Словарь античности

АМФОРА (греч. сосуд с дву­мя руч­ка­ми), оваль­ный сосуд с дву­мя руч­ка­ми, сде­лан­ный обыч­но из гли­ны (с рос­пи­сью или без нее), а так­же из метал­ла (брон­за, сереб­ро, золо­то), дере­ва или стек­ла. Слу­жил для хра­не­ния мас­ла и вина; исполь­зо­вал­ся так­же как урна для захо­ро­не­ния или при голо­со­ва­нии. Наряду с оваль­ны­ми пана­фи­ней­ски­ми амфо­ра­ми заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния тон­ко­про­филь­ные нолан­ские амфо­ры, а так­же более гру­бые, высо­кие и узкие амфо­ры, исполь­зо­вав­ши­е­ся как транс­порт­ная тара. Объ­ем амфо­ры, при­ме­няв­шей­ся рим­ля­на­ми для изме­ре­ния жид­ко­стей, состав­лял 26,26 лит­ра.


Чер­но­фи­гур­ная дву­руч­ная амфо­ра. 6 в. до н. э.

См. также:
АМФОРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B дома под виллой Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Аллегория могущества любви.
Миниатюрная амфора. Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
Высота тулова (подлинная часть) 5,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. МОЗАИКА. Рим.
Любовная сцена.
Мозаика. Римская работа. II в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Два атлета с копьями.
Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка жертвенной процессии.
Амфора чернофигурная из Вульчи. Аттика.
Глина. VI в. до н. э.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА