Словарь античности

БОГ (греч. theos, лат. deus). В исто­рии антич­ной рели­гии нет досто­вер­ных сведе­ний о пред­де­и­сти­че­ской дина­ми­сти­че­ской ста­дии. Уже у Гоме­ра и Геси­о­да боже­ства пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­ны под опре­де­лен­ны­ми име­на­ми, обла­да­ют сво­им харак­те­ром и выпол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Гре­че­ское поня­тие о демоне поэто­му не свя­за­но с рели­ги­оз­ным ата­виз­мом, оно сфор­ми­ро­ва­лось в каче­ст­ве позд­ней фор­мы раз­ви­тия рели­гии. В отдель­ных груп­пах отме­ча­ет­ся еди­но­бо­жие (не толь­ко в иуда­из­ме и хри­сти­ан­ст­ве), но для антич­но­сти были харак­тер­ны поли и гено­те­изм, а так­же син­кре­тизм, поэто­му раз­лич­ные боги мог­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся, а их функ­ции и свя­ти­ли­ща — сме­ши­вать­ся. Позд­не­ан­тич­ное вос­при­я­тие в эпо­ху нео­пла­то­низ­ма раз­ви­ва­лось в сто­ро­ну пан­те­из­ма. В исто­рии рим­ской рели­гии пре­об­ла­дал духов­ный эле­мент, боги высту­па­ли преж­де все­го как носи­те­ли обра­зов и в мень­шей сте­пе­ни как суще­ства с соб­ст­вен­ной волей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 18 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова юноши, идентифицируемого как персонификация Чести (Honor).
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины.
Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).
Инв. № Com. 515.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Речное божество (деталь рельефа «Персонификации Ктесифона и Селевкии(?) с речным божеством».
Сцена из цикла «Персонификации городов Империи» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины. Деталь.
Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).
Инв. № Com. 515.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификации Ктесифона и Селевкии (?) с речным божеством.
Сцена из цикла «Персонификации городов Империи» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа с Асклепием и Гигиеей.
Мрамор. Римская копия эпохи Адриана с позднеэллинистического оригинала.
Инв. № 571.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 33.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка бога Лара.
Бронза. I в.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), I. 29b.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор. 150—175 гг. н. э.
Инв. № Гр-3087 (А184).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Зефир и Гиакинф.
Белофонная бобина. Аттика.
Мастер Пенфесилеи.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Диаметр ок. 12,5 см.
Inv. 28.167.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ΔXXI
3. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
4. Денарий, серебро
Александр Север
Рим, 222—228 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — Марс в шлеме стоит влево, в правой руке держит ветвь, левой опирается на воткнутое в землю копье.
5. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: Δ
В обрезе: XXI
6. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
7. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
8. Дидрахма, серебро
Селинунт, 460—440 гг. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΛΙΝΟΙΤΟΝ — обнаженный Геракл вправо, держит за рога быка, скачущего вправо, которого он оттесняет левым коленом, занеся свою дубину для удара.
РЕВЕРС: ΗΥΨΑΣ — обнаженный речной бог Гипсас, с коротким рогом, повернувшись влево, совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змея; он держит в левой руке лавровую ветвь; в поле справа цапля идет вправо, над ней лист селинона.
9. Сестерций, медь
Александр Север
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXANDER AVG. — голова Александра Севера в лавровом венке вправо, легкая драпировка на левом плече.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Сол стоит влево, протягивает правую руку и держит кнут в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, медь
Траян
Рим, 112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — речной бог лежит влево, облокотившись на утес под арочным сводом грота, поддерживаемым двумя колоннами и украшенным антефиксами по всей длине; в правой руке держит тростник.
В обрезе: AQVA TRAIANA, слева и справа от надписи: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА