Словарь античности

КЕРАМИКА. В 7—6 вв. до н. э. гре­ки изготав­ли­ва­ли не толь­ко посу­ду, при­ме­няя при этом гон­чар­ный круг, но и плос­кие кера­ми­че­ские пли­ты, пред­на­зна­чав­ши­е­ся для обли­цов­ки зда­ний, кото­рые в арха­и­че­скую эпо­ху стро­и­лись из дере­ва и пес­ча­ни­стой гли­ны. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют наход­ки — пли­ты из обо­жжен­ной гли­ны с нане­сен­ны­ми на них цвет­ны­ми рисун­ка­ми, при­ме­няв­ши­е­ся для отдел­ки фри­зов. Веду­щее место в раз­ви­тии стро­и­тель­ной кера­ми­ки зани­мал Коринф; толь­ко в 5 в. до н. э. роль терра­ко­ты в зод­че­стве рез­ко упа­ла, одна­ко пол­но­стью эта отрасль кера­ми­ки не исче­за­ла нико­гда. Кера­ми­ка малых форм 6—5 вв. до н. э. пред­став­ле­на рас­пис­ны­ми вотив­ны­ми таб­лич­ка­ми (напри­мер, таб­лич­ки из Пен­теску­фии близ Корин­фа). Пли­ты с нане­сен­ны­ми на них релье­фа­ми, пред­на­зна­чен­ные для деко­ра стен, появ­ля­ют­ся толь­ко в 4 в. до н. э. Круг­лая кера­ми­че­ская скульп­ту­ра сво­бод­ных форм выпол­ня­ла не толь­ко вспо­мо­га­тель­ную функ­цию (при изготов­ле­нии брон­зо­вых ста­туй исполь­зо­ва­лись кера­ми­че­ские моде­ли и фор­мы для отлив­ки), но суще­ст­во­ва­ла как само­сто­я­тель­ный вид искус­ства до 4 в. (Зевс и Гани­мед из Олим­пии, око­ло 470 до н. э.). В обла­сти кера­ми­че­ской скульп­ту­ры боль­ших успе­хов достиг­ли и этрус­ки — об этом мож­но судить по терра­ко­то­вым сар­ко­фа­гам, дати­ру­е­мым 6 в. до н. э.; подоб­но этрус­ским погре­баль­ным урнам, эти сар­ко­фа­ги укра­ше­ны релье­фа­ми, отдель­ные части выпол­не­ны из обо­жжен­ной гли­ны. К чис­лу пла­сти­че­ских про­из­веде­ний из гли­ны сле­ду­ет отне­сти и огром­ные, выше чело­ве­че­ско­го роста сосуды, укра­шен­ные релье­фа­ми, пред­на­зна­чав­ши­е­ся для хра­не­ния жид­ко­стей и сыпу­чих про­дук­тов. Такие сосуды исполь­зо­ва­лись уже в кри­то-микен­скую эпо­ху. Мел­кая терра­ко­то­вая пла­сти­ка во все вре­ме­на слу­жи­ла укра­ше­ни­ем в небо­га­тых домах, мог­ла быть игруш­кой для детей или вотив­ным даром. Часто кера­ми­ка заме­ня­ла изде­лия из метал­ла, доступ­ные толь­ко бога­чам и зна­ти. В сред­нем худо­же­ст­вен­ная цен­ность про­из­веде­ний мел­кой кера­ми­че­ской пла­сти­ки неве­ли­ка, за исклю­че­ни­ем зна­ме­ни­тых терра­кот из Тана­г­ры. Важ­ную область кера­ми­ки состав­ля­ют чисто худо­же­ст­вен­ные про­из­веде­ния — гро­теск­ные фигур­ки, мас­ки, умень­шен­ные копии зна­ме­ни­тых про­из­веде­ний мону­мен­таль­ной скульп­ту­ры. Кро­ме того, из гли­ны изготов­ля­лись и вещи прак­ти­че­ско­го назна­че­ния — вере­те­на для ткац­ких стан­ков, гру­зи­ла для рыбо­ло­вец­ких сетей, ульи, тиге­ли, а у кель­тов, даков, илли­рий­цев и фра­кий­цев — фор­мы для отлив­ки монет. О тех­но­ло­гии изготов­ле­ния кера­ми­че­ских изде­лий мож­но судить по най­ден­ным остат­кам печей для обжи­га, инстру­мен­там для изготов­ле­ния моде­лей, печа­тям для созда­ния релье­фов, моде­лям и фор­мам для отлив­ки ста­туй. Вме­сте с тем не обна­ру­же­но ника­ких сведе­ний о крас­ках, исполь­зо­вав­ших­ся при изготов­ле­нии кера­ми­че­ских изде­лий, хотя их, конеч­но, окра­ши­ва­ли. Осо­бый вид кера­ми­ки пред­став­ля­ют собой гли­ня­ные рито­ны и такие сосуды, в кото­рых гли­на ком­би­ни­ру­ет­ся с дру­гим мате­ри­а­лом (эма­лью). Такие изде­лия кера­ми­ки отра­жа­ют изме­не­ния в сти­ле и вку­сах. Тех­но­ло­гия про­из­вод­ства кера­ми­ки поз­во­ля­ла исполь­зо­вать и дет­ский труд; мож­но было орга­ни­зо­вать семей­ную мастер­скую или отно­си­тель­но круп­ное про­из­вод­ство с при­ме­не­ни­ем зна­чи­тель­но­го чис­ла рабов. В послед­ние деся­ти­ле­тия суще­ст­во­ва­ния Рим­ской рес­пуб­ли­ки круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли орга­ни­зо­вы­ва­ли спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные кера­ми­че­ские мастер­ские, кото­рые дава­ли боль­шое коли­че­ство изде­лий. Успе­хи, достиг­ну­тые Римом в изготов­ле­нии кера­ми­ки, ста­ли образ­цом для про­вин­ций, начи­ная с послед­не­го сто­ле­тия суще­ст­во­ва­ния рес­пуб­ли­ки. Наряду с круп­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми суще­ст­во­ва­ли и мел­кие ремес­лен­ни­ки, про­из­во­див­шие деше­вую про­дук­цию. Сего­дня в экс­по­зи­ци­ях музеев кера­ми­че­ские изде­лия пред­став­ле­ны, как пра­ви­ло, высо­ко­класс­ны­ми образ­ца­ми, кото­рые были недо­ступ­ны широ­ким мас­сам.



Боль­шие кера­ми­че­ские сосуды для хра­не­ния про­дук­тов; чтобы охла­дить, их зары­ва­ли в зем­лю на глу­би­ну, пре­вы­шаю­щую чело­ве­че­ский рост (най­де­ны в Кнос­се, Трое, Тирин­фе).

Терра­ко­то­вая фор­ма и полу­чен­ное с ее помо­щью изо­бра­же­ние (спра­ва) из Тарен­та (сер. 4 в. до н. э.).

Кера­ми­че­ские штам­пы с выпук­лым рисун­ком для оттис­ка изо­бра­же­ний (сви­ньи из Рейн­ца­бер­на), мас­ки с боро­дой, над­пи­си (пре­иму­ще­ст­вен­но изде­лия рим­ских про­вин­ций 1—2 вв. н. э.). Пози­тив­ный штамп оттис­ки­вал­ся в фор­ме, поэто­му рельеф­ное изо­бра­же­ние так­же было пози­тив­ным.

См. также:
ГЛИНА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ИНКРУСТАЦИЯ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Вооружение эфеба.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Обучение эфебов гимнастике.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна из Четоны.
Глина. 2-я четв. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Урна-канопа с ручками.
Терракота.
VI в. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Театральная трагическая женская маска, тип katákomos ōchrá.
Раскрашенная терракота.
IV в. до н. э.
Чефалу, Музей Мандралиска.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Геракла с амазонками.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА