Словарь античности

БАЗИЛИКА (греч. цар­ский дом). У рим­лян бази­ли­кой был тор­го­вый или судеб­ный зал. В Афи­нах назва­ние «бази­ли­ка» было при­сво­е­но месту заседа­ния пер­во­го архон­та — бази­лея. По сво­ей фор­ме бази­ли­ка — пря­мо­уголь­ное в плане зда­ние, бо́льшей частью со мно­ги­ми нефа­ми. Самой древ­ней рим­ской бази­ли­кой счи­та­ет­ся Пор­ци­е­ва бази­ли­ка, постро­ен­ная ок. 184 до н. э. Сре­ди дру­гих выдаю­щих­ся при­ме­ров бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры мож­но назвать Эми­ли­е­ву бази­ли­ку (179 до н. э.), Юли­е­ву бази­ли­ку (12 н. э.), Уль­пи­е­ву бази­ли­ку (113 н. э.) и Мак­сен­ци­е­ву бази­ли­ку (окон­че­на Кон­стан­ти­ном в 315 н. э.). Ран­не­хри­сти­ан­ская бази­ли­ка разде­ля­лась внут­ри 2 ряда­ми колонн на 3 нефа, из кото­рых глав­ный неф вклю­чал в себя апсиду. Внут­рен­ние поме­ще­ния бази­ли­ки осве­ща­лись через окон­ные отвер­стия над кры­ша­ми боко­вых нефов. Суще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные фор­мы бази­ли­ки, одной из них была кре­сто­об­раз­ная бази­ли­ка, обра­зо­ван­ная добав­ле­ни­ем попе­ре­ч­но­го нефа той же шири­ны и высоты, как и пер­вые. Наи­бо­лее ярким при­ме­ром сли­я­ния бази­ли­каль­ной архи­тек­ту­ры с цен­траль­но-куполь­ной явля­ет­ся храм св. Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле.


Бази­ли­ка. Бази­ли­ка Мак­сен­ция.

См. также:
БАЗИЛИКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Флавиев.
Базилика.
92 г. н. э.
Рим, Палатин.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Метопа с букранием с антаблемента Эмилиевой базилики.
Мрамор. 14 г. до н. э. — 4 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Саркофаг: начало III в. н. э. Крышка: середина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Цезарь.
Мрамор. Нео-аттическая работа.
1—14 гг. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Цезарь.
Мрамор.
Неоаттическая работа.
1—14 гг. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
9. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Апсиды базилики Беллатора.
IV в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атрий с надписью в честь Плиния Младшего.

Милан, Базилика Святого Амвросия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
2. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18—16 гг. до н.э.
АВЕРС: S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — триумфальная арка с одним проходом, увенчанная бигой с запряженными слонами, обращенная вправо, в которой стоит Август, увенчиваемый Викторией; по бокам от арки базилика (Cohen, BMCRR, BMCRE: базилика; RIC: крытый портик).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА