Словарь античности

БОГ (греч. theos, лат. deus). В исто­рии антич­ной рели­гии нет досто­вер­ных сведе­ний о пред­де­и­сти­че­ской дина­ми­сти­че­ской ста­дии. Уже у Гоме­ра и Геси­о­да боже­ства пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­ны под опре­де­лен­ны­ми име­на­ми, обла­да­ют сво­им харак­те­ром и выпол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Гре­че­ское поня­тие о демоне поэто­му не свя­за­но с рели­ги­оз­ным ата­виз­мом, оно сфор­ми­ро­ва­лось в каче­стве позд­ней фор­мы раз­ви­тия рели­гии. В отдель­ных груп­пах отме­ча­ет­ся еди­но­бо­жие (не толь­ко в иуда­из­ме и хри­сти­ан­стве), но для антич­но­сти были харак­тер­ны поли и гено­те­изм, а так­же син­кре­тизм, поэто­му раз­лич­ные боги мог­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся, а их функ­ции и свя­ти­ли­ща — сме­ши­вать­ся. Позд­не­ан­тич­ное вос­при­я­тие в эпо­ху нео­пла­то­низ­ма раз­ви­ва­лось в сто­ро­ну пан­те­из­ма. В исто­рии рим­ской рели­гии пре­об­ла­дал духов­ный эле­мент, боги высту­па­ли преж­де все­го как носи­те­ли обра­зов и в мень­шей сте­пе­ни как суще­ства с соб­ст­вен­ной волей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Савроктон («Убивающий ящерицу»).
Мрамор.
Римская копия с бронзового оригинала ок. 350 г. до н. э. работы Праксителя.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 62.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Арес Боргезе».
Мрамор.
I—II вв. н. э. (?)
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов.
Барельеф с восточного фриза Парфенона.
Мрамор. 440 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Спор Аполлона и Геракла.
Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Греческое свадебное шествие.
Рисунок на вазе.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Лукреций Трион
Рим, 76 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Соля вправо, в лучистом венце. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полумесяц, окруженный семью звездами (созвездие Большой Медведицы, Septem Triones), над ним TRIO, под ним L. LVCRETI. Кайма из точек.
2. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
3. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ΔXXI
4. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AETERNITATI AVG. — Соль в лучистом венце стоит фронтально, повернув голову влево, правая рука поднята, в левой — шар.
5. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
6. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: Δ
В обрезе: XXI
7. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
8. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
9. Сестерций, медь
Север Александр
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXANDER AVG. — голова Александра Севера в лавровом венке вправо, легкая драпировка на левом плече.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Соль в лучистом венце стоит влево, протягивает правую руку и держит кнут в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Дидрахма, серебро
Селинунт, 460—440 гг. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΛΙΝΟΙΤΟΝ — обнаженный Геракл вправо, держит за рога быка, скачущего вправо, которого он оттесняет левым коленом, занеся свою дубину для удара.
РЕВЕРС: ΗΥΨΑΣ — обнаженный речной бог Гипсас, с коротким рогом, повернувшись влево, совершает возлияние из патеры на алтарь, вокруг которого обвивается змея; он держит в левой руке лавровую ветвь; в поле справа цапля идет вправо, над ней лист селинона.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА