Словарь античности

БЮСТ (итал.-франц. погруд­ное изо­бра­же­ние), поплеч­ное или погруд­ное скульп­тур­ное изо­бра­же­ние чело­ве­ка, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный вид скульп­тур­но­го порт­ре­та. Искус­ст­во бюста берет нача­ло от гре­че­ских герм, полу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие в эпо­ху элли­низ­ма (3—1 вв. до н. э.) и игра­ет боль­шую роль в рим­ском искус­ст­ве порт­ре­та пред­ков (лат. imago). Харак­тер­ным для рим­ских масте­ров была убеж­де­ние в том, что внеш­ний облик изо­бра­жа­е­мо­го чело­ве­ка не дол­жен про­ти­во­ре­чить внут­рен­не­му миру инди­виду­у­ма. Искус­ст­во бюста вновь полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ • ГЕРКУЛАНКИ • ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ • ГЕРМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 1044 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор. 170—180 гг.
Римская работа.
Инв. № AS I 65.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа.
Белый мрамор. Начало эпохи Августа.
Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор. 170—180 гг.
Римская работа.
Инв. № AS I 65.
Вена, Музей истории искусств.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа.
Белый мрамор. Начало эпохи Августа.
Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Августа.
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Августа.
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Випсаний Агриппа.
Белый мрамор. Начало эпохи Августа.
Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Августа.
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Августа.
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Августа.
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 12 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, бронза
Август
Кефалления**, 30—28 гг. до н.э.
АВЕРС: Пограничный бюст Юпитера вправо, в диадеме; сзади монограммой ΚΦΑ (ΚεΦΑλληνία, Кефалления?).
РЕВЕРС: Скат, внизу легенда, разделённая хвостом, C PROCVLEI L F.
2. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордина III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AETERNITATI AVG. — Сол в лучевой короне стоит во фронт, повернув голову влево, правая рука поднята, в левой — шар.
3. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—114 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANVS AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: Вид форума Траяна; фасад образуется шестью колоннами на подиуме из двух ступеней, несущими тяжелый центральный пролет и два меньших на каждой стороне; между двумя пролетами есть четыре ниши; и левая и правая стороны обозначены колонной и нишей; в интерколюмниях с фронтальной стороны есть проход в центре и четыре небольшие ниши со статуями, две слева, две справа; над каждой сверху круглый щит; наверху статуи: в центре, анфас, квадрига с возничим, слева и справа от нее воины, ведущие квадригу, по бокам трофеи и Виктории (?).
В обрезе: FORVM TRAIAN.
4. AE 22, бронза
Клавдий
Полиррения, 41—43 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΓΕΡΜΑ. ΣΕΒΑ. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΟΥΑΛΕΡΙΑ ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ — бюст Мессалины вправо.
5. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ ΣΕΒΑΣΤΗ ΝΕΑ ΗΡΑ — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: Γ. ΚΑΔΙΟΣ ΡΟΥΦΟΣ ΑΝΘΥΠΑΤΟΣ — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ΝΕΙΚΑΙΕΩΝ.
6. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 241—243 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордина III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VIRTVTI AVGVSTI — Геркулес, обнаженный, стоит вправо, держит правую руку за спиной (RIC: опирается правой рукой в бок) и в левой руке держит дубину, поставленную на камень; рядом с дубиной — львиная шкура.
7. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 197 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены пятью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона, в стефане и драпировке, под покрывалом, стоит анфас, с обращенной влево головой, держит патеру в правой руке и скипетр, вертикально, в левой, у ее ног стоит павлин, с обращенной назад головой.
8. Тетрадрахма, серебро
Период римского протектората
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над её плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
9. AE 18, медь
Клавдий
Эги, 43—48 гг.
АВЕРС: ΜЄCCΑΛЄΙΝΑ CЄΒΑCΤΗ — драпированный бюст Мессалины вправо.
РЕВЕРС: ΑΙΓΑЄωΝ — Зевс (CNG: Зевс Этофор [аквилифер, знаменосец]) стоит анфас, голова обращена влево, держит орла и скипетр.
10. AE 25, бронза
Клавдий
Синопа, 40—41 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAES. AVG. C. I. F. ANNO LXXXVI (Tiberius Claudius Caesar Augustus. Colonia Iulia Felix, anno LXXXVI) — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MESSALLINA AVGVSTA (Messalina Augusta) — драпированный бюст Мессалины вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА