Словарь античности

ГЕРМЕС (греч. Her­mes), сын Зев­са и Майи. Родил­ся на Кил­лене в Арка­дии (отсюда его про­зви­ще Kyl­le­mos). Гер­ме­су посвя­ща­лись вер­ти­каль­но постав­лен­ные кам­ни, или гер­мы. Явля­ет­ся одним из древ­ней­ших и мно­го­знач­ных богов. Как бог ското­вод­ства покро­ви­тель­ст­во­вал живот­ным, поэто­му часто изо­бра­жал­ся с бара­ном на пле­чах (Крио­фор, став­ший сим­во­лом Доб­ро­го пас­ты­ря). Камен­ные глы­бы исполь­зо­ва­лись как дорож­ные вехи, и поэто­му Гер­мес счи­тал­ся богом-покро­ви­те­лем стран­ни­ков. Он изо­бра­жал­ся в дорож­ной шля­пе и с кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми. Как бог тор­гов­ли и рын­ков, он защи­щал куп­цов. С ним, как с богом сча­стья, свя­зы­ва­ли назы­вае­мые его име­нем счаст­ли­вые наход­ки — гер­май­о­ны. Гер­мес был быст­рым юным вест­ни­ком богов и выпол­нял посоль­ские функ­ции. В каче­стве героль­да он носил жезл. Этот жезл (каду­цей) являл­ся вол­шеб­ным и слу­жил Гер­ме­су и для усып­ле­ния (напри­мер, Аргу­са), поэто­му Гер­мес почи­тал­ся так­же как бог сна и сно­виде­ний. Гер­мес изве­стен так­же как хит­рый бог воров и обман­щи­ков, кото­рый учил сво­его сына Авто­ли­ка воров­ству. Сам Гер­мес в мла­ден­че­стве с помо­щью хит­ро­сти похи­тил коров Апол­ло­на, при­чем Апол­лон оста­вил их ему за лиру, изготов­лен­ную Гер­ме­сом из чере­па­хо­во­го пан­ци­ря (отра­же­но в гоме­ров­ском гимне «Гер­мес» и в сати­ри­че­ской пье­се Софок­ла «Сле­до­пы­ты»). Все­гда нахо­дя­щий выход из любо­го поло­же­ния, Гер­мес счи­тал­ся богом крас­но­ре­чия и мыш­ле­ния и в каче­стве тако­во­го — богом-покро­ви­те­лем школ и палестр. В каче­стве про­вод­ни­ка душ (Psy­cho­pom­pos) Гер­мес про­во­жал умер­ших в пре­ис­под­нюю. Гер­мес был отцом Пана и Гер­ма­фро­ди­та. Ему соот­вет­ст­во­вал рим­ский Мер­ку­рий. Гер­мес и Мер­ку­рий часто вдох­нов­ля­ли скуль­п­то­ров (Пра­к­си­тель, Б. Торвальд­сен, Р. Бегас) и худож­ни­ков (стен­ные деко­ра­ции в доме Ливия, кар­ти­ны А. Корреджо, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, П. Рубен­са, К. Лорре­на).

См. также:
ГЕРМЕС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Афина с божествами.
Краснофигурный колонный кратер. Апулия.
Ок. 360—350 гг. до н. э.
Приписывается Группе Бостона 00.348.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес с младенцем Дионисом.
Пракситель.
Мрамор. 330 г. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гермеса.
Мелкозернистый пентелийский мрамор. Римская работа по греческому образцу середины V в. до н. э.
Высота 45 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Рельеф с изображением Кибелы.
Терракота.
II в. до н. э. Малая Азия.
Высота 24,5 см, ширина 17,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Гермеса Бельведерского.
Крупнозернистый белый мрамор. Римская копия 117—138 гг. с греческого бронзового оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Гермеса, 2.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Голова Гермеса.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота 41 см.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор. 200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гермеса.
Мрамор. Римская работа по греческому образцу середины V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гермес, завязывающий сандалию.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
2. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА