Словарь античности

БРОНЗА. В 12—11 вв. до н. э. на сме­ну древним брон­зо­вым куль­ту­рам в эгей­ском и ита­лий­ском реги­о­нах при­шли куль­ту­ры желез­но­го века. Одна­ко брон­за, как и тех­но­ло­ги­че­ские при­е­мы ее обра­бот­ки (ков­ка, чекан­ка, гра­ви­ров­ка и пр.), нахо­ди­ла широ­кое при­ме­не­ние в изготов­ле­нии сосудов, утва­ри, сто­ло­вых при­бо­ров, укра­ше­ний, скульп­тур и релье­фов. В част­но­сти, в Гре­ции актив­но раз­ви­вал­ся при­ме­няв­ший­ся в 8 в. до н. э. для изготов­ле­ния мел­ких изде­лий из брон­зы метод сплош­ной отлив­ки. В 6 в. до н. э. в изготов­ле­нии боль­ших ста­туй встре­ча­ет­ся метод пусто­те­лой отлив­ки, изо­бре­те­ние кото­ро­го гре­ки (оши­боч­но) при­пи­сы­ва­ли литей­щи­кам Рой­ку и Фео­до­ру из Само­са. Для отлив­ки круп­ных брон­зо­вых изде­лий брон­зо-пла­виль­ная печь долж­на была вме­щать око­ло 300—500 кг руды и иметь высоту не менее 5—6 м, чтобы рас­плав­лен­ный металл еще до затвер­де­ния мог запол­нить все изги­бы фор­мы, вклю­чая и самые мель­чай­шие. Наи­бо­лее слож­ной явля­лась отлив­ка брон­зо­во­го изде­лия по частям, т. к. она тре­бо­ва­ла соблюде­ния стро­гой про­пор­ции каж­дый раз вновь сме­ши­ва­е­мой ших­ты, опре­де­ляв­шей сов­па­де­ние цве­то­вых оттен­ков буду­щих дета­лей. Добав­ле­ние мед­ных и оло­вян­ных (4—32 %) при­са­док, а так­же часто варьи­ро­вав­ших­ся при­са­док цин­ка, свин­ца и мышья­ка опре­де­ля­лось пред­на­зна­че­ни­ем изде­лия и его жела­е­мой окрас­кой; в част­но­сти, при изготов­ле­нии зер­кал основ­ной при­сад­кой явля­лось оло­во, для монет — сви­нец. Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спла­вы, поль­зо­вав­ши­е­ся высо­ким спро­сом, про­из­во­ди­лись в Корин­фе, Дело­се и Эгине. Осно­вы­ва­ясь на том, что в таких местах, как Олим­пия, Делос, Дель­фы, Коринф, Афи­ны и Родос, насчи­ты­ва­лось при­мер­но по 3000 брон­зо­вых ста­туй в каж­дом, путем неслож­но­го рас­че­та мож­но прий­ти к выво­ду, что в Гре­ции в пери­од ее рас­цве­та изготав­ли­ва­лось не менее одной боль­шой ста­туи еже­днев­но. Позд­нее, в эпо­ху элли­низ­ма, на этой осно­ве раз­ви­ва­лось изготов­ле­ние колос­саль­ных ста­туй. Дости­же­ния этрус­ков в обла­сти брон­зо­во­го литья были так­же весь­ма зна­чи­тель­ны (напри­мер, брон­зо­вая ста­туя рим­ско­го ора­то­ра Авла Метел­ла). Изде­лия этрус­ско­го брон­зо­во­го про­из­вод­ства дохо­ди­ли даже до Скан­ди­на­вии. Медь этрус­ки добы­ва­ли в место­рож­де­ни­ях око­ло г. Вола­тер­ра, оло­во импор­ти­ро­ва­ли из Испа­нии и Бри­та­нии; в каче­стве при­сад­ки широ­ко исполь­зо­ва­ли сви­нец. В Воль­си­ни­ях рим­ля­на­ми в 265 до н. э. были захва­че­ны в каче­стве тро­фе­ев око­ло 2000 брон­зо­вых ста­туй. Рим­ляне внес­ли в тех­ни­ку изготов­ле­ния брон­зо­вых изде­лий мало ново­го. Они в целом заим­ст­во­ва­ли извест­ные мето­ды и тех­но­ло­гии и суме­ли на этой базе зна­чи­тель­но рас­ши­рить ассор­ти­мент това­ров брон­зо­во­го ремес­ла (мебель­ная обшив­ка, укра­ше­ния для лоша­дей, деко­ра­тив­ные архи­тек­тур­ные эле­мен­ты, колос­саль­ные про­из­веде­ния скульп­ту­ры). Рим­ляне высо­ко цени­ли так­же тон­кие гре­че­ские работы из брон­зы в клас­си­че­ском сти­ле, в боль­ших коли­че­ствах при­во­зи­мые ими в Ита­лию в ходе воен­ных кам­па­ний. Из этих про­из­веде­ний сохра­ни­лись лишь немно­гие, бо́льшую часть работы позд­не­го пери­о­да и копии, т. к. язы­че­ские про­из­веде­ния в свя­зи с нехват­кой метал­ла были хри­сти­а­на­ми пере­плав­ле­ны. В послед­ние годы целый ряд цен­ных про­из­веде­ний искус­ства был обна­ру­жен в ходе под­вод­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Гла­за брон­зо­вых ста­туй часто изготав­ли­ва­лись из полу­дра­го­цен­ных кам­ней.


Пла­виль­ная печь для брон­зо­во­го литья, инстру­мен­ты, литей­щи­ки и дета­ли отли­вок
(рису­нок на куб­ке, ок. 480 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров • ЭРГАДЕИДА • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 483 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надпись на цоколе статуи Луция Корнелия Пузиона.
Бронза. 41—54 гг. н. э.
Инв. № 48135.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бородатый Вакх, называемый Индийским Вакхом.
Бронза.
Инв. № 5618.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза. 336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяный сатир.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Шар с верхушки ватиканского обелиска, в котором, как считали в Средневековье, содержался прах Юлия Цезаря.
Позолоченная бронза. 1-я пол. I в. н. э.
Инв. № MC 1066.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Средневековый зал.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза. 336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»). Деталь.
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин Великий.
Бронза. 336—337 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Геркулеса.
Позолоченная бронза. Кон. II в.
Инв. № 252.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 8.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»).
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 59 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучевой короне, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
2. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜ[ΠΕΙ]ΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
5. Сестерций или дупондий?, бронза
Гай Цезарь (Октавиан), триумвир
Италия, 38 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Октавиана с бородкой вправо, впереди звезда; сзади DIVI F вниз.
РЕВЕРС: Лавровый венок, внутри DIVOS IVLIVS в две строки.
6. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
7. AE, бронза
Деметрий I Сотер
Тир, 159—158 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — корма финикийской пентеконтеры; внизу — подпись монетного двора (ΤΥΡΙΩΝ), сверху — обозначение даты (ΔΝΡ).
В обрезе: надпись на финикийском языке (в латинской транслитерации — “LTsR”).
8. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
9. AE, бронза
Клавдий
Фессалоника, 53—54 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΑΝΝΙΚΟΣ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΟΝ — драпированный бюст Британника, с обнаженной головой, влево, в точке среза бюста — рог изобилия.
10. Квадранс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, впереди
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА