Словарь античности

АМАЗОНКИ, в гре­че­ской мифо­ло­гии жен­щи­ны-вои­тель­ни­цы в Малой Азии. Ама­зон­ки тер­пе­ли муж­чин исклю­чи­тель­но ради про­дол­же­ния рода. Их ино­гда непра­виль­но име­но­ва­ли «без­грудые», т. к. они яко­бы для более удоб­ной стрель­бы из лука отни­ма­ли себе пра­вую грудь. Про­тив ама­зо­нок высту­пил Геракл, чтобы отнять вол­шеб­ный пояс Иппо­ли­ты (изо­бра­же­ние фраг­мен­та сра­же­ния на куб­ке Клео­фра­да в Пари­же). Тесей во вре­мя одно­го из похо­дов похи­тил их цари­цу Антио­пу (изо­бра­же­ние на амфо­ре Мизе­на в Лув­ре). Стре­мясь ото­мстить, ама­зон­ки вторг­лись в Атти­ку, но потер­пе­ли пора­же­ние у Афин. В Тро­ян­ской войне ама­зон­ки высту­па­ли на сто­роне тро­ян­цев. В одном из сра­же­ний их цари­ца Пен­те­си­лея была уби­та Ахил­лом (изо­бра­же­ние на куб­ке Пен­те­си­леи в Мюн­хене). Исто­ри­че­ская осно­ва мифа об ама­зон­ках — оче­вид­но, про­ти­во­бор­ство с пле­ме­на­ми, сто­я­щи­ми на более низ­кой сту­пе­ни мат­ри­ар­ха­та. Из скульп­тур­ных изо­бра­же­ний ама­зо­нок выде­ля­ют­ся «эфес­ские» ама­зон­ки, а так­же скульп­ту­ры ране­ных ама­зо­нок, отно­ся­щи­е­ся к послед­ней тре­ти 5 в. до н. э., выпол­нен­ные в кон­курс­ном состя­за­нии Поли­кле­том, Фиди­ем, Кре­си­ла­ем и Фрад­мо­ном для укра­ше­ния хра­ма Арте­ми­ды в Эфе­се. Из мно­го­чис­лен­ных дошед­ших до нас копий мож­но выде­лить три типа скульп­тур­ных изо­бра­же­ний ама­зо­нок, отно­ся­щих­ся к сле­дую­щим вая­те­лям: капи­то­лий­ский тип (Рим, Капи­то­лий­ский музей) — Поли­клет; мат­тей­ский (Рим, Вати­кан) — Фидий и ски­арр­ский (Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи) — Кре­си­лай. Изо­бра­же­ние ама­зо­нок часто вос­про­из­во­ди­лось в после­ан­тич­ном искус­стве, осо­бен­но в сти­ле барок­ко.

См. также:
АМАЗОНКИ (Мифы народов мира)
АМАЗОНКИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова амазонки.
Мрамор. Римская работа по греческим образцам 440—430 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Амазонка-всадница и варвар.
Пентелийский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. греческого образца второй половины II в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сцена амазономахии (грек убивает амазонку, стоящую на коленях).
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Саркофаг из Тарквиний.
Ок. 400—340 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (фронтальный вид).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (левая торцовая панель).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (тыльная сторона).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (рельеф тыльной стороны).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с амазонками (рельеф правой торцовой стороны).
Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА