Словарь античности

АДОНИС (от финик. adon — гос­по­дин), фини­кий­ско-сирий­ское боже­ство пло­до­ро­дия и рас­ти­тель­но­сти с цен­тром куль­та в г. Библ. В 6 в. до н. э. культ Адо­ни­са был зане­сен фини­кий­ски­ми тор­гов­ца­ми в иони­че­ские при­мор­ские горо­да, где он полу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние сре­ди жен­щин. Являв­ший­ся пер­во­на­чаль­но куль­том про­из­рас­та­ния (празд­ни­ки в честь Адо­ни­са — адо­нии — летом, сади­ки Адо­ни­са с быст­ро увядаю­щи­ми цве­та­ми), культ Адо­ни­са в соче­та­нии с боги­ней Афро­ди­той был обле­чен в исто­ри­ко-мифо­ло­ги­че­скую фор­му. Адо­нис пре­вра­тил­ся в воз­люб­лен­но­го Афро­ди­ты, уби­то­го на охо­те. Пер­во­на­чаль­ное под­разде­ле­ние года на два вре­мен­ных отрез­ка — зиму и лето — миф объ­яс­нял тем обсто­я­тель­ст­вом, что Пер­се­фо­на и, Афро­ди­та поде­ли­ли моло­до­го пре­крас­но­го бога меж­ду собой. Адо­ни­су было раз­ре­ше­но шесть меся­цев в году пре­бы­вать на зем­ле, а осталь­ное вре­мя он дол­жен был нахо­дить­ся в под­зем­ном цар­стве.

См. также:
АДОНИС (Мифы народов мира)
АДОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Афродита, предлагающая Адонису (?) гнездо с эротами.
Фреска из Помпей (Дом Корнелия Диадумена, VII, 12, 26).
45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
2. СКУЛЬПТУРА.
Адонис.
Джузеппе Торретто (1664—1743).
Мрамор. 1716—1717.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе.
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Раненый Адонис (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Афродита прибывает на место охоты (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Смерть Адониса (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА