Словарь античности

БОГ (греч. theos, лат. deus). В исто­рии антич­ной рели­гии нет досто­вер­ных сведе­ний о пред­де­и­сти­че­ской дина­ми­сти­че­ской ста­дии. Уже у Гоме­ра и Геси­о­да боже­ства пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­ны под опре­де­лен­ны­ми име­на­ми, обла­да­ют сво­им харак­те­ром и выпол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Гре­че­ское поня­тие о демоне поэто­му не свя­за­но с рели­ги­оз­ным ата­виз­мом, оно сфор­ми­ро­ва­лось в каче­стве позд­ней фор­мы раз­ви­тия рели­гии. В отдель­ных груп­пах отме­ча­ет­ся еди­но­бо­жие (не толь­ко в иуда­из­ме и хри­сти­ан­стве), но для антич­но­сти были харак­тер­ны поли и гено­те­изм, а так­же син­кре­тизм, поэто­му раз­лич­ные боги мог­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся, а их функ­ции и свя­ти­ли­ща — сме­ши­вать­ся. Позд­не­ан­тич­ное вос­при­я­тие в эпо­ху нео­пла­то­низ­ма раз­ви­ва­лось в сто­ро­ну пан­те­из­ма. В исто­рии рим­ской рели­гии пре­об­ла­дал духов­ный эле­мент, боги высту­па­ли преж­де все­го как носи­те­ли обра­зов и в мень­шей сте­пе­ни как суще­ства с соб­ст­вен­ной волей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 365 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона.
Мрамор.
Эпоха Августа.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона.
Мрамор.
Эпоха Августа.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Маска Пана.
Фреска в колумбарии Гая Скрибония Менофила.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Колумбарий Гая Скрибония Менофила.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Жертвоприношение Ифигении.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
8. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Алкестида и Адмет.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ?XXI
3. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: ?
В обрезе: XXI
5. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
6. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
7. Сестерций, медь
Александр Север
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXANDER AVG. — голова Александра Севера в лавровом венке вправо, легкая драпировка на левом плече.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Сол стоит влево, протягивает правую руку и держит кнут в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Дидрахма, серебро
Селинунт, 460—440 гг. до н.э.
АВЕРС: ?????????? — обнаженный Геракл вправо, держит за рога быка, скачущего вправо, которого он оттесняет левым коленом, занеся свою дубину для удара.
РЕВЕРС: ????? — обнаженный речной бог Гипсас, с коротким рогом, повернувшись влево, совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змея; он держит в левой руке лавровую ветвь; в поле справа цапля идет вправо, над ней лист селинона.
9. Денарий, серебро
Александр Север
Рим, 222—228 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — Марс в шлеме стоит влево, в правой руке держит ветвь, левой опирается на воткнутое в землю копье.
10. Сестерций, медь
Траян
Рим, 112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — речной бог лежит влево, облокотившись на утес под арочным сводом грота, поддерживаемым двумя колоннами и украшенным антефиксами по всей длине; в правой руке держит тростник.
В обрезе: AQVA TRAIANA, слева и справа от надписи: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА