Словарь античности

ВИНО (греч. oinos, лат. vi­num). Обла­го­ра­жи­ва­ние диких сор­тов вино­гра­да нача­лось в Малой и Пере­д­ней Азии и в Егип­те с 4-го тыся­че­ле­тия до нашей эры. В антич­но­сти куль­ти­ви­ро­ва­лись до 150 сор­тов вино­гра­да, при­спо­соб­лен­ных к сухим, влаж­ным, бед­ным и туч­ным поч­вам в усло­ви­ях теп­ло­го и про­хлад­но­го кли­ма­та. Пра­ви­ла возде­лы­ва­ния вино­гра­да как осно­ва вино­де­лия состав­ля­ли важ­ней­шую часть антич­ных руко­водств по сель­ско­му хозяй­ству. Хотя вино­де­лие было наи­бо­лее доход­ной отрас­лью сель­ско­го хозяй­ства (зем­леде­лие зани­ма­ло лишь шестое место по рен­та­бель­но­сти), оно тре­бо­ва­ло мак­си­маль­ных затрат труда. Для насаж­де­ния вино­град­ных план­та­ций исполь­зо­ва­лось изо­бре­тен­ное ок. 5—4 вв. до н. э. и усо­вер­шен­ст­во­ван­ное Колу­мел­лой устрой­ство под назва­ни­ем аист («ci­co­nia»), поз­во­ляв­шее про­ве­рять раз­ме­ры выко­пан­ных под посад­ки тран­шей по глу­бине, ширине и мар­ки­ро­вать рас­сто­я­ние меж­ду вер­ти­каль­но сажа­е­мы­ми лоза­ми, закреп­ляв­ши­ми­ся на тычи­нах. Вино­град сажа­ли на хоро­шо вспа­хан­ном поле или в тран­ше­ях. Чаще, одна­ко, вино­град­ные лозы под­ни­ма­лись над зем­лей на тычи­нах или обви­ва­лись вокруг дере­вьев и натя­ги­ва­лись меж­ду их ряда­ми в виде гир­лянд, ино­гда для этих целей исполь­зо­ва­лись сте­ны домов и бесед­ки. Из инстру­мен­тов вино­гра­да­ри поль­зо­ва­лись вино­гра­дар­ски­ми ножа­ми раз­лич­ных видов и дву­зу­бы­ми вила­ми-моты­гой, слу­жив­ши­ми для трой­но­го про­па­хи­ва­ния и моты­же­ния и при­ме­ня­ю­щи­ми­ся в сель­ском хозяй­стве до сих пор. Удоб­ре­ние вино­град­ни­ков ком­по­стом про­из­во­ди­лось с боль­шой осто­рож­но­стью, т. к. древним вино­де­лам было извест­но, что фека­лии вредят аро­ма­ту вина. Для раз­рых­ле­ния поч­вы ее удоб­ря­ли мер­ге­лем или извест­ко­ва­ли. Сажен­цы выра­щи­ва­лись в рас­сад­ни­ках. Для сбо­ра вино­гра­да, что все­гда было для кре­стьян боль­шим и бога­тым обряд­но­стью празд­ни­ком, исполь­зо­ва­лись кор­зи­ны и боч­ки, достав­ляв­ши­е­ся на теле­гах в давиль­ни. Празд­ни­ки сбо­ра вино­гра­да полу­чи­ли широ­кое отра­же­ние в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве. Изо­бра­же­ния празд­нич­ных про­цес­сий во гла­ве с Дио­ни­сом и его сви­той из сати­ров встре­ча­ют­ся вплоть до хри­сти­ан­ской эпо­хи. Посколь­ку и гре­ки, и рим­ляне пред­по­чи­та­ли тем­ное крас­ное вино, возде­лы­ва­лись соот­вет­ст­ву­ю­щие сор­та вино­гра­да. Для бро­же­ния моло­дое вино ста­ви­ли в погре­ба в боль­ших, оку­рен­ных серой гли­ня­ных сосудах на срок око­ло шести меся­цев. В рим­ское вре­мя бро­же­ние неред­ко про­ис­хо­ди­ло на солн­це, а вин­ные погре­ба отап­ли­ва­лись и оку­ри­ва­лись. Для того чтобы избе­жать чрез­мер­но­го бро­же­ния, пре­вра­щаю­ще­го вино в уксус, в него добав­ля­лись смо­ли­стый поро­шок, гипс, известь или мор­ская вода. Слад­кое вино полу­ча­ли путем подав­ле­ния про­цес­сов бро­же­ния за счет хра­не­ния в про­хлад­ном месте без досту­па возду­ха или ува­ри­ва­ни­ем. Чаще все­го вино наста­и­ва­ли на изю­ме: изюм был все­гда в доста­точ­ном коли­че­стве, т. к. менее куль­тур­ные вино­град­ни­ки в про­вин­ци­ях дава­ли вино­град, более при­год­ный для изю­ма, чем для изготов­ле­ния вина. Пере­бро­див­шее в тече­ние 5—10 лет вино раз­ли­ва­лось в амфо­ры, каж­дая из кото­рых снаб­жа­лась ярлы­ком с ука­за­ни­ем года, места про­из­вод­ства, цве­та и нали­чия слад­ких доба­вок. Для удоб­ства сче­та амфо­ры уста­нав­ли­ва­лись в погре­бах в виде рав­но­сто­рон­них тре­уголь­ни­ков, раз­мер кото­рых зави­сел от коли­че­ства амфор. Тор­гов­ля вином была при­ви­ле­ги­ей Ита­лии, она под­дер­жи­ва­лась импе­ра­то­ра­ми до тех пор, пока Проб не раз­ре­шил про­вин­ци­ям неогра­ни­чен­ное раз­веде­ние вино­гра­да. Экс­порт вина из Рим­ской импе­рии дости­гал Скан­ди­на­вии и Индии, а кель­ты отда­ва­ли ино­гда за каж­дую амфо­ру раба. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные рабы-вино­гра­да­ри цени­лись втрое доро­же, чем рабы-зем­ледель­цы. В импе­ра­тор­скую эпо­ху раз­веде­ние вино­гра­да и свя­зан­ная с ним тер­ми­но­ло­гия рас­про­стра­ни­лись по всем про­вин­ци­ям Рим­ской импе­рии, откуда вино­гра­дар­ская лек­си­ка попа­ла в роман­ские и гер­ман­ские язы­ки. Появ­ле­ние латин­ских слов, свя­зан­ных с вино­де­ли­ем, в ирланд­ских и сла­вян­ских язы­ках исто­ри­че­ски обу­слов­ле­но раз­веде­ни­ем вино­гра­да в мона­сты­рях. Боль­шой популяр­но­стью повсе­мест­но поль­зо­ва­лось пло­до­вое вино из яблок, груш и фини­ков. Потреб­ле­ние вина в антич­но­сти было вели­ко; даже раб полу­чал еже­днев­но 600 мл лег­ко­го дере­вен­ско­го вина вто­рич­ной выжим­ки. В раз­лич­ные вре­ме­на цени­лись раз­ные сор­та мароч­ных вин, одна­ко хиос­ское вино неиз­мен­но сла­ви­лось сре­ди гре­че­ских вин, а фалерн­ское — сре­ди ита­лий­ских. Люби­мым сто­ло­вым вином импе­ра­то­ра Авгу­ста было сетий­ское. По празд­ни­кам пили луч­шие сор­та вин из наи­бо­лее кра­си­вых сосудов (чаш); пир­ше­ство сопро­вож­да­лось раз­вле­че­ни­я­ми, музы­кой, застоль­ны­ми пес­ня­ми и т. п. Во вре­мя засто­лья соблюда­лись мно­го­чис­лен­ные обы­чаи: пола­га­лось непре­мен­но выпить за здо­ро­вье при­сут­ст­ву­ю­щих, вспом­нить отсут­ст­ву­ю­щих дру­зей, воздать бла­го­да­ре­ние богам. Неред­ко устра­и­ва­лись состя­за­ния в питье и обмен импро­ви­зи­ро­ван­ны­ми ост­ро­та­ми. Вино ред­ко пода­ва­лось к сто­лу нераз­бав­лен­ным. Как пра­ви­ло, в него добав­ля­лись вода или лед из лед­ни­ков. В тех слу­ча­ях, когда вино достав­ля­лось к сто­лу не непо­сред­ст­вен­но из погре­ба, его охлаж­да­ли в спе­ци­аль­ных холо­диль­ни­ках, состо­яв­ших из внеш­не­го сосуда из пори­стой гли­ны и поме­щен­ным внут­ри него в холод­ной воде кув­ши­на с вином. Кро­ме того, вино с добав­ле­ни­ем целеб­ных кор­ней употреб­ля­лось в меди­цин­ских целях, неред­ко как сво­его рода глинт­вейн, для подо­гре­ва кото­ро­го при­ме­ня­лось осо­бое устрой­ство типа само­ва­ра (греч. authep­sa). В изготов­лен­ном из мед­но­го листа шаро­об­раз­ном туло­ве это­го устрой­ства закреп­ля­лась желез­ная дымо­гар­ная тру­ба, напол­няв­ша­я­ся горя­щим дре­вес­ным углем, что поз­во­ля­ло в тече­ние несколь­ких минут вски­пя­тить 2—3 л воды для сме­ши­ва­ния с вином. В путе­ше­ст­ви­ях вино пере­во­зи­лось в козьих бур­дю­ках.


Сле­ва: холо­диль­ник для вина. Внеш­ний сосуд из пори­стой гли­ны, внут­рен­ний сосуд — рас­пис­ной кув­шин для сме­ши­ва­ния.
Спра­ва: котел с ото­пи­тель­ной тру­бой (дымо­гар­ная тру­ба), напол­ня­е­мой дре­вес­ным углем.

Тре­уголь­ни­ки для сче­та амфор.

«Аист» для про­вер­ки раз­ме­ров выко­пан­ных тран­шей под посад­ки по глу­бине, ширине, гори­зон­та­ли и для мар­ки­ров­ки рас­сто­я­ний под вер­ти­каль­ные посад­ки вино­град­ных лоз с опо­рой на под­пор­ки (рекон­струк­ция по Колу­мел­ле).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПОРИЙ, ЕМПОРИЙ • ЭХИН, ЕХИН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Декоративная ваза «Дионис и его спутники» (деталь рельефного фриза).
Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяная старуха.
Мрамор.
Римская копия I—II в. н. э. эллинистического оригинала конца III в. до н. э. (голова современной работы).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяная старуха.
Мрамор. Римская копия I—II в. н. э. эллинистического оригинала конца III в. до н. э. (голова современной работы).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса.
(по аттической чернофигурной амфоре мастера Амасиса, ок. 530 до н. э.).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя «силена».
Мрамор.
Флоренция, Палаццо Корсини.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B виллы Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА