Словарь античности

ГИПС (греч. gyp­sos). В Гре­ции с 6 в. до н. э. для шту­ка­тур­ных работ все шире при­ме­нял­ся стро­и­тель­ный гипс. Моде­ли из гип­са исполь­зо­ва­лись при созда­нии форм, отпе­чат­ки кото­рых повто­ря­лись в твер­дой после обжи­га глине и поз­во­ля­ли осу­ществлять литье. У рим­лян мас­ки из гип­са слу­жи­ли вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом при изготов­ле­нии порт­ре­тов умер­ших. В каче­стве сред­ства защи­ты от ржав­чи­ны исполь­зо­ва­лась смесь гип­са, свин­цо­вых белил и смо­лы. Но основ­ной обла­стью при­ме­не­ния гип­са было стро­и­тель­ство (полу­че­ние стро­и­тель­ною рас­т­во­ра). Гипс при­ме­ня­ли так­же для улуч­ше­ния каче­ства вина. В 1 в. до н. э. широ­кое при­ме­не­ние полу­чи­ли боль­шие про­зрач­ные пла­сти­ны из кри­стал­ли­че­ско­го гип­са (т. н. ma­rienglas) в каче­стве окон­ных сте­кол.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с декретом Нерона.
Гипсовый слепок.
Оригинал: 61 г. н. э.
CIL III 6123 = CIL III 14207. 34 = ILS 231.
Рим, Музей Римской культуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал: лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Левая сторона: предсказание отречения Петра.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Правая сторона: Петр крестит своих надзирателей; Иисус исцеляет женщину с кровотечением.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова императора Августа в гражданском венке.
Гипсовый слепок.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Луция Волузия Сатурнина о даре императора Тиберия.
Гипсовый слепок.
Оригинал: 34—35 гг. н. э.
CIL III 14322.
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет дамы из династии Юлиев-Клавдиев (Друзилла или Антония Младшая).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, 1-я пол. I в. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с посвящением Сексту Афранию Бурру, префекту претория при Нероне, поставленная жителями Вазиона, его согражданами.
Гипсовый слепок.
51—62 гг. н. э.
CIL XII 1360 = CIL XII 5842 = ILS 1321.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя в тоге с гипсовым слепком головы Нервы.
Белый мелкозернистый мрамор.
I в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 20.
10. НАДПИСИ. Рим.
База с посвящением Цезарю.
Гипсовый слепок.
Оригинал: ок. 42—40 гг. до н. э.
CIL VI 872 = ILS 73 = ILLRP 409.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА