Словарь античности

БИОГРАФИЯ (греч. bios; bio­gra­phia толь­ко с 6 в. н. э.; лат. vi­ta), жиз­не­опи­са­ние выдаю­щей­ся лич­но­сти. Био­гра­фи­че­ская лите­ра­ту­ра воз­ник­ла в Гре­ции в 5 в. до н. э., когда с ростом вли­я­ния отдель­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей стал про­яв­лять­ся обще­ст­вен­ный инте­рес к фак­там их жиз­ни. Решаю­щий тол­чок ее раз­ви­тию дала пери­па­те­ти­че­ская эти­ка. В эпо­ху элли­низ­ма появи­лись часто объ­еди­нен­ные в сбор­ни­ки жиз­не­опи­са­ния поли­ти­че­ских дея­те­лей, поэтов (осо­бен­но в алек­сан­дрий­ских изда­ни­ях клас­си­ков) и фило­со­фов. Их харак­те­ри­зо­ва­ло нали­чие боль­шо­го коли­че­ства фраг­мен­тов анек­до­ти­че­ско­го содер­жа­ния, а так­же стрем­ле­ние авто­ров выявить на осно­ве всей сово­куп­но­сти жиз­нен­ных кол­ли­зий опи­сы­ва­е­мо­го чело­ве­ка осо­бен­но­сти его харак­те­ра и эти­че­ские каче­ства (Ари­сток­сен). От этих сочи­не­ний сохра­ни­лись лишь скуд­ные отрыв­ки (глав­ным обра­зом в труде Дио­ге­на Лаэр­тия). Началь­ные кон­цеп­ции оста­ва­лись опре­де­ля­ю­щи­ми и для более позд­ней антич­ной био­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры. Плу­тарх впер­вые исполь­зо­вал новый метод харак­те­ри­сти­ки лич­но­сти, а имен­но метод сопо­став­ле­ния и срав­не­ния отдель­ных выдаю­щих­ся дея­те­лей Гре­ции и Рима. Рим­ское био­гра­фи­че­ское твор­че­ство коре­ни­лось в нацио­наль­ной среде и раз­ви­ва­лось, сле­дуя элли­ни­сти­че­ским тра­ди­ци­ям. В 1 в. н. э. суще­ст­во­ва­ли три фор­мы био­гра­фии: био­гра­фии отдель­ных лич­но­стей, часто с тен­ден­ци­я­ми к их вос­хва­ле­нию (напри­мер, «Агри­ко­ла» Таци­та); био­гра­фи­че­ские сбор­ни­ки, вытес­нив­шие начи­ная со 2 в. н. э. исто­рио­гра­фию (напри­мер, труды Све­то­ния, состав­ляв­шие осно­ву био­гра­фи­че­ской лите­ра­ту­ры вплоть до сред­них веков, а так­же «Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae»); срав­ни­тель­ные био­гра­фии рим­лян и гре­ков (Варрон, Непот). В позд­не­рим­ские вре­ме­на из этой фор­мы раз­ви­лось состав­ле­ние спра­воч­ной лите­ра­ту­ры с ука­за­ни­ем био­гра­фии, дан­ных выдаю­щих­ся дея­те­лей (Иеро­ним). Хри­сти­ан­ская био­гра­фия, лите­ра­ту­ра воз­ник­ла на осно­ве двух пер­вых форм и зани­ма­лась опи­са­ни­ем жиз­ни свя­тых и муче­ни­ков.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ЭПОД, ЕПОД • ЭННОДИЙ, ЕННОДИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Правая боковая панель с рельефом «Помощник жреца ведет жертвенного быка».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена pietas.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фронтальная панель со сценами бракосочетания.
Мрамор. Ок 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами (фронтальная панель).
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания.
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф, центральная сцена).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания — правая боковая панель со сценой охоты на кабана и оленя.
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА