ся назад. Он пер­вый высту­па­ет охот­ни­ком на ноч­ную реко­гнос­ци­ров­ку, выхо­дит с Одис­се­ем из лаге­ря, уби­ва­ет тро­ян­ско­го лазут­чи­ка Доло­на и напа­да­ет на фра­кий­ско­го царя Реса в его лаге­ре. Il. 10, 220 слл. 470 слл. Ср. Il. 11, 310 слл. По ска­за­нию после­го­ме­ров­ско­му, он вме­сте с Одис­се­ем про­ник под­зем­ным ходом в тро­ян­ский кремль и, убив стра­жей, похи­тил кумир Пал­ла­ды — Пал­ла­дий (Verg. A. 2, 163), кото­рый затем или при­ве­зен был им в Аргос, или похи­щен у него Демо­фон­том при высад­ке его в Атти­ке. По взя­тии Трои он бла­го­по­луч­но воз­вра­тил­ся в Аргос. Od. 3, 180. О даль­ней­ших его судь­бах после­го­ме­ров­ское ска­за­ние рас­ска­зы­ва­ет раз­лич­ным обра­зом. Афро­ди­та гне­ва­лась на него за то, что он ранил ее под Тро­ей (Il. 5, 330. 410), и пото­му соблаз­ни­ла жену его Эги­а­лу или Эги­а­лею, дочь или внуч­ку Адрас­та, к пре­лю­бо­дей­ству с Гип­по­ли­том, или Коме­том, или Кил­ла­ба­ром. Поэто­му Дио­мед или доб­ро­воль­но, или же изгнан­ный пре­лю­бо­дей­кою, оста­вил свое цар­ство и отпра­вил­ся на роди­ну сво­его отца — в Это­лию, где жил еще дед его Ойней, кото­рый был изгнан из сво­его цар­ства бра­том сво­им Агри­ем. Дио­мед уби­ва­ет сына Агри­е­ва Епо­пея и воз­вра­ща­ет пре­стол сво­е­му деду, а по дру­го­му пре­да­нию, пере­да­ет пре­стол Анд­ре­мо­ну, см. Andrae­mon. (Неко­то­рые авто­ры отно­сят этот поход в Это­лию к про­ме­жут­ку вре­ме­ни меж­ду похо­дом епи­го­нов и тро­ян­скою вой­ною и рас­ска­зы­ва­ют, что Ойней с Дио­медом отпра­вил­ся в Аргос). На обрат­ном пути в Аргос корабль Дио­меда уно­сит­ся бурею и он при­бы­ва­ет в Ита­лию, в зем­лю дав­ни­ев. Здесь он пода­ет помощь Дав­ну (сыну Лика­о­на, бра­ту Япи­га и Пев­це­ция) в войне его про­тив жите­лей Мес­са­пии и в бла­го­дар­ность за это полу­ча­ет в супру­же­ство его дочь Евип­пу и гос­под­ство над Дав­ни­ей. С этою супру­гою он при­жи­ва­ет двух сыно­вей, Дио­меда и Амфи­но­ма. Уми­ра­ет он в Дав­нии или в Арго­се, куда воз­вра­тил­ся, или исче­за­ет на одном из назван­ных по его име­ни Дио­медо­вых ост­ро­вов в Адри­а­ти­че­ском море, где, по пре­да­нию, был его над­гроб­ный памят­ник. На восточ­ном бере­гу Ита­лии он, рас­ска­зы­ва­ют, постро­ил несколь­ко горо­дов и свя­ти­лищ, осо­бен­но в честь Афи­ны: Be­ne­ven­tum, Ar­gos Hip­pium (Ar­gy­ri­pa, Ar­pi), Brun­du­sium и др. Strab. 6, 284. Dio­me­dei cam­pi в Апу­лии были назва­ны по его име­ни. В Ита­лии ему покло­ня­лись как полу­бо­гу (ἥρως) во мно­гих горо­дах, в Арги­ри­пе, Мета­пон­те и т. д.; и в Гре­ции его почи­та­ли полу­бо­гом. В Арго­се в празд­ник Афи­ны его щит носил­ся вме­сте с Пал­ла­ди­ем в тор­же­ст­вен­ном шест­вии и изо­бра­же­ние его омы­ва­лось в реке Ина­хе. Вооб­ще, здесь он явля­ет­ся в тес­ной свя­зи с куль­том Афи­ны (она же его и воз­ве­ла в боги, Pind. Nem. 10, 7), и пото­му у Гоме­ра он постав­лен в более близ­кие отно­ше­ния к олим­пий­ским богам, чем кто-нибудь дру­гой из геро­ев. Ср. Il. 5;

3) латин­ский грам­ма­тик, см. Gram­ma­ti­ci, 6.

См. также:
ДИОМЕД (Мифы народов мира)
ДИОМЕД (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 407.
См. по теме: ДИАКТОР • ДИМАС • ДРИОП • КИДИППА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ахилл на Скиросе.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Диомед (?).
Бронза.
Конец III — нач. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Диомед с Палладием.
Двухслойный оникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (фронтальная панель саркофага).
Мрамор. II—III вв. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл одерживает победу над царем Диомедом (деталь рельефа «Подвиги Геракла» на фронтальной панели саркофага).
Мрамор. II—III в в. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА