Словарь античности

ГЕРМА, пер­во­на­чаль­но сим­вол бога Гер­ме­са в виде изготов­лен­но­го из закруг­лен­но­го ство­ла стол­бо­вид­но­го стерж­ня с гру­бо или тща­тель­но обра­ботан­ной голо­вой, с боро­дой, под­чер­ки­ва­лись поло­вые орга­ны. Древ­ний тип гер­мы был с фал­лом в состо­я­нии воз­буж­де­ния и едва наме­чен­ны­ми рука­ми, более позд­ние типы герм были без­бо­ро­ды­ми. Соглас­но Гип­пар­ху, гер­мы уста­нав­ли­ва­лись на доро­гах из Афин с ука­за­те­ля­ми рас­сто­я­ний и попу­ляр­ны­ми сен­тен­ци­я­ми, повсе­мест­но почи­та­лись. Мно­гие част­ные лица поме­ща­ли гер­мы в сво­их домах. Со вре­мен Пра­к­си­те­ля гер­мы ста­ли пояс­ны­ми ста­ту­я­ми и не пред­став­ля­ли боль­ше бога. Они сохра­ня­ли порт­рет­ное сход­ство или по мень­шей мере инди­виду­аль­ные чер­ты отдель­ных лиц. Излюб­лен­ны­ми были так­же двой­ные гер­мы вели­ких поэтов и мыс­ли­те­лей в вил­лах и биб­лио­те­ках.


Гер­ма. Рез­чик герм с тон­ким обо­юдо­ост­рым доло­том на длин­ной руч­ке (широ­ко рас­про­стра­нен­ный инстру­мент того вре­ме­ни) (крас­но­фи­гур­ное изо­бра­же­ние на вазе, 480 г. до н. э.)
Спра­ва: позд­няя фор­ма гер­мы. Порт­рет с под­пи­сью.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • БЮСТ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Цецилия Юкунда.
Бронза.
70-е гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Перикла.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала Кресилая ок. 425 г. до н. э.
Кат. № 525.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 44.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами вакханалий.
Белый мрамор.
140—160 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Минации Поллы.
Мрамор. Ок. 40 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами и гермами.
Мрамор. Конец II — первая треть III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Двойная герма юного Эрота и зрелого бородатого Диониса.
Мрамор.
II в. н. э.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
4. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F.
5. Денарий, серебро
Август
Рим, 29—27 гг. до н.э.
АВЕРС: Герма с бюстом Октавиана (RCTV: в образе Юпитера Термина) в лавровом венке, вправо; позади нее крылатый пучок молний. Кайма в виде линии.
РЕВЕРС: Октавиан, в тоге, сидит на курульном кресле, обратившись влево, и держит фигуру Виктории на правой руке.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR (imperator Caesar). Кайма в виде линии.
6. Тетрадрахма, серебро
Лисимах
Пергам, 287—282 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра Македонского в диадеме и с рогами Аммона вправо, внизу — буква Κ.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΛΥΣΙΜΑΧΟΥ — Афина Победительница сидит влево с копьем и щитом, слева — изображения гермы и какого-то предмета культа.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА