Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́МФОРА

Amphŏra, сосуд с дву­мя руч­ка­ми (an­sae) — отсюда dio­ta (δίω­τος) (Hor. od. 1, 9, 8) — круг­лый, посе­редине выпук­лый, квер­ху сужи­ваю­щий­ся в гор­лыш­ко (col­lum), обык­но­вен­но гли­ня­ный, изготов­лен­ный на гон­чар­ном стан­ке (Hor. a. p. 21), реже из стек­ла или жел­то­го мра­мо­ра (оник­са), ино­гда с нос­ком (an­si­ter­na) для выли­ва­ния (Cat. r. r. 11, 3), ино­гда и с нож­кой вни­зу, а ино­гда с заост­рен­ным дном. Амфо­ры слу­жи­ли для хра­не­ния не толь­ко вина (Hom. Od. 9, 204), но так­же олив­ко­во­го мас­ла, меда и т. п., даже золота (Nep. Hann. 3). Пере­бро­див­шее в боч­ках вино раз­ли­ва­лось (dif­fun­di) в амфо­ры и ста­ви­лось до употреб­ле­ния в кла­до­вые (hor­reum или apo­the­ca); амфо­ры креп­ко заку­по­ри­ва­лись проб­ка­ми (cor­tex или su­ber, Hor. od. 3, 8, 9) или зали­ва­лись еще гип­сом, гли­ной, смо­лой. На самих сосудах или на осо­бых эти­ке­тах (tes­se­rae) озна­ча­лись год и сорт (no­ta) вина.

Амфо­ра была так­же круп­ной мерой (как преж­де quad­ran­tal) для жид­ких тел и дели­лась на 2 ur­nae, 8 con­gii, 48 sex­ta­rii, 576 cya­thi (см. табл. IX в При­ло­же­нии). Пере­вод на новые меры дает Becker, Gal­lus 3, 280 слл. [Ср. Велиш­ский. Быт гре­ков и рим­лян, стр. 397].


См. также:
АМФОРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 82.
См. по теме: ДОЛИЙ • КУПА • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Два атлета с копьями.
Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Гораций на вилле.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1877 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
5. КЕРАМИКА. Этрурия.
Процессия музыкантов, клоунов, жонглеров.
Чернофигурная амфора с росписью мастера группы Микали.
Глина. VI в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Гоплитодром.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из группы Боулас.
Глина. Конец V — начало IV вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА