Словарь античности

ГОЛОВНОЙ УБОР. Дорож­ным голов­ным убо­ром гре­ков был петас — шля­па с поля­ми раз­лич­ной фор­мы; петас был и атри­бу­том Гер­ме­са как вест­ни­ка богов. Ремес­лен­ни­ки, моря­ки и дру­гие носи­ли пилос — голов­ной убор типа кол­па­ка без полей; его дела­ли в основ­ном из вой­ло­ка. Фри­гий­ский кол­пак, кото­рый носи­ли ама­зон­ки, имел загну­тую впе­ред вер­хуш­ку. Рим­ляне в каче­стве дорож­но­го голов­но­го убо­ра тоже исполь­зо­ва­ли петас. Вой­лоч­ный кол­пак (лат. pil­leus) был, оче­вид­но, эле­мен­том вся­ко­го наряда толь­ко в ран­ний пери­од рим­ской исто­рии; впо­след­ст­вии он стал голов­ным убо­ром рабо­че­го люда, но толь­ко сво­бод­ных — рабы не име­ли пра­ва носить его. У даков голов­ной убор так­же свиде­тель­ст­во­вал о соци­аль­ном поло­же­нии чело­ве­ка: знат­ные люди носи­ли пилии и зва­лись «pil­lea­ti» (нося­щие пилий) в отли­чие от «co­ma­ti» (про­сто­во­ло­сых), голов­ных убо­ров не носив­ших.


Голов­ной убор. Петас.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ЭПИСИТИИ • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 80 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Надгробный рельеф Меззабены.
Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир и менада.
Фреска IV стиля из Помпей. 60—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Надгробный рельеф Меззабены.
Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква ?; все внутри рамки.
2. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская стоит во фронт в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
3. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ??????? — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
4. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ??????? ??????? — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, ? ?.
5. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
6. Денарий, серебро
Клодий Макр
Карфаген, 68 г.
АВЕРС: L. CLODI. MACRI LIBERATRIX — драпированный бюст Африки, в головном уборе из кожи слона, вправо.
Под бюстом: S. C.
РЕВЕРС: MACRIANA LIB. — легионный орел (аквила) между двух вексиллумов.
В поле, внизу: LEG. I
7. Гемидрахма, серебро
Гипата, 360—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Зевса, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ???????? — герой Фемий (Phemios), обнаженный, с коротким мечом в ножнах на перевязи и в хламиде, драпированной на его плече и левой руке, стоит влево с обращенной назад головой, занеся для броска копье в правой руке и держа в левой руке, словно щит, свой петас; на линии земли между его ног повернутая буква ? (Фемий).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА