Словарь античности

ГОЛОВНОЙ УБОР. Дорож­ным голов­ным убо­ром гре­ков был петас — шля­па с поля­ми раз­лич­ной фор­мы; петас был и атри­бу­том Гер­ме­са как вест­ни­ка богов. Ремес­лен­ни­ки, моря­ки и дру­гие носи­ли пилос — голов­ной убор типа кол­па­ка без полей; его дела­ли в основ­ном из вой­ло­ка. Фри­гий­ский кол­пак, кото­рый носи­ли ама­зон­ки, имел загну­тую впе­ред вер­хуш­ку. Рим­ляне в каче­стве дорож­но­го голов­но­го убо­ра тоже исполь­зо­ва­ли петас. Вой­лоч­ный кол­пак (лат. pil­leus) был, оче­вид­но, эле­мен­том вся­ко­го наряда толь­ко в ран­ний пери­од рим­ской исто­рии; впо­след­ст­вии он стал голов­ным убо­ром рабо­че­го люда, но толь­ко сво­бод­ных — рабы не име­ли пра­ва носить его. У даков голов­ной убор так­же свиде­тель­ст­во­вал о соци­аль­ном поло­же­нии чело­ве­ка: знат­ные люди носи­ли пилии и зва­лись «pil­lea­ti» (нося­щие пилий) в отли­чие от «co­ma­ti» (про­сто­во­ло­сых), голов­ных убо­ров не носив­ших.


Голов­ной убор. Петас.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭПИСИТИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 70 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, левая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Меркурий.
Пентелийский мрамор. С греческого оригинала нач. IV в. до н. э.
Голова приставлена, ноги и руки с атрибутами современные.
Инв. № MC 60.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Гермеса.
Мрамор. Римская работа сер. II в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э.
Обширная реставрация и дополнения Фердинандо Лисандрони, 1778—1779.
Инв. № 967.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 6.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Одиссей возвращается к Пенелопе.
Терракотовая плитка. Греция. Ок. 450 г. до н. э.
Инв. № 30.11.9.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Изида.
Пентелийский мрамор. I в. до н. э.
Инв. № MC 1154.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), II. 42.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека с тюрбановидным головным убором.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
8. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Изида.
Пентелийский мрамор. I в. до н. э.
Инв. № MC 1154.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), II. 42.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуэтка этрусского божества.
Бронза. III в. до н. э.
Инв. № В. 2068.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Изида.
Пентелийский мрамор. I в. до н. э.
Инв. № MC 1154.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), II. 42.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
2. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская стоит во фронт в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
3. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
4. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
5. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
6. Денарий, серебро
Клодий Макр
Карфаген, 68 г.
АВЕРС: L. CLODI. MACRI LIBERATRIX — драпированный бюст Африки, в головном уборе из кожи слона, вправо.
Под бюстом: S. C.
РЕВЕРС: MACRIANA LIB. — легионный орел (аквила) между двух вексиллумов.
В поле, внизу: LEG. I
7. Гемидрахма, серебро
Гипата, 360—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Зевса, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ΑΙΝΙΑΝΩΝ — герой Фемий (Phemios), обнаженный, с коротким мечом в ножнах на перевязи и в хламиде, драпированной на его плече и левой руке, стоит влево с обращенной назад головой, занеся для броска копье в правой руке и держа в левой руке, словно щит, свой петас; на линии земли между его ног повернутая буква Φ (Фемий).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА