Словарь античности

АМАЗОНКИ, в гре­че­ской мифо­ло­гии жен­щи­ны-вои­тель­ни­цы в Малой Азии. Ама­зон­ки тер­пе­ли муж­чин исклю­чи­тель­но ради про­дол­же­ния рода. Их ино­гда непра­виль­но име­но­ва­ли «без­грудые», т. к. они яко­бы для более удоб­ной стрель­бы из лука отни­ма­ли себе пра­вую грудь. Про­тив ама­зо­нок высту­пил Геракл, чтобы отнять вол­шеб­ный пояс Иппо­ли­ты (изо­бра­же­ние фраг­мен­та сра­же­ния на куб­ке Клео­фра­да в Пари­же). Тесей во вре­мя одно­го из похо­дов похи­тил их цари­цу Антио­пу (изо­бра­же­ние на амфо­ре Мизе­на в Лув­ре). Стре­мясь ото­мстить, ама­зон­ки вторг­лись в Атти­ку, но потер­пе­ли пора­же­ние у Афин. В Тро­ян­ской войне ама­зон­ки высту­па­ли на сто­роне тро­ян­цев. В одном из сра­же­ний их цари­ца Пен­те­си­лея была уби­та Ахил­лом (изо­бра­же­ние на куб­ке Пен­те­си­леи в Мюн­хене). Исто­ри­че­ская осно­ва мифа об ама­зон­ках — оче­вид­но, про­ти­во­бор­ство с пле­ме­на­ми, сто­я­щи­ми на более низ­кой сту­пе­ни мат­ри­ар­ха­та. Из скульп­тур­ных изо­бра­же­ний ама­зо­нок выде­ля­ют­ся «эфес­ские» ама­зон­ки, а так­же скульп­ту­ры ране­ных ама­зо­нок, отно­ся­щи­е­ся к послед­ней тре­ти 5 в. до н. э., выпол­нен­ные в кон­курс­ном состя­за­нии Поли­кле­том, Фиди­ем, Кре­си­ла­ем и Фрад­мо­ном для укра­ше­ния хра­ма Арте­ми­ды в Эфе­се. Из мно­го­чис­лен­ных дошед­ших до нас копий мож­но выде­лить три типа скульп­тур­ных изо­бра­же­ний ама­зо­нок, отно­ся­щих­ся к сле­дую­щим вая­те­лям: капи­то­лий­ский тип (Рим, Капи­то­лий­ский музей) — Поли­клет; мат­тей­ский (Рим, Вати­кан) — Фидий и ски­арр­ский (Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи) — Кре­си­лай. Изо­бра­же­ние ама­зо­нок часто вос­про­из­во­ди­лось в после­ан­тич­ном искус­стве, осо­бен­но в сти­ле барок­ко.

См. также:
АМАЗОНКИ (Мифы народов мира)
АМАЗОНКИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва грека и амазонки (сцена амазономахии).
Неоаттическая рельефная панель.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Грек, преследующий раненую амазонку со щитом (сцена амазономахии).
Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Саркофаг из Тарквиний.
Ок. 400—340 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (фронтальный вид).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Амазонка-всадница.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова амазонки.
Греческий мрамор. Римская копия греческого бронзового оригинала 440—430 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Садов Мецената.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой амазономахии (крышка не принадлежит саркофагу).
Мрамор.
Ок. 230—250 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 27, 28.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой амазономахии. Деталь: Ахилл и Пенфесилея.
Мрамор.
Ок. 230—250 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 28.
9. МОЗАИКА. Греция.
Амазонка.
Дом Орфея.
Конец II — начало III в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Саркофаг из Тарквиний.
Ок. 400—340 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА