Словарь античности

ГЛИНА. Запа­сы гли­ны встре­ча­ют­ся прак­ти­че­ски повсюду. Как исход­ный мате­ри­ал для изготов­ле­ния гру­бых кера­ми­че­ских изде­лий гли­на не тре­бу­ет пред­ва­ри­тель­ной обра­бот­ки. Для кера­ми­че­ских изде­лий повы­шен­но­го каче­ства гли­ну пред­ва­ри­тель­но раз­мель­ча­ли, про­се­и­ва­ли, а затем раз­ма­чи­ва­ли в спе­ци­аль­ных емко­стях, это дела­лось для того, чтобы она ста­ла при­год­ной для изготов­ле­ния кера­ми­че­ских изде­лий раз­лич­ных форм. При этом сме­ши­ва­ли гли­ну раз­ных сор­тов или добав­ля­ли песок. Для изготов­ле­ния ваз выс­ше­го каче­ства тре­бо­ва­лась сверх­тон­ко раз­мель­чен­ная не слиш­ком жир­ная гли­на (такая гли­на добы­ва­лась в Афи­нах и Корин­фе), кото­рая под­вер­га­лась фрак­ци­он­но­му отму­чи­ва­нию (как это про­ис­хо­ди­ло, нам не извест­но). Ино­гда в бес­цвет­ные сор­та гли­ны добав­ля­ли крас­ный гли­ни­стый желез­няк.

См. также:
КЕРАМИКА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Геракла с амазонками.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл, сражающийся с Лернейской гидрой.
Арибалл. Коринф.
Терракотта. Ок. 600—575 гг. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Саркофаг женщины из семьи Сеянти.
Глина. II в. до н. э.
Рисунок по акварели Ф. Эйхлера 1886 г.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и музы; воины.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Ленинград 1488.
Глина. Резьба, пурпур, белая краска. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Героизированный умерший.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Головы из Копенгагена.
Глина. 325—300 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Мойры.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Биконическая виллановианская урна со шлемом.
Глина. IX—VIII вв. до н. э.
Высота — 0,71 м.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА