Словарь античности

БУРДЮК, кожа­ный сосуд для транс­пор­ти­ров­ки жид­ко­сти. В Риме при туше­нии пожа­ров при­ме­ня­лись бур­дю­ки из бычьих кишок, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись пожар­ни­ки-сифо­на­рии, снаб­жен­ные насо­са­ми Кте­си­бия. Исполь­зо­вать бур­дю­ки с этой целью впер­вые пред­ло­жил Апол­ло­дор из Дамас­ка в 110 н. э.


Бур­дюк для вина делал­ся из шку­ры живот­ных. На рисун­ке изо­бра­жен сатир, зажи­маю­щий пра­вой рукой гор­ло почти пусто­го бур­дю­ка (чаша работы худож­ни­ка Эпи­к­те­та с его под­пи­сью, 520—490 гг. до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя «силена».
Мрамор.
Флоренция, Палаццо Корсини.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Декоративная ваза «Дионис и его спутники» (деталь рельефного фриза).
Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Декоративная ваза «Дионис и его спутники» (деталь рельефного фриза).
Мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяный силен.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяный сатир.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Икарий принимает Диониса в своем доме.
Неоаттический рельеф.
Мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Серебряная ручка сервировочного блюда с изображением индийского триумфа Вакха.
Серебро, позолота.
Нач. III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Ручка блюда с изображением индийского триумфа Вакха.
Серебро, позолота.
Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Марций Цензорин
Рим, 82 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. CENSOR. (Lucius Censorinus) — сатир, Марсий, идет влево и несет бурдюк на плече; правая рука поднята; он обнажен, не считая котурнов на ногах; позади него колонна, увенчанная драпированной фигурой (BMCRR, RSC: Минерва (?); Babelon, CRR: драпированная фигура; RRC: Виктория)1. Кайма из точек.

1 На лучших сохранившихся экземплярах этой монеты угадываются формы статуи Аполлона Кифареда. Ср. также: Аполлон Кифаред. (Прим. ред. сайта).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА