Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОМЕ́Д

Diomēdes, Διομή­δης,

1) сын Арея и Кире­ны, см. Her­cu­les, 9;

2) сын Тидея, один из эпи­го­нов (см. Ad­ras­tus). По окон­ча­нии похо­да епи­го­нов он в каче­стве аргос­ско­го царя и наслед­ни­ка деда сво­его Адрас­та при­ни­ма­ет уча­стие в тро­ян­ской войне в сопро­вож­де­нии сво­их вер­ных това­ри­щей Сфе­не­ла и Еври­а­ла (см. Ad­ras­tus). Hom. Il. 2, 559 слл. Под Тро­ей он во вре­мя отсут­ст­вия Ахил­лея, и в бит­ве и в сове­те самых храб­рый из всех; оду­шев­ля­ясь неукро­ти­мою муже­ст­вен­ною отва­гою, при помо­щи Афи­ны не стра­шит­ся даже всту­пать в бой с бога­ми. Il. 8, 66 слл. Дио­мед сме­лым напа­де­ни­ем на Гек­то­ра дает бит­ве бла­го­при­ят­ный обо­рот, и лишь мол­ния Зев­са, упав­шая перед его коня­ми, застав­ля­ет его подать­ся назад. Он пер­вый высту­па­ет охот­ни­ком на ноч­ную реко­гнос­ци­ров­ку, выхо­дит с Одис­се­ем из лаге­ря, уби­ва­ет тро­ян­ско­го лазут­чи­ка Доло­на и напа­да­ет на фра­кий­ско­го царя Реса в его лаге­ре. Il. 10, 220 слл. 470 слл. Ср. Il. 11, 310 слл. По ска­за­нию после­го­ме­ров­ско­му, он вме­сте с Одис­се­ем про­ник под­зем­ным ходом в тро­ян­ский кремль и, убив стра­жей, похи­тил кумир Пал­ла­ды — Пал­ла­дий (Verg. A. 2, 163), кото­рый затем или при­ве­зен был им в Аргос, или похи­щен у него Демо­фон­том при высад­ке его в Атти­ке. По взя­тии Трои он бла­го­по­луч­но воз­вра­тил­ся в Аргос. Od. 3, 180. О даль­ней­ших его судь­бах после­го­ме­ров­ское ска­за­ние рас­ска­зы­ва­ет раз­лич­ным обра­зом. Афро­ди­та гне­ва­лась на него за то, что он ранил ее под Тро­ей (Il. 5, 330. 410), и пото­му соблаз­ни­ла жену его Эги­а­лу или Эги­а­лею, дочь или внуч­ку Адрас­та, к пре­лю­бо­дей­ству с Гип­по­ли­том, или Коме­том, или Кил­ла­ба­ром. Поэто­му Дио­мед или доб­ро­воль­но, или же изгнан­ный пре­лю­бо­дей­кою, оста­вил свое цар­ство и отпра­вил­ся на роди­ну сво­его отца — в Это­лию, где жил еще дед его Ойней, кото­рый был изгнан из сво­его цар­ства бра­том сво­им Агри­ем. Дио­мед уби­ва­ет сына Агри­е­ва Епо­пея и воз­вра­ща­ет пре­стол сво­е­му деду, а по дру­го­му пре­да­нию, пере­да­ет пре­стол Анд­ре­мо­ну, см. Andrae­mon. (Неко­то­рые авто­ры отно­сят этот поход в Это­лию к про­ме­жут­ку вре­ме­ни меж­ду похо­дом епи­го­нов и тро­ян­скою вой­ною и рас­ска­зы­ва­ют, что Ойней с Дио­медом отпра­вил­ся в Аргос). На обрат­ном пути в Аргос корабль Дио­меда уно­сит­ся бурею и он при­бы­ва­ет в Ита­лию, в зем­лю дав­ни­ев. Здесь он пода­ет помощь Дав­ну (сыну Лика­о­на, бра­ту Япи­га и Пев­це­ция) в войне его про­тив жите­лей Мес­са­пии и в бла­го­дар­ность за это полу­ча­ет в супру­же­ство его дочь Евип­пу и гос­под­ство над Дав­ни­ей. С этою супру­гою он при­жи­ва­ет двух сыно­вей, Дио­меда и Амфи­но­ма. Уми­ра­ет он в Дав­нии или в Арго­се, куда воз­вра­тил­ся, или исче­за­ет на одном из назван­ных по его име­ни Дио­медо­вых ост­ро­вов в Адри­а­ти­че­ском море, где, по пре­да­нию, был его над­гроб­ный памят­ник. На восточ­ном бере­гу Ита­лии он, рас­ска­зы­ва­ют, постро­ил несколь­ко горо­дов и свя­ти­лищ, осо­бен­но в честь Афи­ны: Be­ne­ven­tum, Ar­gos Hip­pium (Ar­gy­ri­pa, Ar­pi), Brun­du­sium и др. Strab. 6, 284. Dio­me­dei cam­pi в Апу­лии были назва­ны по его име­ни. В Ита­лии ему покло­ня­лись как полу­бо­гу (ἥρως) во мно­гих горо­дах, в Арги­ри­пе, Мета­пон­те и т. д.; и в Гре­ции его почи­та­ли полу­бо­гом. В Арго­се в празд­ник Афи­ны его щит носил­ся вме­сте с Пал­ла­ди­ем в тор­же­ст­вен­ном шест­вии и изо­бра­же­ние его омы­ва­лось в реке Ина­хе. Вооб­ще, здесь он явля­ет­ся в тес­ной свя­зи с куль­том Афи­ны (она же его и воз­ве­ла в боги, Pind. Nem. 10, 7), и пото­му у Гоме­ра он постав­лен в более близ­кие отно­ше­ния к олим­пий­ским богам, чем кто-нибудь дру­гой из геро­ев. Ср. Il. 5;

3) латин­ский грам­ма­тик, см. Gram­ma­ti­ci, 6.

См. также:
ДИОМЕД (Мифы народов мира)
ДИОМЕД (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 407.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диомед.
Мрамор. Римская копия аттического оригинала 450—430 гг. до н. э., предположительно, работы Кресила.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диомед.
Мрамор. Римская копия аттического оригинала 450—430 гг. до н. э., предположительно, работы Кресила.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Рельеф боковой панели саркофага с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор.
II в. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА