Словарь античности

БРОНЗА. В 12—11 вв. до н. э. на сме­ну древним брон­зо­вым куль­ту­рам в эгей­ском и ита­лий­ском реги­о­нах при­шли куль­ту­ры желез­но­го века. Одна­ко брон­за, как и тех­но­ло­ги­че­ские при­е­мы ее обра­бот­ки (ков­ка, чекан­ка, гра­ви­ров­ка и пр.), нахо­ди­ла широ­кое при­ме­не­ние в изготов­ле­нии сосудов, утва­ри, сто­ло­вых при­бо­ров, укра­ше­ний, скульп­тур и релье­фов. В част­но­сти, в Гре­ции актив­но раз­ви­вал­ся при­ме­няв­ший­ся в 8 в. до н. э. для изготов­ле­ния мел­ких изде­лий из брон­зы метод сплош­ной отлив­ки. В 6 в. до н. э. в изготов­ле­нии боль­ших ста­туй встре­ча­ет­ся метод пусто­те­лой отлив­ки, изо­бре­те­ние кото­ро­го гре­ки (оши­боч­но) при­пи­сы­ва­ли литей­щи­кам Рой­ку и Фео­до­ру из Само­са. Для отлив­ки круп­ных брон­зо­вых изде­лий брон­зо-пла­виль­ная печь долж­на была вме­щать око­ло 300—500 кг руды и иметь высоту не менее 5—6 м, чтобы рас­плав­лен­ный металл еще до затвер­де­ния мог запол­нить все изги­бы фор­мы, вклю­чая и самые мель­чай­шие. Наи­бо­лее слож­ной явля­лась отлив­ка брон­зо­во­го изде­лия по частям, т. к. она тре­бо­ва­ла соблюде­ния стро­гой про­пор­ции каж­дый раз вновь сме­ши­ва­е­мой ших­ты, опре­де­ляв­шей сов­па­де­ние цве­то­вых оттен­ков буду­щих дета­лей. Добав­ле­ние мед­ных и оло­вян­ных (4—32 %) при­са­док, а так­же часто варьи­ро­вав­ших­ся при­са­док цин­ка, свин­ца и мышья­ка опре­де­ля­лось пред­на­зна­че­ни­ем изде­лия и его жела­е­мой окрас­кой; в част­но­сти, при изготов­ле­нии зер­кал основ­ной при­сад­кой явля­лось оло­во, для монет — сви­нец. Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спла­вы, поль­зо­вав­ши­е­ся высо­ким спро­сом, про­из­во­ди­лись в Корин­фе, Дело­се и Эгине. Осно­вы­ва­ясь на том, что в таких местах, как Олим­пия, Делос, Дель­фы, Коринф, Афи­ны и Родос, насчи­ты­ва­лось при­мер­но по 3000 брон­зо­вых ста­туй в каж­дом, путем неслож­но­го рас­че­та мож­но прий­ти к выво­ду, что в Гре­ции в пери­од ее рас­цве­та изготав­ли­ва­лось не менее одной боль­шой ста­туи еже­днев­но. Позд­нее, в эпо­ху элли­низ­ма, на этой осно­ве раз­ви­ва­лось изготов­ле­ние колос­саль­ных ста­туй. Дости­же­ния этрус­ков в обла­сти брон­зо­во­го литья были так­же весь­ма зна­чи­тель­ны (напри­мер, брон­зо­вая ста­туя рим­ско­го ора­то­ра Авла Метел­ла). Изде­лия этрус­ско­го брон­зо­во­го про­из­вод­ства дохо­ди­ли даже до Скан­ди­на­вии. Медь этрус­ки добы­ва­ли в место­рож­де­ни­ях око­ло г. Вола­тер­ра, оло­во импор­ти­ро­ва­ли из Испа­нии и Бри­та­нии; в каче­стве при­сад­ки широ­ко исполь­зо­ва­ли сви­нец. В Воль­си­ни­ях рим­ля­на­ми в 265 до н. э. были захва­че­ны в каче­стве тро­фе­ев око­ло 2000 брон­зо­вых ста­туй. Рим­ляне внес­ли в тех­ни­ку изготов­ле­ния брон­зо­вых изде­лий мало ново­го. Они в целом заим­ст­во­ва­ли извест­ные мето­ды и тех­но­ло­гии и суме­ли на этой базе зна­чи­тель­но рас­ши­рить ассор­ти­мент това­ров брон­зо­во­го ремес­ла (мебель­ная обшив­ка, укра­ше­ния для лоша­дей, деко­ра­тив­ные архи­тек­тур­ные эле­мен­ты, колос­саль­ные про­из­веде­ния скульп­ту­ры). Рим­ляне высо­ко цени­ли так­же тон­кие гре­че­ские работы из брон­зы в клас­си­че­ском сти­ле, в боль­ших коли­че­ствах при­во­зи­мые ими в Ита­лию в ходе воен­ных кам­па­ний. Из этих про­из­веде­ний сохра­ни­лись лишь немно­гие, бо́льшую часть работы позд­не­го пери­о­да и копии, т. к. язы­че­ские про­из­веде­ния в свя­зи с нехват­кой метал­ла были хри­сти­а­на­ми пере­плав­ле­ны. В послед­ние годы целый ряд цен­ных про­из­веде­ний искус­ства был обна­ру­жен в ходе под­вод­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Гла­за брон­зо­вых ста­туй часто изготав­ли­ва­лись из полу­дра­го­цен­ных кам­ней.


Пла­виль­ная печь для брон­зо­во­го литья, инстру­мен­ты, литей­щи­ки и дета­ли отли­вок
(рису­нок на куб­ке, ок. 480 до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРГАДЕИДА • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРГАСТУЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 474 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»).
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»). Деталь.
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»). Деталь.
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»).
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»). Деталь.
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антония Младшая.
Бронза. 37—41 гг. н. э.
Инв. № 5599.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Лошадь с маленьким наездником («Наездник из Артемисия»). Деталь.
Бронза. Ок. 140 г. н. э.
Инв. № X. 15177.
Афины, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антония Младшая.
Бронза. 37—41 гг. н. э.
Инв. № 5599.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антония Младшая.
Бронза. 37—41 гг. н. э.
Инв. № 5599.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс юноши.

Тбилиси, Национальный музей Грузии.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 57 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜ[ΠΕΙ]ΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
4. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
5. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
6. AE, бронза
Деметрий I Сотер
Тир, 159—158 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — корма финикийской пентеконтеры; внизу — подпись монетного двора (ΤΥΡΙΩΝ), сверху — обозначение даты (ΔΝΡ).
В обрезе: надпись на финикийском языке (в латинской транслитерации — “LTsR”).
7. Квадранс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, впереди
8. AE, бронза
Клавдий
Фессалоника, 53—54 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΑΝΝΙΚΟΣ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΟΝ — драпированный бюст Британника, с обнаженной головой, влево, в точке среза бюста — рог изобилия.
9. Квадранс, медь
Гай Сервилий
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо; внизу ROMA; надпись на киле C. SERVEILI.; впереди ; вверху два перекрещенных колоса.
10. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучевой короне, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА