Словарь античности

ГЕРМЕС (греч. Hermes), сын Зев­са и Майи. Родил­ся на Кил­лене в Арка­дии (отсюда его про­зви­ще Kyllemos). Гер­ме­су посвя­ща­лись вер­ти­каль­но постав­лен­ные кам­ни, или гер­мы. Явля­ет­ся одним из древ­ней­ших и мно­го­знач­ных богов. Как бог ското­вод­ства покро­ви­тель­ст­во­вал живот­ным, поэто­му часто изо­бра­жал­ся с бара­ном на пле­чах (Крио­фор, став­ший сим­во­лом Доб­ро­го пас­ты­ря). Камен­ные глы­бы исполь­зо­ва­лись как дорож­ные вехи, и поэто­му Гер­мес счи­тал­ся богом-покро­ви­те­лем стран­ни­ков. Он изо­бра­жал­ся в дорож­ной шля­пе и с кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми. Как бог тор­гов­ли и рын­ков, он защи­щал куп­цов. С ним, как с богом сча­стья, свя­зы­ва­ли назы­ва­е­мые его име­нем счаст­ли­вые наход­ки — гер­май­о­ны. Гер­мес был быст­рым юным вест­ни­ком богов и выпол­нял посоль­ские функ­ции. В каче­ст­ве героль­да он носил жезл. Этот жезл (каду­цей) являл­ся вол­шеб­ным и слу­жил Гер­ме­су и для усып­ле­ния (напри­мер, Аргу­са), поэто­му Гер­мес почи­тал­ся так­же как бог сна и сно­виде­ний. Гер­мес изве­стен так­же как хит­рый бог воров и обман­щи­ков, кото­рый учил сво­е­го сына Авто­ли­ка воров­ст­ву. Сам Гер­мес в мла­ден­че­ст­ве с помо­щью хит­ро­сти похи­тил коров Апол­ло­на, при­чем Апол­лон оста­вил их ему за лиру, изготов­лен­ную Гер­ме­сом из чере­па­хо­во­го пан­ци­ря (отра­же­но в гоме­ров­ском гимне «Гер­мес» и в сати­ри­че­ской пье­се Софок­ла «Сле­до­пы­ты»). Все­гда нахо­дя­щий выход из любо­го поло­же­ния, Гер­мес счи­тал­ся богом крас­но­ре­чия и мыш­ле­ния и в каче­ст­ве тако­во­го — богом-покро­ви­те­лем школ и палестр. В каче­ст­ве про­вод­ни­ка душ (Psychopompos) Гер­мес про­во­жал умер­ших в пре­ис­под­нюю. Гер­мес был отцом Пана и Гер­ма­фро­ди­та. Ему соот­вет­ст­во­вал рим­ский Мер­ку­рий. Гер­мес и Мер­ку­рий часто вдох­нов­ля­ли скуль­п­то­ров (Пра­к­си­тель, Б. Торвальд­сен, Р. Бегас) и худож­ни­ков (стен­ные деко­ра­ции в доме Ливия, кар­ти­ны А. Кор­реджо, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, П. Рубен­са, К. Лор­ре­на).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
ГЕРМЕС (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 90 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес.
Пентелийский мрамор. Эпоха Августа.
Инв. № 241.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи).
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи) - деталь.
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Гермеса или Персея.
Мрамор. Копия греческого образца V в. до н. э., выполненная во 2-м веке до н. э.
Инв. № S-72-4.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios, тип Лудовизи).
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия второй половины I в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э.
Инв. № 124479.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Гермеса или Персея.
Мрамор. Копия греческого образца V в. до н. э., выполненная во 2-м веке до н. э.
Инв. № S-72-4.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Гермеса или Персея.
Мрамор. Копия греческого образца V в. до н. э., выполненная во 2-м веке до н. э.
Инв. № S-72-4.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес Оратор (Hermes Loghios) — деталь.
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Инв. № 8624.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор. IV в. н. э.
Инв. № 6705.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № MC 329.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА