Словарь античности

ГИПС (греч. gyp­sos). В Гре­ции с 6 в. до н. э. для шту­ка­тур­ных работ все шире при­ме­нял­ся стро­и­тель­ный гипс. Моде­ли из гип­са исполь­зо­ва­лись при созда­нии форм, отпе­чат­ки кото­рых повто­ря­лись в твер­дой после обжи­га глине и поз­во­ля­ли осу­ществлять литье. У рим­лян мас­ки из гип­са слу­жи­ли вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом при изготов­ле­нии порт­ре­тов умер­ших. В каче­стве сред­ства защи­ты от ржав­чи­ны исполь­зо­ва­лась смесь гип­са, свин­цо­вых белил и смо­лы. Но основ­ной обла­стью при­ме­не­ния гип­са было стро­и­тель­ство (полу­че­ние стро­и­тель­ною рас­т­во­ра). Гипс при­ме­ня­ли так­же для улуч­ше­ния каче­ства вина. В 1 в. до н. э. широ­кое при­ме­не­ние полу­чи­ли боль­шие про­зрач­ные пла­сти­ны из кри­стал­ли­че­ско­го гип­са (т. н. ma­rienglas) в каче­стве окон­ных сте­кол.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Лициний Красс (консул 70, 55 гг. до н. э.).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, высота 45 см.
Правление Тиберия (реплика), 2-я четверть I в. до н. э. (прототип).
Мюнхен, Музей копий классической скульптуры.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юпитера.
Мрамор. Кон. I в. н. э.
Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа со сценой жертвоприношения с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с базы почётной статуи Германика.
CIL. VI. 909 = ILS. 176
Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 19 или 23 г. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Северная Африка.
Друзилла или Агриппина Младшая. Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Агриппина Старшая.
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг.).
Рим, Музей Римской культуры.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Луция Волузия Сатурнина о даре императора Тиберия.
Гипсовый слепок.
Оригинал: 34—35 гг. н. э.
CIL III 14322.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА