Словарь античности

ГЕРМА, пер­во­на­чаль­но сим­вол бога Гер­ме­са в виде изготов­лен­но­го из закруг­лен­но­го ство­ла стол­бо­вид­но­го стерж­ня с гру­бо или тща­тель­но обра­ботан­ной голо­вой, с боро­дой, под­чер­ки­ва­лись поло­вые орга­ны. Древ­ний тип гер­мы был с фал­лом в состо­я­нии воз­буж­де­ния и едва наме­чен­ны­ми рука­ми, более позд­ние типы герм были без­бо­ро­ды­ми. Соглас­но Гип­пар­ху, гер­мы уста­нав­ли­ва­лись на доро­гах из Афин с ука­за­те­ля­ми рас­сто­я­ний и популяр­ны­ми сен­тен­ци­я­ми, повсе­мест­но почи­та­лись. Мно­гие част­ные лица поме­ща­ли гер­мы в сво­их домах. Со вре­мен Пра­к­си­те­ля гер­мы ста­ли пояс­ны­ми ста­ту­я­ми и не пред­став­ля­ли боль­ше бога. Они сохра­ня­ли порт­рет­ное сход­ство или по мень­шей мере инди­виду­аль­ные чер­ты отдель­ных лиц. Излюб­лен­ны­ми были так­же двой­ные гер­мы вели­ких поэтов и мыс­ли­те­лей в вил­лах и биб­лио­те­ках.


Гер­ма. Рез­чик герм с тон­ким обо­юдо­ост­рым доло­том на длин­ной руч­ке (широ­ко рас­про­стра­нен­ный инстру­мент того вре­ме­ни) (крас­но­фи­гур­ное изо­бра­же­ние на вазе, 480 г. до н. э.)
Спра­ва: позд­няя фор­ма гер­мы. Порт­рет с под­пи­сью.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • БЮСТ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 106 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Минации Поллы.
Мрамор. Ок. 40 г. н. э.
Инв. № 1043.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная герма актера Гая Норбана Сорекса.
Бронза, мрамор чиполло. Эпоха Августа.
Инв. № 4991.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
Инв. № 6163.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма спартанского царя Архидама II (468—427 гг. до н. э.).
Мрамор.
Инв. № 6156.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
Инв. № Sk 316.
Берлин, Государственные музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
Инв. № Sk 317.
Берлин, Государственные музеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Еврипида.
Мрамор.
Инв. № 6135.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная герма актера Гая Норбана Сорекса.
Бронза, мрамор чиполло. Эпоха Августа.
Инв. № 4991.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Минации Поллы.
Мрамор. Ок. 40 г. н. э.
Инв. № 1043.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет стратега.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделённая хвостом, C PROCVLEI L F.
2. Тетрадрахма, серебро
Лисимах
Пергам, 287—282 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра Македонского в диадеме и с рогами Аммона вправо, внизу — буква Κ.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΛΥΣΙΜΑΧΟΥ — Афина Победительница сидит влево с копьем и щитом, слева — изображения гермы и какого-то предмета культа.
В обрезе: монограмма.
3. Денарий, серебро
Август
Рим, 29—27 гг. до н.э.
АВЕРС: Герма с бюстом Октавиана (RCTV: в образе Юпитера Термина) в лавровом венке, вправо; позади нее крылатый пучок молний. Кайма в виде линии.
РЕВЕРС: Октавиан, в тоге, сидит на курульном кресле, обратившись влево, и держит фигуру Виктории на правой руке.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR (imperator Caesar). Кайма в виде линии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА