Словарь античности

ВЕРГИЛИЙ, Пуб­лий Вер­ги­лий Марон (лат. P. Ver­gi­lius Ma­ro; в 5 в. воз­ни­ка­ет фор­ма Vir­gi­lius), круп­ней­ший рим­ский поэт-эпик. Род. 15.10.70 до н. э. в Андах близ Ман­туи, ум. 21.09.19 до н. э. в Брун­ди­зии. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной семьи; после завер­ше­ния рито­ри­че­ско­го и фило­соф­ско­го обра­зо­ва­ния в Кре­моне, Милане и Риме жил уеди­нен­ной жиз­нью в Неа­по­ле. В моло­до­сти вхо­дил в кру­жок фило­со­фа-эпи­ку­рей­ца Сиро­на. Самое ран­нее про­из­веде­ние Вер­ги­лия — сбор­ник «Ca­ta­lep­ton» («Мело­чи»), вклю­чаю­щий 15 сти­хотво­ре­ний раз­но­об­раз­ной тема­ти­ки (шут­ли­во-эро­ти­че­ские сти­хи и эпи­грам­мы). Лич­ность само­го Вер­ги­лия здесь еще мало замет­на; он нахо­дит­ся под силь­ным вли­я­ни­ем Катул­ла. Впер­вые лите­ра­тур­ную сла­ву Вер­ги­лий снис­кал изда­ни­ем сбор­ни­ка из 10 напи­сан­ных меж­ду 42 и 39 пас­ту­ше­ских сти­хотво­ре­ний, извест­ных под назва­ние «Буко­ли­ки», или «Экло­ги». Несмот­ря на отвле­чен­ный пред­мет, «Буко­ли­ки» тес­но свя­за­ны с совре­мен­ной поэту жиз­нью — в них содер­жит­ся похва­ла совре­мен­ни­кам авто­ра Ази­нию Пол­ли­о­ну и Кор­не­лию Гал­лу; в сим­во­ли­че­ской фор­ме отра­же­на судь­ба и само­го Вер­ги­лия (сре­ди земель, отби­рав­ших­ся в поль­зу вете­ра­нов, ока­за­лось и поме­стье отца Вер­ги­лия; при посред­стве дру­зей Вер­ги­лий обра­тил­ся за помо­щью к Окта­виа­ну, буду­ще­му импе­ра­то­ру Авгу­сту, кото­рый воз­вра­тил ему поме­стье; с это­го вре­ме­ни Вер­ги­лий почи­тал Окта­ви­а­на как бога). 4-я экло­га заклю­ча­ет в себе зна­ме­ни­тое про­ро­че­ство о рож­де­нии боже­ст­вен­но­го мла­ден­ца и нача­ле золо­то­го века. Хри­сти­ане свя­зы­ва­ли это про­ро­че­ство с рож­де­ни­ем Хри­ста, что в нема­лой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло высо­кой оцен­ке Вер­ги­лия в хри­сти­ан­ском сред­не­ве­ко­вье. «Буко­ли­ки» напи­са­ны гекза­мет­ром по образ­цу Фео­кри­та; с них начи­на­ет­ся раз­ви­тие буко­ли­че­ско­го жан­ра в рим­ской поэ­зии. Это про­из­веде­ние Вер­ги­лия, носталь­ги­че­ски вос­пе­ваю­щее счаст­ли­вую и мир­ную жизнь иде­а­ли­зи­ро­ван­ных пас­ту­хов, яви­лось про­об­ра­зом всех евро­пей­ских буко­лик после­дую­щих вре­мен, начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния (Пет­рар­ка, Тас­со, Нюрн­берг­ская шко­ла поэтов, поэ­зия Барок­ко). В 37 Вер­ги­лий вошел в кру­жок Меце­на­та, куда впо­след­ст­вии ввел и сво­его дру­га Гора­ция. По насто­я­нию Меце­на­та были созда­ны посвя­щен­ные ему «Геор­ги­ки» («О сель­ском хозяй­стве»), напи­сан­ная гекза­мет­ром в тра­ди­ции Геси­о­да и Лукре­ция дидак­ти­че­ская поэ­ма в 4 кни­гах. В «Геор­ги­ках» Вер­ги­лий про­слав­ля­ет мир­ный тяже­лый труд ита­лий­ских кре­стьян, повест­вуя о сель­ском хозяй­стве — возде­лы­ва­нии олив и вино­гра­да, ското­вод­стве и пче­ло­вод­стве. Автор стре­мит­ся не столь­ко дать руко­вод­ство по сель­ско­му хозяй­ству, сколь­ко ука­зать истер­зан­но­му и подо­рван­но­му граж­дан­ски­ми вой­на­ми обще­ству иде­ал про­стой и здо­ро­вой жиз­ни трудо­лю­би­во­го кре­стьян­ства. Отго­лос­ки совре­мен­ной Вер­ги­лию эпо­хи слыш­ны в обра­ще­ни­ях к Окта­виа­ну, вос­хва­ля­е­мо­му и пред­став­ля­е­мо­му спа­си­те­лем мира. Высо­кие худо­же­ст­вен­ные досто­ин­ства осо­бен­но про­яв­ля­ют­ся в мастер­ских опи­са­ни­ях при­ро­ды; похва­ла Ита­лии и гимн весне дают осно­ва­ние для рас­про­стра­не­ния оцен­ки «Геор­ги­ки» как наи­бо­лее совер­шен­но­го про­из­веде­ния Вер­ги­лия. После завер­ше­ния в 30 до н. э. «Геор­гик» Вер­ги­лий при­сту­па­ет к рабо­те над «Эне­идой». В новой поэ­ме Вер­ги­лия осно­вой сюже­та ста­ла судь­ба Энея и его жизнь со вре­ме­ни паде­ния Трои до победы над вождем ита­лий­ско­го пле­ме­ни руту­лов Тур­ном. В ком­по­зи­ции «Эне­иды» Вер­ги­лий созна­тель­но ори­ен­ти­ру­ет­ся на Гоме­ра: 1-6-я кни­ги соот­вет­ст­ву­ют «Одис­сее», а 7—12-я — «Илиа­де». До Вер­ги­лия ска­за­ние об Энее под­вер­га­лось лите­ра­тур­ной обра­бот­ке Неви­ем в поэ­ме «Пуни­че­ская вой­на» и Энни­ем в исто­ри­че­ском эпо­се «Анна­лы». Уже сам выбор сюже­та «Эне­иды» сде­лан в уго­ду Авгу­сту, кото­рый после усы­нов­ле­ния Цеза­рем стал чле­ном рода Юли­ев, про­ис­хо­див­ше­го от Вене­ры, мате­ри Энея. В двух отрыв­ках поэ­мы — спуск Энея в под­зем­ный мир, где он видит души умер­ших геро­ев, и опи­са­ние щита — дер­жа­ва Авгу­ста пред­став­ля­ет­ся испол­не­ни­ем опре­де­лен­но­го судь­бой тече­ния рим­ской исто­рии. Поэ­ма, по мне­нию авто­ра нуж­дав­ша­я­ся в дора­бот­ке, была, несмот­ря на отчет­ли­во выра­жен­ную волю поэта, опуб­ли­ко­ва­на тот­час после его смер­ти. Вопре­ки опа­се­ни­ям Вер­ги­лия, «Эне­ида» вско­ре ста­ла нацио­наль­ным эпо­сом рим­лян, заме­нив собой «Анна­лы» Энния. Поэ­мы Вер­ги­лия явля­ют­ся шедев­ра­ми недо­сти­жи­мо­го совер­шен­ства и отли­ча­ют­ся про­ду­ман­но­стью ком­по­зи­ции, огром­ной сим­во­ли­че­ской насы­щен­но­стью тек­ста и непре­взой­ден­ной во всей миро­вой поэ­зии выра­зи­тель­но­стью зву­ко­вых обра­зов. Вер­ги­лий еще при жиз­ни стал зна­ме­ни­то­стью и хре­сто­ма­тий­ным авто­ром; на про­тя­же­нии всей антич­но­сти он оста­вал­ся обя­за­тель­ным образ­цом для всех поэтов. О серь­ез­ном раз­ви­тии науч­но­го изу­че­ния твор­че­ства Вер­ги­лия свиде­тель­ст­ву­ет дошед­ший до нас ком­мен­та­рий Сер­вия. Хри­сти­ан­ство вос­при­ня­ло Вер­ги­лия как близ­ко­го по духу поэта; в латин­ском сред­не­ве­ко­вье его популяр­ность оста­ва­лась неиз­мен­ной. Начи­ная с ран­не­го Воз­рож­де­ния вос­пе­тый в «Боже­ст­вен­ной комедии» Дан­те Вер­ги­лий начи­на­ет ока­зы­вать на евро­пей­скую лите­ра­ту­ру исклю­чи­тель­ное вли­я­ние. В то вре­мя как в роман­ских стра­нах и в Англии отно­ше­ние к Вер­ги­лию неиз­мен­но оста­ва­лось вос­тор­жен­ным, немец­кая клас­си­ка отда­ва­ла пред­по­чте­ние Гоме­ру за пер­во­здан­ность его твор­че­ства. Лишь в 20 в. куль­ту­ра Гер­ма­нии вновь обра­ти­лась к твор­че­ству Вер­ги­лия. В живо­пи­си, опе­ре и дра­ме ново­го вре­ме­ни из «Эне­иды» исполь­зо­ва­лась пре­иму­ще­ст­вен­но сюжет­ная линия Дидо­ны. Т. н. «При­ло­же­ние к Вер­ги­лию» («Ap­pen­dix Ver­gi­lia­na») пред­став­ля­ет собой собра­ние малых поэм, в чис­ло кото­рых вклю­ча­ет­ся и упо­мя­ну­тый сбор­ник «Ca­ta­lep­ton». При­над­леж­ность боль­шин­ства про­из­веде­ний это­го сбор­ни­ка Вер­ги­лию оспа­ри­ва­ет­ся. Поэ­ма «Этна» («Aet­na»), по всей види­мо­сти, напи­са­на во вре­ме­на Неро­на; про­чие сти­хотво­ре­ния («Дере­вен­ское куша­нье» — «Mo­re­tum»; «Трак­тир­щи­ца» — «Co­pa»; «Ско­па» — «Ci­ris»; «Про­кля­тия» — «Di­rae»; «Лидия» — «Ly­dia»; «Эле­гии к Меце­на­ту») име­ют раз­лич­ную худо­же­ст­вен­ную цен­ность и могут в рав­ной сте­пе­ни быть отне­се­ны как во вре­ме­ни Вер­ги­лия, так и к более позд­не­му пери­о­ду. Автор­ство Вер­ги­лия для паро­дий­но­го эпил­лия «Комар» («Cu­lex») пред­став­ля­ет­ся сомни­тель­ным.

См. также:
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вергилий?
Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Вергилий. Мозаика Монна.
IV в. н. э.
Трир (Августа Треверорум), Рейнский земельный музей.
3. МОЗАИКА. Северная Африка.
Вергилий, держащий свиток с текстом «Энеиды», сидит в присутствии Клио и Мельпомены — муз истории и трагедии.
Мозаика.
III в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Вергилия.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вергилий?
Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вергилий?
Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вергилий?
Мрамор.
Конец I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вергилий читает «Энеиду» Октавии и Августу.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма поэта (Вергилий?).
Пентелийский мрамор. 10—20 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 63.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма поэта (Вергилий?).
Пентелийский мрамор. 10—20 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 63.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА