Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАЗИ́ЛИ́КА

Ba­silĭca, βα­σιλι­κή, бази­ли­ка (sc. do­mus или por­ti­cus), вели­ко­леп­ные зда­ния в Риме и в про­вин­ци­ях, назна­чав­ши­е­ся для судеб­ных заседа­ний и для тор­го­вых сде­лок, дума и бир­жа (Cic. Verr. 2, 5, 58. ad Att. 2, 14); ввер­ху шла кру­гом гале­рея для зри­те­лей, как это вид­но из остат­ков тако­го зда­ния в Вероне (ср. Ro­ma, 8). Пер­вая бази­ли­ка в Риме постро­е­на была Като­ном Цен­зо­ри­ем на фору­ме, рядом с Кури­ей, и назы­ва­лась Ba­si­li­ca Por­cia, как и дру­гие, выстро­ен­ные впо­след­ст­вии, назы­ва­лись по име­нам сво­их стро­и­те­лей. Бази­ли­ка состо­я­ла из сред­не­го кор­пу­са и двух боко­вых кор­пу­сов, отде­лен­ных от него рядом колонн (см. фиг. a. бази­ли­ка в Пом­пе­ях); неко­то­рые, напр. Ba­si­li­ca Julia и Ba­si­li­ca Ul­pia, име­ли пять таких кор­пу­сов, сле­до­ва­тель­но, четы­ре ряда колонн. На одном кон­це глав­но­го кор­пу­са нахо­ди­лось отде­ле­ние, отго­ро­жен­ное решет­кой, как алтарь в церк­ви; или выстро­е­на была осо­бая три­бу­на для судей и адво­ка­тов. Внут­ри были ввер­ху гале­реи для зри­те­лей. Vitr. 5, 1 (см. фиг. b. бази­ли­ка в Вероне). Со вре­ме­ни Кон­стан­ти­на Вели­ко­го мно­гие бази­ли­ки обра­ще­ны были в церк­ви и архи­тек­ту­ра их слу­жи­ла осно­ва­ни­ем и при заклад­ке хри­сти­ан­ских церк­вей. Назва­ние свое они полу­чи­ли от στοὰ βα­σιλέως или βα­σιλι­κή в Афи­нах, при­сут­ст­вен­но­го места архон­та βα­σιλεύς (см. At­ti­ca, 12). Ср. Zes­ter­mann. Die an­ti­ken und die christl. Ba­si­li­ken (1847).

См. также:
БАЗИЛИКА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 204—205.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Флавиев.
Базилика.
92 г. н. э.
Рим, Палатин.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Метопа с букранием с антаблемента Эмилиевой базилики.
Мрамор. 14 г. до н. э. — 4 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Ульпиева Базилика. Колонна Траяна.
107—112 гг. н. э.
Рим, Форум Траяна.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тита в доспехах.
Белый мрамор.
79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Саркофаг: начало III в. н. э. Крышка: середина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Цезарь.
Мрамор. Нео-аттическая работа.
1—14 гг. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
2. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18—16 гг. до н.э.
АВЕРС: S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — триумфальная арка с одним проходом, увенчанная бигой с запряженными слонами, обращенная вправо, в которой стоит Август, увенчиваемый Викторией; по бокам от арки базилика (Cohen, BMCRR, BMCRE: базилика; RIC: крытый портик).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА