Словарь античности

ГЛИНА. Запа­сы гли­ны встре­ча­ют­ся прак­ти­че­ски повсюду. Как исход­ный мате­ри­ал для изготов­ле­ния гру­бых кера­ми­че­ских изде­лий гли­на не тре­бу­ет пред­ва­ри­тель­ной обра­бот­ки. Для кера­ми­че­ских изде­лий повы­шен­но­го каче­ства гли­ну пред­ва­ри­тель­но раз­мель­ча­ли, про­се­и­ва­ли, а затем раз­ма­чи­ва­ли в спе­ци­аль­ных емко­стях, это дела­лось для того, чтобы она ста­ла при­год­ной для изготов­ле­ния кера­ми­че­ских изде­лий раз­лич­ных форм. При этом сме­ши­ва­ли гли­ну раз­ных сор­тов или добав­ля­ли песок. Для изготов­ле­ния ваз выс­ше­го каче­ства тре­бо­ва­лась сверх­тон­ко раз­мель­чен­ная не слиш­ком жир­ная гли­на (такая гли­на добы­ва­лась в Афи­нах и Корин­фе), кото­рая под­вер­га­лась фрак­ци­он­но­му отму­чи­ва­нию (как это про­ис­хо­ди­ло, нам не извест­но). Ино­гда в бес­цвет­ные сор­та гли­ны добав­ля­ли крас­ный гли­ни­стый желез­няк.

См. также:
КЕРАМИКА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Атлет с диском.
Краснофигурная амфора (с загнутыми ручками). Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, возлежащий с ритоном на судне, плывущем среди дельфинов.
Чернофигурный килик с глазами (тип A). Аттика.
Подписан гончаром и художником Экзекием.
Глина.
Ок. 530 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Борцы и педотрибы.
Чернофигурный колонный кратер. Аттика.
Мастер Качелей.
Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна-канопа с ручками.
Терракота.
VI в. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Вооружающиеся воины (Гиперох, Гиппас, Мегон, Акаст, Аxсипп).
Краснофигурный кратер-калик (сторона B). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 гг. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кумская ваза.
Кон. IV в. до н. э. Кампания.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Крышка канопы из Кьюзи.
Глина. Начало VI в. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна из Кьюзи.
Глина.
Ок. 600 г. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА