Мифы народов мира

ПОЛИНИ́К (Πο­λυνεί­κης), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын фиван­ско­го царя Эди­па и Иока­сты, брат Этео­к­ла и Анти­го­ны. По наи­бо­лее древ­ней вер­сии мифа, содер­жав­шей­ся в эпи­че­ской поэ­ме «Фива­ида», после само­раз­об­ла­че­ния Эди­па сыно­вья поте­ря­ли к нему ува­же­ние, и одна­жды Поли­ник подал отцу вино в золо­том куб­ке Лая, напом­нив­шем Эди­пу о совер­шён­ном им пре­ступ­ле­нии. В дру­гой раз бра­тья посла­ли Эди­пу не подо­баю­щую ему долю мяса (Schol. Soph. O. C. 1375). Еври­пид добав­ля­ет к это­му, что сыно­вья зато­чи­ли Эди­па в глу­бине двор­ца, чтобы заглу­шить в людях вос­по­ми­на­ние о сво­ём позор­ном рож­де­нии (Eur. Phoen. 63—66). Раз­гне­ван­ный Эдип два­жды про­клял сыно­вей, заве­щав им делить наслед­ство с мечом в руках, пока они не убьют друг дру­га (Ae­schyl. Sept. 785—790; Eur. Phoen. 66—68, 874—877; Soph. O. C. 789 след.). Поэто­му Поли­ник усло­вил­ся с Этео­к­лом, что они будут цар­ст­во­вать в Фивах пооче­рёд­но. Одна­ко Этеокл, высту­паю­щий чаще как стар­ший из двух, не усту­пил тро­на Поли­ни­ку, а изгнал его из Фив. По дру­гой вер­сии, Поли­ник был стар­шим и во вре­мя сво­его прав­ле­ния изгнал из Фив Эди­па (Soph. O. C. 1352—1359) или, во вся­ком слу­чае, не мешал его изгна­нию; затем сам Поли­ник был изгнан Этео­к­лом. В резуль­та­те Поли­ник нашёл при­бе­жи­ще в Арго­се у Адрас­та, бога­ты­ми подар­ка­ми при­влёк на свою сто­ро­ну его дочь, женил­ся на ней (по дру­гой вер­сии, Адраст сам выдал дочь замуж за Поли­ни­ка) и убедил тестя орга­ни­зо­вать поход про­тив Фив, чтобы вер­нуть утра­чен­ную цар­скую власть (Eur. Phoen. 69—80, 473—493; Apol­lod. III 6, 1—3; Hyg. Fab. 67) (см. Семе­ро про­тив Фив). Как ини­ци­а­тор захват­ни­че­ской вой­ны про­тив род­но­го горо­да Поли­ник изо­бра­жён Эсхи­лом (Sept. 580—586, 658—671) и Софо­к­лом (O. C. 1370—1392), и само его имя тол­ку­ет­ся как «ищу­щий бра­ни» (πο­λύ, «мно­го», νεῖ­κος, «враж­да», «брань»). Толь­ко Еври­пид в «Фини­ки­ян­ках» с извест­ным сочув­ст­ви­ем рису­ет Поли­ни­ка как жерт­ву неспра­вед­ли­во­сти, вынудив­шей его к при­ме­не­нию силы. В еди­но­бор­стве у стен оса­ждён­ных Фив поги­ба­ют оба бра­та (Ae­schyl. Sept. 792—802; Eur. Phoen. 1339—1424), но фиван­цам под стра­хом смерт­ной каз­ни запре­ща­ет­ся пре­да­вать тело Поли­ни­ка зем­ле. При­каз царя Кре­он­та реша­ет­ся нару­шить Анти­го­на, попла­тив­ша­я­ся за это соб­ст­вен­ной жиз­нью.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 322.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
Конец III — начало II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна со сценой битвы Этеокла и Полиника.
Терракота.
II в. до н. э.
Одесса, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Терракота. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Терракота. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Раскрашенная терракота.
1-я пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фронтальная панель аттического саркофага со сценой «Семеро отправляются из Аргоса на битву с Фивами».
Мрамор. II в. н. э. (эпоха Антонинов).
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА