Словарь античности

БЮСТ (итал.-франц. погруд­ное изо­бра­же­ние), поплеч­ное или погруд­ное скульп­тур­ное изо­бра­же­ние чело­ве­ка, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный вид скульп­тур­но­го порт­ре­та. Искус­ство бюста берет нача­ло от гре­че­ских герм, полу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие в эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) и игра­ет боль­шую роль в рим­ском искус­стве порт­ре­та пред­ков (лат. ima­go). Харак­тер­ным для рим­ских масте­ров была убеж­де­ние в том, что внеш­ний облик изо­бра­жае­мо­го чело­ве­ка не дол­жен про­ти­во­ре­чить внут­рен­не­му миру инди­виду­у­ма. Искус­ство бюста вновь полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ • ГЕРМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы в юности.
Белый мелкозернистый мрамор.
198—204 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Аврелия.
Белый среднезернистый мрамор.
161—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова римского патриция из Отриколи.
Мрамор.
Ок. 75—50 гг. до н. э.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Аврелия.
Белый среднезернистый мрамор.
161—180 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Калигулы.
Каррарский (лунский) мрамор.
37—41 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст сатира, известный как «Фавн из Вьенны».
Мрамор.
Фрагмент римской копии I—II вв. н. э. мраморного или бронзового греческого образца II в. до н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Сабины.
Мрамор.
Время Адриана.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 49.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Мрамор. Ок. 200 г.
Мюнхен, Глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужская голова, т. н. Сулла.
Мрамор. Середина I в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Августа в гражданском венке (corona civica).
Мрамор. Ок. 40—50 гг. н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
5. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделенная хвостом, C PROCVLEI L F.
6. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—114 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANVS AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: Вид форума Траяна; фасад образуется шестью колоннами на подиуме из двух ступеней, несущими тяжелый центральный пролет и два меньших на каждой стороне; между двумя пролетами есть четыре ниши; и левая и правая стороны обозначены колонной и нишей; в интерколюмниях с фронтальной стороны есть проход в центре и четыре небольшие ниши со статуями, две слева, две справа; над каждой сверху круглый щит; наверху статуи: в центре, анфас, квадрига с возничим, слева и справа от нее воины, ведущие квадригу, по бокам трофеи и Виктории (?).
В обрезе: FORVM TRAIAN.
7. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VIRTVTI AVGVSTI — Геркулес, обнаженный, стоит вправо, держит правую руку за спиной (RIC: опирается правой рукой в бок) и в левой руке держит дубину, поставленную на камень; рядом с дубиной — львиная шкура.
8. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
9. AE 22, бронза
Клавдий
Полиррения, 41—43 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΓΕΡΜΑ. ΣΕΒΑ. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΟΥΑΛΕΡΙΑ ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ — бюст Мессалины вправо.
10. Тетрадрахма, серебро
Римский протекторат
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА