Словарь античности

БИОГРАФИЯ (греч. bios; bio­gra­phia толь­ко с 6 в. н. э.; лат. vi­ta), жиз­не­опи­са­ние выдаю­щей­ся лич­но­сти. Био­гра­фи­че­ская лите­ра­ту­ра воз­ник­ла в Гре­ции в 5 в. до н. э., когда с ростом вли­я­ния отдель­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей стал про­яв­лять­ся обще­ст­вен­ный инте­рес к фак­там их жиз­ни. Решаю­щий тол­чок ее раз­ви­тию дала пери­па­те­ти­че­ская эти­ка. В эпо­ху элли­низ­ма появи­лись часто объ­еди­нен­ные в сбор­ни­ки жиз­не­опи­са­ния поли­ти­че­ских дея­те­лей, поэтов (осо­бен­но в алек­сан­дрий­ских изда­ни­ях клас­си­ков) и фило­со­фов. Их харак­те­ри­зо­ва­ло нали­чие боль­шо­го коли­че­ства фраг­мен­тов анек­до­ти­че­ско­го содер­жа­ния, а так­же стрем­ле­ние авто­ров выявить на осно­ве всей сово­куп­но­сти жиз­нен­ных кол­ли­зий опи­сы­вае­мо­го чело­ве­ка осо­бен­но­сти его харак­те­ра и эти­че­ские каче­ства (Ари­сток­сен). От этих сочи­не­ний сохра­ни­лись лишь скуд­ные отрыв­ки (глав­ным обра­зом в труде Дио­ге­на Лаэр­тия). Началь­ные кон­цеп­ции оста­ва­лись опре­де­ля­ю­щи­ми и для более позд­ней антич­ной био­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры. Плу­тарх впер­вые исполь­зо­вал новый метод харак­те­ри­сти­ки лич­но­сти, а имен­но метод сопо­став­ле­ния и срав­не­ния отдель­ных выдаю­щих­ся дея­те­лей Гре­ции и Рима. Рим­ское био­гра­фи­че­ское твор­че­ство коре­ни­лось в нацио­наль­ной среде и раз­ви­ва­лось, сле­дуя элли­ни­сти­че­ским тра­ди­ци­ям. В 1 в. н. э. суще­ст­во­ва­ли три фор­мы био­гра­фии: био­гра­фии отдель­ных лич­но­стей, часто с тен­ден­ци­я­ми к их вос­хва­ле­нию (напри­мер, «Агри­ко­ла» Таци­та); био­гра­фи­че­ские сбор­ни­ки, вытес­нив­шие начи­ная со 2 в. н. э. исто­рио­гра­фию (напри­мер, труды Све­то­ния, состав­ляв­шие осно­ву био­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры вплоть до сред­них веков, а так­же «Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae»); срав­ни­тель­ные био­гра­фии рим­лян и гре­ков (Варрон, Непот). В позд­не­рим­ские вре­ме­на из этой фор­мы раз­ви­лось состав­ле­ние спра­воч­ной лите­ра­ту­ры с ука­за­ни­ем био­гра­фии, дан­ных выдаю­щих­ся дея­те­лей (Иеро­ним). Хри­сти­ан­ская био­гра­фия, лите­ра­ту­ра воз­ник­ла на осно­ве двух пер­вых форм и зани­ма­лась опи­са­ни­ем жиз­ни свя­тых и муче­ни­ков.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: «ИДИЛЛИИ» • КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ • ДИАЛЕКТИКА • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Большой саркофаг Лудовизи.
Проконнесский мрамор.
Сер. III в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель).
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент саркофага с эпизодами жизни покойного.
Паросский мрамор. Середина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Прорисовка.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Правая боковая панель.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Левая боковая панель.
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель.
Мрамор.
170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА