Словарь античности

ГОЛОВНОЙ УБОР. Дорож­ным голов­ным убо­ром гре­ков был петас — шля­па с поля­ми раз­лич­ной фор­мы; петас был и атри­бу­том Гер­ме­са как вест­ни­ка богов. Ремес­лен­ни­ки, моря­ки и дру­гие носи­ли пилос — голов­ной убор типа кол­па­ка без полей; его дела­ли в основ­ном из вой­ло­ка. Фри­гий­ский кол­пак, кото­рый носи­ли ама­зон­ки, имел загну­тую впе­ред вер­хуш­ку. Рим­ляне в каче­стве дорож­но­го голов­но­го убо­ра тоже исполь­зо­ва­ли петас. Вой­лоч­ный кол­пак (лат. pil­leus) был, оче­вид­но, эле­мен­том вся­ко­го наряда толь­ко в ран­ний пери­од рим­ской исто­рии; впо­след­ст­вии он стал голов­ным убо­ром рабо­че­го люда, но толь­ко сво­бод­ных — рабы не име­ли пра­ва носить его. У даков голов­ной убор так­же свиде­тель­ст­во­вал о соци­аль­ном поло­же­нии чело­ве­ка: знат­ные люди носи­ли пилии и зва­лись «pil­lea­ti» (нося­щие пилий) в отли­чие от «co­ma­ti» (про­сто­во­ло­сых), голов­ных убо­ров не носив­ших.


Голов­ной убор. Петас.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Бихаракта • Центенарий • Придворный монетный двор • КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами. Деталь: Нерей в головном уборе из рыбьей кожи.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий путник.
Пентелийский мрамор. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакральный пейзаж.
Фреска IV стиля из Помпей.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя женщины с плодом граната.
Белый аттический мрамор.
Ок. 575 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский солдат с парфянским пленником.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
4. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Милет, 129—130 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская (RIC: Эфесская) стоит фронтально в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень.
5. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
6. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
7. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
8. Денарий, серебро
Клодий Макр
Карфаген, 68 г.
АВЕРС: L. CLODI. MACRI LIBERATRIX — драпированный бюст Африки, в головном уборе из кожи слона, вправо.
Под бюстом: S. C.
РЕВЕРС: MACRIANA LIB. — легионный орел (аквила) между двух вексиллумов.
В поле, внизу: LEG. I
9. Гемидрахма, серебро
Гипата, 360—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Зевса, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ΑΙΝΙΑΝΩΝ — герой Фемий (Phemios), обнаженный, с коротким мечом в ножнах на перевязи и в хламиде, драпированной на его плече и левой руке, стоит влево с обращенной назад головой, занеся для броска копье в правой руке и держа в левой руке, словно щит, свой петас; на линии земли между его ног повернутая буква Φ (Фемий).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА