Словарь античности

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ (лат. sig­num). О при­ме­не­нии воен­ных зна­ков у гре­ков извест­но немно­гое, у рим­лян они были свя­щен­ны­ми, их утра­та счи­та­лась позо­ром. В ран­нем пери­о­де в рим­ском вой­ске воен­ны­ми зна­ка­ми были пуч­ки сена, наса­жи­ва­е­мые на пики, исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные метал­ли­че­ские зна­ки. Поз­же воен­ны­ми зна­ка­ми слу­жи­ли изо­бра­же­ния живот­ных, таких, как волк, мино­тавр, конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквил­ла, носи­тель зна­ка орла — акви­ли­фер) как еди­ный знак леги­о­на. Во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки орел изготав­ли­вал­ся из сереб­ра, во вре­ме­на Импе­рии — из золота. В мел­ких кон­ных отрядах, неболь­ших пехот­ных под­разде­ле­ни­ях суще­ст­во­ва­ли поле­вые штан­дар­ты (век­сил­лум), носи­мые век­сил­ла­ри­я­ми или сиг­ни­фе­ра­ми. Эти зна­ме­на состо­я­ли из четы­рех­уголь­но­го кус­ка сук­на и были укреп­ле­ны на пере­кла­дине древ­ка. Изготав­ли­ва­е­мые из пур­пур­но-крас­но­го сук­на штан­дар­ты пол­ко­вод­цев выно­си­лись перед поход­ным мар­шем из лаге­ря на пре­то­рий, а в мор­ской войне под­ни­ма­лись на мач­ту адми­раль­ско­го кораб­ля. Око­ло 100 г. при Тра­яне были введе­ны зна­ме­на по пар­фян­ско­му или дакий­ско­му образ­цу в виде окра­шен­ных дра­ко­нов из мате­рии (лат. dra­co, зна­ме­но­сец назы­вал­ся дра­ко­на­ри­ем). Осо­бое зна­че­ние име­ли импе­ра­тор­ские пур­пур­ные зна­ме­на в виде дра­ко­нов, кото­рые сопут­ст­во­ва­ли в бит­вах и на празд­нич­ных пара­дах.


Зна­ме­но­сец 5-й когор­ты Асту­ра.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
ВОЕННЫЕ ЗНАЧКИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • КОННИЦА • ДЕЗЕРТИР • ДОРИФОРЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 23 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Рим.
Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену (надпись, первый и второй регистры).
Листовая бронза, чеканка.
Инв. № M4.
Вена, Музей истории искусств.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Инв. № M5.
Вена, Музей истории искусств.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Луция Сертория Фирма, сигнифера и аквилифера XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк. I в. н. э.
Инв. № 28161.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия: Decursio Equitum.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора.
Рельеф с памятника в честь божественного Марка Аврелия.
Мрамор. II в.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Правая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Представление варварского вождя.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Инв. № M4.
Вена, Музей истории искусств.
10. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену (надпись, первый и второй регистры).
Листовая бронза, чеканка.
Инв. № M5.
Вена, Музей истории искусств.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 28 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Максим
Рим, 236—237 гг.
АВЕРС: MAXIMVS CAES. GERM. — драпированный бюст Максима вправо.
РЕВЕРС: PRINC. IVVENTVTIS — Максим стоит влево, держит жезл в правой руке, в левой — по диагонали опущенное острием вниз копье; позади два штандарта.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Антониниан, медь
Карин
Лугдунум, III мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: CARINVS NOBIL. CAES. — драпированный бюст Карина в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: PRINCIPI IVVENTVT. — император стоит влево, держит в правой руке глобус, в левой — боевое знамя.
В левом поле: C
3. Антониниан, медь
Карин
Рим, V мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FIDES MILITVM — Фидес стоит влево, держит два боевых знамени.
В обрезе: KAE
4. Антониниан, медь
Карин
Рим, V мастерская, 283—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: FIDES MILITVM — Фидес стоит влево, держит два боевых знамени.
В обрезе: KAE
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: CAESAR AVG. F. DOMITIANVS — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Бородатый парфянин, в плаще и в штанах, встав на правое колено, держит штандарт с вексиллумом.
В обрезе: COS. V
6. Антониниан, медь
Карин
Сисция, 282—285 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. CARINVS P. F. AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VOTA PVBLICA — два императора стоят вправо и влево и совершают жертвоприношение над триподом, позади два боевых знамени.
В обрезе: SMSXXIB
7. Аурей, золото
Вителлий
Тарракон, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS IMP. GERMAN. — голова Вителлия, в лавровом венке, влево; под шеей — земной шар.
РЕВЕРС: CONSENSVS EXERCITVVM — Марс, в шлеме, обнаженный, — если не считать плаща, развевающегося позади него, — идет влево, держит копье в правой руке и аквилу с вексиллумом — в левой.
8. Асс, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — легионный орел (aquila) между двух штандартов.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 79 г.
АВЕРС: CAESAR AVG. F. DOMITIANVS COS. VI — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PRINCEPS IVVENTVTIS — две пожимающие друг друга правые руки держат легионного орла, стоящего на корабельном носу.
10. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 19 г. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: SIGNIS RECEPTIS — в центре щит, вокруг него по углам надпись S. P. Q. R., слева — легионный орел, справа — штандарт.
Внизу надпись: CL. V. (на этой монете не видно).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА