Словарь античности

БАЗИЛИКА (греч. цар­ский дом). У рим­лян бази­ли­кой был тор­го­вый или судеб­ный зал. В Афи­нах назва­ние «бази­ли­ка» было при­сво­е­но месту заседа­ния пер­во­го архон­та — бази­лея. По сво­ей фор­ме бази­ли­ка — пря­мо­уголь­ное в плане зда­ние, бо́льшей частью со мно­ги­ми нефа­ми. Самой древ­ней рим­ской бази­ли­кой счи­та­ет­ся Пор­ци­е­ва бази­ли­ка, постро­ен­ная ок. 184 до н. э. Сре­ди дру­гих выдаю­щих­ся при­ме­ров бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры мож­но назвать Эми­ли­е­ву бази­ли­ку (179 до н. э.), Юли­е­ву бази­ли­ку (12 н. э.), Уль­пи­е­ву бази­ли­ку (113 н. э.) и Мак­сен­ци­е­ву бази­ли­ку (окон­че­на Кон­стан­ти­ном в 315 н. э.). Ран­не­хри­сти­ан­ская бази­ли­ка разде­ля­лась внут­ри 2 ряда­ми колонн на 3 нефа, из кото­рых глав­ный неф вклю­чал в себя апсиду. Внут­рен­ние поме­ще­ния бази­ли­ки осве­ща­лись через окон­ные отвер­стия над кры­ша­ми боко­вых нефов. Суще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные фор­мы бази­ли­ки, одной из них была кре­сто­об­раз­ная бази­ли­ка, обра­зо­ван­ная добав­ле­ни­ем попе­ре­ч­но­го нефа той же шири­ны и высоты, как и пер­вые. Наи­бо­лее ярким при­ме­ром сли­я­ния бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры с цен­траль­но-куполь­ной явля­ет­ся храм св. Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле.


Бази­ли­ка. Бази­ли­ка Мак­сен­ция.

См. также:
БАЗИЛИКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Цезарь.
Мрамор. Нео-аттическая работа.
1—14 гг. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
5. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Апсиды базилики Беллатора.
IV в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атрий с надписью в честь Плиния Младшего.

Милан, Базилика Святого Амвросия.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Базилика Свв. Гервасия, Протасия и Трифона.
Конец VI — начало VII вв.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия.
Вид со Священной дороги.
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18—16 гг. до н.э.
АВЕРС: S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — триумфальная арка с одним проходом, увенчанная бигой с запряженными слонами, обращенная вправо, в которой стоит Август, увенчиваемый Викторией; по бокам от арки базилика (Cohen, BMCRR, BMCRE: базилика; RIC: крытый портик).
2. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА