Словарь античности

БАЗИЛИКА (греч. цар­ский дом). У рим­лян бази­ли­кой был тор­го­вый или судеб­ный зал. В Афи­нах назва­ние «бази­ли­ка» было при­сво­е­но месту заседа­ния пер­во­го архон­та — бази­лея. По сво­ей фор­ме бази­ли­ка — пря­мо­уголь­ное в плане зда­ние, бо́льшей частью со мно­ги­ми нефа­ми. Самой древ­ней рим­ской бази­ли­кой счи­та­ет­ся Пор­ци­е­ва бази­ли­ка, постро­ен­ная ок. 184 до н. э. Сре­ди дру­гих выдаю­щих­ся при­ме­ров бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры мож­но назвать Эми­ли­е­ву бази­ли­ку (179 до н. э.), Юли­е­ву бази­ли­ку (12 н. э.), Уль­пи­е­ву бази­ли­ку (113 н. э.) и Мак­сен­ци­е­ву бази­ли­ку (окон­че­на Кон­стан­ти­ном в 315 н. э.). Ран­не­хри­сти­ан­ская бази­ли­ка разде­ля­лась внут­ри 2 ряда­ми колонн на 3 нефа, из кото­рых глав­ный неф вклю­чал в себя апсиду. Внут­рен­ние поме­ще­ния бази­ли­ки осве­ща­лись через окон­ные отвер­стия над кры­ша­ми боко­вых нефов. Суще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные фор­мы бази­ли­ки, одной из них была кре­сто­об­раз­ная бази­ли­ка, обра­зо­ван­ная добав­ле­ни­ем попе­ре­ч­но­го нефа той же шири­ны и высоты, как и пер­вые. Наи­бо­лее ярким при­ме­ром сли­я­ния бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры с цен­траль­но-куполь­ной явля­ет­ся храм св. Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле.


Бази­ли­ка. Бази­ли­ка Мак­сен­ция.

См. также:
БАЗИЛИКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
2. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Остатки базилики Святого Виталиса.
VI в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
3. МОЗАИКА. Северная Африка.
Мозаичный пол в купели базилики Святого Виталиса.
VI в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колонна Траяна.
113 г. н. э.
Лунский мрамор.
Рим, Форум Траяна.
6. НАДПИСИ. Рим.
Основание статуи Мания Поблиция Илара.
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
CIL VI 30973 b.
Рим, Капитолийские музеи, Антиквариум на Целийском холме.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Остатки храма Кастора (или Диоскуров) и Юлиевой базилики.
Вид со стороны Новой дороги.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Апсиды базилики Беллатора.
IV в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18—16 гг. до н.э.
АВЕРС: S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — триумфальная арка с одним проходом, увенчанная бигой с запряженными слонами, обращенная вправо, в которой стоит Август, увенчиваемый Викторией; по бокам от арки базилика (Cohen, BMCRR, BMCRE: базилика; RIC: крытый портик).
2. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА