Словарь античности

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. В эпо­ху элли­низ­ма инстру­мен­та­рий зем­ле­ме­ра достиг высо­ко­го уров­ня раз­ви­тия. В его арсе­на­ле, кро­ме диоп­т­ры и достав­ше­го­ся в наслед­ство от преж­них вре­мен гно­мо­на, име­лись гро­ма и хоро­бат — точ­ный инстру­мент для визи­ро­ва­ния. Гро­ма пред­на­зна­ча­лась для того, чтобы в задан­ной точ­ке мест­но­сти по поло­же­нию солн­ца про­ве­сти линию Север—Юг, вос­ста­но­вить по ней линию Восток—Запад и постро­ить к обе­им лини­ям парал­ле­ли.


Гео­де­зи­че­ские инстру­мен­ты. Хоро­бат — высо­коточ­ный визи­ро­валь­ный инстру­мент со встро­ен­ным водя­ным уров­нем для ниве­ли­ров­ки и опре­де­ле­ния укло­на (дли­на 6 м; рекон­струк­ция по Вит­ру­вию).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХИН, ЕХИН • ДИСПЕНСАТОР, КАССИР • ДОЛИЙ • КУПА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
2. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Рим.
Грома.
3. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Диоптра.
Чертеж по Герону.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Развалины мавзолея Августа.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация Марсова поля. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Обелиск Псамметиха II (595—589 гг. до н. э.) из Гелиополя.
Красный гранит.
VI в. до н. э.
Рим, Пьяцца ди Монте-Читорио.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА