Словарь античности

БЮСТ (итал.-франц. погруд­ное изо­бра­же­ние), поплеч­ное или погруд­ное скульп­тур­ное изо­бра­же­ние чело­ве­ка, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный вид скульп­тур­но­го порт­ре­та. Искус­ство бюста берет нача­ло от гре­че­ских герм, полу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие в эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) и игра­ет боль­шую роль в рим­ском искус­стве порт­ре­та пред­ков (лат. ima­go). Харак­тер­ным для рим­ских масте­ров была убеж­де­ние в том, что внеш­ний облик изо­бра­жа­е­мо­го чело­ве­ка не дол­жен про­ти­во­ре­чить внут­рен­не­му миру инди­виду­у­ма. Искус­ство бюста вновь полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ • ГЕРМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 1099 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер (портретный тип "Браччо Нуово Ватикана").
Мрамор. Ок. 166 г.
Инв. № 280.
Венеция, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский мужской портретный бюст.
Мрамор. I в. н. э.
Инв. № 1977.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XLVII. 16.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Септимий Север.
Мрамор.
Северная Греция. 196-200 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Эпоха Августа (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Эпоха Августа (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер (портретный тип "Браччо Нуово Ватикана").
Мрамор. Ок. 166 г.
Инв. № 280.
Венеция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский мужской портретный бюст.
Мрамор. I в. н. э.
Инв. № 1977.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XLVII. 16.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Септимий Север.
Мрамор.
Северная Греция. 196-200 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст молодой женщины (Октавия?).
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст так называемой Октавии.
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Инв. № 121221.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 13 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделённая хвостом, C PROCVLEI L F.
3. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AETERNITATI AVG. — Сол в лучевой короне стоит во фронт, повернув голову влево, правая рука поднята, в левой — шар.
4. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—114 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANVS AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: Вид форума Траяна; фасад образуется шестью колоннами на подиуме из двух ступеней, несущими тяжелый центральный пролет и два меньших на каждой стороне; между двумя пролетами есть четыре ниши; и левая и правая стороны обозначены колонной и нишей; в интерколюмниях с фронтальной стороны есть проход в центре и четыре небольшие ниши со статуями, две слева, две справа; над каждой сверху круглый щит; наверху статуи: в центре, анфас, квадрига с возничим, слева и справа от нее воины, ведущие квадригу, по бокам трофеи и Виктории (?).
В обрезе: FORVM TRAIAN.
5. AE 22, бронза
Клавдий
Полиррения, 41—43 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΓΕΡΜΑ. ΣΕΒΑ. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΟΥΑΛΕΡΙΑ ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ — бюст Мессалины вправо.
6. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VIRTVTI AVGVSTI — Геркулес, обнаженный, стоит вправо, держит правую руку за спиной (RIC: опирается правой рукой в бок) и в левой руке держит дубину, поставленную на камень; рядом с дубиной — львиная шкура.
7. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
8. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 197 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены пятью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона, в стефане и драпировке, под покрывалом, стоит анфас, с обращенной влево головой, держит патеру в правой руке и скипетр, вертикально, в левой, у ее ног стоит павлин, с обращенной назад головой.
9. Тетрадрахма, серебро
Период римского протектората
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над её плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
10. AE 18, медь
Клавдий
Эги, 43—48 гг.
АВЕРС: ΜЄCCΑΛЄΙΝΑ CЄΒΑCΤΗ — драпированный бюст Мессалины вправо.
РЕВЕРС: ΑΙΓΑЄωΝ — Зевс (CNG: Зевс Этофор [аквилифер, знаменосец]) стоит анфас, голова обращена влево, держит орла и скипетр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА