Мифы народов мира

ДИДО́НА (Di­do), ЭЛИ́ССА, в рим­ской мифо­ло­гии цари­ца, осно­ва­тель­ни­ца Кар­фа­ге­на, дочь царя Тира, вдо­ва жре­ца Герак­ла Акер­ба­са или Сихея, кото­ро­го убил брат Дидо­ны Пиг­ма­ли­он, чтобы захва­тить его богат­ство. Бежав после смер­ти мужа со мно­ги­ми спут­ни­ка­ми и сокро­ви­ща­ми в Афри­ку, Дидо­на купи­ла у бер­бер­ско­го царя Ярба зем­лю. По усло­вию она мог­ла взять столь­ко зем­ли, сколь­ко покро­ет бычья шку­ра; раз­ре­зав шку­ру на тон­кие рем­ни, Дидо­на окру­жи­ла ими боль­шой уча­сток и осно­ва­ла на этой зем­ле цита­дель Кар­фа­ге­на Бир­су (греч. βύρσα, «шку­ра»). При её заклад­ке были най­де­ны голо­вы быка и коня, что пред­ве­ща­ло Кар­фа­ге­ну богат­ство и воен­ную мощь, усту­паю­щую, одна­ко, рим­ской (при заклад­ке хра­ма на Капи­то­лии в Риме была най­де­на чело­ве­че­ская голо­ва — знак гос­под­ства Рима над миром). По вер­сии Юсти­на (XVIII 4—7), вос­хо­дя­щей к более ран­ним гре­че­ским или фини­кий­ским источ­ни­кам, Дидо­на, пре­сле­ду­е­мая сва­тов­ст­вом Ярба, взо­шла на костёр, хра­ня вер­ность памя­ти мужа. Рим­ская тра­ди­ция свя­за­ла Дидо­ну с Эне­ем. Воз­мож­но, впер­вые эта связь была отра­же­на в поэ­ме Невия (3—2 вв. до н. э.) о Пуни­че­ской войне. Обра­ботал её Вер­ги­лий в чет­вёр­той кни­ге «Эне­иды»: когда кораб­ли Энея по пути из Трои при­бы­ли в Кар­фа­ген, она по воле Вене­ры ста­ла любов­ни­цей Энея. Одна­ко Юпи­тер послал к Энею Мер­ку­рия с при­ка­зом плыть в Ита­лию, где ему было пред­на­зна­че­но стать пред­ком осно­ва­те­лей Рима. Не пере­не­ся раз­лу­ки с Эне­ем, Дидо­на покон­чи­ла с собой, взой­дя на костёр и пред­ска­зав враж­ду Кар­фа­ге­на с Римом. Образ Дидо­ны, воз­мож­но, вос­хо­дит к фини­кий­ско­му боже­ству; кар­фа­ге­няне чти­ли её как боги­ню.

Е. М. Шта­ер­ман

В нач. 16 в., почти одно­вре­мен­но с пер­вы­ми пере­во­да­ми «Эне­иды» Вер­ги­лия, созда­ют­ся тра­гедии: «Дидо­на» Дж. Джи­раль­ди Чин­тио; «Дидо­на» Л. Доль­че; «Дидо­на, при­но­ся­щая себя в жерт­ву» Э. Жоде­ля и др.; сре­ди поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний: «Исто­рия цари­цы Дидо­ны» Г. Сак­са и др. Сре­ди дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний 17—18 вв.: «Дидо­на, при­но­ся­щая себя в жерт­ву» А. Арди; «Дидо­на» Ж. де Скюде­ри; «Поки­ну­тая Дидо­на» П. Мета­ста­зио; «Дидо­на» И. Э. Шле­ге­ля; «Дидо­на» Я. Б. Княж­ни­на и «Дидо­на» М. Н. Мура­вьё­ва.

Миф о Дидоне поль­зо­вал­ся осо­бой попу­ляр­но­стью в евро­пей­ском музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве начи­ная с сер. 17 в. (сре­ди пер­вых опер.: «Дидо­на» Ф. Кавал­ли; «Безум­ная Дидо­на» К. Пал­ла­ви­чи­но; «Дидо­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла; «Безум­ная Дидо­на» А. Скар­лат­ти и др.). К либ­рет­то П. Мета­ста­зио обра­ща­лись ком­по­зи­то­ры А. Скар­лат­ти (вто­рая опе­ра на этот сюжет), Н. Пор­по­ра, Г. Ф. Ген­дель, Н. Йом­мел­ли, Т. Тра­эт­та, Л. Керу­би­ни, Дж. Паи­зи­ел­ло, В. Фьо­ра­ван­ти.

До нас дошло немно­го про­из­веде­ний антич­но­го искус­ства, свя­зан­ных с мифом (фрес­ка в Пом­пе­ях, моза­и­ка из Гали­кар­на­са, ряд ста­ту­эток Дидо­ны, кон­чаю­щей с собой, и др.). Евро­пей­ское искус­ство обра­ща­ет­ся к мифу вна­ча­ле в иллю­ст­ра­ци­ях к поэ­ме Вер­ги­лия, начи­ная с 15 в. — в живо­пи­си. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным был сюжет «само­убий­ство Дидо­ны» (кар­ти­ны А. Ман­те­ньи, Анни­ба­ле Каррач­чи, Гвер­чи­но, Дж. Б. Тье­по­ло, П. П. Рубен­са, С. Бур­до­на, Ш. Леб­ре­на, А. Куа­пе­ля, Дж. Рей­нол­дса и др.), вопло­ща­лись так­же сце­ны пир­ше­ства Энея и Дидо­ны и их охоты (фрес­ки Я. Ами­го­ни и Дж. Б. Тье­по­ло, кар­ти­ны Г. Рени, И. Г. Тиш­бей­на и др.), сюжет «Дидо­на осно­вы­ва­ет Кар­фа­ген» (Дж. Б. Пит­то­ни и др.).

См. также:
ДИДОНА (Словарь античности)
ДИДОНА, ЭЛИССА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 377—378.
См. по теме: ЭГЕСТИС • ДУЕЛЛОНА • DIESPITER • ДИСКОРДИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель детского саркофага со сценами охоты (т. н. Саркофаг с мумией из Гроттароссы).
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Покинутая Дидона.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. Ок. 69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Покинутая Дидона.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
Четвертый стиль. Ок. 62—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Дидоны.
Жозеф Сталлаерт (1825—1903).
Холст, масло.
Ок. 1872 г.
Брюссель, Бельгийские королевские музеи изобразительных искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА