Словарь античности

ГНОМОН (греч. gno­mon — ука­за­тель).

1. Древ­ней­ший аст­ро­но­ми­че­ский инстру­мент. При­ме­нял­ся уже в Вави­ло­нии. Пред­став­лял собой пер­пен­ди­ку­ляр­но воткну­тый на гори­зон­таль­ной пло­щад­ке стер­жень, непре­рыв­но изме­ня­ю­ща­я­ся дли­на тени кото­ро­го дава­ла воз­мож­ность опре­де­лить момент рав­но­ден­ст­вия и солн­це­сто­я­ния. Спро­еци­ро­ван­ная на плос­кой поверх­но­сти тень гно­мо­на дает сведе­ния о вре­ме­ни, т. е. слу­жит сол­неч­ны­ми часа­ми. Ари­старх Самос­ский усо­вер­шен­ст­во­вал гно­мон, уста­но­вив его в цен­тре полу­круг­лой шка­лы.

2. В гре­ко-элли­ни­сти­че­ской мате­ма­ти­ке гно­мо­ном назы­ва­лась гео­мет­ри­че­ская фигу­ра, кото­рая обра­зу­ет­ся, если внут­ри парал­ле­ло­грам­ма постро­ить ему подоб­ный парал­ле­ло­грамм, рас­по­ло­жен­ный так, чтобы один из его углов был общим с углом пер­вой фигу­ры.


Гно­мон. Заштри­хо­ван­ная пло­щадь ABCGFE — гно­мон.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРГАСТУЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Обелиск Псамметиха II.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация Марсова поля. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА