Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМАЗО́НКИ

Ama­zo­nes, Ἀμα­ζόνες, ама­зон­ки, мифи­че­ский воин­ст­вен­ный народ жен­щин, жив­ший глав­ным обра­зом на реке Фер­мо­дон­те в Кап­па­до­кии в горо­де Фемис­ки­ре. Оттуда они буд­то бы при­шли в Ски­фию на бере­га Мео­ти­дско­го озе­ра и к реке Танаи­су (Hdt. 4, 110—117). По дру­го­му ска­за­нию, они от Мео­ти­дско­го озе­ра пере­се­ли­лись на Фер­мо­донт. В сво­ей зем­ле они не тер­пе­ли при­сут­ст­вия муж­чин; но для про­дол­же­ния сво­его пле­ме­ни всту­па­ли в сно­ше­ния со сво­и­ми соседя­ми, гар­га­ре­я­ми, жив­ши­ми у подош­вы Кав­ка­за. Маль­чи­ков они или уби­ва­ли, или отсы­ла­ли к отцам, а дево­чек вос­пи­ты­ва­ли, обу­чая воен­но­му искус­ству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжи­га­ли им пра­вую грудь, пото­му что она меша­ла в бит­ве; этим позд­ней­шее ска­за­ние объ­яс­ня­ет назва­ние ама­зо­нок ( и μα­ζός). Ама­зон­ки дела­ли дале­кие воен­ные похо­ды, из Ски­фии до Фра­кии, от Фер­мо­дон­та до Сирии и пере­д­них стран Малой Азии. Когда они напа­ли в Ликии на царя Иоба­та, Бел­ле­ро­фонт уни­что­жил их вой­ско (Il. 6, 186). Во Фри­гии про­тив них сра­жал­ся в моло­до­сти При­ам (Il. 3, 189), позд­нее же они яви­лись к нему на помощь про­тив гре­ков, с кото­ры­ми не раз сра­жа­лись. Гово­рят, буд­то они дохо­ди­ли даже до Афин, воюя с Тесе­ем, кото­рый ранее сра­жал­ся с ними на Фер­мо­дон­те и увел цари­цу их Антио­пу (или Гип­по­ли­ту). Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют ама­зо­нок за чисто мифи­че­ский народ, дру­гие же пред­по­ла­га­ют, что ска­за­ния об ама­зон­ках и их рас­про­стра­не­нии име­ли исто­ри­че­скую осно­ву в суще­ст­во­ва­нии у мно­гих древ­них наро­дов гос­под­ства жен­щин и жен­ской ари­сто­кра­тии, т. е. тако­го взгляда, по кото­ро­му родо­ви­тость пере­да­ет­ся через мате­рей, а не через отцов. Где суще­ст­во­ва­ли подоб­ные усло­вия, напр. у наро­дов, жив­ших в Ски­фии до Фер­мо­дон­та, в Ликии и др. стра­нах, там, по пре­да­нию, жили ама­зон­ки или туда пред­при­ни­ма­ли свои похо­ды. Затем, так как они покло­ня­лись глав­ным обра­зом Арею и Арте­ми­де Тав­ро­по­ле, то им при­пи­сы­ва­лось и осно­ва­ние тех горо­дов в Малой Азии, в кото­рых суще­ст­во­ва­ло слу­же­ние Арте­ми­де, напр. Эфе­са; на том же осно­ва­нии неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют ама­зо­нок хра­мо­вы­ми слу­жи­тель­ни­ца­ми Арте­ми­ды и жри­ца­ми боги­ни луны. Ска­за­ния о вой­нах ама­зо­нок с гре­ка­ми, осо­бен­но с Герак­лом и Тесе­ем, в пре­да­ни­ях о кото­рых выра­зи­лась идея рас­про­стра­не­ния гре­че­ской куль­ту­ры, кажет­ся, име­ют сво­им осно­ва­ни­ем враж­деб­ные столк­но­ве­ния гре­че­ских коло­ний у Пон­та Эвк­син­ско­го с вар­вар­ски­ми народ­но­стя­ми.

Пла­сти­че­ское искус­ство часто изо­бра­жа­ло ама­зо­нок (ста­туи Фидия, Поли­клей­та, Кре­си­ла) в виде силь­ных вои­тель­ниц, боль­шей частью на коне, воору­жен­ных секи­рой, копьем, щитом в фор­ме полу­ме­ся­ца, луком и кол­ча­ном, с поя­сом, защи­щаю­щим бед­ра, и мечом на при­вя­зи, наде­той через пле­чо.

См. также:
АМАЗОНКИ (Словарь античности)
АМАЗОНКИ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 73—74.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова амазонки.
Мрамор. Римская работа по греческим образцам 440—430 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненая амазонка.
Мрамор. С греческого оригинала V в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Большой зал.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Геракла с амазонками.
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой амазономахии. Деталь: Ахилл и Пенфесилея.
Мрамор.
Ок. 230—250 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 28.
6. МОЗАИКА. Греция.
Амазонка.
Дом Орфея.
Конец II — начало III в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва грека и амазонки (сцена амазономахии).
Неоаттическая рельефная панель.
Мрамор.
Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Битва греков с амазонками.
Саркофаг из Тарквиний.
Ок. 400—340 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Гидрия Гипсиса.
Три амазонки, готовящиеся к сражению.
Гидрия краснофигурная.
Позднее VI в. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Две женщины-гладиатора.
Мрамор. I—II в.
Ширина: 78 см, высота: 66 см.
Лондон, Британский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА