Словарь античности

ГИПС (греч. gyp­sos). В Гре­ции с 6 в. до н. э. для шту­ка­тур­ных работ все шире при­ме­нял­ся стро­и­тель­ный гипс. Моде­ли из гип­са исполь­зо­ва­лись при созда­нии форм, отпе­чат­ки кото­рых повто­ря­лись в твер­дой после обжи­га глине и поз­во­ля­ли осу­ществлять литье. У рим­лян мас­ки из гип­са слу­жи­ли вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом при изготов­ле­нии порт­ре­тов умер­ших. В каче­стве сред­ства защи­ты от ржав­чи­ны исполь­зо­ва­лась смесь гип­са, свин­цо­вых белил и смо­лы. Но основ­ной обла­стью при­ме­не­ния гип­са было стро­и­тель­ство (полу­че­ние стро­и­тель­ною рас­т­во­ра). Гипс при­ме­ня­ли так­же для улуч­ше­ния каче­ства вина. В 1 в. до н. э. широ­кое при­ме­не­ние полу­чи­ли боль­шие про­зрач­ные пла­сти­ны из кри­стал­ли­че­ско­го гип­са (т. н. ma­rienglas) в каче­стве окон­ных сте­кол.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, высота 45 см.
Правление Тиберия (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Деталь передней стороны: Христос.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа. (Лициния, дочь Красса Фруги?)
Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Греческая женская голова.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя сидящей Ливии.
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, 1-я четверть I в. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Эпименида.
Гипсовый слепок.
Мюнхен, Глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis).
Оригинал (инв. № 174): мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с базы статуи отца Юлия Цезаря (недостающие части дополнены).
Гипсовый слепок.
Оригинал: 2 г. н. э.
CIL VI 40954 = InscrIt. XIII2. 7.
Рим, Музей Римской культуры.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись консула Гая Вибия Пансы Цетрониана, погибшего в Мутинской войне против Марка Антония (43 г. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: после 43 г. до н. э.
CIL VI 37077 = ILS 8890 = ILLRP 421.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА