Аурей, золото Дата чеканки: 43—42 гг. до н. э. Монетный двор: Восток
АВЕРС:
Голова консула Луция Юния Брута, консула 509 г., вправо, непокрытая и бородатая; вокруг L BRVTVS PRIM COS (primus consul, первый консул), все внутри венка из дубовых листьев.
РЕВЕРС:
Голова Марка Юния Брута вправо, непокрытая, с бородкой; вверху M. BRVTVS IMP (imperator); внизу COSTA LEG. (legatus), все внутри венка из дубовых листьев.
Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC. Numismatica Ars Classica NAC AG, Auction 24, Lot 6 (5 Dec. 2009). Estimation: Price realized: 65000 CHF
Эта знаменитая семья имела патрицианское происхождение, но стала плебейской после того, как Луций Юний Брут изгнал последнего римского царя Тарквиния Гордого. Юнии носили следующие прозвища: Брут, Бубулк, Гракхан, Норбан, Пациек, Пенн, Пера, Пулл, Силан; самым распространённым и знаменитым было прозвище Брут, которое, как говорили, было дано убийце Тарквиния, потому что тот притворялся безумным или подобным животному. Этот Луций Юний Брут стал первым консулом Республики в 245 г. от основания Рима (509 г. до н. э.). Неясно, насколько обоснованы были притязания Юниев конца Республики на происхождение от этого персонажа. На монетах встречаются следующие имена: 1) Гай Юний, сын Гая; 2) Марк Юний Силан; 3) другой Марк Юний Силан; 4) Децим Юний Силан, сын Луция; 5) Децим Постумий Альбин, сын Брута; 6) Квинт Цепион Брут; 7) наконец, третий Марк Юний Силан.
MRR (Babelon), т. II, с. 112—113, к Junia 29—52 (1885 г.):
6. Квинт Цепион Брут
Эта знаменитая фигура — сын Марка Юния Брута и Сервилии, сестры Квинта Сервилия Цепиона. Он родился осенью 666 г. (85 г. до н. э.) и был усыновлен своим дядей Квинтом Сервилием Цепионом, и вследствие этого усыновления на монетах Брута мы видим памятные знаки рода Сервилиев. На тех экземплярах, которые он отчеканил в должности проконсула или императора, он носит имя просто Брута или Квинта Цепиона Брута.
В 705 г. (49 г. до н. э.), когда вспыхнула гражданская война между Цезарем и Помпеем, Брут, хоть и демократ, поддержал аристократическую партию; в следующем году он отличился при Диррахии в военных действиях против армии Цезаря; при Фарсале он был обязан своим спасением лишь великодушию победителя. Бежав в Лариссу, он решил покинуть партию Помпея и написал Цезарю с просьбой о прощении. Он был не только прощен, но и назначен в 708 г. (46 г. до н. э.) наместником Цизальпийской Галлии. Вернувшись в Рим в следующем году, он развелся со своей женой Клавдией, чтобы жениться на Порции, сестре Катона. В 710 г. (44 г. до н. э.) Брут был городским претором, и Цезарь обещал ему наместничество в Македонии; тем не менее, он вместе с Гаем Кассием вступил в заговор с целью убийства диктатора, и тот пал под кинжалами убийц 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.). Сенат простил убийц, но поведение Марка Антония показало Бруту, что будущий триумвир намерен мстить за диктатора. Брут уехал в Афины, чтобы занять должность наместника Македонии, и захватил провинцию с помощью серебра, которое передал ему квестор Марк Аппулей. Но с.113 через некоторое время сенат передал Македонию Марку Антонию, который отправил туда своего брата, Гая Антония, в должности претора, но с проконсульскими полномочиями; этот последний попал в плен к Бруту, который предал его смерти. С другой стороны, в августе 711 г. (43 г. до н. э.) Октавий добился от сената осуждения убийц Цезаря. Война стала неизбежной: Брут принял титул императора и объединился с Кассием в Сардах. Сражение состоялось сначала на море, и наконец, осенью 712 г. (42 г. до н. э.) при Филиппах, где Брут и Кассий были побеждены. Брут, отчаявшись, пронзил себя кинжалом.
Символы на монетах Брута напоминают, что тираноубийца считал себя освободителем римского народа. Иногда его имя не сопровождается никаким титулом, иногда он, как и Гай Кассий, носит титул проконсула; эти монеты чеканил в Македонии проквестор Луций Сестий. А иногда Брут носит титул императора; эти монеты чеканили его легаты на Востоке перед битвой при Филиппах: Публий Корнелий Лентул Спинтер, Гай Флавий Гемицилл, Педаний Коста, Луций Плеторий Цестиан, Марк Сервилий и Гай Сервилий Каска.
MRR (Babelon), т. II, с. 290, к Pedania (1885 г.):
CXXI. ПЕДАНИИ
Хотя семья Педаниев была не слишком знаменита, она всё же имела весьма древнее происхождение. Тит Ливий упоминает центуриона по имени Тит Педаний, проявившего отвагу во время II Пунической войны в 542 г. от основания Рима (212 г. до н. э.)1, однако этот персонаж — единственный, кто известен нам в республиканский период, вместе с Педанием Костой, который был подчинённым Квинта Цепиона Брута в Азии во время гражданской войны. Именно в качестве легата этот последний отчеканил две описанных ниже монеты, между 710 и 712 гг. (44—42 гг. до н. э.). Голова в лавровом венке, повёрнутая вправо, принадлежит, несомненно, богине Свободы, трофей на реверсе возвещает о триумфах Брута.
MRR (Babelon), т. II, с. 443, к Servilia (1885 г.):
CLIII. СЕРВИЛИИ
Род Сервилиев, происходящий из Альбы, пришел и поселился в Риме при Тулле Гостилии, который ввел его в ряды патрициев; также Сервилии фигурируют среди minores gentes1. Легенда, пересказываемая Плинием2, сообщает, что сначала Сервилии посвятили своим домашним ларам триент, который свято хранили в семье; и видели как с течением времени эта монета или увеличивалась или уменьшалась в объеме согласно тому, увеличивался или уменьшался род Сервилиев. В этом роду появлялись знаменитые имена в течение настолько долгого периода, как от Публия Сервилия Приска Структа, который был консулом вместе с Аппием Клавдием Сабином Регилленсием в 259 г. (495 г. до н. э.), году смерти Тарквиния Гордого до Квинта Сервилия Силана, который был консулом в 189 г. н. э. Вот в хронологическом порядке имена, появляющиеся на монетах: 1) Гай Сервилий, сын Марка, Авгур; 2) Гай Сервилий; 3) Квинт Сервилий Цепион; 4) Марк Сервилий, сын Гая; 5) Публий Сервилий Рулл; 6) Гай Сервилий, сын Гая; 7) Квинт Сервилий Цепион Брут; 8) Сервилий Каска Лонг; 9) Марк Сервилий. Боргези (Borghesi)3 в особенности занимался исследованием монет рода Сервилиев; несмотря на умелые исследования его и Моммзена4, еще остается множество темных пятен и некоторые из допущений сомнительны.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 477, прим. 1 (к №№ 57—58) (1910 г.):
Этот легат известен только по монетам. Когномен Коста носил род Педаниев, а также Постумиев. Эккель идентифицирует легата как Педания: Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. S. 269. Он служил под командованием Брута в гражданской войне, вероятно, в Греции. Это единственный член рода Педаниев, от которого до нас дошли монеты. На аверсе изображена голова Луция Юния Брута Древнего. Он был избран первым консулом после изгнания царей. Именно род Юниев в течение стольких веков защищал дело римской свободы. Дубовый венок — это гражданский венок (corona civica), который даровали тому, кто спас жизнь сограждан в битве или избавил государство от надвигающейся угрозы. После смерти Цезаря Брут, вероятно, тоже притязал на подобную почесть. На этой и следующих монетах данной серии он назван именем, полученным при рождении, Марк Юний Брут, вместо имени, данного при усыновлении, Квинт Цепион Брут. Он начал отращивать бороду в 49 г., когда началась гражданская война, в знак траура (Lucan. II. 372—376)1. Сходство техники изготовления этих ауреев и ауреев Юлия Цезаря, отчеканенных после битвы при Фарсале, уже отмечалось (см. выше, с. 469, 470).
1Лукан сообщает о том, что бороду начал отращивать Катон, а не Брут. — Прим. О. В. Любимовой.
CRR (Sydenham), с. 202, прим. к № 1293—1299 (1952 г.):
Монеты отчеканены по завершении войны Брута с фракийцами, с титулом «император».
RRC (Crawford), с. 741 (1974 г.):
Чеканка Брута включает также тип, который можно рассматривать как предательство идей Освободителей: портрет Брута; на одном выпуске его сопровождает только трофей (№ 507/1), но на двух других — почти иронически, — голова Луция Брута, основателя Республики (№ 506/1)10, и шапка вольноотпущенника (pileus) и кинжалы (№ 508/3) которые вместе с легендой EID. MAR. увековечивают убийство тирана Цезаря11.
10 Отметим дубовый венок, образующий границу на аверсе и на реверсе.
11 Упоминание об этом типе см.: Plut. Brut. 40; Dio XLVII. 25; ср. Furtwängler A. Die Antike Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Leipzig, 1900. Pl. 47, 37. Статья Г. Мэттингли бесполезна: Mattingly H. Eid Mar // Antiquité Classique. T. 17. 1948. P. 445—451.