Словарь античности

ГЕРМА, пер­во­на­чаль­но сим­вол бога Гер­ме­са в виде изготов­лен­но­го из закруг­лен­но­го ство­ла стол­бо­вид­но­го стерж­ня с гру­бо или тща­тель­но обра­ботан­ной голо­вой, с боро­дой, под­чер­ки­ва­лись поло­вые орга­ны. Древ­ний тип гер­мы был с фал­лом в состо­я­нии воз­буж­де­ния и едва наме­чен­ны­ми рука­ми, более позд­ние типы герм были без­бо­ро­ды­ми. Соглас­но Гип­пар­ху, гер­мы уста­нав­ли­ва­лись на доро­гах из Афин с ука­за­те­ля­ми рас­сто­я­ний и популяр­ны­ми сен­тен­ци­я­ми, повсе­мест­но почи­та­лись. Мно­гие част­ные лица поме­ща­ли гер­мы в сво­их домах. Со вре­мен Пра­к­си­те­ля гер­мы ста­ли пояс­ны­ми ста­ту­я­ми и не пред­став­ля­ли боль­ше бога. Они сохра­ня­ли порт­рет­ное сход­ство или по мень­шей мере инди­виду­аль­ные чер­ты отдель­ных лиц. Излюб­лен­ны­ми были так­же двой­ные гер­мы вели­ких поэтов и мыс­ли­те­лей в вил­лах и биб­лио­те­ках.


Гер­ма. Рез­чик герм с тон­ким обо­юдо­ост­рым доло­том на длин­ной руч­ке (широ­ко рас­про­стра­нен­ный инстру­мент того вре­ме­ни) (крас­но­фи­гур­ное изо­бра­же­ние на вазе, 480 г. до н. э.)
Спра­ва: позд­няя фор­ма гер­мы. Порт­рет с под­пи­сью.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • БЮСТ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага супружеской пары.
Мрамор. Первая половина III в. н.э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Платона.
Римская копия с греческой статуи последней четв. IV в. до н. э.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами вакханалий.
Белый мрамор. 140—160 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Сакрально-идиллический пейзаж.
Стуковый рельеф свода кубикула B дома под виллой Фарнезина.
Ок. 20 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма с мужским портретным бюстом.
Пентелийский мрамор.
Начало правления Северов (200—210 гг. н. э.).
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина.
Каррарский мрамор. Римская копия греческой гермы (круг Фидия). 49—25 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Диониса и Геракла. Деталь: Геракл.
Мрамор.
I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Юлиан Отступник.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F.
2. Денарий, серебро
Август
Рим, 29—27 гг. до н.э.
АВЕРС: Герма с бюстом Октавиана (RCTV: в образе Юпитера Термина) в лавровом венке, вправо; позади нее крылатый пучок молний. Кайма в виде линии.
РЕВЕРС: Октавиан, в тоге, сидит на курульном кресле, обратившись влево, и держит фигуру Виктории на правой руке.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR (imperator Caesar). Кайма в виде линии.
3. Тетрадрахма, серебро
Лисимах
Пергам, 287—282 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра Македонского в диадеме и с рогами Аммона вправо, внизу — буква Κ.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΛΥΣΙΜΑΧΟΥ — Афина Победительница сидит влево с копьем и щитом, слева — изображения гермы и какого-то предмета культа.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА