Аурей, золото Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
8.03 г
диаметр:
22 мм
АВЕРС:
M. LEPIDVS III VIR R. P. C.(Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — обнаженная голова Лепида вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
L. REGVLVS IIII VIR A. P. F.(Lucius Regulus, quatuorvir auro publico feriundo) — весталка Эмилия, под покрывалом и в драпировке, стоит влево, держит ковш (simpulum) в правой руке и скипетр в левой. Кайма из точек.
Grueber BMCRR I Rome 4259 (Pl. LVII. 11) Crawford RRC 494/1 (Pl. LIII) (штемпелей аверса: 1, реверса: 1) Sydenham CRR 1105 (Pl. 28) (степень редкости: 9 — Exceedingly rare) Babelon MRR Livineia 7 / Aemilia 36 Cohen I 3 p. 33 (2000 Fr.) Sear RCTV (2000) I 1521 (VF $48000, EF $104000) Vagi 141 Bahrfeldt 47.4 (эта монета) Calicó 77 (эта монета) RIS 159 T. V. Buttrey, ANSNNM, The Triumviral Gold Portrait of the Quottuorviri Monetales in 42 BC, pl. 5, 47.4 (эта монета)
Сохранность: Good VF * Дата чеканки: 42 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 42 г. до н. э., Рим (CRR); ок. 39 г. до н. э., Рим (BMCRR); 43 г. до н. э. (Cohen); 42 г. до н. э. (RCTV). Монета высочайшей степени редкости; известно очень немного экземпляров, из которых лишь два в частных руках. Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. Ex Rollin & Feuardent 1887, Ponton d’ Amécourt, 36; Rollin & Feuardent 1896, Montagu, 50; J. Hirsch 1909, A.J. Evans, 8; Ars Classica 18, 1938, 28 and Glendinig 1956, Ryan, 1581 and NAC 27, 2004, 275 sales (sold for 95000 CHF, approx. $73518). From the Biaggi and William H. Williams collections. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 46 Lot 446 (2 Apr 2008 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Estimation: 70000 CHF ($68952). Price realized (do not include buyer’s fees): 130000 CHF ($128054 — 2 Apr 2008).
Одна из древнейших и известнейших патрицианских семей в Риме, семья Эмилиев, была сабинского происхождения; согласно одним источникам, она претендовала на происхождение от Мамерка, сына Пифагора, согласно другим — от сына Нумы. Мамерк получил имя Эмилия за свое убедительное красноречие, δἰ’ αἰμυλίαν λόγου1. Другая традиция считает предком Эмилиев Эмила, сына Аскания, от которого произошли Нумитор и Амулий — альбанский царь в эпоху становления Рима. Этот род особенно знаменит Павлами Эмилиями, Скаврами, Мамерками и Лепидами. Также Тацит пишет: род Эмилиев всегда изобиловал достойными гражданами2. Монетариев, чеканивших во времена Республики, много, и мало какие рода были для нумизматики столь же историчны и интересны.
MRR (Babelon), т. I, с. 125—126, 129, к Aemilia 20—39 (1885 г.):
6. М. ЭМИЛИЙ ЛЕПИД
Монетарий 694 (60 г. до н. э.)
Император и триумвир с 711 по 718 (43 по 36 г. до н. э.)
Марк Эмилий, сын Марка, внук Квинта, Лепид — самый знаменитый из всех членов рода Эмилиев: это триумвир, коллега Марка Антония и Октавия. Он исполнял обязанности монетария в 694 (60 г. до н. э.)1, но впервые упоминается у историков только в 702 г. (52 г. до н. э.), когда сенат после смерти Клодия избрал его интеррексом, чтобы он созвал комиции, которые должны были избирать консулов. Лепид был претором в 705 г. (49 г. до н. э.), когда разразилась гражданская война между Цезарем и Помпеем; был отправлен в Ближнюю Испанию в должности проконсула благосклонно расположенным к нему Цезарем, затем, после некоторых успехов вернулся в Рим, чтобы насладиться почестями триумфа. Он был коллегой Юлия Цезаря по консульству 708 г. (46 г. до н. э.), и когда последний был провозглашен диктатором в третий и последующие разы, Лепид стал начальником конницы (magister equitum). После смерти Цезаря в 710 г. (44 г. до н. э.) Лепид стал его преемником на посту верховного понтифика (pontifex maximus) и во время разразившихся после смерти Цезаря беспорядков старался сохранять нейтралитет до тех пор, пока события, последовавшие за осадой Мутины, не бросили его в объятия Марка Антония. После встречи в Бононии в 711 г. (43 г. до н. э.). Лепид стал триумвиром для восстановления государства (triumvir reipublicae constituendae) с Антонием и Октавием и при распределении провинций Республики получил со своей стороны часть Испании и Нарбоннскую Галлию. В следующем году, после раздела сфер влияния между Октавием и Антонием, Лепид лишился провинций, которые были ему определены, затем ему дали Африку, где он оставался до 718 г. (36 г. до н. э.). Он был включен в триумвират при его восстановлении, которое состоялось в предыдущем году (717) на новый пятилетний срок; но вскоре был вызван на Сицилию Октавием, который нуждался в его помощи в ведении войны с Секстом Помпеем, затем произошел разрыв между двумя командующими: войска Лепида оставили его и, наконец, Октавий, исключив его из триумвирата в 718 г. (36 г. до н. э.) сослал его под хорошей охраной в Цирцеи. Он прожил до 741 г. (13 г. до н. э.); Август стал его преемником в должности верховного понтифика. Монеты Марка Эмилия Лепида логически разделяются с.126 на две группы: те, на которых он назван монетарием, и те, на которых указано его имя и названы его титулы императора и триумвира для восстановления республики. (…)
с.129 2. Лепид, император и триумвир.
Монеты, которые мы здесь описываем, относятся к периоду между смертью Цезаря в иды марта 710 г. и первым распадом триумвирата Марка Антония, Октавия и Лепида в 712 г. (42 г. до н. э.). Их можно разделить на две группы: те, на которых Лепид изображен вместе с Марком Антонием, либо с Октавием без указания имени монетария, и те, на которых им Лепида сопровождается именами других магистратов, составивших коллегию монетариев 711 года (43 г. до н. э.). На первых имеются символы, напоминающие о сане верховного понтифика, который Лепид получил после смерти Цезаря. На вторых имеются имена только трех монетариев, хотя коллегия 711 года состояла из четырех членов. Это: Л. Ливиней Регул, Л. Муссидий Лонг и Г. Вибий Вар. У нас нет монет Лепида с именем П. Клодия. Монеты Лепида, выпущенные магистратами, которых мы назвали, золотые и очень редкие. Монет Лепида после 711 или начала 712 года, времени, когда он отправился в Африку вследствие разногласий, возникших между членами триумвирата, нет.
MRR (Babelon), т. II, с. 141—142, к Livineia 1—13 (1885 г.):
1. Л. Ливиней Регул.
Монетарий в 711—712 (43—42 г. до н. э.)
Это персонаж неизвестен истории; о нем можно сказать с уверенностью лишь то, что он был триумвиром по чеканке монеты с Луцием Муссидием Лонгом, Публием Клодием и Гаем Вибием Варом. Эта коллегия действовала в 711—712 г., а не в 716 г., как полагал Моммзен1. Монеты Луция Ливинея Регула, как и монеты его коллег, можно разделить на различные категории: 1) с изображением головы Юлия Цезаря, умершего в предыдущем году; 2) те, на которых изображена голова Марка Антония; 3) те, на которых изображена голова Октавиана; 4) те, на которых изображена голова Лепида; 5) и наконец те, на которых имеется особое изображение монетария, напоминающее о его роде. Голова, изображенная на монетах этого последнего выпуска (номера с 8 по 15) — это голова претора Луция Ливинея Регула, отца монетария. Этот портрет фигурирует на монетах как символ памяти рода, и мы видим аналогичные примеры у Гая Антия с.142 Рестиона, Марка Аррия Секунда, Гая Нумония Ваалы, Гая Целия Кальда и еще многих. Претор Луций Регул — это, вероятно, друг Цицерона, о котором мы только что говорили и который был офицером Юлия Цезаря во время Африканской войны в 708 г. (46 г. до н. э.)2.
Монета № 8 требует особого пояснения из-за своей легенды. Монетный магистрат, который на ней назван, — это Regulus filius, praefectus Urbis. Следовательно, когда он выпускал эту монету и последующие, он был префектом Рима; но на этих образцах он сначала назван quatuorvir auro publico feriundo. Отсюда можно сделать два следующих предположения: либо что это два разных человека, один из которых являлся монетным магистратом в 711—712 г. (43—42 гг. до н. э.), а другой выпускал монеты в качестве городского префекта, возможно, в 709 г. (45 г. до н. э.) с Мунацием Планком, в то время пока Цезарь участвовал в испанском походе и доверил городским префектам управление Римом3; либо что триумвир по чеканке монеты в 711 г. вскоре после истечения срока своих полномочий в 712 г. был повышен до префекта города и что он продолжал чеканить монеты в этом качестве. Мы предпочитаем последний вариант. Монеты, о которых идет речь, следовательно, были выпущены после тех, на которых этот монетарий назван кваттуорвиром; изображения на них демонстрируют либо его функции префекта города, отвечавшего за снабжение Рима (№ 13) либо такие символы этой должности, как курульное кресло (№№ 8, 9 и 10), либо, наконец, его игры и празднества, устроенные им во время исполнения своих обязанностей (№ 12); нам точно известно, что в 712 г. Октавиан устроил великолепные игры в честь Аполлона, на которых состоялись жестокие бои животных4.
MRR (Babelon), т. II, с. 141, к Livineia 1—19 (1885 г.):
Когномен Регул носили только люди с номеном Ливиней, являвшиеся ветвью рода Атилиев. Считается общепризнанным, что оба брата, Луций Регул и Марк Регул, которых Цицерон упоминает среди своих лучших друзей, принадлежали к роду Ливинеев1. Также нам известен Ливиней Регул, который был сенатором при Тиберии2. Двое членов рода Ливинеев чеканили монеты, их обоих звали Луций Ливиней Регул.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 578—580, прим. 2 (к №№ 4255—4276) (1910 г.):
Луций Ливиней Регул, как и его коллега Луций Муссидий Лонг, неизвестен нам из истории, и наши сведения о нем известны только из его монет, которые сообщают, что с.579 он был сыном Луция Ливинея Регула, претора, который вместе со своим братом Марком был другом Цицерона и, как представляется, служил у Цезаря в Африканской войне в 46 г. до н. э. (Hirtius, Bell. Afr. 989). Как уже было указано (см. выше, с. 573), Бабелон объединяет Публия Клодия, сына Марка, и Гая Вибия Вара с Муссидием и Ливинием как коллег при монетном дворе.
Монеты Ливинея поднимают вопрос, который помимо того, что является новым, еще и довольно труден для решения. По ним создается впечатление, что он чеканил монеты как кваттуорвир и как префект города. Этот вопрос рассматривал Бабелон (том II, с. 142), который пишет: «следует допустить одну из двух гипотез: либо монеты чеканились двумя разными людьми, одним в качестве монетария монетного двора в 43—42 г. до н. э., другим в качестве городского префекта, возможно, в 45 г. до н. э. с Мунацием Планком, которому Цезарь вместе с другими доверил управление Римом пока находился в Испании; либо этот монетарий после истечения срока своих полномочий был повышен до префекта города и продолжал чеканить монеты в этом качестве». Бабелон принимает последнюю гипотезу. Свидетельства кладов не допускают никакого интервала между этими двумя выпусками, т. е., тем, где он назван кваттуорвиром, и тем, где он назван префектом города. Таким образом, мы можем предложить третью гипотезу, которая заключается в том, что в течение года, когда он находился на должности монетария, Ливиней был повышен до ранга префекта города, специально для того, чтобы следить за поставками в Рим зерна и организовывать публичные игры. Изображения на монетах подтверждают последнее предположение, но не содержат каких-либо свидетельств того, что этот выпуск мог состояться уже в 45 г. до н. э. Если бы они были выпущены раньше, то на них, вероятно, как и на монетах Планка, было бы упоминание о самом Юлии Цезаре. Нечто похожее на случай Ливинея имело место в связи с монетариями Квинтом Воконием и Тиберием Семпронием Гракхом, которые были избранными квесторами, когда занимали должности при монетном дворе (см. ниже, стр. 591, 593). Моммзен (Hist. mon. rom., t. II, p. 146) полагал, исходя из свидетельств кладов из Санта Анны и Кордовы, что монеты, выпущенные Ливинеем как монетарием, были отчеканены в 43 г. до н. э., а выпущенные им как городским префектом — в 38 г. до н. э., он основывался на том, что оба эти клада были зарыты примерно в то же время, что и клады, обнаруженные в Сан Никкола ди Виллола и Колеччио, т. е. около 44 г. до н. э. (см. выше, стр. 501, 502). Однако классификация, предложенная графом де Салисом, переносит захоронение клада из Санта Анны на несколько более позднюю дату, так что мы не можем принять выводы, к которым пришел Моммзен. Кроме того, на монетах, выпускавшихся в 43 г. до н. э., еще не было портретов триумвиров (см. выше, с. 557).
Изображения на монетах Ливинея Регула, как и на монетах Муссидия Лонга, двух видов: одни связаны с триумвирами, Антонием, Октавием и Лепидом; другие касаются его самого или его семьи и современных событий. Монеты первого вида были выпущены Ливинеем в должности кваттуорвира монетного двора; остальные — в должности префекта города. Изображения на реверсах (I—III) монет, выпущенных в честь триумвиров, описывают происхождения их родов — предки Антония восходят к Антеону, сыну Геркулеса; предки Юлиев происходят от Венеры через Энея; предки рода Эмилиев — от весталки Эмилии. Изображение IV прославляет Октавия как полководца. Изображения на монетах второго вида указывают на избрание отца монетария претором и назначение его самого префектом города, обозначенное курульным креслом и фасциями; на снабжение города, вероятно, после соглашения между Октавием и Секстом Помпеем, обозначенное модием и колосьями пшеницы; и на организацию им публичных зрелищ, где сражаются дикие звери и быки, как изображено на типе VIII денария. Плиний (Hist. Nat., VIII. 45) рассказывает, что Цезарь, будучи диктатором, устраивал бои быков, на которых фессалийцы показали особые умения. Организация этих зрелищ была дело городских префектов. Вполне возможно, что вследствие мира с Секстом Помпеем публичные игры отмечались с еще большей с.580 пышностью в 39 г. до н. э. Дион Кассий (XLVIII. 34) сообщает, что в тот год Октавий устроил большой праздник и щедрое угощение жителей Рима на пиру за общественный счет. Это может относиться к публичным играм, с которыми связаны эти монеты. Кадуцей и оливковая ветвь на монетах с головой Юлия Цезаря, как модий и колосья пшеницы на других монетах могут также означать возрождение торговли в Италии после завершения войны в Сицилии.
Сначала перечислены золотые портреты триумвиров, затем золотые и серебряные изображения каждого монетария по очереди, выпуски, содержащие намеки на одного или более триумвиров, перечислены прежде выпусков, содержащих частные изображения.
О штемпелях реверсов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.
Эти четыре монетария иначе не известны; Л. Муссидий Лонг, вероятно, отец сенатора времен Августа (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливиней Регул, возможно, сын друга Цицерона Л. Ливинея Регула с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); последний, вероятно, был претором, упомянутым на №№ 26—31, или, возможно, префектом города, упомянутым на № 31; ни история этого периода, ни конституционная практика не позволяют считать, что сам монетарий был префектом города в 42 г. до н. э. или около этого времени (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. монету, подобную № 31, без явного и исключительного указания на монетария, отчеканившего ее: №№ 433/1—2; я не идентифицирую монетария и префекта 46 г.).
Золотые монеты с портретами триумвиров содержат как изображения, прославляющие основание триумвирата, так и изображения, соответствующие отдельным триумвирам: Л. Ливиней Регул изображает весталку Эмилию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. также № 419), Геркулеса, предка Антониев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; возможно, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несущего Анхиза; П. Клодий изображает фигуру, вероятно, являющуюся Фортуной (следует отметить связь Лепида с храмом Εὐτυχια на форуме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соединяющего атрибуты Солнца, Аполлона, Виктории и Счастья (felicitas) и опирающегося правой ногой на земной шар между орлом и щитом (библиографию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; вероятно, фигура каким-то неясным сегодня образом относится лично к Марку Антонию; вопреки мнению А. Альфёльди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигура не является Эоном, о котором см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Тевено (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не приводит свидетельств в пользу своего мнения, будто эта фигура — гений Лугдуна) и Венеру Прародительницу. Л. Муссидий Лонг изображает Марса как напоминание о планах триумвиров предпринять парфянскую войну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изобилия как символ Фортуны (нет особой связи между этим изображением и изображением Энея, отчеканенным Л. Ливинеем Регулом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 против Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изображает рукопожатие как символ согласия между триумвирами.
Марс вновь встречается на денариях П. Клодия, вместе с портретами Цезаря, М. Антония и Октавиана; с последним также соседствует изображение Благочестия на реверсе, явно указание на наследство Цезаря и долг Октавиана отомстить за него. Л. Ливиней Регул помещает на свои денарии портрет Цезаря между лавровой ветвью и кадуцеем с изображением быка на реверсе, возможно, напоминая благоприятное предзнаменование в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и портрет Октавиана с изображением Победы на реверсе (см. ILS. 108 о первой победе Октавиана при Мутине 14 апреля 43 г.). Г. Вибий Вар соединяет на своих денариях Фортуну, держащую Викторию, с портретами М. Антония и Октавиана и чеканит также ауреи с Аполлоном и Венерой, богами-покровителями Юлиев (см. № 320). Л. Муссидий Лонг соединяет портрет Цезаря с символами с.511 господства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изобилия на земном шаре с рулем (см. № 393), — с символами Счастья (felicitas, ср. алтарь рода Августа, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и понтификата; он также посвящает Виктории обе стороны еще одного выпуска денариев и намекает на согласие (concordia) между триумвирами, изображая на денариях рукопожатие вокруг кадуцея и храм Венеры Клоакины с Конкордией (о храме Венеры Клоакины см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свидетельство Плиния (NH. XV. 119) предполагает, что он тоже может быть символом гражданского мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о связанной с ним идее очищения см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соединение звезды, полумесяца и Солнца на той же группе денариев, возможно, предполагает веру в неизбежность нового века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солнце и Луна и родственные им божества Аполлон и Диана на ауреях и денариях П. Клодия, несомненно, навеяны той же идеей)2.
Остаются лишь ауреи и денарии Л. Ливинея Регула, прославляющие курульные должности двух его предков и намекающие на две области деятельности эдила (ср. выпуски, рассмотренные на с. 729) и ауреи и денарии Г. Вибия Вара с изображениями Ромы и Немезиды (о Роме ср. № 292/1, о Немезиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либера с его атрибутами, Геркулеса и Минервы; учитывая связь между Немезидой, Викторией и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изображающие Рому и Немезиду, вероятно, предвосхищают победу триумвиров, ср. связь Ромы с победой Суллы (№ 421 и с. 732). Геркулес, вероятно, — цезарианский тип; во всяком случае, его диадема похожа на пергамскую корону «Александра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минерва, возможно, — семейные типы Вибиев: Г. Вибий, сын Гая, Панса (№ 342) изображает Аполлона, Цереру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Панса (№ 449) — Либера, Цереру и Меркурия; Г. Вибий Вар — Либера и Минерву.
1Но следует также отметить связь зодиакального знака Тельца с Венерой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.
2Но следует также отметить связь Солнца, Луны и Виктории в надписи CIL. III. 14386d. Более старые точки зрения, а именно: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубедительны.
CRI (Sear), с. 78, к № 114 (1998 г.):
Самой примечательной особенностью коллегии монетариев 42 г. до н. э. стала регулярная чеканка золотых монет: впервые в истории римской чеканки такая задача была поручена монетариям. Источником золотых слитков для этой беспрецедентной чеканки стали проскрипции, а её цель состояла в том, чтобы оплатить огромные военные расходы в преддверии решающего столкновения с лидерами республиканцев, Брутом и Кассием, при Филиппах. Идентификация Луция Ливинея Регула, Публия Клодия, Луция Муссидия Лонга и Гая Вибия Вара как членов монетной коллегии в этот решающий год в истории Республики основана на работах Т. Баттри27. Эти монетарии чеканили не только ауреи, но и значительное количество денариев, и на некоторых из них изображён портрет покойного диктатора. Для этого типа Публий Клодий, сын Марка, о котором мы не знаем ничего определённого, использовал аверс, возвращающийся к реалистическому портретному стилю прижизненных монетных портретов Цезаря, в противовес идеализированным изображениям на денариях Фламиния, выпущенных в 43 г. до н. э. Параллельно чеканились выпуски с портретами двух триумвиров, Антония и Октавиана (см. № 148 и 155). Изображение Марса, бога войны, было вполне уместно в то время, когда приготовления к войне с республиканскими силами на Востоке шли полным ходом.
27Buttrey T. The Triumviral Portrait Gold of the Quattuorviri Monetales of 42 BC // ANSNNM. Vol. 137. 1956. P. 32—44.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2003 г.):
Этот экземпляр занимает место среди наиболее известных ауреев с портретом Лепида, обреченного члена Второго Триумвирата (43—36 г. до н. э.). Его могущественные коллеги, Марк Антоний и Октавиан рано продемонстрировали в своем пакте, что Лепид является второстепенным членом, и постоянно напоминали ему об этом в течение всех десяти лет, которые триумвират оставался в силе. С самого начала Лепиду была отведена вспомогательная роль: так как он был зятем Брута, его оставили в Италии, когда Антоний и Октавиан уехали, чтобы сразиться с Брутом и Кассием при Филиппах в конце 42 г. до н. э. Впоследствии Лепид был практически исключен из триумвирата, получив взамен этого собственную сферу влияния, суженную до Северной Африки. Несмотря на помощь, предложенную Октавиану в Перузийской войне (40—41 г. до н. э.) и в его кампании против Секста Помпея в 36 г. до н. э., Лепид не участвовал в разделе военной добычи. Во время последней кампании Лепид высадил в Сицилии 14 легионов, чтобы поддерживать с суши Октавиана, который на море сражался с Секстом Помпеем. Но прежде, чем Октавиану была обеспечена победа на море, Лепид потребовал, чтобы Сицилия была присоединена к его территориям в Северной Африке. Вместо того, чтобы выполнить требование, Октавиан бросил вызов Лепиду, легионы которого быстро перешли к Октавиану. Униженный триумвир был лишен всех своих полномочий, за исключением должности великого понтифика, которую сохранил до своей смерти в изгнании в 13 или 12 г. до н. э. Хотя Лепид и выпускал монеты как монетарий в 61 г. до н. э., его портрет впервые появляется на аурее, отчеканенном на галльском монетном дворе Антонием в 43 г. в ознаменование создания Второго Триумвирата. В следующем, 42 г., портрет Лепида во второй (и последний) раз появляется на аурее. В этом случае его ауреи чеканились в Риме монетариями Г. Вибием Варом, Л. Муссидием Лонгом, П. Клодием и Л. Ливинеем Регулом.
Этот выпуск Регула уникален среди четырех выпусков Лепида, из-за изображения портрета профилем вправо (тогда как на других ауреях этого выпуска его профиль повернут влево). Бюсты его коллег Антония и Октавиана всегда на этих выпусках повернуты вправо, и нет удовлетворительного объяснения такому несоответствию, кроме того, что, возможно, это уже указание на подчиненный статус Лепида. Изображение на реверсе в этом выпуске было значимо для Лепида, поскольку весталка Эмилия числилась среди легендарных предков их рода и поскольку он занимал должность великого понтифика и имел прямую власть над весталками.